© Коллектив авторов, 2016
© В. П. Шестаков, составление, 2016
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2016
* * * У городов и стран – свои приметы Конь и искусная езда – отличье фессалийца; Узнаешь спартиата на войне ты, А по обильным пиршествам – мидийца. По бороде, завитой в кудри – сына Ассирии, по косам – кельта, воина лесного, А если спросишь, чем славны Афины, Знай: их приметы – Человек и Слово. Константинос Кавафис ПредисловиеАнтичность – ориентир в безбрежном мире мировой истории. На неё равнялась вся европейская история во все эпохи. Она помогала разным странам в определении своей национальной идентичности, в понимании своего места в мире. В особенной мере античность играла в переходные периоды истории, когда утрачивалась историческая перспектива, ясность целей и направлений развития. Похоже, что такой период переживает Россия в наше время.
Для европейской истории античность всегда была предметом для подражания. Иногда это подражание превращалось в возрождение античной культуры, что дало повод назвать одну ее эпоху Ренессансом. В истории существовали различные попытки возрождения античности. По сути дела, вся история европейской культуры представляет собой цепь таких попыток. Не случайно Эрвин Панофский в своей книге «Ренессанс и ренессансы» доказывал, что возрождение античности не было привилегией периода 14-16 веков, что существовало много «возрождений», как удачных, так и неудачных. Этот процесс продолжается и сегодня, хотя он происходит в скрытой форме. Мы все больше узнаем об античной истории, все глубже и глубже понимаем ее смысл и характер ее культуры. Даже великий скептик философ Людвиг Виттгенштейн говорил, что отдаляясь во времени от прошлых эпох, мы приближаемся к более полному их пониманию.
Комментарии к книге «Античность как геном европейской и российской культуры», Вячеслав Павлович Шестаков
Всего 0 комментариев