«Баба Яга»

365

Описание

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. А какой именно урок преподносит сказка, расскажет кандидат исторических наук, этнограф Галина Бондаренко



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Баба Яга (fb2) - Баба Яга 36K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Елена Александровна Муравьева

Елена Муравьева Баба Яга: новые моменты к старой биографии

Шерше ля фам

Вы никогда не пробовали обобщить сюжеты сказок? А вот ученые–этнографы это сделали и обнаружили определенную систему. Однако всех сказок мы касаться не будем. Обойдемся волшебными историями с участием бабы Яги, в которых, согласно исследованиям, события обычно выстраиваются в следующем порядке:

* решая свою проблему, герой отправляется в тридесятое царство;

* по дороге попадает в волшебный лес;

* там встречает страшную старуху;

* проходит испытание;

* получает от старухи подарки;

* с помощью которых обретает в конце пути высшую награду — любовь героини.

А теперь внимание! Заметьте: желая получить одну женщину, герой почему–то в обязательном порядке приходит к другой! Согласитесь, довольно двусмысленная ситуация! Особенно, с учетом того, что другая — какая–то страшная клыкастая лесная бабуленция.

Но сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Стало быть, не будем торопиться с выводами и подозревать молодых людей в специфических пристрастиях. Лучше попробуем разобраться: на что же намекает сказка?

Темное прошлое загадочной женщины

Для начала выясним кто, собственно, такая Баба Яга.

Оказывается, это — отнюдь не выдуманный персонаж, а женский архитип. Для тех, кто не знает, чем отличаются данные понятия, объясняю: выдумать можно все, что угодно, а типизируется то, что имеется в наличии у данного субъекта.

Для большей убедительности заглянем в Википедию. Оная утверждает: слово «архетип» происходит (от др. — греч. ἀρχή «начало» и τύπος — «образец»). В психологии архетипом считается универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте. В информатике архетип — это формализованная и многократно используемая модель некоторого понятия предметной области.

Стало быть, в нашем случае наша старушка Баба Яга — это эдакая информационная матрица, в которой «зашиты» собранные и обобщенные народной мудростью некоторые врожденные психические свойства женщины.

Подчеркиваю: некоторые свойства. В частности те, которые характеризуют отношения с мужчинами. Так считают этнографы и отсылают к далекому прошлому, к обычаю инициации.

В давние времена у каждого народа существовал обряд инициации, то есть посвящения в мужчины. Суть его в том, что по достижению половой зрелости юношу вводили в родовое объединение, делали полноправным членом общества. Обряд совершался где–то в уединенном месте, в нашей полосе — в глубине леса или кустарника; в строгой тайне и сопровождался телесными истязаниями (таковы суровые мужские законы). Мальчику могли отрубить палец, выбить несколько зубов или символически сварить, изжарить, изрубить на куски.

Обряд инициации (кстати, он существует до сих пор у многих диких народов) предполагал среди прочих мероприятий и сексуальный ликбез. Осуществляли оный специальные назначенные для этого женщины. Вполне возможно (есть такая версия): что одну из жриц любви забыли в лесу. Или загнали в лес на вечное поселение. Или, так или иначе, изолировали от общества. Но не освободили при этом от выполнения служебных обязанностей. Поэтому одичавшая, озлобленная на людей, изгнанница Баба Яга по–прежнему делает, что должно — учит мужчин быть мужчинами.

С научной точки зрения

Кто–то возразит: хороша училка! А как же украденные дети, попытки их изжарить и прочие преступные деяния перед человечеством?

А ни как. Мы привыкли считать Бабу Ягу злобной страшной старухой, коварной, подлой, вредной. Между тем, ученые–этнографы в своих оценках далеко не так категоричны и считают хозяйку избушки на курьих ножках одним из самых загадочных персонажей народной сказки. Ее образ состоит из многих «слоев», которые будучи наложены один на другой не соответствуют друг другу, не сливаются в единое целое и вообще существуют в разных измерениях.

Поэтому выделяют, как бы три формы Яги (так это звучит в первоисточнике):

* дарительница — к ней герой приходит за помощью;

* похитительница детей;

* воительница, которая прилетает к героям, вырезает у них из спины ремень и творит прочие жестокости.

Шаг в неведомое

Итак, мы ознакомились в общих чертах с биографией нашей героини. Теперь можно потолковать и о проблемах, с коими многочисленные Иваны–царевичи, Иванушки–дурачки и прочие добры молодцы обращались в лесную инстанцию.

Первоисточник по сему поводу утверждает однозначно: парни являлись к Бабе Яге в не поисках денег, здоровья, успеха, власти или решения сексуальных проблем. Они разыскивали, а чаще спасали свою любовь. И именно после общения с бабой Ягой обретали счастье в объятиях своих Принцесс.

Проще говоря: герои сначала делали что–то не так, потом теряли дорогих для себя людей, общались с уродливой, циничной, равнодушной, коварной и жестокой бабой; получали от нее подарок и тогда только улаживали свои личные дела и возвращали любимых.

Двойной стандарт

А теперь сенсационная новость: Баба Яга и Принцесса — это один и тот же персонаж, в котором в сказке выведены две ипостаси женщины, две модели поведения, используемые в общении с мужчиной.

Кто–то возразит, эка невидаль. Кто ж не знает, что женщина может быть крикливой стервой, изводящей своего мужчину вечными придирками. А может быть добродушной милашкой, эффектно моргающей подкрашенными ресницами.

Действительно, это знают все. Но знание это не имеет отношения к нашему рассказу.

Баба Яга — это часть женской натуры, которую с точки зрения привычной морали, практически невозможно оценить однозначно. Судите сами: она помогает силам зла и одновременно с тем учит уму–разуму добрых молодцев. Хорошая Баба Яга при этом или плохая, кто скажет точно? Хороша или плоха женщина, когда занимает максимально жесткую, порой жестокую позицию, руководствуясь исключительно благими намерениями, и, к примеру, разводит дочек–сыновей с неугодными сужеными–ряжеными, настаивает на том или ином неприемлемом для близкого человека варианте поведения или поступке и т. д.?

Причем эта загадочная часть женской личности обладает огромной разрушительной силой. Ужас, который жестокая и жесткая мать, поселяет в сердце своего ребенка, ни сравним, ни с чем и необратим по своей сути. Стоит ли удивляться, что мир переполняют миллионы повзрослевших сыночков, скрученных в бараний рог своими мамочками и за это ненавидящих всех женщин? Что миллионы повзрослевших дочек, копируя матерей, ведут непрестанную войну с мужчинами, побеждают своих «противников» и за это их презирают? Что, встретившись эти миллионы, плодят новый ужас: мужчины страдают от заниженной самооценки, а женщины от инфантильности тех, кто их должен защищать и оберегать? Что этот порочный замкнутый круг становится все уже, и все туже затягивается петлей на шее современного брака и семьи?

На границе тучи ходят хмуро

Чтобы лучше разобраться в истоках страшной разрушительной силы, которой природа наделила женщину, давайте еще немного «покопаемся» в «биографии» Бабы Яги.

Согласно научной этнографии Яга — страж между миром живых и мертвых. И когда герой отправляется «куда глаза глядят», то попадает именно на эту границу, на сторожевую заставу — в «избушку на курьих ножках». В подтверждение данной концепции ученые приводят следующие моменты: из избушки герой чаще всего не выходит, а вылетает на коне или орле, или превратившись в птицу. Следовательно, изба находится на какой–то грани, между реальностью и миром экстраординарных возможностей.

Но тогда возникают закономерные вопросы: почему, имея доступ в царство мертвых, где все возможно, где вообще отсутствует понятие невозможного, Баба Яга ходит затрапезной уродливой старухой и одиноко живет в маленькой избушке? Почему неприкаянно коротает бесконечный век в дремучем лесу, почему не устроит свою судьбу, если благодаря ей люди получают любовь и счастье? Почему не превращает себя в красавицу? Почему не сменит развалюху на дворец?

Ответы на все вопросы довольно просты: не хочет Баба Яга пользоваться чудесами. В мире живых Яга предпочитает не иметь ничего. Она отринула земные ценности. И материальные, и духовные. Она поднялась над суетой и стала хладнокровной наблюдательницей, посредницей, существом, не желающим или не умеющим чувствовать. Бесчувствие Бабы Яга — это ее свобода. Знания и независимость — это ее богатство.

Не нужны чудеса, хочет быть свободной…знакомые мотивы? Можно сказать даже знаковые. Не так ли рассуждают наши уставшие от потрясений современницы и реальные, и кино–теле–книжно–журнальные, когда твердят о независимости и хладнокровно выверяют каждую эмоцию?

Набравшись жизненного опыта, женщина все чаще оценивает происходящее с позиций Бабы Яги: холодно, прагматично, расчетливо. Она решает: меня на это уже не купишь, а на это купишь; этим меня не возьмешь, а этим возьмешь; здесь я уже умная, не обожгусь…и становится спокойным трезвым наблюдателем, который дозирует свои чувства, управляет своими эмоциями, препарирует свои порывы и клеит сверху ярлыки, исключая тем живое непосредственное участие в процессе познания жизни.

Так ведет себя Баба Яга. Она не участвует в этом мире. Она его наблюдает. Она накопила опыт, насмотрелась всего, знает всему цену, сложила обо всем суждение. Она костлявая холодная разочаровавшаяся. Разочаровавшаяся женщина не верит в любовь и счастье, она цинична, прагматична и старается или продать себя подороже, или купить себе мужчину. А затем, решив поставленную задачу, хорошенько учит своего партнера уму–разуму.

Как стать принцессой

Но не от злости, не от сознательного желания причинить кому–то страдания. А от безысходности, по необходимости, из СТРАХА.

Холодной и прагматичной женщину заставляет быть страх. Он выхолаживает женскую душу до состояния 100 %-ного равнодушия и превращает романтическую светлую Принцессу в оружие массового уничтожения Бабу Ягу.

Но потребность в счастье неистребима и неискоренима. Бог подарил женщине возможность рожать, делиться собой, поэтому женщина может родить событие своей жизни, много событий своей жизни, прекрасных, радостных событий. Поэтому она может измениться. Для нее любая трансформация также проста и естественна, как приход весны или вызревания зерна. В психологическом плане для натур, обладающих глубинной двойственностью, смена курса — элементарный «фокус». Раз, два, три…и вместо одной стороны медали появилась другая.

Есть правда, небольшая хитрость. Простота, естественность и элементарность метаморфоз подчинена не «приказу по партии», а Высшему Закону, обойти который невозможно. Хотя пытаются все кому не лень. Вера в любовь и стремление радоваться жизни сейчас превратились в товар и продаются довольно успешно на всевозможных тренингах и семинарах. Однако умных становится все больше, а вот счастливых почему–то не прибавляется.

В чем же проблема? Да в то, что поверив алгеброй гармонию, разложив счастье на составляющие, женщины ищут информацию, как жить в гармонии с собой. И…подменяют праведное грешным. Между тем рецепт прост. Все хорошее человеку дает любовь, творчество, все сущее. Это главные волшебные предметы. Как только женщина начинает верить, что счастье, любовь, достаток можно получить при помощи иного — системы, методики, техники, денег, сексуальности — она переходит тонкую грань между добром и злом. Когда женщина решает, получить или изменить что–то в своей жизни без душевного труда, «наколдовать», она переходит грань дозволенного. И становится Бабой Ягой. И тогда не помогают ни наряды, ни уловки. Скрыть клыки и костяную ногу косметика не может. Даже красота не способна спрятать ледяное сердце.

Красота — это отдельный разговор. Женщины привыкли бояться, потому обречены бороться. Потому наслушавшись прописных истин: мужчины любят глазами, красота спасет мир, по лицу встречают…воспринимают свою красоту, как оружие, как силу и из страха проиграть в схватке с жизнью, оказаться безоружной, удваивают–утраивают усилия для сохранения тленного, забывая о куда более эффективных средствах — о духовности, душевности, умении любить, прощать и миловать мужчин.

Не карать» Миловать! И тем, утвердиться в вечной красоте и неподвластной времени силе, которые и стремится обрести в женщине каждый мужчина.

Еще раз о любви

60 % женщин называют Золушку своей любимой героиней. Почему? Потому что замарашка, добрая и трудолюбивая, получила приз — прекрасного принца. Поверив в это, женщины воспринимают любовь, как награду. А Золушка не ждала наград и чудес. Любовь вообще не является наградой в конце пути. Любовь — это путь. И те, кто понимают, что любовь — путь, имеет шанс прожить жизнь правильно. Те, кто понимает, что любовь — не награда, а форма существования — радость утра, синь неба, улыбка ребенка — те и есть настоящие Принцессы. Они не ждут, пока счастье придет к ним, они радуются жизни здесь, сейчас, сию минуту и несут эту радость миру.

В сказке все происходит из–за любви. И Золушке повезло с Принцем, потому что она любила жизнь, людей, даже мачеху и вредных сестриц, и была приветливой и доброй со всеми.

Жизнь есть то, что мы о ней думаем. Баба Яга внутри нас или Принцесса, вкладываем мы в окружающую жизнь частицу себя или холодно отстраненно, формально наблюдаем за процессом бытия — такие результаты и получаем. Это выбор дал человеку Бог, природа, космос, определив тем самым главную свободу выбора. Быть чистым светлым ясным открытым или искушенным агрессивным замкнутым — каждый решает для себя сам. И по мере своей получает.

А принцы кто?

Есть такое правило: жена дана в управление мужу, муж — богу, а вот какому: Христу или сатане он выбирает сам. Большинство религий утверждает доминату мужского начала над женским, а стало быть, и большую ответственность мужчины. Эзотерика говорит: мужчина выбирает направление, женщина наполняет это направление энергией. Но если женщина не принимает направление, то энергии свершения там не будет.

Сказка говорит о том же.

Когда Иван–царевич живет в свое удовольствие, для своей выгоды, и мучает, терзает, терроризирует свою Принцессу или же просто руководствуется в отношениях не любовью, а другими прагматичными мотивами, такими, как секс, комфорт, привычка, самоутверждение, он становится Кощеем и обречен на общение с Бабой Ягой. Более того рискует жизнью.

Мир так устроен, что мужчина способен сделать женщину несчастной, он может убить ее, но подобраться к природной женской силе он не в состоянии. Не в пример, женщине, которая может уничтожить мужчину. Сильный пол очень восприимчив к слову и легко ломается. Так работает вселенское равновесие. Будучи физически более слабой, женщины должна иметь механизм защиты, чтобы в случае агрессии постоять за себя.

Вот она и стоит, разрушая мужчину изнутри. Издеваясь над ним, то и дело, подчеркивая слабость, бессилие, беспомощность, женщины могут свести мужчину с ума, даже убить. Вспомните, кто выдал тайну Кощеевой смерти? Да–да, Баба Яга.

Если страшная, почему смешная?

Народная мудрость утверждает: сила женщины в ее слабости. Так она может получить больше от своего мужчины. Но, когда сила женщины в ее силе, она сама решает что ей взять.

Мужчины это знали испокон веку. Помнят об этом и сейчас.

Вот несколько мужских ответов на простой и почти безобидный вопрос: «Современная Баба Яга — кто она?»

«Это — людоедка. Это — обе мои бывшие жены. Несмотря, на то, что одна была худенькой и беленькой, а другая полной и темненькой, обе жрали меня, ели меня, пили мою кровь. Они не давали мне дышать, не давали жить. После того, как они истерзают меня, у них появлялись сытые довольные ухмылки. То есть обе прекрасно понимали, чего хотели и что получали в результате общения. Они чувствовали, удовольствие, мучая меня», — поведал один представитель сильного пола.

Другой выдал следующее: «Баба Яга — моя теща. Когда она меня терроризирует, у нее на лице появляется особая хищная улыбка, которая говорит, она добилась того, чего хотела».

Но это частные мнения. Общественный же приговор высмеивает женскую логику, «упаковывают» права женщин в различные догматы типа «Kinder, Küche, Kirche» (по–русски: дети, кухня, церковь; читается «киндер, кюхе, кирхе» — немецкое устойчивое выражение, описывающее основные представления о социальной роли женщины)…и умаляют образ Бабы Яги. Вопреки логике повествования таинственную лесную стражницу в сказках, книгах, фильмах изображают в виде карикатурной суматошной взбалмошной старухи, мелкой шкодницы и из ранга великого символа переводят в разряд третьеразрядных колдовских существ, типа домовиков и лесных кикимор, промышляющих пакостями и вредностями. Между тем, классическая Баба Яга такими глупостями никогда не занималась. Она — не ведьма. Ведьмы, как посредники между нечистой силой и людьми умышленно творят зло. Баба Яга не такая. Она иногда вынужденно зло–действует, но большей частью исполняет свое истинное назначение и помогает людям.

Умышленные же нападки на женский ум, установление рамок, умаление образа Яги — это защита, глубинная попытка мужчин спрятать страх перед непознанной, неуправляемой, непостижимой силой женственности. Ведь через женщину мужчины становятся причастны к жизни. Они зависимы от женщин и не способны взять под контроль их необыкновенную силу. За что и мстят коварно и беспощадно.

Авторская отсебятина

Образ страшной волшебной старухи пришел в славянскую сказку из северного фольклора, сохранив сложность и неоднозначность, присущую первооснове. И однажды мне представился случай, убедиться в этом.

Одно время у меня было хобби шить куклам нарядные платья. В том числе и бабкам Ёжкам. Как–то, снимая ситцевую кофтенку с одной из них, я нечаянно оторвала плохо приклеенный паричок и обнаружила….второе лицо. Спереди, как положено, располагалась обычная старушечья бабко–ежная физиономия, что говорится «славянского разлива». А вот сзади, под волосами пряталось молодое личико с раскосыми, северными глазами.

Уж не знаю, как можно из прагматических соображений объяснить сей феномен. Может быть, на фабрике закончились заготовки затылков и, чтобы не простаивать рабочий взял первую, попавшуюся под руку деталь из другой серии?

Но, написав к тому времени статью о Бабе Яге, я решила не посягать на чудо и подумала о Знаке.

Пластмассовая кукла в точности отражала рассказанные Галиной Бондаренко истины о могучей, мудрой Бабе Яге. Она была двуликой — доброй и злой, молодой и старой, красивой и уродливой и, имела явно подтвержденную этнографическую принадлежность. Кроме того, показала свое истинное лицо при помощи обыкновенного чуда.

Так что, сказки хоть и ложь, а написана в них, вероятно, все–таки чистая правда, подумала я. Раз Баба Яга собственной персоной подтвердила мнение эксперта, значит, так все так и есть на самом деле…

По материалам собственной статьи в журнале «Ваша судьба»

Оглавление

  • Елена Муравьева Баба Яга: новые моменты к старой биографии
  •   Шерше ля фам
  •   Темное прошлое загадочной женщины
  •   С научной точки зрения
  •   Шаг в неведомое
  •   Двойной стандарт
  •   На границе тучи ходят хмуро
  •   Как стать принцессой
  •   Еще раз о любви
  •   А принцы кто?
  •   Если страшная, почему смешная?
  •   Авторская отсебятина Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Баба Яга», Елена Александровна Муравьева

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства