«Шоу для самого себя – 2»

300

Описание

Кажется, что недавняя эпопея с продажей корабля закончилась. Олег нашел другую работу, а свою не совсем удачную командировку на Филиппины как – то забыл. т\х «Охотское море». Это было не самое маленькое грузовое судно, на котором Олегу довелось работать. Он пришел туда временно, всего на один месяц, пока требовалось заменить судового специалиста в отпуске. Но прошел месяц, а тот человек так и не вернулся. Олег уже привык к этому месту, поэтому ничего не имел против, чтобы остаться там, на более длительный срок. Так прошло полтора года. Известие, что судно продают на «гвозди» не было особой новостью, такие ничем не подтвержденные слухи часто ходят, но на этот раз они подтвердились. Все стали ждать этих событий. Готовиться к ним.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Шоу для самого себя – 2 (fb2) - Шоу для самого себя – 2 3400K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Игорь Афонский

Игорь Афонский Шоу для самого себя – 2

т\х «Охотское море»

Кажется, что недавняя эпопея с продажей корабля закончилась. Олег нашел другую работу, а свою не совсем удачную командировку на Филиппины как – то забыл.

т\х «Охотское море». Это было не самое маленькое грузовое судно, на котором Олегу довелось работать. Он пришел туда временно, всего на один месяц, пока требовалось заменить судового специалиста в отпуске.

Но прошел месяц, а тот человек так и не вернулся. Олег уже привык к этому месту, поэтому ничего не имел против, чтобы остаться там, на более длительный срок. Так прошло полтора года. Известие, что судно продают на «гвозди» не было особой новостью, такие ничем не подтвержденные слухи часто ходят, но на этот раз они подтвердились. Все стали ждать этих событий. Готовиться к ним.

Электромеханик

В тот рейс они ушли без электромеханика. Данная должность на судне ко многому обязывает. Итак, Саня – не молодой, беззубый тип с легкой щетиной на щеках. Стригся он всегда коротко, потому что не видел для себя в приличной прическе никакого толка.

Конечно, своей работы у него всегда было достаточно, а любая забота о палубном освещении – не самое лучшее занятие. Попробуй поменять «топовые» огни на невысокой мачте, если все крепление давно сгнило или закисло, пришло в негодность! Мачта – только условно невысокая, а высота свыше трех метров на судне считается уже работой с повышенной долей риска.

Как так случилось, что его не взяли? Все произошло очень просто. Вероятно, оттого, что Саня был человеком одиноким, с первой семьей расстался. И что касается общей обустроенности, то это важный фактор личной дисциплины. Домашние моряки более спокойны и уравновешенны. Возможность побыть дома, окунуться в домашний быт, почувствовать тепло родного очага – это многое значит.

Короче, у Сани были проблемы. Его новая женщина, очевидно, не торопилась создать для него настоящие домашние условия, он стал выпивать. Началось это с легких алкогольных напитков, типа коктейлей. Самое губительное в их применении, это незаметный порог собственной уязвимости, происходит незаметное привыкание к алкоголю.

Были праздники, Саня пришел на работу с целью продолжить домашний банкет. Но праздник на берегу – это, прежде всего возможность провести день дома, если можно. Никто не стал искать возможности лишний раз выпить, это Саню очень напрягло, можно сказать, что оскорбило.

Что было потом? Этого никто объяснить не может. На следующий день – отход. Каюта электромеханика осталась открытая, вещи, документы и деньги в столе. Самого судового специалиста в наличие нет. Номер телефона, который он оставил, не отвечал, а другого не было. Не оказалось и адреса, куда можно было бы съездить в таком случае.

Так и ушли. Документы и деньги взяли на хранение, а все личные вещи сложили в большую сумку. Мало ли что, может быть, это была нелишняя мера предосторожности.

После рейса он конечно появился. Смущенный, небритый, немного вялый, короче выглядел, как пришибленный мучным пустым мешком. Сказал, что уходит в отпуск. Так как все вещи и документы были в сохранности, то никаких трудностей с увольнением не было. Ушел электромеханик Саня, а вернулся специалист Серега. У того был длительный период, когда ему пришлось кочевать по пароходам, искать нормальное место работы.

Поменялся также старший механик. Срочно ушел в отпуск очень пожилой мужчина, которому противопоказаны жаркие и душные тропики, да и бабушка, как оказалось, не велит. Пришел энергичный мужчина южного типа, которого впрочем, никто в серьез не воспринимал.

Экипаж было решено сократить до минимума, но оставить на берегу электромеханика так и не смогли, былые проблемы с возбуждением дизель– генератора были, как говорится на лицо.

Боцман Миша

Он пришел на судно недавно, до него боцманом был Владимир. Тому нужно было уйти в отпуск, так и получилось, что они поменялись, и Миша с радостью потом остался.

Транспортное судно «Охотское море»

Оно стоит уже вторые сутки возле корейского побережья. Берег хорошо виден, но издалека. На якорную стоянку разрешения никто не дал, поэтому пустой корабль дрейфует в одном секторе, болтается, как пивная банка в луже. Любой проходящий объект поднимает незначительную волну в отношении этого судна, и его начинает бесконечно шкивать, пока амплитуда такого волнения не устремится к нулю.

Ночью берег видно лучше, светятся огни зданий и гирлянды магистралей, все это столь очевидно только в темноте, а днем может быть дымка, утром – туман.

Кроме других судов тут находятся две нефтяных вышки, одну можно угадать по силуэту, ближайшая из них – одинокая, металлическая громадина. В ночное время это сплошная иллюминация красочных огней, неутомимый светлый маяк в темной морской пустыне.

* * *

Надо отметить, что настоящее экипаж перестал чувствовать уже давно. Версии о ближайшем будущем этого парохода пугают своей новизной. Если раньше все знали, что судно должно идти в Бангладеш, чтобы там со скоростью врезаться в береговой песок, то сейчас в этом варианте никто не уверен.

Может быть, все уже изменилось, и судно пойдет в соседнюю с Бангладеш Индию, где в районе Бомбея занимаются такими делами.

Может быть, его решили сдать в Китай. Эта процедура для богатого покупателя будет только ради судовых документов. Сорокалетнее судно можно быстро полностью перелицевать, вложиться в капитальный ремонт корпуса, в небольшой ремонт механизмов машинного отделения. И все! Это будет почти «свежий» новый пароход со старыми документами, что существенно влияет на судовые, портовые сборы в будущем, они должны быть незначительны.

Скажем, что китайским предпринимателям не нужно будет ломать голову, покупать какие – то документы ещё. Инспектор Морского Регистра сам все напишет заново, но после проверки. А хороший ремонт, современное снабжение может удовлетворить требования любого инспектора. Китай нынче богатый, им ничего не стоит выложить нужное количество металла и рабочей силы, ради нормального, перспективного в будущем судна.

Есть ещё очень криминальный вариант. Если судно застраховано приблизительно на девять миллионов долларов. Если оно не дойдет до пункта назначения, а, скажем, попадет на рифы. Всякое может случиться, тут важно, чтобы причина аварии была правдоподобной для страховщика.

* * *

Можно было бы угнать судно. Но это вообще безнадежный вариант. Потому что идея не стоит выеденного яйца. Судно старое, небольшое. Оно стоит 150 тысяч, максимум 300 тысяч. Если кто – то решит его угнать от хозяина, то много за него не получит. Сумма не достаточная, чтобы потом от закона скрываться. Такими вещами занимается одинокий профессионал, которому скажем, легко поменять личность.

* * *

Двое суток дрейфа привели к помрачению некоторых умов. Все знают, что осталось ещё немного подождать, но никто не знает сколько именно.

Штурман однажды заметил, что навигационный прибор, обозначающий местоположение ближайших судов, упрямо вырисовывает на дисплее знак бесконечности! Это начинает пугать. Траектория дрейфующего судна зависит от течения, скорости и направления ветра. Прибор изображает проделанный путь, но в итоге всё накладывается бесконечной, «тригеометрической» фигурой.

Ждут. Все ждут приказа, хороших новостей, или просто нового решения. Весь драматизм сложившегося положения в том, что морально люди готовы работать, долго и упорно вести судно на «гвозди», но любая длительная задержка, она дезориентирует всех.

Из конторы вдруг спрашивают, «когда у вас намечается плохая погода?»

Представляете? Странные люди, они, что даже нужной информацией не владеют?

Тут пока спокойно, но погода может измениться в любой момент, это море! А прогноз ещё вчера был не самый утешительный. Где – то идет циклон, скоро будет тут, тогда нужно будет бегать, жечь топливо. Скоро этот пароход станет для конторы буквально «золотым». Потом пришло сообщение, мол, не волнуйтесь, потому что погода с 4 по 7 число в Корейском проливе будет стоять спокойная.

Отход

06.06.Срок не такой и большой, всего трое суток, но у экипажа вымотало нервов порядочно. Наконец – то дали «добро» на отход, и судя по тому, что ещё ждет экипаж, то к настоящему числу следует прибавить 18 дней. Именно столько продлится путь, если не больше. Посмотрим, что им будущее готовит. И двое суток погода будет нормальная, а потом, как карта ляжет, то есть данные Гидрометцентра покажут.

Вот уже 08.06. Ничего хорошего. Солнце нет уже, это неплохо. Температура забортной воды 26 градусов по Цельсию, против 24 градусов обычных у побережья Южной Кореи или у берегов Японии. Температура масла на ГД поднялась до 50 градусов. Это уже никак не регулируется. Масленый холодильник, который удалось перед этим почистить, но слегка, то есть без применения щеток, только сжатым воздухом, он не охлаждает. Чистка дала небольшой эффект, слизь смыло, но не окончательно.

Вот с простым холодильником оставались проблемы – он теперь с гнилым корпусом, весь бежит, как дуршлаг. Воздушный холодильник тоже давно не мыли в химии. Есть такая процедура, когда насосом прогоняют горячую воду с химическим моющим веществом, и многократно. Нелегкая процедура, много затрат, много времени, но самая эффективная.

Как альтернатива, на судах моют турбину ГТН ГД химическим раствором, потом промывают водой, все стекает в воздушный холодильник, и частично его чистит. Ещё можно заполнять весь воздушный коллектор водой с химией, тогда тоже происходит эффективное мытье, но не на каждом судне так принято. Чистый воздушный коллектор – залог подачи необходимого заряда воздуха в цилиндры двигателя.

В машинном отделении уже 36 градусов, там пока не так жарко, потом будет хуже. Вентиляторы гонят потоки горячего воздуха. Механику приходится постоянно мыть сепаратор, чтобы улучшить качество смазочного масла Главного Двигателя.

Сепаратор масла. Модель «СЦ – 1,5». Это обычная отечественная модель, не автоматическая, сама не отстреливает грязь. Механик упростил процедуру до минимума. Один раз вымыл тарелки, потом просто чистил барабан. Начал с режима восьми часов работы, этого оказалось много. Тарелки невозможно вытащить из образовавшего на дне барабана гудрона. Он стал выстраивать по пять – шесть часов работы, этого стало достаточно. Потом механик выйдет опять на восемь часов работы сепаратора. Выходит, что в сутки сепаратор работает по 10–12 часов, это не плохо, механик все делает только на своей вахте, и кажется, что пока справляется сам, без помощи моториста.

Такой режим сами мотористы не любят, потому что им и один раз в сутки мыть тарелки лень. Из – за этого всегда происходит весь «сыр – бор». Нужно агрегат «гонять» круглые сутки, все три дня перехода, чтобы масло очистилось до нормы, а это 2–3 чистки в сутки, и того 6–9 подходов за обычный переход, когда не так пока жарко, как на юге. На показатели смазывающего масла такая работа очень влияет, потому что отбиваются многие присадки.

Но двигатель «старенький». Масло не меняли уже год, значить и танк не чистили. Благодаря тому, что все расшатано есть утечки, плюс сгорает много. Короче, потери следует восполнять свежим маслом. Получается замкнутый круг, новое масло просто добавляется, что – то почистить кроме фильтров и сепаратора – невозможно. Поэтому вся эксплуатация на полном ходу – это перевод фильтров и обслуживание сепаратора.

Говорят, что раньше этот двигатель работал без фильтров, и сепаратор был совсем другой, или его вообще не было. Может быть, такой простой вариант возможен, особенно там, где высокие температуры воздуха и воды, там давление масла ниже, чем в северных, прохладных широтах.

Повар Ирина приготовила на обед и ужин вкусное овощное рагу с мясом и рисом. Уже были первые признаки экономии продуктов. Олег сидел на открытой палубе, на скамейке, ел с тарелки рагу, мечтал о красном холодном вине.

– «Ночью, во время вахты можно было это блюдо повторить в своем рационе.»

Так и есть! Погода испортилась, можно было догадаться, что это когда – то случиться. Теперь пустое корыто шкивает, как консервную банку. Ничего хорошего, скорость, очевидно, скинули, теперь можно добираться целую вечность. Из трюма механикам пришлось выкачивать забортную воду, где – то прогнила труба. Пожарная магистраль имеет все шансы потопить весь этот корабль.

06.09 Ноль часов, Олег поспешил в машинное отделение, набрал по пути чашку кофе, настроения пока нет, оказалось, что и не будет. Начала суток ознаменовалось бурной бранью. Масленый сепаратор никто не остановил, он проработал свыше 11 часов, и порядком внутри «закоксовался».

Почему это произошло? Проворонили!

Старший механик с гордостью сообщил, что сепаратор ещё работает, и в его голове даже не возникло тени сомнения, что так и должно быть. Все беседы с ним по поводу «маслоподготовки» пошли. Куда? Да, скоту под хвост.

Реально, посмотреть в журнал, убедиться, что режим щадящий? Это трудно самому посчитать! Проверить, что сепаратор работал по 5–6 часов за раз для него оказалось сложной задачей. Олегу пришлось повозиться, уже хотел бросить все, и оставить подготовку масла до нулевого уровня, как все – таки осилил эту операцию. Барабан сепаратора Олег уже просто очистил, не вытирая его, как раньше, тщательно и насухо. Он просто, тупо выполнил ряд действий, запустил. Проверил работу, ушел менять рабочую майку. В такой жарище, она уже стала полностью мокрая, а ему бы хотелось посидеть на свежем воздухе, то есть на ветру. Это следует делать, если одежда сухая, в лучшем случае, она сама высохнет, но могут быть последствия, с непривычки, будет болеть тело.

Вот и все, он набрал овощное рагу, да, да, то самое овощное рагу с мясом! Оно пока хранится в холодильнике, что ненадолго. Он подогрел тарелку с рагу в микроволновой печи, залил порцию майонезом, выпил банку голландского пива. Съел всё с удовольствием. Два дня подряд была окрошка на первое, правда, на воде.

Прошли Тайвань. Олег недавно видел луну. Огромный красный диск на уровне ночного горизонта, он мерцал, как кровавое око, а потом погас в рельефе из облаков или берегового искажения.

Но что самое странное, это он потом обнаружил месяц в другой стороне, по левому борту. Может быть, око было солнцем, которое уже не светило?

* * *

06.11. Прошли Вьетнам, Гонконг. Их конечно даже не видели, они где – то остались по правому борту в дали, в морской глади.

Пришла телеграмма, что воду в Сингапуре брать не будут, рекомендуют экономить. На тот день было порядком 36 тонн пресной воды. Расход повышенный. Это на десять дней, а потом суши весла. Возмущаться нет сил, запасов воды не хватит, их уже не хватало неделю назад, и все прекрасно понимают, тратят. Режим экономии? Это химера, на которую нужно сначала согласиться каждому моряку самому, строго приказать себе экономить.

В ЦПУ термометр показывает 44 градуса по шкале Цельсия. Вода за бортом пока 32 градуса. В машинном отделении все горячее, просто невозможно что – то сделать голыми руками. Олег опять помыл сепаратор, думал, что сдохнет от духоты. Он пьет много холодной воды. Уже выпил весь свой сок, чай, молоко, пиво. Пьет все подряд, ему это состояние хорошо известно, удержаться он не в состоянии. В каюте кондиционера нет, его следовало себе купить самому. Но он, думал, что уйдет отсюда вовремя.

Скорость судна 7,8–8,0 узлов. Это мало, но погода позволяет так двигаться.

06.12. Устроили душ с морской водой на палубе, но кто – то пошел дальше – набрал в корыто эту самую воду, получилась проточная ванна. Для этих целей использовался пластиковый оранжевый ящик от аварийного имущества.

Ничего особенного, но теперь можно залезть в это корыто, «покиснуть» в забортной воде минут десять, при температуре 31 градус по Цельсию.

Рейс от корейского порта

06.12 Так они прошли уже уйму морских миль. Рядом Парацельские острова, которых тоже не видно, но облачный фронт указывает, что там, в стороне что – то должно присутствовать. Говорят, что до сих пор за эту группу аттоловых отложений готовы биться на смерть Вьетнам и Народная Республика Китай. Представляете, острова, которых фактически нет. Эти рифовые отложения то смоет, то наоборот запасной остров из пластиковых бутылок образуется.

Кстати, и там люди живут. Чем живут? Тем, что море накормит, наверное.

Скоро судно встанет для профилактики. Механикам следует перемыть все рабочие фильтры, как топливной, так и масленой системы. Это совсем недолго, но в данных условиях неимоверной жары, чтобы не упасть в обморок и не получить тепловой удар, следует сделать все грамотно, не спеша. Что – то помыть, что – то помыть и проверить. Если фильтры забились, то не исключено дальнейшее падение рабочего давления. А так, обычно, давление падает. Из– за повышенной температуры. Впрочем, грязь на фильтрах тоже показатель отрицательный.

Очевидно, что они встанут к ночи.

Второй помощник соорудил рыбацкую снасть. Для этих целей выбрал мощный трос, крючок тоже был просто огромен. На вопрос, кого он хочет поймать, отвечает, что рыбу, огромную рыбину.

У Олега появилась потница на руках. Это от судовой химии, она оказалась очень токсичная, даже в виде газов, как эфирное вещество, сначала опалило руки. Как на зло, Олег даже не помнил, что нужно делать. Очевидно, следует изолировать кожу от воды, то есть не мочить, чем-то мазать, забинтовать. Мороки много. Но, как это не мочить? Жарко, Олег каждые два часа принимает соленые ванны.

Серегу обозвали «туристом». Он в Южной Корее мог многое по своему заведованию сделать заранее. Остановка по техническому требованию многим не нравится. Механикам нужно помыть и проверить фильтра, на ходу это делать никто не хочет, в жарище, там возиться тоже никто не желает. Пусть, потеряют некоторое время, пусть будет так. Преимущество было раньше, никто пальцем не пошевелил, скорость пока есть, погода позволяет, но дальнейшее повышение скорости, оно скажется на температуре выхлопных газов.

Серьезно опасаться обрыва поршня, клапана или ещё какой-нибудь каверзы, это не лишнее, но судно давно работает, чисто за счет фильтрующих элементов. Топливная аппаратура на грани срыва, но это никого не волнует, никогда не заботило, а сейчас, когда судно загнали уже под Сингапур, тем более никого не касается. Работает и все, механики следят, чтобы хуже не было, и должны дойти, если позволит погода.

06.13 Выдали личные документы всем членам экипажа. Матрос Саня, спускаясь по трапу, судорожно хлопает по карманам, которых у него нет, произносит:

– «Что теперь? Каждый сам за себя?»

Смотрит на всех с близоруким прищуром, всем смешно и немного горько. Все понимают, что скоро расстанемся. Скоро каждый будет сам за себя.

В морских книжках все подписи расставлены, печати тоже, и самое главное число будет выставлено в аэропорту потом, когда они пересекут границу. Нет пока и паспортов, и справок о плавании. Это немаловажные документы, им отдадут в последнюю очередь.

Делали остановку для технических работ. Перемыли фильтрующие элементы топливной системы главного двигателя. Там все было относительно чистое, погода была спокойная, и совсем не наболтало грязи. Потом перемыли масленые фильтра, они были тоже не очень грязные, мыли их в прошлом месяце, не успели загрязниться. Но эта работа на последок, чтобы дойти.

Палубу окатили забортной водой, это включили погружной насос. Меньше пыли, грязи. Работа, она облагораживает человека. Ничего не сделаешь, таким образом, ещё проверили насос.

06.14 Всю ночь играли зарницы. Можно было наблюдать их постоянную игру, как всполохов в темной мгле. На фоне облаков свет молнии и вырисовывается вдруг невероятный фрагмент, то дракон, то огромное дерево. Так можно было любоваться долго, но пока ночная прохлада, Олегу следует выспаться.

Потом будет очень жарко, от пота раздражение, от соли, от грязи, от лишнего к себе пренебрежения. Скоро все закончится, и только так позитивно думая, можно выдержать последние эти дни. Сколько ещё? Через несколько дней будет пролив в районе Сингапура. Это длинное узкое место, идти часов 8, не меньше. Почти две судовые вахты, если считать по четыре часа. Там возьмутся матросы за управление судном, это их хлеб. Хлеб механиков обеспечить всем остальным.

Олег опять пролежал в корыте добрых полчаса, откисал.

На чай были креветки. Огромные старые животные, мясо которых оказалось немного жестким, но это не так страшно. Сереге показалось, что они испортились, он их сразу выбросил. Слишком эмоционально себя повел. Правда, морскими продуктами часто травятся, но это как кому повезет. Зачем – то люди их все равно ловят, раз они попадаются с ловушки.

Вопрос, как поймали? Наверное, на удочку, (шутка) но, сколько они пролежали в холодильнике?

Заметили, если часто пить чай, но от него может быть изжога. Приходится много пить просто охлажденной воды, благо есть морозильная камера в каюте. Остальные пользуются кондиционерами, которые приобрели ранее в Японии. Но тут отсутствие воды больше сказывается на обстановке, чем жара. Спать приходится с открытой каютой, в этом отношении все равно, не напрягает. Тут даже вентилятор может оказаться лишним, от него будет болеть голова, и сразу не поймешь, что надуло.

Все мечтают и говорят об интернете, тогда можно будет написать пару сообщений, нужен свободный, раздающий всем подряд «вай-фай».

06.15. С утра идет дождь. Это почти ливень, когда порывами ветра приносит несколько тонн воды, которая нещадно бьется о палубу, о борт, потом спускается по шпигатам в море. Боцман соорудил тент, с надеждой собирать дождевую воду. Места специального нет, значить решили в питьевой танк. Вот в чем «заковырка». Дождевая вода – это агрессивная кислотная субстанция, не пригодная для нормального питья. Конечно, её можно пить, рекомендуется курсом выживания, но моряки – то знают, что все дожди немножко кислотные, имеют присадки, остатки выхлопа.

Им выбирать не приходится, питьевую воду в порту Сингапур никто им не оплатил, и не оплатит.

Короче, сегодня дождь. Но это не повод отказался от каждодневного принятия ванны. Это выглядело следующим образом. Пластиковое корыто заполняется со шланга забортной водой, самотеком меняется. С верхней палубы стена падающей вниз пресной, дождевой воды, ветер порывами.

Олег залез в корыто, голову оставил снаружи, температура воды всего 30 °C. Тут дождь может оказаться с более низкой температурой.

Можно немного «помедитировал», собрался с мыслями. Потом решил, что хватит, и встал. Лучше бы он этого не делал, в корыте было теплее!

Обтерся полотенцем, облился немного пресной водой из кружки, жизнь показалась прекрасной!

Выпил горячего чаю. Подходит Серега, спрашивает Олега, не он ли выключает свет в «кают – компании». Олег смотрю на него, понимает, что вопрос не от мира сего. Можно, испортить отношения, но он от этого не измениться, упертый.

– «Да, иногда я его выключаю, но учти, не только я!»

Он стал говорить о дросселях, которые ему приходится менять. Что он думает, прохладнее от этого, в «кают – компании» не будет.

А Олег смотрит на него, и понимаю, что объяснить ему что – то сложно. Судно продают, а он о дросселях беспокоится. Олегу хочется полумрака в столовой, как в ресторане, чтобы ничего не видеть. А ещё он давно очень хочет домой! Он желает практически здесь отсутствовать! И ему все равно, будет там гореть свет или нет. Был бы здесь Серега с дросселями, или нет, все равно!

Итак, дросселя и сборник для дождевой воды – это два элемента на сегодняшний день, которые выразили его среди остальных дней этого чертового рейса.

Для боцмана и электромеханика эти элементы являются наиболее важными в данный момент, а для всех остальных людей все это проходящее.

Потом пришлось боролся на вахте с маслом. Механикам следовало заполнить циркуляционную цистерну главного двигателя маслом, оно находится в верхней цистерне запаса, откуда его взять сложно. Там нет нужной магистрали, а та, что есть, она под это дело не подходит. Диаметр маленький, и связан напрямую с лубрикаторным насосом.

Вот они искали способ заполнить маслом другую нижнюю цистерну. И почти добились своего. Вечером можно будет вскрыть горловину танка и восстановить старую магистраль. Вот, видите, ничего не понятно. Всё очень просто. Цистерна запаса циркуляционного масла уже пуста, а масло взять нужно из соседней цистерны, где нет нужного трубопровода.

* * *

У Олега порядочно отросла борода. С таким видом, находиться на территории комплекса аэропорта «Шереметьево – 2», российскому гражданину не рекомендуется. На бомжа он точно похож, явно не Джордж Клуни.

* * *

Да, Серега нынче уже «вклинился» в общий разговор. Матрос Саня за обедом отметил, что сериал «Ленинград 46» ему понравился, он его ещё с удовольствием смотрит. Олег ответил, что сериал, конечно, весь вымышленный, тем более, что в конце последней серии сам режиссер все это пояснил. Но Серега тут же встрял, со словами, что этот сериал – полная «антисоветчина»!

Можно было бы поспорить, но так грубо оборвать чужой разговор, это было неожиданно. Он ещё долго распространялся, что сериал «Ликвидация» – отстой, и другие тоже не лучше!

Саня тихо ретировался. Олег остался один на один с тарелкой и со своим собеседником. Но ему было скучно слушать монолог его «больной души», его неудовлетворенность современным кинематографом понятна, этот человек родился в СССР. Впрочем, Олег там тоже родился, но они, слава богу, разные.

А между тем, он тоже смотрел весь сериал «Ленинград 46», и назвать его антисоветским не смог, он показался ему наоборот, «просоветский»!

Ну, да ладно. Судно тихо болтает. Давно прошли Вьетнам, где – то там Камбоджа. А впереди Сингапур. Страна великого морского хищника. Вспомните, вымпелы со львами.

Борода

Когда шли в Бангладеш, то Олег перестал бриться. Решил, что сходить потом в парикмахерскую, пусть там приведут его в порядок. Он для себя этот момент даже почему – то хорошо и отчетливо представил. Просто видел, как однажды молодая вьетнамка одного бритого парня обслуживала. Он был очень небритый, и загорелый. Такое сочетание фактов говорит о не российском происхождении загара. А обильная щетина – это скорей всего результат экстрим отдыха на острове, на диком пляже. Олег не знал, что тут гадать.

А у него так всё потом и получилось. Он вернулся, и прямо на Вторую речку, там стригся всегда у вьетнамцев. Хотел даже сфотографироваться. Но это оказалось проблематично, то есть неудобно. Таким бородатым он давно не был. Жаль было бриться, но пугать родных людей не стал.

Сингапурский пролив

Очень скоро судно подойдет к проливу. Пока только две новости. Оборвало снасть второго помощника, наверное, крупную рыбу поймать мог, просто, она вырвалась. А может быть, она зацепилась за подводную лодку! И там, потом с недоумением смотрели на чудовищного вида самодельный крючок.

Пришла телеграмма, опять рекомендуют снизить расход воды. Уже душ закрыт, «стиралки» все давно выключены. Но теперь замечание по машинному отделению. Мол, потери высокие, и сальник насоса бежит и на охлаждение много воды уходит. Что касается насоса, то перебить сальник там и не удалось, вал кривой, его хотели ещё в ремонт забить, чтобы на токарном станке сделать часть работы, но в тот момент контора отмахнулась от лишних работ, а сегодня в полном неведении, что это им никто не сообщил?

Поменяли «стармеха», а тот был дотошный, все записал в ремонт, что требовалось, но эти требования для кого – то сегодня уже в прошлом, какая короткая девичья память. Сегодня, как это было уже не раз, требуют от экипажа.

Прошли несколько островов. Красивые, дикие, кажутся пустыми.

Обогнули чужую военную эскадру, три боевых корабля. Целый флот по настоящим меркам. Нужно спросить, чьи они были. Олег даже не успел сфотографировать, после вахты лежал в корыте, «откисал», собирался нехорошими мыслями.

Завтра будет пролив, там много чего можно увидеть, полюбоваться.

06.17. Прошли ночью Сингапур, город – порт тысячи тысяч судов, множества ярких огней. Нет уже больше портов, где бы нас ждали сильней…

Потом Олег ещё лежал в корыте, смотрел на далекие небоскребы, на колесо обозрения. Аттракцион казался таким близким, даже потом, за поворотом, его можно было угадать по яркому очертанию.

Пока не закончилось пиво, жизнь казалась намного интересней. Теперь судно пойдет несколько на север, но это не значить, что нечто изменится. Тут даже ловил телефон, но из дома на звонок так никто и не ответили, до следующего сеанса. Это две недели, как минимум. До отеля, до настоящих ростков цивилизации.

* * *

Олег заметил, что отсутствие дома денег намного лучше влияет на личные взаимоотношения. Независимость – это подарок судьбы, многие не могут себе этого позволить. Всегда приходится чем – то жертвовать, например, много работать. Порой проходят годы, а то, что сам потеряешь за это время, ничем не возместишь. Дома будут говорить, что своим отсутствием он сам все испортил. При этом все заработанные им деньги уходят в бюджет семьи, и мало кто задумывается, чего это ему стоит.

Прошли все, что – то ещё впереди. Судно обгоняют пустые танкера и контейнеровозы, спешат на Запад, наверное, за кувейтской нефтью и другими заказами. Контейнеровоз спроектирован таким образом, чтобы иметь хорошую скорость при полном грузоподъеме. Представьте, сколько там этажей этих контейнеров перевозят, это такая парусность! Так, вот, все это учитывается, и находится компромисс. Подводная часть этой конструкции очень большая, но довольно обтекаемая.

Так в жизни, кто – то выглядит неуклюжим, но под водой, или в месте не видном снаружи, он мастер своего тела, гребет, отталкивается, эдакий нырок!

* * *

От ветра, может быть от шторма, вокруг много мусора. В воде много сломанных веток от пальм. Говорят, что такие хорошо горят, но, скоро они наберутся соли, и потонут, или их выбросит на берег, где опять же могут пойти на дрова. Есть даже кокосы. Вот боцман Миша вздыхает, опять кокос увидел. Но не надо обманываться, они уже, наверное, гнилые внутри.

Олег вышел на палубу, В корыте лежал матрос, млел от удовольствия. Ему даже пришлось натянуть тент, от солнца. Может сложиться впечатление, что ванна – это его постоянное место пребывания. Следует отметить, что это абсолютно ложное впечатление, просто именно там, можно почувствовать некоторую прохладу. За сутки перехода почти ничего особенного не происходит, вахту сменяются временем отдыха и подготовкой к очередной вахте, и только. Спрятаться от жары невозможно.

– «Хотелось бы кинуть в корыто пару килограммов льда, но где его возьмешь?»

В обед давали таблетки от малярии.

Продолжение.

06.18 Олег получил на руки документы, и выписали справку о плавании. Это тоже нужный документ для подсчета трудового стажа работы, рабочего ценза. Получается, что он тут уже больше остальных. Без перерыва полтора года. Выдали документы, и успокоились.

Пришло «смс – сообщение» от телефонной компании МТС. Они просят оплатить пятьдесят рублей долга. Очень своевременное замечание. Грозятся 26 июня отключить телефон, и это при лимите 3000 рублей. Вообще это все делается для того, чтобы клиенты пользовались «автоплатежами». Компании МТС выгодно гарантированно получать с клиентов деньги. Отключат. Но Олег находился в районе Бангладеш. Он дозвониться в Сингапуре до своих не смог, и подозревал, что служба компании МТС это сделало специально, они блокировали связь. Компании «Мегафон», «Билайн» и те дозванивались, а тут только «смс – ски» приходят с веселыми новостями. Должно быть, за них с клиентов МТС деньги берет, а обещанные услуги так они не получил.

Полная жара. Солнце, пекло. В машинном отделении можно всё орошать, ничего до палубы не долетит, испарится. Пока 46 градусов по Цельсию. Вентиляция, люки капов открыты, но этого чертовски мало.

Олег отыскал в своих вещах «мизинчиковые» батарейки для своей компьютерной «мышки». Она быстро «клинит» на старых батарейках, а новые он, очевидно, забыл с собой взять. Но вот нашел, теперь этого на месяц работы хватит.

06.19 Судно «ползем» дальше. Зыбь, морская волна приходит из Индийского океана и качает это судно, как пустую скорлупу.

Капитан приказал заварить электросваркой все лишние двери. Вот решили матросы поработать. Все попрячут, и электросваркой заделают входы. На случай нападения, ворам ничего не придется делать, как убраться, они не смогут проникнуть внутрь, и не будут тратить зря время.

Олег промыл ГТН ГД, это было сделано с помощью моющего раствора и воды. Говорят, что расход воды за сутки 2 тонны. Это очень много, но все знали, что будет нелегко, а делать красивые, удивленные глаза уже поздно!

Сделал небольшую ревизию в каюте, оказывается, что он выпил последнюю пятилитровую бутылку покупной питьевой воды. Это хорошая вода, от неё живот не болит. Он обычно разливал воду в простые пластиковые бутылки, чтобы можно было охлаждать в холодильнике. Пить растаявшую воду пока можно, а потом будет последствие для горла.

Сегодня только и слышно, что кондиционер почти благо. На этом судне у многих нет кондиционера в каюте. Олег не считал, что много потерял, плевать. Кондиционер воздуха – это почти зло. От него потом будут последствия, все это они уже проходили и не раз. Если бы был, то он бы конечно пользовался, а так – его нет.

Когда в таком климате просыпаешься, то простыня мокрая от пота. Её приходится сушить. Пока только можно складывать грязное постельное белье в мешок, или выносить все в машинное отделение, пустить, так сказать, на ветошь. У Олега есть ещё чистые простыни и пододеяльник, который он мог использовать тоже.

Судно постоянно болтает. Боцман связал отличный гамак, но спать в нем можно только после захода солнца, потому что намеренно можно и сгореть.

06.21. По-прежнему болтает. Если лечь спать, то много потеешь. Простыня всё время сушится. Впрочем, их можно иногда замачивать, стирать на руках.

ГД работает на износ, впрочем, режим стабильный. Если бы соблюдать масло подготовку, то работал бы дальше, а так – конец известный. Палуба протекает, поэтому в машинном отделении постоянно гуляет вода, это само по себе не так плохо, но она вымывает из-под цистерн остатки мазута, и гоняет этот мазут. Уже краска изменилась.

Механик вылил последнее масло из цистерны запаса. Там еще осталось, но это пойдет на лубрикаторы, смазывать особые точки по втулке. Ему еще хотелось бы что – то сделать, но пришел на вахту, а там духотища, железо дышит таким жаром, что находится рядом долго нельзя.

Впрочем, температура падает, до 42–44 градусов по Цельсию. Ночью забортная вода 29 градусов после насоса, это почти незаметно при таком режиме. ГД работает на износ.

06.22. Ночью шел дождь, это был скорей всего тропический ливень, который сначала короткими шквалами обдал наше судно, чтобы набраться новыми силами для следующей своей атаки.

Декларации заполнили. У тех, кто страдает плохим зрением, без очков, проблемы. Они только испортили бланки. То не в ту графу влезет, то еще что. Перессорились по этому поводу со штурманом. Когда он стал бухтеть, то народ не выдержал. Ему второй раз бланк напечатать – это раз плюнуть. Сразу вспомнили о том, кто на что учился. Но сам виноват, мог никого не торопить.

06.23.

– «Все могло сегодня закончиться. Но судно продолжает фланировать тут, как неприкаянное. Чтобы встать с утра пораньше на оформление, не хватало скорости. Можно было успеть, но никто не сказал, как это следовало сделать. Погода была отвратительная, ветер сильный, волна. А тут вынь, да, положи! Прибавили, но это следовало до ума доводить, координировать действия. А так, не понятно все. Переиграли, ползем. Туда – сюда, мутузим просторы морские.»

День «Х»

07.01 Сегодня подходила старая ржавая калоша, высадила целый десант представителей. Они осмотрели навигационное оборудование и радиостанции, обычная процедура проверки и приёма имущества.

После их ухода капитану сообщили, что завтра намечен день выброски.

– «Так все неплохо начиналось, из всех трех полноводных дней выбрали второй. Сегодня уровень моря поднялся на 4 метра, а вот завтра будет всего 4, 5. Это не много по местным меркам, но нам должно хватить. Посмотрим!»

Ине зря же Олег остался тут, значить судьба, все это увидеть своими собственными глазами, и пережить.

В местной команде был настоящий повар, который ловко готовил для своих различные блюда. Побережье считается сплошь мусульманским, то есть они соблюдают свои обычаи, один из которых не до вечера. Как только стемнело, все собираются к столу. Много очень интересных блюд, даже фрукты в исполнении этого повара выглядят странно. Русский повар для них, как божество, каждый хочет с ней сфотографироваться. Очень быстро нашли общий язык. Тут для российского экипажа все было просто: судно пригнали, теперь осталось только покинуть его благополучно. Местные сторожа уже провели ревизию, некоторые вещи исчезли в их бездонных мешках. Сами они боятся чужаков, не дают возможности подойти к борту не замечено. Сразу поднимают тревогу! «Али баба! Али баба!»

Итак, завтра все должно решится. У была Олега бессонная ночь, вахта. Ему все равно не заснуть, но потом нужно много успеть сделать, например, собрать заранее вещи, и сложить их на месте сбора.

Что их ждет потом? Высадка на берег. Гостиница со всеми удобствами. Потом самолет в Доху, в местную столицу, оттуда в Китай, там пересадка, и город – порт Владивосток.

Может быть, все изменится, он еще не знает. -«Посмотрим. Нужно послушать, о чем все говорят.»

07.02

– «Не знаю, с чего он взял, что объявили о высадке? Ничего подобного не было, наверное, ему спросонья все привиделось, приснилось. Если и была речь о чем – то, так это о соблюдении грузовой марки. Следовало подготовить судно, осушить балласт до минимума. Больше ничего не было.»

Вчера были пельмени. О них с третьим механиком лучше не говорить. У него в таком случае изжога и тяжесть в желудке.

Но многие пельмени любят. В тот раз их никто не катал, достали уже готовые. Можно было бы приготовить, времени достаточно, но уже не было нужных продуктов. Повар Ирина все рассчитала правильно и все почти хватило.

С утра был дождь, ливень, плохая видимость, ветер. Судно стоим на якоре, его мотает. Течение такое, что может утащить этот пустой пароход.

07.03. Говорят, что один хозяин заплатил за пароход, а продавец ничего не получил.

Как – то так! Но не беда, тут нужно выждать подтверждения. А пока на судне продукты закончились. Будут заказывать.

Серега: – «Странно, питьевую воду раздаем этим часовым долбанным, так они «на шару» и присосались, а ведь скоро вода закончится, опять придется покупать, а может быть не придется, не знаю.»

Говорят об очередном сокращении экипажа, конечно, это «утка», но логически правильное решение.

07.04. В обед повар Ирина им сообщила, что сторож, который вечно у неё все клянчит, недавно просил у неё босоножки для своей жены. Он попросил, но ничего не получил. А так как они были практичные и удобные, то Ирина попросила боцмана помыть, высушить и убрать обувь. Вообще она страдала болями в ногах, и хорошая обувь несколько помогала устранить причину болей.

После этого горбатый сторож стал ныть, что мол, она зря не отдала для его жены японские босоножки, поэтому, мол, вы и торчите все здесь. С чего он смог сделать такой вывод? Олег это не знаю, но гнили в этом человека оказалось много.

Вот такой он – урод, каких мало! Маленькое злобно существо! Помнится, что в Древней Греции таких, как он со скалы скидывали, чтобы не смущали своим видом остальных жителей Эллады.

Заказали на два дня продуктов. Из дома им не подтвердили «проплату» этой самой операции. Так сказать транш не прошел, мозги пудрят, тянут время, в надежде, что – то выхорить!

Сегодня была солнечная погода, пока спокойно, другие суда ведут выгрузку прямо на рейде. Просто рад за них. Самое трудное в нашей работе – это ждать. Пока работаешь, а есть шанс не сойти сума!

Привезли продуктов на два дня. Выложили на стол, посмотрели. Небольшая такая кучка вышла. Стали мечтать о новом ресторане во Владивостоке, чтобы повара были из Бангладеш, говорили на полном серьезе, местные приняли за чистую монету, спросили, когда можно выезжать, и кто дорогу оплатит? Веселые ребята, ничего не скажешь. Для них российские моряки очень богатые люди, впрочем, они чувствуют разницу, другие богаче.

Прибыл местный торговец с компаньоном, они привели сумки, ремни, кожаные кошельки. Цены сказочные. Все это Олег уже видел в Азии и в Африке. На судно привозят колониальный товар, который может даже таможня не пропустит. Но не в этом дело. Цены? Да, бог с ними, на берегу, конечно, дешевле.

Просто, привезешь всякую мелочь, покажется, что брал в подарок, а дома деньги потребуются, а где ты их оставил? В рейсе, потратил на вещи, которые будут пылиться в ящиках, в коробках. О них потом будешь спотыкаться, не понимая, откуда они тут взялись. Все очень просто, нужно делать выбор.

Можно торговаться с этим приезжим человеком, он даже сделает скидку, что – то продаст, явно себе не в убыток, а потом подумаешь, а зачем тебе лишний кошелек? Ведь, два кошелька в карманы не вместятся одновременно!

Удобную и практичную вещь очень сложно купить, но когда – то ты её найдешь, и она у тебя будет. А может быть, ты её уже купил, не знаю.

2015.07.05.

Открыли первую часть крышек трюмов. Это уже что-то значит.

Олег вспомнил про сверчка.

Потом был разговор про ресторан, прожект!

2015.07.06

Пришла телеграмма, Олег пошел собирать вещи!

Бангладеш 2015

– «Что толку что понимаешь и говоришь на английском языке? Если нужно вообще показать, что ты тупой иностранец и английского не знаешь, и платить не собираешься, тем более, что с тебя вымогают деньги!»

Их отправили домой чуть раньше остальных. Борт судна они покинули на маленьком катере, до гостиницы добрались на такси.

В гостинице, в предназначенном для них номере с кондиционером, сидели три посторонних человека. Двое – это представители власти, таможенники, которым следовало что – то заплатить, потому что они такие красивые, полные и жизнерадостные мужики, и их страна остро нуждается в валюте. Они должны были честно исполнить свой долг, и досмотреть сумки иностранцев.

Но понимаете, они честные люди, и привыкли доверять своим друзьям, но за некоторое вознаграждение. Этими друзьями в Бангладеш оказались теперь трое российских моряков, списанных с судна.

Там был еще один человек, который назвался агентом компании, и должен был соблюдать интересы своих клиентов и своей компании, но он – то, падла, их явно подставил с двумя этими ухарями.

Его линия поведения была вполне понятна. Он предлагает заплатить с каждого человека по сто долларов, чтобы они сделали часть своей работы. Олег предложил ничего не откладывать в долгий ящик, и сделать немедленно добросовестное освидетельствование каждой сумки!

– «И зачем платить, если можно все сделать бесплатно?»

Оказывается, что это их категорически не устроило.

Олег уже уперся, и сказал, что денег нет, и ничего они не получат.

Что все транспортные расходы и вычеты несет судовая компания, которая этому наглецу платит, чтобы моряки не имели никаких неприятностей.

Агент уверяет, что платят все, мол, это часть традиционного, священного обряда, акт гостеприимного вклада иностранных туристов в дело по защите местных чиновников от коррупции и нищеты.

На предложения Олега, что бы он дозвонился до судна, и сообщил капитану обо всем, парень вдруг забыл номер телефона местного боцмана, и развел руками, мол, связи нет.

И тут один коллега сдался, вытащил сто долларов, и показал их. Понимаете, со стороны русских моряков это уже была глупость.

И было видно, что эти бравые парни явно обрадовались, деньги у них были.

Олег выпил стакан воды, в горле у него пересохло. И сказал по – русски, что Миша все испортил.

Того не устроила перспектива оказаться на улице со своими вещами, он видеть русского консула не собирался, и нарушать установленный священный этикет не желал.

Кстати, желание увидеть русского консула, это был следующий реальный шаг, который Олег уже озвучил. Но эти офицеры видеть представителя русского посольства не хотели, зачем раскрывать свои имена перед широкой общественностью, когда можно все сделать тихо, спокойно, по – домашнему. «Мы – тебе, вы – нам!»

Коллегу попытки добиться справедливости не убедили. Он сдался на полпути. Для него было не важно, заплатит он или нет, но если бы эти ребята удалились из номера, он был бы рад.

Олег же своими речами вполне логично уже доказал переводчику и агенту в одном лице, что работа с местными властями – это бизнес этого дорогого агента, мол, пусть сам заплатит, а компания с этим разберется, а тут такая лажа со стороны собственного коллектива.

Деньги перешли в руки местных аборигенов, это тоже была ошибка.

Коллеги стали настаивать, что по «трицадки» с носа, вам, п – ты, люди нетрадиционной ориентации, явно хватит. Такой исход, тоже можно было назвать победой. Тогда Миша сказал, что это плата за всех троих. И было видно, что этот вариант их устроил.

Олег не понял, зачем они сделали такой широкий жест!

– «Зачем я так распинался тут перед этими ряженными в офицерскую форму «пингвинами»? Все труды моего коротко временного адвокатского международного права закончились тем, что коррупция вновь одержала вверх.»

Парни обрадовались, и фразу, что нужно дать сдачу десять долларов, пропустили мимо ушей. Они даже рассмеялись, потому что на их улице, наконец – то наступил праздник, а спонсоры этого мероприятия – это они, российские моряки!

Даже агенту стало весело, будто бы он тоже получил с этого круглую сумму. Офицеры выдали заполненные бланки, сказали, что это нужно скотчем приклеить к сумкам багажа, мол, досмотр закончен. Один сотрудник обрадовался, и даже протянул свою руку. Оказал тем самым большую честь.

За это время, Олег успел раздеться, и приготовиться принять душ. Ему это местное цветное население в номере стало безразлично. Поношенную одежду и старую обувь, в которой приехал, он выкинул в ведро, нужно было помыться и переодеться.

Агент остался. Прилип всеми фибрами своей души к богатому Мише, влажно смотрел ему в глаза, не мигая, просил денег за часть своей работы.

«Что ему надо?»

«А ты заплати, и узнаешь. Да, спроси, может быть, он пароль от гостиничного «вай-фая» знает? Или занимается обслуживанием номеров?»

Пароль он знал, написал на бумажке.

Тут же, в интернете для него нашелся порнографический ролик, который он с удовольствием стал смотреть.

Было уже поздно, но в мусульманской гостинице не принято было садиться за стол, когда где – то, скажем, в соседнем зале собираются на общую молитву люди. Пришлось объяснить, что блюда могли бы принести в номер, тем самым никакие религиозная чувства этих людей никто бы не задел.

– «Русские туристы готовы подождать, принесите только все заранее.»

Повар посмотрел на туристов, и утвердительно кивнул головой. Короче, ужин, отдыхающие русские туристы сами себе сумели заказать. Но появился агент и упорно стал их уверять, что это он добился такого сервиса! Хотел мзды!

Потом прогулка в бутик, на первый этаж. Там у этого парня была договоренность с продавцом, но Олег туда почему – то не пошел, направился к другому человеку, где провел некоторое время, рассматривая экзотический товар, пока агенту все не надоело, и он не потерялся.

Вечером он вернулся, чтобы сообщить своим клиентам, что завтра утром, он очень рано их разбудит.

Это происходило уже поздно, троица устала, свет выключили, когда он опять постучался и проник в номер. В тот момент еще все подумали, что – то стряслось, что – то случилось! И ему опять денег нужно, вот подлец!

Никак не могли выманить его из комнаты, но потом это удалось. Ему Миша что – то пообещал.

Утром русские чуть не «проворонили» свой завтрак, потому что агент действительно рано пришел, до его прихода не успели позавтракать. Но ничего, ребята дорогу знали, зашли с вещами, набрали тостеров, кофе и сок.

Дорога была не самая легкая, кругом утренние пробки, это простые люди на работу спешат. Лишь только в районе аэропорт дорога выглядела пустой.

Таксист объезжал бедные кварталы, замысловатыми тупиками и настоящими трущобами.

В аэропорту местный парень опять стал просить денег. Миша театрально развел руками, мол, все истратил. Ему надоело такое поведение агента.

Кстати, он мог видеть, как приезжие последнюю мелочь раздали на «чай» прислуге в отеле «Святого Мартина». А тут он не понимая, что его обламывают, поворачивается к Олегу, мол, у него есть. Тот честно соврал, что ничего у него нет. Не мог же он перешагнуть через себя, и сказать правду!

Парень обиделся, и опять стал упрашивать Мишу и третьего пассажира. Он не верил, что с ним так поступят!

«Прощай, Бангладеш!»

Оглавление

  • т\х «Охотское море»
  • Электромеханик
  • Боцман Миша
  • Транспортное судно «Охотское море»
  • Отход
  • Рейс от корейского порта
  • Борода
  • Сингапурский пролив
  • День «Х»
  • Бангладеш 2015 Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Шоу для самого себя – 2», Игорь Афонский

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!