Особая культурно-географическая область Мезоамерика (Mesoamerica была впервые выделена в 1943 г. мексиканским ученым П. Кирхгофом на основе ряда общих черт культуры (См.: Kirchhoff P. Mesoamerica. In: Sol Taxed.J. Heritage of Conquest. Chicago, 1952, p. 17—31. ) и с тех пор прочно заняла свое место в работах американистов. Однако вопрос о границах Мезоамерики и времени ее появления на исторической сцене до сих пор остается предметом дискуссий. И в этой связи никак нельзя согласиться с версией Д. Соди о том, что южная граница рассматриваемого региона проходила в I – середине II тысячелетия по территории Никарагуа (полуостров Никойя). На мой взгляд, Мезоамерика – это прежде всего особый, северный район зоны высоких цивилизаций Нового Света в доколумбову эпоху, и, следовательно, ее южная граница на протяжении примерно полутора тысяч лет (от рубежа нашей эры до испанского завоевания) совпадала в целом с южной границей самой южной мезоамериканской цивилизации – индейцев майя, т. е. проходила по землям Западного Сальвадора и Западного Гондураса. (См: Гуляев В. И. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. М., 1972, с. 5. ) Территориально Мезоамерика включала в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса. В этой области, отличающейся необычайным разнообразием природных условий и пестрым этническим составом, на рубеже нашей эры произошел переход от варварства к цивилизации и государственности, что сразу же выдвинуло местных индейцев в число наиболее развитых народностей древней Америки.
Анализ мезоамериканских археологических памятников имеет большое значение не только для исследования прошлого самой Мезоамерики; они представляют большой теоретический интерес и для изучения процессов и явлений, сопровождающих рождение классового общества и государства в целом. Дело в том, что, по признанию подавляющего большинства специалистов, местные цивилизации возникли и развивались без какого-либо ощутимого воздействия других очагов культуры, находившихся в Египте, Двуречье, долине р. Инд, и прошли примерно через такие же стадии развития, что и древние общества Старого Света, но с некоторым хронологическим отставанием.
Комментарии к книге «Великие культуры Месоамерики», Деметрио Соди
Всего 0 комментариев