СУТЬ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ И ЗАВЕРШЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРИНЕСУТ БЛАГО НАЧИНАЮЩЕМУ, ВСТУПИВШЕМУ НА ПУТЬ
(Джамген Конгтрул Лодрё Тайе)
ВВЕДЕНИЕ
Тибетский текст, переведенный здесь - это краткая но исчерпывающая экспозиция сущности тибетско-буддийской практики медитации, представленная одним из наиболее ярких умов этой традиции, Джамгеном Конгтрулом Лодро Тае (1813 - 1899). Тибетское название этого текста: lam zhugs kyi gang zag las dang po pa la phan pa'i bskyed rdzogs kyi gnad bsdus; “Суть принципов построения и завершения, которые принесут благо начинающему, вступившему напуть”. Тибетцы называют это просто: Кье Дзог Не Дю (bskyed rdzogs gnad bsdus) или “Суть принципов построения и завершения”. Построение (или развитие) и завершение (или совершенство) относятся к двум стадиям медитации включающей практику визуализации божества, технику медитации благодаря которой тибетский буддизм так широко известен. Сам текст, это не какая-то особая медитация как таковая, скорее в нем описывается значение и результат такой практики, а также сущностный буддийский взгляд на природу ума и реальность. Это описано с необыкновенной ясностью, глубоким вглядом и обширным методом, в пределах которого должна происходить медитативная практика.
Джамген Конгтрул составил этот текст в качестве путеводителя по медитативной практике. Он весь написан стихотворным слогом, в стиле песен реализации и другой вдохновляющей духовной литературы тибета, следуя очень похожей традиции древней Индии. Это не углубленный анализ или научный трактат. Джамген Конгтрул, выдающийся ученый, более всего был заинтересован в действительном применении учений в медитации. В этом тексте его намерением было просто довести то, что действительно необходимо для эффективной практики. Цель перевода и публикации этого текста та же: просто сделать это доступным людям, интересующимся буддийской практикой. Хотя каждая строка требует тома комментариев - это может просто свестись к затемнению сущностных моментов. То, что здесь представлено, это минимум комментариев, достаточных для того, чтобы осветить небольшой контекст.
БУДДИЗМ
Буддийские учения зародились в Индии, в шестом веке до нашей эры через Гаутаму, или Будду Шакьямуни, принца, покинувшего свое королевство в поисках мудрости. После многолетнего “внутреннего” путешествия он пережил полное пробуждение или просветление и продолжал учить этому переживанию в течении сорока пяти лет.
Индия того времени уже имела сильные традиции практики созерцания, но эти новые учения были необычными не только по своему содержанию, но и в том, что в соем заявлении они шли вразрез с социальными и религиозными ограничениями. Они предлагали каждому равные возможности достижения освобождения через личное усилие. За сорок пять лет, которые Будда Шакьямуни провел путешествуя по Индии и передавая свое глубокое знание, многие различные аспекты этого были представлены различными способами огромному числу людей. Такой особый талант преподносить истину (Дхарму) способом, который является наиболее практичным и подходящим для определенной аудитории, называется искусными средствами. Символически это представлено как одно из особых качеств речи Будды: то, что он может излогать учение группе людей, говорящих на различных языках, и все они будут слышать его на своем собственном языке.
ТРИ ПОВОРОТА КОЛЕСА ДХАРМЫ
Первый поворот:
Великое множество буддийских учение, которые возникли в Индии на протяжении следующего тысячелетия классифицируются как три “Поворота Колеса Дхармы”. Считается, что все они произошли от Будды Шакьямуни во время различных этапов учения, в различных местах, для различных аудиторий, иногда одновременно разным видам слушателей. На первом этапе подчеркивались Четыре Благородные Истины: истина страдания, причины, прекращения и пути к этому прекращению. Поскольку первая пара описывает реальность нашего переживания жизни - циклическое существование (самсара) - а вторая пара включает все способы ее преодоления (нирвана), нет ничего что бы не было включено в эту классификацию.
Среди важных концепций, раскрывающихся в этой фазе, было обьяснение полной зависимости и взаимозависимой природы всей феноменальной реальности. Говорят об охватывающем видении, которое Будда пережил в ночь своего просветления. Если можешь понять запутанные взаимоотношения всех феноменов и в частности свои собственные эмоциональные и концептуальные тенденции - тогда цикл страдания может быть прерван. При глубоком анализе прцесса страдания также обнаруживается, что идея о пресущем и независимом существовании эго лежит в основе всего этого. Это рассматривается как ложная идея, поскольку при прямом исследовании посредством медитации и анализа, такое эго не может быть найдено. Неведение - это вера в миф эго и двойственная мысль, это то, что ее порождает. Вместе с защитой себя и рассмотрением другого, отличающегося от я, вместе со многими другими “беспокоящими эмоциями” возникают эмоциональные реакции привязанности и отвращения. Это, в свою очередь, порождает действия и их результат (карма). Это источники страдания. Таким образом, идея об отсутствии эго - это еще одна главная идея, представленная в учениях Первого Поворота. Эта концептуальная форма является основой для всего дальнейшего развития буддийской мысли.
Людей, которые получили, практиковали и осуществили учения этой ранней фазы буддизма называют Архатами. Эта группа включает большинство ранних последователей. Основной образ жизни здесь, это отречение и моральная дисциплина, а цель - это достижение собственного освобождения из циклического существования. Эти учения кроме того развиваются покрайней мере в восьми отдельных школах. Сегодня они предсталены школами Старейших (Тхеравада), в основном распространенных на Шри Ланке, в Бирме, таиданде и Камбодже. Позже, другими традициями этот путь стал называться “Малой Колесницей” (Хинаяна).
Второй поворот:
Вторая фаза учений соответствует с литературой, относящейся к мудрости. Новый этап литературы начал свое развитие между 100 в. до н. э. 100 в. н. э. ипродолжал равиваться на протяжении веков. Две великие идеи, которые здесь подчеркивались - это пустотность и сострадание. Пустотность, это дальнейшее развитие (понимания) отсутствия эго и зависимой природы феномена. Не только Я выявлено как пустое от любого зависимого существования, но то же самое относится ко всем феноменами.
Я кланяюсь Пема Ньиндже Вангпо,
Неотделимому от Рожденного из Озера Ваджра, проявления которого
Излучаются и поглощаются через сотни дверей самадхи,
Незагрязнённого блаженства-пустоты,
Вечного и истинного.
Сейчас, когда смутные времена явили свой облик,
Чего может достичь обычное глупое существо типа меня,
Пытаясь объяснить глубинный и обширный смысл.
Разве что обретет усталость.
Но всё же по настоянию моих Ваджра-родственников ( друзей?)
И полагаясь только лишь на благословение Славного Ламы,
Я свободно и без ограничений изложу то, что придёт на ум,
И что может принести пользу некоторым глупцам, (таким) как я.
Ты сейчас обрёл наделённое столькими свободами и преимуществами драгоценное человеческое рождение, которое так трудно найти.
При этом ты не просто остался обыкновенным человеком,
но тебе удалось встретиться с Дхармой,
Тебя принял Лама, который является проявлением самого Будды
И ты можешь выбирать наиглубочайшие учения и наилучших среди Лам (Гуру).
Когда ты имеешь такой шанс и все накопившиеся условия, способствующие Дхарме,
даже если ты не достьиг других благ,
по крайней мере практикуй ради самого себя.
В противном случае, в момент смерти, время которой не определенно,
Не будет ничего, что смогло бы помочь кроме Дхармы.
Даже богатство господина вселенной, лишь отодвигает на время ложе смерти.
Позитивные и негативные мысли прилипают к сознанию
И не зная что делать, даже сожаление не поможет.
С этого самого момента и без промедления,
ты должен стремиться к добродетельной практике посредством тела, речи и ума.
Единственным краеугольным камнем практики является решимость,
единственными вратами в практику является вера,
единственной дорогой практики является сострадание,
древом жизни практики является способность к однонаправленному применению.
Неразрывностью практики является осознанная внимательность,
устранением препятствий в практике является опора на Три Драгоценности,
результатом (улучшением?) практики является преданность Ламе,
гарантом безошибочности практики являются наставления Гуру,
сущностью практики является объединение Трёх Корней.
И когда все мирные и гневные мандалы
возникают как проявления Ламы - только тогда этого достаточно.
Наиболее одаренные, те, чьи способности были развиты ещё в предыдущих жизнях,
достигшие совершенной преданности и получившие высочайшее рождение,
даже без особого усердия в практиках различных стадий,
они могут воспринять истину реальности.
Для всех остальных, как это было сказано благородным Нагарджуной,
слушание Дхармы порождает Размышление,
а Размышление порождает опыт Медитации -
такова последовательность.
Так что если отбросить отвлечение и постоянно прилагать усилие, то
вначале, с помощью Мудрости, возникающей из Слушания, обретёшь общее понимание характеристик явлений самсары и нирваны.
Затем, с помощью Размышления умиротворишь грубое цепляние за реальность иллюзорных проявлений.
И наконец, с помощью Медитации разовьёшь определенный прямой опыт ума.
Таким образом, предыдущие стадии действуют как причины для возникновения последующих.
Когда же такой последовательности нет, то это подобно желанию результатов, без всякой на то причины.
Можно заявлять что то, что накапливал, в чём тренировался и то, что практиковал, является наилучшим,
хвастаясь страданиями, перенесёнными в ходе своей лишённой убеждённости практики.
Такой опыт не приведёт ум к определённости.
Без убеждённости, остаёшься в сомнениях,
а сомнения и являются единственным высочайшим препятствием.
Когда убеждённость возникла(ает) через Слушание, Размышление и Медитацию,
То даже если кто-нибудь скажет, что эта медитация приведёт тебя в ад,
Вместо того чтобы испугавшись засомневаться, останешься совершенно уверенным.
Если кратко изложить суть всех учений данных Буддой, то
это метод подчинения своего собственного ума.
Входными вратами в начальную практику ума, является решимость, без которой практика невозможна.
Если возникнет подлинная решимость, то суетных действий станет меньше,
если же их меньше, то уже близок смысл не-деяния.
Когда не-деяние станет явным, то придёшь к истинной природе.
И не может быть никакого Будды кроме этого.
Хотя есть много подразделений Взгляда, Медитации и Действия,
Но если рассмотреть что они значат в отношении собственного ума, то
Взглядом является абсолютная убеждённость в истинной природе,
Медитацией - внедрение сути этого Взгляда в поток своего существа,
Действие - это когда всё что происходит расцениваешь как Взгляд и Медитацию,
Плод - это когда вещи являются такими какие они есть.
Корнем заблуждения является то,
что наш ум принимает внешние явления за истинно существующие.
Какой бы вид стадий Построения и Завершения не применялся в медитации,
все они являются лишь методом для устранения привязанности к реальности иллюзорных проявлений.
Если же при этом не устраняются затвердевшие тенденции привязанности и неприязни, то такая медитация бессмысленна, она подобная спячке сурка в норе.
Стадия Построения - это обширная воображаемая природа искусственности,
Стадия Завершения - глубинная совершенно существующая природа естественности.
(Стадия Построения - искусственно созданное обширное воображение,
Стадия Завершения - естественно существующая глубинная истина.)
Так объясняются их названия и определения,
которые также можно описать как, соответственно: “с признаками” и “без признаков”.
Обе эти стадии являются безошибочным намерением Победоносных
исходящим из знания различий в способностях ума индивидумов.
Поэтому главное не делить их (стадии) на хорошую и плохую,
а практиковать именно то, что соответствует уровню собственного ума.
На Пути Мантр с его многими методами и отсутствием трудностей,
существа с высокими способностями и ясным пониманием,
могут обратить все свои действия только на собирание Двух Накоплений,
ни на мгновение не занимаясь ничем лишённым смысла.
Однако это не сфера активности глупцов с ошибочными взглядами.
А с малой привязанностью к реальности всего что бы ни появлялось,
глубоко укорененной преданностью, верою в Путь Методов
и упорством в следовании значению цели,
обычное и высочайшее мастерство
придет быстрее чем позванный гость!
(Однако это не сфера активности для глупцов с ошибочными взглядами.
Только если твоя привязанность к реальности всего что бы ни происходило мала,
А преданность и вера в Путь Методов глубоко укоренены,
И если ты искусен в удерживании сути преобразования желаний, то
(И если ты искусен в удерживании сути достижения желаемого, то)
Обычные и высочайшие совершенства придут быстрее чем позванный гость.)
Все явления подразделяются на две истины.
Относительная истина является истинной по отношению к заблуждению (иллюзии),
и (а) абсолютная истина является истинной по отношению к истинной природе (реальности).
(Говорится что) определением “истины” является (достоверность) то что без обмана
если (знаешь) вы знаете, что две истины неразделимы как луна в воде (и сама вода), (или как вода и отражение в ней луны),
тогда угасание иллюзорных проявлений уже близко.
Нет сомнений в том, что целесообразный и истинный
пути ведут к состоянию Будды,
но есть пути короче и длиннее.
(Оба Пути и Промежуточного и Окончательного Смысла достоверно приводят к состоянию Будды,
но один из них длиннее, другой короче.)
Например, пунктом назначения может быть одно место, такое как Лхаса,
но туда можно либо дойти пешком, либо прилететь по воздуху.
Даже на коротком пути человек со слабой разумностью (с низкими умственными способностями)
не откроет различающую мудрость, но останется среди обычных людей
(Не достигнет глубины, а останется в обычном состоянии.)
Пренебрегая низшим и неспособный схватить высшее,
Такой человек говоря о пустоте пренебрегает причиной и результатом (законом кармы),
болтая о Взгляде и находясь в состояние самообмана.
Было бы лучше концетрироватся на постепенном пути
(И высшим Взглядом только обманывает самого себя.
Такому было бы лучше концентрироваться на постепенном пути.)
При вхождение на путь есть как подход Сутр так и Мантры,
и есть обширное количество методов следования им.
Всезнающий учит не совершать каких бы то ни было недобродетельных поступков,
практиковать добродетель и контролировать ум
- к этому сводится практика у Сутр,
а также меддитировать над двумя стадиями зарождения и завершения
- к этому сводится практика Мантр.
И поскольку ум является корнем всех явлений,
очень важно контролировать его с самого начала.
Ведь без контроля над умом даже начитывая мантры и делая визуализацию,
в течение многих жизней,
просветления всё равно не достигнешь.
То, что называется “контроль над умом”,
означает контроль над тревожащими эмоциями.
Методы контроля над тревожащими эмоциями сводятся к трём:
отбрасыванию (отвержению), трансформации и узнаванию.
Отвержение этих эмоций является обычным подходом сутр.
Желание отвергается посредством созерцанием отвратительного,
ненависть - посредством созерцания любви,
и глупость - посредством медитации на взаимозависимое происхождение.
Необычный подход Мантры заключается в трансформации эмоций.
Когда возникает желание, медитируй на Амитабху или божество,
такое как Херука в союзе.
Мысль желания трансформируется в божество.
С другими заблуждающимися мыслями работайте таким же образом.
Исключительным подходом является узнавание истинной природы мешающих эмоций.
Когда мысли желания возникают отчетливо,
когда смотриш прямо в их сущность, они утихают сами по себе.
Это расцвет Махамудры, блаженство и пустота неразделимы.
Это также называется изначальной мудростью различения.
Никогда не было ничего, что нужно было отвергать, принимать,
или трансформировать; все содержится внутри ума.
Знай, что у Будды нет другого намерения,
кроме простого и безыскусного ума самого по себе.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Есть метод практики всех трех подходов за один раз, в соответствии с Гялва Янгоном.
Что касается мыслей желания, например,
как только они возникают, думай: “Отныне и до просветления
Я буду отбрасывать эти заурядные мысли желания.”
Таким образом, устанавливай подход отвержения.
Затем представляй, что все заурядные беспокоящие мысли желания,
в умах всех существ, во всем пространстве,
причиняющие непереносимое переживание страдания,
а также препятствующие умам духовных наставников практикующих Дхарму,
все они собираются в твоем собственном желании,
и умы всех существ освобождаются от желания.
Затем, думая, что используя эти самые мысли желания,
ты будешь практиковать две стадии, для тог,
чтобы довести всех существ до состояния Ваджрадхары,
Медитируй, что в одно мгновение ты становишся херукой, таким как Чакрасамвара,
мужским и женским союзом, со всеми украшениями.
Когда ты отождествляешь свое осознавание с мужским
и визуализируешь женскую форму слишком пристрастно,
все еще есть опасность, что ядовитый результат желания возобновится,
приводя вначале к потере жизненной энергии,
а в итоге к подпадению под влияние силы желания.
В общем, не очень правильно следовать мирским мыслям
и беспокоящим эмоциям когда медитируешь на божестве.
Представь, что твой коренной гуру, великолепный и могущественный,
находится в твоем сердце на лотосе и лунном сидении.
Моли искренне снова и снова о благословении,
чтобы мысли желания, которые появляются в твоем уме,
возникли как изначальная мудрость проницательности.
Затем взгляни прямо в свой ум,
как в неразделимость божества, гуру и эмоций.
Медитация должна осуществляться с момента
когда эмоции возникают, до тех пор пока они не растворятся.
После этого молись о совершенном посвящении заслуги следующим образом:
“Посредством добродетели пусть мысли желания всех
заблуждающихся чувствующих существ,
а также препятствия на стадиях и путях практикующих Дхарму растворятся,
пусть возникнет блаженство - пустотность Великой Печати.”
Применяй такую же медитацию по отношению к злости и глупости.
Для умиротворения злости особенно эффективно медитировать на божестве.
Стадия зарождения в основном (предназначена)
для подрыва обманчивых проявлений обычной реальности,
и завершающая стадия для подрыва привязанности за реальность
самой стадии зарождения.
Реализация Ваджрадхары за одну жизнь не достигается
если зарождение и завершение разделяются.
Даже если полностью достигнут союз зарождения и завершения,
хотя движение мыслей возникает во время медитации,
это не настоящая практика союза; таким образом, ты должен возобновить их практику.
Выдуманный союз - это ментальная фабрикация и от нее необходимо избавитсься.
В медитации стадии зарождения есть четыре аспекта
в которых нужно достичь хотябы некоторого понимания:
основа очищения, то что очищается, то что очищается и результат очищения.
Основа очищения является вечной, несоставной сферой реальности,
которая полностью пронизывает всех существ как будда-природа.
Таким образом, чувствующие существа также обладают качествами Тела Реальности,
(также) как знаки и символы (признаки), которые (они) существуют как цельный (нераздельный) аспект осознавания - это основа для очищения.
То, что очищается - это случайные пятна запутанности,
возникающие из безначального неведения, которые омрачают эту будда-природу.
Примером будет солнце, закрытое (омраченное) облаками.
Солнечный свет - это способность проявлять присущие качества.
Облака - это случайные пятна, которые можно очистить.
Завесы беспокоящих эмоций и знания, а также медитативного погружения
являются тем, что очищается.
То, что очищает - это множество различных форм йог,
такие как зарождение Пяти Действительных Просветляющих Факторов,
Четыре Ваджры и Три Ритуала, которые очищают соответственно:
рождение из чрева, яйца и из тепла-сырости.
Чудесное рождение очищается мгновенно завершающимся зарождением.
Хотя ученые используют множество противоречивых объяснений,
мы можем суммировать из знания, что на самом деле нет ничего противоречащего.
С самого начала медитации визуализируя божество и до растворения,
каждый ритуал имеет свой порядок, но обобщив:
основа на которой происходит очищение - это сама будда-природа;
то, что очищается - это запутанность сознания младенца
с момента вхождения и рождения до момента промежуточного состояния смерти.
Есть различные последовательности ритуалов в старых и новых традициях,
но в отношении очищения пятен беспокоящих эмоций они те же.
Например, при болезни глаз прежде всего используют скальпель или
предписывают холодные или горячие субстанции,
чтобы сбалансировать холод и жар.
Конкретное лекарство предназначается для определенного вида болезни.
Есть много методов очищения в зависимости от очищаемых проблем.
Что касается глаз, то излечиваются ли они при помощи инструментов
или с помощью лекарств, в смысле облегчения боли и страдания
- это одно и то же.
Точно также, есть различные последовательности ритуалов в старых и новых традициях,
но поскольку все они очищают мысли беспокоящих эмоций, в них нет разницы.
Короче, метод очищения ритуалов следующий:
Медитация Погружение Таковости очищает предыдущее переживание смерти.
Всевозникающее Погружение очищает ментальное тело промежуточного существования.
Погружение Причины, меддитация на лотосе, солнце и лунном сидении,
очищает физическую основу, сперматозоид и яйцо родителей, белое и красное.
Медитация на семенном слоге очищает вхождение сознания.
Трансформация в атрибуты и снова медитация на семенных слогах
очищает стадии развития зародыша: круглый, овальный, продолговатый и т. д.
Полностью завершенная форма очищает рождение развившегося тела.
Благословение трех мест очищает привычные тенденции тела, речи и ума.
Метод Пяти Просветляющих Факторов, очищающий рождение из чрева,
может точно также применяться и для прочего.
В некоторых Высших Йогатантрах Секретной Мантры,
“причинный держатель ваджры” соотносится с ясным светом переживания смерти,
“результирующий держатель ваджры” с достижением промежуточного существования,
проявление из органов в союзе соотносится с привычной тенденцией
соединения сперматозоида, яйца и жизненного ветра,
что очищает физическую основу существования.
Последовательное растворение трех букв очищает три стадии переживания:
возникновение, увеличение и достижение,
а жизненные капли очищают белые и красные проявления и т. д.
есть и многое другое, но знание этого во многом освещает все остальное.
Вхождение существ мудрости очищает искусные активности и практики.
Запечатывание посвящениями очищает наследственность рождения.
Почитание, признание и восхваление очищают наслаждение чувственными объектами.
Произнесение мантры очищает неподходящую речь.
Фаза растворения очищает переживание смерти этой жизни,
а повторное проявление в форме божества очищает промежуточное существование.
Не следуя дальше, подведем итог.
Первоначальное обращение к прибежищу и зарождение пробужденного настроя,
а также заключительное посвящение и устремление,
совершенно необходимы в подходе Великой Колесницы.
Освящение подношений, праздничные собрания и т. д. -
это дополнительные методы посредством которых вы можете без усилий
завершить два накопления.
Основа очищения, которой является сама будда-природа,
пребывает как Тело со своими ясными и полными ваджрными знаками и метками.
Точно также форма используется как путь и ведет к
плоду очищения каковым является чудесная форма, существующая как основа.
В момент абсолютного результата действительной свободы,
это называется “достижением состояния Ваджрадхары”.
Медитирушь ли используя развернутую или краткую версию
стадии зарождения, есть три главных момента:
Ясность формы очищает привязанность к проявляющимся объектам,
памятование о чистоте, освобождает от цепляния за вещественность,
и поддержание гордости преодолевает цеплянье за обычное эго.
Что касается первого: вначале визуализируй каждую часть, такие как
голова, руки, ноги и т. д.,
и когда немного освоил это, медитируй с ясностью на всей форме.
Когда медитация нестабильная, а мысли приходят и уходят,
фокусируй свое осознавание на атрибутах, таких как ваджра в руке.
Если расстроен, сосредотачивайся на скрещенных ногах, а при слабости
- на чем-то вроде драгоценности в короне божества.
Затем, если не так много мыслительной активности,
а форма неясная и блеклая,
поставь перед собой изображение или статую,
хорошего качества и верно исполненную,
безо всяких мыслей смотри на нее долгое время.
Затем немедленно зароди свое тело в виде этого образа.
Это улучшит медитацию.
Вы можете вспоминать о подходящей чистоте (appropriate purities),
но такоементальное упражнение может просто добавить к дискурсивным мыслям.
Для начинающих это станет причиной несной и рассеянной медитации.
Лучше медитировать на форму божества как на пустую и светящуюся, подобную радуге,
и знать, что тот, кто это делает - это наш собственный ум.
Сам ум, по сути свободный от основы, являющийся пустотным,
и демонстрирующим свои особые качества
- является возникновением форм, лиц, рук и орнаментов.
Не медитируй на гордости, отсеки корень эго-цепляния.
Когда эго-цепляние разрушено, на чем бы ум не фокусировался
- его сущность возникает со всей ясностью.
Таким образом, усиленно медитируя на стадии зарождения,
в процессе самой медитации воздействия “реальных” проявлений будут уменьшены,
и божества возникают без медитации.
Это низшее переживание светящегося проявления.
Когда все обманчивые проявления, независимо от того медитируешь или нет,
возникают как божества и чудесные дворцы - это промежуточное светящееся проявление.
Когда вы медитируете на божество, а существа, обладающие и не обладающие формой
видят вас как божество,
это великое светящееся проявление, которое в Старой традиции (Нингма) называется созреванием держателя знания (Ригдзин).
Ясная форма божества, это светящееся проявление твоего собственного ума,
неясное и неудовлетворенное переживание - также твойум!
Также ум, это тот, кто желает ясности старается снова (tries again),
ум - это божествомудрости и гуру.
Все является проявлением ума, однако сам ум невыдуман.
Прелесть этого абсолютного сущностного момента подхода двух стадий
состоит в том,что неважно какую из многих стадий зарождения вы осуществляете,
если вы применяете ясное осознавание и внимательность - это просто неотвлеченность,
когда медитация ясная - это возникает как ясность - пусотность и
когда омраченная - как омрачение - пустотность!
В общем,стадия зарождения - это измышление,
но путьизмышления ведет к действительному естественному состоянию.
С ментальной убежденностью в отсутствии реальности в корне или почве
заблуждающегося цепляния за обманчивые проявления
пребывание в изначальном состоянии - это сама стадия завершения,
действительное естественное состояние.
Первая стадия - это предворительное значение, а следующая
определенноезначение.
Сказано, что если вы понимаете ум - знание только одной этой вещи освещает все,
но если вы не понимаете ум - знание всего затемняет эту одну вещь.
Великий мастер, Благородный Нагарджуна говорил следующим образом:
“Там, где есть подходящее понимание пустотности - все вещи являются подходящими,
но если нет подходящего понимания пустотности - нет ничего.”
Все различные указания, такие как
Великая Печать, Великое Совершенство, Срединный Путь,
непреукрашеное, абсолютное, просветленное намерение победоносного, присущая природа,
совершенная мудрость, взгляд, медитация, действие и т. д.,
показывают что сам ум и истинная природа объектов
не имеет никакой истинной реальности, запределами интеллекта и невыразима.
Один этот момент может быть хорошим кратким представлением всех учений.
Осуществляя медиацию на природе ума таким образом
сила преданности заставляет это возникнуть изнутри
и в большем, на самом деле, нет необходимости. Однако обычные люди
очень мало знают о предмете медитации - природе ума -
и их медитация может оказаться неэффективной.
Запутанный ум состоит из восьми групп сознания.
Сущность этого пребываеет как чистое основание.
Для того, чтобы указать на таковость этого, используется термин “сам ум”.
Всезнающий Рангджунг утверждает, что
восемь групп - это пять чувственных сознаний, ментальное сознание, обеспокоенный ум и всебазовое сознание.
Поскольку “мгновенный ум” все это обуславливает,
то когда все вместе подсчитывается - говорится о девяти группах.
В сутрах упомянается много терминов, таких как “подходящее сознание”,
“заблуждающийся ум”, “познавательное затемнение” и “базовое сознание”.
Поскольку учат, что присущей природой основания является добродетель
по сути это самоособожденная будда-природа.
Удаляется не само основание - оно остается в качестве основы того, что удаляется.
Так, например, восемь групп сознаний подобны пестрой веревке,
которая воспринимается как змея, хотя на самом деле ею и не является;
с самого первогомомента этого заблуждения это было пусто по сути.
С безначального временисовозникающее неведение затемнялоистинную природу.
Например, ясный и прозрачный аспект зеркала - это Будда-природа,
а тусклые пятна на нем - это базовое сознание,
также это называется познавательное затемнение или совозникающее неведение.
Подобно плащу загрязнений, базовое сознание накидывает собрание привычных тенденций
и затемнений беспокоящих эмоций.
Сущностно пустая природа сознания идентифицируется как эго,
а объективная реальность это проекция на его (сознания) светящийся аспект.
Мгновенный ум двигает шесть групп сознания,
а также способствует встрече объекта и органа.
Хотя (это) ничто иное как ум,
проявление двойственности преобладает.
Напримр, когда глаз воспринимает форму,
хотя для сознания глаза снаружи формы нет,
свтящийся аспект принимается за форму, а пустой аспект за орган.
Функция мгновенного ума соединять этот процесс:
первоначально сознание глаза возникает как незаблуждающееся, свободное от концепций,
но тут же оно подавляется и возникает ощущение двойственности,
а вместе с этим шестое ментальное сознание.
Появляется переживание счастья, страдания или равнодушия,
различение привязанности, отвращения и неведения -
это обеспокоенный ум.
Затем, через отталкивание и принятие в базовое сознание отпечатывается
накопление кармических действий, которые также называются тенденции.
Когда шестой ум складывается с мгновенным,
воспринимая внешнее при помощи пяти (органов) чувств - это объект;
когда обеспокоенный ум фнкционирует с мгновенным,
направляясь во внутрь, он оставляет привычные тенденции в основании (базовом сознании?).
Остоваясь там, карма пребывает без резульата,
как неизбежный потенциал до времени созревания.
Привычные тенденции совершенно читсой добродетели
не могут быть накоплены как отпечатки всебазового сознания.
В этом случае, обеспокоенный ум становится полностью очищенным,
и поскольку это противоядие - добродетель впечатывается на изначальную мудрость.
Добродетельные мысли возникают из присущего сияния базовой мудрости.
Это накопление корней добродетели
становится условием свободы и причиной совершенного плода,
также это не может быть прекращено или потеряно.
С основанием, функционирующим как причина внешних объектов,
внутренними чувственными способностями и всеми сознаниями в промежутке,
обеспокоенный ум подобен облакам, шестьгрупп подобны дождю,
кармические действия - рекам и привычные тенденции основы - океану.
Вэтом примере агентом, который связывает все в некий вид последовательности,
являетс мгновенный ум.
Для практикующего это означает, что как только мгновенный ум открыто возникает
из базового сознания,
без промедления ты долженнаправить внимание на него.
В определенных доктринальных терминах это называется освобождением в первый момент
или преодалением с первого взгляда.
Когда шестое умственное сознание и обеспокоенный ум просто возникает,
и посредством внимательности распознается и освобождается в своем собственном месте
- это называется освобождением во второй или третий момент.
Однако, поскольку такая дискурсивная мысль - это динамическая энергия ума,
невозможно чтобы мысли привязанности и отвращения не возникали.
Однако, если вы действительно (пребываете) в неотвлеченном осознавании,
дискурсивные мысли не могут накапливать карму.
Это подобно наливанию воды в вазе с отверстием на дне.
Заблуждающаяся мысль и аспект осознавания, который ее различает одинаковы,
сама различающая мысль измеряет мысль привязанности.
Это подобно загоранию огня в сухой траве:
хотя огонь и сухая трава проявляются как две разные вещи,
они мгновенно становятся просто огнем.
Таким образом, это может быть названо обычным огнем.
Вкратце, наше нынешнее состояние безразличия,
темнота полного отсутствия осознавания,
это познавательное затемнение базового сознания.
Это также называется совозникающим неведением.
Когда встречаются объект и орган чувств,
например, когда мы видим ракушку надороге,
в первый момент видения формы считается, что сознание глаза не имеет концепций.
Но в силу контакта, когда появляется то, что называется “ощущение”,
а затем,если этопрекрасная белая раковина, ментальное удовольствие и т. д.
В этот момент, с возникновением привязанности или отвращения,
появляется обеспокоенный ум.
Из того, что называется “восприятием” появляется “тенденция” и т. д.
через двенадцатичленное взаимозависимое возникновение
поворачивается колесо существования.
Даже если вы стараетесь заблокировать сознание глаза и ментальное сознание
- они не прекратятся,
но они не имеют силы накапливать кармические привычные тенденции.
Но когда, наконец, обретен обеспокоенный ум,
для обычного человека, не применяющего взгляд, медитацию и действие,
будут накапливаться привычные тенденции, отпечатанные в основе.
Для этого вы должны стараться не подпадать под воздействие его силы (обеспокоенного ума).
Мгновенный ум, это то, что связывает весь этот процесс, подобно силе воды.
Если вы, таким образом, поняли значение этих восьми групп
и если вы искусны в применении этого на практике,
вы можете отсечь двойственное отношение шести групп и их объектов
и тогда шесть чувственных объектов не смогут потревожить медитацию.
Это начало поворота чувственных органов и их сознаний во внутрь.
В этот момент, знаки того, что десять жизненных ветров созрели
- это переживание дыма, миражей, затмения и т. д.
Сила “реальных” проявлений уменьшается и без затемнения,
бесчисленные божества, сферы и пр., проявляющиеся, где бы вы не фокусировались,
вовне или во внутрь, на своем теле или на уме,
возникают автоматически без усилия, ожидания или беспокойства.
В качестве знака достижения “тепла” - вы больше не интересуетесь бесполезными
общением и связями, вы желаете только не отвлеченно пребывать в уединении.
Поток мыслей отсекается и подобно ясному небу, неограниченное переживание блаженства,
ясности и безмыслия возникает в теле, речи и в уме.
Однако, это лишь знаки на пути, небольшое приближение к уверенности
и совсем нечегоделатьс достижением более высоких стадий.
Когда эти переживания воплощаются - они являются субъектами возникновения,
прекращения и изменения,
и в соответствии со всеми адептами, они не могут быть постоянными.
Актуализация открытого пространства присущеймудрости безобъекта
называется “присущеймудростью реализации”.
В это время, желания и отвращения взгляда, медитации и действия истощаются
и здесь просто натыкаются прямо на обычный ум.
С абсолютной убежденностью распознавая все, что было,
подобно удовлетворенному человеку, которыйзакончил всю работу,
все усилия отброшены - это абсолютный плод.
Комментарии к книге «Суть принципов завершения и построения», Джамгон Конгтрул
Всего 0 комментариев