Башо прежде всего был мастером «сцепленных строф» — рэнга, и его трехстишия назывались по-старому «хокку» («начальная строфа» рэнги). Термин «хайку» появился позднее, однако именно Башо считается Первым Великим Мастером Хайку, так как именно он был первым, кто писал в жанре «отдельных трехстиший». Согласно Башо, процесс написания стихотворения начинается с проникновения поэта во «внутреннюю жизнь», в «душу» предмета или явления, с последующей передачей этого «внутреннего состояния» в простой и немногословной хокку. Такое умение Башо связывал с принципом-состоянием «саби» («печаль одиночества», или «просветленное одиночество»), что позволяет видеть «внутреннюю красоту», выраженную в простых, даже скупых формах. Это прежде всего означало особый тип всей жизни — Башо жил скромно и уединенно, не имел почти никакой собственности (хотя был неплохого происхождения), много странствовал. Кроме хокку и рэнга, он оставил после себя несколько поэтических дневников (смесь прозы и стихов), из которых самый известный — «Тропа на Север».
На голой веткеВорон сидит одиноко.Осенний вечер.В небе такая луна,Словно дерево спилено под корень:Белеет свежий срез.Как разлилась река!Цапля бредет на коротких ножках,По колено в воде.Что глупей темноты!Хотел светлячка поймать я —и напоролся на шип.Старый пруд.Прыгнула в воду лягушка.Всплеск в тишине.С треском лопнул кувшин:Вода в нем замёрзла.Я пробудился вдруг.Чистый родник!Вверх побежал по ногеМаленький краб.А ну скорее, друзья!Пойдем по первому снегу бродить,Пока не свалимся с ног.В ловушке осьминог.Он видит сон — такой короткий!Под летнею луной.пер. В. Марковой Еса Бусон 1716–1784Среди своих современников Бусон славился больше как художник, чем как поэт. Он превосходно владел китайской тушью и был одним из крупнейших художников, благодаря которым методы китайской живописи получили распространение в Японии. Он знал китайскую философию и поэзию, и сам неплохо писал стихи в классической китайской манере, а также особые стихи на «смешанном» японско-китайском языке. Бусон очень любил творчество Башо и даже сделал иллюстрации к его «Тропе на Север». В собственных хайку Бусона прежде всего чувствуется художник многие из них выглядят как настоящие наброски тушью с натуры (в отличие, скажем, от трехстиший Башо, у которого чаще, чем у Бусона, встречаются хайку-«суждения»).
Зал для заморских гостей
Комментарии к книге «Сборник хайку и танка разных авторов», Коллектив авторов
Всего 0 комментариев