Существует параллельная История России. Это не спекуляция новых хронографов и не мыльная интерпретация племянников дяди Оскара. Эту историю писала Русская Православная Церковь. Письмена эти тем более интересны, что их начертали немногие грамотные люди, получившие азбуку от церкви и возвратившие ей сыновний долг. В этом смысле «гражданские» летописи типа Повести Временных Лет, акцентированные на придворной хронологии, — есть побочный продукт, состряпанный монахами ради хлеба насущного. Писцовый ангажемент.
История русского православия — история духовных шевелений в нашем народе, история подавления этих шевелений, история интеллектуальных исканий и парадоксов. Это Крестный Путь, которым шел народ в нравственном, идеальном направлении. Это — тысячелетняя мистерия русского духа, гонимого и страдающего. Для ее описании я не придумываю героев и события. И я соглашаюсь на официальную хронологию, — в основу работы положены клерикальные летописные материалы. Главный источник — монументальный труд митрополита Московского и Коломенского Макария «История Русской Церкви» (1845). Эта многотомная хроника — уникальный по своей полноте материал, собранный со всей возможной скрупулезностью. Воистину — великий подвиг святого отца. Работа охватывает период с древнейших времен до конца царствования Алексея Михайловича. Видимо, писать о безобразиях его сына Петруши у митрополита здоровья не хватило. Он скончался, и мы будем восполнять нехватку сведений из других, столь же поучительных и почтенных книг.
Что побудило меня заняться околоправославными делами? Я обнаружил, что Макарий изо всех сил старался соблюдать объективность. Нет, например, реальных данных, что Апостол Андрей Первозванный дошел до Киева, так он и пишет, что скорее всего — не дошел, как бы нам этого ни хотелось. А уж до Валаама дойти точно не мог! Похвальный реализм. Ни малейшего допущения перелета Андрея на архангельских крыльях! Но вот дело доходит до неких событий, известных из мирской истории и не оспариваемых никем. И вдруг теряются факты, блекнут краски, гаснут свечки. Не поднимается рука Летописца описать разоблачительные вещи, невыгодные церкви.
Комментарии к книге «Крестный путь», Сергей Иванович Кравченко
Всего 0 комментариев