Виорэль Ломов Три времени года Русские трехстишия
Русские трёхстишия
Поэзия – Великая Тайна! Человек не может постичь её разумом. Поэзия входит в наши души и остаётся там неведомым странным путём. Никто не возьмётся объяснить это внематериальное явление конкретным, материально ощутимым словом. А если и возьмётся, то наверняка потерпит поражение. Недаром поэзия вроде бы признаётся литературой, даже преподаётся в школе как литература, но большинство философов и специалистов-гуманитариев полагают её необъяснимо самостоятельным явлением, к литературе имеющим лишь косвенное отношение, поскольку творится она словом, но стоящим выше литературы, в стороне от неё, глубже её.
Быть может какое-то разъяснение читатель найдет в моих же словах о бесконечно великом творении царя Соломона «Песни песней» из книги «100 великих поэтов». Цитирую: «Писание уподоблено Храму, а «Песнь песней» является Святою Святых этого Храма. Вся святость Храма проистекает из Святой Святых, но вход туда дозволен только первосвященнику и только раз в году после специальной подготовки и обрядов очищения. Другими словами, войти в мир «Песни песней» можно только после долгой, очень долгой предварительной духовной подготовки». Истинная поэзия и есть «Песнь песней» человечества. Потому так мало дано нам свыше истинных поэтов – их всего-то несколько десятков наберётся на всё человечество за всё время нашего существования, пожалуй, даже меньше, чем пророков.
Понять истинную поэзию можно только душой и объяснить несведущему, что в данном случае речь идёт не о вкусовщине или различном понимании поэзии, но о внекритерийном факте, невозможно. Поэзия есть явление мистическое, а потому обязательное для издания нашей направленности. Сегодня мы знакомим читателей с произведениями члена нашей редколлегии Виорэля Михайловича Ломова, написанными в стиле японского хокку.
Сам автор дал коротенькое пояснение.
«Первым хокку, поразившим меня, стало стихотворение японской поэтессы Фукуда Тиё (1703–1775) в переводе В. Марковой. Его я прочитал в 1960-е гг. в книге «Японские трехстишия» – «Вспоминаю умершего ребенка»:
Больше некому стало Делать дырки в бумаге окон. Но как холодно в доме!Почему «дырки в бумаге окон»? Да потому что тогда окошки в своих хижинах японцы заклеивали промасленной бумагой.
У поэтессы есть еще одно хокку на эту же тему «На смерть маленького сына»:
О мой ловец стрекоз! Куда в неведомую даль Ты нынче забежал?Не правда ли, достаточно прочесть эти два стихотворения, чтобы понять, что такое хокку?
Мне по душе хокку, которые вонзаются в сердце ледяными иглами. Как, например, стихотворение Басё (Мацуо Ёдзаэмон; 1644–1694) «Прядка волос покойной матери»:
Растает в руках моих, — Так горячи мои слезы, — Белый иней волос.Или Бусона (Еса Бусон; 1716–1784):
Холод до сердца проник: На гребень жены покойной В спальне я наступил.Или Сики (Масаока Сики; 1867–1902):
Убил паука, И так одиноко стало В холоде ночи.Впрочем у того же Бусона есть и комический стих, преодолевший планку истинной трагедии:
«Буря началась!» — Грабитель на дороге Предостерег меня.»Думаю, давать дальнейшие пояснения, почему русский поэт стал творить в русле японской классической поэзии, не стоит. Отмечу только, что у нас издавна слишком многие любители посочинять «что-нибудь от балды» берутся за этот сложнейший, требующий огромной нравственной и духовной подготовки жанр, как за самый легкий и особого труда не требующий – чего стоит накропать три строчки без рифмы. А в итоге выдают тоннокилометры пустопорожней белиберды, тем самым компрометируя саму мысль творить нечто подобное на русском языке.
Мы публикуем русские хокку Виорэля Ломова, потому что уверены – эти стихотворения являются ярчайшим доказательством тому, что хокку на русском языке и возможны, и могут быть равны лучшим творениям создателей этого мучительно пронзительного жанра.
Виктор ЕрёминПейзаж души
На волне любви к японской культуре русские начали сочинять хокку. Их пишут на салфетках, сидя в многочисленных суши-террах и якиториях, пишут дома, наблюдая из окна привычный и вдруг (!) непривычный пейзаж, а потом публикуют – в альманахах поэзии и на литературных интернет-порталах. «Пусть теперь японцы мучаются, переводя наши трехстишия на язык великого Басё», – говорят их авторы
Волнующее, наше, русское.«У всех сегодня жизнь летит так, что не успеваешь оглянуться, – говорит новосибирский писатель-прозаик Виорэль Ломов, составивший небольшую подборку «русских трехстиший». – Отсюда, наверное, и любовь к хокку. Их не надо долго читать. В них не надо вчитываться. Их надо мгновенно понять сердцем. Именно оно реагирует – вот она, правда! Или – пусто, холодно. Во всяком случае, в них есть то, за что цепляется взгляд узника или смертельно уставшего человека, кем мы сегодня все и являемся – точное, верное и единичное явление, которое подчас больше общего и монументального. Я полюбил их после того, как давно-давно прочитал где-то трехстишие японской поэтессы Фукуда Тиё «Вспоминаю умершего ребенка»:
Больше некому стало Делать дырки в бумаге окон. Но как холодно в доме!Поясню: тогда, более трехсот лет назад, а окне была промасленная бумага, а не стекло.
В принципе, это вершина поэзии, которую вряд ли можно преодолеть, да и стоит ли? Мацуо Басё, Буссон, Исса, Кикаку – понятно, японцы. Их много, пишущих в стиле хокку, особенно сегодня. И у нас в том числе. Михаил Бару недавно издал сборник «русских» трехстиший более сотни наших авторов. Сам я хокку практически не пишу. Которые написались – написались случайно».
Ирина Федоськинапоэтесса, критик(газета «Честное слово», 11.01.2011)Русские трёхстишия
* * *
Новый год наступил. Еще на год моложе Стал мамин портрет.* * *
Щупленький дирижер Из глыбы воздуха высек Вагнера в полный рост.* * *
Прекрасны как Деревья, искривленные Судьбой!* * *
Весна
с запахом яблонь смешался белый туман с журчаньем ручья* * *
О, как прав он, Считая, что его лишь земля. Червь земляной!* * *
Коршун в небе Чертой вертикальной Чью-то жизнь зачеркнул* * *
Доска объявлений
Меняю юг души на север можно меньше плюс вид на счастье* * *
Ни мух, ни пауков В углу заглохшем сада. Лишь в паутине снег.* * *
Как муха, бьется В серой паутине веток Лампа фонаря.* * *
Кто же знает, Где начало степи, где конец? Может, души солдат?* * *
К небу вздымает Свои черные руки Брошенный листьями клен.* * *
Кому, Господь, В ночи при блеске молний Показываешь мир?Император Павел на прогулке
Возглас в парке: «Император идет!» Курносые ели.* * *
Смокинг на свалке! Жалеет бродяга: Размер не его.* * *
Колокола звон
Мягко, беззвучно Сыплет пион лепестки. Колокола звон.* * *
Бабочку на цветке Солнечный луч пронзил. А ей хоть бы что!* * *
Птичий крик у озер. О чем, поэты, поете вы? Все спели птицы.* * *
О чем крик цикад
О чем крик цикад В летнем саду под луной? О конце света?* * *
Как пленителен запах Травы свежескошенной — Запах боли её.* * *
Мимо поезд летит. Отчего же душа Разрывается с телом?* * *
Свет трамвайной дуги Душу высветил мне. Там такой же трамвай.* * *
Река, а в реке Одни лишь глаза, вон и вон… Лягушки поют.* * *
В реке облака. В небе коршун проплыл. Снова стою один.Павший на поле боя
Глаза впервые Обратились к небу, но в них Нет глубины.* * *
Что пережил ты, Желтый лист на земле? Ведь только июнь.* * *
Как прямо стоят Сухие стебли травы! Рыцари осени.* * *
К восходу солнца Всю ночь березы ткали Черные кружева.* * *
Ворона кричит, Снег роняя с ветвей. Иероглиф зимы.* * *
Я бросил ружье. Утки раненой взгляд! Мамины глаза.* * *
По китайской легенде, человек уснул у костра, на котором варил себе бобовую похлебку, и во сне увидел всю свою будущую жизнь.
Увидел я сон, Пока бобы варились: Варю всю жизнь бобы.* * *
В саду птицы поют. Заиграли Шопена — Некстати.* * *
Куда плывут Над безымянными полями Облака без имен?* * *
Кто там зовет Меня в неведомую даль? Ты, что ли, эхо?Почти как у Бонтё[1]
Роща вдали Обратилась в сумрак вечерний, А потом в луну.Приметы времени
В газетах любых Непролазная грязь. Выборы скоро.* * *
Собаки лают так, Как будто их избрали В парламент.* * *
Слогом высоким Гуси пишут о чем-то Строка за строкой.* * *
Две бабы привычно В машину бросают мешки. Ходит важно петух.* * *
– О, земля! — Оду читает поэт Землепашцу.* * *
Молодожены идут по первому снегу к часовне.
Не верится мне, Что под белым покровом Лежит черная грязь* * *
Море шумит. – Кто сказал, что море вечно? — Спросила луна.* * *
Упругий ветер, Потопив корабль Улисса, Завернул в мой дом.Память
Камень тяжкий, Что за пазухой нес, В изголовье стоит.Усмешка над вечным
Старый пруд. Лягушка прыгнула в воду. Рыбак сладко зевнул.* * *
В склон каменистый Корнями вцепились деревья. Жизнь поймали свою.* * *
Ах, какая судьба! Вечно падать и не упасть В горах водопаду.* * *
О как неумело Шьет белым зигзагом Бабочка шелк голубой!* * *
Про детей своих — «Нет быстрей их на свете!» — Улитка всем говорит.* * *
Осветило мой дом Заходящее солнце. Как не вовремя!* * *
Света сколько В темных водах любви, Когда тонешь…* * *
Когда б взглянуть На городской пейзаж… Глаза слепы.* * *
Этот полустанок, Склон и две березы — И есть моя жизнь?* * *
За мной бежит тень, Отставая всё дальше. Солнце садится.* * *
Как ясно видна Тень одиночества При полной луне!* * *
Путь через реку
Лед до самого дна. Подгоняет порывистый ветер Легенького старика.На смерть отца
У фортки открытой Не курит отец. Но нечем дышать!На могиле родителей
Скажите, часто ли Друг с другом вы ведете Беседу ни о чем?Вечером поздним на кладбище
В сумраке тени, Голоса, шаги. «Вер-рь, вер-рь», — Стрекочут сверчки.Вечный покой
только листва унесенная ветром находит покой* * *
Когда бросаешь Все на полпути, Что в путь возьмешь?Мимолетность
В желтой мимозе Есть что-то осеннее. Вот я и старик.* * *
Девушки возле кафе. Загорелись глаза старика: Пахнет рыбой!Старик со щенком
Старик со щенком. Где-то дети? Где внуки? А щеночек у ногЗаброшенный дом
С темного крыльца Ворон взлетел к небесам. Скрипнула дверь…* * *
Умолк волчицы вой. Умолк гусиный крик. Но не смолкает Рим.Всемирный потоп
Торопится жук, В свой залитый ливнем дом Спешит со всех ног* * *
Все же в памяти, А не в этой ракушке Спрятан шум моря.Nevermore
Когда покинешь Ты, Черный Ворон, меня? Nevermore?* * *
Дни все короче, А последний длиной Во всю мою жизнь…* * *
Конечно, лепесток, Лягушка, бабочка, ручей… А где же я?* * *
Беззвучная Бессмертная БезднаОтзывы читателей
Отзывы на «Русские трехстишия» в Интернете поэтов, прозаиков и читателей на сайтах Проза. ру и Стихи. ру.
Рецензия на «Три времени года – трехстишия» (Виорэль Ломов)
Хорошо, Виорэль. Вот видите, зачем нам какие-то танка, хокку, катрены, у нас своего русского предостаточно и даже с избытком! Спасибо, именно, за русские трехстишия…
Юрий Львович Сучков 15.06.2014 14:50
Рецензия на «Три времени года – трехстишия» (Виорэль Ломов)
Пожалуй, самый интересный цикл из российских попыток в дальневосточной эстетике. Не очень я понимаю соотечественников, пытающихся обрести синтоистский вдох-выдох… А здесь несомненная удача! Буду ещё читать…
Валерий Ясов 29.08.2014 20:48
Рецензия на «Три времени года – трехстишия» (Виорэль Ломов)
У Вас очень русское изложение и поэтому близкое нам…
Маоника 04.12.2014 11:09
Рецензия на «Три времени года – трехстишия» (Виорэль Ломов)
Виорэль, Ваши русские трехстишия, просто великолепны. То, что они мудры и лаконичны, это прекрасно. Но, что особенно ценно, это необычность задействованных образов. Вот, например, это чудо просто:
«вот и исполнила реквием на паутине муха для паука».Знаете, Виорэль, Вы правильно сделали, что назвали свои трехстишия именно так, а не хокку или хайку. В этих японских жанрах столько ограничений, что Ваши трехстишия в них бы не вписались. А так Вы создали новый жанр, который имеет неограниченные возможности!!!
Татьяна Раевская 4 13.01.2015 01:54
Рецензия на «Три времени года – трехстишия» (Виорэль Ломов)
Портрет стал моложе… дирижёр Вагнера высек из глыбы воздуха… «Курносого ели»
и съели…!!!!!
тончайшие наблюдения в оригинальном обрамлении!
Такие русские хокку мне по душе!
Спасибо, Виорэль!..
Евгений Нищенко 2 07.01.2015 10:10
Рецензия на «Три времени года – трехстишия» (Виорэль Ломов)
Читаю и не начитаться. Вот они – мосты, мосты, мосты. Связь времён, связь видимого и невидимого, внутреннего и внешнего… И в итоге приходишь к мысли, что всё цельно, целостно, целесообразно, всё подчинено одной незыблемой Истине, имя которой БОГ…
Aziza 19.10.2014 19:11
Рецензия на «Три времени года – трехстишия» (Виорэль Ломов)
Виорэль, сколько же мудрости в Вашей ПОЭЗИИ! так тонко все подмечено, эмоции не оставляют – то улыбнешься, то задумаешься. «Крик деревьев» до сих пор звучит внутри.
«Лужи черные За ночь вставили стекла. Что теперь им мороз!»настоящий маленький шедевр!..
Нежная Волчица 21.09.2014 18:15
Рецензия на «Русские трехстишия – 2» (Виорэль Ломов)
Лаконичность Ваших произведений только усиливает широту поэтического пространства зде блистающего…
Гонец Валерий Балцев 02.09.2014 22:34
Рецензия на «Русские трехстишия – 1» (Виорэль Ломов)
У Вас глубокие мысли, и может быть, поэтому эти просвечивающие трёхстишья так богаты эмоциональной мудростью…
Валерий Ясов 17.11.2014 21:31
Рецензия на «Русские трехстишия – 1» (Виорэль Ломов)
Виорэль, без преувеличения прекрасные русские трёхстишия.
Кладезь лаконичной мудрости! Блистательно!..
Татьяна Раевская 4 07.11.2014 01:16
Рецензия на «Русские трехстишия – 1» (Виорэль Ломов)
Странное дело: прочтёшь за пару минут, а задумаешься на годы. Спасибо…
Виктор Коврижных 2 14.10.2014 16:50
Рецензия на «Русские трехстишия – 1» (Виорэль Ломов)
Не могла оторваться! особенно понравился пион – колокольный звон, боль скошенной и травы, и у пустой форточки без отца просто до слёз..
Елена Тихомирова 4 30.09.2014 11:10
Рецензия на «Русские трехстишия – 1» (Виорэль Ломов)
Маленькие островки-сгустки слов, и мыслей-чувств – безбрежье…
Виорэль, спасибо…
Aziza 31.05.2014 16:34
Рецензия на «Русские трехстишия – 1» (Виорэль Ломов)
Мало кто может в трех строчках раскрыть целый мир. Вам удалось! Ваши стихи, как будто акварельные рисунки…
Наталия Карбушева 23.02.2014 02:29
Рецензия на «Три времени года – трехстишия» (Виорэль Ломов)
Спасибо за то, что пробуждаете дремлющие чувства.
Откуда столь запредельное чувствование природы, пульса, многомерности и многоцветия жизни… Спрашиваю, и тут же прозвучал ответ – ведь и он – сама Жизнь.
«Зуб удалили. Боль хороша, что проходит. А чем жизнь хороша?»(с)А жизнь, наверное, хороша тем, что в ней есть не только боль…
Азиза 17.05.2015 06:56
Рецензия на «Три времени года – трехстишия» (Виорэль Ломов)
Замечательные подборки ощущений погоды! Очень понравился Ваш рассказ – размышление, «Прозрачные и непрозрачные мысли»! с первых строк окунулся с головой в Ваше яркое, красочное описание пережитого, лёгкий плавный слог с вкраплением юмора придаёт особый «вкус» Вашему повествованию, Талантливо переданы грани Ваших эмоций и наблюдений – Мастерская работа!!!
Максимушка 25.10.2014 08:07
Рецензия на «Три времени года – трехстишия» (Виорэль Ломов)
Виорэль! ПОЛУЧИЛ ОГРОМНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ, как от свежего морского ветра!..
Борис Литинецкий 12.12.2014 14:08
Рецензия на «Три времени года – трехстишия» (Виорэль Ломов)
Получила невероятное наслаждение от прочтения!
Спасибо, Виорэль!..
Татьяна Эпп 20.09.2014 11:02
Рецензия на «Три времени года – трехстишия» (Виорэль Ломов)
Спасибо, Виорэль! Замечательно. Каждое – целый мир. И с одного на другое, как по ноткам идешь. Только успевай услышать.
Орлова Ольга 01 21.11.2014 20:29
Рецензия на «Три времени года – трехстишия» (Виорэль Ломов)
Вас много! Мысли достойные, интересные, неожиданные. Абсолютно незнакомая звукопись. Романтично. Красиво! Жизнь!..
Наталия Ерецкая 09.05.2014 07:01
Рецензия на «Три времени года – трехстишия» (Виорэль Ломов)
Какая красивая философия у Вас! – и всего в трёх строках! Ничем не хуже японских хокку!:)
Ольга Дулова-Благодарёва 04.04.2014 13:04
Рецензия на «Три времени года – трехстишия» (Виорэль Ломов)
Замечательные хокку!
Каждый образ, до такой степени многогранный и столько даёт пищи к размышлению…
Просто здорово написано! Спасибо Вам!
Валентина-Софи 17.12.2013 02:24
Рецензия на «Три времени года – трехстишия» (Виорэль Ломов)
Не трёхстишия, – пиршество души!
«Я бросил ружье. Утки раненой взгляд! Мамины глаза.»Спасибо, Виорэль!..
Владимир Эйснер 09.12.2013 00:07
Рецензия на «Три времени года – трехстишия» (Виорэль Ломов)
И в трёх строках можно сказать столько, что не даст и иное пространное стихотворение…
Анатолий Бешенцев 08.12.2013 10:15
Рецензия на «Три времени года – трехстишия» (Виорэль Ломов)
Виорэль, понравились Ваши русские трёхстишия – душу растревожили, но показалось мало, мало…Можно ли надеяться на новую подборку?..
Ната Алексеева 24.12.2013 19:30
Примечания
1
Нодзава Бонтё (? – 1714) – япоский поэт, известный своей пейзажной лирикой. Являлся одним из составителей поэтической антологии «Соломенный плащ обезьяны» («Сарумино», 1691 г.). Бонтё был одним из наиболее талантливых учеников Басё и оставил после себя множество прекрасных трёхстиший, которым присуща объективность и конкретность образов.
(обратно)
Комментарии к книге «Три времени года», Виорэль Михайлович Ломов
Всего 0 комментариев