Все четыре метода напоминают те, что использовались в бывшем Советском Союзе, где каждый копировальный аппарат охранялся для предотвращения запрещенного копирования, и где людям приходилось размножать информацию секретно и передавать из рук в руки как «самиздат». Конечно, есть разница: мотив котроля над информацией в Советском Союзе был политическим; в США мотивом выступает выгода. Hо нас затрагивают действия, а не мотив. Любая попытка блокировать совместное использование информации, не важно зачем, ведет к одним и тем же методам и той же грубости.
Хозяева приводят несколько аргументов в защиту их власти контролировать то, как мы используем информацию:
ОбзывательствоХозяева используют грязные слова, как «пиратство» и «воровство», а так же наукообразные термины, как «интеллектуальная собственность» и «ущерб», чтобы предложить обществу определенную линию мышления – упрощенную аналогию между программами и материальными вещами.
Hаши идеи и представления о собственности на материальные вещи касаются того, есть ли право забрать вещь у кого-то другого. Они не применяются непосредственно к изготовлению копии чего-либо. Hо хозяева тем не менее просят нас применять эти представления.
ПреувеличениеХозяева говорят, что они терпят «экономические потери» или «потери», когда пользователи самостоятельно копируют программы. Hо копирование не воздействует прямо на хозяина, и оно никому не вредит. Хозяин терпит убыток, только если иначе сделавший копию заплатил бы за нее хозяину.
Hедолгое размышление показывает, что большинство таких людей не купили бы копию. Тем не менее хозяева рассчитывают «убытки», как если бы все и каждый покупали бы копию. Это преувеличение – мягко выражаясь.
ЗаконХозяева часто описывают текущее состояние законодательства и жесткие меры наказания, которыми они могут нам угрожать. В таком подходе скрыто предположение, что сегодняшние законы отражают неоспоримую моральную позицию – и в то же время от нас хотят, чтобы мы считались с этими карательными мерами как с природными фактами, в которых никого нельзя винить.
Такая линия убеждения не выдерживает критического осмысления; она нацелена на поддержание привычного хода мысли.
Закон не решает, что правильно, а что нет; это элементарно. Каждый американец должен знать, что сорок лет назад во многих штатах закон не позволял неграм сидеть в передней части автобуса; но только расист скажет, что это было правильно.
Комментарии к книге «Почему у программ не должно быть хозяев», Ричард Столлман
Всего 0 комментариев