В аддитивной модели результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму факторов-слагаемых.
Примером аддитивной модели может служить методика расчета суммы прибыли до налогообложения в форме 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Прибыль до налогообложения представляет собой алгебраическую сумму следующих слагаемых:
• прибыль от продаж,
• + проценты к получению,
• – проценты к уплате,
• + доходы от участия в других организациях,
• + прочие доходы,
• – прочие расходы.
Общая формула мультипликативной модели:
Q = a×b×c×…×d.
В мультипликативной модели результативный показатель представляет собой произведение факторов – сомножителей.
Примером мультипликативной модели может служить выручка от продаж в торговой точке, реализующей один вид товара:
B = q×p,
где B – выручка от продаж; q – количество проданного товара в натуральном выражении; p – цена продажи единицы товара. Общая формула кратной модели:
В кратной модели результативный показатель представляет собой относительную величину, отражающую соотношение факторов.
Примерами кратной модели могут служить различные коэффициенты рентабельности. В частности, рентабельность собственного капитала (RCK) выражается формулой:
где П – сумма прибыли за период; СК – средняя величина собственного капитала за период.
Общая формула комбинированной модели:
При решении аналитических задач экономико-математические модели можно преобразовывать из одного вида в другой.
Рассмотрим пример преобразования кратной модели в комбинированную [6].
Рентабельность капитала организации (R):
где П – сумма прибыли за период; К – средняя величина капитала организации за период.
Среднюю сумму капитала организации можно представить в виде двух факторов-слагаемых:
К = F + E,
где F – средняя величина основного капитала; Е – средняя величина оборотного капитала.
Следовательно, формула рентабельности капитала усложняется:
Далее вводим в формулу рентабельности показатель выручки от продаж (B).
Формула рентабельности капитала усложняется и приобретает следующий вид:
где B – выручка от продаж; П/В– коэффициент рентабельности продаж; F/B – коэффициент фондоемкости продукции (по основному капиталу); E/B – коэффициент закрепления оборотного капитала.
Комментарии к книге «Комплексный экономический анализ предприятия. Краткий курс», Коллектив авторов
Всего 0 комментариев