Вынесенные в эпиграф слова величайшего философа Нового времени написаны два столетия назад, но в них очень хорошо отражены как историческая сущность человека («сын своего времени»), так и историческая сущность самой философии («эпоха, постигнутая в мышлении»). Человек всегда был, есть и остаётся философом, пока у него сохраняется способность к мышлению, а философия останется суммарным отражением духовных исканий эпохи, показателем поставленных временем проблем. В силу этого она постоянно присутствует в обществе, но постоянно оказывается новой (что будет хорошо прослеживаться при рассмотрении философии разных эпох – от седой древности до наших дней, чему посвящена вторая часть настоящего пособия). Именно поэтому настоятельно рекомендуем не смотреть на философию, как на учебный предмет, который предстоит сдать, а следует видеть эту дисциплину как основу становящейся внутренней духовности, которая выступит определяющей константой будущей интеллигентности. Воспринять это в 18–20 лет трудно, но необходимо.
Вот как писал о юности, её страстях и исканиях, более двух тысячелетий назад, библейский Екклезиаст: «Веселись, юность, в юности твоей, и да вкушает сердце твоё радость во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суд». В этих словах очень хорошо передаётся общий жизненный настрой юности, когда перед молодым человеком раскрыты широкие жизненные горизонты и возможности для будущего самовыражения. Однако действительность, в силу независящих от нас обстоятельств, оказывается не столь гостеприимной, как нам хотелось бы. Пир жизни, к которому призывал юность тысячелетия назад Екклезиаст, нередко оборачивается трагедией, к которой молодежь не всегда оказывается подготовленной. Судьба, писал Белинский в одном из своих писем друзьям, порой хочет дать нам оплеуху – мы же подставляем ей щёку, думая, что она хочет поцеловать нас.
Комментарии к книге «Основы философии», Юрий В. Бабаев
Всего 0 комментариев