Народной судьбы хранитель Исполнилось 90 лет со дня рождения Петра Проскурина
Литература / Первая полоса / Тема номера
Фото: РИА Новости
Теги: Петр Проскурин
Отыскать себя – значить обрести жизнь. Не найти – прожить жизнь пустую и бесполезную. Не свою. В науке это называется мудреными словами аутентичность и самоадекватность.
Кому-то кажется, что нет ничего проще: объявить себя русским , прокричать «ура!», да и жить себе поживать «подлинным русским человеком».
А потом все время удивляться, почему так: побеждаем - а живем хуже побежденных. Строим до хруста костей, до кровавого пота… А потом сами истово разрушаем.
Мало ведь просто найти – еще и узнать надо. Мучительно всматриваемся в себя в зеркало – и удивляемся: вместо образов исконно русского, новгородского, первого в средневековой Европе республиканства, все больше какие-то лики и рожи деспотий мелькают и мельтешат.
Была ли великая дворянская литература? – Была. И великая. Но для потомков крепостных, что бал этот первый Наташи Ростовой? - Так, неприятное воспоминание о порке на сеновале или конюшне ... А с другой стороны, вдруг оказалось, что без чеканно-пушкинского, вполне дворянского «пока свободою горим, пока сердца для чести живы», тоже не больно-то хорошо выходит – толпа агрессивно-послушных да еще с мессианским синдромом
В 70-80-х годах прошлого века, века вздыбленного, мятежного, писатели той поры взвесили в своих сердцах тяжесть истории и вплотную подвели русского человека к встрече с самим собой. И вот завиднелся, наконец, ответ на вопрос - кто мы: и те, которые из дворянских усадеб, и те, которые в пыльных шлемах.
На том пике возможностей все казалось по плечу. И оставалось-то всего несколько правильных шагов сделать – в будущее. Но…Не нашли ответов, повернули куда-то вбок, потом назад и вот уже почти тридцать лет блуждаем в потемках прошлого.
В прозе Проскурина очень много разлито той силы, но практически нет агрессии. Есть в ней и ответы на вопросы о том, кто же он - русский человек.
Не тот холоп, что все норовит очередному тараканищу поклониться, и не охальник-несмышленыш, что подвигами по разоренью соседских муравейников гордится. А тот, кто способен мир за собой повести. А если надо - то и спасти.
Комментарии к книге «Литературная Газета, 6628 (№ 03-04/2018)», Литературная Газета
Всего 0 комментариев