«An experience of English grammar»

1926


Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Jerry Jill, Sammy Lovejoy

╔═══════════════════════════════════════════════╗

║ ║

║ ║

║ IT'S NOT THAT HARD ║

║ ║

║ ( An experience of English grammar ) ║

║ ║

║ ║

╚═══════════════════════════════════════════════╝

Third edition, totally revised

and substantially enlarged

Sammy Lovejoy

executive editor

Laura Clark

chief of staff

Paul Norris ( Moscow )

Lionel Crane ( Rome )

Tony Plow ( Boston )

production managers

Moscow, 1989

ВВЕДЕНИЕ

Данное пособие является развитием издания, предпринятого Jerry

Jill в 1985 г. Оно не предлагает полного, скрупулезного описания

английской грамматики, но ( что и являлось целью авторов ) дает

возможность с позиций здравого смысла, по возможности кратко и

живо, рассмотреть некоторые характерные трудности, с которыми

сталкивается каждый, кто самостоятельно изучает английский. Им, а

также тем, кто стимулировал это изучение, и посвящается эта

работа.

1. Надо отметить, что любое подобное рассмотрение носит несколько

суб'ективный характер, ибо залогом эффективного усвоения

является система, а у каждого "наблюдателя" своя "система

координат".

2. Мы практически не подвергали анализу английскую идиоматику,

поскольку ее изучение на всех уровнях неразрывно связано c

постоянным восприятием и воспроизведением современной живой ( и

все время меняющейся ) речи native speakers, и поэтому создание

схем и стереотипов в этой области вряд ли целесообразно,

особенно на начальном этапе обучения. Наша цель - наметить

опорные точки, создать костяк, на который в дальнейшем,

руководствуясь языковым чутьем и вкусом, можно навешивать более

тонкие грамматические структуры.

3. Основные понятия и термины не будут переводиться на русский

язык, ибо при переводе путаницы достичь гораздо легче, чем

адекватности. Впрочем, пояснения, как правило, достаточно

подробны, чтобы компенсировать это "неудобство".

- 2 -

ФОРМЫ АНГЛИЙСКОГО ГЛАГОЛА ( Таблица 1 )

---------------------------

В английском языке существует множество глагольных форм, что

позволяет выражать довольно тонкие смысловые и временные

оттенки действий и состояний. Рассматривая их, мы заодно

проведем классификацию глаголов. Глагол может быть как

простым (состоящим из одного слова), так и составным: was,

stands, did - was placed, couldn't stand, have done. Особую

группу составляют так называемые "модальные" глаголы. Это:

will shall can may must

would should could might ought to,

а также несколько других, менее важных. Модальные глаголы

описывают не само действие или состояние, а наше к нему

отношение, т.е. выражают долженствование, возможность,

вероятность, уверенность, разрешение, просьбу, приказ,

предложение, критику, раскаяние и т.д. ( Сравните - умел

летать, могу писать, буду танцевать, не следовало пить.)

Способы употребления модальных глаголов мы рассмотрим ниже,

пока же отметим, что они: 1) не могут "существовать"

изолированно от "настоящих" глаголов, выражающих действие

или состояние, а также 2) не изменяются по времени, числу и

лицу, и в этом смысле являются "неполноценными". Эта

неполноценность ( defectiveness ) приводит к тому, что мы

должны иногда искать замену модальному глаголу, чтобы

адекватно выразить свою мысль:

I must go. - I had to go.

I can speak English. - Not being able to speak, I kept quiet.

Перейдем к "настоящим" глаголам. Обычно выделяется 5 форм:

#1. Основная форма "base form" - совпадает с инфинитивом без

частицы to, является словарной и выражает действие/состояние в

настоящем времени - PRESENT SIMPLE ( кроме 3-его числа ед.

числа - he, she, it ), используется для образования

повелительного наклонения - императива.

#2. Форма 3-его лица ед. числа настоящего времени - образуется

добавлением 's' к "base form" ( с незначительными

вариациями ):

work - works

smile - smiles

watch - watches

Кроме "to be" только три глагола имеют "неправильную"

"s-form", и то два из них имеют ее только в произношении

( [sеz],[dлz] ):

have - has do - does say - says

#3. Форма прошедшего времени. У правильных глаголов (regular

verbs) образуется добавлением суффикса "ed" к "base form".

Напомним правила произношения #3 правильных глаголов. Оно

определяется последним звуком "base form":

- 3 -

1) Ecли это [t] или [d], добавляем слог [id]:

wait - waited [weitid], mend - mended [mendid]

2) Если это звонкий звук, но не [d], добавляем [d]:

play - played [pleid], live - lived [livd]

3) Если это глухой звук, но не [t], добавляем [t]:

kick - kicked [kikt], dance - danced [da:nst]

Неправильные глаголы можно разделить на три группы :

1) глаголы типа put, у которых #1, #3 и #5 (см. ниже)

совпадают :

put - put - put

2) глаголы типа hear, у которых совпадают #3 и #5 :

hear - heard - heard

3) глаголы типа write, у которых все эти три формы различны :

write - wrote - written

#4. Форма причастия настоящего времени ( -ing participle, present

participle ). Выражает не само действие суб'екта, а его

состояние в связи с совершаемым действием - sleeping dog,

running boy. Почти у всех глаголов образуется добавлением

суффикса "ing". Исключения : lie - lying, die - dying и

глаголы типа bite - biting. Существуют и региональные отличия

в спеленге: #4 для глагола travel в Великобритании -

travelling, в США - traveling ( т.е. нет удвоения ).

#5. Форма причастия прошедшего времени ( -ed participle, past

participle ). Выражает состояние в результате совершенного в

прошлом действия - stolen gun, forgotten word. У правильных

глаголов совпадает с #3.

Сведя все это в таблицу 1, видим, что правильный глагол всегда

имеет 4 различные формы, неправильный - от 3 до 5 форм, а BE -

8 форм.

Таблица 1 ФОРМЫ АНГЛИЙСКОГО ГЛАГОЛА ( по R.Close, [2] )

┌─────────────────────────┬─────────┬────────────────────────────────┐

│ ГЛАГОЛЬНАЯ ФОРМА │ REGULAR │ IRREGULAR │

│ │ ├────────────────────────────────┤

│ ( ПРИМЕНЕНИЕ ) │ │ Type 1 Type 2 Type 3 BE │

├─────────────────────────┼─────────┼────────────────────────────────┤

│1. Инфинитив, императив, │ wait │ put hear write be, │

│ Настоящее время(кроме │ │ am, │

│ 3-его лица ед. числа) │ │ are │

├─────────────────────────┼─────────┼────────────────────────────────┤

│2. Настоящее время │ waits │ puts hears writes is │

│ 3-е лицо ед. число │ │ │

├─────────────────────────┼─────────┼────────────────────────────────┤

│3. Прошедшее время │ waited │ put heard wrote was, │

│ │ │ were │

├─────────────────────────┼─────────┼────────────────────────────────┤

│4. -ing participle │ waiting │ putting hearing writing being │

├─────────────────────────┼─────────┼────────────────────────────────┤

│5. -ed participle │ waited │ put heard written been │

└─────────────────────────┴─────────┴────────────────────────────────┘

- 4 -

COMPLEX VERB PHRASE

-----------------------

Теперь мы можем приступить к конструированию "complex verbs" -

сложных форм глагола, а затем рассмотреть, как они позволяют нам

выражать самые разные оттенки действий и состояний. Поскольку

простые формы #4 и #5 не являются самостоятельными глаголами, для

"привлечения их к работе" нужны специальные, вспомогательные

глаголы ( auxiliary verbs или просто auxiliaries ). Их всего три

- to be, to have, to do (они могут быть и смысловыми глаголами и

тогда означают соответственно - быть, иметь, делать - упрощенный

перевод, но другого нет). Кроме того, как мы помним, в построении

complex verb phrase участвуют модальные глаголы. Можно выделить

пять элементарных групп:

О. DO + infinitive : SIMPLE verb phrase - did not like

1. MODAL + infinitive : MODAL verb phrase - could see

2. HAVE + -ed participle : PERFECT verb phrase - have written

3. BE + -ing participle : PROGRESSIVE verb phrase - is sleeping

4. BE + -ed participle : PASSIVE verb phrase - was built

( Напомним, что SIMPLE = INDEFINITE, а PROGRESSIVE = CONTINUOUS )

Каждая элементарная группа имеет свой элементарный смысл:

О. SIMPLE - Констатация действия или состояния суб'екта.

1. MODAL - Отношение суб'екта к действию или состоянию.

2. PERFECT - Завершенность действия или состояния суб'екта.

3. PROGRESSIVE - Действие или состояние суб'екта в развитии,

незавершено.

4. PASSIVE - Состояние суб'екта в результате совершенного

над ним действия.

Более подробно мы рассмотрим все это в соответствующих разделах.

Группы могут комбинироваться, но не произвольно. Группа О (SIMPLE)

может существовать только сама по себе (поэтому мы присвоили ей

номер О). Остальные же группы сочетаются в строго определенном

порядке, как матрешка:

1 ══> 2 ══> 3 ══> 4 The letters must have been being typed.

1 ══> 2 ════════> 4 The letters must have been typed.

2 ════════> 4 The letters have been typed.

Стрелками показано управление, при этом по времени, числу и лицу

изменяется только первый глагол группы ( кроме модальных ).

Основной предмет нашего рассмотрения будут составлять группы О,2,3

- SIMPLE, PERFECT, PROGRESSIVE, с помощью которых образуются

глагольные времена активного залога.

Они и образуют четыре группы времен TENSES: О, 2, 3, 2══>3

( матрешка! ).

- 5 -

ГЛАГОЛЬНЫЕ ВРЕМЕНА ( TENSES )

-----------------------------------

Каждая глагольная форма - TENSE - описывает действие/состояние

cуб'екта/предмета во времени с помощью смыслового глагола. Для

описания характера этого действия ( происходит каждый день,

началось недавно и скоро закончится, только что произошло и т.д. )

используются так называемые ASPECTS - SIMPLE, PROGRESSIVE, PERFECT

и PERFECT PROGRESSIVE, однозначно определяющие вспомогательный

глагол. Таким образом, мы получаем правило, показывающее нам,

какие морфологические изменения надо произвести в смысловом и

вспомогательных глаголах, чтобы адекватно выразить описываемое

действие, и, обратно, по названию данного TENSE можно определить

время действия ( TIME ) и его характер ( ASPECT ). Это выгодно

отличает английский от русского и других языков, где время и

характер действия/состояния отображаются только морфологически

(приставки/суффиксы). Смысл различных ASPECTS см. предыд. раздел

(complex verb phrase). Поскольку простых времен у нас три - PAST,

PRESENT и FUTURE, то казалось бы, мы должны иметь 12 TENSES ( 3 *

4 ). Но формы будущего времени ни у простых, ни у вспомогательных

глаголов нет ( см. табл. 1 ) и действия/состояния в будущем

времени мы описываем либо с помощью PRESENT/PAST TENSES (см.

ниже), либо с помощью модальных глаголов (в первую очередь,

конечно will/shall, но и другие modals подходят для этой цели (см.

раздел МОДАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ)). Поэтому иногда и говорят, что в

английском языке "нет будущего времени". На самом деле FUTURE

TIME конечно, есть, но FUTURE TENSE - грамматической формы со

своим вспомогательным (не модальным!) глаголом, изменяемым по

числу и лицу - не существует. В соответствии со всем сказанным

выше мы имеем четыре группы TENSES - для всех случаев применения

вспомогательных глаголов (PRESENT/PAST), что дает нам всего 8

различных TENSES.

В дальнейшем мы для экономии места будем иногда опускать слово

TENSE в названии глагольных времен. Итак:

1. Группа SIMPLE - auxiliary to do:

PRESENT SIMPLE - только смысловой глагол в настоящем времени:

She sings in a bar.

I love you.

We are here.

It is true. People never believe strangers.

PAST SIMPLE - смысловой глагол в форме прошедшего времени:

She sang in a bar. I loved her.

We were here.

It was true. Jerry lived in L.A.

Так как -ing и -ed participle не являются самостоятельными

глаголами, то этими двумя временами - PRESENT и PAST -

исчерпывается группа SIMPLE.

2. Группа PROGRESSIVE: auxiliary "to be".

"Тo be" требует -ing participle смыслового глагола, и чтобы

образовать все возможные времена в этой группе, мы должны

взять все формы настоящего и прошедшего времени "to be" и

получить соответственно:

- 6 -

PRESENT PROGRESSIVE: и PAST PROGRESSIVE:

I am writing. The sun was shining.

She is singing. I was strolling.

John is having dinner. She was singing.

You are sitting. You were telling lies.

We are smiling at each other. We were telling the truth.

3. Группа PERFECT: auxiliary "to have".

"To have" требует -ed participle смыслового глагола и,

аналогично группе PROGRESSIVE, два времени в этой группе

соответствуют формам настоящего и прошедшего времени auxiliary

"to have".

PRESENT PERFECT:

I have done it.

She has never seen a white man.

Jack has never lived in N.Y. all his life.

We have divorced.

People have forgotten the lesson the world taught them.

PAST PERFECT:

I had never done it before.

It had never been like this before we got married.

Paul hadn't had a slightest headache before he met a doctor.

They had lived in the mountains for ten years when the

earthquake started.

4. PERFECT PROGRESSIVE: auxiliary "to have been"

( 2══>3 - "матрешка" )

Соответственно имеем:

PRESENT PERFECT PROGRESSIVE:

I have been living in this town too long.

She has been looking for another man.

You have been lying to me all this time!

We have been speaking all night.

PAST PERFECT PROGRESSIVE:

I had been waiting for an hour when she arrived.

TENSES хорошо изображаются таблицей 2. Для примера взят глагол

"take".

- 7 -

Таблица 2 PRESENT AND PAST TENSES

┌───┬───────────┬────────────────┬────────────────┬───────────────┐

│ │ SIMPLE │ PROGRESSIVE │ PERFECT │ PERFECT │

│ │ │ │ │ PROGRESSIVE │

├───┼───────────┼────────────────┼────────────────┼───────────────┤

│ │*auxiliary-│ auxiliary - │ auxiliary - │ auxiliary - │

│ │ (to do) │ to be │ to have │ to have been │

├───┼───────────┼────────────────┼────────────────┼───────────────┤

│ P │ I ─┐ │ I am─┐ │ I ──┐ │ I ──┐ │

│ R │ you │ │ you ─┐ │ │ you │ │ you │ │

│ E │ we │take│ we are│ │ we have─┐ │ we │have─┐ │

│ S │ they─┘ │ they─┘ │ │ they─┘ │ │ they│ │ │

│ E │ │ │taking│ taken│ ─┘ been │

│ N │ he ─┐ │ he ─┐ │ │ he ─┐ │ │ he ─┐ taking│

│ T │ she │takes│ she is─┘ │ she has ─┘ │ she │has ─┘ │

│ │ it ─┘ │ it ─┘ │ it ─┘ │ it ─┘ │

├───┼───────────┼────────────────┼────────────────┼───────────────┤

│ │ I ─┐ │ I was─┐ │ I ─┐ │ I ─┐ │

│ │ you │ │ you ─┐ │ │ you │ │ you │ │

│ P │ we │ │ we were │ │ we │ │ we │ │

│ A │ they│ │ they─┘ │ │ they │ had │ they │ had │

│ S │ │took │ taking│ ├─ taken │ ├─ been │

│ T │ he │ │ he ─┐ │ │ he │ │ he │ taking│

│ │ she │ │ she was─┘ │ she │ │ she │ │

│ │ it ─┘ │ it ─┘ │ it ─┘ │ it ─┘ │

└───┴───────────┴────────────────┴────────────────┴───────────────┘

*

Вспомогательный глагол to do группы SIMPLE применяется обычно для

образования вопросительных и отрицательных конструкций (поэтому

мы и не видим его в таблице 2, составленной для утвердительных

предложений), однако он используется в эмфатических

(усилительных) конструкциях и, таким образом, обретает некое

равноправие с to be и to have : I don't like him. Do you like

him? I do like him.

- 8 -

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

----------------------------

1. Альтернативные вопросы, т.е. такие, ответом на которые могут

быть только "да" или "нет", образуются вынесением в

начало предложения первого вспомогательного глагола в нужной

форме( для группы SIMPLE глагола "to do", для группы

PROGRESSIVE глагола "to be", для группы PERFECT глагола "to

have"):

Are you sleeping?

Have they been fighting?

Were they speaking English when you came in?

Do you like dancing?

Did they live there in 1967?

Если "to be" - смысловой глагол в предложении ( быть, являться ),

то он и выносится в начало.

Are you a journalist?

Is your name John?

Was he the person you lived with in N.Y.?

Если "to have" - смысловой ( иметь, обладать ), то

предпочтительнее в качестве вспомогательного использовать "to do":

Do you have any money? (1)

Did you have a good time yesterday? (2)

Если как альтернативный вариант (1) в Великобритании еще можно

услышать "Have you any money?" (правда, все реже и реже -

американское влияние), то никакой альтернативы (2) уже не

осталось.

2. Для общих вопросов используются вопросительные слова: who,

whom, whose, what, which, when, where, why, how, how many etc.

Вопросы к подлежащему образуются заменой подлежащего на

вопросительное слово.

Who lives here?

What is it?

Which girl loves you?

Вопросы к остальным словам в предложении образуются вынесением

вперед, на место после вопросительного слова, первого

вспомогательного глагола в нужной форме.

What do you want?

Where do you live?

When are you coming?

Why is she crying?

How long have you lived here?

Whom do you like best? ( informal: who )

3. В вопросах к предложному дополнению предлог обычно переносится

в конец предложения ("русский" вариант - только в формальной

речи):

- 9 -

What do you carry water in?

In what do you carry water? ( formal )

What are you laughing at?

At what are you laughing? ( formal )

Whom do you live with? ( normal )

Who do you live with? ( informal )

( типично для разговорной речи )

With whom do you live? ( formal )

4. Важную группу альтернативных вопросов составляют т.н.

tag-questions, весьма отдаленно напоминающие русское "не так

ли?" или французское "n'est-ce pas?". Наиболее

распространенные типы - "отрицательный" тэг после

утвердительного предложения и "положительный" после

отрицательного предложения.

You've met him, haven't you?

You haven't met him, have you?

You like him, don't you?

You don't like him, do you?

Ключевую роль для определения смысла тэга играет его интонация.

Если она падающая, то тэг выражает обыкновенный запрос на

подтверждение. Если она восходящая - говорящий сомневается в

истинности утверждения, сформу- лированного в главном

предложении, и хочет узнать, "как оно на самом деле". (В

главном предложении интонация обычно падающая или нейтральная.)

Встречаются и "положительно-положительные" и "отрицательно-

отрицательные" конструкции. Они могут выражать широкий спектр

чувств и намерений говорящего: от простого вопроса (You've

locked the door, have you?) до сарказма (You think you're

funny, do you?), недовольства (So you don't like my cooking,

don't you? и даже угрозы (You've done that again, have you?).

Каким бы не было значение тэга, используемый в нем

вспомогательный глагол - "эхо" вспомогательного глагола

главного предложения: have - haven't, was - wasn't, couldn't -

could и т.д. Если же в главном предложении нет вспомогательного

глагола (группа SIMPLE), то в тэге используются, естественно,

do, does, did.

В конструкциях типа "there is..., there was ..." "there"

выполняет роль подлежащего и в тэге: "There was a book on the

table, wasn't there?". Если подлежащее в главном предложении -

неопределенно-личное местоимение, в тэге используется

"they": "Everyone has been told what to do, haven't they?"

- 10 -

MEANING OF TENSES

-------------------

Перед тем, как перейти к анализу TENSES, введем условные

обозначения. Каждый ASPECT имеет особый временной характер (см.

раздел COMPLEX VERB PHRASE). В частности, группа времен

PROGRESSIVE, соответствующая auxiliary "to be", описывает действие

в окрестности некоторого момента ( рис.1 ), а группа PERFECT,

соответствующая auxiliary "to have", рассматривает полуинтервал,

заканчивающийся некоторым моментом ( рис.2 ). На рисунках 1 и 2

этому моменту соответствует точка m. В дальнейшем мы будем

называть точку, о которой идет речь, "relevant point", а самому

моменту речи будет соответствовать точка "now". В случае их

совпадения ( настоящее время ) для простоты отдадим приоритет

"now". Для группы SIMPLE рисунков не будет, т.к. она описывает

либо действия, синхронные с течением времени, либо состояния,

имеющие место всегда ( в любой данный момент времени ).

────(****.****)────> ─────**********.────>

m t m t

рис. 1 рис. 2

Для понимания TENSES необходим их сравнительный анализ. Сначала

мы разберем подряд времена в первой строке таблицы 2 ( PRESENT ).

PRESENT SIMPLE:

a. Непрерывные, повторяющиеся, характерные, происходящие при

определенных условиях действия, состояния. Законы природы.

Пословицы.

The Earth goes round the Sun.

My son goes to school.

The sun rises in the east.

I see her every day.

Borg plays tennis very well. He lives in Stockholm.

They go to the movies when they are free.

Paul's grandfather wears glasses when he reads.

A friend in need is a friend indeed.

b. Сюжеты, сценарии, рецензии на книги, фильмы, etc.

Jack Burden meets Willie in Mason city.

When they shake hands Willie winks at him.

(Хотя Джек встретил Вилли во вполне определенный момент в

прошлом, с грамматической точки зрения они встречаются

каждый раз, когда роман читают.)

Авторская ремарка:

(Mary walks toward the door, hesitates a moment, then goes

out.)

c. Моделирование течения времени. Констатация происходящего в

момент речи. Об'яснение. Репортаж.

This tape-recorder is very easy to operate. Look. I switch

it on, press the button and it starts. Borg serves.

Bremmer passes the ball to Lorrimer.

- 11 -

d. События будущего, рассматриваемые как реализация расписания.

Tomorrow is Sunday.

The train leaves in an hour.

The match takes place on Thursday.

He retires next month.

e. Моментальные и "декларативные" действия.

You leave me no choice.

I surrender, constable.

I swear to tell the truth.

I declare the meeting closed.

I repeat, I don't know him.

I pronounce you man and wife.

f. Отношения между об'ектами, суждения, чувства, желания - иными

словами, неконтролируемые суб'ектом состояния.

This jar contains water.

I love you.

I see the sky.

I believe you. I think you are right.

PRESENT PROGRESSIVE: действие в развитии, не завершено.

Действие происходит в окрестности настоящего момента (рис.3).

──────(****.****)─────> Рис. 3

now t

Существенны здесь интенсивность и временность действия. Именно

этим данный момент (а точнее, его окрестность с максимумом

интенсивности действия в данном моменте) отличается от любого

другого. Предполагается, что за пределами этого интервала времени

действие не происходит или незначительно. Непосредственно в

настоящий момент действие может и не происходить, а длина самого

интервала времени определяется контекстом: 0 (сейчас), день, год и

т.д.

I am studying now. (I began a little while ago and I will

finish soon.) The trains are running on time now. (Five

years ago, the last time you were here, the trains were

usually late now this is no longer true.) My son is playing

football this fall. (He did pot play in the summer and will

not play during the winter, but now football is one of his

activities.)

Обратите внимание на разницу функций PROGRESSIVE (временной срез,

"моментальная фотография", "живая картина") и SIMPLE

("моделирование течения времени").

Ex: He reads a lot <---> he is reading now

She sings very well ( She can do it and sometimes she does )

<---> she is singing in a bar now ( to make a quick penny )

Существует ряд глаголов ( stative verbs ), значение которых

несовместимо со смыслом PRESENT PROGRESSIVE, и поэтому они не

употребляются в этом TENSE в своем обычном значении. Это:

- 12 -

1. Глаголы, описывающие состояния ( свойства ) предметов и их

отношения к другим предметам ( в отличие от действий, которыми

можно "заниматься"):

Ex: belong, contain, cost, deserve, equal, have = posess,

matter, mean, owe, own, require, resemble.

This house belongs to my father.

Two plus two equals four.

They have several trees in front of their house.

Norway borders on Sweden to the east.

2. Глаголы, описывающие непроизвольные состояния субъекта,

а именно:

- восприятие (sensory verbs) - слышать, видеть, ощущать,

- суждения - считать, cомневаться, одобрять

- чувства - любить, ненавидеть

Ex: consider, doubt, hate, love, like, hear, see, know, regret,

prefer, etc.

Cостояниями тоже нельзя "заниматься", они не являются

направленными действиями субъекта. У некоторых из этих

глаголов есть соответствующие им по смыслу пары, которые

выражают направленные действия и могут употребляться в

PROGRESSIVE.

Ex: I see the sky. (хочу или нет, но я вижу небо, т.к. на него

направлены мои глаза)

I am looking at the sky. (я смотрю на небо совершенно сознательно,

хотя при этом могу не видеть его)

I hear the sound. (звук достиг моих ушей и я его слышу - если

я не глухой)

I am listening to the music. (я слушаю музыку, хотя, если я

глуховат, то могу и не слышать ее)

Если же эти глаголы все-таки употребляются в PROGRESSIVE, то они

при этом имеют несколько иной смысл:

I am seeing my brother more often now.

( Значение - встречаю, навещаю ).

The judge is hearing the case.

My hand is hurting.

(моя рука - посторонний объект, причиняющий МНЕ боль)

The boy is resembling his father more and more.

I am loving you.

(занимаюсь физическими действиями, связанными с любовью)

Случай, когда разница в смысле минимальна - глагол feel:

I feel fine today - I am feeling fine today.

PRESENT PROGRESSIVE может быть использовано для описания действий

в будущем времени. В этом случае субъект уже начал совершать это

действие хотя бы в мыслях и выполнение зависит от его воли.

( Сравните с 'd' PRESENT SIMPLE ).

Ex: I am leaving you.

Dolly is coming from New-York to visit us.

Are you dining out tonight?

- 13 -

Но чаще для описания будущего времени употребляется идиома be

going to - с тем же смысловым оттенком: исходя из того, что имеет

место в настоящем ( намерение, план, стечение обстоятельств,

внешние признаки ), утверждается, что нечто произойдет в будущем.

(См. раздел "Способы описания будущего")

Ex: It's going to rain this afternoon.

She looks as if she's going to faint.

He is going to be president for the next term.

I am going to sell my house.

PRESENT PERFECT - способ подступиться к настоящему моменту из

прошлого. Рассматривается период времени от момента в прошлом

( заданного конкретно или контекстом и как угодно удаленного ) по

настоящий момент:

────*********.───────> рис. 4

now t

Как уже было сказано выше, PERFECT выражает завершенность

действия/состояния субьекта, а PRESENT обозначает момент речи

(relevant point), т.е. существенно, имело ли место некоторое

событие к настоящему моменту (логическое ударение на слове

"имело"); иначе, каков "флаг события" - 1(произошло) или 0(не

произошло). Поскольку нам важно наличие/отсутствие результата

события к настоящему моменту, мы всегда можем выразить это

предложением в PRESENT SIMPLE (данные ниже предложения-пояснения в

скобках хорошо иллюстрируют это "правило").

Области применения PRESENT PERFECT:

а) Непрерывное действие во временном интервале, продолжающемся до

настоящего момента. В качестве смысловых используются т.н.

"durative verbs" (*):

I've lived in New-York for ten years. (I'm still in New-York)

They have been abroad since January. (They aren't here yet)

b) Событие имело (не имело) место в прошлом, но результат или

значение события важны для настоящего, и именно это значение

или результат и интересуют говорящего, а конкретные

обстоятельства и время события несущественны. Это дает

основание говорящему как бы игнорировать все, что произошло

после этого события. В этом смысле любое сообщение в PRESENT

PERFECT - новость для слушателя. Поэтому новости преподносят в

PRESENT PERFECT, а обсуждают в PAST SIMPLE.

I've bought a new hat. - I can see that. Where did you buy it?

She has gone out.(the important thing is that now she is not here)

I've heard the doctors' opinion. ( and now I know it )

They have given up hope. ( now they don't hope at all )

We've spent the last dollar. ( now we have no money )

He has never seen an elephant. (he doesn't know what it looks like )

Можно также выделить переходный случай ( a-b ). Событие произошло

несколько раз и может повториться в будущем, или его значение

существенно для настоящего.

I have seen him several times since he moved here.

He has had a lot of pleasures in his life.

I've been in love four times.

He has been in Rome many times. ( and he knows it well.)

They have seen blacks before. ( and they know what they are like)

- 14 -

NB !!! В PRESENT PERFECT никогда не используются обстоятельства

времени, относящиеся к прошлому, даже если что-то

произошло "a minute ago". Это прерогатива PAST SIMPLE.

Таким образом, "перфектная" фраза "А у нас сегодня кошка

родила вчера котят" так же незаконна в английском, как и

в русском (при буквальном переводе, конечно).

Единственное исключение - "just" (I've just seen a face),

но склонные к стандартизации американцы и здесь скажут "I

just saw a face".

* Ex. live, play, sit, have, love, respect

В противоположность глаголам, обозначающим одноактные действия

( terminative verbs ): close, kill, bring, refuse, recall, take.

Большинство глаголов может иметь и тот, и другой смысл: see, know

etc.

PRESENT PERFECT PROGRESSIVE сочетает в себе временной интервал и

значимость для настоящего момента PRESENT PERFECT c

незавершенностью и интенсивностью PRESENT PROGRESSIVE. Можно

выделить несколько случаев.

──────(*******.)──────> рис.5

now t

a) Для durative verbs совпадает с PRESENT PERFECT a),

но с большей интенсивностью действия субъекта.

I've been studying for an hour now.

All these years she's been looking for another man.

We've been dancing all night.

Для terminative verbs только PRESENT PERFECT PROGRESSIVE

и употребляется в этом смысле.

For two years he's been bringing flowers to her.

(В течение двух лет он периодически приносит ей цветы.

В случае PRESENT PERFECT:

He has brought flowers to her -

- он принес ей цветы, и вот они - действие с результатом)

She's been coming more often lately.

b) Похоже на PRESENT PROGRESSIVE, но действие происходило недавно

и сейчас закончено.

She's been washing her hair but it may be dry now.

What have you been doing?

Have I been behaving unconventionally?

I can't believe the things you've been saying.

c) To же самое с оттенком имеющегося результата.

Ex: What happened to your face? I know you have been

fighting!

Oh, John! You can't stand. You've been drinking!

Перейдем к "TENSES" прошедшего времени ( нижняя строка таблицы 2 ).

PAST SIMPLE: время-летописец. Действия, описанные в этом TENSE,

жестко привязаны к конкретному моменту или периоду в прошлом. Все

высказанное в PAST SIMPLE становится достоянием истории и к

- 15 -

настоящему отношения не имеет ( психологическая удаленность ).

Выражение в PAST SIMPLE последовательных событий, которые сами по

себе статичны на временной оси, моделирует течение времени (рассказ).

а) Отдельное замечание ( вне контекста ), в котором время действия

указано явно или подразумевается.

Ex: George Washington was born in 1732.

Tennessee Williams died two years ago.

I didn't go to school when I was a child.

During this year I worked with Gulf & Western Corp.

When every other youth had fun I never woke up after

five o'clock in the morning and went to bed after

ten p.m.

She sang beautifully. ( и говорящий и слушающий знают,

что речь идет об определенном концерте, данном в

определенное время )

The thing you told him made him shake.

( говорящий имеет в виду определенную ситуацию.)

b) Последовательность событий в рассказе создает эффект течения

времени.

I went up the stairs. I bathed. I changed. I made myself up like

the Queen of Sheba. Then I went downstairs and served dinner

for three. Then I entertained Mr. Sent. Then I wished him a

very good night. Then I wished John good-bye. Then I took my

suitcase and walked out.

He found some matches, climbed on the table, lit the gas lamp

and settled down to read.

Обратите внимание на разницу между PAST SIMPLE и PRESENT PERFECT:

He has lived in London for quite a long time. ( He is still there. )

He lived in London for quite a long time. ( He's no longer

there. He could be even dead. The period of his living in

London belongs to history.)

I've been to Hollywood several times.( I'm still in California

and, who knows, may be I'll go there some more times.)

I went to Hollywood several times. (Perhaps my trips to

Hollywood are finished and belong to the past. Very likely I

no longer live in California.)

PAST PROGRESSIVE отличается от PRESENT PROGRESSIVE тем, что

момент, в окрестности которого происходит действие (relevant

point), есть не граница между прошлым и будущим, а точка,

находящаяся в прошлом. Она может быть задана явно ( указанием

времени ), при помощи PAST SIMPLE или подразумеваться.

──(*******.********)───.─────> рис.6.

relevant point now t

Ex: That night they were staying in London.

Little Mary came in. She was eating an ice-cream cone.

When he returned she was wandering from room to room.

Yet he was speaking with absolute nakedness.

- 16 -

Интересно рассмотреть сочетание PAST SIMPLE и PAST PROGRESSIVE.

Мы разберем только наиболее примечательные случаи:

1. Действия происходят одновременно.

а) Оба глагола в PAST SIMPLE:

I watched him as he drank.

Mary and John talked little as they drove home.

b) Глаголы в разных "TENSES":

В этом случае смысловой акцент на действии, выраженном в

PAST PROGRESSIVE:

As we walked along the country footpath I was sorting

out my thoughts collecting what I could safely say to

Drawbell.

As I poured her a glass of sherry she was saying:

" I always imagined you darker than Martin."

2. В продолжающееся действие, выраженное в PAST PROGRESSIVE,

вмешивается одномоментное действие, выраженное в PAST SIMPLE.

Ex: I was walking to the station last Monday when I fell.

As they were having tea her husband unexpectedly came in.

PAST PERFECT ( рис.7 ) встречается главным образом в рассказах.

Поскольку PAST SIMPLE создает нить рассказа и каждое действие в

PAST SIMPLE воспринимается как "следующее после предыдущего" ( за

исключением общих замечаний, аналогичных PRESENT SIMPLE, но для

времени рассказа:

He went out for a walk. He liked walking alone.),

то появляется необходимость в грамматической форме, которая

выражала бы действия, предшествующие точке отсчета в прошлом. Это

предшествование моменту, который может быть указан явно или

подразумеваться, и выражается PAST PERFECT. Можно сказать, что

PAST PERFECT для точки отсчета в прошлом выполняет функции,

аналогичные функциям PRESENT PERFECT и PAST SIMPLE для настоящего.

*************.───────────.─────────> рис.7.

relevant point now t

Ex: She was no fool. She had read much in several languages,

and she could talk of the books she had read with a

good sense.

She was in a dressing gown and her hair was dishevel led.

She had evidently just got out of bed.

Yesterday I exchanged the suit I had bought on Monday.

She began to do all the things she had wanted to do for

years.

For three years he had been in France on his own.

(указывается конец этого периода.)

Иногда само действие укладывается в последовательность, но нас

интересует его завершенность или результат.

Ex: The doctor looked in his eyes. John had become deeply

serious.

I was terrified that some disaster was waiting for me.

In an instant dread had pounced me out of the dark.

- 17 -

Заметьте, что PAST PERFECT не всегда используется для описания

двух разновременных событий в прошлом. Мы используем его только

тогда, когда, фиксируясь на некотором событии в прошлом (PAST

SIMPLE), хотим "на секунду" возвратиться к еще более раннему

событию. Сравните:

Mary said some rather horrible things to me; I felt pretty

upset, but tried not to think about it too much.

и I felt pretty upset because of what Mary had said, but I tried

not to think about it too much.

Забавный пример:

I opened my eyes again. The snake dissapeared.

(Двусмысленность - то ли змея испугалась его взгляда, то ли

независимо уползла по своим делам. Кроме того, непонятно,

какое из событий произошло раньше.)

Для однозначности используем PAST PERFECT - и сразу становится

ясно, кто кого испугался и что произошло раньше - открытие глаз

или исчезновение змеи.

I opened my eyes again. The snake had dissapeared.

Если же события, между которыми существует причинно-следственная

связь, происходят практически одновременно, то для их описания

достаточно PAST SIMPLE:

When she saw the mouse, she screamed.

NB!!! Резюмируя, можно сказать, что PAST PERFECT употребляется

тогда, когда между двумя разновременными событиями в

прошлом существует причинно-следственная или логическая

связь.

Ex: She didn't feel the same after her cat had died.

When I had written all my letters, I did some gardening.

I could see from his face that he had received bad news.

PAST PERFECT PROGRESSIVE. Смысл PAST PERFECT PROGRESSIVE тот же,

что и у PRESENT PERFECT PROGRESSIVE, но вместо настоящего момента

выступает точка отсчета в прошлом.

(**************.)────────────.────────────> рис.8.

relevant point now t

Ex: She suddenly realized that it was now completely dark

and that she had been walking for a long while.

Jane rose from the chair in which she had been sitting.

I explained that I had been looking for it for the last

two hours.

He had just come from one of the radio committees where

he had been arguing with someone he called a "stuffed

shirt".

The young man who had been turning his head from side to

side became transfixed.

- 18 -

PASSIVE VOICE ( Таблица 4 )

-------------------

1) В PASSIVE VOICE предмет, над которым совершают действие,

выступает в предложении в качестве подлежащего. Как правило,

это бывает, когда исполнитель действия не существует,

трудноопределим, или нет необходимости его указывать. В

PASSIVE VOICE роль смыслового глагола играет комплекс " be

taken ". При этом "be" меняется в соответствии с TENSE. Вместо

to be иногда используется to get.

В PRESENT/PAST PERFECT PROGRESSIVE TENSES структура PASSIVE VOICE

употребляется редко ( слишком много to be ).

Ex: The butler was murdered.

The stolen car has been found.

Mohammad Aly had never been beaten before he met Joe

Freser.

The question has been discussed at the conference.

Если мы все же хотим ввести предмет, совершающий действие

( actor ) или метод действия, то это можно сделать предлогом by :

John was praised by the teacher.

Peter got punished by his father.

The books are being distributed by one of the students.

This fact was confirmed by infrared spectroscopy.

Oрудие, с помошью которого действие совершается ( instrument ) ,

вводится предлогом with :

The gangster was killed by the policeman with a revolver.

Сравните:

He was killed by a heavy stone.

(Он был убит свалившимся на него камнем -

несчастный случай. Камень - убийца.)

He was killed with a heavy stone.

(Убийство. Камень - орудие.)

В группе SIMPLE PASSIVE VOICE может обозначать как действие, так

и состояние в результате совершенного действия. Сравните:

The door is closed. ( Дверь закрыта )

This door is closed at five p.m. every day.

( Эту дверь каждый день закрывают в пять часов. )

The house was very solidly built.

At that time the houses were built without bathrooms.

Употребление to get для образования PASSIVE VOICE встречается

главным образом в разговорном языке и либо акцентирует наше

внимание на результате только что происшедшего действия, либо

характеризует его возвратный характер:

The criminal got caught.

Get dressed! ( Одевайся! )

Сравните также: (1) Sammy was married.

(2) Sammy got married.

Если (1) может значить как "Сэмми женился", так и "Сэмми был

женат", то (2) определенно значит "Сэмми женился".

- 19 -

Таблица 4 ФОРМЫ PASSIVE VOICE

┌───┬──────────────────┬────────────────┬────────────────┬───────────────┐

│ │ SIMPLE │ PROGRESSIVE │ PERFECT │ PERFECT │

│ │ │ │ │ PROGRESSIVE │

├───┼──────────────────┼────────────────┼────────────────┼───────────────┤

│ P │ I am │ I am │ I ──┐ │ │

│ R │ you ─┐ │ you ─┐ │ you │ │ have (has) │

│ E │ we are─┐ │ we are─┐ │ we have─┐ │ been │

│ S │ they─┘ │ │ they─┘ │being│ they─┘ │been│ being │

│ E │ ├─taken │ │taken│ taken│ taken │

│ N │ he ─┐ │ │ he ─┐ │ │ he ─┐ │ │ │

│ T │ she is ─┘ │ she is ─┘ │ she has ─┘ │(possible, but │

│ │ it ─┘ │ it ─┘ │ it ─┘ │ rarely used ) │

├───┼──────────────────┼────────────────┼────────────────┼───────────────┤

│ │ I ─┐ │ I ─┐ │ I ──┐ │ │

│ │ he │was─┐ │ he ├─was─┐ │ he │ │ had │

│ P │ she │ │ │ she │ │ │ she │ │ been │

│ A │ it ─┘ │ │ it ─┘ being│ it │ │ being │

│ S │ │taken │ taken│ │had been│ taken │

│ T │ you ─┐ │ │ you ─┐ │ │ you │ taken│ │

│ │ we were─┘ │ we were─┘ │ we │ │(possible, but │

│ │ they─┘ │ they─┘ │ they─┘ │ rarely used ) │

└───┴──────────────────┴────────────────┴────────────────┴───────────────┘

2) Другая грамматическая реализация действий неопределенных

предметов - предложения с dummy subject (неопределенно-личные).

1. It. It is cold. It's snowing.

2. They. They say John is in town.

2a.People. People drink a lot of wine in Italy.

3. You. You never know when you are in love.

If you want to learn a foreign language, you have to

practise speaking.

4. One. One has to be prepared for bad weather when he plans on

outdoor affair.

3) Не все глаголы могут быть использованы в PASSIVE VOICE.

Попробуйте:

They have a nice house.

Her mother lacks tact.

С другой стороны, некоторые глаголы активного залога (ACTIVE

VOICE) имеют "пассивный" смысл, например:

The new Ford is selling badly.

Your report reads well.

This material washes easily. и т.д.

И, наконец, при использовании в PASSIVE VOICE глаголов с двумя

объектами, один из которых одушевленный, а другой -

неодушевленный, в качестве подлежащего обычно используется

одушевленный объект:

We were lent ten thousand pound this year.

We were shown all the possible ways of making whisky.

- 20 -

МОДАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ

---------------------

1) В этом разделе мы дадим краткую сводку применения модальных

глаголов.

─────────────────────────────────────────────────────────────────

Нейтральное будущее - Tomorrow will be wonderful.

Желание, в настоящем - The match won't light.

WILL или будущем - I will stop smoke.

Формальное приказание - You will attack at dawn, colonel.

Характерные действия

в настоящем - He will sit for hours without

saying a word.

──────────────────────────────────────────────────────────────────

"Будущее для прошедшего"- Napoleon knew Kutuzov would win in

the end.

Желание в настоящем - I would like a cup of coffee.

WOULD или прошлом - She wouldn't marry me.

Характерные действия в прошлом - He would walk along the

5th Avenue.

──────────────────────────────────────────────────────────────────

Предложение помощи - Shall I help you?

SHALL Угроза или решимость - You shall suffer for this!

по отношению ко 2

или 3-ему лицу

──────────────────────────────────────────────────────────────────

SHOULD Долженствование, с - You should have known better

than to drink.

оттенком суб'ективности - I should stop smoke.

──────────────────────────────────────────────────────────────────

Физическая или умственная возможность в настоящем -

I can do that job.

CAN или будущем - Can we settle it tomorrow?

Просьбы и разрешения - Can I smoke? Of course you can.

──────────────────────────────────────────────────────────────────

Физическая или умственная возможность в прошлом -

My grandfather could speak 1О languages.

COULD и будущем - We could go to the movies tomorrow.

Вежливые просьбы - Could you lend me a pound, please.

──────────────────────────────────────────────────────────────────

Просьбы и разрешения - May I come in?

MAY Формальный стиль

──────────────────────────────────────────────────────────────────

Просьбы и разрешения

MIGHT Формальный стиль - Might I take the liberty of smoking?

──────────────────────────────────────────────────────────────────

Очень сильное долженствование, - I must go.

MUST необходимость You mustn't waste time, too.

──────────────────────────────────────────────────────────────────

Долженствование,

OUGHT TO с оттенком

об'ективности - Shop-assistants ought to be

more polite.

──────────────────────────────────────────────────────────────────

- 21 -

В сочетаниях с TENSES модальные глаголы могут образовывать самые

разнообразные и причудливые структуры, не все из которых, впрочем,

применяются в языке. Модальные глаголы часто комбинируются с

PERFECT, выражая мнение говорящего по поводу события, которое не

должно было произойти, но произошло или наоборот:

You shouldn't have gone there with him.

(Ходить не следовало, но пошел.)

You could have told me earlier.

(Следовало предупредить, но не предупредил.)

2) Кроме главных значений ( primary uses ), приведенных в таблице,

все модальные глаголы могут выражать мнение говорящего о степени

вероятности того или иного события в настоящем, прошлом или

будущем ( secondary uses ). Приведем один из вариантов их

расстановки по возрастанию степени уверенности.

Somebody's knocking at the door.

Uncertain That might be Teddy.

│ may

│ could

│ can

│ should

│ ought to

│ would

V will

Certain That must be Teddy.

ПОДХОДЫ К БУДУЩЕМУ ВРЕМЕНИ

----------------------------

Теперь, когда мы наконец "изучили" модальные глаголы, необходимо

как-то резюмировать все, что касается обиженного будущего времени.

Итак:

1. Простое будущее. Предсказание с некоторой уверенностью.

will/shall - The letter will arrive tomorrow. I won't be here

then.

2. Планы на будущее ( пожелания, намерения ), предсказания.

be going to - I'm going to beat Mohammad Aly. Prices are going

to rise.

be going to и will практически эквивалентны, но will более

характерно для формального, а be going to - для разговорного языка.

3. Планы на будущее ( все cделано для их осуществления ).

PRESENT PROGRESSIVE - We are moving next week.

4. Будущее как расписание.

PRESENT SIMPLE - The plane starts at 5 a.m. John leaves

tomorrow.

Важно отметить, что 1 и 2 способы употребляются для описания событий

или состояний как зависящих, так и не зависящих от воли человека,

в то время как 3 и 4 - только для описания контролируемых человеком

событий/состояний.

- 22 -

Еще три способа:

5. Будущее как следствие установившегося хода событий, порядка вещей.

will/shall+ - I'll be seeing you soon.

+ PROGRESSIVE

6. Развитие действия в будущем.

will/shall+ - The astronauts will be sleeping at 11 p.m.

+ PROGRESSIVE

7. Завершение действия в будущем.

will/shall+ - The lunar module will have landed by then.

+ PERFECT

УСЛОВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

--------------------------

Условными называют сложноподчиненные предложения, содержащие

conditional clause, то есть элементарное предложение, определяющее

некоторое условие. Conditional clause, как правило ( если нет инверсии ),

вводится союзами if, when, before, until, as soon as, unless и т.д.

Можно выделить несколько типов условных предложений.

Мы начнем с имеющих наиболее четкую структуру, всем известных,

но вызывающих наибольшие трудности в применении.

Условные предложения I типа имеют следующую структуру:

──────────────────────────────────────────────────────

PRESENT TENSE в conditional clause, (will+infinitive) или imperative

в main clause (главном предложении).

Ex: If you go to Rome, you'll see the Colosseum.

If you go to London, see the Queen and give her my best regards.

If (as soon as) I have money enough, I will buy a car.

If you have money enough, buy a car.

Здесь в conditional clause определяется условие, при выполнении которого

должно совершиться ( из общих соображений или "согласно приказа" ) действие

в будущем, описываемое в main clause. При этом говорящий имеет в виду,

что условие вполне может стать реальностью.

Возможны модификации этого типа, например:

Leave me, and I'll kill you. ( If you leave me, I'll kill you. )

Leave me, or I'll kill you. ( If you don't leave me, I'll kill you.)

Should you go to London, see the Queen. ( I don't consider it very

likely that you will go to London, so I use "should".)

Условные предложения II типа. Структура:

────────────────────────────────────────

PAST TENSE в conditional clause, would + infinitive ( без частицы to )

в main clause.

Ex: If I had money enough, I would buy a car.

If I were you, I would keep quiet.

Здесь в условии говорится о маловероятном или нереальном на настоящий момент

факте ( Present Non-fact ). "Eсли бы да кабы...", но ни бы, ни кабы не

выполнены, поэтому main clause выражает благое намерение или пожелание.

NB !!! Если смысловым глаголом в conditional clause является to be

то для всех лиц употребляется форма were.

- 23 -

Инверсия встречается и в этом типе:

Were it not for the fact that Vladivostok is 8ООО miles away,

I would walk there.

Условные предложения III типа. Структура :

──────────────────────────────────────────

PAST PERFECT TENSE в conditional clause, would + PERFECT INFINITIVE

в main clause.

Ex: If I had had money enough, I would have bought a car.

If I had been in your place, I would have kept quiet.

Шаг в прошлое по сравнению со II типом. Условие, о котором идет речь,

уже не было выполнено к нужному моменту в прошлом (Past Non-fact),

и в результате действие, описанное в main clause, не произошло.

Если бы я имел (тогда) достаточную сумму денег ( но я ее не имел ),

я бы (тогда) купил машину ( но я ее не купил ).

В III типе особенно часто встречается инверсия :

Had I been in your place, I would have kept quiet.

(Сравните: Будь я тогда на твоем месте, я бы смолчал. )

Сведем эти три типа в табличку, чтобы пошаговое изменение формы глаголов

стало очевидным:

I - If you kiss me, I will be happy.

II - If you kissed me, I would be happy.

III - If you had kissed me, I would have been happy.

Другие типы условных предложений.

─────────────────────────────────

Здесь можно выделить нейтральный тип - в обоих clauses TENSES

совпадают:

If the wind blows from the north, this room is very cold.

If the wind blew from the north, we moved into the other room. ,

а также смешанный тип, где может использоваться любое другое

сочетание TENSES и ASPECTS:

Ex: If you would write me a letter, I would be most grateful.

{ where is it now ?

If you parked your car there, { you were very foolish.

{ the police would have removed it. ;

но согласование времен в этих типах обычно ясно из общих соображений,

напоминает согласование времен в русском языке и не вызывает особых

затруднений.

- 24 -

Заключение

________________

На этом мы пока закончим свой экскурс в английскую грамматику и

пожелаем всем успехов в ее изучении. Xотим также выразить свою

признательность всем тем, кто внес посильный и непосильный вклад

в то, чтобы это издание увидело свет.

Рекомендуемая литература

----------------------------

1. " A Practical English Grammar " , E.W.Brockman ed. , M, 1978

Превосходное начальное введение в грамматику.

2. " A Reference English Grammar " , R.Close , M, 1979

Уникальный по полноте охвата, лаконичности, прозрачности

иерархической системы построения справочник.

3. " Practical English Usage " , M.Swan , M, 1984

Очень живой, со множеством примеров, справочник по современному

словоупотреблению.

4. " Communicative Grammar of English ", G.Leech, J.Svartvik,

M, 1983

Используя оригинальный подход, авторы делают попытку решить

сразу две задачи - книг [2] и [3].

5. " Oxford Advanced Learner`s Dictionary of Current English ",

A.S.Hornby , M, 1982

Лучший, на наш взгляд, из учебных словарей. Кроме множества

примеров в словарных статьях, содержит схемы - patterns,

по которым строятся английские предложения, и указания, в

каком pattern употребляется тот или иной глагол.

Вся рекомендованная литература доступна в русских изданиях в

практически факсимильном виде. Годы издания указаны по Москве.

  • Реклама на сайте

    Комментарии к книге «An experience of English grammar», Автор неизвестен -- Филология

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства