Медитативные погружения сфер формы и отсутствия формы часто называются “обычными путями”, поскольку ведут к перерождению в формных и бесформных сферах богов. Все самсарические существа пребывают в одной из трех сфер (тиб. sems can gyi khams):
1) Сфера желания (скт. камалока; тиб. ‘dod khams),
2) Сфера формы (скт. рупалока; тиб. gzugs khams) и
3) Сфера отсутствия формы (скт. арупалока; тиб. gzugs med khams).
Сфера желания наиболее обширна по сравнению с остальными. Она состоит из десяти уровней:
1) Миры адов (тиб. dmyal ba),
2) Миры голодных духов (тиб. yi dags),
3) Миры животных (тиб. dud ‘gro),
4) Миры людей (тиб. mi),
а также шесть сфер богов:
5) «Страна четырех великих королей» (тиб. rgyal chen ris bzhi),
6) «Страна тридцати трех небес», (тиб. sum cu rtsa gsum)
7) «Страна без конфликтов» (тиб. 'thab bral),
8) «Радостная страна» (тиб. dga' ldan),
9) «Страна радостного (магического) творения» (тиб. 'phrul dga’) и
10) «Страна контроля над радостным (магическим) творением» (тиб. gzhan 'phrul dbang byed).
Сфера желания называется так, потому что существа, населяющие ее, обеспокоены грубым цеплянием за объекты желания.
По сравнению со сферой желания, сферы формы и отсутствия формы выглядят очень чистыми и полными умиротворения. Сфера формы имеет четыре уровня. Первый уровень сферы форм делится на три подуровня:
1) “Сонмище Брахмы” (тиб. tshangs pa),
2) “Жрецы Великого Брахмы” (тиб. tshangs chen) и
3) “Великие Брахманы” (тиб. tshangs pa mdun na ‘dun).
Главным персонажем этих подуровней первого уровня сферы формы является Брахма. Он находится на третьем подуровне и управляет двумя другими подуровнями. Второй уровень сферы форм делится ещё на три:
1) “Малый свет” (тиб. ‘od chung),
2) “Великий свет” (тиб. ‘od chen) и
3) “Безграничный свет” (тиб. chen med ‘od).
Эти подуровни называются так из-за массы света, который излучают боги этих миров. Третий уровень сферы формы снова делится на три подуровня:
1) “Малая добродетель (блаженство)” (тиб. dge chung),
2) “Обширная добродетель (блаженство)” (тиб. dge rgyas) и
3) “Безграничная добродетель (блаженство)” (тиб. tshad med dge).
Комментарии к книге «Уровни медитативного погружения», Геше Келсанг Гьяцо
Всего 0 комментариев