Заклепаны клокочущие пасти.
В остывших недрах мрак и тишина.
Но спазмами и судорогою страсти
Здесь вся земля от века сведена.
И та же страсть, и тот же мрачный гений
В борьбе племен и смене поколений.
Доселе грезят берега мои:
Смоленые ахейские ладьи,
И мертвых кличет голос Одиссея,
И киммерийская глухая мгла
На всех путях и долах залегла,
Провалами беспамятства чернея.
М. Волошин
ПАРОДВРЕМЯ И МЕСТО ДЕЙСТВИЯ: XX ВЕК, ТЕАТР.
Сцена погружена в глубокий мрак.
Луч прожектора внезапно выхватывает
из темноты хорега, стоящего на проскениуме.
Он обращается к зрителям.
Вы, сидящие в зале, смотрите и слушайте и не призывайте гнева богов на головы бедных актеров. Вы, критики и сикофанты, не скрипите вашими стилями, дабы не спугнуть тени тех, кто пройдет перед вами. Вы, мореходы и воины, не судите нас слишком строго, но внимайте с благоговением деяниям ваших предков, ибо их слава - это ваша слава, а их подвиги - ваша история. "Весь мир играет на подмостках",- сказал однажды римлянин Петроний и назвал себя Арбитром, что означает "зритель". Его почитатель император Нерон переосмыслил прозвище, придав ему другое значение - "судья", имея в виду безупречный художественный вкус писателя. Но это не помешало сумасбродному венценосцу приказать своему кумиру принять яд. "Зритель" стал участником трагедии, подтвердив тем самым, что он был прав, считая мир театром, а людей - и зрителями, и актерами в одно и то же время. О "театрах военных действий" и "аренах борьбы" вы услышите в нашей трагедии.
Комментарии к книге «Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей.», Александр Борисович Снисаренко
Всего 0 комментариев