Константин Аристархович Большаков Поэма событий
Поэма событий
Юрию Александровичу Эгерту
Посвящение I
Нет здесь не Вам… и бархатный околыш. Тульи голубоватой желтый кант, и грустный взор, И тонких пальцев хруст, и хрупкий голос Фарфоровый, как сон… костер, Зажженный из сердец, серебряные елки Нас обступили, ждут, — Вчера — . . . . . ., дремавший по проселку, Сегодня — маятник минуть. Чуть розоватыми снегами в дали Уходить грусть полей. Вам шепоты печали Моей. Все в Вас От удивленности пробора До глаз, Похожих на топаз… Минут моих минуты слишком скоро Несутся… Я у Вас? У Вас таких томленый названные сестры Ткут счастья медленную нить, Но кто так остро Мог любить?Посвящение II
О, темный шелк кудрей, о, профиль Антиноя, И грудь, и шея, вы о, пальцы хрупких рук, О вас, лишь помня вас, сегодня сердце ноет Одним предчувствием томяще-сладких мук. Единственный, как свет, бесценно-милый друг, Вы, чьи глаза, как день, наполненные зноем Июльской синевы, две чаши сладких мук, И Вы пройдете в тень, и профиль Антиноя Забудется, как все, как пальцы хрупких рук.Май 1915 г.
Пролог
Эхо «Сердца в перчатке».
Как вздох, Вы, выходя из померкшей были, Нити жемчужных стихов. По нервам электричество строчек пролил, И каждая строчка билась в истерике слов. Улицы заплаканные нахмурились, — Слезы, как дождь на троттуары прокапали, Будто дрожит в лазури лист В хрустальной осени Неаполя, Будто шуршанье торопливых резинок, Стирающих на улицах лица и глаза, Среди незаметных дождливых слезинок Вытекла огромная, как время, слеза. Пролившее ее глазище Витринной скуки, где, Хлопая галошами, разбежалось кладбище По улицам и лицам избитых площадей, Сморщилось, и сегодня быть может на подоконнике. С канарейкой сдружившаяся герань Вырастила для вас одних, покойники, Цветочек хилый и простенький, как Рязань. Быть может, сегодня не тех отыщете, Кто с газетных объявлений спустился к вам. Может, не для вас сегодня тысячи те, Что строились в роты по набранным петитом словам, И, быть может, мне, нежному с последним ударом, Башенных часов уже не много с этих пор Осталось обрызгивать, как росой, троттуары Хрустальным звяканьем шпор, А говор часов, как говор фонтана, И вы узнаете в его серебре меня… Время, ведь рано! И в костлявых пальцах времени Высохла, как цветок, душа. Не спеша, Об ней на маленькой свечечке обедню Выстроить склепом великолепным у Иверской Шурша, Пробежали меж пальцев в последний Раз обо мне все газетные вырезки.Глава I. Шаги тревоги
Как некогда Блудному Сыну отчего Дома непереступаемой казалась ступень, Сквозь рассвет, мутным сумраком подтчивая, К самому окну просунулся небритый день, И еще в июле чехлом укрытая люстра, Как повешенный обездоленный человек, Замигала глазенками шустро Сквозь ресницы зубами скрежещущих век. В изодранных газетах известия штопали, Толкаясь лезли в последние первыми, Я тоска у прямящагося тополя Звенит и звенит серебряными нервами. Кто то бродит печальный и изменчивый. У кого то сердце оказалось не в порядке, И мертвый покатился удивленно и застенчиво По скрипучим перилам лестницы шаткой… В черный вечер прошел господин и вынес Оттуда измазанный и громадный ком, Я когда спросили: что это? — «Дыня-с», — Расшаркался, а потом Мутью бездумья с утра исслюнявил Закапанную чернилами ручку скуки… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . И в чем уплыл, как не в кровати ли В пространство внемерное, прочитав в газете, Что штыками затопорщились усы у обывателей, И тяжелую артиллерию выкатывают дети. Это все об нем: как он простенький и серенький, Житель равнодушья и потомок городов рода, Никогда не слыхавших об Иеринге И об его определены абсолютной свободы, Вскинулся и затопал, И его шагами ночь хохотала гулко, — «Смотрите, смотрите: я землю заштопал Извилистой ниткой глухого переулка»… Утро снимало синие кольца С измученных взоров, одевшихся в бледный свет, И смотрело, как падали и падали добровольцы На звоны убитых побед. А Вы молчали, Ведь здесь же не Вам, смотря на них, Потому что жемчужины Вашей печали, Как капли берилла, падают в стих. Скажите! Скажете? Улыбкою Цезаря, Не вынесши этой ночи упорной и беззвездной. Распустившаяся на Вашем лице заря Поплыла над качнувшейся бездной. Рассчитывая удары, Над сумраком взвился багряный топор. Ах, не обрызгивать, не обрызгивать больше троттуары, Как росой, хрустальным звяканьем шпор.Глава II. Город в телеграммах
Одеваются в ночную мглу дни, Перегнувшиеся на подобие Z'a. Ах, сегодня только пополудни Вышли утренние газеты. Снегом выращенный город сутулится, Закиданный выкриками телеграммных вестей, И костлявые и тощие улицы В хрустящем блеске белых костей, А с экранов кинемо и столбцов набора Гордо раздулись выкрики о победе, Орущие в треске разрушенных ветром заборов Поющей трамвайной меди. Город в огнях и золоте, белые шляпы Гордо вздувшихся стеклянных крыш, Как некий дракон, свои черные лапы, Лениво разбросив, ты спишь, И ко всему безразличною пастью вести, Схваченных на лету убитых и побед, Ты рассасываешь в жилы предместий, Черные от копоти десятков лет, Чтобы там над рушащимся гулом Неустанных фабрик и заводов слез Чья то раненая душа уснула Просто, как дети, без трагизма и поз, Чтоб она окровавленным следом мостить Лощеные улицы никогда не смела, Седое и серое, как «Русские Ведомости», Вывешено праздничным флагом небо. А где-то в лабиринтах косящих предместий Ветер проносит чей-то неуместный плачь О кем-то когда-то и где-то забытой невесте В осеннем молчаньи пустеющих дач. А с экранов кинемо и столбцов набора Не устало глядеться известье, Орущее в треск разрушенных ветром заборов В косящих лабиринтах предместий… Ах сегодня только пополудни Вышли утренние газеты. Что из того, что одеты в ночную мглу дни, Перегнувшиеся, как изображение Z'a?Глава III. Она
Как Прекрасной Даме дни Посвящали поэты и любовники, Тебе рожденной в ликующем пламени В багряных ранах, как куст шиповника, Тебе одной — газетную истину Поворачивая, как кули на кранах, Где-то в южных морях затерянной пристани Слепящимся глазом на брызжущих ранах В громаде черной глухой бессонницы Ты разрубила дыханье артерий Разящим летом гремящей конницы Громовым кашлем артиллерии, Над телом Польш и Бельгий элегию вымыслов Одела в лохмотья газетных сенсаций И за земною осью вынесла Вращенье судеб двенадцати наши… Шлешь ли умерших в волны лазури Полк за полком… и сколько? Ты разбила хрустальное имя «Юрий» Дымом орудий на тысячу осколков. Ах, в каждом осколке, как иголка боли, Жалобные ручонки, из моря просящиеся на сушу, И не довольно, не довольно, что раскололи Хрустальное имя, мою бедную душу.Глава IV. Дышат убитые…[1]
Дышат убитые. В восторге трепетном Мертвые на полях сражений поднимут головы, Когда багровое солнце слепить нам Память из олова темного и тяжелого. День за днем измученно сгорит Вам Весь в пене жестоким посылом трясущейся лошади. Эти простые слова, как молитву, В губы растрескавшиеся вложите: Как не касаться кубка пыток[2] Губами жаждующими губ, — Простых речей неясный свиток, Упавший на остывший труп. Когда никто не потревожит Истончившийся белый лоб, Тяжелый вздох к Престолу Божью Сошел покорно в белый гроб. Ведь это было, это снилось, Ведь этим кто то где то жил, И вот Архангел левый клирос Крылом волнующим прикрыл. В дрожаньи пенья это-ль снится, Что не вернется, нет? И пусть В полуопущенных ресницах Не умерла былая грусть Лениво бросит взор усталый, Когда, открыв бескровье ран, Седое утро умирало, Вцепившись судоржно в туман. Казалось: тусклый свет не брызнет В решетки окон расписных, А хор о теле бедной жизни Тянул рассвету бледный стих. Это Вам в сумраке отходящего поезда Девушка рыданья повесила, как крестик, Мне холодно, холодно, и от холода боязно Умереть теперь с Вами не вместе. Это кто то теплое слово, как ласку, Как ласку, приготовил к зимней стуже И грустить об одном, Что сердце всегда попросится в сказку, Что сердцу захочется холода, холода октябрьской лужи, Лужи с хрустальным и звонким льдом.Глава V[3]
У меня — глаза, как будто в озере Утопилась девушка, не пожелавшая стать матерью, Это мои последние козыри У жизни стелющейся белоснежной скатертью. Над облитыми горечью троттуарными плитами Грусть, как в оправу, вложу в истомленный взор Я, бесстрастно смотревший в тоскою залитые Глаза, зеркала осенних озер, Я, прошедший сквозь пламя июлей Тысячей горящих любовей, Сегодня никну в рассветном тюле Бесстрастным током холодной крови. Я где-то рудой раскаленной из горна Текущий тяжко медный закат, Запекшийся кровью багряной и черной Выстроил сотни хрустальных палат, Залил бриллианты текучего глетчера. Дробящийся в гранях алмазный свет, Девятнадцать исполнилось лет вчера, А сегодня их уже нет. Над смертью бесстрастные, тонкие стебли, Как лилии, памяти узкие руки, А день извиваясь треплет и треплет Над городом знамя столетнее скуки, И в шепоте крыльев ее алтарями победе Души сложили усталые все мы, Как из своих и заботливо-скрытых трагедий Открытые каждому и миру поэмы. Вам, мертвому, как живому, Памяти Ваших тонких изысканных рук Сложу в печали померкшую днями истому В тревоге родившихся мук. Я нашепчу словами нежнейшими Вам о том, как в вечерней комнате Тихие шорохи кажутся гейшами Только вспомните, вспомните. Вспомните, сложен как С кожей лепестками полураскрытых роз Ваш единственный, милый Боженька В ризе улыбок и слез, Вспомните, как слова похожие На глаза грустящих и забытых невест, Падают и падают, как жемчужины к подножию, Где воздвигнут грядущих распятий крест. Вспомните! Вы ведь не умерли! Каждую ночь, — ведь это же Вы, — Спускается ангел в снов моих сумерки С лучистым взором из синевы. Умру молодой или старый, — Последнее на земле этот взор. Ах, не обрызгивать, не обрызгивать больше троттуары Как росой, хрустальным звяканьем шпор.Глава VI и последняя. Последнее
Солнце, обошедшее миллиард и больше Раз землю, посмотри, — . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . По минутам, как по ступеням Сходят молитвы с усталых губ. Это в них . . . . . . . . души весенним Дыханьем ангелы вложат и сберегут. Я сердцу усталому окунаться в сказки, Как в невиданный и желанный сон, Только одно, одно — скорее бы пасха Такой хрустальный, словно вымытый солнцем звон И это последнее, последнее, — Больше уже не мы, а кто? За весенней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Все, все умерли,— И вот он обходить по голой земле, Кутаясь в свой — не дьявольский юмор ли?— Круг обнищавших плодородьем полей, Ведь сегодня событья железной рукою Вбросили в пламя миллионы мятущихся душ, И в плаче в печали влюбленные скроют С кровью смешавшийся пьяный туш. Завтра, быть может, в ярости ядрам Земля, открывавшая грудь, Воздвигнется новых трагедий театром, Вонзив в свое сердце пронзительно-долгий путь, Сквозь щели скилетов убитых, сквозь груду Тлеющих тел, новые племена Проростут, . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Памяти купаться весело В розовой, вечерней влаге всех воспоминаний Дни прошли, и что настанет Новое, если по-прежнему нежданные гости Приходят к поэтам душистые песни, Кажущееся им самим чудесный Краев вечерних и телесно-розовых облаков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Может быть, в чьих нибудь пестрых одеждах фантазий Души павших пышно отойдут ко сну. Ныне я в прилежном рассказе . . . . . . . . вам написал про войну. Поэты грядущие, которых не похоронят В памяти строчек, открытых всем, Вспомните, что Великой войной в таком полку и в таком-то эскадроне Убита великолепнейшая из великолепных поэм.Тверь-Москва.
XI/914-1/915.
Книги Константина Большакова
Le futur. 1 книга стихов. Рис. и обл. Н. Гончаровой и М. Ларионова. М. 1913 г. (конфисковано).
Сердце в перчатке. Стихи. Обл. Н. Гончаровой. К-во «Мезонин Поэзии». М. 1913 г. (распродано).
Поэма Событий. Нумерованное издание. К-во «Пета» М. 1916 г. Ц. 50 к.
Королева мод. Лирические диалоги. Обл. Н. Большакова. К-во «Пета» М. 1916 г. Ц. 1 р.
Земная смерть. Повесть (печатается).
Солнце на излете. II книга стихов (печатается).
Дьявол из мрамора. Лирич. драма (готовится).
Примечания
1
Ранее напечатана в Н. Ж. для Всех № 12, 1915.
(обратно)2
Стихи Ю. Я. Эгерта.
(обратно)3
Ранее напечатана в Альманахе: Студенчество жертвам войны.
(обратно)
Комментарии к книге «Поэма событий», Константин Аристархович Большаков
Всего 0 комментариев