Старшие дошкольники находятся как бы
на перепутье: они покинули стадию детской
цельности, но еще не успели установить
твердо сплоченной гармонии.
С. Л. РубинштейнЛичная сфера опыта ребенка: концепт «эмоция»Современный мир понимается как сложноорганизованный и открытый, находящийся в процессе постоянных нелинейных изменений. Это новое видение мира, новое понимание развития, как утверждают синергетики.
По мнению современных ученых (Л. А. Беляева), новый метод познания сложноорганизованных систем и теория самоорганизации позволяют представить эту теорию как «основу диалога человека с природой и человека с человеком». Человек обладает спонтанной активностью, креативностью. Так главным в воспитании становится «инициирование собственных линий в развитии ребенка». Это новое миропонимание, где в центре внимания – духовность. Новая психология, как утверждает Л. С. Выготский, «передает самый воспитательный процесс из рук учителя в руки ученика, поскольку требует и переноса целесознательности этого акта с учителя на ученика» (с. 159).
В «Основной образовательной программе дошкольного образования» Е. А. Ямбург формулирует главные требования к модели дошкольного образования: 1) реалистичность как максимальный учет имеющихся условий и специфики деятельности; 2) гибкость в организации учебного процесса (между обучением и свободной игрой); 3) поэтапное освоение и решение педагогических задач (проектный подход); 4) важнейшим достижением в развитии старшего дошкольника является овладение им общением (со взрослыми и сверстниками). Так реализуется осмысленное вхождение в социально статусные отношения.
Ребенок живет как бы во всё более расширяющейся действительности. Его «первый разум – чувственный разум» (Руссо).
Рис. 1
Рис. 2
Комментарии к книге «Старший дошкольник в развивающей образовательной среде. Новая стратегия – новые технологические решения», Мария Николаевна Ахметова
Всего 0 комментариев