Главным правовым памятником, как зеркало, отразившим в себе общественно-политический строй и правопорядок Киликийской Армении, является кодекс Смбата Спарапета (гундстабля) – основной источник настоящего исследования.
Другой источник – это «Армянский Судебник» Мхитара Гоша, опубликованный впервые в 1880 г. магистром правовых наук, архимандритом В. Бастамянцем. Мы пользовались также русским переводом этого памятника, мастерски выполненным А. А. Паповяном и опубликованным Академией наук Арм. ССР в 1954 г. Судебник Мхитара Гоша был основным письменным источником кодекса Смбата. Поэтому мы поставили себе задачей отметить сходство этих памятников и их отличие. Поскольку «Книга армянских канонов» VIII века н.э. была источником для названных и других нормативных актов, необходимо было воспользоваться и ею, особенно канонами Саака Партева, составленными в V веке н.э. и вошедшими в нее позже[1]. В 1964 году вышел обстоятельный «Научно-критический текст» армянских канонов, составленный Вазгеном Акопяном под рубрикой «Армянская Книга Канонов» и содержащий уточненный текст всех канонов IV – VIII вв. н.э., принятых или санкционированных армянской церковью[2].
Для изучения истории государства и права Киликийской Армении в известной мере имеют значение также византийские законы и особенно ассизы латинских государств Востока, в частности, использованные нами «Ассизы Антиохийские», переведенные А. А. Паповяном на русский язык[3].
Нами использованы также многочисленные документы государственно-правового и международно-правового характера.
Комментарии к книге «История Киликийского армянского государства и права (XI - XIV вв.)», Алексей Григорьевич Сукиасян
Всего 0 комментариев