Гьялсе Нгулчу Тогме Зангпо
Краткое жизнеописание.
Нгулчу Тогме Зангпо родился в год деревянной овцы пятого рабджуна (1295 г.) в местечке Так-кья в районе Сакьясского Пульчунга. Его отца звали Кончок Пел, а мать – Бумдон. Год его ухода – год земляной курицы шестого рабджуна (1369 г.).
В детстве его называли Кончок Зангпо. В девять лет он, сбежав из местности скотоводов, пришел в монастырь Самлинг и учился читать и писать у учителя по имени Ринчен Таши. В четырнадцать лет принял обеты рабджуна и гецула у гуру Пелбара, наставника Ринчен Пелсанга и руководителя Ринчен Дордже, и получил имя Зангпо Пел. В пятнадцать лет поступив в духовную школу в местности Э, он усердно изучал у гуру Кунга Гелцена Абхидхарма-Самуччаю, Пять Трактатов Майтрейи и Бодхичарьяаватару вместе с Собранием Трактатов Мадхьямаки. Затем, придя в Сакья, он изучил у гуру Шонну Гелцена другие дополнения вместе с Семью Трактатами Праманы. В двадцать три года он провел диспуты по всем монастырям Цанга и повсеместно снискал славу ученого. В тридцать лет он принял полные монашеские обеты гелона от наставника Джянсем Ринчена, гуру Намка Сангея и гуру Кунга Гелцена. В тридцать два года прибыв в Тарасский монастырь, в течении семи лет он опекал его, разъясняя Учение. Он стал владыкой всего Учения сутр и тантр благодаря полному пониманию сказанного в Слове и Шастрах, которое он обрел, опираясь на сорок учителей. И в семидесятипятилетнем возрасте он привел свое сознание в дхармакаю. Также он является семьдесят третьим патриархом линии преемственности Ламрима. Лучший из его учеников – Досточтимый Рендава Шону Лодой. Всего он оставил после себя сто пятнадцать текстов, наиболее известные из которых: «Руководство для тренировки ума по семи пунктам», «Тридцать семь практик Сынов Победителей», «Порождение активного устремления к Пробуждению», «Комментарий на Бодхичарьяаватару», «Комментарий на Сутрааланкару», «Комментарий на Махаянауттаратантру», «Ритуал Нюнгнэ», «Руководство по Пратитьясамутпаде», «Молитвенное обращение к учителям линии преемственности Тренировки Ума (Лоджонг)», и «Гуру-йога Лоджонга – «Путь во всей Полноте»,
Тридцать семь практик Сынов Победителей
НАМО ГУРУ ЛОКЕШВАРАЯ!
С почтением всегда склоняю трое врат
Пред превосходным Гуру и покровителем Авалокитешварой,
Который, даже видя все дхармы не уходящими и не приходящими,
Усердствует только на благо скитальцев.
Источник пользы и блага – Совершенные Будды,
Происходят благодаря воплощению превосходной Дхармы;
Но это зависит от знания его[1] практики,
Поэтому опишу практики Сынов Победителей.
I
В это время, когда обретен трудно находимый корабль свобод и благ,
Слушание, размышление и медитация без разделения на день и ночь,
Ради спасения себя и других из океана круговерти [сансары] -
Вот практика Сынов Победителей.
II
В отчем доме страстная привязанность к близким течет как река,
Ненависть к врагам пылает как пожар,
Тупость, не помнящая, что принять, а от чего отказаться, покрывает тьмой.
Отказ от этого – вот практика Сынов Победителей.
III
Благодаря отказу от дурного места постепенно истощаются клеши,
Благодаря отсутствию отвлечения сама собой приумножается практика добродетели,
Благодаря ясности понимания рождается убежденность в Дхарме…
Пребывание в уединении – вот практика Сынов Победителей.
IV
Со старыми близкими друзьями расстанусь,
С трудом нажитое имущество останется позади,
Постоялец-сознание покинет гостиницу тела…
Отказ от этой жизни – вот практика Сынов Победителей.
V
Избегать порочных друзей, при общении с которыми приумножаются три яда,
Слабеют деяния слушания, размышления и медитации
И уничтожаются любовь и сострадание -
Вот практика Сынов Победителей.
VI
Ценить даже выше, чем собственное тело,
Возвышенного наставника, при вверении которому исчерпываются пороки,
А достоинства возрастают, как молодая луна, -
Вот практика Сынов Победителей.
VII
Кто из божеств мироздания, скованных в этой тюрьме круговерти,
Способен Прибежищем быть?
А потому обращение к Прибежищу – к Драгоценностям, которые,
Будучи Прибежищем, не подведут, – вот практика Сынов Победителей.
VIII
Могучий сказал, что тяжкие, нестерпимые страдания
Дурной участи – плод злодеяний.
Стало быть, не совершение злодеяний ни в коем случае, даже ценой жизни -
Вот практика Сынов Победителей.
IX
Блаженство Трех Миров, словно роса на острие травинки,
Имеет свойство моментально разрушаться…
Стремление к превосходному состоянию неизменной свободы –
Вот практика Сынов Победителей.
X
Что делать с личным счастьем, если страдают матери,
Которые нежили меня с безначальных времен?
Поэтому развитие Бодхичитты для освобождения бесчисленных существ -
Вот практика Сынов Победителей.
XI
Все без исключения страдания возникают от желания счастья для себя.
Совершенные Будды рождаются из желания принести пользу другим.
Поэтому полный обмен своего счастья и чужих страданий -
Вот практика Сынов Победителей.
XII
Даже если кто-то во власти сильнейшей страсти
Грабит все мое богатство [сам] или подстрекает к этому кого-то другого,
Посвящение ему тела, имущества и добродетели трех времен -
Вот практика Сынов Победителей.
XIII
Даже если кто-то отрубает мне голову,
В то время как я ни в чём не провинился,
Принятие силой сострадания на себя его злодеяний –
Вот практика Сынов Победителей.
XIV
Даже если кто-то всю третью тысячу миров
Будет оглашать неприятное обо мне…
В ответ объявлять с добротой о его достоинствах -
Вот практика Сынов Победителей.
XV
Даже если кто-то в центре собрания множества скитальцев
Станет выставлять ошибки и говорить дурные слова…
Почтительное смирение благодаря восприятию его как благого друга –
Вот практика Сынов Победителей.
XVI
Даже если человек, которого я с любовью воспитал, словно сына,
Смотрит на меня как на врага…
Чрезмерная нежность, подобная той, что возникает у матери к заболевшему ребенку, -
Вот практика Сынов Победителей.
XVII
Даже если равный мне человек или находящийся ниже,
В силу гордыни станет [меня] унижать…
Почтительное принятие [его] на свою макушку словно Гуру -
Вот практика Сынов Победителей.
XVIII
Даже если скудно достояние и люди всегда унижают,
Или страшный недуг поразит или демон…
Но принятие на себя злодеяний и страданий всех скитальцев
И неустанность в этом – вот практика Сынов Победителей.
XIX
Даже если прославлюсь и буду почитаем многими скитальцами
Иль обрету богатства, как у Вайшраваны…
Но видение величия и богатств бытия не имеющими сущности
И отсутствие надменности – вот практика Сынов Победителей.
XX
Если не усмирю врага – мой гнев, то,
Усмиряя внешних врагов, лишь приумножу их.
А потому усмирение своего ума полками любви и сострадания -
Вот практика Сынов Победителей.
XXI
Чувственные наслаждения – словно соленая вода:
Сколько ни вкушай, жажда будет лишь возрастать…
Немедленный отказ от вещей, к которым рождается привязанность, –
Вот практика Сынов Победителей.
XXII
Все, что видится – это мой ум,
А сам ум изначально избавлен от крайностей построений.
Зная это, не творить в уме признаков субъекта и объекта -
Вот практика Сынов Победителей.
XXIII
Если встречается приятный объект,
Видеть [его] поистине несуществующим,
Словно кажущаяся прекрасной летняя радуга,
И отбросить предвзятости – вот практика Сынов Победителей.
XXIV
Всевозможные страдания – словно смерть ребенка во сне;
Восприятие ложных видений истинными весьма утомительно;
А потому, когда встретятся неблагоприятные обстоятельства, видеть их обманчивыми –
Вот практика Сынов Победителей.
XXV
Если стремясь к пробуждению нужно пожертвовать даже телом,
Что уж говорить о каких-то внешних вещах.
Поэтому совершение даяния без надежды на благодарность или созревание кармы -
Вот практика Сынов Победителей.
XXVI
Если без нравственности невозможно достичь и собственной цели,
Смешно тщиться воплотить благо других.
Поэтому сохранение нравственности без мирских желаний -
Вот практика Сынов Победителей.
XXVII
Для Сына Победителей, алчущего богатств добродетели,
Все, кто причиняет зло, подобны бесценному кладу.
Поэтому развитие терпения, не питающего ненависти к кому-либо, -
Вот практика Сынов Победителей.
XXVIII
Если даже стремящиеся лишь к собственному благу шраваки и пратьекабудды выказывают
Такое усердие, словно гасят огонь на своих головах,
То прилагать усердие – источник достоинств во благо всех скитальцев -
Вот практика Сынов Победителей.
XXIX
Познав, что проникновение, исполненное безмятежности,
Полностью разрушает клеши,
Развивать концентрацию, полностью превосходящую
Четыре [концентрации] Мира Без Форм, – вот практика Сынов Победителей.
XXX
Если в отсутствие мудрости пятью парамитами
Невозможно обрести Совершенное Пробуждение,
То развитие исполненной метода мудрости, не мыслящей тройственным циклом, -
Вот практика Сынов Победителей.
XXXI
Если я сам не буду анализировать свои ошибки, то, возможно,
Выглядя как практикующий, могу творить [что-то] не являющееся дхармой;
А поэтому постоянный анализ и устранение собственных ошибок -
Вот практика Сынов Победителей.
XXXII
Если под властью клеш [стану] обсуждать недостатки
Других Сынов Победителей, то я сам паду,
Поэтому молчание о недостатках тех, кто вступил на великую колесницу, -
Вот практика Сынов Победителей.
XXXIII
Из-за обретений и почета спорят друг с другом -
И приходят в упадок деяния слушания, обдумывания и созерцания;
В силу этого отказ от привязанности к семьям любимых родных
И к семьям благодетелей – вот практика Сынов Победителей.
XXXIV
Грубые слова беспокоят умы других
И приводят в упадок образ поведения Сынов Победителей,
а потому отказ от неприятных другим грубых слов –
Вот практика Сынов Победителей.
XXXV
Клеши, если с ними свыкнуться, трудно устранить противоядием,
Поэтому, когда бдительная личность, взяв оружие противоядия,
Сокрушает привязанность и другие клеши, как только они родятся, –
Это практика Сынов Победителей.
XXXVI
Одним словом, какой бы деятельностью ни занимался,
Воплощение блага других, постоянное памятование
И осознанность: «Каково состояние моего ума?» –
Вот практика Сынов Победителей.
XXXVII
Так усердно воплощенные Добродетели,
Ради устранения страданий бесчисленных скитальцев,
[Должно] с помощью мудрости полной чистоты тройственного круга[2]
посвятить Пробуждению – вот практика Сынов Победителей.
* * *
«Тридцать Семь Практик Сынов Победителей» изложены в соответствии с тем,
Как Превосходные описывали смысл,
Излагавшийся в сутрах, тантрах и шастрах, для тех,
Кто стремится развиваться на стезе Сынов Победителей.
Пусть в силу ограниченности интеллекта и недостатка образованности
И не получилось такой поэтичности, что столь приятна мудрецам,
Но в силу опоры на слова сутр и превосходных,
Думаю, «Практики Сынов Победителей» [изложены] хорошо и не содержат ошибок.
Но всё же всю глубину величайшего образа поведения Сынов Победителей
Слишком трудно постичь такому ограниченному, как я,
Поэтому молю Превосходных о прощении
За множество недостатков, таких, как противоречия и бессвязность.
И пусть благодаря произошедшей из этого [сочинительства] добродетели
Все скитальцы с помощью абсолютной и относительной бодхичитты
Станут подобны Покровителю Авалокитешваре,
Который не пребывает в крайностях сансары и нирваны.
Это записал учащий теории и логике монах Тогмед в пещере Ринчен местности Нгулчу ради своей и чужой пользы.
Примечания
1
Его – воплощения превосходной Дхармы.
(обратно)2
Посвящающий, посвящение и объект посвящения – эти понятия существуют лишь номинально, относительно друг друга.
(обратно)
Комментарии к книге «Тридцать семь практик Сынов Победителей», Гьялсе Тхогме
Всего 0 комментариев