Но нет Тебя.[15]
Du nicht bist... - так восклицает Иисус у Рильке, и в этих стихах, в этих гениальных стихах мы на самом деле видим, как поэт сердцем побеждает собственное неверие. И неверие Жан-Поля, де Нерваля и Бодлера, ибо из текста Рильке ясно, что поэт был знаком с гефсиманской темой и у того, и у другого, и у третьего. Все стихотворение Рильке, хотя по теме он очень точно повторяет, почти переводит с французского на немецкий Жерара де Нерваля, в отличие от сонета из нервалевских «Химер», обращено к Богу. Ключевое слово этого стихотворения Du или Dich, (Ты или Тебя) но не Dieu - Lui (Бог - Он), как это было у Нерваля.
Действительно христианство не состоялось как философская система, но оно и не призвано быть ею. Но оно состоялось, а вернее, в личном своем опыте каждый из нас в какой-то момент жизни убеждается, что оно состоялось как наша уникальная и неповторимая встреча с Богом, Которому мы говорим «Ты» и перед Которым мы можем полностью открыться.
Примечания 1Fides fracta (лат.) -«разбитая (давшая трещину, поврежденная) вера». - Здесь и далее в данной статье прим. ред.
(обратно) [3]Сунь У-кун или Сунь Укун - китайский литературный персонаж, Царь Обезьян. Имя «Укун» означает «понимающий пустоту». Устроил смуту на Небе, желая достичь бессмертия. Присвоил себе титул «Великий Мудрец, Равный Небу».
(обратно) [4]Джон Дьюи (1859-1952) - философ, один из основателей американского прагматизма.
(обратно) [5]...en Dieu de philosophes et des savants -франц. «...в Бога философов и ученых». Обыгрывается знаменитая цитата из Б. Паскаля. Найденный в подкладке камзола после его смерти лист пергамента начинается словами: «Лето от Рождества Христова 1654. Понедельник, 23 ноября <.. .> Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. А не философов и ученых» (Паскаль Б. Мысли. М„ 1994. С. 61). -"Feu, Dieu d'Abra- ham, Dieu d'haac, Dieu de Jacob, поп des philosophes et des savants".
(обратно) [6]Имеется в виду известное предписание Эпикура «Живи скрытно» -греч.lathe biosas (AdQe (Зиостск;).
(обратно) [7]Предположительно отец Жак Лёв.
(обратно) [8]
Комментарии к книге «Omnipotens ?», Георгий Петрович Чистяков, священник
Всего 0 комментариев