«Всё о Лизе»

594

Описание

Жанр новой книги Марии Галиной определить затруднительно. Заманчиво было бы назвать это произведение романом в стихах, но роман предполагает всё же некий сюжет, а здесь читатель волен сам предлагать версии событий, свою трактовку происходящего. Это стихотворное повествование, по собственному определению автора – «не зеркало, но осколки зеркала; каждый показывает целостную картину, но поскольку углы отражения разные, то и картина в каждом из осколков получается несколько иная. Или совсем иная. Между этими светящимися осколками – мрак, поглощающий лучи».



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Всё о Лизе (fb2) - Всё о Лизе 232K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Мария Семеновна Галина

Мария Галина Всё о Лизе

© Мария Галина, 2013

© «Время», 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()

* * *

Лиза на юге

Лиза с базара идет теплую брынзу несет ей тридцать восемь неполных лет у нее никого нет только помидоры зеленый лук тридцать отпускных дней пыльный солнечный луч бредет за ней лиза крепка рукой и ногой грудь ее высока над темной водой встают дугой пухлые облака лук помидоры масло и соль калитка кусты порог сверху подсматривает босой мелкий садовый бог как бы он лизу хотел-любил если б и вправду был! лук помидоры масличный ток золото зелень сон если б он не был так невесом он бы конечно смог на раскладушку-ее-кровать трогать и целовать лизе снится что она идет с базара и несет в кошелке брынзу помидоры и лук и еще какую-то зверюшку – то ли птенца то ли щенка то ли котенка лиза не уверена впрочем это не так уж важно важно что-то живое маленькое нужно по приходу домой обязательно покормить но оно не ест помидоры вот жалость кончается отпуск темнеет сад мелкий садовый бог смотрит ее сон в бороде у него виноград во рту – кардамон она подошла и смотрит что-то вроде люпина львиного зева дальше страшная яма дальше не видно день остановлен в зените птица черной соринкой в правом наружном сегменте глаза если глядеть в синеву просвечивает сетчатка красная пульсирующая сетка сосудов капельки влаги на глазном яблоке петли кольца постепенно сползающие к нижнему веку мелкий садовый бог подкрадывается и лижет лизу в ухо кожа солоновата времени много некуда торопиться в этом эдеме вот приходит с пляжа спасатель коля не ходи сегодня купаться лиза холодает в бухту пришли медузы гидромет обещает четыре балла в темных ямах у волнореза молчаливой толпой стоят водяные — бывшие водолазы. постоим немного возле платана да не бойся лапать тебя не стану он водил поход по родному краю у него есть ножик швейцарской фирмы для чего даны тебе руки-ноги это тело нежное как сметана здесь под каждой кроной мелкие боги в каждой яме – голос. я водил поход по родному краю я видал такое что сам не знаю что это было чьи-то тени сливаются у сарая лиза отвечает: я-то проснусь и увижу – нету никого и небо разъято лезвием света только пустота полость только белизна вата нету никого логос ушел куда-то ничего не осталось застывают под одеялом бедные мои ноги белые мои руки ложноножки усики жала я тебя в руках не держала не любила не убивала яма где щенки и котята поросла полынью и мятой свет уползает к закату тучки точно тушки амуров набухает мускулатура у вечерних гипсовых статуй холодно в тени кипариса холодно вокруг сыровато лиза-лиза вытри слезы видишь пляшут на волне фиолетовые розы видишь ходят по стене фиолетовые грозы по небесной по стене во небесной во стране у тебя ли на спине от пырея две занозы хачапури и шашлык — то чем дольний мир велик

Спасатель Коля рассказывает что он видел

Я водил поход по родному краю с пионерским приветом и все такое после двух привалов своей рукою перерезал бы спиногрызов (у меня есть золинген видишь лиза) верещат и носятся вот зараза а у нас экология и заказник листоед Cecchiniola редкий эндемик[1] в каждом ручье ручейник а это лиза индикатор отсутствия загрязненья здесь у нас под каждым кустом дриада под каждым листом цикада и нефиг тут орать в натуре я вообще-то к детям не так уж плохо но у нас тэбэ а они лезут причем все разом говорят дети: когда выходишь из воды сразу такая тяжесть такая радость столько света соль на коже если это не рай так что же (что с них возьмешь – они же еще дети) встали лагерем в разрешенном месте это было типа такое облако с плоским верхом и заостренным низом в общем похоже на огромный волчок и оно вращалось опираясь иглой на воду я вообще-то такое неоднократно видел но тут голяк плоскогорье укрыться негде а у меня на руках пятнадцать мелких уродов а оно может очень быстро двигаться лиза это впрочем продолжало стоять на месте вращаться ты в энэло по жизни хоть как-то веришь? лиза они забрали всех наших мертвых там в заливе если лечь над обрывом и приглядеться так чтобы не отсвечивала поверхность в темноте в прохладе стоят бок о бок он их вытягивал словно бы пылесосом так они поднимались ему навстречу светлым полупрозрачным бесшумным роем сонмища человеческих коловраток свет поднимался к свету если честно я не думаю что это были пришельцы я скорее склонен думать лиза это было то что прокл именовал световым телом иначе говоря некое условное обобщение срединной между душой и телом сущности при определенных обстоятельствах душа способна приобретать откуда-то извне огненное или какое-то воздушное тело в таком случае это нечто всасывающее души есть выражение вращающегося в себе умного огня призванного поместить отделенные от тел совершенно очищенные души в занебесном согласно версии дамаския месте я только не могу понять почему они так долго ждали лиза сколько лет они стояли во мгле бок о бок волны шумели в их черепных коробках или же времени нету для тех в занебесных сферах обопрись на меня поднимайся брат видишь стоит у врат обладатель умного огня постноуменальный инженер вращающихся сфер столько влажных лет ребер рыб темноты поднимайся я и ты летим на свет отворяется коридор в блистающий мир где со склона на склон перелетает в луче бабочка аполлон с красным пятном на плече

Лиза готовится к отпуску

Сидя в парикмахерском кресле никогда не спорь с мастерами ножницы у них бритвы никогда не слушай их песни не открывай глаз пока не сказали можно и всегда давай чаевые а поют они про разлуку про обман и дальнюю дорогу под музыку радио-ретро все они страдают варикозом аллергией на химикаты ноги отекают руки оттого они такие злые оттого любят злые песни про обман и дальнюю дорогу они и сами обманут завьют перекрасят откроешь глаза сама себя не узнаешь кто это скажешь сидит в кресле волосы цвета спелой пшеницы уши точно у польской королевны пластиковой спеленатый простынкой словно бы новорожденный или лазарь и все парикмахерши хором удвоившись в зеркалах воскликнут до чего ж нам удалась сегодня лиза до чего ж ты хороша лиза и твое мелирование лиза и твое тонирование лиза и твоя прекрасная челка и прекрасная форма затылка! что-то я сижу в чем-то что меня не пускает давит белом голубом зеленом что-то блестит металлом страшным нержавеющим острым я бы возле моря хоть на коврике у двери надо мною бы шелестели акации платаны ночью такие цикады в стеклянной стоят полыни по утрам такие восходы такие туманы на лоне природы на коврике у двери зачем тебе волосы на теле особенно за линией бикини поют педикюрши: зачем тебе лиза грубые пятки зачем тебе лиза эти мозоли мы их изничтожим пемзой и абразивом лазером и звуком солью и железом мы удалим срежем все что надо срезать славься наука снарядившая руку мудрого человека синим светом высоким звуком славься наука породившая в муках точные приборы дивные средства на благо народа чтобы летом лиза поехала в отпуск чтобы она попирала морскую пену прекрасными белыми ногами летнее платье это что-то вроде гарантийного сертификата подтверждающего будущее надежно или по крайней мере возможно самолет приземлится поезд не опоздает море существует на самом деле но есть еще одна маленькая хитрость которую только женщины знают покупая платье буквально тут же не дожидаясь лета оказываешься на побережье оборачиваешься вокруг солнца на каком-нибудь берегу лазурном из бокала торчит крохотный зонтик на тарелке устрицы или что там лимон и мята ну а ты сидишь себе в этом платье точно какая-нибудь анжелина джоли сарра джессика паркер что еще носят в этом сезоне розовое стразы

органза отрезное на талии сборки спина открыта

или

стильное платье для пляжа длинное с собранной на резинку частью переда и с тонкими бретелями красивый сплошной цветочный принт воланы по краю материал полиэстер

или

узкое и простое с тонкими бретелями с небольшим вышитым логотипом спереди 50 % хлопок 50 % модал

или

платье состоит как бы из двух частей повседневное облегающее платье присборенное по бокам длина около 94 см материал: 100 % вискоза

замечание к платью цвета малины: на фотографии выглядит светлее чем на самом деле

покупающим летние платья заблаговременно перед поездкой ведомы все секреты мгновенных перемещений причудливых трансформаций известна страшная тайна времени и пространства но покупающие летние платья никогда ничего вам не расскажут никогда не признаются в этом потому что это страшная тайна поют продавщицы: покупающие платья вам бескрылым не чета раскрывает им объятья бестелесная мечта неземная красота только боги носят фрогги ходят в гуччи и версаче и при этом никогда никогда они не плачут лишь богини пьют мартини в органзе и крепдешине вот зеленая вода вот соленая вода вот прекрасная тропинка убегает в никуда мокрые прилавки купальники плавки на оптовом рынке органза вискоза лайкра полиэстер розовое стразы серенькое небо усталые тетки ядреные телки мокрые собаки дождик дождик дождик клетчатые сумки барсетки клатчи бикини слаксы почти что свотчи дождик дождик дождик стекает с навесов по защитной пленке на бикини плавки говорит подруга: не езжай на море лиза я смотрела телевизор там из труб течет мазут там на свет воздушной линзы рыбы черные ползут там коварные грузины без изделий из резины ходят-бродят там и тут и хватают белых дев лапы грязные воздев там немытые чучмеки тешат злое естество там готовят чебуреки черт-те знает из чего антисанитария там дороговизна помнишь как с тобой мы в школе в школьном буфете подхватили палочку коли бедные дети так вот может быть еще хуже например амебная или лямблиозная дизентерия[2] к тому же тем кто ездит к морю лиза обеспечен ранний климакс потому что этот климат очень вреден для красы женщин средней полосы а поезжай-ка ты лучше в прибалтику возьми евровизу я знаю по крайней мере две приличные турфирмы прибалты они как дети точнее кидалты очень вежливо улыбаются никогда не скажут иди ты там сосны и дюны качественные европейские продукты и относительно невысокие цены лиза отвечает подруге: я фактически уже на юге то есть уже не здесь по крайней мере не совсем вся там осталась какая-то моя часть девичья моя честь пионерская зорька салют гудел поутру флагшток не помню что там поют помню что хорошо пионервожатый артур показывал звезды и планеты честно говоря варя это было лучшее в моей жизни лето змееносец бетельгейзе знаменосец игра зарница бронзовки златоглазки птица сизоворонка говорит подруга: а ты знаешь лиза я тебя помню ты была такая загорелая худая руки ноги как у паука-сенокосца хорошо бегала стометровку и на фиг ты тогда связалась с этим артуром сразу же видно что урод и бабник лиза отвечает: ты не понимаешь когда тебе показывают звезды и планеты это для подрастающей девушки очень много значит не просто под юбку лезут а помогают видеть то что невнятно глазу знаешь ли ты например что наиболее яркая звезда змееносца называется рас альхаге и ее наблюдаемая светимость составляет 21 визуальной звездной величины по-моему это очень красиво и знаешь ли ты что там в космосе нет ни верха ни низа говорит подруга: артур лишь один лиза он спит во мраке словно бы кракен словно бы ктулху в руинах р’льеха словно смотритель в комнате смеха… крепок его панцирь тяжка его палица не шевелится ни один палец когда он встанет один пред нами из недр подземных вырвется пламя ну а покамест спит он в пещере в какой не ясно возможно у нас в мещере тоже ведь озерный край вечером слишком долго тянется вечер темнеет поздно лень таращиться в книжку в телевизоре одна глупость кто-то что-то сеет кто-то за кого-то голосует в сериале кто-то кого-то прессует за окошком кто-то кого-то кроет но не серьезно а так понарошку скорей бы отпуск лиза слишком много ест в последнее время прошлогоднее платье немножко жмет в подмышках а это новое хорошо сидит точно вторая кожа в небе не видно звезд лишь молочные пятна света лиза протирает ладошкой окно в испарине влаге и зачем-то говорит артур и где-то далеко в темной пещере на самом деле совсем не в мещере гигантская темная фигура в царском зубчатом венце на троне из камня-кровавика медленно поднимает голову оглядывается по сторонам и вновь роняет ее на грудь и забывается сном что с нами делает время мнет корежит и ты уже никому не нужен потом куда-то сложит и до свиданья спи лиза улыбаясь во сне той самой улыбкой загадочной тонкой новое платье держит тебя в объятьях спи лиза тебя оплетают виноградные лозы над тобой летают синие стрекозы бронзовки златоглазки птица сизоворонка какие темные безводные какие запахи и звуки какие змеи подколодные к тебе ползут раскинув руки такие гласные согласные такие черные пещерные беспроводные безобразные такие лунные ущербные

Лизина подруга рассказывает что был такой случай

К нам в районку как-то привезли старуху тахикардия экстрасистолия водянка еле загрузили на каталку я ей выписываю направление в кардиологическое отделение а она стучит своей палкой обзывает меня нахалкой и зовет какого-то артура он и пришел – молодой красивый сидел с ней все время пока ее готовили к переводу в палату интенсивной терапии подавал ей воду держал за руку в бурых старческих пятнах я еще думаю какой вежливый сын теперь таких не бывает оказалось это ее любовник лиза представляешь никакой не сын даже не муж которому должна отойти квартира или дача как это бывает ты мне объясни как это устроено что изведешься пока найдешь себе мужика и тот или законченный алкоголик или женатик или просто ничтожество за что ей такая удача я думаю лиза она его чем-то приворожила говорят такое бывает что-то такое рассказывают…

наверняка черная магия и она эта старуха извела не одно несчастное животное или делала еще какие-нибудь мерзости которые и пересказать неловко например говорят если протащить через определенное место нитку а потом опустить ее скажем в бутылку с водкой а потом налить ему эту водку то он на всю жизнь будет к тебе привязан и только с тобой будет получать удовольствие… только нужно сказать при этом соответствующие слова… и все же лиза и все же по всему так выходит что в нашем мире еще возможно чудо – не основанное ни на какой логике ни на каком здравом смысле просто возможность чего-то странного необъяснимого жалко только – почему это всегда случается с другими – не с нами?

у нас тут илистые глинистые у нас тут мокрые дождливые у нас тут в розлив и навынос у нас худые некрасивые у нас тут грязные колесные у нас тут скорбные болезные у нас тут вредные несносные у нас тут ржавые железные у нас и хочется и колется у нас тут девица и старица у нас тут теплится и пьяница у нас тут тянется и тянется но когда лиза поедет в отпуск конечно все изменится[3]

Описание абрикоса

Абрикос розов смугл разделен на две половинки точно женские ягодицы покрытые теплым пушком чуть присыпанные веснушчатым загаром здесь он отдается даром всем кто захочет на песке у моря на белой подстилке разламывается пополам раскрывается розовая мякоть смуглая плоть на нее налипло несколько песчинок это не страшно морской песок по определению не может быть грязным а видеть абрикос во сне к радости и покою радости и покою радости и покою так говорил зигмунд в тортообразной вене в тяжелом кресле в атласном жилете работая над очередной главой толкования сновидений (его дочка тоже потом добавила несколько строчек)

Прекрасная южная еда

Поют южные женщины: ваша бледная бессильная еда только северные кормит города в бледной области небес где облака так и лезут точно каша из горшка ваша средняя сырая полоса дарит людям только рапса и овса нет ни синеньких ни красненьких ах какие вы несчастненькие сыроежки да крапива-лебеда ваша северная грустная еда ах какие мы счастливые у нас утка с черносливом и готова со вчера баклажанная икра а точней икра из синеньких она такая пестрая красивенькая вот сыр овечий вот вина глоток смотри на плечи слетает вечер как будто газовый платок ах какая же в морях у вас тоска только серая суровая треска в серых водах вашей средней полосы ни султанки ни ставридки ни хамсы эти ваши пироги даже видеть не моги сплошной холестерин и углеводы так вымирают страны и народы огоньки на рейде закаты-восходы ставьте ставьте в печку булки калачи ступайте на речку ножки промочить ешьте свою редьку запаривайте гречку грейте грейте грейте суточные щи

на полтора килограмма синеньких килограмм помидор одна крупная луковица три-четыре дольки чеснока, столовая ложка уксуса две столовые ложки подсолнечного масла чайная ложка сахара синенькие помыть и выложить в духовку на противень печь до полной готовности (готовность определяется по тому насколько легко шкурка и внутренность протыкаются ножом), затем вынуть, охладить очистить от кожуры порубить ножом или секачом на деревянной доске до гомогенной массы сложить в миску туда же натереть на крупной терке помидоры и луковицу выдавить чеснок добавить сахар (ни в коем случае не соль!) уксус подсолнечное масло перемешать поставить на час в холодильник подавать с жареной рыбой или стейком

до чего же это вкусная эта летняя еда до чего же это грустная с облаков течет вода над заливами зелеными над курчавыми стадами над гранатами-лимонами над военными плодами с неба синего высокого где кружатся наши соколы облачными батальонами волокнистыми грядами ах как пахнут в полдень на грядке полезные вкусные травки над ними летают пчелы мухи божьи коровки поют южные мужчины: вот овечья брынза угощайся лиза эстрагон мята а вот и мясо шипит на мангале кушай дорогая! поют хором: ах как жалко прекрасную рыбку-султанку так она хорошо жила у себя под камнем ах как мы любим вкусную рыбку-султанку

Как устроена Лиза

Лиза подчиняется фазам луны луна не спрашивает ее об этом горы и долины озарены холодным светом луна в сущности не спрашивает никого озаряя горы и долины ее боятся даже храбрые мужчины она же не боится никого один рог у нее чистый голубой нож второй рог у нее окровавлённый нож два блистающих острия дорогая луна если кого возьмешь пускай это буду не я вот она проходит в облаках страшный ножик у нее в руках мы привяжем нашу козочку у излучины реки мы нацепим красну розочку ей на белы завитки ты луна возьми нашу козочку ее поилочку ее кормушечку не бери нашу лизочку нашу душечку лиза порой ощущает необъяснимое раздражение порой лунное невнятное томление порой совершенно внятное томление потом опять странное раздражение потому что у нее совершенно правильно работают органы внутренней секреции у лизы есть много других частей тела не всегда делающих то что она хотела некоторые из них открыты взору некоторые поддаются загару кое-какие нравились их завгару у них на базе некоторые раскрываются словно роза иногда лизе кажется что она влюблена на самом деле это просто луна забери щеночков-кошечек с мордочками розовыми но не трогай нашу крошечку нашу лизаньку у нее такие пальчики такие пяточки забери других девочек-мальчиков щенков-котяточек у соседки светочку у соседа мишеньку но не трогай нашу деточку нашу душеньку ты плыви луна туда куда никто никогда к воде к воде никто нигде

Говорит спасатель Коля

Мы не слишком лиза привязаны к реальности пространство меж атомами наполнено нашими грезами вот ты говорила что в подростковом возрасте тоже видела нечто странное необъяснимое что изменило твой взгляд на материальную природу мира откуда ты знаешь лиза что это случилось на самом деле наше бессознательное порождает удивительно яркие картины как бы строит реальность более плотную чем эта расползающаяся под нашими руками словно гнилая ткань сквозь которую просвечивает нечто страшное прекрасное оно и есть лиза оно и есть самая настоящая реальность от которой не отвести глаз не уезжай лиза страшный вдали поезд в каждом пространстве полость в каждой вселенной линза искривляющая пути света населяющая звезды и планеты удивительными существами знаешь ли ты лиза кто на самом деле обитает на рас альхаге? вот стол табуретка потертая клетчатая клеенка вот раскладушка остальное лишь спутанные грезы по комнате ходят зеленые пятна света словно она погрузилась на дно морское останься лиза я тебя познакомлю с мамой она менеджер салона красоты фемина не маленький здесь человек у нас тут все как надо мы хороших людей уважаем

Описание клеенки

В синюю клетку на белом фоне в царапинах и порезах тени от веток перемещаясь зеленоваты край чуть махрится

Говорит садовый бог расплетая виноградные лозы

О как ты приятна лиза парящему над тобою но ты прекраснее вдвое если глядеть снизу туда где сходятся ноги маленькому виднее раздвинув стебли пырея мы садовые боги умаляться умеем там цветет твоя роза но я никому ни слова друг мой кузнечик листоблошка моя подруга все мои други боги затвердевали в мрамор превращались в пену один я остался лиза постепенно исчезаю осторожней тут яма в эту яму лиза ложились черные козы щенки и котята и розовые младенцы но я ничего не помню я ни при чем тут лиза мудак этот фрезер вот здесь когда-то дриада выглядывала из сада из зарослей винограда белей известки и мела она лучше всех умела разводить ноги как же ее любили все мои други боги скачут в траве кобылки горлица пьет и плачет со стороны затылка ты тоже прекрасна лиза упругая точно мячик кончились все народы пахнет йодом и медом в трепещущих арках света стоит слюдяное лето если подойдешь ближе услышишь как они шепчут слушай лиза слушай их шепот поют мертвые боги: куда уходят боги во всей своей красе по беленькой дороге куда уходят все куда уходит лето все наши не хотят там бегают скелеты щеночков и котят сосуды красной крови тягучий темный ил где нас на честном слове никто не подловил мы боги боги боги прибрежной полосы где наши руки-ноги фаллосы-носы ты тоже растворишься в плероме мировой где чёрны кипарисы качают головой смотри смотри же лиза в сияющую ночь из страшного железа грохочущего прочь продолжает садовый бог: а знаешь лиза я тебя помню ты была такая загорелая худая но по-своему красива словно ласточка скользящая по облачному карнизу вы еще тут играли в прекрасные гимнастические игры бегали наперегонки кто первый и какой-то тип в трусах и майке говорил у тебя крепкие икры но слабые нервы нет воли к победе орал на тебя лиза он потом сорвался с обрыва у нас тут все как надо мокрая глина аллювиальные породы мы ничего не забываем и твоя прекрасная челка и твоя заветная щелка слюдяные чешуйки света золотые страшные пчелки вот и кончились все народы никталопы и октоподы у нас тут музыка и праздник у нас тут брынзой и кинзою у нас хорошие и разные у нас тут в золоте и зное у нас тут плещется и звонница у нас льется и зарница у нас тут нежится и горлица у нас зегзица и зеница у нас тут лужица и зарится послушай лиза не годится вот так сразу собираться на теплую железнодорожную станцию где бабки торгующие семечками уже позабыли как здороваться и только помнят как прощаться как провожать своих товарок на опухших ногах за вон тот пригорок дай тебя еще потрогать лиза вот здесь и вот здесь знаешь ты при этом ничего не теряешь потому что я почти не существую весь в завитках лозы красно-зеленых вечереет близится осень очень будет холодно очень

Пишут геологи

Известняк (ракушечник) – осадочная горная порода органического реже хемогенного происхождения состоящая преимущественно из CaCO3 (карбоната кальция) в форме кристаллов кальцита различного размера

известняк состоящий преимущественно из раковин морских животных и их обломков называется ракушечником (ракушняком)

входящий в состав известняка карбонат кальция способен растворяться в воде а также медленно разлагаться на углекислый газ и соответствующие основания первый процесс – важнейший фактор образования карста второй происходящий на больших глубинах под действием глубинного тепла земли дает источник газа для минеральных вод

при метаморфизме известняки перекристаллизуются и образуют мраморы

известняки бывают нуммулитовыми[4] мшанковыми ракушечниками и мраморовидными – массивнослоистыми и тонкослоистыми

это были всякие мокрые мелкие шевелящиеся обрастающие скелетами теперь они мертвые розовые белые сухие крошащиеся известняки способны медленно разлагаться до углекислого газа перекристаллизироваться до белого розового мрамора производить мертвых безумных богов минерализоваться нуммулиты осколки света отблескивающие в скальных плитах точно крохотные монеты минерализовавшиеся слезы чечевицеобразные линзы искривляющие пространство позднего кайнозоя верхнего неолита вымерший род корненожек

аллювиальные отложения слагающие террасы долин рек состоят преимущественно из средне– и крупнообломочных пород аллювий горных рек обычно представлен гравием и галечником а рек равнинных областей – песком в аллювиальных отложениях содержатся большие ресурсы подземных вод

водозаборные скважины аллювиальные водоносные горизонты бронзовки златоглазки ласточки вырезающие прорехи в жестяном воздухе предгрозовое небо обычно перенасыщено озоном вот аллювий влажный земляной рот если его полюбишь от тоже тебя полюбит он тебя заберет поют черные археологи: мертвые цари в своих гробницах их царицы в диадемах в страшных ямах в их глазницах истертые временем совы над курганами крестообразные птицы столбы света бьющие из раскопов сходящиеся в зените в предгрозовом небе кто только не кружится в каждой пылинке летучей солнечной искре прах и пепел мертвых народов все это довольно приличные деньги отпусти народ мой бормочет крот за меня тут роет подземный ход багатур хазар а вон тот который сюда бредет стало быть в самом деле царь у него в глазнице стоит сова он забыл слова ибо проще спать обнимая меч чем во тьме лелеять родную речь каждый лезет вон из своей норы здесь на грунте вспучиваются бугры точно в шторм волна: даже мы кроты избегаем здесь в пору темноты мы стряхнем их прах к меховым ногам мы уйдем к своим меховым богам где они в подземном сыром лесу золотое слово во рту несут связь захоронения со скифским царем скиллом конечно предположительна но заслуживает дальнейшего изучения каменный склеп сверху перекрыт хорошо обработанной известняковой плитой сложен из известняковых плит разных размеров длинной стороной сориентирован по линии восток – запад отдай свою гривну мертвая царевна

не закрытые после исследований раскопы отсутствие какой-либо охраны интенсивное разрушение городища эрозивными процессами несомненно способствуют успешной деятельности людей занимающихся незаконными самовольными грабительскими раскопками ради поиска и продажи интересных древних вещей пользующихся большим спросом у коллекционеров

но увы отсутствие минерализованного скелета доказывает

что могила была ограблена ранее – еще до того как тело

успело разложиться и было извлечено на поверхность вместе с дорогостоящим инвентарем и одеждой (посуда из драгоценных металлов ножны меча горит и др.) современные грабители нашли лишь незначительную часть тех предметов которые находились в этом несомненно очень богатом погребении

черные археологи на сей раз опоздали это пишут В. А. Рябова и И. П. Лежух и еще некоторые заслуживающие доверия исследователи в частности Загинайло[5]

Спасатель Коля рассказывает что с его приятелем был такой случай

Мой приятель предположим лёха предположим родом из могилева зашибал неплохо потому что в курганах лиза лежит не одно лишь железо золотые княжеские перстни витые гривны так называемые гуннские накладки времен переселения народов он не очень лиза скрывает свою профессию но есть вещи о которых он предпочитает не говорить посторонним но по пьяни делится с близкими друзьями так вот он однажды наткнулся на заброшенный раскоп там на двадцать девять шагов под землю упрятана странная конусообразная камера где жрецы железного века пытались вступить в контакт с миром духов что удивительно такие конструкции характерны скорее для древних кельтов их местонахождение зарегистрировано на вересковых пустошах шотландии у нас здесь тоже удивительные места здесь точно сыр голландский дырами земля пронизана пещерами на первый взгляд эта камера была пуста но в какой-то момент он услышал тихий окликающий его голос в одной из стен образовалась какая-то полость тоннель вход и он точно огромный крот сам собой полез на этот голос раздвигая влажные пахнущие землей мочковатые корни полыни прикинь лиза огромный зал отражающиеся в черной воде как бы сами собой светящиеся колонны и посредине нечто вроде каменного трона и там на троне кто-то одновременно темный и светлый страшный знаешь лиза там в зените остановленное время неустанно вяжет нити сопряженных измерений между тьмою и рассветом и в особенности летом разве не бывает так что ты на какой-то миг ощущаешь себя не здесь и сейчас а в каком-то другом странном месте? разве не бывает так что тебе кажется будто ты вот-вот поймешь что-то очень важное ускользающее? он не хотел лиза забирать у него меч вообще не хотел его трогать к нему подходить по озеру сами собой разбежались круги концентрическое водяное эхо мокрые стены в капельках водяной пыли в пестрых потеках и все-все видно хотя ни одного видимого источника света на дне в прозрачной воде камни золотые монеты тот на той стороне медленно поднял светящееся фосфорное лицо больше он ничего не помнит как он оттуда вышел? что это на фиг было? очнулся ночью на берегу моря шорох перекатывающейся гальки обломков ракушек краткие фосфорические вспышки смешных одноклеточных ночесветок впрочем на самом деле лиза никого на свете нету кроме нас с тобою – это научно доказанный факт солипсизма даже море мы приблизительно формируем остальное добавляют придуманные нами организмы ночесветки рыбки-султанки бокоплавы крабы креветки бронзовки златоглазки вот стол табуретка потертая клетчатая клеенка вот раскладушка остальное лишь спутанные грезы гул золотых пчел завязывай выеживаться лиза нет никакого артура гидромет обещает бурю приближающуюся с босфора а мы ее даже и не заметим потому что будем заняты совсем другими вещами ох вот так погоди еще немного да лиза да так виноградная улитка на тыльной стороне листа на ощупь кажется немного липкой но в высшем понимании чиста

Реквием

Бабочка адмирал медленно умирал гибнут его полки слабнет его нога но невзирая на он задержал врага просто жестом руки все бы отлично но смерть не остановить линией мажино вот и лежит военком с перебитым крылом с мягким таким брюшком жук мой солдатик конь мой кузнечик мой братик человечек маленький и дрожащий в мягкой пыли лежащий пока веселый дольник летит в цветущий донник

Лиза наблюдает зеленых человечков

Именно здесь у моря беленький санаторий сколько мне было? девять? это такой возраст когда со своим телом не знаешь чего делать занимаешься спортом ну и другими вещами там еще был лекторий мы его посещали чтобы нас просвещали и говорил нам лектор что на далеких звездах тоже живет разум почему-то при этих словах так сладко замирало в животе кричат пионеры: а теперь все разом побежали вон до того пригорка до того оврага до того обрыва раздвигая воздух голыми локтями ноги как поршни руки как ветки гляди гляди светка вон по той аллее до скончания лета в сумерках белеет статуя атлета дискобола долбоеба сядем рядом лиля оля зина соня синие ночи взвейтесь кострами ты сестра моя так и скажем фараону если тебя захочет продолжает лиза: но как-то ночью знаешь такие были секреты ямка сырая стеклышком накрыта под стеклом фантики бусы разного цвета говорится запирающее страшное слово потом все это зарывается снова это было не совсем понарошку кто-то прятал что-то такое о чем мы лишь шептались ночью на койках по секрету от дежурной помню на дне шевелилась тихая многоножка что-то такое о чем потихоньку перед отбоем в серых пижамах в серых халатах в девичьих спальнях в женских палатах женские организмы склонны совершенно не ко времени и не к месту предавать своих хозяек самыми разнообразными способами один из них в медицинской терминологии называется мензис другой – менопауза есть еще разные страшные не буду о них рассказывать расскажу лучше вот что как-то ночью после отбоя вижу по спальне разливается сияние голубое в окно вплывают невесомые люди без крыльев без волос без носа только глаза и голос наклоняются над каждой спящей прикасаются а девчонки так и не просыпаются я от страха крепко зажмурилась невесомое касание их даже и не почувствовала голубоватое прозрачное наклонившееся надо мною лицо неземное не захотела увидеть всех усыпили только меня оставили почему спрашиваю? не затем ли чтобы позже вот этим летом когда свет клонится к закату кренится к износу я могла рассказать об этом? или же просто не заметили думаю это особенно обидно черные кипарисы их звезду заслоняли их заморочили цикады кузнечики в прошлом еще веке я поднимала веки

Радио-ретро

Вот приопускается красный стяг пионерам хочется в кафе ассоль там играла музыка на костях и стиляга гога платил за все самостроки шкары дешевый шик и конечно шипр нынче он при бабках гуляй фарца и хорош с лица ах фосфорический свет его прекрасных глаз очарует меня на раз веет теплый бриз адмирал нахимов трубит круиз огонечки пляшут на темной воде севастополь ялта новороссийск далее нигде больше не отнимут златой трубы от его губы выдувает музыка пузыри на краю зари выпьем за жуков что они битлы на конце иглы

Описание стакана

Стакан на самом краю стола состоит из стекла воздуха и воды ловит свет в серебристую ребристую сеть частокол граней отбрасывая на плоскость расходящийся веер лучей перемещающихся теней оттого так хочется наблюдать не отводя глаз прозрачную чистую холодную с пляшущим на донышке золотым пятачком уловленного плененного солнца пока не погаснет последний свет кто осмелится протянуть руку к такому совершенству

Лиза едет домой и думает о том что хорошо а что плохо

Как быстро все заканчивается кто вообще это придумал когда терпишь надеешься что все как-нибудь уладится что все будет хорошо ну типа больно тянут за волосы заплетают косички вяжут омерзительные бантики будят практически ночью когда по снежным завалам метет поземка зовут к доске суют в руки колокольчик и ты думаешь вот станешь взрослая и прекратится этот вечный позор это издевательство эта форма пропотевшая под мышками перепачканный мелом фартук перекрученные колготки первый звонок не успеваешь оглянуться последний раз – и ты уже как дура топчешься у стенки на выпускном вечере а все зовут танцевать эту стервозу мильчину и рано созревшую юльку закуренко и вот и всё и ты уже взрослая трясешься в холодной электричке писать хочется сил нет а некуда сыро окна в изморози и мороси за окном что-то темное проносится что-то грязное из-под скамейки выкатывается и думаешь скорей бы это кончилось и что-нибудь другое началось или ждешь например лета всю зиму ждешь например лета а когда оно приходит думаешь неужели вот это и есть лето прекрасное краткое лето словно комета на миг зависшее над западным горизонтом распустившее зеленый красный золотой глазастый веер и даже когда кажется что есть на что надеяться все равно в конечном счете оказывается что вовсе не на что надеяться вот только и останется глядеть на отъезжающую станцию сквозь окна цвета бурой пыли что их давно уже не мыли на ускользающие фонари ее мандариновые лимонные поют проводницы: вот и кончилось лето с неба мокрое льет предъявите билеты получите белье! тяжело проводнице ох в служебном купе ни поспать ни подмыться и тэдэ и тэпэ но под грубой личиной скрыт таинственный свет потерпите мужчина закрыт туалет кто не верит а впрочем уведите детей[6] мы владычицы ночи парки мокрых путей вот уж сколько эонов провожаем зарю санитарная зона я вам говорю предъявите билеты кто там двери закрыл вот и кончилось лето как вам нравится этот шорох кожистых крыл за вокзальным зданием закатная желтая полоса постепенно зарастает тяжелыми сизыми тучами железнодорожными постройками молчаливыми кирпичными башенками пирамидальными тополями окраинами алыми синими путевыми огнями сумерками кто-то едет вдоль путей на велосипеде спица вот-вот блеснет как быстрая птица ночью снится что поезд оста-на-влива-ется перед рассветом когда истончается мгла беззащитны физические тела да и в самом сердце ослепительного дня мы уязвимы для Твоего иссушающего огня пожалуйста не трогай меня я стану незаметна точно маленькая зверушка точно комета хейла – боппа днем не видимая без телескопа сейчас придут проводницы надо будет расплатиться за всё

Описание ящерицы

Ящерица ящерица ты моя сестрица бирюзовая царица панцирная птица для тебя поет цикады смуглая цевница хорошо лежится летом на песке нагретом на лице живого мира легкая ресница для тебя восходит солнце и луна садится тот кто станет тебе мужем тот тебе не нужен[7] так преломятся лучи в воде чтобы получились тайные слова тайнопись клинопись божественная пропись пляшущий неуловимый код всего сущего предназначенный горнему дешифровщику алмазному взгляду не нашему глазу о как прекрасен ящерица твой горловой мешок пульсирующий такую корону о ящерица ни одна королева не носила еще в радиусе двадцати километров ящерица ты самая красивая осень приходит ящерица травы мокрый песок сон тсссс прячься прячься скорее от этой которая никому не укрыться золотая моя девочка моя малявочка узорная живая заколочка

Говорит спасатель Коля

У меня есть золинген видишь лиза я наверно тебя зарежу солнце опускается все ниже мы с тобою здесь а лучше б дома а посланья мировой плеромы мною принимаются все реже даром кипарисы что антенны всяко превосходят эти стены видно там из безразмерной дали мне каналы связи оборвали если все обречено на гибель то зачем с другою и с другими заниматься дружбой и любовью как сейчас к примеру мы с тобою впрочем я погорячился лиза я ведь обещал что не обижу здесь у моря слишком воздух свежий а песок и холоден и влажен это лезвие видишь лиза уползает обратно в норку всякая фраза по синезию связана со сферой разума мы же полагаем здесь возможно разное

Говорит садовый бог

Злой борей выгоняет меня из сада разве тут пойдешь супротив природы я сегодня встретил одну наяду говорит заблудилась в нейтральных водах это здорово лиза на самом деле я не знал что мелкие уцелели а что белое тело покрылось слизью что она отрастила клыки и когти это просто-напросто значит лиза что она приспособилась к жизни той где слишком много химии и отбросов и нехватка лежащих на дне матросов и меня узнала она не сразу говорит я сделался мерзок ликом будто я не знаю не надо лиза на меня смотреть даже краем глаза здесь у нас меняются даже боги становясь чудовищами в итоге я бы и согласен из кожи вылезть для тебя но милая толку мало впрочем что угодно готов я лиза чтобы ты не сморщилась не увяла как природа в данное время года но без шансов обратного перехода чтобы ты осталась всегда такою крепконогой купальщицею счастливой я тебя убил бы своей рукою только руки где-то на дне залива я бы их спросил у своей наяды но боюсь что ей и самой их надо только так союзом руки и шеи сохранить мы можем своею властью взвешенную золотую чешуйку счастья тонкий слепок мига в хрустальном шаре где падение чайной одной ресницы до скончания времени будет длиться вот я придвигаюсь к тебе поближе где под платьем нежная твоя кожа видишь лиза я ничего не вижу даже не скажу на кого похожа ибо чтобы видеть нужны глаза мне только я их вчера позабыл на камне здесь у нас на просторах родного края потерявши руки а то и сердце никуда не денешься умирая как при жизни некуда было деться от меня осталась такая малость в общем ничего уже не осталось

Говорит подруга

Не знаю лиза зачем ты вернулась сама же сказала там здорово было и если этот и правда за тобой ухаживал дарил тебе розы предлагал замуж то какого ты извиняюсь выеживалась надо брать пока дают лиза часы-то тикают что может быть лучше чем жить у моря там такие туманы такие восходы запах чабреца и полыни нежный ветер дующий с юга и на зеленом склоне белые домики точно любовники прилепившиеся друг к другу кипарисы-платаны барабулька-султанка луна огромна багрова точно вот-вот лопнет на маслянистом черном алеет ее дорожка жарко-жарко море дышит там наверно и стареть не страшно красная глина сухие травы ежели присмотреться в глубине неба в пурпуре и лазури крестообразна круги нарезает черная птица виноградные лозы уползают с холмов в долины у нас тут длинные и скучные у нас тут мокрые и сточные у нас тут тощие и тучные и снова тучные и тощие и это тянется и тянется и свет в окошках загорается и все с работы возвращаются и дрыхнут перед телевизором и это все не прекращается и это все не прекращается покуда шар земной вращается еще две-три такие осени и не заметишь как состаришься идиотка идиотка крестообразны оконные рамы нету связи между мирами небо затянуто облаками всегда затянуто облаками никто с рас альхаге не отзовется даже если что-то и брезжит всё заглушают тяжелым ревом камазы кразы динозавры тираннозавры зауроподы фонари гаснут в черных масляных лужах небо сплошь из листового железа твое платье лиза выйдет из моды собственно говоря оно уже вышло из моды ты его хоть раз одела[8] а ведь такие деньги ты просрала лучшие свои годы не родила не вышла замуж зачем ты сюда вернулась в этом сезоне кстати уже никто не носит органзу и стразы стразы это вообще просто неприлично носят шотландскую клетку экологически чистые ткани мне повезло лиза я уж и не ожидала что хорошего встречу мужик серьезный на меня не жалеет вот погляди какие туфли это ведь прада лиза ничего себе а я уже видела фотографии его мамы и родственников видишь какое мы надышали время пространство в стеклянном шаре в детстве недаром давились кашей что нам досталось все будет наше обещает увезти к морю там его гнездо родовое познакомься его зовут резо

Лиза говорит не знает кому

Подведите меня к воде мне вообще не хочется быть нигде вот только тут в зеленоватом этом вздрагивающих вспышках света переливчатой паутине вод где глядите рыба морской черт морской кот разевает рот и пылающее колесо лета обрушивается с зенита усладите меня вином усыпите электрическим синим сном чтобы я открыла глаза оказавшись за полоща в прохладном прибое это гибкое молодое с белым незагорающим шрамом в области солнечного сплетенья я же вижу вы на самом деле не хотите мне ничего плохого это своего рода забота вовсе не издевательство то что вы со мной делаете производите но понимаете я терпеть не могу эти больничные запахи обездвиженность когда зрение упирается в разнообразные металлические предметы не пропускающие света вы меня поймете я знаю ведь всем хочется быть красивыми счастливыми так подкрепите меня яблоками абрикосами сливами так поднимите меня с этой холодной кровати так нарядите меня в самое летнее платье я уже достаточно похудела чтобы оно хорошо сидело только вот признается лиза врачу я уже не удерживаю мочу

Рассказывает врач

С внутрь обращенными яблоками глазными так и лежат свои наблюдая сны и странствуя по ожившим дагерротипам где улыбаются близкие и родные раз за разом посещая одно и то же место и время что было всего дороже раз за разом запуская свою шарманку словно вселенные вывернутые наизнанку сад расцветает в их черепных коробках солнце в зените свищут щеглы синицы я иногда наклоняясь над ними вижу яростный свет блистающий сквозь ресницы море подступающее все ближе впрочем порой оно бывало и хуже эти миры просачивались наружу раз забежал в палату назначить дозу капельницу оплетают живые лозы карабкаются на карнизы вон у той что на состарившуюся мону лизу похожа муравьев выползающих из под кожи видел вот и стою на страже я здесь поставлен был провести границу словно бы рыцарь с тяжким мечом в деснице здесь я поставлен стоять на стреме на острой грани между мирами в белом халате в белой палате в силу своей природы чтобы эти старые развалины в маразме своими грезами и фантазиями не разрушили известное нам мироздание голос медсестры из коридора: артурчик так ты тазепам им назначил? продолжает врач: впрочем сейчас там наверное ветер вечер точно печной зев дышит теплом море рано или поздно я его встречу здесь ли в палате в больничном ли коридоре этого кто проникает сюда сквозь стены и вынимает иглу из вены вот лаз в лозах ближе ближе отверзается и ах засыпай в слезах просыпайся в розах

Лиза едет на юг

. . . . . . . . . . В свежей стрижке с нежно бритым затылком женщина покупающая бутылку минералки (надеюсь что не подделки) в лужах мокрые голуби на перроне на что же тебе еще полагаться кроме бледного света в крайней точке маршрута так по мере увеличения расстоянья между нами и нею в сплошном сиянье чуть заметной соринкой на фотоснимке среди горя и мор слегка различима станция проезжающая мимо с фонарями словно бы мандаринки без шкурки погляди как пейзаж меняется лиза вот буквально только что были березы рыжие елки только что цветная вода в канавах стояла тлел иван-чай лиловый сплошь утыканы вырубки его свечами как же печально лиза наше нечерноземье печально нежно мокрые травы торфяники золотые в мокрых оврагах толстенькие лисята с остренькими зубами всё простучало мимо дальше дубы омелы тополя потянулись за поездом изгибаясь хмель обвивает пристанционные загражденья циннии канны вспыхивают на клумбах скоро начнется сухая земля песок и сосны известняки и сланцы белые меловые в степях разломы эта земля дружелюбнее к людям лиза страшное здесь не водится только злое да и оно почти безопасно лиза износилось устало все плохое случается только по возвращении впрочем злое везде ну и что же теперь не ездить в отпуск женщина в поезде: и тут она на меня как прыгнет я чуть яички все не побила на загривке сидит грызет зубами не верите вот шрамы прямо вот так на виду у всех когда я с базара зять говорит сделай иди прививку они говорят кровососы я в новостях слышала мужчина в поезде: кто? женщина в поезде: эта… как ее… чупакабра укусила меня теперь не знаю кто я сама я ночью странные сны вижу чужую землю там она восседает на красном троне врата лица ее пламенник пасти ее нет не хочу я вашей воды железной слезной скоро уже закончится все я знаю зверь из моря уже вот-вот встанет саранча живым ковром покрывает землю так вам и надо так вам и надо мужчина в поезде: ладно вам это же несерьезно бойтесь лучше исламского терроризма гляди лиза качается чай в стакане звякает ложка скоро море распахнется на горизонте точно белые двери поезд медленно въедет в это сиянье рано утром на станции чисто пусто[9] слегка мокро тени тополей кипарисов лиловы сини розы цветут на клумбах здравствуй говорят лиза как мы соскучились лиза как тебя ждали как мы себя растили для твоего лишь взгляда разворачивали лепестки листья память рассыпается как мандарины в разные стороны по перрону к утреннему морю на раз два три направляя шаг это тело светится изнутри в области подвздошной хрустальный шар вяжет луч узлами и луч пленен до конца времен тень ложится нежно наискосок на сырой песок после моря надо бы на базар за зеленым красным и золотым лиза я забыла тебе сказать этот день не кончится так что ты можешь плыть на легкой его волне озираясь не[10] этот день не кончится никогда никогда нигде в небе вертикально стоит вода ты плывешь в воде и в твоей тени миллионы рыб смотрят из-под глыб

Лиза говорит

А вот что еще страшно: я-то проснусь и увижу – нету никого и небо разъято лезвием света только пустота полость только белизна вата нету никого логос ушел куда-то ничего не осталось застывают под одеялом бедные мои ноги белые мои руки хорошо что можно проснуться на дворе холодной умыться побежать с утра окунуться забежать на рынок вернуться помидоры зелень и брынзу сохранит воздушная линза что на самом деле что снится брезжит за смеженной ресницей дышит чабрецом и мелиссой спи лиза тебя оплетают виноградные лозы над тобой летают синие стрекозы оплетает запястье бирюзовая змейка нету никакой больше ямы кроме той в которой мы сами спи лиза как земля покоем объята видишь загибается книзу горизонт образуя кокон все жуки щенки и котята машут тебе из окон зарастает лозами память погружаясь в темные воды где лежат пластами народы никталопы и октоподы

Эпилог

Гул золотых пчел одинокий чёлн на глади волн на дешевой картине на противоположной стене то ли в гостини — це в холле то ли в какой-то квартире и вот еще что-то такое русалка барахтается в тине на зеленоватом дне машет белой рукою совсем при другой луне застрявшая посредине мира в котором не отражается в пластике и дерматине приемного покоя не поддающаяся медицине звезда рас альхаге плавающая в окне.

Конец

Ночью приходит северный ветер трясет ветки ветел выдувает птичьи голоса из тернового куста и земля стоит исполнена величья безвидна и пуста

История болезни

Паспортная часть

1. ФИО больного: КУШИНА Елизавета Григорьевна

2. Возраст, дата рождения: 1960

3. Место жительства: г. Череповец

4. Место работы, должность: пенсионерка

5. Дата поступления: 20 ноября 2040

6. Кем был направлен: госпитализирована по «скорой»

7. Диагноз, с которым больной был направлен в стационар: старческая деменция, амнезия, сердечно-сосудистая недостаточность

8. Клинический диагноз (основное заболевание, осложнения, сопутствующие заболевания): сенильная деменция, паркинсонизм; церебральный атеросклероз; дисциркуляторная энцефалопатия III ст.; атеросклеротический коронарокардиосклероз.

Жалобы больного: Жалоб не предъявляет.

Анамнез заболевания: Больной себя не считает, однако заявляет, что какое-то время назад (не знает точно какое) усилились боли в суставах. Известно, что в течение ряда лет наблюдалась в районной поликлинике по месту жительства по поводу церебрального атеросклероза с амнестическими нарушениями, консультировалась районным психиатром. Районным терапевтом (В. Горенбойм) назначены препараты – ноотропил (пирацетам), ибупрофен, предуктал-МБ, на ночь в микродозах – нитразепам, диазепам (зафиксировано в истории болезни районной поликлиники), однако нет доказательств, что больная принимала препараты регулярно и принимала вообще. 19 ноября 2040 г. была обнаружена в зале ожидания ЖД-вокзала в летнем платье и с пляжной сумкой, спрашивала, как пройти к морю. При себе имела паспорт и пенсионное удостоверение. Госпитализирована.

Анамнез жизни: Биографические данные: родилась в г. Череповце в 1960 г. После 8 классов средней школы поступила в строительный техникум (ныне индустриальный колледж) г. Череповца, который окончила в 1976 г. С 1976-го по 2020-й работала бухгалтером в МУП «Водоканал». Не замужем. Детей нет.

Перенесенные операции: Аппендэктомия в 1974 году. В 1996 во время пребывания на отдыхе в Крыму получила при неясных обстоятельствах проникающее ножевое ранение брюшной полости. Вредные привычки: нет. Семейный анамнез: неизвестен. Больная одинока. Аллергические реакции: не выявлены.

Объективный статус: Правильного телосложения. Несколько пониженного питания. На передней брюшной стенке – послеоперационный рубец 2×8 см. Тоны сердца приглушены. АД 140/90 мм. рт. ст. В легких ослабленное везикулярное дыхание. Рассеянные сухие хрипы, больше справа. Живот мягкий, при пальпации безболезненный. С-м Пастернацкого отрицателен с двух сторон. Физиологические отправления в норме.

Неврологический статус: Зрачки сужены, реакция на свет вялая. Слабость конвергенции. Сглаженность н/г складки справа. Хоботковый рефлекс положителен. Рефлекс Маринеско-Радовичи положителен с двух сторон. Хватательный рефлекс больше справа. Тонус мышц равномерно повышен по пластическому типу. Симптом зубчатого колеса с двух сторон. Походка умеренно нарушена. Легкий тремор пальцев обеих рук. Сухожильные и периостальные рефлексы угнетены. Патологичес-ких рефлексов нет.

Психический статус: Дезориентирована в месте и времени. Ориентировка в собственной личности сохранена. Доступна продуктивному контакту, однако повышенно отвлекаема. Сведения о себе дает отрывочные.

Лечащего врача не узнает. Заговаривается. Не осознает болезненного состояния. Возбудима. Подвержена эротическому бреду – полагает, что находится в отпуске и является объектом внимания некоего сверхъестественного существа, которое будучи в бестелесной фазе, тем не менее, преследует ее и посещает по ночам. Утверждает что сверхъестественное существо хочет «забрать ее с собой», однако заявляет что «Артур не позволит». Кто такой Артур не объясняет. На вопрос: «Где вы находитесь?» заявляет, что на берегу моря. В качестве доказательства ссылается на непрекращающийся «шум моря» в ушах. Женственна. Кокетлива.

Окончательный диагноз: Сенильная деменция, паркинсонизм. Церебральный атеросклероз. Дисциркуляторная энцефалопатия III ст.; атеросклеротический коронарокардиосклероз.

Прогноз: Неблагоприятный.

Лечащий врач: Артур Отаров[11]

Кое-что о летнем отдыхе

Книга «Всё о Лизе» – еще один редкий случай, когда современный автор решает создать крупную поэтическую форму. И эта попытка безусловно не останется незамеченной прежде всего критиками (я имею в виду не только литературных критиков, но и всех критически настроенных читателей), потому что таких попыток последнее время было очень немного и любой, кто осмеливается написать нечто подобное, тут же выделяется на общем фоне хотя бы по этому поверхностному признаку – написал длинно.

Наверняка в поэме Марии Галиной можно найти массу материала для филологического анализа. Можно найти цитаты, аллюзии или неосознанные реакции на старых и современных авторов. Есть мифология. Есть связь с устоявшимися и новыми литературными тенденциями. Об этом можно говорить очень долго. Но я этого делать не буду, потому что не умею. Я могу написать лишь о том, что я почувствовал при прочтении этой поэмы. И еще проще – о чем эта поэма.

Эта поэма о летнем отдыхе.

Единственная книга, с которой я мог бы сравнить «Всё о Лизе», – это «Школа для дураков» Саши Соколова. «Школа для дураков», если рассуждать формально, прежде всего, роман о лете проведенном на даче. «Всё о Лизе» – формально поэма о лете, проведенном на море.

Отпуск и его оптимальные в прежние времена формы – дача и морской отдых – это наиглавнейшие сакральные пространства советского и постсоветского человека. Это временный рай и тайное убежище для людей, живущих под давлением власти и управляемого ею социума, убежище от унылой офисной (рыночной, магазинной и пр.) реальности, от нелюбимой работы и повседневных забот.

Собственно, у Саши Соколова описываемое им сакральное пространство дачного отдыха постепенно превращается в пространство смерти и вечности. И поэма Марии Галиной приводит приблизительно куда-то туда же.

В советское время у меня был знакомый, который восемь месяцев работал грузчиком, а в конце мая всегда увольнялся и уезжал до октября в Крым или в Абхазию. Своим образом жизни у многих он вызывал искреннее восхищение. И, насколько я помню, у всех были такие знакомые. И этот ярый эскейпист, как можно было бы предположить, совершенно не выглядел человеком жалким, несостоявшимся. Нет. Он выглядел настоящим жрецом летнего отдыха. Он, на взгляд окружавших его людей, служил югу и лету и этим служением вселял во всех других надежду, что там, где-то между Судаком и Алупкой, Симеизом и Форосом, Гагрой и Очамчирой есть места, где воображаемая и ожидаемая прекрасная реальность действительно сливается с повседневностью, и именно там, даже на какие-то жалкие две недели, все-таки можно войти в вожделенное параллельное пространство и найти ту самую волю и тот самый покой.

Когда-то в советское время я тоже совершил подобное путешествие и с пятьюдесятью рублями в кармане уехал в Крым на два с лишним месяца. Должен признать что, несмотря на молодость и свойственную ей эмоциональную сумбурность, мешавшую мне воспринимать вещи достаточно глубоко, я запомнил этот отпуск навсегда. Даже более того, как мне теперь видится это, совершенно беспечное и нищее лето во многом сформировало меня как личность. Не знаю почему, но мне и моим друзьям искренне казалось, что это постоянное поджаривание на диких пляжах, скрип пыли на зубах, ворованные в колхозном саду зеленые персики и громкие вопли, которыми мы зачем-то постоянно заполняли окружающее пространство, – это небольшой, но очевидный шаг к раскрытию тайны жизни. А тут еще и средневековые развалины, охота на несъедобную рыбу при помощи заточенной арматуры, редкие попойки, перепадавшие нам от щедрот более обеспеченных отдыхающих. Все это оказалось не только приятным, но и очень важным. А когда наступила осень и пляжи за день-два полностью опустели, казалось, что это не сентябрь наступил, а небо спустилось на землю. Да так оно в определенном смысле и было.

Именно таким неоправданным и необъяснимым ощущением значимости происходящего и отличается поэма «Всё о Лизе». При этом в ней невозможно найти ни грамма иск-ренней простодушной романтики, которая естественным образом может придать значимость чему угодно. Тут даже откровенно романтические фигуры лишь на первый взгляд оказываются таковыми. От курортного супермена на самом деле исходит серьезная опасность. Среди стволов и лоз южного сада скрываются мрачные языческие духи и божества. Унылые проводницы из переполненных вагонов внезапно превращаются в нечто неантропоморфное. И даже сама героиня Лиза, по сути, оказывается не Лизой и, возможно, даже не личностью а персонификацией моря, или отдыха на море, или вообще абсолютным символом отдыха, который всегда, к сожалению, заканчивается.

Федор Сваровский

Сноски

1

Кстати, Лиза – самый крупный кузнечик нашего края из отряда прямокрылых (Orthopetra) – дыбка степная (Saga pedo Pall) размножается партеногенетически, и самцы на данной территории не встречаются. Размеры самок этого вида от головы до конца яйцеклада могут достигать 120 мм (длина яйцеклада до 45 мм).

(обратно)

2

Амебная дизентерия – это заболевание желудочно-кишечного тракта. Возбудителем амебиаза является гистолитическая амеба (Entamoeba histolytica) – микроскопический паразит, обитающий в сточных водах. Обычно амебная дизентерия имеет хроническое течение «тлеющего» характера с незаметным началом и периодами обострений и ремиссий. Если микроорганизмов в толстой кишке становится достаточно много и они повреждают слизистую оболочку, инфекция проявляется клинически. Диагноз может быть затруднен. Дифференциальный диагноз острой амебной дизентерии необходимо проводить с шигеллезом, сальмонеллезом, кампилобактерозом, иерсиниозом, инфекционной небактериальной дизентерией. Лямблиозная дизентерия, Лиза, гораздо хуже.

(обратно)

3

Здесь ясно прослеживается влияние Александра Левина, а также Федора Сваровского – все это я сообщаю в помощь критикам, которым будет легче отслеживать аллюзии и заимствования. Иногда автор вообще отступает в тень, но не исчезает окончательно.

(обратно)

4

Нуммулиты, Nummulites (от лат. nummulus – монетка) – род вымерших одноклеточных организмов подкласса фораминифер. Остатки Н. известны из верхнемеловых и палеогеновых отложений тропиков и субтропиков Европы, Азии, Африки, Америки.

(обратно)

5

Самой интересной находкой современных «раскопщиков» является бронзовое навершие, обнаруженное ими в юго-западном углу склепа под слоем специально положенной и утрамбованной глины. Оно представляет собой втульчатый древообразный предмет с центральным стержнем в виде обнаженной фигуры стоящего в полный рост бородатого мужчины с вытянутыми вперед руками. От него равно удалены асимметрично расположенные четыре ветки-рожка, отходящие от втульчатого основания навершия. На их концах расположены фигурки орлов с распростертыми крыльями. Высота навершия, по словам находчиков, составляет 40–45 см. Вероятно, оно было отлито из бронзы в целом виде по восковой модели. Два рожка были сломаны еще в древности и тогда же отремонтированы с помощью бронзовых пластин-накладок, закрепленных заклепками.

Наиболее близкой и пока единственной аналогией ему является навершие, найденное на Лысой Горе в г. Днепропетровске и представляющее в настоящее время жемчужину скифской коллекции Национального исторического музея Украины в Киеве.

Интерес представляет также золотая бляшка с изображением обнаженного мужчины с крыльями. Вес пластинки – 0,6 г. Фигура представлена в фас, широко расставленные «шагающие» ноги – в профиль, руки широко разведены. Широкие, свисающие под острым углом крылья имеют рельефно выделенное оперение, на туловище рельефно выделены основные мышцы. Голова отломана еще в древности. (В. А. Рябова, И. П. Лежух. «Черная археология» и история скифского царя Скила. НИИПОИ МКИ Украины. – Восточно-европейский археологический журнал. 2001, 2 (9), март – апрель).

(обратно)

6

Рывком распахивают форменные халаты под ними обнаруживаются черные вздымающиеся крылья.

(обратно)

7

Некоторые виды ящериц способны размножаться без участия самцов. Такое явление называется партеногенезом. Потомство при партеногенетическом размножении – у некоторых обитающих в Причерноморской зоне Северной Евразии ящериц Даревскиа исключительно самки (существует 7 видов этих ящериц, чьи популяции состоят исключительно из самок) у комодских варанов – исключительно самцы. Таким образом поддерживается обоеполая популяция этого редкого вида. Партеногенетические популяции также найдены и у некоторых видов рыб, земноводных, птиц (в том числе куриц). Случаи однополого размножения пока неизвестны только среди млекопитающих.

Быстро эволюционирующие «молодые» виды рода Darevskia начали дивергировать в последние 15 тысяч лет. Иначе говоря, этот тип размножения с известной натяжкой можно считать будущим, ожидающим, по крайней мере, пресмыкающихся…

(обратно)

8

Мы не отвечаем за то, что произносит Лизина подруга.

(обратно)

9

«Чисто / пусто» – см. Ф. Сваровского: «…как в полях зимой / только снег и чисто / пусто…» Я вообще люблю Сваровского, честно говоря.

(обратно)

10

Ф. Сваровский указывает, что тут имеет место отсылка к поэтике Марии Степановой (инверсия частицы «не»). Почему бы и нет, я люблю Степанову. Но, возможно, тут еще и Бродский («набегая на»). А где точно есть Фанайлова, знаю, но не скажу,) сами догадайтесь.

(обратно)

11

Здесь автор благодарит Бориса Херсонского за помощь и консультацию.

(обратно)

Оглавление

  • Лиза на юге
  • Спасатель Коля рассказывает что он видел
  • Лиза готовится к отпуску
  • Лизина подруга рассказывает что был такой случай
  • Описание абрикоса
  • Прекрасная южная еда
  • Как устроена Лиза
  • Говорит спасатель Коля
  • Описание клеенки
  • Говорит садовый бог расплетая виноградные лозы
  • Пишут геологи
  • Спасатель Коля рассказывает что с его приятелем был такой случай
  • Реквием
  • Лиза наблюдает зеленых человечков
  • Радио-ретро
  • Описание стакана
  • Лиза едет домой и думает о том что хорошо а что плохо
  • Описание ящерицы
  • Говорит спасатель Коля
  • Говорит садовый бог
  • Говорит подруга
  • Лиза говорит не знает кому
  • Рассказывает врач
  • Лиза едет на юг
  • Лиза говорит
  • Эпилог
  • Конец
  • История болезни
  • Кое-что о летнем отдыхе Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Всё о Лизе», Мария Семеновна Галина

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства