«Боевые машины мира, 2014 № 22 ТОС-1 «Буратино»/ ТОС-1А «Солнцепек»»

858

Описание

Серия изданий с вкладышами для сборки моделей боевой техники. Выпуск посвящен российским тяжелым огнеметным системам «Буратино»/«Солнцепек».



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Боевые машины мира, 2014 № 22 ТОС-1 «Буратино»/ ТОС-1А «Солнцепек» (fb2) - Боевые машины мира, 2014 № 22 ТОС-1 «Буратино»/ ТОС-1А «Солнцепек» 1124K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Автор неизвестен -- Военное дело

Боевые машины мира, 2014 № 22 ТОС-1 «Буратино»/ ТОС-1А «Солнцепек»

EAGLEMOSS COLLECTIONS

Текст: М. Князев

Художник: А. Аксенов.

Фотографии:

стр. 4,5,6,7,12,13,14,15 из архива М. Князева;

стр. 10 из частной коллекции;

стр. 11 (вверху) в Joymsk140/ Shutterstock.com;

стр. 11 (внизу) © А. Поляков/ РИА Новости.

Автор статьи «Предшественники „Буратино“: огнеметные танки холодной войны» А. Харук.

ТОС-1 «БУРАТИНО»/ ТОС-1А «СОЛНЦЕПЕК»

Реактивная система залпового огня (РСЗО) ТОС-1 предназначена для вывода из строя легкобронированной и автомобильной техники, поджога и разрушения сооружений и зданий, уничтожения живой силы противника.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОС-1 ((БУРАТИНО"

БОЕВАЯ МАССА, т: 46.

ЭКИПАЖ, чел.: 3.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 6860, ширина – 3460, высота – 2600, клиренс – 470.

КАЛИБР, мм: 220.

ДЛИНА СТВОЛА, мм: 5000.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 65.

ЗАПАС ХОДА, км: 550.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ : угол подъема, град. – 30; ширина рва, м – 2,8; высота стенки, м – 0,85; глубина брода, м -1,8.

В начале 1970-х годов возникла идея разработки тяжелой огнеметной системы залпового огня с боевыми частями, наполненными термобарическими (зажигательными) смесями. Толчком к разработке послужили события на острове Даманский. Система предназначалась для вооружения войск радиационной и химической защиты.

ПРОЕКТ И СОЗДАНИЕ ТОС-1

Комплекс разрабатывался в период с 1971 по 1979 год. Неуправляемый реактивный снаряд (НУРС) проектировало тульское ГНПП "Сплав". Комплекс включал в себя боевую машину РСЗО- пусковую установку (БМ) с пакетом из 30 направляющих на шасси танка Т-72 и транспортно- заряжающую машину (ТЗМ) на шасси автомобиля КрАЗ-255Б. При разработке и испытаниях БМ имела обозначение "объект 634". Первые опытные образцы БМ на шасси Т-72 были изготовлены в Омске в 1978-1979 годах. В 1980 году комплекс успешно прошел государственные испытания и был рекомендован для принятия на вооружение Вооруженных сил Советского Союза. Однако этого не произошло.

В период с декабря 1988 по февраль 1989 года две машины ТОС-1 "Буратино" (1978 и 1980 годов выпуска) принимали участие в боевых действиях в Чарикарской долине и на Южном Саланге (в ходе операции "Тайфун"), После войсковых испытаний в условиях ведения боевых действий в Афганистане тяжелую огнеметную систему ТОС-1 "Буратино" вновь рекомендовали к принятию на вооружение Советской армии.

КОНТЕКСТ ЕДИНСТВЕННЫЕ В МИРЕ

Тяжелыми огнеметными системами не обладает ни одна армия мира, кроме Вооруженных сил Российской Федерации. Резкий рывок в развитии российского зажигательного оружия связан с появлением 220-мм реактивной системы залпового огня "Ураган". Вслед за "Ураганом" были разработаны и приняты на вооружение реактивный пехотный огнемет РПО-А "Шмель", объемно-детонирующая авиабомба ОДАБ-500 и тяжелая огнеметная система (ТОС).

TOC- 1А на огневой позиции.

БАЗОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ

В состав системы ТОС-1 входят боевая машина, неуправляемые реактивные снаряды и транспортно- заряжающая машина. Боевая машина представляет собой подвижную пусковую установку в виде пакета из 30 труб-направляющих 220-мм калибра, размещенную на шасси танка Т-72. БМ управляет экипаж из трех человек. Высокая точность наведения ракет на цель достигается (без выхода экипажа из машины) за счет силовых следящих приводов наведения и системы управления огнем (прицел, лазерный дальномер, баллистический вычислитель, датчик крена). Огонь по целям боевая машина может вести одиночными и парными выстрелами, а также залповым пуском всех ракет (по времени залп укладывается в 15 секунд). БМ на марше развивает скорость до 65 км/ч, для подводного вождения она не приспособлена. Транспортно- заряжающая машина служит для транспортировки, заряжания пусковой установки НУРСами и разряжания. Комплект погрузочно- разгрузочных устройств размещен на гусеничной, однотипной с БМ базе. Неуправляемый ракетный снаряд – это 220-мм ракета массой 175 кг с 24-30-кг боевой частью (БЧ). Неуправляемая ракета состоит из головной части с наполнителем (зажигательным или термобарическим составом), взрывателя и твердотопливного реактивного двигателя. БЧ может быть термобарического или зажигательного действия. Масса огнесмеси в одном снаряде – 45-50 кг. В зависимости от модификации НУРСов поражение целей осуществляется в зоне 400-3500 метров. Крутая траектория полета снарядов к цели потребовала точного учета условий стрельбы и создания специальной системы управления огнем.

ТОС-1 "Буратино" на выставке в Омске.

Опытные образцы ТОС-1 в Афганистане. 1989 год.

Она включает оптический прицел, лазерный дальномер, датчик крена и электронный баллистический вычислитель. С помощью лазерного дальномера расстояния до цели определяются с точностью до 10 метров. Эти данные автоматически вводятся в баллистический вычислитель, рассчитывающий необходимый угол возвышения пусковой установки. Угол крена пакета направляющих фиксируется автоматическим датчиком и также автоматически учитывается вычислителем. Время схода реактивных снарядов при стрельбе полным залпом не превышает 15 секунд. ТЗМ предназначена для транспортировки НУРС, заряжания и разряжания пусковой установки. ТЗМ выполнена на шасси грузового автомобиля повышенной проходимости и имеет погрузочно-разгрузочное устройство. Последние образцы ТЗМ выполнены на шасси танка Т-72.

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Заказчик: Советская армия

Вид: тяжелая огнеметная система

Разработчик: Омское КБТМ, ГНПП "Сплав", Специальное конструкторское бюро (СКБ) Пермского машиностроительного завода им. В. И. Ленина (ныне ОАО "Мотовилихинские заводы")

Производитель: Омский завод транспортного машиностроения

Годы эксплуатации: с 1980

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТОС-1

Как уже упоминалось выше, боевое крещение ТОС-1 получила в Афганистане. В ходе боевой работы огневые позиции, как правило, использовались только по одному разу, а время пребывания БМ на них было минимальным. Боевые машины, каждая под защитой трех-четырех танков, наносили огневой удар и сразу отходили в укрытие, чтобы уйти из-под огня гранатометов и артиллерии противника. Пакеты НУРСов заряжались не полностью: по три направляющих по бортам оставались пустыми. Действие термобарических боеприпасов по целям в горах оказалось очень эффективным, этому способствовало наложение воздушных ударных волн за счет многократного отражения от окружающих скал.

В марте 2000 года ТОС-1 "Буратино" была задействована в бою за село Комсомольское в ходе антитеррористической операции на территории Чеченской республики. По отзывам участников боя, огневая мощь системы и ее высокая точность стрельбы обеспечивали решение поставленных задач там, где другие огневые средства оказались бессильны.

В настоящее время ТОС входят в состав Войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Вооруженных сил Российской Федерации. Широкая публика узнала о существовании отечественных тяжелых огнеметных систем в 1999 году. На Международной выставке военной техники, технологий и вооружения сухопутных войск в Омске боевую машину ТОС впервые выставили на всеобщее обозрение.

Стреляет "Солнцепек".

ТОС-1А "СОЛНЦЕПЕК"

Тяжелая огнеметная система ТОС-1А "Солнцепек" со снарядами с увеличенной дальностью полета была принята на вооружение российской армии 4 апреля 2001 года. Состоит на вооружении Войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ). В 2006 году на Шиловском полигоне Сибирского военного округа ТОС-1А участвовала в тактических антитеррористических учениях с боевыми стрельбами. Была представлена на VIII Международной выставке военной техники, технологий и вооружения сухопутных войск "ВТТВ-Омск-2009". В отличие от ТОС-1, на ТОС-1А количество труб- направляющих уменьшено с 30 до 24 штук.

Система ТОС-1А "Солнцепек" на Тверской улице в Москве перед репетицией Парада победы. 2010 год.

Транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т выполнена на базе основного танка Т-72. А главное, в боекомплект ТОС-1А "Солнцепек" введена новая ракета, масса боевой части которой на 17 кг больше, чем у "Буратино". Кроме того, у ракеты новый двигатель, благодаря чему дальность полета возросла до 6000 метров. Изменен и состав термобарической смеси.

В целом мощность комплекса повысилась на 15-20 %. Пакет направляющих смонтирован в бронированной качающейся части, которая обеспечивает защиту боекомплекта от бронебойной пули Б-32 калибра 7,62 мм с расстояния не менее 620 метров. Наведение качающейся части ПУ на цель в горизонтальной и вертикальной плоскостях производится силовыми следящими приводами с использованием лазерного дальномера и баллистического вычислителя. В зависимости от обстановки, огонь по целям может производиться одиночными и парными выстрелами из двух стволов. Управление пусками НУРС – автоматическое, темп схода НУРС – 0,5 секунды. Длительность полного залпа при парных пусках – 6 секунд, при одиночных пусках – 12 секунд. Время готовности к открытию огня по видимой цели с момента остановки боевой машины – 90 секунд. Силовой привод наведения пусковой установки в горизонтальной плоскости – электромеханический, в вертикальной плоскости – электрогидравлический. Для обеспечения точности стрельбы БМ-1 оснащена аутригерами и гидрофрикционными стопорами (ГФС). Управление аутригерами и ГФС – дистанционное, электрогидравлическое. Маскировка БМ-1 обеспечивается четырьмя пусковыми установками системы пуска дымовых гранат 902Г с дальностью стрельбы до 100 метров и термической дымовой аппаратурой, создающей дымовую непросматриваемую завесу длиной 250-400 метров.

В настоящее время ТОС-1А предлагается на экспорт, в 2008 году был утвержден рекламный паспорт системы. Находится на вооружении российской армии, армий Республики Казахстан и Республики Азербайджан.

Система ТОС-1А состоит из боевой машины, неуправляемых реактивных снарядов и транспортно- заряжающей машины.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ

¦ 1971 Г. – начало разработки

¦ 1980 Г. – начало полигонных и войсковых испытаний

¦ 1999 г. – первая демонстрация общественности

¦ 2001 Г. – начало производства системы ТОС-1А

ТЯЖЕЛАЯ ОГНЕМЕТНАЯ СИСТЕМА ТОС -1А "СОЛНЦЕПЕК"

Тяжелая огнеметная система ТОС-1А "Солнцепек". Парад в честь празднования 65-летия победы в Великой Отечественной войне, Москва, 9 мая 2010 года. Тяжелая огнеметная система ТОС-1А "Солнцепек" является модернизированным вариантом системы ТОС-1 "Буратино". Количество направляющих сокращено с 30 до 24, за счет чего стало возможным защитить пакет направляющих броней. Калибр неуправляемых ракет не изменился, но они стали оснащаться более мощными боевыми частями.

1 Пакет направляющих. Смонтирован в бронированной качающейся части, которая обеспечивает защиту боекомплекта от бронебойной пули Б-32 калибра 7,62 мм с расстояния не менее 620 м.

2 Поворотная платформа. Высокая точность – наведения ракет на цель достигается за счет силовых следящих приводов наведения и системы управления огнем.

3 Бортовой экран. Бортовые – резинотканевые экраны предназначены для защиты бортов от кумулятивных средств поражения. Экраны шарнирно закреплены на планках, крепящихся к надгусеничной полке.

4 Гусеница. На ТОС-1А используются гусеницы с резинометаллическим шарниром (РМШ), состоящие из 96 траков каждая.

5 Гидравлический домкрат. – Гидравлические домкраты предназначены для вывешивания боевой машины в боевом положении.

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ "БУРАТИНО": ОГНЕМЕТНЫЕ ТАНКИ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Вторая мировая война стала периодом расцвета огнеметных танков – эти боевые машины широко применялись практически всеми воюющими сторонами.

В послевоенные годы интерес к огнеметным танкам существенно снизился. Их серийное производство осуществлялось только в СССР и США. В обеих странах такие машины строились на базе основных боевых танков, однако в их конструкции имелись существенные различия.

Огнеметный танк M4A3R3 на базе танка "Шерман" в Корее. 1968 год.

КОНТЕКСТ – В США И СССР

Концепции огнеметного танка в США и СССР были различными: американские специалисты устанавливали огнемет вместо пушки, а советские – рядом с пушкой, сохраняя огнеметному танку возможность поражать цели обычными снарядами.

АМЕРИКАНСКИЙ ПУТЬ

Возрождению интереса к огнеметным танкам в США способствовало успешное применение таких машин на базе танков "Шерман" во время войны в Корее. Характерно, что заказчиком нового огнеметного танка выступала не армия, а морская пехота. Первоначально в качестве шасси рассматривался М47, но построенный на его базе огнеметный танк Тбб остался единственным прототипом. Выбор сделали в пользу более современного шасси из семейства "Паттонов" – М48. Созданный на его базе огнеметный танк Т67 вооружался пневматическим огнеметом М7-6, установленным вместо орудия. При этом ствол огнемета был закамуфлирован "под пушку", что делало огнеметный танк трудноотличимым от обычного линейного. Вспомогательное вооружение состояло из 7,62-мм пулемета, спаренного с огнеметом. Поскольку надобность в заряжающем отпала, экипаж Т67 сократился с четырех до трех человек.

Угол вертикальной наводки огнемета составлял от -12° до +45°. Запас огневой жидкости – 1430 л, сжатого воздуха – 0,3 м 3 . Максимальная дальность огнеметания достигала 150 м, но эффективная была гораздо ниже – порядка 100 м. Выпуск огнеметных танков начался в 1955 году. Морская пехота заказала 56 танков М67 (на шасси М48А1) и 17 башен, установленных на танки М48А1, имевшиеся в распоряжении морской пехоты. Кроме того, в 1955-1956 годах изготовили 35 огнеметных танков М67А1 на шасси М48А2, поступивших на вооружение армии, но эксплуатировавшихся очень короткое время. Морпеховские же М67 в 1963-1964 годах прошли доработки до стандарта М48АЗ, получив дизельные двигатели вместо бензиновых и новые трансмиссии. Этот вариант обозначался М67А2.

Огнеметные танки М67А2 применялись и во Вьетнаме. Поначалу их пытались использовать в составе моторизованных колонн в глубоких рейдах, но малый запас огнесмеси, возимый в танке, делал такое применение нерациональным – после пары десятков выстрелов огнеметный танк становился бесполезной обузой. Более эффективным оказалось использование М67А2 в системе обороны баз. Пополнять запас огнесмеси в таких условиях было гораздо легче. Огнеметные танки буквально выжигали джунгли на подступах к базам, делая скрытое приближение противника крайне затруднительным.

Основной боевой танк М48 "Паттон" в Музее отзвуков войны. Хошимин, Вьетнам, 2003 год.

Опытный огнеметный танк, созданный на базе танка Т-54Б в 7 959 году, в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники.

КОНТЕКСТ – КОНЕЦ КАРЬЕРЫ

Отказ от традиционных огнеметных танков был обусловлен развитием противотанковых средств пехоты, дальность стрельбы которых существенно превышала дальность огнеметания танков.

СОВЕТСКИЙ ПОДХОД

В СССР разработкой огнеметных танков нового поколения занималось специальное конструкторское бюро СКБ-1, созданное в 1948 году на харьковском танковом заводе № 75. За основу при разработке приняли выпускавшийся в то время средний танк Т-54. Однако, в отличие от американцев, харьковские конструкторы сохранили 100-мм пушку в качестве главного вооружения танка – хотя и боекомплект ее уменьшился. Огнемет же смонтировали вместо спаренного пулемета СГМТ. Вышедший на испытания в 1951 году опытный образец был оборудован пороховым автоматическим танковым огнеметом АТО-42 с дальностью огнеметания 100-110 м. На втором экземпляре установили новый огнемет АТО-49 с дальностью огнеметания, увеличенной до 160-170 м. Однако увеличение дальности сказалось на боекомплекте – ведь на каждый выстрел теперь расходовалось больше огнесмеси. Если с АТО-42 танк мог произвести 28-30 выстрелов, то с АТО-49 – не более 20. Тем не менее, танк сочли пригодным для эксплуатации. В конце 1953 года на испытания вышла предсерийная партия из пяти танков ТО-54, а в 1955 году началось серийное производство, продолжавшееся мелкими партиями до 1959 года. Всего завод № 75 выпустил 110 танков ТО-54. Серийные машины отличались от опытных доработанным огнеметом АТО-1.

Емкость бака для огнесмеси на ТО-54 составляла 460 л. Из-за установки огнемета и бака боекомплект пушки уменьшили до 19 снарядов, уменьшился и боекомплект к пулемету СГ-43 (на ТО-54 сохранялся курсовой пулемет, установленный в лобовом листе корпуса). Дальнейшее совершенствование огнеметного вооружения танков в СССР шло путем увеличения дальности огнеметания. В 1955 году началась разработка танкового огнемета АТО-200 с дальностью стрельбы 200 м. Его установили на танк Т-55, используя схему, уже отработанную на ТО-54, – в башне, вместо спаренного с пушкой пулемета. Поскольку запас огнесмеси оставался прежним, а на каждый выстрел ее расходовалось больше, то танк, получивший обозначение ТО-55, мог произвести только 12 выстрелов из огнемета. Правда, это компенсировалось возросшей точностью (на ТО-55, как и на базовом Т-55, имелся стабилизатор вооружения) и возможностью вести огнеметание очередями (до восьми выстрелов в минуту). Испытания ТО-55 начались в 1958 году, а в январе 1960 года его приняли на вооружение. Первая партия из 10 серийных машин была собрана в 1961 году. До 1973 года завод в Омске построил 830 таких танков. В это время военные начали сомневаться в целесообразности разработки и строительства огнеметных танков. В армиях потенциальных противников широкое распространение получили ручные противотанковые гранатометы, кроме того, появились первые ракетные комплексы, предназначенные для уничтожения бронемашин. Все эти противотанковые средства имели эффективную дальность стрельбы, не уступающую или даже превосходящую возможности огнемета АТО-200. Отсутствие спаренного с орудием пулемета тоже стало предметом споров, поскольку ощутимо снижало эффективность использования танка для борьбы с пехотой.

НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

Как ни странно, больше всего танкеткой Mk VI заинтересовались не в самой Великобритании, а за рубежом. Лицензии на ее производство приобрели Польша, Италия, Франция, Чехословакия и СССР, причем во всех случаях речь шла не о воспроизведении прототипа.

Во всех странах к английской исходной конструкции подошли творчески, что привело к созданию нескольких весьма удачных конструкций, оставивших свой след в истории мирового танкостроения.

Танкетка ТК-3.

ТАНКЕТКА TK

Демонстрация танкетки "Карден-Лойд" Mk VI представителям командования польской армии состоялась 20 июня 1929 года на полигоне в Рембертове. Спустя девять дней начальник генерального штаба обратился к правительству Польши с просьбой о закупке 10 танкеток. Просьба эта была удовлетворена, и в ноябре-декабре 1929 года танкетки прибыли в Польшу. Одновременно была закуплена вся конструкторско-техническая документация. Работа по переделке и усовершенствованию импортного образца применительно к польским условиям производства и эксплуатации велась в Военно-инженерном исследовательском институте. Разработанная машина была принята на вооружение Войска Польского 14 июля 1931 года под обозначением ТК-3. Эта танкетка, или lekki czolg rozpoznawczy (легкий разведывательный танк), как она именовалась в Польше, и ее модификации стали наиболее массовыми бронированными машинами польской армии в 1930-е годы. Серийное производство осуществлялось государственным предприятием PZInz (Panstwowe Zaklady Inzynierii) с 1931 по 1936 год. За это время было выпущено 600 танкеток нескольких модификаций.

МОДИФИКАЦИИ ТК

Танкетка первой серийной модификации ТК-3 имела клепаный закрытый сверху коробчатый бронекорпус. Боевая масса машины составляла 2,43 т. Экипаж состоял из двух человек и размещался как на английском прототипе.

Танкетка TKS с 20-мм пушкой.

Карбюраторный 4-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Ford А мощностью 40 л. с. был установлен в середине боевого отделения. Вооружение танкетки состояло из пулемета Hotchkiss wz.25 калибра 7,92 мм, установленного в лобовом листе боевого отделения. Боекомплект пулемета состоял из 1800 патронов. Почти сразу же поляки, как и англичане, предприняли попытку вооружить танкетку пушкой, дабы придать ей противотанковые свойства. Так появилась модификация TKD, вооруженная польской 47-мм пушкой. Орудие разместили за щитом в передней части открытого сверху корпуса. Поскольку развернуть массовое производство пушки полякам не удалось, то в модификацию TKD были переоборудованы всего четыре машины.

Как только в Польше наладили лицензионный выпуск итальянского 6-цилиндрового мотора FIAT 122, более мощного и современного чем Ford А, его тут же попытались установить на танкетку ТК-3. Так появилась модификация TKF с двигателем Polski FIAT 122В мощностью 46 л. с., внешне практически ничем не отличавшаяся. После изготовления 18 машин от выпуска TKF отказались в пользу следующей наиболее удачной модификации TKS, получившей новый бронекорпус, усовершенствованную подвеску, приборы наблюдения и шаровую установку пулемета. Боекомплект довели до 2000 патронов. Двигатель Polski FIAT 122ВС позволял танкетке развивать скорость 40 км/ч. Запас хода составлял 180 км. На 24 танкетках TKS поляки установили 20-мм автоматическую пушку FK-A wz.38 польской конструкции. Начальная скорость снаряда этой пушки составляла 870 м/с, скорострельность – 320 выстр./мин, боекомплект состоял из 250 патронов. Планировалось перевооружить 150 танкеток, но этот процесс прервала война.

Танкетка TKS. На борту машины не национальная эмблема, а ротный значок.

На 1 сентября 1939 года танкетки ТК и TKS состояли на вооружении броневых дивизионов кавалерийских бригад и отдельных рот разведывательных танков, находившихся в подчинении армейских штабов. Танкетки TKF имелись в составе эскадрона разведывательных танков 10-й кавалерийской бригады. Вне зависимости от названия, в каждом из перечисленных подразделений было 13 танкеток. Истребители танков – боевые машины, вооруженные 20-мм пушками, – имелись в 71-м (4 шт.) и 81-м (3 шт.) дивизионах, 11-й (4 шт.) и 101-й (4 шт.) ротах разведывательных танков, эскадроне разведывательных танков 10-й кавбригады (4 шт.) и эскадроне разведывательных танков Варшавской мотобронебригады (4 шт.). Именно эти машины и были наиболее боеспособными, так как танкетки, вооруженные пулеметами, оказывались бессильны против немецких танков.

Танкетка CV3/33 2-й серии со спаренной установкой 8-мм пулеметов Fiat 35.

Танкетка CV3/3S.

20-мм пушки польских танкеток пробивали на дистанции 500-600 метров броню толщиной до 20-25 мм, следовательно, могли поражать легкие немецкие танки Pz I и Pz II. Наиболее успешно действовал 71-й бронедивизион, входивший в состав Великопольской кавалерийской бригады. 14 сентября 1939 года, поддерживая атаку 7-го полка конных стрелков на Брохов, танкетки дивизиона своими 20-мм пушками уничтожили три немецких танка! Если бы перевооружение танкеток успели выполнить в полном объеме,то потери немцев от их огня могли быть значительно больше. Трофейные польские танкетки вермахтом практически не использовались. Некоторое их количество было передано союзникам Германии – Венгрии, Румынии и Хорватии.

В 1938 году шесть танкеток TKS приобрела Эстония. В1940 году они перешли в собственность Красной армии. На 22 июня 1941 года в 202-й моторизованной и 23-й танковой дивизиях 12-го механизированного корпуса имелось по две танкетки этого типа. При выводе войск по боевой тревоге все они были оставлены в парках.

ИТАЛЬЯНСКИЕ ТАНКЕТКИ

К 1930-м годам итальянская автомобильная промышленность достигла высокого уровня развития и приобрела значительный опыт в изготовлении бронеавтомобилей. Поэтому, покупая в 1929 году лицензию на производство танкетки "Карден-Ллойд" Mk VI, итальянское военное министерство рассчитывало быстро организовать ее производство. Последнее поручили фирме Fiat-Ansaldo. Танкетка Carro Veloce CV29 отличалась от английского прототипа установкой итальянского пулемета и наличием откидных колпаков над головами членов экипажа. Сразу же начались работы по ее модернизации, завершившиеся в 1933 году принятием на вооружение танкетки CV3/33. С1933 по 1944 год несколькими сериями в различных модификациях было произведено 1400 танкеток. Для танкетки CV3/33 был разработан совершенно новый корпус клепаной конструкции, с рациональными углами наклона. В ходовой части танкеток первых выпусков последняя пара опорных катков соединялась рамой с направляющим колесом. У машин второй серии с направляющим колесом соединялся только один опорный каток. Вооружение машин первой серии состояло из 6,5-мм пулемета Fiat 14, а второй – из 8-мм пулемета Fiat 35. Танкетки CV3/35 получили спаренные пулеметы Fiat 35 (CV3/351) или Breda 38 (CV3/35II). У модификации CV3/35II по сравнению CV3/33 усилили подвеску, а также уменьшили отверстия смотровых щелей и выхлопных труб. Боевая масса машины составляла 3,5 т. Боекомплект: 2170 патронов для Fiat 35 или 1896 патронов для Breda 38. На танкетке устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный рядный двигатель Fiat CV 3-005 мощностью 43 л. с. Ходовая часть применительно к одному борту включала семь опорных обрезиненных катков, четыре из которых были сблокиро- ваны в две тележки, остальные закреплены индивидуально. Вместо поддерживающих роликов использовался направляющий желоб. Машина развивала максимальную скорость 42 км/ч, запас хода составлял 150 км.

В 1938 году появилась модификация CV3/38. Изменилась конструкция подвески, было установлено новое вооружение: пулемет Breda калибра 13,2 мм (для итальянской армии), пулемет Madsen калибра 13,2 мм (для бразильской армии). В противотанковом варианте машина вооружалась 20-мм пушкой Solothurn.

На базе танкеток CV3/35 и CV3/38 выпускался вариант L.F. – огнеметная танкетка с запасом огнесмеси (500 л), перевозимом в бронированном прицепе. Боевая масса машины – 4,7 т. Вооружение состояло из огнемета и пулемета Fiat 35 (Breda 38).

В начальный период Второй мировой войны танкетки L3 (общее наименование для всего семейства) составляли основу бронетанкового парка итальянской армии. Всего из них было сформировано 26 батальонов и три группы эскадронов.

В нападении на южные районы Франции участвовало три таких батальона. В Греции и Югославии воевала 131-я танковая дивизия "Чентауро", в которую входили 7,8,31, 32-й батальоны.

В начальный период боевых действий в Северной Африке имелось четыре батальона танкеток. В Абиссинии и Сомали (итальянская Восточная Африка) действовали еще четыре батальона. Еще несколько батальонов имелось в составе полковых групп, специальной танковой бригады и 132-й танковой дивизии "Ариэте". В ходе боевых действий выяснилось, что, несмотря на маневренность и быстроходность, танкетки семейства L3 не могли противостоять пушечным машинам противника. Поэтому с начала 1941 года танкетки L3 постепенно заменялись в боевых частях в Африке танками М13/40 и L6/40. Активно танкетки продолжали использоваться только против партизан в Югославии.

После капитуляции Италии часть машин досталась югославским партизанам, часть хорватским войскам и германскому вермахту, который использовал их для антипартизанских операций в Югославии. Более того, по заказу германских властей в 1944 году собрали еще 17 танкеток L3. Этими машинами оснащались танковые группы RSI (Итальянской фашистской республики Сало) "Леончелло" и "Леонесса".

В 1930-х годах значительное количество танкеток было поставлено в Афганистан, Албанию, Австрию, Боливию, Бразилию, Болгарию, Венгрию, Испанию, Ирак и Китай.

Танкетка CV3/35 одной из итальянских воинских частей, совместно с немцами участвовавшей в противопартизанских операциях в Боснии.

Оглавление

  • ТОС-1 «БУРАТИНО»/ ТОС-1А «СОЛНЦЕПЕК»
  • ПРЕДШЕСТВЕННИКИ "БУРАТИНО": ОГНЕМЕТНЫЕ ТАНКИ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
  • НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Боевые машины мира, 2014 № 22 ТОС-1 «Буратино»/ ТОС-1А «Солнцепек»», Автор неизвестен -- Военное дело

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства