«Боевые машины мира № 5 Основной боевой танк «Челленджер 2»»

925

Описание

Серия изданий с вкладышами для сборки моделей боевой техники. Выпуск посвящен основному боевому танку «Челленджер 2».



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Боевые машины мира № 5 Основной боевой танк «Челленджер 2» (fb2) - Боевые машины мира № 5 Основной боевой танк «Челленджер 2» 953K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Автор неизвестен -- Военное дело

Боевые машины мира № 5 Основной боевой танк «Челленджер 2»

EAGLEMOSS COLLECTIONS

Текст: М. Князев

Художник: Андрей Аксенов

Фотографии: ар. 4, 5,6,7,12,13,14,15 из архива М. Князева: стр. 10, 11 © East News.

Основной боевой танк «Челленджер 2»

Основной боевой танк «Челленджер 2» — наиболее современный танк в вооруженных силах Соединенного Королевства. Он является модернизацией танка «Челленджер 1» преимущественно в части конструкции башни, пушки и системы управления оружием. По решению Министерства обороны Великобритании танк «Челленджер 2» останется на вооружении британской армии до 2035 года.

Основной боевой танк «Челленджер 2» был разработан фирмой Vickers Defence Systems 8 1988 году. В рамках первогс контракта армия должна была получить 127 боевых танков и 13 учебных. Первый танк был передан в войска 16 мая 1994 года.

Танк «Челленджер 2»

БОЕВАЯ МАССА, т: 62,5.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина -11 570, ширина — 3520, высота (по крыше башни) — 2490, клиренс — 500.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: противоснарядное комбинированное.

ДВИГАТЕЛЬ: Perkins CV12ТСА Condor, 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель жидкостного охлаждения; мощность 1200 л. с. (880 кВт) при 2300 об/мин, рабочий объем 26100 см3.

ТРАНСМИССИЯ: David Brown TN 54, двухпоточная гидромеханическая, состоит из однореакторной комплексной гидропередачи с блокировочным фрикционом, планетарной коробки передач (6+2), механизма поворота дифференциального типа, аксиально-поршневой гидрообъемной передачи в дополнительном приводе и двух планетарных бортовых редукторов.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 56.

ЗАПАС ХОДА, км: 400.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция VK/VRC-353 и переговорное устройство.

Первый выпуск

Эксплуатация первых серийных машин выявила немало недостатков, большая часть которых была связана с прицелами и работой СУО. Поскольку Министерство обороны заключило с фирмой Vickers фиксированный контракт, заранее оговорив оптовую цену, то недостатки изготовитель должен был устранять за свой счет. Вполне естественно, что фирма Vickers не спешила с этой работой, в результате чего к ноябрю 1997 года из 150 изготовленных танков в армии находились лишь 38 машин. Остальные хранились на складах фирмы.

Второй контракт был подписан в июле 1994 года и предусматривал поставку 259 танков. По программе развития вооруженных сил в Королевском танковом корпусе предполагалось иметь 6 полков по 38 танков «Челленджер 2» в каждом. Последний, 386-й танк, британская армия получила в конце февраля 2002 года. 17 апреля 2002 года эта машина поступила в 1-й Королевский танковый полк.

В 1995 году 18 танков закупили вооруженные силы султаната Оман. В 1997 году был заключен еще один контракт на поставку в эту страну еще 20 боевых машин. Поставки были завершены в 2000 году.

Основной боевой танк «Челленджер 2».

Опытный танк «Челленджер 2» во время боевых стрельб.

Классический вариант

Компоновка танка — классическая, с передним расположением отделения управления и следующими за ним боевым и моторно-трансмиссионным отделениями. Механик-водитель находится в отделении управления по продольной оси и в боевом положении располагается полулежа. По обе стороны от его сиденья размещена часть боекомплекта. Размещение членов экипажа в башне традиционное: наводчик и командир находятся справа от пушки, заряжающий — слева. Корпус и башня танка «Челленджер 2» — сварные, изготовлены из многослойной брони Chobham второго поколения, которая по некоторым данным обладает противоснарядной стойкостью не менее 700 мм. Вместе с тем уязвимым местом танка является нижний лобовой лист корпуса, выполненный из обычной, то есть некомбинированной брони толщиной около 100 мм.

Башня танка спроектирована с учетом опыта, приобретенного фирмой Vickers при создании танков Vickers Mk 7 и бразильского танка Osorio. В боекомплект 120-мм нарезной пушки L30A1 с длиной ствола 55 калибров входят бронебойно-подкалиберные снаряды с сердечником из обедненного урана. Для увеличения срока службы орудия канал ствола выполнен хромированным. Диаметры цапф и гнезд под них увеличены для уменьшения колебаний ствола по азимуту и углу места и, как следствие, увеличения кучности стрельбы. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, снабжена эжектором и теплоизоляционным кожухом. Углы наведения в вертикальной плоскости от -10° до +20°. Боекомплект к пушке включает 50 выстрелов раздельного заряжения; снаряды и заряды хранятся в боеукладках новой конструкции отдельно друг от друга.

Слева от орудия установлен спаренный с пушкой 7,62 мм пулемет L94A1 Chain Gun. Возле командирского люка на башне установлен 7,62 мм пулемет L37A2, служащий в основном для противовоздушной обороны. Боекомплект пулеметов состоит из 4000 патронов калибра 7,62 мм. На лобовых листах башни смонтированы два блока по пять 66-мм дымовых гранатометов в каждом. Для создания дымовой завесы, кроме дымовых гранатометов, используется устройство впрыскивания дизельного топлива в выхлопную систему.

В СУО танка используется баллистический вычислитель канадской фирмы General Dynamics Canada, представляющий собой модернизированный компьютер танка М1А1 «Абрамс»; стабилизированный дневной прицел командира VS 580 с углом обзора 360° французской фирмы SFIM (аналогичный установленному на французском танке «Леклерк»), а также разработанный этой же фирмой стабилизированный основной прицел наводчика с лазерным дальномером и тепловизионным блоком (изображение наблюдаемой местности передается на дисплей командира и наводчика). Дневной и ночной оптические каналы прицела наводчика имели одинаковое 3- или 10-кратное увеличение. Головка прицела могла поворачиваться на 7° влево и вправо от продольной оси танка. В свою очередь дневной канал прицела командира имел 3,2- или 10,5-кратное увеличение, а ночной 4- или 11,5-кратное. В качестве чувствительного элемента ночного канала применяется тепловизор TOGS-2, разработанный на базе тепловизора TOGS танка «Челленджер 1». Чувствительный элемент установлен над стволом орудия и прикрыт бронированной створкой, которая открывается только при работе ночного канала. Наводчик имеет также вспомогательный телескопический прицел L30.

Основные сведения

Заказчик: Королевский танковый корпус

Вид: основной боевой танк

Разработчик: Vickers Defence Systems

Производитель: Vickers Defence Systems

Годы производства: 1994–2002 гг.

Годы эксплуатации: с 1994 г.

Количество выпущенных машин: 424 единицы

Контекст

«Челленджер 2» для операции «Telic»

Операция «Telic» — британская составляющая операции «Iraqi Freedom» (вторжение войск в Ирак в 2003 году). В этой операции принимали участие 116 танков «Челленджер 2» и 28 БРЭМ «Челленджер ARRV». Для их оснащения было подготовлено 137 комплектов, включавших бортовые экраны и усовершенствованные воздушные фильтры. Кроме того, все участвовавшие в операции танки получили системы идентификации; тепловые панели и шевроны. Схема маскировочной окраски была разработана израильтянами.

Основной боевой танк «Челленджер 2» вооруженных сил Омана.

Благодаря использованию в СУО танка «Челленджер 2» такой же компьютерной системы, что и на танке М1А1 «Абрамс», имеется возможность обмена информацией между обеими системами в режиме реального времени. Трансмиссия, гидропневматическая подвеска и ходовая часть доведены до более высокого уровня, чем это требовалось по программе модернизации «Челленджер 1». В конструкцию моторно-трансмиссионного блока внесено 44 изменения: установлены воздушные фильтры новой конструкции; улучшены генератор и стартер, система охлаждения, система смазки трансмиссии; усилены болтовые крепления блока и т. д. На корпусе размещены два внешних топливных бака, не подсоединенных к системе питания двигателя. Двигатель установлен прежний, хорошо зарекомендовавший себя Perkins CV 12ТСА Condor. Трансмиссия новая — TN54 фирмы David Brown Engineering. Она обеспечивает шесть передач переднего и две заднего хода.

Ходовая часть и подвеска существенно модернизированы по сравнению с «Челленджер 1», в них в общей сложности внесено 156 изменений. В частности, введен гидравлический механизм натяжения гусениц.

На танке установлены фильтровентиляционная установка, автоматическая система ППО, а так-же система регулирования температуры внутри танка, что позволяет использовать его в различных климатических условиях.

Основные даты

1989 г. — испытания первого прототипа

1994 г. — начало серийного производства

1995 г. — первый экспортный контракт

2002 г. — передача британской армии последнего серийного танка

2003 г. — участие «Челленджер 2» во вторжении в Ирак

2009 г. — официальное закрытие производственной программы

Танк «Челленджер 2» сусиленным бронированием в Ираке. 2003 год.

Боевое крещение

В декабре 1995 года первые 38 танков «Челленджер 2» поступили на вооружение Королевского Гвардейского Шотландского Драгунского полка (Royal Scots Dragoon Guards), дислоцированного на севере Германии. В июне 1998 года шотландские драгуны впервые вывели свои «челленджеры» на боевые стрельбы. Год спустя полк принимал участие в маневрах НАТО «Ulan Eagle 99», проводившихся на территории Польши.

Боевое крещение танков «Челленджер 2» состоялось летом 2000 года, когда Шотландские драгуны в составе KFOR вступили в Косово. При подготовке к этой операции англичане постарались «прикрыть» уязвимые места танка. На нижнем лобовом листе корпуса были установлены блоки динамической защиты, а борта прикрыты экранами из элементов брони «чобхэм».

Испытание боем «челленджеров» по настоящему состоялось в ходе операции Telic, во время вторжения в Ирак в марте 2003 года. На тот момент 7-я бронетанковая бригада, входящая в состав 1-й бронетанковой дивизии, имела на вооружении 120 танков «Челленджер 2». Танки активно применялись во время осады Басры, где они оказывали огневую поддержку британским частям.

В ходе боевых действий был потерян только один танк этого типа, да и то от «дружественного огня», ошибочно расстрелянный другим «Челленджером». В результате танк был уничтожен и двое членов экипажа погибли.

В настоящее время 386 танков «Челленджер 2» состоят на вооружении британской армии, 38 — на вооружении армии Омана. Долгое время после прекращения производства танков в феврале 2002 года завод в Ньюкасле был готов возобновить их выпуск, и лишь в 2009 году было объявлено об окончательном закрытии программы.

Основной боевой танк «Челленджер 2» британского контингента в Ираке на боевых стрельбах в районе Басры. 2008 год.

Корпус и башня танка «Челленджер 2» изготовлены из многослойной брони Chobham второго поколения, которая по некоторым данным обладает противоснарядной стойкостью не менее 700 мм.

Ходовая часть и подвеска по сравнению с «Челленджер 1» существенно модернизированы. В частности, введен гидравлический механизм натяжения гусениц.

Основной боевой танк «Челленджер 2»

Королевский гвардейский шотландский драгунский полк, 7-я бронетанковая бригада. Операция «Telic», апрель 2003 года. Операция «Telic» — британская составляющая операции «Iraqi Freedom» (вторжение войск в Ирак в 2003 году). В этой операции принимали участие 116 танков «Челленджер 2» и 28 БРЭМ «Челленджер ARRV».

Для их оснащения было подготовлено 137 комплектов, включавших бортовые экраны и усовершенствованные воздушные фильтры. Кроме того, все участвовавшие в операции танки получили системы идентификации: тепловые панели и шевроны. Схема маскировочной окраски была разработана израильтянами.

1 Дымовые гранатометы. На лобовых листах башни смонтированы два блока по пять 66-мм дымовых гранатометов в каждом. Для создания дымовой завесы, кроме дымовых гранатометов, используется устройство впрыскивания дизельного топлива в выхлопную систему.

2 Тепловизор. В качестве чувствительного элемента ночного канала применяется тепловизор TOGS-2, разработанный на базе тепловизора TOGS танка «Челленджер 1» Чувствительный элемент установлен над стволом орудия и прикрыт бронированной створкой, которая открывается только при работе ночного канала.

3 Прицел. Стабилизированный основной прицел наводчик с лазерным дальномером и тепловизионным блоком (изображение наблюдаемой местности передается на дисплей командира и наводчика).

4 Пулемет. Возле люка заряжающего на башне установлен 7,62 мм пулемёт L37A2, служащий, в основном, для противовоздушной обороны.

5 Средства связи. На танке установлены радиостанция VK/VRC-353 и переговорное устройство.

6 Ходовая часть. Шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, три поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная гидропневматическая Dunlop; гусеница с ОМШ и резиновыми подушками.

7 Внешние топливные баки. На корпусе танка размещены два внешних топливных бака не подсоединенных к системе питания двигателя.

8 Пушка. 120-мм нарезная пушка L30A1. Боекомплект к пушке включает 50 выстрелов раздельного заряжения; снаряды и заряды хранятся в боеукладках новой конструкции отдельно друг от друга.

Машины британской специальной воздушной службы

Специальная воздушная служба SAS (Special Air Service) британской армии была создана в июле 1941 года сэром Арчибальдом Дэвидом Стирлингом. Основной миссией этой службы было проведение диверсионных акций в тылу врага в Северной Африке. Это небольшое наступательное и мобильное подразделение было оснащено специальными машинами, оборудованием и оружием.

Солдаты британской армии маршируют по улицам Лондона. 1940 г.

Капитан Стирлинг, в то время бывший добровольцем восьмого отряда бригады «Лэйфорс», специальной бригады коммандос, созданной Объединенным Королевством в конце 1940 года для помощи британским войскам в Северной Африке, предложил главному штабу вооруженных сил Британии на Среднем Востоке план ведения боевых действий на территории противника. Он заключался в том, чтобы вести военные операции в тылу врага, разрушать их средства сообщения и нейтрализовать аэродромы военно-воздушных сил Luftwaffe и Regia Aeronautica.

Это предложение вдохновило начальника штаба Нила Ричи и генерала 8-й армии Клода Окинлека. Таким образом была создана специальная воздушная служба SAS, состоявшая из 66 добровольцев.

Верительная грамота

Однако не все британские командующие были согласны с созданием этого подразделения. Как рассказывают, один из офицеров Королевских военно-воздушных сил не верил в возможности Стирлинга и поспорил с ним, что тот не сможет проникнуть в Гелиополис, на главную английскую военно-воздушную базу, расположенную возле Каира. Стирлинг принял вызов, и его ответ был ошеломляющим: 40 бойцов специальной службы пересекли пустыню, достигли базы, обошли линию охраны, оставили в самолетах письменные послания и покинули место так, что их никто не заметил. Вот так специальная служба предоставила свои «верительные грамоты».

Изначально подразделение было сформировано из добровольцев Новой Зеландии и Австралии, выбранных за их умение водить и обслуживать машины, что было достаточно обычно для фермеров этих стран, живших изолированно друг от друга. Позднее отбор бойцов, от которых также требовались особые умения, производился в военных подразделениях Великобритании, Индии, Родезии, Южной Африки и Франции. Добровольцы должны были уметь водить машину, выполнять простой механический ремонт, использовать радио и различные виды оружия, а также иметь навыки вождения и ориентирования в пустыне.

Британский солдат с боеприпасами для зенитной пушки в Эль-Аламейне (Северная Африка). 1942 год.

Неудачный десант

К сожалению, первая военная операция, проведенная 16 ноября 1941 года, была неудачной. Цель этой воздушно-десантной операции состояла в нападении на ливийские аэродромы противников в Газале и Тимими, однако, сильная буря помешала группе достичь намеченных объектов. После выполнения миссии коммандос должны были на автомобилях группы LRDG (Long Range Desert Group) попасть в предусмотренный пункт для того, чтобы соединиться с войсками союзников. До места назначения добралось только 22 человека, в том числе Стирлинг.

Провал первой операции заставил командующего SAS отказаться от идеи воздушного десанта в пустыне. Отныне он предпочитал наземное вторжение на территорию противника и дальнейший вывод группы с этой территории. Вскоре после первой неудачной попытки он за планировал новую атаку на три вражеских аэродрома в Сирте, Эль-Агхелии и Адждабии для того, чтобы поднять репутацию своего подразделения и не дать повода для его расформирования. В декабре бойцы группы L подразделения SAS проникли на автомобилях LRDG на 100 км в тыл противника. Используя специально разработанные для этого зажигательные бомбы, они разрушили на трех упомянутых аэродромах 61 самолет и 30 автомобилей. После этого эскадрон машин LRDG, прозванный бойцами Стирлинга «службой такси ливийской пустыни», доставил обратно всех бойцов без единой потери.

Британская патрульная группа LRDG в африканской пустыне. 1942 год.

Оснащение SAS

Перед самым Рождеством 1941 года, во время еще одной атаки на аэродром в Сирте, было использовано новое средство для разрушения взлетной полосы. Во время этой операции обстрел самолетов противника велся с помощью пулеметов и гранат из-под прикрытия машин LRDG. Было уничтожено более 90 самолетов. Эта успешная тактика была впоследствии неоднократно использована во время других операций. Так, например, в июле 1942 года группа L использовала аналогичные методы, атаковав среди бела дня аэродром Сиди-Ханейш и применив свое оружие не только по наземным целям, но и против приземляющихся вражеских самолетов. Среди транспортных средств LRDG, которые были специально модифицированы для использования в пустыне, наиболее практичным и многофункциональным был грузовик «Шевроле» весом в 1,5 тонны, оснащенный разнообразным оружием: от тяжелых пулеметов до противотанковых и зенитных орудий. Само подразделение SAS было укомплектовано джипами «Виллис», которые были также приспособлены для передвижения по пустыне. Они были оснащены двумя пулеметами «Виккерс», используемыми Королевскими военно-воздушными силами.

Бронеавтомобиль «Гарфорд»

Уже первые бои с участием вновь сформированных автомобильных пулеметных взводов — так в 1914–1915 годах именовались бронечасти Русской армии — выявили потребность в пушечном броневике для усиления пулеметных машин.

Такой броневик вскоре появился. Им стал пушечный бронеавтомобиль «Гарфорд».

Бронеавтомобиль «Гарфорд» (название — «Громобой»). Юго-Западный фронт, 1915 год.

Проект бронировки «Гарфорда» разработал начальник Офицерской стрелковой школы генерал-майор Н. М. Филатов. Первый броневик был готов к отправке на фронт уже 3 мая 1915 года, а к октябрю закончили работы на всех 30 запланированных к бронировке шасси.

Базовый «Американец»

Базой для бронеавтомобиля послужил двухосный неполноприводной (4x2), 4-тонный грузовик американской фирмы Garford Motor Truck Со. Двигатель мощностью 30 л. с. позволял машине с полной нагрузкой развивать максимальную скорость 17 верст в час, скорость заднего хода равнялась 3 верстам в час. Чтобы бронеавтомобиль мог двигаться на позиции с полной скоростью как вперед, так и назад, на нем устанавливали специальную переводную муфту, управляемую рычагом с места водителя. С ее помощью все четыре передние скорости становились задними, а задняя скорость — передней. Для управления машиной при движении задним ходом служило зеркало, установленное справа от кабины в специальном броневом кожухе.

Корпус с толщиной броневых листов 6,5 мм устанавливался на специальную стальную конструкцию, приклепанную к раме шасси. Функционально он делился на три части. В передней, над двигателем, находилась водительская кабина, где были расположены все органы управления броневиком. Бензобак размещался под сиденьями шофера и его помощника. Среднюю часть занимало пулеметное отделение, в котором, кроме двух «максимов», установленных в спонсонах левого и правого бортов, был расположен зарядный ящик на 32 пушечных патрона и хранилось другое оружейное имущество. Пулеметное отделение могло отгораживаться от шоферского парусиновой шторой, а в случае необходимости и подвесными щитами. Всю заднюю часть броневика занимала вращающаяся броневая башня с установленной внутри на тумбе 76-мм противоштурмовой пушкой образца 1910 г. (качающаяся часть заимствована у горной пушки образца 1909 г.). На передней стенке головной части нижнего станка пушки имелся плоский прямоугольный фланец, к которому на болтах крепилась броневая башня, перемещавшаяся по круговому погону на трех роликах. По-походному она фиксировалась двумя особыми штырями, расположенными у задних колес. Кроме пушки, в башне был установлен еще один пулемет и располагались патронташи для 12 пушечных патронов.

В стенках бронекорпуса имелись круглые амбразурки для обзора местности, закрывавшиеся заслонками. Пулеметные амбразуры и окно пушечного прицела также закрывались заслонками. Изнутри бронекорпус обшивался войлоком и холстом.

Бронеавтомобиль «Гарфорд» и его экипаж. 1916 год.

Орудийная установка 76-мм пушки с «Гарфорда».

Полная масса бронеавтомобиля с экипажем из 8–9 человек, 44 пушечными патронами, 20 пулеметными лентами (5 тыс. патронов), запасами бензина в 6 пудов (98 кг), керосина, тавота, масла, комплектом пушечных и автомобильных принадлежностей, домкратами и цепями составляла 525 пудов (8600 кг).

В результате шасси оказалось несколько перегруженным, вследствие чего динамические характеристики машины были довольно скромными, а наличие только одного ведущего моста и сплошных шин резко ограничивало ее проходимость.

Отзывы боевых офицеров

Главным же достоинством «Гарфорда», за которое ему прощали все недостатки, считалась мощная 76-мм пушка. Вот как отзывались о бронемашине командиры пулеметных автомобильных взводов в августе 1916 года: «1.3-дм пушка отличная; 2. граната и шрапнель отличная; 3. необходимо облегчить систему (до 400 пудов); 4. необходимо иметь сильный мотор (более 40 л. с.); 5. необходимо дать скорость до 40 верст; 6. необходимо мотор сделать легкодоступным для исправления и осмотра. В боях бывают необходимы граната и шрапнель, так как в каждом бою бывает комбинированная стрельба. Участвовавшие в боях «гарфорды» все изранены (попадания пуль, разрывных пуль и осколков), но пробоин нет. Бывали случаи в боях, что «гарфорды» подъезжали к противнику на 200 и менее шагов. Пулеметный огонь с «гарфорда» бывает в каждый его выезд».

В целом эти машины отличались добротностью изготовления, надежностью в эксплуатации и эффективностью в бою, о чем позволяют судить приводимые ниже отзывы: «Тромобою" пришлось пройти около 70 верст, причем он шел молодцом, беря крутые подъемы шутя, например, у деревни Подгорица. Этот подъем раза в два сильнее Пулковского. Командир пушечного отделения 20-го взвода поручик Краснопольский.

С занятием деревни Теофиполки прибыл на ее западную окраину автомобиль «Пушкарь» под командой штабс-капитана Шульца и поручика Плешкова. «Пушкарь» обстрелял наблюдательный артиллерийский пункт противника у деревни Викторовка, после чего огонь вражеской артиллерии прекратился. Заметив колонну конницы с конной батареей, двигающуюся на юг, «Пушкарь» открыл по ней огонь, после чего колонна свернула назад и на карьере ушла… Следующим огнем «Пушкаря» был разогнан окапывающийся противник на гребне северо-восточнее Викторовки» (Из рапорта командира 19-го взвода штабс-капитана Шульца).

Бронеавтомобиль «Чудовище», 26-й автомобильный пулеметный взвод, зима 1916 года.

Итог этим двум отзывам подводит командир 13-го взвода капитан Цветковский: «Пушка в броневых частях необходима. Существующая 3-дм пушка по своим баллистическим качествам незаменима. Несмотря на большую обузу, которую представляет «Гарфорд», благодаря его малой мощности и тихоходности по сравнению с остальной боевой частью взвода, приходится, отдавая предпочтение тактической стороне вопроса, прийти к заключению о необходимости продолжать выдавать во взводы бронеавтомобили «Гарфорд» при непременном условии постановки заднего рулевого управления».

К слову сказать, потребность в последнем выявилась довольно быстро. Управление машиной при движении задним ходом с переднего шоферского места с помощью зеркала на деле оказалось почти невозможным. Поэтому уже осенью 1915 года в четырех взводах по инициативе их командиров «гарфорды» оборудовались кормовыми постами управления.

Новые заказы

Вскоре распоряжением Комиссии по броневым автомобилям при ГВТУ Путиловскому заводу поручили разработать и изготовить заднее рулевое управление для «Гарфорда».

К концу января 1916 года первый экземпляр был готов и осмотрен комиссией, составившей соответствующий акт: «Задний шофер сидит у руля боком, прижимая глаз к щели в задней стенке броневого корпуса автомобиля, таким образом, при малой щели получается хороший обзор местности. Руль сделан съемным, для шофера должно быть устроено особое кресло, которое пока заводом не выполнено. Для передачи команд, изменения скорости, действия на конус (сцепление), тормоз и акселератор от заднего шофера к переднему имеется переговорная трубка с рупором. Автомобиль прошел задним ходом вокруг палисадника Михайловской площади».

Комиссия признала приспособление для заднего управления бронеавтомобиля «Гарфорд» отвечающим своему назначению и постановила: «Рассмотреть вопрос о заказе 30 задних рулевых управлений для всех автомобилей, имеющихся в действующей армии, несмотря на то, что у 4-х автомобилей системы «Гарфорд» уже устроены задние управления самими взводами. Задние рулевые управления по изготовлению Путиловским заводом будут посланы в действующую армию вместе с инструкторами Запасной бронероты, которые установят их на месте и обучат личный состав».

«Гарфорд» Морского ведомства, захваченный поляками в 1920 году.

Помимо армии, «гарфорды» поступили и на вооружение Российского Императорского флота.

2 сентября 1915 года, когда заканчивалось изготовление последних бронеавтомобилей этого типа для пулеметных автомобильных взводов, Путиловский завод получил заказ еще на 18 машин от Морского ведомства.

При постройке «морских "гарфордов"» конструкция бронекорпуса не подверглась изменениям, вместе с тем есть основания полагать, что для них использовалось шасси 5-тонного грузовика с более длинной базой. Кроме того, броню корпуса увеличили до 7–9 мм, а башни до 8-13 мм. Боекомплект возрос до 60 артвыстрелов и 9000 патронов к пулеметам. Боевая масса при этом достигла 11 тонн. Заказ Морского ведомства выполнили к декабрю 1916 года. Броневики в составе Броневого артиллерийского дивизиона сухопутного фронта Морской крепости Петра Великого принимали участие в боях, которые 12-я армия Северного фронта вела под Ригой. В частности, 1-й взвод дивизиона (два «гарфорда» — «Ревелец» и «Непобедимый»), прикреплен к 1-му Сибирскому стрелковому корпусу генерал- лейтенанта Новицкого, поддерживал 11 — й и 77-й Сибирские стрелковые полки в боях у мыз Олай, Ролбум, Боренберг и Раденпрайс. Обе машины в этих боях были потеряны.

Оглавление

  • Основной боевой танк «Челленджер 2»
  • Машины британской специальной воздушной службы
  • Бронеавтомобиль «Гарфорд» Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Боевые машины мира № 5 Основной боевой танк «Челленджер 2»», Автор неизвестен -- Военное дело

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства