Ориген, исходя из библейских цитат утверждает,что все эти вопросы вовсе не второстепенны, что они ставятся самим Писанием. И мы хотели бы руководствоваться этими библейскими указаниями. Намеренно мы ограничимся лишь личной молитвой, ибо она есть твердая основа не только духовной жизни, но и общинной литургической молитвы.
Никто лучше отцов не сознавал, что никогда не следует отделять Писание отего контекста, если мы хотим понять его должным образом. Дляхристианина контекст – это Церковь, в которой жизнь и вераподтверждаются свидетельством апостольского и святоотеческого Предания. В результате разрывов Предания, что сопровождали в особенности историю Западной Церкви, это драгоценное достояние стало почти недоступным для множества христиан, несмотря на все невиданное доселе обилие великолепных переводов святоотеческих текстов. И потому цель этой книги заключается прежде всего в том, чтобы дать в руки христианину наших дней ключ к этому достоянию.
Тот же ключ, т.е. «практика», открывает, помимо прочего, доступ и к другимсокровищам, таким, как литургия, искусство и, не в последнюю очередь, богословие в изначальном значении этого слова как «разговора о Боге», однако не на основе научного изыскания, но как к плоду сокровенного постижения.
Грудь Господня есть ведение Бога, и припадающий к нейстанет Богословом11).
***
Указание: Отцы всегда пользовались греческим переводом ВетхогоЗавета (Септуагинтой), который и мы берем за основу при нумерации псалмов.
^ Глава I. «И никто, пив старое вино...» (Лк.5:39)
Хотя в наши намерения непосредственно и не входит написание историческогоили экзегетического очерка на тему «молитвы», на последующих страницах нам неизменно придется обращаться к святым отцам древней Церкви. Это постоянное возвращение к тому, «что было от начала», нуждается в оправдании в эпоху, когда критерием ценности часто становится новизна. Однако здесь сегодняшнему читателю конца двадцатого века будут предложены не последние сведения о молитве, но лишь то, что «передали нам... бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова»12). Чемобъяснить такую высокую оценку «Предания» и то исключительное место, которое мы отводим «началу»? Или, если этот вопрос задать автору более личностным образом, почему вместо того, чтобы прятаться за своими
Комментарии к книге «Скудельные сосуды. Практика личной молитвы по преданию святых отцов.», Схиархимандрит Гавриил
Всего 0 комментариев