«Боевые машины мира № 1»

1819

Описание

Серия изданий с вкладышами для сборки моделей боевой техники. Выпуск посвящен основному танку США M1 «Абрамс»



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Боевые машины мира № 1 (fb2) - Боевые машины мира № 1 1464K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Автор неизвестен -- Военное дело

Боевые машины мира № 1

EAGLEMOSS COLLECTIONS

Учредитель и издатель: ООО «Иглмосс Эдишинз»

Художник: Андрей Аксенов

Фотографии из архива М. Князева

Текст: М. Князев

Основной боевой танк M1 «Абрамс»

«Абрамс», безусловно, самый известный современный танк. Со времени своего первого появления в Европе в середине 1980-х годов он стал объектом пристального внимания журналистов и военных специалистов. В течение многих лет «Абрамс» занимает верхние строчки в рейтинге основных боевых танков.

В Советском Союзе на «Абрамс» смотрели исключительно сквозь прорезь прицела. Он был основой танковой мощи НАТО и врагом номер один для советских танкистов. Именно с «Абрамса» начинались перечни танков вероятного противника в справочниках и учебных пособиях Советской армии. Впрочем, с тех пор мало что изменилось – «Абрамс» по-прежнему в центре внимания.

Тактико-технические характеристики

Танк М1А1

Боевая масса, т: 57,15.

Экипаж, чел.: 4.

Габаритные размеры, мм: длина – 9828, ширина – 3657, высота – 2438, клиренс – 432.

Бронирование, мм: лоб корпуса – 50…125, борт – 25…60, днище -12,7…32, башня-25…125.

Скорость макс., км/ч: 66,7.

Двигатель: AGT-1500, газотурбинный, трехвальный, с двухкаскадным осецентробежным компрессором. Максимальная температура газа в турбине -1193 °С.

Трансмиссия: Allison Х-1100-ЗВ, однореакторная комплексная гидропередача с блокировочным фрикционом, четырехступенчатая планетарная коробка передач, дифференциальный двухпоточный механизм поворота с гидрообъемным приводом управления и две бортовые передачи.

Средства связи: радиостанция AN/VRC-12, переговорное устройство AN/VIC-1.

Запас хода, км: 465.

Победителем конкурса на создание нового танка для армии США 12 ноября 1976 года была объявлена фирма Chrysler. Серийное производство танка, получившего официальное название М1 General Abrams, началось 28 февраля 1980 года на государственном заводе Lima Army Tank Plant.

Основной боевой танк М1 «Абрамс».

Kонтекст

Проектировать новый основной боевой танк в США начали после прекращения в 1970 году совместной с ФРГ разработки перспективного танка МВТ70. После нескольких лет напряженной работы в январе 1976 года на Абердинском полигоне начались сравнительные испытания опытных образцов фирм General Motors и Chrysler.

Базовый вариант

Танк М1 «Абрамс» имел классическую компоновку с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения. Это был первый с 1930-х годов американский танк, у которого ведущие колеса располагались сзади.

В лобовых частях сварных корпуса и башни использовали многослойную броню. Механик-водитель при закрытом люке занимал положение полулежа. Это позволило расположить верхний лобовой лист корпуса под большим углом наклона (82°) к вертикали и таким образом существенно снизить его уязвимость.

Танк М1 был вооружен 105-мм нарезной пушкой М68А1, снабженной эжектором и стабилизированной в двух плоскостях. Справа от орудия в башне находились места командира и наводчика, слева – заряжающего. Боекомплект пушки насчитывал 55 выстрелов: 44 размещались в нише башни в двух изолированных отсеках по 22 выстрела в каждом. Сверху над отсеками были установлены три вышибные пластины для сброса давления при взрыве боекомплекта. Остальные выстрелы хранились в бронированных контейнерах, 8 из которых находились в корпусе под башней и 3 – на полике башни под пушкой.

Наряду с пушкой на танке были установлены: спаренный 7,62-мм пулемет М240,12,7-мм пулемет М2НВ на открытой штыревой стойке командирской башенки и еще один 7,62-мм пулемет М240 на стойке, закрепленной у люка заряжающего. Боекомплект пулеметов состоял из 11 400 патронов калибра 7,62 мм и 1000 патронов калибра 12,7 мм. По бортам башни были установлены два шестиствольных дымовых гранатомета.

Танк М1 «Абрамс» оснащался достаточно совершенной системой управления огнем. На нем был установлен перископический, комбинированный прицел-дальномер GPS (Gunner's Primary Sight) с окулярной отводкой для командира. Он имел дневную и ночную тепловизионную ветви, приемопередатчик лазерного дальномера и гироскопический стабилизатор линии прицеливания в вертикальной плоскости. В систему управления оружием входил цифровой баллистический вычислитель, который непрерывно управлял положением прицельной марки и одновременно контролировал работу всех подсистем комплекса управления вооружением.

Кроме основного прицела наводчика танк был оснащен командирским вспомогательным монокулярным прицелом, установленным в крыше командирской башенки и предназначенным для наведения на цель 12,7-мм пулемета при стрельбе как по воздушным, так и по наземным целям. Вспомогательный монокулярный телескопический прицел наводчика использовался при выходе из строя прицела GPS.

В едином блоке с гидромеханической трансмиссией Allison Х-1100-ЗВ и обслуживающими системами на танке был установлен газотурбинный двигатель AVCO Lycoming AGT-1500 мощностью 1500 л. с. (1100 кВт) при 3000 об/мин, с двухкаскадным компрессором, свободной силовой турбиной и стационарным теплообменником.

Ходовая часть применительно к одному борту состояла из семи обрезиненных опорных катков на борт, двух обрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное) и направляющего колеса. Подвеска индивидуальная торсионная. Гидравлические амортизаторы были установлены на 1-м, 2-м и 7-м узлах подвески.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяли боевой машине массой 57 т развивать максимальную скорость 72,4 км/ч. Запас хода по шоссе составлял 394-440 км. Экипаж танка состоял из четырех человек.

Основной боевой танк MlА2.

Основные сведения

Вид: основной боевой танк

Заказчик: армия США

Разработчик: Chrysler

Производитель: Lima Army Tank Plant, General Dynamics

Годы производства: с 1980

Годы эксплуатации: с 1981

Количество выпущенных машин: 9880 единиц

Две модернизации

В марте 1982 года танковое производство и все права на дальнейшую модернизацию танка «Абрамс» приобретела фирма General Dynamics. До января 1985 года было изготовлено 2374 танка М1.

Модернизация «Абрамса» началась вскоре после начала его серийного производства в рамках так называемой программы Block I. Толчком к ее проведению послужила Ливанская война 1982 года. Результатом первого этапа программы стал танк IP Ml (IP – Improved Product – усовершенствованный продукт), появившийся в 1984 году и получивший усиленное бронирование лобовой части корпуса и башни, усовершенствованную подвеску, доработанную трансмиссию, новую гусеницу и дополнительную корзину для имущества в кормовой части башни. В августе 1984 года на вооружение был принят танк М1А1, вооруженный 120-мм гладкоствольной пушкой М256, изготавливаемой по немецкой лицензии. Боекомплект пушки уменьшили до 40 выстрелов, спаренного пулемета – до 2800 патронов. На крыше башни смонтировали две вышибные панели одинакового размера вместо трех, в дополнение к существующей индивидуальной защите от оружия массового поражения установили систему коллективной защиты с фильтровентиляционной установкой. В связи с возросшей массой танка пришлось изменить и ходовую часть. С 1988 года на танках М1А1 НА (Heavy Armor) в состав лобовой брони корпуса и башни был введен обедненный уран. Боевая масса – 57,155 т (М1А1) и 62,2 т (М1А1НА). Всего до конца 1993 года изготовили 4802 танка. Следующей масштабной программой модернизации «Абрамса» стала программа Block II. Появившаяся в 1994 году модификация Ml А2 получила новый стабилизированный командирский тепловизионный прибор кругового наблюдения CITV, баллистический вычислитель с увеличенным объемом памяти, лазерный дальномер на С02 -лазере, интегральную бортовую информационную систему IVIS и тепловизионный прибор наблюдения механика-водителя. В корпусных конструкциях стало больше элементов бронезащиты из обедненного урана, на крыше башни были установлены противокумулятивные экраны. Боевая масса танка достигла 63,1 т.

Основные даты

¦ 28.02.1980 г. – начало серийного производства

¦ 1985 Г.-модификация М1А1, вооруженная 120-мм пушкой

¦ 1991 Г. – война в Персидском заливе, боевое крещение «Абрамса»

¦ 1999 г. -создание цифровой версии М1А2 SEP

¦ 2004 г. – признание танка М1А2 SEP лучшим в мире

М1А2 в патруле на улице иракского города. Обращает на себя внимание щит пулемета, выполненный из бронестекла.

Цифровые версии

Очередная программа модернизации получила название SEP и началась в 1999 году. Была создана своего рода цифровая версия танка М1А2, оснащенная усовершенствованным бронированием третьего поколения без уранового наполнителя, новой полностью цифровой системой управления оружием, тепловизионной системой 2-го поколения наводчика и командира, вспомогательной силовой установкой для функционирования электронных систем при неработающем основном двигателе и тепловой системой управления кондиционирования воздуха для экипажа и электронного оборудования. Также применены самые современные информационные технологии, включая цветные карты, сетевые коммуникации, увеличенные объемы машинной памяти и производительные процессоры для повышения эффективности поражения целей. Усовершенствовали и командирский тепловизионный прибор CITV.

Поставки первых М1А2 SEP начались в августе 1999 года. Программа предусматривала обновление 1150 ранее выпущенных Ml А2.

В июне 2004 года агентством Forecast International танк М1А2 SEP был признан лучшим в мире. Второе место в рейтинге занял израильский Merkava Mk.4, третье – японский Туре 90, четвертое – немецкий Leopard 2А6 и пятое – британский Challenger 2.

Однако американские специалисты не остановились на достигнутом: б октября 2008 года из ворот Аннистонского арсенала вышел первый модернизированный танк М1А2 SEP V2 (Systems Enhancement Package Version 2). Это самая последняя и наиболее продвинутая цифровая модификация танка М1 «Абрамс». Новая машина отличается от предыдущих версий усовершенствованными цветными дисплеями для отображения тактической обстановки, прицелами с электрооптическим и инфракрасным каналами, доработанной силовой установкой и новыми средствами связи, совместимыми с сетями пехотных частей и соединений. Помимо этого модернизация включает внедрение ряда технологий, разработанных по программе «Боевые системы будущего» (Future Combat Systems). Под цифровой стандарт SEP V2 обновляются и ранее выпущенные М1А1.

Танк М1А1, модернизированный по программе TUSK. Хорошо виден крупнокалиберный курсовой пулемет, установленный над стволом 120-мм пушки.

М1А1НА корпуса морской пехоты США, Ирак, 2003 г.

Корпус танка сварной. Его лобовая часть выполнена из многослойной брони.

На некоторых танках установлены наполнители из керамических стержней.

Башня имеет сварную конструкцию и выполнена в виде многогранника с наклонными лобовыми и бортовыми листами.

Городской комплект

В результате изучения опыта боевых действий в Ираке на свет появилась программа TUSK (Tank Urban Save Kit – «танковый городской спасательный комплект»). «Городской комплект» включает, в частности, навесную динамическую защиту (ДЗ) передней части бортов; дополнительную защиту кормы и крыши танка; броневой щит пулемета заряжающего; устройства, предназначенные для обнаружения и уничтожения снайперов и гранатометчиков; дополнительный крупнокалиберный пулемет, укрепленный над стволом пушки; тепловизионные приборы наблюдения механика-водителя, командира и заряжающего; противоминную защиту; громкоговорящую установку и т. д. Вариант TUSK II разработан специально для танков Ml А2 SEP. Включая все вышеперечисленное, он имеет некоторые особенности. Так, на нем используется комплект ДЗ ARATII, элементы которого размещены не только на бортах корпуса, но и на крыше башни. Командирская башенка оборудована системой щитов из стали и бронестекла, защищающей командира танка со всех сторон и обеспечивающей ему обзор на 360° (по типу используемых на израильской бронетехнике). Наконец, танк оснащен телекамерой заднего обзора для механика-водителя, имеющей дневной и ночной каналы. Следует отметить, что помимо М1А2 SEP два последних нововведения комплекта TUSK II могут устанавливаться (и устанавливаются) и на М1А1.

Можно констатировать, что модернизационный запас танка «Абрамс», серийное производство которого началось более 40 лет назад, еще далеко не исчерпан. Военным руководством он рассматривается в качестве основного боевого танка армии Соединенных Штатов Америки вплоть до 2040 года.

ТАНК M1 «АБРАМС»

1 Пушка. 120-мм гладкоствольная пушка М256, изготавливаемая по немецкой лицензии. В боекомплект входят унитарные выстрелы с частично сгораемой гильзой. В связи с большими диаметром гильз 120-мм выстрелов боекомплект танка сокращен до 40 выстрелов.

2 Прицел. Перископический монокулярный комбинированный (дневной/ночной) прицел- дальномер GPS (Gunner's Primary Sight) с окулярной отводкой для командира, приемопередатчиком лазерного дальномера и стабилизатором линии прицеливания в вертикальной плоскости.

3 Крупнокалиберный пулемет. 12,7-мм пулемет М2НВ установлен на открытой штыревой стойке командирской башенки. Скорострельность – до 635 выстрУмин. Начальная скорость пули – 898 м/с. Боекомплект пулемета – 1000 патронов.

4 Дымовые гранатометы.По обеим сторонам башни установлено по одному шестиствольному гранатомету английской конструкции М239 для метания дымовых гранат. Гранатомет представляет собой фасонный корпус, в котором выполнены 6 цилиндрических каналов . (стволов).

5 Пулемет. 7,62-мм пулемет М240 установлен на стойке, закрепленной у люка заряжающего. Скорострельность – до 950 выстрУмин. Начальная скорость пули – 905 м/с. Боекомплект двух пулеметов М240, установленных на танке (второй спаренный), – - 11500 патронов.

6 Антенна радиостанции. На танке установлены ультракоротковолновая телефонная симплексная радиостанция AN/VRC-12 и переговорное устройство AN/VIC-1. В состав радиостанции входят: приемопередатчик, – усилитель и дополнительный радиоприемник.

7 Бортовой экран. На бортах корпуса танка установлены секционные откидные экраны толщиной 60 мм, выполненные из многослойной брони. Их назначение- дополнительная защита бортов танка и ходовой части.

8 Эжектор. Устройство продувки ствола пушки с отводом пороховых газов из канала ствола в резервуар для последующего эж ектирования оставшихся пороховых газов в атмосферу через дульное отверстие.

9 Гусеница. Гусеница марки Т142- двухпальцевая, моноблочная, обрезиненная, со стальным траком, резино-металлическим шарниром и съемными резиновыми подушками с шевронными грунтозацепами. В гусенице 78 траков шириной 635 мм, шаг трака-193 мм.

10 Ходовая часть. Применительно к одному борту состоит из семи двухскатных обрезиненных опорных катков со съемными алюминиевыми дисками, двух односкатных обрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения и направляющего колеса, взаимозаменяемого с опорными катками.

Краски боя. Цвета брони немецкой техники 1937-1941 годов

В январе 1933 года, после назначения Адольфа Гитлера рейхсканцлером Германии, началась реструктуризация рейхсвера (так назывались вооруженные силы Германии в 1921-1935 годах). Тогда же запустили программу по перевооружению, которая до этих пор оставалась секретной.

В 1935 году бывшие силы рейхсвера – сухопутная армия (Неег), флот (Kriegsmarine) и авиация (Luftwaffe) – вошли в состав вермахта. В первые годы его существования военную технику продолжали окрашивать так же, как и до упразднения рейхсвера: похожая маскировочная раскраска использовалась во время Первой мировой войны. Так, камуфляж бронированных машин состоял из пятен трех цветов: охристо-желтого (Erdgelb Nr. 17), бутылочно-зеленого (Grun Nr. 28) и коричневого (Braun Nr. 18), которые наносили кистью или распылителем. Иногда их обводили черной краской (Schwarz Nr. 5). Транспортеры, автомобили и мотоциклы окрашивали в серо-зеленый (Feldgrau Nr. 3). Цифровые коды, соответствующие этим цветам, были закреплены в эталонной таблице (Farbtonkarte) Nr. 840 В2, опубликованной в июне 1932 года Институтом качества и сертификации (RAL). Она представляла собой расширенную эталонную таблицу RAL Farbtonkarte Nr. 840 от 1927 года.

12 июля 1937 года Верховное командование сухопутных войск выпустило постановление Н. М. 37 Nr. 340, регламентировавшее использование новых цветов камуфляжа для боевых танков, бронетехники и транспортеров. Эти кардинальные изменения должны были одновременно подчеркнуть значимость национал- социалистического движения и обновление вооруженных сил. Новый камуфляж состоял из

В начале войны немецкая техника была окрашена преимущественно в темносерый цвет (Dunkelgrau Nr. 46), как этот танк Panzerkampfwagen II, снятый в 1940 году. Однако во время войны в Северной Африке для лучшей маскировки потребовались другие цвета, например желтовато-коричневый (вверху справа), двух цветов: темно-серого (Dunkelgrau Nr. 46) и темно-коричневого (Dunkelbraun Nr. 45), причем первым покрывали две трети поверхности машины, создавая фон, а второй наносили поверх него в виде пятен леопарда, которые занимали оставшуюся треть. Изнутри кабины бронированных машин с закрытым корпусом по-прежнему окрашивали в цвет слоновой кости (Elfenbein Nr. 20).

Тот же регламент был принят люфтваффе в сентябре 1938 года, однако следует уточнить, что в авиации использовался не такой серый цвет, как в сухопутных войсках, а более светлый, с чуть голубоватым оттенком, обозначенный в эталонной таблице как Blaugrau Nr. 4 (серо-голубой).

Два года спустя, в сентябре 1939-го, большая часть боевых танков и бронетехники, участвовавших в Польской кампании, уже была камуфлирована согласно этому регламенту, однако некоторые из них были окрашены просто в темно-серый цвет (Dunkelgrau).

Основные сведения

Elfenbein RAL 1001 • слоновая кость

Feldgrau RAL 6006 • серо-зеленый

Griin RAL 6007 • зеленый

Blaugrau RAL 7031 • серо-голубой

Dunkelbraun RAL 7017 • темно-коричневый

Dunkelgrau RAL7021 «темно-серый

Erdgelb RAL 8002 • охристо-желтый

Schwarz RAL 9011 • черный

Зимний камуфляж танков в первый год войны против СССР. Во время Балканской кампании и операции «Барбаросса» в вермахте возникла необходимость создания новых камуфляжей для немецкой бронированной техники.

Краски боя

По-видимому, новое распоряжение, упрощавшее камуфляж, было обусловлено не чем иным, как экономическими причинами. Оно было официально закреплено лишь после завершения Французской кампании, постановлением H.M.Nr.864oT31 июля 1940 года. Действительно, если вспомнить теорию блицкрига (молниеносной войны), предполагавшую, что противник будет быстро нейтрализован и не успеет дать отпор, можно согласиться, что камуфляж техники не имеет первостепенного значения. Между тем число цветов, включенных в эталонную таблицу RAL, достигло сотни, и в связи с этим была пересмотрена и рационализирована вся система цифровых кодов.

В феврале 1941 года ввели новые наименования цветов камуфляжа (официальные номера после каждого наименования позволяли избежать ошибок в записи).

С другой стороны, после того как в феврале 1941 года первые части немецкого Африканского корпуса, DAK (Afrika Korps), техника которого была окрашена в темный цвет, поспешно отправились в Северную Африку, Верховное командование сухопутных войск было вынуждено задуматься о новом регламенте камуфляжных цветов для нового театра военных действий. И 17 марта оно приняло постановление Н. М. 1941, Nr. 281, предписывавшее использовать для камуфляжа желто-коричневый/ зелено-коричневый цвет(Gelbbraun/Grunbraun RAL 8000) и серо-зеленый или сероватый хаки (Graugrun или Khakibraun RAL 7008). Первым следовало покрывать две трети каждой машины, а вторым – оставшуюся треть. А до тех пор пока в Африку не начали прибывать запасы подходящей краски, технику DAK маскировали при помощи мокрого песка или песка, нанесенного на тонкий слой масла, к которому он хорошо прилипал.

В следующем месяце началась Балканская кампания. Большая часть задействованной в ней техники была окрашена в темно-серый цвет (Dunkelgrau), хотя некоторые машины вопреки регламенту имели довоенный пятнистый камуфляж. Это объяснялось, как и в случае с операцией «Барбаросса» (нападения на СССР в июне 1941 года), тем, что темно-серый был идеальным цветом для маскировки техники в тени зданий и среди густой листвы, но не на открытой местности.

Княжеский броневик. Один из первых бронеавтомобилей

Бронеавтомобиль «Шаррон» во время испытаний в окрестностях Санкт-Петербурга, 1906 год.

Первые автомобили появились в русской армии в 1902 году, когда в Курских маневрах приняли участие десять автомашин. Дебют оказался удачным, поэтому было решено продолжить опыты с «самодвижущимися экипажами» при штабах Петербургского, Московского и Киевского военных округов. Во время Русско-японской войны на театре военных действий в Маньчжурии также использовалось несколько автомобилей.

Контекст. Автоэнтузиаст

Отставной кавалерийский офицер Михаил Александрович Накашидзе был горячим энтузиастом автомобильной техники. В 1902 году увидела свет его книга «Автомобиль, его экономическое и стратегическое значение для России», в которой автор убедительно доказывал экономическую выгоду применения автомобилей, а также затрагивал вопрос о различных сторонах их военного использования. Рассуждения эти носили не чисто теоретический характер. Годом раньше Накашидзе открыл в Варшаве первые в России шоферские курсы и стал соучредителем Варшавского товарищества эксплуатации автомобилей, которое располагало трехместными таксомоторами и десятиместными автобусами.

Бронеавтомобиль во время испытаний на бездорожье.

В 1905 году начальник команды разведчиков при 7-м Сибирском казачьем полку подъесаул князь М. А. Накашидзе представил главнокомандующему русскими войсками на Дальнем Востоке генерал-адъютанту П. П. Линевичу доклад с предложением выписать из ПариЖа через его посредничество один боевой блиндированный (покрытый броней) автомобиль, вооруженный пулеметами. После согласования условий князь Накашидзе отбыл в Варшаву, где должен был встретить заказанный броневик. В марте 1906 года машина прибыла в Петербург.

Конструкция

Бронеавтомобиль представлял собой полностью бронированную боевую машину, вооруженную 8-мм пулеметом «Гочкис», установленным в поворачивающейся на 360° башне (запасной пулемет помещался внутри корпуса). Хромоникелевая броня надежно защищала экипаж от пуль, осколков и шрапнели. Броневые листы корпуса крепились к каркасу заклепками. Спицы колес, имевших сплошные резиновые шины, закрывались бронированными колпаками. Три члена экипажа могли наблюдать за полем боя через смотровые щели и перископ. Для улучшения обзора с места водителя вне боя крышку лобового люка можно было поднимать в горизонтальное положение. Точно так же поднималась и крышка башенного люка. Садились в машину через боковую дверь. Внутри корпуса кроме экипажа могли дополнительно разместиться от двух до пяти человек (рекогносцировочная группа, офицеры связи и т. п.). Бронеавтомобиль имел большой клиренс, что положительно сказывалось на его проходимости. По сухому грунту машина преодолевала подъемы до 25°. Переносные мостки, закрепленные в походном положении на бортах корпуса, обеспечивали преодоление траншей и рвов шириной до 3 м. Весьма интересно был решен механизм поворота башни, не имевшей обычной в наши дни шариковой опоры. Башня опиралась на колонну, установленную на полу боевого отделения и состоявшую из двух частей, которые имели «нарезку в разные стороны, входящую в особую матку с кругом для поворачивания». Вручную, при помощи «круга», то есть колеса с муфтой, можно было приподнять башню и повернуть ее. Только в таком положении был возможен круговой обстрел из пулемета.

Бронеавтомобиль «Шаррон» преодолевает подъем. 1906 год.

Раскритикованный парижанин

В 1906 году бронеавтомобиль прошел довольно широкий круг испытаний. Он совершил испытательный пробег по маршруту Петербург – Ораниенбаум – Венки, во время которого двигался по шоссейным и проселочным дорогам, а также по пашне. На полигоне стрелковой офицерской школы в Ораниенбауме проводились опытные стрельбы. Затем машина была передана в распоряжение штаба Красносельского лагерного сбора и подверглась новым испытаниям. Специалисты, принимавшие новую машину, признали бронеавтомобиль вполне пригодным для разведки, связи, для срыва атак кавалерии и преследования противника. Хотя комиссии и было поручено рассмотреть лишь тактическую сторону дела, она не смогла обойти молчанием технические вопросы. Она отметила громоздкость и малую маневренность броневика, его большую массу и низкую проходимость.

Контекст. Князь на «Шарроне»

Фирма «Шаррон, Жирардо и Вуа» была основана в 1901 году. В 1902 году во время автомобильной выставки в Париже она продемонстрировала созданный совместно с фирмой «Гочкис» первый в Европе частично бронированный автомобиль, вооруженный пулеметом. В июле 1903 года эта машина – Automitrailleuse (автопулемет) – проходила испытания в Шалонском лагере французской армии. По-видимому, именно в тот период и пересеклись пути фирмы «Шаррон» и князя Накашидзе, ставшего на ней директором отдела броневых автомобилей.

Бронеавтомобиль «Шаррон» во время испытаний в окрестностях Санкт-Петербурга. 1906 год.

Роковая случайность

Встретив со стороны военных довольно прохладное отношение к своему детищу, князь записался на прием к тогдашнему министру внутренних дел Российской империи П. А. Столыпину на 12 августа 1906 года и приехал к нему на дачу, расположенную на Аптекарском острове в Санкт- Петербурге. Роковое совпадение: именно в этот день на министра было совершено покушение – его дача взлетела на воздух! Впрочем, в тот раз великому русскому реформатору повезло – он еще не приехал на дачу. А вот штаб- ротмистр Накашидзе погиб при взрыве «и вместе с ним погибли все чертежи, планы, договоры с французской автомобильной компанией и прочие документы, относящиеся к его изобретению». Так значится в докладной записке товарища министра внутренних дел, но вот тут-то следует дать некоторые разъяснения. Дело в том, что Накашидзе не был ни изобретателем, ни автором проекта этого бронеавтомобиля.

Мог быть пригоден…

Конструкцию машины разработал отставной французский полковник-артиллерист Гюйе, сотрудничавший с фирмой «Шаррон». Из двух построенных машин одна ушла в Россию, вторую летом того же года продемонстрировали военному министру Франции, а осенью броневик испытали во время маневров. После этого предложили вооружить его 37-мм пушкой, но в конце концов в марте 1907 года французское командование решило, что для разведывательных целей достаточно небронированного автомобиля, вооруженного пулеметом. По некоторым данным, бронемашину тогда же отправили в Марокко.

А что же в России? «По мнению Главного управления Генерального штаба, бронеавтомобиль князя Накашидзе, хотя и оказался не удовлетворяющим некоторым из предъявленных условий, тем не менее по результатам испытаний на Красносельских маневрах мог бы быть пригоден для выполнения известных боевых задач, а потому таковой желательно приобрести в военное ведомство для развития дальнейших испытаний с ним и с целью усовершенствования его технических данных».

На основании этого решения 9 января 1907 года бронеавтомобиль был, как тогда говорили, выкуплен в казну, то есть стал собственностью государства. На Путиловском заводе его отремонтировали и модернизировали: установили новую броню, доставленную из Франции, исправили щиты колес, все приспособления для пулеметов сделали съемными, в броневых ставнях окон прорезали смотровые щели, а в задней стенке – бойницу, восстановили наружную окраску. В таком виде бронеавтомобиль вновь прошел испытания на полигоне Офицерской стрелковой школы, в ходе которых прошел 600 верст. Выводы были неутешительными: бронеавтомобиль мог идти только по шоссе хорошего качества, по разбитым дорогам движение было крайне затруднительным. Маневренные качества машины также оставляли желать лучшего.

Почти год машина находилась на хранении в Петропавловской крепости, а затем была разобрана, причем снятая броня была передана Офицерской стрелковой школе «для испытания пробиваемости новыми пулями». На этом история бронеавтомобиля фирмы «Шаррон» в России завершилась.

Фирма «Шаррон» по заказу Накашидзе построила еще шесть таких броневиков и отправила их в Россию, но из- за гибели князя продвигать проект было некому, и через границу их не пропустили. Этим воспользовались немцы, фактически похитившие две машины, остальные вернулись во Францию. В начале Первой мировой войны одна из них геройски участвовала в боях. В ноябре 1914 года французское правительство приобрело у фирмы «Шаррон» последних три автомобиля, изготовленных ранее для России.

Бронеавтомобиль «Шаррон» в походном положении. Рядом с машиной механик, француз Ле-Секвер. Россия, 1906 г.

Бронеавтомобиль «Шаррон» на проселочной дороге в окрестностях Петербурга, 1906 г.

Недооцененный проект

Необходимо отметить, что современники, которым просто не с чем было сравнивать, вряд ли могли оценить эту машину по достоинству. Безусловно, ее технический уровень не мог превышать уровня автомобилестроения тех лет, а отсюда и целый ряд недостатков: невысокая надежность узлов и агрегатов, низкая проходимость на местности и т. д. Все это к тому же усугублялось большой массой бронекорпуса, увеличивавшего нагрузку на шасси. Компоновка же бронеавтомобиля была явно новаторской и вполне совершенной даже с точки зрения сегодняшнего дня.

Полная коллекция лучших образцов боевых машин мира

Боевые бронированные машины – детище XX века. В эту эпоху они были созданы и достигли технического и конструктивного совершенства.

Как известно, Вторая мировая война была войной моторов: автомобильных, танковых, авиационных – каких угодно. Однако по степени влияния родов оружия на ход боевых действий это была, без сомнения, танковая война. Бронированные боевые машины разных классов – от танков до бронеавтомобилей – использовали все армии на всех театрах военных действий: от советско-германского фронта до островов Тихого океана.

После окончания Второй мировой войны танкостроение получило новый импульс. В условиях холодной войны оба противостоявших лагеря интенсивно готовились к войне горячей, в том числе постепенно наращивая бронированные группировки, а также разрабатывая все новые и новые боевые машины. Вся эта техника прошла проверку боем в многочисленных локальных конфликтах прошлого века.

Коллекция масштабных моделей «Боевые машины мира» включает копии наиболее интересных и известных боевых машин последних шести десятилетий. Это танки военных лет «Пантера» и «Королевский тигр», ветераны вьетнамской войны М41 «Уолкер Бульдог» и М551 «Шеридан», израильские «Шерман» и «Меркава», нигде не воевавшие, но не менее знаменитые немецкие «Леопарды». Однако «Боевые машины мира» – это не только танки, это боевые машины пехоты «Мардер» и «Брэдли»,бронетранспортеры М113 и МТ-ЛБ, советские самоходные установки «Тюльпан» и «Гиацинт», а также другие боевые машины со времен Второй мировой войны до наших дней.

Основные даты

¦ 1943 год – танковое сражение под Прохоровкой

¦ 1944 год – боевой дебют «Королевского тигра», самого тяжелого танка Второй мировой войны

¦ 1951 год-создание АМХ13, первого в мире танка с автоматом заряжания

¦ 1958 год – создание Т-55, первого в мире танка с системой защиты от ОМП

¦ 1966 год-создание первой в мире боевой машины пехоты БМП-1

¦ 1972 год – создание Т-62, первого в мире танка с гладкоствольной пушкой

¦ 1973 год-Арабо- израильская война, танковые сражения на Синае и Голанских высотах

¦ 1976 год-начало серийного производства Т-80, первого в мире танка с газотурбинным двигателем

¦ 1991 год-Война в Персидском заливе, боевое крещение танка «Абрамс»

История боевых машин с начала XX века до наших дней

1900-1939

Первые образцы бронетанковой техники – бронеавтомобили – появились в самом начале XX века, но только с 1916 года началась великая гонка танковых вооружений.

1904 БA «АУСТРО-ДАЙМЛЕР»

Первый по-настоящему боеспособный броневой автомобиль, имеющий все современные признаки боевой машины этого класса.

1916 ТАНК МК I «МАТЬ»

Первый в мире танк, несмотря на свой грозный вид, страдал множеством «детских болезней», которые нескоро удалось преодолеть.

1917 ЛЕГКИЙ TAIIK ГГ 17

Первый танк, имевший компоновку, названную впоследствии классической. Впервые на танке появилась вращающаяся башня.

1929 ТАНК КРИСТИ М.1931

Выдающаяся конструкция, ставшая прародителем таких знаменитых танков, как советский Т-34 и британский «Кромвель».

1932 BA SlhKFZ.231 (8-RAD)

Первый в мире бронеавтомобиль с колесной формулой 8x8. Вслед за ним появилась «Пума» с несущим корпусом.

1935 СРЕДНИЙ TAIIK PZ.III

Танк, во многом определивший будущее мирового танкостроения, благодаря современной компоновке и экипажу из пяти человек.

1939-1945

Вторую мировую войну принято называть «войной моторов». Однако по той роли, какую сыграли в ее сражениях танковые войска, это была Великая танковая война.

1939 СРЕДНИЙ ТАНК Т-34

Легендарный советский танк, вынесший на себе основную тяжесть танковых битв Великой Отечественной войны.

«Тридцатьчетверка» прошла всю войну, от начала до конца, и не было лучшей боевой машины ни в одной армии».

Маршал Советского Союза И. С. Конев

1941 СРЕДНИ!! ТАНК «ШЕРМАН»

Первый американский универсальный танк, ставший к 1944 году основной боевой машиной армий западных союзников.

1942 ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК «ПАНТЕРА»

Один из самых знаменитых немецких танков. По своим характеристикам в наибольшей степени соответствует современному понятию «основной».

1943 ТАНК «ЧЕРЧИЛЛЬ» МК VII

Последний английский пехотный танк, защищенный беспрецедентно толстой броней -152 мм!

1944 ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ «ФЕРДИНАНД»

Самая знаменитая немецкая САУ периода Второй мировой войны.

1945 СРЕДНИЙ ТАНК Т-54

Танк, определивший путь, по которому советское танкостроение шло все последующие годы. Стал эталоном простоты и надежности.

1945-1960

Первое послевоенное поколение танков. Опыт Второй мировой войны подтвердил, что танки, при их умелом и правильном использовании, являются наиболее универсальным боевым средством.

1951 ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК ПТ-76

Единственный в мире по-настоящему плавающий танк, способный без подготовки преодолевать практически любые водные преграды.

1952 МАЗ-535A

Семейство артиллерийских тягачей МАЗ- 535 применялось в ракетных войсках для транспортировки баллистических ракет.

1952 ЛЕГКИЙ TAНK AMX-13

Французский послевоенный танк, впервые оснащенный автоматом заряжания. Имел 75-мм пушку с баллистикой пушки «Пантеры».

1958 СРЕДНИЙ ТАНК Т-55

Первый в мире танк, оснащенный системой защиты от оружия массового поражения. Выпускался вплоть до середины 1970-х годов.

1960 БТР М1113

Очень удачный и самый массовый в мире гусеничный бронетранспортер. Помимо армии США состоит на вооружении во многих странах.

1960 ЛЕГКИЙ ТАНК М551 «ШЕРИДАН»

Авиадесантный танк, впервые в мире оснащенный пусковой установкой, способной стрелять управляемыми ракетами.

1960-1980

В 1960-1980 годах танки рассматриваются как основная ударная сила сухопутных войск.

1962 СРЕДНИЙ ТАНК Т-62

Первый в мире серийный танк, вооруженный гладкоствольной пушкой. 115-мм пушка У-5ТС стала советским ответом на английскую 105-мм L7.

1966 БМПI-1

Родоначальница нового класса боевых бронированных машин, первая в мире боевая машина пехоты.

1966 ОСНОВНОЙ ТАНК STRV-103

Шведский безбашенный танк. Помимо оригинальной компоновки, отличался наличием смешанной силовой установки – дизель+ГТД.

1975 OCНOВHOЙ TAНK ТИП 74

Японский средний танк. Основная изюминка этой машины – гидропневматическая подвеска, обеспечивающая переменный клиренс.

1976 ОСНОВНОЙ TAНK Т-80

Первый в мире серийный основной боевой танк, оснащенный газотурбинной силовой установкой (ГТД).

1979 ОСНОВНОЙ TAНK «МЕРКАВА»МК I

Первый танк оригинальной израильской разработки. Отличается исключительно высокой степенью защиты экипажа.

1980-1090

Быстрее, мощнее, мобильнее – в танкостроении 1980-1990 годов широко и спользуются новейшие достижения в различных областях науки, техники и технологии.

1981 БМП М2 «БРЭДЛИ»

Американская боевая машина пехоты, неплохо проявившая себя в ходе операции «Буря в пустыне».

1982 ОСНОВНОЙ TAНK M1 «АБРАМС»

Второй в мире, помимо советского Т-80, танк, оснащенный ГТД. В отличие от советской машины имеет богатый боевой опйт.

1987 БМП-3

Самая современная российская боевая машина пехоты. По мощи вооружения не имеет себе равных.

1988 БМ «ВИЗЕЛЬ»

Немецкая легкая авиатранспортабельйая бронированная машина, созданная специально для воздушно-десантных войск.

1989 ТОС-1 «БУРАТИНО»

Единственная в мире тяжелая огнеметная система залпового огня. Использует термобарические боеприпасы.

С 1990 до наших дней

Военные конфликты последних лет в очередной раз опровергли утверждение о бесполезности бронетанковых войск в связи с развитием современных средств поражения с воздуха.

1990 КБМ В1 «КЕНТАВР»

Колесный танк. Одна из наиболее удачных в мире колесных бронированных машин с тяжелым вооружением.

1991 ОСНОВНОЙ ТАНК «ЛЕКЛЕРК»

Французский основной боевой танк. По уровню насыщенности электронными средствами относится к поколению 3+.

1993 БМП CV90

Самая мощная по вооружению БМП, созданная на Западе. В базовом варианте оснащена 40-мм автоматической пушкой.

2002 ОСНОВНОЙ ТАНК «МЕРКАВА» МК 4

Наиболее совершенная и мощная версия знаменитой «Меркавы». Входит в пятерку лучших танков мира.

2003 РСЗО 9К57 «УРАГАН»

Реактивная система залпового огня Российской армии.

«Высокая точность и большая эффективность стрельбы этой системы позволили достичь результатов там, где другие огневые средства оказались бессильны».

Генерал-полковник Г. Н. Трошев.

2003 КБМ «ПИРАНА III»

Тяжелый колесный бронетранспортер швейцарской разработки. Одна из наиболее востребованных машин этого класса.

Оглавление

  • Основной боевой танк M1 «Абрамс»
  • Краски боя. Цвета брони немецкой техники 1937-1941 годов
  • Княжеский броневик. Один из первых бронеавтомобилей
  • Полная коллекция лучших образцов боевых машин мира
  • История боевых машин с начала XX века до наших дней Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Боевые машины мира № 1», Автор неизвестен -- Военное дело

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства