Читатель вправе сразу задать вопрос — почему мне будет интересно прочесть эту книгу? Чем она отличается от других, в изобилии представленных в любом книжном магазине или киоске? Да и вообще, актуальна ли тема книги — какой нацизм, война давным-давно закончилась, пусть это будет интересно историкам, но почему это будет интересно мне?
Ответ, пожалуй, будет таким. Нацизм, которому посвящена эта книга, — это то, о чем часто и уже давно говорят и пишут, но в итоге о сущности которого никто из нас ничего толком не знает. Наши представления о нем состоят из мешанины различных пересказов, ярких символов и разрозненных крупиц информации, не образуя единой ясной картины. Поэтому в сознании людей нацизм предстает чем-то неясным, пугающим, запретным — но, как и все запретное и пугающее, парадоксально притягательным.
Хуже всего с пониманием сущности нацизма, как ни странно, обстояло дело в СССР, хотя война и нацистская оккупация оставили в памяти его граждан страшные следы. По точному выражению соавтора сценария фильма «Обыкновенный фашизм» (1965 г.) Майи Туровской, «народ помнил войну, но при этом не представлял себе, что такое национал-социализм. Народ вообще-то даже Гитлера не видел. Потому что на советских экранах антифашистские фильмы были редкостью. В нашей картине впервые был показан облик нацизма. До нее люди просто его себе не представляли».[1] «Мы при создании фильма хотели, чтобы кто-то и у нас начал думать»,[2] как и почему это произошло. (Впрочем, последующие советские фильмы не удержались на этом уровне, перейдя от изображения карикатурных нацистов (похожих на орков из фильма «Властелин колец») 40–50-х гг. к образам «сверхчеловеков» и парадной нацистской эстетики из кинохроники, в результате чего, по справедливому замечанию критиков, «Третий рейх, чего греха таить, мы до сих пор представляем по увлекательным советским фильмам, где разгуливают разодетые в пух и прах эсэсовцы в черной «вечерней» форме».[3])
Комментарии к книге «Расовые мифы нацизма. Врага надо знать!», Владимир Родионов
Всего 0 комментариев