«Конкуренция и конкурентоспособность»

1240

Описание

Книга дает всесторонне представление о рыночной конкуренции и методах ее ведения. В ней читатель сможет ознакомиться с разными трактовками конкуренции, а также получить широкое представление об устройстве конкурентной системы и формах современной конкурентной борьбы. Он также найдет ответ на вопрос о том, что такое конкурентоспособность, почему за нее борются фирмы и страны. Предназначена для самой широкой аудитории. Она будет полезна студентам при подготовке курсовых и выпускных работ, научным работникам и преподавателям при разработке учебных курсов, а также бизнесменам, желающим глубже проникнуть в тайны конкурентного механизма.



3 страница из 378
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.
Причины возникновения конкуренции

Воззрения А. Смита на природу конкуренции коренятся в его концепции экономического человека («homo economicus»), согласно которой люди движимы эгоистическими интересами и вступают в обмен с целью извлечения выгоды. А поскольку агенты рынка стремятся к сходным целям, то причина конкуренции, по мнению Смита, коренились в ограниченности благ, борьба за доступ к которым определяет содержание конкуренции: завоевание превосходства над соперниками – определяющее поведенческое свойство рыночных агентов.

Смит опирался на факты рыночной повседневности, которые указывали, что соперничество среди продавцов возникает при наличии избытка продукта, а среди покупателей – в случае его дефицита. Поэтому причина возникновения конкуренции с его точки зрения состоит в нарушении рыночного равновесия, т. е. диспропорции между структурой спроса и предложения. Конкурентный механизм запускался внешней по отношению к конкуренции силой. Однако, связывая содержание конкуренции с борьбой за преимущества, Смит указывает на активную роль конкурентов. Он понимал конкуренцию как процесс, но не связывал развитие конкуренции с действием эндогенных (внутренних) факторов. Смит рассматривал конкуренцию как дискретный процесс, где соперничество возникает под влиянием нарушения рыночного равновесия. Иначе говоря, конкурентный процесс представлялся ему как вызываемый действием внешних факторов переход от одного равновесия к другому равновесию. Поэтому считать Смита родоначальником теории динамической конкуренции нельзя.

Условия существования конкуренции

Существование конкуренции Смит связывал с наличием ряда требований, которые обусловливают ее присутствие и эффективность действия [6, с. 301]. Эти условия конкуренции и сегодня используются при характеристике ее состояния на отраслевом рынке:

1) наличие большого количества продавцов, служащее условием интенсивности конкуренции и недопущения сговора между продавцами;

2) отсутствие на рынке сговора, как условия действия рыночных цен;

3) знание конкурентами условий использования ресурсов и получения доходов в разных отраслях;

4) возможность свободного доступа к сферам деятельности и изъятия капитала из них, как условий достижения рыночного равновесия;

5) наличие времени, достаточного для приспособления агентов к изменениям условий.

Комментарии к книге «Конкуренция и конкурентоспособность», Юрий Васильевич Тарануха

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства