«Пятое действие»

466

Описание

Перед вами сборник лучших и впервые публикуемых стихотворений известного российского писателя, поэта и литературоведа Дмитрия Быкова. В предисловии к сборнику «Пятое действие» литературовед и критик Михаил Эдельштейн называет Быкова «поэтом вертикали». Это отсылка к убеждению автора, что выше есть некто, к кому всегда можно обратиться, кто услышит, поймет и ответит – блоковский постулат, что «писать надо как бы перед Богом». О чем бы ни писал Дмитрий Быков, он всегда обращается к создателю, чувствуя рядом его присутствие. И бог этот не грозный и карающий, не равнодушный и безымянный, а, подобно самому близкому человеку, добрый, теплый, родной. Быков-поэт убежден, что сквозь любой затейливый орнамент повседневной жизни проступает узор божественного промысла, и старается запечатлеть эту хрупкую вязь в своих стихах. Лирический герой автора уязвим, смертен, недолговечен, как и все вокруг. Он полон тоски и осознания бренности всего сущего, но это не мешает ему превозносить любовь как чудо, а также грезить о выходе за пределы бытия, ведь «не может быть, чтоб все кончалось тут!»



1 страница из 94
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.
Пятое действие (epub) - Пятое действие 928K (книга удалена из библиотеки) (скачать epub) - Дмитрий Львович Быков Дмитрий БыковПятое действие

© bsd /Быков Д. Л., 2020

© Эдельштейн М. Ю., предисловие, 2020

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2020

* * * Предисловие  Среди бессчетных         призванных на пир не всем нальют     божественный напиток, но мне нальют, прошу меня                 простить…  Дмитрий Быков

Этих стихов, по всем правилам, не должно существовать. Их просто не может быть потому, что не может быть никогда. Ну в самом деле, что это за стихи такие: длинные, многословные, с перечислительными рядами и хлесткими афоризмами, выдающими изрядный газетно-журнальный стаж? С патетикой и риторикой? С минимумом метафор, с легко вычленяемой, по всем канонам школьного сочинения, «главной мыслью»?

И это та самая загадка, без разгадки которой невозможен разговор о стихах (да и о прозе) Дмитрия Быкова. Почему поэт, делающий все наоборот, поступающий так, как нельзя (не «не положено», а действительно, кроме шуток, нельзя), оказывается едва ли не единственным, кто знает, как надо?

Проще всего – и потому очень соблазнительно – указать в качестве ответа на феноменальное версификационное мастерство Быкова. На его способность говорить стихами на любую тему так же легко, как прозой, писать километрами без спотыканий, помарок и черновиков. На огромные еженедельные стихотворные фельетоны в «Новой газете» и «Собеседнике», на поэтическое шоу «Гражданин поэт». Наконец, на его постоянную готовность к экспромтам – нередко блестящим[1].

Однако легкость стихопорождения – качество, поэзии скорее противопоказанное. Мастера рифмованного table-talk’a далеко не всегда оказываются большими поэтами. Сочетание того и другого в случае Быкова – скорее совпадение, чем причинно-следственная зависимость.

Думаю, он и сам прекрасно это понимает и часто играет на зазоре между тем и другим.

Так, на резком переходе от остроумной болтовни к поэзии построено одно из лучших быковских стихотворений – «Свежесть», где почти полтора десятка строф поэт развлекает читателя описанием военной диорамы в одном из приморских городков:

  На первом плане мы видим подвиг вахмистра Добченко: Фуражка сбита, грудь открыта, в крови рот. В чем заключался подвиг – забыто, и это, в общем-то, Не умаляет заслуг героя. Наоборот. 

Комментарии к книге «Пятое действие», Дмитрий Львович Быков

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства