«Пароход на суше»

1282

Описание



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Сергей Тимофеевич ГРИГОРЬЕВ

ПАРОХОД НА СУШЕ

Рассказ моего деда

В 1951 году 17 апреля исполнилось сто лет с начала правильного движения на первой в России железной дороге от Петербурга до Павловска. Открытие дороги произошло еще раньше: 30 октября 1837 года. Царь Николай Первый проехал от Петербурга до Царского Села в коляске, поставленной на открытую платформу. Тянул поезд маленький паровоз с высокой трубой, построенный в Англии на заводе изобретателя первого паровоза Георга Стефенсона. Паровоз отапливался брикетами-кирпичами кардиффского угля, нарочно выписанными для этого из Англии. И рельсы, или "плющенные шины", как тогда их называли, были прокатаны тоже в Англии, на заводе Буттерлей.

Мне довелось мальчишкой слышать от моего деда Григория Патрикеевича о первых паровозах и о первых поездах на Царскосельской дороге. И просто не верилось, что дед рассказывает одну правду, а вам-то через целых сто лет, пожалуй, и вовсе за сказку покажется.

Начать с того, что дед мой не мог привыкнуть к слову "паровоз" и упорно называл локомотив "пароходом". "Сказка - складка, а песня - быль". Дед в подтверждение своего рассказа пел нам, внучатам, под гусли песню, вернее - старинные куплеты, о первом "пароходе":

Подымался Питер рано.

Лишь забили в барабаны,

Все пустилися в поход

Поглядеть на пароход.

В трубы звонко затрубили,

В барабаны громко били.

Пароход идет, парит,

"Юбер" в дудочку дудит.

Впереди орган играет,

Всполошась, вороны грают,

Удивляется народ

На чудесный пароход:

"До чего народ доходит

Самовар по рельсам ходит!"

Вдруг навстречу ему бык

Чрез канаву прямо прыг!

Про этого-то самого быка и рассказал нам дед вот какую историю.

"У меня в жизни было много разных "вакансий", - рассказывал дед. - В то лето вышла мне "вакансия" быть скотогоном, подпаском. Мамынька выговорила мне жалованья десять рублей "за все" и, справляя меня, на всякий случай зашила в подоплеку рубахи три целковеньких.

Наше село Куженкино приписано было к Хотиловскому Яму*. Мы природные ямщики. Стоит Куженкино на самом московском шоссе. По тракту, вернее - вдоль тракта, потому что вол камня не любит, - всегда гнали волов на мясо в Питер со степей саратовских, с Астрахани, с Дону и Кубани, а главное, из Черкасска, потому что в Питере очень уважают черкасское мясо.

_______________

* Я м - почтовая станция, почтовый поселок.

Двинулись мы не торопясь вдоль шоссе. Волы идут и пасутся. А по шоссе в обе стороны дилижансы трубят, возы; курьеры на лошадях и на тройках скачут. До Питера без малого четыреста верст!

Хозяин - на первом возу и большею частью спит. На другом возу - его хлопцы. Тоже спят. Я один за всех работник. Волы, запряженные, остановились, я подгоняю: "Цоб-цобе!" И опять заскрипели колеса.

Скотины гнал наш хозяин порядочно: восемьдесят голов, а восемьдесят первый - единственный среди волов бугай, то есть бык. В быке и была вся сила. Муругий бык, здоровенный. Рога - ухват такой, что трехведерный чугун из печки доставать! Глаз огненный, кровавый! Под атласной кожей жилки играют! Ужасный бык! Головастый! И звали его "Голова". А на шее у него, как у волостного старшины, жестянка висит вроде знака. Те волы-то смирные, как коровы, - куда бык, туда же и они. Поить пришла пора. Голова первым пробует воду - годится? Тогда и волы пьют. Вода ржавая, торфяная; Голова фыркнет и отойдет, и, уж будьте покойны, волы этой воды пить не станут.

Время у нас в пути шло по петуху. Вместо часов у хозяина на возу клетка реденькая из камыша, а в ней черный петух, облезлый весь, бесхвостый, злой от скуки - ведь все один! У нас летом, знаете, чуть не сутки солнце, а чем ближе к Питеру, тем ночи белее. Но петух этого не признавал. Он в аккурат, как часы, захлопает крыльями, закричит "кукареку" благим матом - значит, в Черкасске в этот момент солнышко садится.

И волы, только закричит петух, останавливались. Голова подходил к хозяйскому возу - дышал хозяину в лицо. Волы ложились кругом. Жевали. Хозяин награждал Голову куском хлеба с солью. Доставал с воза большую плетеную бутыль, хлеб, сало. Луковку чесночную хлопцы достанут, корочку чесноком потрут - тоже хорошо. Потом запоют. Очень хорошо пели, и всё: "Гей! Гей!" - не наша песня. Споют куплет и помолчат - чего-то думают, потом еще куплет и опять - с перерывом.

А я лежу под возом, слушаю песни и думаю: "Хорошо бы нашему хозяину вместо петуха в Питере себе часы купить. Да оно и мне бы самому неплохо вернуться домой с часами. Девушки с ума сойдут. Да, впрочем, где уж мне!.." Пощупаю в рубахе свои три рубля - и о часах мечты долой.

О Питере раздумывать начинаю: какая это - торцовая мостовая? Как это пушка в полдень палит?

И про чугунку думаю, про "пароходы" эти самые. Слыхал я, будто кое-где в народе говорили, что в "пароходах" действует нечистая сила. Нас, ямщиков, не черти в чугунке пугали, а слух, что, попытав счастья на первой чугунке, будут строить дорогу от Питера до Москвы. Что тогда делать ямщикам? Что делать возчикам? Беда! Лежу так, мечтаю - да и засну. Вдруг наши часы: "Кукареку!"

- Гей! Вставай, Гриц! В Черкасске солнце всходит.

А у нас оно, можно сказать, и не закатывалось!

Было это уж под самым Питером, близ Четырех Рук, где два шоссе скрещаются. Голова идет, за ним волы, а за волами - наши два воза. Хозяин и хлопцы, по обычаю, спят, с головой укрывшись. Я смотрю вперед и вижу сделался на шоссе полный затор: тройки, коляски, брички, возы с сеном, верховые. Подошли и мы, уперлись в затор, а сзади прибывают еще. Наскочил фельдъегерь*. И его тройка остановилась, и денщик фельдъегерев лупит ямщика нагайкой: "Пошел!" А куда пошел? Впереди волы мои, сено, солома, объезду нет. Крик, ругань, пыль.

_______________

* Ф е л ь д ъ е г е р ь - посыльный с важными военными бумагами.

Я соскочил с воза, забежал вперед: "В чем дело?"

Народ стоит, и спущен шлагбаум, а за шлагбаумом поперек дороги чугунка. Насыпано земли выше роста человека, а на ней рельсы поперек шпал и множество ворон, грачей и галок по рельсам перепархивают, конский свежий навоз клюют.

Вдруг народ закричал. Шапками машут: "Идет! Идет!"

Чего там идет? Гляжу, по шпалам скачет меж рельсов драгун, на пике у него флажок. Скачет на коне драгун, а сам через плечо назад, вытаращив глаза, смотрит, словно за ним кто гонится. И верно: воронья стая с криком взвилась. Справа загрохотало, пахнуло паром, сладким дымом - "пароход" идет! Труба у него высокая. И не так уж скоро он идет и вовсе не торопится. На приступке "парохода" перед трубой стоит в парадной форме солдат, у него на белой перевязи шарманка прилажена. Солдат шарманку крутит, а сзади где-то ему в разноголосицу трубы подыгрывают и барабаны бьют. Сбоку "парохода" стоит господин в белых брюках и высокой черной шляпе, под названием цилиндр, и пары пускает. "Пароход" весь в медных обручах, с медным колпаком, вроде самовара, а на боку вывеска: "Лев". За "Львом" - вагончики, вроде качелей на балаганах: с занавесочками, фестончиками. Господа и дамы нарядные сидят на скамейках, посмеиваются, любезничают. Прохлаждаются апельсинами, пряниками. За вагончиками платформа, на ней поставлена коляска с гербами. А в коляске, развалясь, какой-то важный барин. На козлах ни к чему - кучер в шапке, а на запятках два лакея во фраках с позументами.

Что тут поднялось! И по сю и по ту сторону дороги лошади на дыбы, народ кричит, волы мои ревут! Воз с сеном набок свалился. Ямщик завернул фельдъегереву тройку и скачет назад, а денщик его за шиворот левой рукой, а правой тузит по шее кулаком. Хозяин мой вылез из-под кожуха, бросился в испуге к волам. Петух крыльями в корзинке хлопает и кричит "кукареку" совсем не ко времени. Но волы наши всю эту передрягу оставили без внимания. Потягивают себе клоки сена из поваленного воза. Один Голова не мог никак успокоиться - храпел, фыркал, скакал по придорожной лужайке, завернув хвост на спину, и рыл землю передними копытами в веселой ярости.

Наконец все угомонилось! Затор растаял, и под пестрые шлагбаумы потекли по шоссе через чугунку в обе стороны потоки троек, сидеек, колясок, возов. Голова тоже успокоился и вернулся к гурту. Только под шлагбаум он не пошел. Звали, манили хлебом - нейдет упрямый бык, да и только. И волы нейдут. Хозяин задумался, уставив очи в землю, и сказал, покрутив головой:

- Мабуть, запрещено скотину перегоняти? Или, пошлину платить?

Инвалид на переезде повесил свой рожок на стенку пестрой будки, снял мундир и, сидя на табурете, принялся штопать под мышкой. Хозяин подошел к инвалиду и снял шапку:

- А что, добрый человек, чи можно, чи ни через вашу чертову дорогу...

- Дорога не чертова, а царская.

- То все равно! Я хочу вас спросить: чи можно, чи не можно волов перегнать?

Вот до чего человек с толку сбился: видит сам, что народ и туда и сюда через дорогу, а он просит дозволения!

- Отчего нельзя, - ответил инвалид, - особо, если на табачок старику пожалуешь... ну, гривну, что ли? А?

- Гривну? Той гривны у меня нема, а тютюн е.

Хозяин насыпал из тавлинки в подставленную инвалидом фуражку табаку.

- Гони беспрепятственно, - сказал инвалид, накинув фуражку на лысую голову так ловко, что табаку и порошинки не пропало.

Но и разрешение, полученное от начальства, ничуть не подействовало на быка.

- Гони! Чего же? - кричит инвалид. - А то скоро обратная машина будет.

- Гнал бы, добродию, да бык, скаженный, нейдет...

- Это уж не в нашей власти. Наломай ему хвост.

Однако и это средство не подействовало: сколько ни крутили Голове хвост, он не хотел ступить на дощатый помост переезда. Бугай нейдет, и волы стоят.

Вдруг за рощей, куда умчался поезд, взвились и опять заграяли вороны. Шары на столбах поднимаются и опускаются - вверх, вниз, вверх, вниз... Инвалид надел мундир в рукава - бежит к шлагбауму.

Опять по линии проскакал с флажком солдат. Не успел инвалид опустить шлагбаум, как Голова кинулся на помост и стал посередь рельсов; ревет, рога долу клонит. Волы пошли за Головой и тоже встали на переезде.

- Гей! Гей! - Я кинулся к Голове и огрел его дрючком.

Хозяин с хлопцами лупят волов...

Вдали показалась машина. Слышно, опять шарманка играет, барабаны бьют. Бык завидел "пароход" - и пустился вскачь ему навстречу. Я, света не взвидя, за ним. Догнал, бью его по морде, с насыпи свернуть хочу. Не тут-то было! Уставил рога и бежит. Я - с насыпи кубарем, вскочил на ноги, хотел бежать куда подальше. Тут меня кто-то за ворот схватил и тряхнул так, что у меня зубы лязгнули. Гляжу - жандарм.

- Твой бык? - рявкнул жандарм, шевеля усами.

- Мой, - с испугу ответил я.

- Гони на Дистанцию. Ты чуть крушение не сделал!

Оглянулся я. Вижу - стоит "пароход" неподвижно. Шарманка перестала играть. Пар шипит. А Голова, упершись в передний брус машины, бодает, будто хочет весь поезд назад подать. Обер-кондуктор бежит вдоль вагонов и господ успокаивает, под козырек берет.

- Ну, - говорю быку, - натворил делов! Пропали мы с тобой, Голова!

Привел меня жандарм к станционному дому, доложил. Писарь посмотрел в расписание взысканий и говорит вахмистру:

- Три рубля штрафу!

Ну, думаю, плакали мои денежки! Распорол я пальцем подоплеку, достал зеленую бумажку.

- Пиши квитанцию, - говорит вахмистр, обращаясь к писарю.

- Как звать? Чей будешь?

Я отвечаю. Писарь скрипит гусиным пером. Оторвал квитанцию от корешка, накоптил печать на свечке, квитанцию пристукнул, мне подает:

- Ступай вон!

Засунул я квитанцию, где была зеленая бумажка, и пошел вон в слезах. Бык замычал даже от радости, меня увидя: думал, я совсем пропал. А мне на него глянуть противно.

Веду я быка назад к переезду на шоссе. Все тихо на чугунке, только проехала по рельсам пароконная тележка с кирпичами. По шоссе через переезд народ идет, тянутся возы. Наших волов и хозяина с хлопцами нигде не видно. Спрашиваю старика:

- Кавалер, а где же волы наши, где хлопцы, где хозяин?

- Ха-ха! Напугал я их, что теперь тебя в крепость свезут, там в крупу столкут, а порошок в Неву спустят. "А бык? И бык пропаде?" - "Зачем пропаде! Бык, говорю, пойдет в солдатский котел". Хозяин инда заревел. Шапкой о землю ударил да скорее волов гнать к Питеру. Догоняй их теперь. Ищи!

Мы с Головой пустились вслед хозяину к Питеру. Да где догнать! И бык устал, и я устал. Дело к ночи. Заночевал я с Головой в лесу; не ужинав, привалился к его теплому боку и дремал, пока, взойдя, не обогрело солнышко. Думал я, что утром скорее догоним - наверное, и наши на ночь где-нибудь пристали. Нет! Да и негде: начались уже дома, трактиры, огороды и уже вместо шоссе мощенный булыжником Обуховский проспект, - где тут скотине расположиться?

Скотины утром - видимо, местной - гнали порядочно; я потом узнал, что в тот день "площадка" была, то есть базарный день на скотном рынке.

Еще до скотопригонного двора было далеко, а уж меня спрашивают прасолы:

- Продавать быка ведешь? На мясо? На племя?

- На племя! - отвечаю. - Что, не видишь, какой бык?

- Да, бык - лучше не надо. Только тощий... Сколько просишь?

Я испугался: чуть быка чужого не продал. Не ответил, спешу дальше. Так дошли мы с Головой до огромного здания с высокой аркой для ворот, а по бокам ворот стоят два ярых чугунных быка: черные, огромные, как живые, того гляди, с гранитных фундаментов спрыгнут.

Здесь нам с быком пришлось совсем плохо. Меня за руки хватают, быка за рога. Пастух с трубой, с берестяным ранцем; уполномоченный от общества - в кафтане; чухонки в белых платочках; немцы в круглых шляпах; ражие мясники с засученными рукавами; одна даже благородная в салопе и шляпке.

- Продаешь быка?

- На племя?

- Документ есть?

Рвут у меня веревку из рук...

- Сколько просишь?

- Пять красных! - кричу, чтоб отвязаться.

- Бери любую половину! - кричит пастух. - Четвертной билет получай.

- Двадцать пять с четвертаком! - кричит один.

- Двадцать семь! - набавляет другой.

- С полтиной!

Пошел, можно сказать, мой бык "с аукциона".

Опомнился я - гляжу, народ от нас отхлынул. Держит быка за веревку барыня в салопе (и к чему ей бык?), у меня в руках деньги: тридцать два рубля с серебряной полтиной.

"Чего же это я сделал? Чужого быка продал!" - думаю.

- А документ есть? Уж не краденый ли бык-то? - спрашивает барыня.

- Как же! - спохватился я и достаю квитанцию жандармскую.

Читаю вслух - сам впервые узнал, что там написано: "Взыскано с крестьянина Григория Патрикеева за допущение ему принадлежащего быка на линию железной дороги три рубля". И печать с орлом.

Барыня у меня квитанцию взяла, прочла, осталась довольна, потому печать! Я - в одну сторону, она с быком - в другую; не успел я с ним как следует проститься. Ходил я весь день по проспекту, по трактирам - думал, найду, да так и не нашел хозяина. Как в воду канул и он, и хлопцы, и волы. Что будешь делать?!

В трактире с органом напился чаю с лимоном, купил в лавке пуховую шляпу с золоченой пряжкой и отправился на Семеновский плац. Гляжу: дом с башней, на башне громадные часы - стрелки в сажень! Расспросил, как и что, - говорят, машина скоро пойдет. Место в карете стоит два с полтиной ассигнациями, в дилижансе (это вроде второго класса) - рубль шесть гривен, а на открытой платформе - три двугривенных: это третий класс. Кассир меня и спрашивать не стал, какого я классу, выдает круглую жестянку и добавляет:

- Береги билет, а потеряешь - три рубля штрафу.

Зажал я жестянку в кулак. Выхожу на платформу. А машина уже готова.

Кондуктор засвистал. Заиграла шарманка. Грянула музыка. Бухнул пар из трубы. Искры посыпались. Машина покатилась. Я шляпу рукой держу. А уж впереди огороды, и тот переезд на шоссе, и знакомый инвалид. Драгун с флажком скачет впереди поезда - "путь очищает".

Думаю, что не больше чем в полчаса докатила машина до Павловска. Чистая публика - в вокзал. Я тоже сунулся. А в дверях жандармы парой стоят:

- Куда, серый черт, прешь? Не видишь?

Вижу, вывеска: "Нижним чинам и простолюдинам вход воспрещен".

Походил я вокруг, да с той же машиной в Питер воротился! Купил там мамыньке гарусный платок, батеньке - складной ножик, девушке одной колечко да ситцевый платок с напечатанной на нем картинкой. Пошел я затем на почтовую станцию. Купил себе верхнее место в почтовой карете до Хотиловского Яму - и домой! Да тут и соблазнился: увидал в часовом магазине часы серебряные с шейной цепочкой да и купил за двенадцать с полтиной серебром. Взобрался на карету, часы вынимаю, поглядываю: скоро ли почта пойдет?..

Так домой и воротился. Мамынька мне обрадовалась. А батенька все деньги спрятал и часы отобрать хотел. Но я ему так объяснил: не миновать-де моему хозяину то ли назад домой, то ли в будущее лето мимо нас скотину гнать - он ведь этим живет. Увижу его и отдам по-честному часы, человек самостоятельный, а вместо часов петуха возит! Просто срам глядеть.

Батенька согласился:

- Ну, носи покуда!

Да так до сей поры и ношу".

Дед достал часы, щелкнул крышкой и, поднеся по очереди к уху каждого из внучат, дал послушать, как тикают часы.

- Идут часы, не становятся! - вздохнув, закончил дед свою повесть.

Комментарии к книге «Пароход на суше», Сергей Тимофеевич Григорьев

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства