«Экскурсия в Ростов Великий»

1450

Описание



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Нибур

Экскурсия

в Ростов Великий

2002

В такую экскурсионную поездку я собирался давно. Причем мне было все равно, куда ехать, ведь я почти нигде не был. И вот как-то раз на нашу общую почту пришло E-mail сообщение с предложениями от туристической фирмы "Вокруг света". Это сообщение не удалили, как обычно поступают у нас с рекламным спамом, а переслали мне. Фирма предлагает однодневные экскурсии выходного дня в Ясную Поляну, Оптину Пустынь, Сергиев Посад, Суздаль и много других. Я выбрал Ростов по соображениям ближайшего свободного воскресенья. Позвонил в турагенство, все разузнал. Свободные места есть, но плохие, записался в очередь на отказные билеты. Через пару дней из агентства позвонили: освободились хорошие места. Я, конечно, записался. За пару дней до поездки съездил в агентство, выкупил путевки. Очень недорого. За день до экскурсии позвонил, уточнил номер автобуса. 21-е июля. Утром недолгие сборы. День жаркий, без облачка. Температура с утра уже за двадцать градусов, днем будет больше тридцати. Выезд с Комсомольской площади в 8:00. Приехали заранее, есть еще время, и я пошел покупать фотопленку. Тут случился анекдотичный случай. Уходя в магазин, я услышал, как двое ребят спрашивают: "Как пройти к Казанскому вокзалу?". Возвращаюсь через пять минут, а эти ребята все ищут свой вокзал, и никто не может им помочь. Я показал им на вывеску с огромными буквами, они искренне обрадовались. Разместились в автобусе. Наши места - второй ряд за экскурсоводом. Неплохо видно и вперед и по сторонам. Поехали. Еще не жарко. К тому же в открытые окна и люк на крыше задувает прохлада. Экскурсовод Юрий Васильевич практически сразу стал много рассказывать. Вначале он изложил план дня. А наш автобус тем временем мы выбрался на проспект Мира, и Юрий Васильевич начал рассказывать о старом Ярославском тракте. Проспект Мира и Ярославское шоссе, по которым мы сейчас едем, проходят на месте старинной дороги, издавна служившей паломникам, отправлявшимся в Троице-Сергиеву лавру. После службы в Кремлевском соборе, получив благословение, путники отправлялись в Сергиев Посад этой дорогой. Совершить паломничество своим долгом считали и простой человек и царь. Знаю, ходили в Сергиев Посад Пушкин, Лермонтов. Паломники шли обязательно пешком. На пути следования существовала, как сейчас бы сказали, вся инфраструктура, помогающая путнику и обеспечивающая питание и отдых. Я где-то читал о путешествии императрицы Елизаветы. Будучи больной и, к тому же, тучной, она шла по версте-другой в день. Затем садилась в карету и отправлялась на отдых. Назавтра ее подвозили к месту вчерашней остановки, и она продолжала свой путь. Так она шла больше месяца. Цари выезжали в такое путешествие со свитой. На пути следования царского поезда были выстроены царские дворцы. Они были деревянные и, конечно, до наших дней не сохранились. Проехали Крестовскую заставу, Троицкую заставу. Выехали за пределы старой Москвы. Подъехали к станции метро Алексеевская. Раньше здесь было село Алексеевское, первая остановка Царского поезда. В Алексеевском стоит церковь Тихвинской иконы Божьей Матери. Проехали бывшее село Тайминское. Сейчас это уже граница Москвы. Здесь находится Тайминский храм иконы Божей Матери. Здесь же была вторая остановка царского поезда. Где-то недалеко, на расстоянии одного километра слева, недавно воздвигнут памятник Николаю II работы скульптора Василия Клыкова. Далее на пути Мытищи. Здесь находится храм Сретенья иконы Казанской Божьей Матери. Это самая главная русская икона. Чудодейственная сила ее известна давно. Даже при коммунистах в 1941 году состоялось обнесение этой иконы на самолете вокруг Москвы. Такое же действие было совершено и в Ленинграде. Как известно, враг не прошел в эти города. Кстати, сегодня как раз большой церковный праздник иконы Казанской Божьей Матери. А храм в Мытищах был воздвигнут в честь крестного хода, переносившего икону из Казани в Москву. Другой храм Сретенья в память того события был построен на Сретенке. И улица названа в ту же честь. Мы едем в комфортабельном автобусе, поэтому очень быстро добрались и до третьей остановки царского поезда: село Воздвиженское. Едем дальше по Ярославскому шоссе. В стороне остался Радонеж. Когда-то это село было городом. Там сейчас есть скульптура Сергия Радонежского работы того же Клыкова. Экскурсовод не устает рассказывать. Знания его просто удивляют. Отлично знает родословную русских князей, историю развития православия. Перечисляет всех святых древней Руси, их деяния. Знает все монастыри, легко ориентируется в архитектурных стилях. И много-много другого... Любопытно его наблюдение, что многие бывшие мужские монастыри сейчас возрождаются снова уже как женские. Проехали в стороне от Троице-Сергиевой лавры. Справа - Тарпеево озеро. Въезжаем в Северо-Восточную Русь - Русь Залесскую. Ростов был первым центром Залесской Руси (потом Суздаль, Владимир). Известный лидер Залесской Руси - князь Юрий Долгорукий. Он основал Переславль-Залесский и Москву. Памятник ему сейчас стоит в Москве, напротив мэрии. Раньше на этом месте стоял памятник Конституции. А тот, в свою очередь, был поставлен на месте снесенного памятника генералу Скобелеву, герою Турецкой войны. А экскурсовод все рассказывает и рассказывает. Начиная какую-нибудь тему, углубляется, захватывает сопутствующие исторические события, характеризует государственных и церковных деятелей, причастных к данному историческому событию. Приведу кое-какие из его отступлений, которые мне запомнились потому, что были новыми для меня: * Александру Невскому выпала доля сделать выбор между Востоком и Западом. Запад предлагал ему военную и материальную помощь в обмен на принятие католицизма. Восток же на мусульманстве не настаивал, но лишал Русь государственной самостоятельности, и требовал дани. Александр Невский сделал выбор в пользу духовной свободы и пошел на союз с Ордой. Икона Александра Невского интересна тем, что была написана знавшим его иконописцем и, поэтому, обладает портретным сходством. Находилась она в Воздвиженском монастыре в Кремле. Этот монастырь раньше был великокняжеской женской усыпальницей, но в тридцатые годы был разрушен большевиками. * Сын Дмитрия Донского Юрий Звенигородский обрел мощи Сергия Радонежского при строительстве Троицкого собора в Лавре. * Сергий Радонежский знаменит еще и своими сподвижниками. Это целая плеяда великих церковных деятелей. Первые его сожители в основанном им монастыре впоследствии занимали кафедры во многих епархиях и основали многие монастыри на Руси. Его брат Стефан стал духовником царя. Племянник преподобного Сергия прославился уже в пятнадцать лет такой чистотой и святостью, что, когда помогал дяде в совершении церковной литургии, оба видели ангела, соучаствующих в службе. Позже он основал Симонов монастырь на берегу Москвы-реки. * Различие в понятиях: монастырь, скит, пустынь. Скит - это как бы небольшой филиал монастыря. В скиту более строгие правила по исполнению всех обрядов, служб, молитв. Здесь более строгие требования к соблюдению поста, к общению с мирской жизнью. В скит обычно уходили из монастыря несколько монахов для совершения духовного подвига. Порой один-два монаха уходили в пустынь, где было еще большее уединение, полный уход от мира. Нередко затворник пустыни начинал притягивать к себе других монахов. Рядом организовывались монастыри, и пустынь постепенно развивалась в мощный центр духовной жизни Руси. Так было, к примеру, с Оптиной пустынью. * Староверческая вера еще называется иногда Брынской верой. Что-то, связанное с уходом в Брянские леса. * Церковь и храм - тождественные понятия. Собор - это храм с приделами, по сути несколько церквей, собранных вместе. Выехали за пределы Московской области. Проехали кусочек Владимирской области, она здесь немного захватывает Ярославское шоссе. Въехали в Ярославскую область. Проехали через город Переславль-Залесский. Он расположен по обеим сторонам Ярославского шоссе. Поражает огромное количество больших, красивых храмов с многими колокольнями. Видно Плещеево озеро. Загадал приехать сюда на отдельную экскурсию. Из окна увидели бывшие крепостные валы. Хорошо виден древнейший храм России, построенный в 1152 году. На выезде из города, в слободе, находится древнейший монастырь России. Название Переславль происходит от слов "переял славу". В истории существовало несколько городов с этим названием. Этот, последний, основал Юрий Долгорукий в августе 1152 года. Он назывался Переяславль. Позже из названия города исчезла "я". Затем добавилось слово "Залесский". На днях город будет отмечать свое 850-летие. Сделали короткую остановку в пути. Удалось купить пирожки с яблоками. Поехали дальше. Наконец экскурсовод сделал перерыв, и мы немного подремали. Проехали село Троицкое, также бывший город. И здесь есть несколько храмов, и история села насыщена интересными историческими событиями. Въезжаем в город Ростов. Основан в 876 году! Стоит на берегу огромного озера Неро. Ростов - Великий! Такую приставку имеет еще только один старинный русский город Новгород. Поворачиваем к Спасо-Яковлевскому Димитриеву монастырю. Здесь находятся мощи нескольких святых. Последний из целой плеяды Ростовских святых - это Дмитрий Ростовский. Его подвигом было написание "Жития всех святых". Это книга с тех пор и до сегодняшнего времени является настольной книгой для священников, историков и многих других работников культуры. Лет десять, как монастырь начал новую жизнь после десятилетий мерзозапустения. Сегодняшняя братия - это около пятнадцати молодых людей. Старых монахов у нас, понятно, нет. Сразу из автобуса пошли на службу в действующий храм. Подали поминальные записки, поставили свечи, приложились к мощам. Помощь святого Димитрия особенно сильна, так как за ним стоят все святые, описанию жизни которых он посвятил свою жизнь. Вышли из храма, набрали святой воды в часовенке.

Все собрались в тени, и Юрий Васильевич начал свой рассказ о монастыре, его истории и исторических событиях. Основные храмы построены в конце 18 начале 19 веков на месте более старых. Один их храмов построен графом Шереметевым. Попутно экскурсовод рассказал известную историю о женитьбе Шереметева на крепостной актрисе. Другой храм построен на средства Орловой-Чесменской, единственной дочери графа Орлова. Она все огромное наследство передала на церковные и благотворительные цели. У храмов почти одинаковые боковые фасады смотрят друг на друга. Мощи святого Димитрия находились в одном храме. Но Шереметев, особо почитавший Димитрия, просил перенести его мощи в построенный им соседний. Но как это сделать? Ведь Димитрий, когда прибыл в Ростов, впервые войдя в этот храм, указал посохом в угол и сказал: "Здесь и упокоюсь". Тогда пошли на компромисс. Раку с мощами каждый год переносят из одного, зимнего, храма в другой, летний, и наоборот. Димитрий работал над своим "Житием" 26 лет. Многое из написанного пришло к нему в "тонком" сне. Так называют монахи свое просветленное состояние, в котором у них бывают видения и происходит общение со святыми православной церкви. При ремонте храма уже в конце 18 веке, строители, менявшие пол, нечаянно повредили крышку гроба и увидели нетленные остатки Димитрия. Слух разошелся по городу, к мощам потянулись страждущие. И стали случаться чудодейственные исцеления. Время было уже цивилизованное, поэтому церковные службы педантично фиксировали все случаи совершения чудес. Были записаны сотни случаев чудесного излечения от самых разных болезней, и Димитрий был причислен к лику святых. В этом храме лежат мощи еще одного святого, митрополита Ростовского Иакова. Однажды он своей властью простил обратившуюся к нему преступницу, приговоренную к смертной казни самим Великим князем Ростовским. Жители города возроптали на такое самоуправство и постановили изгнать зарвавшегося священника из города. Он не стал возражать, пошел к берегу, снял свои одежды, бросил на воду, встал на них и на одеждах поплыл по озеру. Собравшиеся жители города пали на колени, увидев такое чудо, и стали молить Иакова вернуться. Но он не внемлил просьбам, поплыл дальше и пристал к берегу за городом, возле впадающего в озеро Неро ручья. От митрополичьего престола он отказался. А в том месте, где пристал к берегу, поселился и основал монастырь. Еще один Ростовский святой - епископ Игнатий. По его смерти стали твориться чудеса. Сначала две черноризицы видели святителя Иакова, восставшего с одра. Затем уже все собравшиеся увидели, как он из гроба простер руку и сам взял вкладываемый ему в руку свиток рукоположенных им священников. После таких чудесных событий похоронить Игнатия уже никто не решился. Так он и остался лежать нетленным в открытой раке. На Ростовской кафедре был и митрополит Иона. Сюда он попал после своей провинности перед Великим государем Московским. Был Иона местоблюстителем патриаршего престола, когда во время службы в Кремлевский храм неожиданно вошел без разрешения возвратившийся из ссылки опальный патриарх Гермоген. Все растерялись. Первым нашелся Иона, подошел к Гермогену за благословением. Великий государь это ему не простил и сослал назад, в родную Ростовскую епархию, из которой он выдвинулся на высокую должность. Здесь он начал активно работать, строить кремль, звонницу. Практически весь сегодняшний комплекс построен при нем. Экскурсовод рассказывал долго. Все устали, но было очень интересно. Я здесь привожу только самое запомнившееся. Наконец, рассказ закончился, и нам было предоставлено свободное время, более получаса. Посмотрели сувениры на лотках возле входа в монастырь. Затем пошли на озеро Неро, это совсем рядом. Озеро грязноватое, но купающихся много. Жаль, что я не взял с собою плавки, а то непременно бы поплавал. Погуляли, сфотографировались, сели в автобус и поехали в Ростовский Кремль. Кремль - это подворье митрополита, настоящий кремль не сохранился, кое-где остались только крепостные валы. Вышли из автобуса. Полдень, жарко. Пока экскурсовод оформлял наши билеты, съели мороженое, прошлись по лоткам с сувенирами. Нам представили ростовского экскурсовода Наташу. Она провела нас на территорию Кремля. Пока народ собирался, нам, уже проголодавшимся, удалось перехватить вкуснейших пирожков с капустой. Наташа - очень экспрессивная женщина. Ее речь восторженна, изобилует красивыми сравнениями, перемежается вставками-стихами.

Сразу после вступительного слова на кремлевской площади мы перешли через проход в стене Кремля на площадь перед звонницей. Здесь раньше проводились не только церковные мероприятия, но и светские собрания городских жителей. Здесь снимался фильм "Иван Васильевич меняет профессию". Через ворота с этой площади уходили стрельцы, посланные Иваном Васильевичем Боншей на войну. Наташа рассказала об истории Ростова, об уникальной звоннице. Всего на звоннице семь колоколов, управляют им четыре человека. Все колокола отлиты в Ростове. Голос самого большого колокола Сысоя слышен за 20 верст. Иона назвал его так в честь своего отца, простого священника. Другие колокола тоже имеют свои названия. Например, Голодный колокол звучал во время поста. На площади находится мастерская возрождаемого Ростовского промысла черновощеной керамики. Экскурсовод ненавязчиво пригласила нас посетить ее. Здесь мастер рассказала о технологии этого промысла. Как и в старинное время, обычную керамику затирают ("вощат") с использованием конопляного масла, а затем обжигают в закрытой печи, без доступа воздуха. При таком обжиге керамические изделия приобретают необычный черный цвет. Затем нам показали изделия. Все вещички простенькие и совсем неинтересные. Но мастер, показывая свистульку, рассказала следующую историю. Когда парень с девушкой из разных селений, расположенных вокруг озера Неро, знакомились на ярмарке, то обменивались такими игрушками. А по возвращении домой выходили вечером на берег озера и пересвистывались условными мелодиями. Звук по водной глади распространялся далеко на всю округу. И тут мастер подудела в такую непримечательную свистульку. Звук оказался на удивление приятным, нежным. На игрушке два отверстия, их надо поочередно зажимать пальцами. Несложно, но достаточно, чтобы сочинить условную мелодию. Мы, восторженные, просто-таки набросились покупать сувениры: свистульки, колокольчики и прочую мелочь. Все очень дешево. Только вышли из мастерской, как заиграли колокола звонницы. Удивительно красивая музыка звучала недолго. Ничего, у нас впереди еще специальный концерт, заказанный для нашей группы. Через тот же проход в стене вернулись на площадь Кремля. Наташа рассказала о строительстве Кремля, обо всех строениях на его территории. Здесь есть три больших храма, Царские палаты для приезжавшего царя, Гостиный двор, митрополичьи покои, митрополичья церковь. Затем состоялось посещение музея Ростовской финифти, единственного в мире. Технология изготовления финифти очень сложная. Медную пластинку покрывают эмалью и обжигают. Медь и эмаль спекаются, получается основа для рисунка необычного светлого цвета. Затем на изделие наносят слой металлосодержащей краски одного цвета и снова обжигают, причем настоящий цвет этой краски проявляется только после обжига. Затем наносят краску другого цвета. Так повторяется семь-восемь раз. Малейшая ошибка - и безвозвратный брак. В музее несколько залов. Особенно впечатляет зал советского периода. Здесь представлены уже не миниатюры, а целые картины. Интересны портреты: Пушкин, Лермонтов, герои Бородинского сражения и многие другие. Запомнилась работа, на которой плененный Батыем князь Василько отвергает предложение монгольского хана о переходе к нему на службу. Василько любимый Ростовский князь, он причислен к лику святых. Его жена - дочь князя Михаила Черниговского. А Михаил Черниговский известен тем, что у него было много сыновей, которым достались в наследство от отца поселения. От названий этих поселений пошли известные русские фамилии: Воротынские, Одоевские, Голицыны и еще с десяток.

После музея поднялись на стену Кремля. По этой стене бегали герои фильма "Иван Васильевич". Здесь все, как в настоящей крепости: башенки, бойницы, вaрницы (отверстия для литья горячей смолы или кипятка на наступающих). По стене перешли в один из кремлевских храмов. Здесь экскурсовод рассказала о технике росписи по мокрой штукатурке, о правилах формирования церковного иконостаса. Храм сейчас реставрируется молодыми художниками. Снова по стене перешли в другой храм. Здесь по настенным росписям Наташа рассказала о подвиге Ираклия, еще одного из Ростовских святых. Ираклий жил еще во времена раннего проповедования христианства. Поставленный на подвиг изживать язычество, очень сильное в этих лесных местах, он прославился на этом поприще. Однажды ему явился старец, у которого он испросил помощи в своем труде. Старец посоветовал ему идти на паломничество в святой Иерусалим, и там молиться апостолу Павлу. Путь неблизкий, но старец обещал чудодейственное содействие. И, действительно, по выходе за ворота города Ираклий встретил апостола Павла, который вручил ему посох. Этим посохом, возвратившись в город, Ираклий поверг главного языческого идола. С тех пор на Ростовской земле победило христианство. Храм сейчас также реставрируется. Опять же по стене перешли в музей русского изобразительного искусства. Наташа рассказала о русской иконе, истории ее развития. Теперь я немного представляю, чем отличаются ранние русские иконы от более поздних. Кстати, одна из икон навевает египетские мотивы, на ней изображен святой с собачьей головой. Объясняется это тем, что по просьбе святого бог заменил ему красивое лицо, вызывающее греховные помыслы, на звериное. Математик Фоменко тут, конечно, не преминул бы развить свою гипотезу о новой хронологии в истории. В последнем зале есть большая икона "Страшный суд". На ней изображены, в том числе, картины наказания грешников в аду. Экскурсовод на рассказе об этой иконе произнесла заключительный монолог, ушла, и мы остались досматривать экспонаты этого зала. Но экскурсия, оказывается, не закончилась, и Наташа ждала нас на выходе. Некоторые члены нашей группы задержались в зале, и она удачно пошутила: "На картины страшного суда смотрят". Все смеялись. И вот уже на выходе открылись еще интересные факты из истории Ростовского Кремля. В 18 веке в жизни Кремля было почему-то некоторое угасание, и тогда жители города, купцы, приложили огромные усилия по поддержанию его на должном уровне. Был еще один нелегкий период в жизни Ростовского Кремля. В 50-х годах прошлого века случился сильнейший ураган. Смерч прошелся только по церквям и ушел в озеро. Почти все головки храмов, звонницы были сломаны. На фотографии изображена страшная картина разрушения. Экскурсия закончена, мы вышли на площадь, и Наташа отвела нас в кафе и магазин сувениров. Я заметил, как она записалась в журнале о количестве приведенных в магазин посетителей. Также было, я заметил, и в керамической мастерской. Что же, этот ее небольшой дополнительный доход простителен при маленькой зарплате экскурсовода. В кафе заявленной в меню медовухи нет, есть только квас. Но он оказался очень вкусным, взяли еще бутерброды с колбасой. Времени остается всего несколько минут до начала концерта на Ростовской звоннице, а за сувенирами очередь. И мы пошли все тем же переходом в стене на площадь перед звонницей. Сфотографировались и расположились на лавочке. Концерт продолжался минут пятнадцать, мелодии менялись четыре-пять раз. Есть звоны: Красный, Венчальный, Будничный, Ионинский и другие. Жалко, что не было никаких комментариев экскурсовода. Вот только запомнился рассказ Наташи о том, что в конце прошлого века простой священник Израилев восстановил мелодии звонов 17-го века. Осталось с полчаса свободного времени, и мы побежали фотографироваться в царских костюмах на том самом крыльце, на котором снимался фильм. Потом вернулись за сувенирами и открытками. Все бегом. К автобусу подошли как раз вовремя. На площади ростовские дети просят подаяние, как цыганята. Обидно за таких детей, у них ведь развивается искаженная психология. Сели в автобус и поехали к храму на выезде из города. К сожалению, забыл название этого храма. Юрий Васильевич немного рассказал о его истории. На неогороженной территории рядом с храмом среди заброшенных могил находится окультуренная могила священника прошлого века Израилева, восстановившего Ростовские звоны 17 века. Где-то здесь есть и могила Сысоя, но точное ее местонахождение не известно. В восстанавливаемом храме по выходным проводят службу московские священники, приезжающие сюда на дачу. Снова посадка в автобусы, и уже окончательный отъезд домой. Проехали мимо разрушающегося завода, картина печальная. В пути экскурсовод еще раз обращает наше внимание на все достопримечательности Ростова. Хорошо рассмотрел Церковь Вознесения на валах, которую не успел увидеть утром. На вопрос о том, что на Ростовской земле очень много святых, экскурсовод дал любопытный ответ. Большой сонм святых потому, что для победы над сильным в этих местах язычеством требовалась и великая христианская сила. Кстати, Сергий Радонежский родом из Ростовской земли. Недалеко отъехали, и автобус сломался. Жара, перегрелся двигатель. Вынужденная остановка на полчаса. Жарко! А неутомимый экскурсовод все рассказывал и рассказывал, отвечал на вопросы. Показал две книги о достопримечательностях Подмосковья, он один из авторов. Очень подробно ответил на мой вопрос об иконе Казанской Божьей Матери. Историю с обретением иконы сейчас, наверное, все знают. Но на сегодня, оказывается, она утеряна, а в Москве и Санкт-Петербурке находятся ее копии ("списки"), тоже уже зарекомендовавшие себя, как чудодейственные. Подлинник был украден в Казани, вора поймали. Дорогой оклад с каменьями был им продан, а сама икона уничтожена. Но это не точная информация, вор несколько раз менял показания. Совсем недавно, в прошлом веке, икона была обнаружена в Америке. Эксперты установили, что оклад подлинный, но в нем копия иконы. Не исключено, что нам предстоит еще одно ее счастливое обретение. А найденная икона с окладом очень дорогая, выкупить ее пока не удалось. Экскурсовод скоро уходит в отпуск. Участвует в трехдневном крестном ходе. Это ежегодное мероприятие проводится где-то в районе Ростова-Переславля, участвуют в нем около тысячи человек. В пути организованы ночлег и питание: свой вклад вносят военные. К сожалению, не получилось расспросить подробнее об этом интересном событии в культурной жизни России! Как жаль, что об этом никто не знает! Вообще, экскурсовод живет активной жизнью в своей среде подвижников. Это было заметно даже по тому, что он здоровался, как со старыми знакомыми, с монахами Спасо-Яковлевского монастыря. Прибыли на Комсомольскую площадь вечером. Лето, день длинный, и еще светло. На метро добрался до Речного вокзала. Здесь, ожидая автобуса, купил бананы. Так получилось, что целый день толком ничего не ел, только перекусы. Да и ноги побаливают, то ли от долгого сидения, то ли от хождения. Но ничего, это не беда. Зато наполнен впечатлениями, и настроение - прекрасное! Легко, весело!

* * *

На следующий день стал вынимать пленку из фотоаппарата и обнаружил, что она стоит на начале, как я ее зарядил. Значит - ничего не получилось. Обидно... Общее впечатление от поездки: очень интересно! Вдвойне интересно, потому что нас сопровождал такой замечательный экскурсовод. Сразу очень захотелось и в другие поездки: в Оптину Пустынь, в Переславль-Залесский, в Абрамцево и во все-все другие места! Буду надеяться, что желание исполнится. От избытка впечатлений сразу по прибытии сел за эти заметки, и написал их за неделю на одном дыхании.

Август 2002 г.

Комментарии к книге «Экскурсия в Ростов Великий», Нибур

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства