КОРСУН А.Н.
СУДЬБА ГНОСЕОЛОГИИ КАНТА В ХХ ВЕКЕ
ВВЕДЕНИЕ
В истории философии много гениальных мыслителей, чьи труды определяли направление и характер философского дискурса на последующие годы и неутратившие своей актуальности и по сей день. Кант среди них занимает особенное место. Его значение, как в философии, так и в гуманитарном знании в целом велико, оно значительно шире, нежели принято думать. Кант "убил" гносеологию, показав её существенную ограниченность и на первый план стала выходить иная проблематика, прежде всего онтологическая и аксиологическая, однако, парадоксальным образом, внутри этой проблематики, даже у таких авторов, как Камю, которые умалчивают о Канте и о связи своего учения с его философией, всё равно "прорастает" именно кантовская гносеология.
Кант отрефлексировав процесс познания пришёл к выводу о разграничении внутренней сущности вещей (вещи-в-себе) и явлении вещи в наших ощущениях и представлениях о ней (вещи-для-нас). И хотя вопрос о таком разделении поднимался ещё с античности [1], заслуга Канта состоит в том, что он основываясь на таком посыле честно пришёл к выводу об ограниченности возможности познания мира. Вторая важная заслуга Канта заключается в том, что он снял дилемму происхождения знания. Его предшественники, а также подавляющее большинство авторов писавших свои труды после него склонялись к какому-то одному из двух полярных тезисов: "знание - продукт опыта" или "знание - продукт разума". Кант же объединил оба полюса таким образом: знание возникает благодаря опыту, при помощи чувственных и ментальных априорных форм.
Комментарии к книге «Судьба гносеологии Канта в 20 веке», Артем Николаевич Корсун
Всего 0 комментариев