В другом памятнике древнеиндийской литературы конца 2-го тысячелетия до н. э. — в «Ведах», представляющем собой сборник гимнов и мифов, точнее, в одной из главных ее частей — «Ригведы», имеются такие же указания на полярную ночь и полярный день далеко на Севере, а также на Полярную звезду, созвездие Большая Медведица, то же говорится и о существовании центральной горы Меру (Махамеру).
В одной из восемнадцати книг индийского эпоса «Махабхарата» есть еще одно упоминание о горе Меру. В стране, где оказались герои эпического произведения, можно было видеть, как высоко восходит в небе Большая Медведица (Семеро Риши), как она вместе с другими созвездиями обходит неподвижную Полярную звезду: «На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру… на нем обитель Брахмы, здесь душа всех существ пребывает, Праджапати, все подвижное и неподвижное сотворивший… Великий Меру, непорочная благая обитель. Здесь находятся и вновь над горой восходят Семь Риши во главе с Васиштхтой»5.
На Меру пребывают всесильные боги — Брахма, Вишну, Шива; там построен великолепный дворец Индры. Бог лучезарного солнца — Сурья, взойдя на Меру, «дает бытие и его распределяет между всем подвижным и неподвижным». «Золотой горой» называют Меру, золотом блистают ее вершины. Древнеиндийский астроном и географ Варахамихира в VI веке писал, что «гора Меру построена из золотых плит… между ними поднялись деревья в обильном цвете, усыпанные благоухающими соцветиями». В золотых руслах текут там реки, озера с золотым дном блестят, как луна. Из этих водоемов берут начало священные потоки, самые чистые и прозрачные, ибо их воды несутся над чистейшим золотом. Здесь лучшая из рек — «небесная Ганга», источник всех вод земли. Отсюда направили боги великие потоки и в мир людей6.
Комментарии к книге «Неведомые земли и народы Севера», Александр Иванович Леонтьев
Всего 0 комментариев