Альбер Камю. Бунтующий человек.
Атеистический экзистенциализм пессимизма.
Человек – единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть.
Бог плутает в игре, а вместе с ним все смертные, включая меня самого, поэтому не лучше ли мне умереть? Проблемой было самоубийство.
Сегодня идеология отрицает только чужих. Теперь убивают не себя, а других. проблемой стало убийство.
Если ни во что не веришь, ни в чем не видишь смысла и не можешь утверждать никакую ценность, все дозволено и ничего не имеет значения.
Добродетель или злой умысел становятся делом случая или каприза. Бог плутает в игре.
(В абсурде игры выбирается пассивность-отрицание, бунт или убийство. Чтобы игра не была бесцельной, ставкой в игре становится человеческая жизнь).
Если нет ни истинного, ни ложного, ни хорошего, ни дурного, правилом становится максимальная эффективность самого действия, то есть сила.
Тогда надо разделять людей не на праведников и грешников, а на господ и рабов.
Позиция отрицания-бездействия или нигилизма отводит убийству почетное место.
В абсурдной игре нет места логике, в абсурде никто с ней не считается.
В отчаянном противостоянии вопрошающего человека и безмолвной вселенной самоубийство и убийство означало бы конец этому противостоянию.
Самоубийство – уход, избавление. Оно не согласуется с интересами игроков. ак же не согласуется преднамеренное убийство. Возможна лишь фатальная ошибка.
Вне человеческого существования пари абсурда немыслимо, в этом случае отсутствует одна из двух необходимых для спора сторон. ( Отсутствует предмет спора).
Самоубийца обладает гибельной силой и страшной свободой, которую он обретает, решившись на смерть. (Для самоубийцы ничего не стоит убить с собой любое количество людей).
Одна из причин самоубийства – презрение к миру. (Смердюков из «Братьев Карамазовых» прежде чем повеситься поставил перед собой икону, потом надел на шею петлю, показал образу кукиш и повесился со второй попытки.)
Ощущение абсурдности жизни, ее бессмысленности порождает неверие ни в какие ценности. Осознание непонятного и несправедливого удела человеческого вызывает бунт.
Слепой мятежный порыв против абсурдности жизни постепенно утихает и приобретает определенную цель.
Комментарии к книге «Бунтующий человек», Альбер Камю
Всего 0 комментариев