Ю.А. Апальков Линейные корабли ВМС США типа «Айова». Cоздание, боевое использование, конструкция
Москва 1995
Во время второй мировой войны линейные корабли уступили свою лидирующую роль на море авианосцам, а в послевоенные годы их боевое применение стало и вовсе проблематичным. Однако в составе военно-морских сил США сейчас находится 4 корабля подобного класса — они построены еще в начале 40-х годов. Мало того, за последние семь-восемь лет линкоры подверглись модернизации и срок их службы продлен еще на 20 лет.
Линейные корабли типа "Айова” считаются одними из лучших среди тяжелых артиллерийских кораблей в мире. Им присущи сильная артиллерия и мощная броневая защита, высокая скорость и надежность, что, по- видимому, и продлило их жизненный век после окончания войны, когда все ведущие морские державы спешили избавиться от линкоров. Судя по всему, четкого представления о перспективах боевого применения кораблей данного класса американцы не имели. Линкоры привлекали к участию в войне против Северной Кореи, периодически выводили из состава флота в резерв и, наконец, в середине 1958 года решили переоборудовать в ударные ракетные корабли, а чуть позже еще раз модернизировать с целью увеличить объем топливных цистерн до 16,5 тыс.т. Что указывало на намерение командования ВМС США и в будущем применять линейные корабли в кризисных регионах вдали от побережья страны.
Линейный корабль "Айова" после модернизации (фото из архива Ю. М.Шедякова).
Линейный корабль "Айова" в походе (фото из архива Ю.М.Шедякова).
Линкор "Нью-Джерси" на консервации (фото из архива Ю.М.Шедякова).
И все же в конце концов линкоры законсервировали до начала 80-х годов, и только один линкор "Нью-Джерси" принимал участие в войне против Вьетнама. После нее его тоже вывели из состава флота в резерв.
В 1981 году конгресс США принял очередную программу развития флота, выдвинутую администрацией Рейгана, и санкционировал выделение средств на расконсервацию и модернизацию всех четырех линейных кораблей данного типа. На них планировалось сохранить все орудия главного калибра, а боевую эффективность повысить за счет установки 32 контейнеров для крылатых ракет "Томагавк", 16 контейнеров для противокорабельных ракет, 4 зенитных артиллерийских комплексов (ЗАК) "Вулкан-Фаланкс" и оснащения тремя вертолетами многоцелевой системы ЛЭМПС III, а также новым радиотехническим вооружением.
Линкор "Висконсин" покидает арсенал в Филадельфии, где он стоял на приколе для работ по модернизации на верфях Игналса. Защитное покрытие корабля уже удалено.
Линкор "Айова" после модернизации, вид на корму (фото из архива Ю.М.Шедякова).
Вид надстроек линкора "Айова " после модернизации (фото из архива Ю.М.Шедякова).
Среди причин такого поворота в судьбе американских линкоров можно выделить, во-первых, желание с их помощью морально воздействовать на вероятного противника, что, в свою очередь, могло снизить интенсивность использования авианосцев в районах Карибского моря, Индийского океана и Восточного Средиземноморья. Во-вторых, линейные корабли, вооруженные крылатыми ракетами, существенно бы дополнили авианосные силы и флот США получил бы возможность в любой момент развернуть в составе передовых группировок почти на 40% больше кораблей основных классов. В-третьих, линкоры можно использовать в качестве ядра оперативной ракетной группы кораблей или отряда кораблей огневой поддержки при решении всего комплекса задач борьбы на море, в том числе для завоевания господства в отдельных районах океана, для защиты коммуникаций, для обеспечения десантных операций и прочего.
Несмотря на все вышеперечисленные причины, решение администрации США стало сенсацией среди специалистов и вызвало острую дискуссию о целесообразности этого шага. Тем не менее, 6 августа 1981 года на судоверфи ВМС в Лонг-Бич (штат Калифорния) начались плановые работы по расконсервации и модернизации первого из линкоров — "Нью-Джерси". 28 декабря 1982 года на официальной церемонии в присутствии президента корабль передали флоту.
Линкор "Нью-Джерси " (фото из архива Ю.М.Шедякова).
Линкор "Айова", 1985 год (фото из архива Ю.М.Шедякова).
Ракетные комплексы линейных кораблей типа "Айова" (фото из архива Ю.М.Шедякова).
В апреле 1982-го началась расконсервация линкора "Айова". После предварительной подготовки корпуса, а также временного демонтажа всех 127-мм универсальных артиллерийских установок его отбуксировали в Новый Орлеан (штат Луизиана) и в середине октября 1982 года поставили в сухой док для производства корпусных работ. С 30 января 1983 года по 14 июля 1984 года "Айова" была модернизирована на верфи в Паскагула.
В 1984 году началась расконсервация линкора "Миссури" в Лонг-Бич, а в 1986-м и линкора "Висконсин" в Филадельфии.
Если к середине 90-х годов американские линейные корабли все еще будут в строю, то они, по-видимому, поставят своеобразный рекорд долголетия среди боевых кораблей.
В наше время весьма проблематично с высокой степенью точности спрогнозировать последствия воздействия на линейные корабли современных систем оружия, однако, обладая гораздо более высокой живучестью по сравнению с кораблями других классов (кроме авианосцев), они, несомненно, неся на себе мощное ударное оружие, имеют более высокие боевые качества.
По оценкам самих американцев, "Айова" один из самых лучших линкоров мира, и с этим мнением нельзя не согласиться.
Дело в том, что линейные корабли, построенные в конце 30-х годов ведущими морскими державами, хотя и имели некоторое превосходство над "Айовой" по отдельным параметрам, однако ни в одном из них не была так тщательно и удачно сбалансирована вся комбинация основных боевых характеристик. Не случайно "Айову" иногда сравнивают с германскими линейными крейсерами первой мировой войны, которые считались классическими тяжелыми артиллерийскими кораблями. Это обстоятельство тем более приятно американским кораблестроителям, ведь они работали в условиях действия международных договоров по ограничению военноморских вооружений. Предполагалось, что стандартное водоизмещение "Айовы" не должно превышать 45 тыс. т, хотя еще в начале 20-х годов водоизмещение в 50 тыс. т признавалось недостаточным для полноценного корабля такого класса.
Разработка и проектирование
Линейный корабль "Айова", 1944 г.
Линейный корабль "Айова", 1989 г.
Основные ТТД линейного корабля "Южная Дакота" (осень 1937 г.)
Водоизмещение, тыс.т стандартное - 45,72 полное — 55,07 Главные размерения, м длина по ватерлинии - 234,70 максимальная ширина — 32,99 Осадка максимальная, м - 10,67 Мощность на валу, тыс.л.с. -170,0 Максимальная скорость, уз. -27 Дальность плавания при скорости 15 уз., тыс.миль - 15 Артиллерийское вооружение — 9(3x3)-16"(406-мм)/45— 20(10х2)-5"(127-мм)/38— 12(Зх4)-1,1"(28-мм)/75— 12(12х1)-(12,7-мм)Проект быстроходного линейного корабля. Январь 1938 г.
Тактико-технические данные Варианты А В С D Е F Водоизмещение, тыс. т: стандартное 49,354 49,679 50,004 50,340 50,762 50,949 полное 59,218 59,711 60,223 60,760 61,436 61,700 Главные размерения, м: . длина по ватерлинии 303 303 303 303 303 303 макс, ширина 33,5 33,5 33,5 33,5 33,5 33,5 Мощность на валу, тыс.л.с. 221,5 232,6 243,6 256,0 273,5 285,0 Скорость максимальная, уз. 35,5 35,5 35,5 35,5 35,5 35,5 Дальность плавания при скорости 15 уз.,тыс.миль 20.0 20.0 20.0 20.0 20.0 20.0 Бронирование, мм: главный броневой пояс 210 210 210 210 210 210 палубная броня 58+19 58+19 58+19 58+19 58+19 58+19 бомбовая палуба 44 44 44 44 44 44 боевая рубка 267 267 267 267 267 267 Башни главного калибра: лобовая часть 229 229 229 229 229 229 тыловая 203 203 203 203 203 203 бортовая 152 152 152 152 152 152 верхняя 127 127 127 127 127 127 Экипаж, чел. 2400 2400 2400 2400 2400 2400 Артиллерийское вооружение для всех вариантов: 12(3x3)-16”(406-мм)/50;20( 10х2)-5"( 127-мм)/38;12(4x3)-1,1"(28-мм)/75;12(12х1)-12,7-мм .Не вдаваясь в детали международных договоров того периода, надо заметить, что уже в 1936 году Япония открыто отказалась от всяких ограничений по водоизмещению линкоров и главного калибра их артиллерии, приступив к созданию своих знаменитых сверхдредноутов типа "Ямато". Как полагали в Европе и США, водоизмещение новых японских линкоров не будет превышать 45 тыс. т, а калибр главной артиллерии — 406 мм. Это заблуждение и заставило американских кораблестроителей начать в 1937 году проектирование боевого корабля со стандартным водоизмещением в 45 тыс. т, хотя протокол, устанавливающий такое водоизмещение, на основе так называемой эскалаторной статьи Лондонского договора 1936 года, был подписан лишь год спустя.
Первоначально за основу взяли проект линкора "Южная Дакота" (табл. 1). Его артиллерийское вооружение предполагалось усилить за счет установки трех 16-дюймовых орудий в 45 калибров в четвертой башне. Максимальную скорость предполагали сохранить в пределах 27 узлов, что требовало несколько увеличить мощность главной энергетической установки. Но эту скорость сочли недостаточной, и уже в январе 1938-го проектный отдел бюро конструкций и ремонта предложил целую серию предварительных проектов для высокоскоростных линкоров (табл. 2)
Ожидалось, что корабли будут иметь довольно высокую максимальную скорость порядка 35,5 узла, но откровенно слабое бронирование. Последнее обстоятельство заставило отклонить эти проекты.
К февралю того же года были представлены новые проекты кораблей с усиленной броневой защитой (табл. 3). Однако стандартное водоизмещение их значительно превышало лимит 45 тыс. т, и в марте 1938 года решили вернуться к проекту "тихоходного" линкора (табл. 4). В апреле появился проект, предполагавший установку 18-дюймовых орудий в трех башнях. Хотя его и отклонили, разработка этих орудий в США продолжала осуществляться.
Проект быстроходного линейного корабля (февраль 1938 года) Тактико-технические данные Варианты А В С Водоизмещение, тыс. т: стандартное 59,6 52,707 55,771 полное 70,75 63,5 67,28 Главные размерения, м: длина по ватерлинии 292,61 280,42 292,61 ширина 32,99 32,99 32,99 Осадка максимальная, м 11,43 11,43 11,43 Мощность на валу, тыс.л.с. 277,0 225,0 300,0 Скорость максимальная, уз. 32,5 32,5 32,5 Бронирование (все варианты), мм: главный броневой пояс (скос 19°) 320 главная броневая палуба 127 противоосколочная палуба 63 Башни главного калибра: лобовая часть 457 бортовая часть 254 верхняя часть 203 барбет 406 Артиллерийское вооружение: 12х406-мм/50 9х406-мм/50 9х406-мм/50 12x152-мм/47 12х152-мм/41 12x152-MM/47 12х28-мм/75 12х28-мм/75 12х28-мм/75 12x12,7-мм 12x12,7-мм 12x12,7-мм Проект "тихоходного" линейного корабля Тактико-технические данные Время разработки апр.1938 г. июнь 1938 г. июль 1938 г. Водоизмещение, тыс. т: стандартное 45,495 45,292 45,099 полное 56,595 55,397 55,338 Главные размерения, м: длина по ватерлинии 243,840 239,268 243,840 ширина максимальная 39,994 32,994 32,994 Осадка максимальная, м 10,96 10,96 10,96 Бронирование, мм: главный броневой пояс (скос 19°) 375+19 375+19 375+19 боевая рубка 533 533 533 противоосколочная палуба 63 63 63 бомбовая палуба 38 38 38 броневая палуба 130+19 130+19 130+19 Башни главного калибра: лобовая часть 508 508 508 верхняя часть 254 254 254 барбет 533 533 533 Мощность на валу, тыс.л.с. 130 130 116 Скорость максимальная, уз. 27,5 27 27 Дальность плавания при скорости 15 уз., тыс. миль 15 15 15 Артиллерийское вооружение: 9х(3х3)-457-мм/48 20( 10x2)-127-мм/38 12(Зх4)-28-мм/75 12( 12x1 )-12,7мм 12(4хЗ)-406-мм/50 20( 10x2)-127-мм/38 12(Зх4)-28-мм/75 12(12x1 )-12,7мм 12(4хЗ)-406-мм/50 20( 10x2)-127-мм/Зв 12(Зх4)-28-мм/75 12(12x1)-12,7ммОдно из них сохранялось в Военно-морском исследовательском центре в Далгреме (штат Вирджиния) до 1966 года. Еще два варианта не удовлетворяли заказчика из-за возвращения к требованию высокой скорости.
И все же за основу взяли проект "быстроходного" линкора водоизмещением 45 тыс. т, разработанный тоже в апреле 1938 года, все варианты которого (табл. 5), по существу, являлись дальнейшим развитием линкора "Южная Дакота". В них были заложены такие же броневая защита и состав вооружения. Правда, для вариантов 1, 3 и 4 предполагались более мощные
16-дюймовые орудия в 50 калибров, а достичь большую скорость предусматривалось за счет увеличения мощности главной энергетической установки, что влекло за собой некоторое увеличение размерений корабля. После довольно длительной дискуссии в июне 1938 года центральная коллегия постановила доработать проект на основе всех вариантов "быстроходного" линкора, который и стал в дальнейшем прототипом "Айовы".
Совершенствование проекта шло по нескольким направлениям. Во-первых, дорабатывалась конструкция 16дюймовых орудий в 50 калибров. Причем особое внимание обращалось на уменьшение массы встроенной артустановки. Во-вторых, система бронирования и общая конструкция корабля проектировались таким образом, чтобы выдерживать воздействия снарядов 16-дюймовых орудий в 45 калибров линкора "Южная Дакота", которые, как полагали американцы, являлись самыми мощными орудиями того времени.
В-третьих, увеличивались главные размерения проектируемого линкора по сравнению с линкором-прототипом, что позволяло более рационально разместить 127-миллиметровые орудия универсального калибра и орудия малокалиберной зенитной артиллерии.
Совмещения в определенной степени проектов линкоров "Южная Дакота" и "Айова" позволили при постройке последнего использовать уже отработанную технологию. Заказы на линкоры "Айова” (ВВ 61) и "Нью-Джерси" (ВВ 62) были выданы 17 мая 1938 года, на "Миссури"(ВВ 63) и "Висконсин" (ВВ 64) — 6 сентября 1939-го, а на два последних корабля "Иллинойс" (ВВ 65) и "Кентукки" (ВВ 66) — летом 1940 года.
Проект быстроходного линейного корабля в 45 000 тонн (апрель 1938 года) Тактико-технические характеристики Варианты 1 2 3 4 Водоизмещение, тыс, т: стандартное 46,59 44,54 45,50 45,38 полное 55,69 53,44 54,50 54,38 Главные размерения, м: длина по ватерлинии 261,1 253,6 256,0 256,0 ширина максимальная 32,99 32,99 32,99 32,99 Осадка максимальная, м 10,5 10,5 10,5 10,5 Бронирование, мм: главный броневой пояс (скос 19°) 310 310 310 310 броневая палуба 130+44 130+44 130+44 130+44 противоосколочная палуба 63 63 63 63 Башни главного калибра: лобовая часть 457 457 457 445 верхняя часть 184 184 184 178 барбет 439 439 439 439 Мощность на валу, тыс.л.с. 230 230 210 218 Скорость максимальная, уз. 33,0 33,0 32,5 32,5 Дальность плавания при скорости 15 уз., тыс. миль 15 15 15 15 Артиллерийское вооружение: вариант № 1,3 и 4 9х(ЗхЗ)-16”(406-мм)/50 20(10х2)-5"(127-мм)/38 12(3x4)-1,1"(28-мм)/75 12(12х1)-0,5"(12,7мм) вариант № 2 9х(ЗхЗ)-16"(406-мм)/45 20(10х2)-5"(127-мм)/38 12(3x4)-1,1"(28-мм)/75 12(12x1 )-0,5"( 12,7мм) Проект быстроходного линейного корабля (май 1938 года) Водоизмещение, тыс. т: стандартное 44,56 полное 55,71 Главные размерения, м: длина по ватерлинии 262,13 ширина максимальная 32,99 Бронирование, мм: главный броневой пояс 375 главная броневая палуба 130+20 Мощность на валу, тыс.л.с. 200 Скорость максимальная, уз. 33 Дальность плавания 15 при скорости 15 уз., тыс. миль Артиллерийское вооружение: 9х(ЗхЗ)-16"(406-мм)/50 20(10х2)-5"(127-мм)/38 12(Зх4)-1,1 "(28-мм)/75 12(12x1 )-0,5"(12,7мм)Линкоры "Айова" и "Миссури" строились на военно-морской верфи в Нью-Йорке (New York Navy Yard), "Нью-Джерси", "Висконсин" и "Иллинойс" — на военно-морской верфи в Филадельфии (Philadelphia Navy Yard), а "Кентукки" — в Норфолке (Norfolk Navy Yard).
Башни главного калибра линкоров типа "Айова". Главный калибр линкора "Миссури" (фото из архива Ю.М.Шедякова).
Основные тактико-технические данные кораблей типа "Айова" Водоизмещение, тыс.т лк "Айова"(28 марта 1943 г.) стандартное 48,43 при боевой загрузке 55,42 при полной загрузке 57,54 при предельной загрузке 59,33 лк "Нью-Джерси"(13 июня 1943 г.) стандартное 45,65 при полной загрузке 57,22 при предельной загрузке 59,30 лк "Миссури"(1945 г.) при полной загрузке 57,54 лк "Висконсин" при полной загрузке 57,22 Главные размерения, м лк "Айова" длина наибольшая 270,42 длина по ватерлинии 262,69 ширина максимальная 32,97 осадка при водоизмещении 43,88 тыс.т, м 8,74 осадка при водоизмещении 59,33 тыс.т, м 11,33 лк "Нью Джерси" длина наибольшая 270,53 длина по ватерлинии 262,08 ширина максимальная 32,95 осадка при водоизмещении 43,94 тыс.т, м 8,75 осадка при водоизмещении 59,30 тыс.т, м 11,28 лк "Миссури", "Висконсин", "Иллинойс", "Кентукки" длина наибольшая 270,43 длина по ватерлинии 262,13 ширина максимальная 32,97 осадка максимальная, м 11,51 Некоторые характеристики корпуса высота по миделю, м 16,51 коэффициент общей полноты 0,593 коэффициент продольной полноты 0,596 коэффициент полноты миделя 0,996 мегацентрическая высота, м 2,82 Артиллерийское вооружение: 9х406-мм/50 (3x3) тип Мк 7 20х127-мм/38 (10x2) тип Мк 12 Зенитная артиллерия: лк "Айова" 02.1943г. 60х40-мм/56; 60х20-мм/70 12.1955г. 76х40-мм/56; 52х20-мм/70 1957г. 80х40-мм/56 лк "Нью-Джерси" 05.1943г. 80х40-мм/56; 49х20-мм/70 12.1944г. 80х40-мм/56; 49х20-мм/70 08.1945г. 80х40-мм/56; 43х20-мм/70 лк "Миссури" 05.1943г. 80х40-мм/56; 43х20-мм/70 11.1945г. 80х40-мм/56; 43х20-мм/70 лк "Висконсин" 04.1944г. 80х40-мм/56; 49х20-мм/70 12.1944г. 76х40-мм/56; 51х20-мм/70Конструкция корабля
Корпус корабля — гладкопалубный, разделен водонепроницаемыми перегородками на 32 отсека, с двойным дном, где располагаются топливные цистерны. Горизонтальными перекрытиями являются три палубы и около девяти платформ. В районе машинных (МО) и котельных отделений (КО) по бортам установлено множество продольных и поперечных переборок, образующих водонепроницаемые отсеки, являющиеся дополнительной защитой. Некоторые из этих отсеков также используются в качестве топливных цистерн.
Эшелонное расположение МО и КО определило архитектуру надстройки корабля. В отличие от линкора "Южная Дакота" "Айова" имеет две трубы, в пространстве между которыми находятся 24 40-миллиметровых зенитных автомата с отличными друг от друга углами обстрела. Так же как и на "Южной Дакоте", башни главного калибра размещены линейно в диаметральной плоскости. Корабль имеет одну боевую рубку.
Продольный разрез
Расположение главных механизмов лк «АЙОВА».
1 .Котельное отделение № 1.
2. Машинное отделение N° 1.
3. Котельное отделение N° 2.
4. Машинное отделение № 2.
5. Котельное отделение N° 3.
6. Машинное отделение № 3.
7. Котельное отделение N° 4.
8. Машинное отделение N° 4.
9. Барбеты башен главного калибра.
Главные энергетические установки линкоров типа “Айова” Паровые котлы с нефтяным отоплением фирмы Babcock 8 Рабочее давление в котлах, кг/смг 39,72 Температура перегретого пара, О 454 Главные турбозубчатые агрегаты фирмы Westinhouse ("Айова", "Миссури") фирмы Gen. Electrik ("Нью-Джерси", "Висконсин”) 4 Мощность на валу суммарная, тыс.л.с. от турбин переднего хода 212 от турбин заднего хода 44 Скорость максимальная, уз 33 Дальность плавания, тыс. миль при скорости |2уз. 18 при скорости 17 уз. 15,9 при скорости 29,6 уз. 5,3 Источники электроэнергии: турбогенераторы мощностью 1250 кВт 8 дизельгенераторы мощностью 250 кВт 2 Напряжение сети, В 450 Движители: винты пятилопастные диаметром 5,182 м внутренние 2 винты четырехлопастные диаметром 5,563 м внешние 2 Рули параллельные 2 Шпация, м 1,219 Бронирование, мм: главный броневой пояс 310 верхняя броневая палуба 38 нижняя броневая палуба 142+19 Башни главного калибра: лобовая часть 496 бортовая часть 241 верхняя часть 184 барбет 280...439 башня универсального калибра 25Главные механизмы линкора представлены четырьмя турбозубчатыми агрегатами (ГТЗА) фирмы Westinhouse ("Айова” и "Миссури") и фирмы General Electrik ("Нью-Джерси" и "Висконсин"). Каждый ГТЗА состоит из турбины переднего хода мощностью 53 тыс.л.с. и турбины заднего хода мощностью 11 тыс.л.с. Обе турбины расположены в отдельных корпусах и через зубчатую передачу соединены с линией вала. Суммарная мощность на валу по турбинам переднего хода составляет 212 тыс.л.с., а по турбинам заднего хода — 44 тыс. л.с., что позволяет кораблю развивать максимальную скорость в 33 узла. Турбина обеспечивается паром восемью паровыми котлами трехбарабанного типа фирмы Babcock с рабочим давлением 39,72 кг/см и температурой пара 454,4° С.
Паровые котлы располагаются в четырех котельных отделениях, каждое из которых разделено на два водонепроницаемых отсека. Два паровых котла снабжают паром один ГТЗА. Причем котлы 1-го и 2-го котельных отделений питают паром ГТЗА внешних валов, а паровые котлы 3-го и 4-го отделений — ГТЗА внутренних валов.
Корабль обеспечивают электроэнергией восемь турбогенераторов мощностью 1250 кВт каждый и два дизель-генератора по 250 кВт. Напряжение основной силовой сети 450 В.
Теоретический чертеж линейного корабля «АЙОВА».
101 ШП
188 ШП
160 1/2 ШП Башня №3
74 ШП Башня №2
56 ШП Башня №1
Вид носовой надстройки линкора «АЙОВА».
Общая масса главных механизмов "Айовы” составляет 4999 т, в то время как на "Южной Дакоте" она не превышала 3580 т.
Главный броневой пояс толщиной 310 мм простирается по всей длине корпуса корабля. В нижней своей части его толщина уменьшается до 40 мм и образует довольно значительный скос верхней кромкой наружу. Ниже действующей ватерлинии этот броневой пояс в сочетании с бортовыми отсеками, образованными продольными переборками, представляет собой противоторпедную защиту. На уровне верхних кромок главного броневого пояса располагается вторая палуба корабля весьма сложной конструкции, состоящая из двух слоев брони, разделенных воздушным пространством. Толщина верхнего слоя 121 мм, нижнего — 32 мм. По другим данным (Тренер), толщина верхнего слоя брони достигает 142 мм. В районе машинных и котельных отделений под второй палубой находится так называемая противоосколочная палуба толщиной 16 мм. Она жестко связана бимсами и стрингерами со второй палубой.
Самая нижняя, третья, палуба имеет толщину в районе машинных и котельных отделений от 13 до 16 мм, а в районе артиллерийских погребов — 25 мм.
Башня командно-дальномерного поста артиллерии главного калибра. Вид с левого борта.
Основание дальномерного поста 127-мм универсальных орудий.
Линкор «МИССУРИ». Вид с носа ходовых мостиков.
Линкор «Миссури», 1945 г. Вид с носа башни командно-дальномерного поста.
Таким образом, суммарная толщина горизонтальной брони над машинным отделением составляет 219 — 222 мм, что считалось в свое время весьма существенной защитой. Барбеты башен главного калибра имеют толщину 280 — 439 мм, а сама башня в лобовой части — до 496 мм и 241 мм — по бортам.
Боевая рубка защищена 445-миллиметровой броней. По некоторым данным, ее толщина доведена до 500 мм. Все дальномеры и стабилизированные посты наводки универсальной артиллерии защищены легкой броней. Главная артиллерия линкора представлена девятью 406 миллиметровыми орудиями в 50 калибров марки Мк 7, размещенными в трех орудийных башнях. При максимальном угле возвышения 45° и массе снаряда 1225 кг предельная дальность стрельбы достигает 38720 м.
Общее устройство башни главного калибра линейного корабля «АЙОВА»
Орудие главного калибра.
Элеватор подачи боеприпасов. ч.
Разрез башни главного калибра.
Механизм заряжания и досылки снарядов и зарядов.
Башня главного калибра, вид сзади.
Дальномер башни главного калибра.
Линкор «АЙОВА» 1943 г.
Вид с носа.
Вид с кормы.
Этот снаряд способен разрушить 597-миллиметровую поясную броню с дистанции 9144 м, а 324-миллиметровую броню — с дистанции 27432 м. Достоверных данных о скорострельности 406-мм артиллерийской установки нет, однако известно, что за один час все девять орудий способны выпустить около 1080 снарядов.
В качестве универсальной артиллерии установлены 127-миллиметровые орудия в 38 калибров, которые размещались (до модернизации) по 2 в 10 башнях. Эти башни располагались таким образом, что четыре могли вести огонь в носовых и кормовых углах, а шесть — на траверзах. Максимальный угол возвышения 127-миллиметровых орудий составляет 85°, а дальность стрельбы — 16 070 м при угле возвышения 45°.
Зенитная артиллерия была представлена 40-миллиметровыми автоматами Bofors в 56 калибров и 20миллиметровыми автоматами Oerlikon в 70 калибров. Количество зенитных автоматов на кораблях серии варьировалось год от года. Так, на "Нью-Джерси" в мае 1943 года имелось восемьдесят 40-миллиметровых и сорок девять 20-миллиметровых зенитных автоматов. В августе 1945 года количество последних было сокращенно до 43. На линкоре "Айова" после вступления в строй тех и других было по 60, а в декабре 1944 года 40-миллиметровых автоматов стало 76, а 20-миллиметровых 52. 40-миллиметровые автоматы представляли собой счетверенные артиллерийские установки с противопульными щитами. 20-миллиметровые автоматы — одноствольные (либо двухствольные) открытого типа, устанавливались в основном на верхней палубе корабля.
Носовые башни главного калибра 406 мм (фото из архива Ю.М.Шедякова).
Пост управления огнем 127-мм орудиями.
Вид сверху (без антенны РЛС).
Сравнительная характеристика глубины проникновения 406-миллиметрового снаряда орудия в 50 калибров (вес снаряда 1225 кг, начальная скорость 762 м/с) и 406-миллиметрового снаряда орудия в 45 калибров (вес снаряда 1225 кг, начальная скорость 701 м/с) С расстояния,м Проникновение, мм поясное палубное 9144 664/597 43/47 18 288 509/447 99/109 27432 308/324 169/194 Примечание: в числителе - характеристики орудия в 50 калибров, в знаменателе - орудия в 45 калибров Баллистика снаряда 406-миллиметрового орудия при уменьшенном заряде Масса снаряда, кг 1225 862 Скорость снаряда начальная, м/с 549 632 Дальность стрельбы, м 22112 25009 Характеристики орудий линейного корабля "Айова" Калибр орудий 406-мм/50 127-мм/38 40-мм/60 20-мм/70 Масса снаряда, кг 1225 Скорость начальная, м/с 762 Дальность стрельбы 24,43792 0,898 0,122 максимальная, м Угол возвышения 38720 16070 10058 4389 максимальный, ° 45 85 90 9040-мм/56 автомат BOFORS
Антенна поисковой РЛС, вид спереди.
Вид сбоку.
Вид спереди.
Вид сзади.
Вид сверху. 20-мм автомат OERUKON
Щит автомата.
Вид спереди.
Вид сбоку.
Вид сверху.
Кормовой дальномер главного калибра.
Площадка 40-мм автоматов.
Мостики надстройки.
Приборы управления огнем 40-мм автоматов.
900-мм прожектор.
Оптический прицел зенитных автоматов.
Сигнальный прожектор.
Линейный корабль "Айова" (ВВ 61)
Завод-строитель — New York Navy Yard
Заложен — 27 июня 1940 г.
Спущен на воду — 27 февраля 1942 г.
Передан флоту — 22 февраля 1943 г.
Вступил в кампанию — 27 августа 1943 г.
Линкор "Айова ' в походе, 1943 год (фото из архива Ю.М.Шедякова).
Первый год службы линкора "Айова" оказался не очень удачным. В полдень 16 июля 1943 года, совершая переход из Нью-Йорка в Каско-Бей (штат Мен), следуя узким, продуваемым ветром семимильным каналом с сильным течением, корабль сел на мель и прорубил пробоину в днище. Нельзя сказать, что канал представлял малоизученный район плавания для экипажа. За семь месяцев, предшествующих аварии, "Айова" пять раз входила в бухту Каско. При обследовании линкора в доке было выявлено, что первый контакт днища с грунтом произошел в районе 75-го шпангоута. Пробоина же в наружной обшивке захватывала район от 82-го до 139-го шпангоута, а на броневом поясе тянулась от 76-го до 137-го шпангоута. Были повреждены 16 топливных цистерн, горючее из которых вылилось в море. Президент США Франклин Д. Рузвельт лично рассматривал рапорт об аварии линкора. Корабль пришлось поставить на ремонт в Бостоне.
27 августа 1943 года корабль направился в Ардженшию (о. Ньюфаундленд), где провел несколько недель в ожидании выхода в море германского линкора "Тирпиц". После этого "Айова” прибыла в Великобританию, которую покинула 13 ноября 1943 года с президентом Франклином Д. Рузвельтом на борту, направлявшимся в Тегеран на совещание "большой тройки".
На второй день плавания с эскадренного миноносца"Вильям Д. Портер", сопровождавшего линкор, случайно выстрелили торпеду. Президент Ф. Рузвельт в это время в окружении сопровождающих его должностных лиц находился на палубе линкора, наблюдая за воздушным боем. С эсминца передали: "Торпеда идет за вами", "Торпеда моя", "Я ее расстреляю". На скорости 29 узлов "Айова" уклонилась от торпеды, которую расстреляли на расстоянии 1000 ярдов от корабля на правом кормовом курсовом угле.
Линкор "Айова" после модернизации вступил в строй действующих кораблей в 1984 году вслед за "Нью-Джерси". Порт базирования — Норфолк.
Состав экипажа лк типа "Айова” (1943 г.) Категория л.с. по проекту лк"Айова” лк "Нью-Джерси” лк "Миссури" лк "Висконсин" офицерский состав 117 151 161 189 173 рядовой состав 1804 2637 259 2789 2738Под этим углом хорошо различается кормовая палуба после реконструкции. Хорошо видны заново построенное площадка для взлета и посадки вертолетов и черный настил для их стоянки.
Расследование показало, что эта ситуация сложилась в результате халатности экипажа эсминца. 16 декабря 1943 года "Айова" вернулась в США. За поход корабль прошел 16161 милю со средней скоростью 22,5 узла.
21 января 1944-го "Айова" направилась в Тихий океан и на следующий день вошла в состав 5-го флота США. 18 марта того же года она вместе с "Нью-Джерси" в охранении нескольких эсминцев обстреливала береговые позиции противника на атолле Милли (Маршалловы острова). В этой операции линкор "Айова" получил два попадания 152-миллиметровых снарядов. Первый снаряд пробил корпус, сделав пробоину размером 61x130 см. Второй — взорвался с левой стороны носовой артиллерийской башни главного калибра на высоте около полуметра над барбетом, не причинив значительного ущерба.
Продолжая поддерживать соединения авианосцев в районе Новой Гвинеи, линкор принимал участие в высадке десанта на островах Сайпан и Тиниан. В начале августа корабль прибыл на атолл Ениветок для регламентного ремонта и отдыха экипажа. В сентябре он находился в составе сил, ведущих боевые действия на Филиппинах и островах Палау, вплоть до декабря 1944 года. Затем линкор был направлен в Сан-Франциско для проведения капитального ремонта, который продолжался до 19 марта 1945 года. В зону боевых действий "Айова" вернулась в апреле и на протяжении всего времени до окончания второй мировой войны участвовала в операциях в районе островов Окинава и Кюсю. В июле огнем своей артиллерии она подавляла цели береговой обороны японцев на островах Хоккайдо и Хонсю и 29 августа вошла в Токийский залив.
После второй мировой войны корабль вел интенсивную боевую подготовку до тех пор, пока в сентябре 1948 года не стал на прикол в Сан-Франциско. А 24 марта 1949-го его вывели в резерв, в котором он находился до 25 января 1951 года. Линкор "Айова" снова ввели в боевой состав флота для участия в войне против Корейской Народно-Демократической Республики. После отработки задач боевой подготовки с проведением учебных стрельб на Западном побережье США линкор, базируясь на порты Японии, приступил к боевым действиям. В частности, он принимал участие в обстреле объектов порта Вонсан вплоть до декабря 1952 года. Затем корабль вернулся в США для проведения докового ремонта в Норфолке и был снова выведен из состава флота в резерв на военно-морской базе в Филадельфии 24 февраля 1953 года.
"Айова " стреляет из орудий главного калибра. 19 апреля 1989 года во время производства стрельб, при заряжании орудия, в момент вдвижения картузов в камору с помощью досылателя произошел взрыв. Погибло 47 моряков. Конкретная причина, приведшая к взрыву, так и не была выяснена, хотя расследование стоило 4 миллиона долларов и отчет о нем вместил 1100 страниц. Сами орудия от взрыва не пострадали, затраты на ремонт башни составили около 15 миллионов долларов.
На кормовой палубе "Айовы". Взлет и посадка вертолета. Диспетчер дает указания на взлет и посадку. Позади него видны третья орудийная башня главного калибра, аппараты запуска "Томагавков", 20-мм спаренные зенитные системы и т. д.
Некоторые характеристики и состав вооружения лк "Айова" после модернизации
Водоизмещение, тыс. т: стандартное 45 полное 58 Скорость, уз. 35 Дальность плавания, миль: при скорости хода 30 уз. 5000 при скорости хода 17 уз. 15000 Запас топлива, т 6840 Численность экипажа, чел. 1537Вооружение:
9хЗ-16"(406-мм)/50 орудия с усовершенствованными боеприпасами — фугасный снаряд с неконтактным взрывателем; снаряд Мк144, содержащий 400 противопехотных гранат; фугасный снаряд Мк145 со взрывателем с установленным временем подрыва; снаряд Мк146 с 666 суббоеприпасами с профилированными зарядами; разработан подкалиберный 330-миллиметровый снаряд с суббоеприпасами;
12(6х2)-5"( 127-мм)/38;
4 зенитных артиллерийских комплекса Мк15 "Вулкан-Фаланкс";
8x4 пусковых установок для крылатых ракет "Томагавк";
4x4 пусковых установок для противокорабельных ракет "Гарпун".
Радиотехническое вооружение:
РЛС обнаружения надводных целей — 67;
РЛС обнаружения воздушных целей — 49;
системы управления огнем артиллерии главного калибра Мк25 — 2;
РЛС системы управления огнем артиллерии универсального калибра Мк38 — 2; навигационная РЛС — 64;
комплексная система РЭБ — 32(ЕСМ/ЕССМ) -25;
пусковых установок системы Мк36 — постановки дипольных отражателей — 8
Линейный корабль "Нью-Джерси" (ВВ 62)
Завод-строитель — New York Navy Yard
Заложен — 16 сентября 1940 г.
Спущен на воду — 7 декабря 1942 г
Передан флоту — 23 мая 1943 г.
Вступил в кампанию — декабрь 1943 г.
Вид на бак линкора "Нью-Джерси " (фото из архива Ю.М.Шедякова).
Линкор "Нью-Джерси" прибыл в Фунафути на острове Еллис 23 января 1944 года для усиления противовоздушной обороны кораблей Тихоокеанского флота. А уже 17 февраля линкор вел морской бой с японскими эсминцами, обстреливая их с дистанции от 31 до 35 км.
Артиллерия главного калибра показала хорошие результаты при стрельбе. Накрытие целей достигалось на предельных дистанциях. Линкор "Нью- Джерси" принимал участие практически во всех боевых действиях на море против Японии. Исключением является период между апрелем и июлем 1945 года, когда он находился на ремонте в Бремертоне (штат Вашингтон). За время боевых действий "Нью- Джерси" прошел более 220 тыс. миль и уничтожил 20 вражеских целей. 30 июня 1948 года корабль был выведен в резерв, но вскоре снова введен в строй и в апреле — ноябре 1951 года и марте — ноябре 1952 года принимал участие в войне против КНДР. 21 мая 1953 года линкор был обстрелян береговой артиллерией противника. Пятидюймовый снаряд взорвался на крыше одной из башен артиллерии главного калибра, причинив ей незначительные повреждения. Второй снаряд взорвался в районе кормового машинного отделения, в результате — убив одного и ранив трех человек из машинной команды. Корабль вернулся в Норфолк осенью 1953 года для проведения ремонта, после которого опять был зачислен в резерв.
Линкор "Нью-Джерси" вывели из резерва в 1967 году, и он принял участие в войне США против Социалистической Республики Вьетнам, поддерживая артиллерийским огнем боевые действия сухопутных войск. Другие корабли этой серии по различным причинам не вводились в боевой состав флота.
Так "Айова" на тот момент не имела достаточно радиоэлектронных средств управления артиллерийским огнем; "Висконсину" требовался серьезный восстановительный ремонт после пожара, возникшего при ремонтных работах; "Миссури" после посадки на мель в 1950 году имел ограничения в скорости. Некоторое оборудование линкоров "Айова" и "Висконсин" использовалось для восстановления боевой готовности линкора "Нью-Джерси". В частности, на корабле установили компьютер контроля за артиллерийским огнем; некоторые артиллерийские системы модернизировали; устаревшие 40-миллиметровые зенитные автоматы заменили тридцатью 76 миллиметровыми скорострельными зенитными орудиями; в кормовой части корабля оборудовали площадку для трех вертолетов. Обновились медицинское оборудование,системы питания, а также некоторые механизмы и устройства.
Боевые действия в войне против Вьетнама "Нью Джерси" начал 30 сентября 1968 года артиллерийским налетом по береговым целям. Артиллерийская огневая поддержка сухопутных войск с высокой эффективностью велась до марта 1969 года. Линкор вернулся в Лонг Бич 5 мая 1969-го, а в сентябре прибыл в Брементон (штат Вашингтон), где был выведен в резерв 17 декабря 1969 года.
Массовые характеристики лк "Нью Джерси" (1943 г.) — масса корпуса корабля (без брони) 15 491,224 — масса брони, т 19 311,570 — масса главной энергетической установки, т 4797,159 — масса приборов и оборудования управления, т 27,733 — масса вспомогательных систем, т 1182,639 — масса обеспечивающего оборудования, т 795,937 — масса вооружения, т 3549,109 — водоизмещение облегченного корабля, т 45155,367 — масса боезапаса, т 2592,340 — масса экипажа, т 387,757 — масса снабженческого запаса, т 1473,960 — масса авиационного оборудования, т 51,696 — стандартное водоизмещение, т 49657,120 — запас топлива, т 8084,140 — запас питьевой воды.т 490,650 — водоизмещение полное, боевое, т 58131,910Линейный корабль "Миссури" (ВВ 63)
Завод-строитель — New York Navy Yard
Заложен — 6 января 1941 г.
Спущен на воду — 29 января 1944 г.
Передан флоту — 11 июня 1944 г.
Вступил в кампанию — декабрь 1944 г.
Линкор "Миссури" в боевом камуфляже. 1944 год (фото из архива К. Золотова).
Линкор "Миссури" вступил во вторую мировую войну в январе 1945 года, прибыв для участия в заключительных операциях против Японии на острове Улити. 11 апреля, когда корабль находился в море южнее острова Кюсю, его атаковали японские самолеты, ведомые камикадзе — летчиками- смертниками. Один из атаковавших самолетов, врезавшись в правый борт корабля, серьезно повредил кормовую башню орудий главного калибра. От разлившегося авиационного топлива возник пожар, который, впрочем, быстро потушили.
Через пять дней два японских самолета вновь пытались спикировать на линкор. Один из них был сбит корабельной зенитной артиллерией и упал в море, а второй взорвался на палубе в кормовой части корабля, причинив не слишком большие повреждения. Их быстро устранили.
В последние месяцы войны "Миссури" участвовал в боевых операциях у острова Окинава. Одним из значительных событий для корабля стало подписание на его борту акта о капитуляции Японии, состоявшегося 2 сентября 1945 года. После окончания второй мировой войны линкор находился в резерве. 17 января 1950 года при отработке задач боевой подготовки в Чесапикском заливе корабль, следуя со скоростью 12 узлов, сел на мель.
Командирский мостик линкора "Миссури" в 1944 году (фото из архива К.Золотова).
Подъем самолета-разведчика на борт линкора "Миссури" (фото из архива К.Золотова).
Вывод линкора "Миссури" на рейд после ремонта (фото из архива К.Золотова).
Линкор "Миссури ". Подготовка к приему на борт корабельного самолета, вернувшегося с разведки (фото из архива К.Золотова).
"Миссури " на консервации.
Палубный гидросамолет CURTIS-1.
Паровая катапульта.
Линкор "Миссури" после модернизации (фото из архива Ю.М.Шедякова).
Вид на кормовую надстройку линкора "Миссури" после модернизации (фото из архива Ю.М.Шедякова).
"Миссури" у причала (фото из архива Ю.М.Шедякова).
Осадка корабля перед навигационной аварией составляла 10,9 м в носу и 11,2 м в корме. На борту находилось около 11,7 тыс. т дополнительного груза. После двух недель интенсивных работ по выгрузке боеприпасов и других грузов корабль удалось облегчить на 11,75 тыс. т, что позволило ему сняться с мели и подойти к берегу с помощью 13 спасательных понтонов. Первая попытка снять линкор с мели была предпринята 31 января 1950 года, но оказалась неудачной. И все же в начале февраля корабль сняли с мели, на которой он простоял более двух недель. Корпус оказался сильно поврежденным: были пробиты три топливных цистерны. Доковый ремонт в Норфолке занял пять дней. Линкор "Миссури" был первым кораблем ВМС США, который нес боевую службу в водах Южной Кореи на протяжении трех лет — с сентября 1950-го по апрель 1953 года, за что его и отметил южнокорейский президент. 26 февраля 1955 года линкор вывели в резерв в Брементоне (штат Вашингтон).
Линейный корабль "Висконсин" (ВВ 64)
Завод-строитель — Philadelhla Navy Yard
Заложен — 25 января 1941 г.
Спущен на воду — 7 декабря 1943 г.
Передан флоту — 16 апреля 1944 г.
Вступил в кампанию — 24 сентября 1944 г.
Линкор "Висконсин” находился в резерве с 1 июня 1948 года в Норфолке и был введен в состав действующего флота 3 марта 1951-го. Принимал активное участие в Корейской войне с мая 1951 -го по март 1953 года. В полдень 15 марта 1951 года корабль, следуя полной скоростью, был обстрелян береговой батареей орудий 152-го калибра вблизи г. Самджин. Линкор получил пробоину 0,61x9,9 м на уровне главной палубы между 144-м и 145-м шпангоутами с правого борта. Трех членов экипажа ранило. 19 марта 1953-го корабль покинул район боевых действий и вошел в состав 7-го флота ВМС США, служба в котором длилась по июнь 1954 года.
6 мая 1956 года в районе Норфолка линкор столкнулся с эскортным миноносцем ”Инч" (последний вскоре затонул). Линкор ремонтировался в Норфолке 16 дней. За это время был заменен поврежденный форштевень длиной 20,8 м и массой 120 т на форштевень от разобранного однотипного линкора "Кентукки". После произведенного ремонта линкор "Висконсин" вывели в резерв в Бейтоне (штат Нью-Джерси).
Линейный корабль "Иллинойс" (ВВ 65)
Завод-строитель — Philadelhia Navy Yard
Заложен — 6 декабря 1942 г.
Строительство прекращено — 11 августа 1945 г.
Сдан на слом в 1958 г.
Киль пятого в серии корабля собрали 6 декабря 1942 года. Линкор "Иллинойс" должен был отличаться от ранее построенных кораблей этой серии сварочными конструкциями. Заводские работы шли медленно, а 11 августа 1945 года их и вовсе приостановили.
Вскоре заказ аннулировали, и недостроенный корабль в сентябре 1958 года был разобран.
Линейный корабль "Кентукки" (ВВ 66)
Завод-строитель — Norfolk Navy Yard
Заложен — б декабря 1942 г.
Спущен на воду — 20 января 1950 г.
Сдан на слом — 31 октября 1958 г.
Последний корабль серии — линкор "Кентукки" — строился долго, и работы на нем часто прерывались. Впервые постройку приостановили в 1946 году. Недостроенным корабль простоял до 17 августа 1948 года. Затем строительство вновь возобновилось до 23 января 1950 года. К этому времени его готовность составляла 75 %. В дальнейшем работы по достройке вновь прекратились, линкор в таком состоянии был выведен из дока и простоял у заводского пирса до 9 июня 1958 года, когда заказ на строительство аннулировали.
Линейный корабль «Миссури».
«Айова», 1943 г.
«Миссури», 1944 г.
«Айова», 1989 г.
Схема башенной установки и погребов боезапаса линкора «Айова»:
1 —продольная пламянепроницаемая переборка башни; 2 — лоток; 3 — люк зарядного элеватора; 4 — зарядный элеватор; 5 — поперечная пламянепроницаемая переборка; 6 — тыльная броневая плита башни; 7 — направляющая цепного прибойника; 8 — подбашенное отделение; 9 — шаровой погон; 10 — ограничитель угла поворота башни; 11 —отделение механизмов; 12 — верхнее снарядное отделение; 13— зарядный погреб; 14 — нижнее снарядное отделение; 15,18,19 — заслонки снарядных элеваторов центрального и левого орудий; 16 — зарядный конвейер; 17 — люк зарядного элеватора; 20 — зарядное отделение; 21 — накопитель зарядов; 22 — неподвижное кольцо верхнего снарядного отделения; 23 — лоток подачи зарядов; 24 — внутреннее вращающееся кольцо верхнего снарядного отделения; 25 — внешнее неподвижное кольцо верхнего снарядного отделения; 26 — снарядный элеватор.
А — верхняя палуба; В — вторая палуба; С — третья палуба; D — первая платформа; Е — вторая платформа.
Рис. из книги J.CampbeH, Naval Weapons of World WarTwo
План снарядного отделения башни:
1 — вертикальная укладка 406-мм снарядов на внешнем неподвижном кольце; 2 — укладка 406-мм снарядов на внутреннем вращающемся кольце; 3 — редуктор механизма поворота внутреннего снарядного кольца; 4 — гидромотор; 5,9 — электродвигатели; 6,12,13 — зарядные элеваторы; 7 — механизм поворота внутреннего снарядного кольца; 8,10,11 — снарядные элеваторы
Старт гидросамолета OS2U «Кингфишер» с катапульты «Айовы», лето 1944 г.
Пуск крылатой ракеты BGM-109 «Томагавк» с линкора «Айова», 2 августа 1986 г.
Линкор «Миссури» в камуфляжной окраске, август 1944 г. Фото из книги «War in the Pacific 1937—1945» (London, 1991)
«Нью-Джерси» у берегов Вьетнама, 1968 г.
Залп линкора «АЙова» 1984 г.
Комментарии к книге «Линейные корабли ВМС США типа «Айова». Создание, боевое использование, конструкция», Юрий Валентинович Апальков
Всего 0 комментариев