Вы никогда не пробовали обобщить сюжеты сказок? А вот ученые–этнографы это сделали и обнаружили определенную систему. Однако всех сказок мы касаться не будем. Обойдемся волшебными историями с участием бабы Яги, в которых, согласно исследованиям, события обычно выстраиваются в следующем порядке:
* решая свою проблему, герой отправляется в тридесятое царство;
* по дороге попадает в волшебный лес;
* там встречает страшную старуху;
* проходит испытание;
* получает от старухи подарки;
* с помощью которых обретает в конце пути высшую награду — любовь героини.
А теперь внимание! Заметьте: желая получить одну женщину, герой почему–то в обязательном порядке приходит к другой! Согласитесь, довольно двусмысленная ситуация! Особенно, с учетом того, что другая — какая–то страшная клыкастая лесная бабуленция.
Но сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Стало быть, не будем торопиться с выводами и подозревать молодых людей в специфических пристрастиях. Лучше попробуем разобраться: на что же намекает сказка?
Темное прошлое загадочной женщиныДля начала выясним кто, собственно, такая Баба Яга.
Оказывается, это — отнюдь не выдуманный персонаж, а женский архитип. Для тех, кто не знает, чем отличаются данные понятия, объясняю: выдумать можно все, что угодно, а типизируется то, что имеется в наличии у данного субъекта.
Для большей убедительности заглянем в Википедию. Оная утверждает: слово «архетип» происходит (от др. — греч. ἀρχή «начало» и τύπος — «образец»). В психологии архетипом считается универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте. В информатике архетип — это формализованная и многократно используемая модель некоторого понятия предметной области.
Стало быть, в нашем случае наша старушка Баба Яга — это эдакая информационная матрица, в которой «зашиты» собранные и обобщенные народной мудростью некоторые врожденные психические свойства женщины.
Подчеркиваю: некоторые свойства. В частности те, которые характеризуют отношения с мужчинами. Так считают этнографы и отсылают к далекому прошлому, к обычаю инициации.
Комментарии к книге «Баба Яга», Елена Александровна Муравьева
Всего 0 комментариев