Сергей Тимофеевич ГРИГОРЬЕВ
ПАРОХОД НА СУШЕ
Рассказ моего деда
В 1951 году 17 апреля исполнилось сто лет с начала правильного движения на первой в России железной дороге от Петербурга до Павловска. Открытие дороги произошло еще раньше: 30 октября 1837 года. Царь Николай Первый проехал от Петербурга до Царского Села в коляске, поставленной на открытую платформу. Тянул поезд маленький паровоз с высокой трубой, построенный в Англии на заводе изобретателя первого паровоза Георга Стефенсона. Паровоз отапливался брикетами-кирпичами кардиффского угля, нарочно выписанными для этого из Англии. И рельсы, или "плющенные шины", как тогда их называли, были прокатаны тоже в Англии, на заводе Буттерлей.
Мне довелось мальчишкой слышать от моего деда Григория Патрикеевича о первых паровозах и о первых поездах на Царскосельской дороге. И просто не верилось, что дед рассказывает одну правду, а вам-то через целых сто лет, пожалуй, и вовсе за сказку покажется.
Начать с того, что дед мой не мог привыкнуть к слову "паровоз" и упорно называл локомотив "пароходом". "Сказка - складка, а песня - быль". Дед в подтверждение своего рассказа пел нам, внучатам, под гусли песню, вернее - старинные куплеты, о первом "пароходе":
Подымался Питер рано.
Лишь забили в барабаны,
Все пустилися в поход
Поглядеть на пароход.
В трубы звонко затрубили,
В барабаны громко били.
Пароход идет, парит,
"Юбер" в дудочку дудит.
Впереди орган играет,
Всполошась, вороны грают,
Удивляется народ
На чудесный пароход:
"До чего народ доходит
Самовар по рельсам ходит!"
Вдруг навстречу ему бык
Чрез канаву прямо прыг!
Про этого-то самого быка и рассказал нам дед вот какую историю.
"У меня в жизни было много разных "вакансий", - рассказывал дед. - В то лето вышла мне "вакансия" быть скотогоном, подпаском. Мамынька выговорила мне жалованья десять рублей "за все" и, справляя меня, на всякий случай зашила в подоплеку рубахи три целковеньких.
Наше село Куженкино приписано было к Хотиловскому Яму*. Мы природные ямщики. Стоит Куженкино на самом московском шоссе. По тракту, вернее - вдоль тракта, потому что вол камня не любит, - всегда гнали волов на мясо в Питер со степей саратовских, с Астрахани, с Дону и Кубани, а главное, из Черкасска, потому что в Питере очень уважают черкасское мясо.
_______________
Комментарии к книге «Пароход на суше», Сергей Тимофеевич Григорьев
Всего 0 комментариев