Оксана Аболина ТАМАГОЧИ
Сегодняшний педсовет мы посвятим детальному разбору уроков экспериментального школьного предмета Тамагочи на примере 5-А класса. Как вы знаете, Министерство Образования собирается в ближайшее время ввести единые требования для изучения курса этого предмета в средней школе. И наша непреложная задача — найти оптимальную и эффективную методику урока. Внедрение Тамагочи в школьную программу — жизненная необходимость общества, на которую указал Отдел Репродукции Министерства Семьи и Детства. Цель предмета — развитие у школьника социально-адаптивных и поведенческих навыков, связанных с заботой о потомстве, что приведет в дальнейшем к усилению репродуктивной функции семьи, а в конечном итоге, в сочетании с другими правительственными программами, направленными на борьбу с демографическим кризисом, вызовет рост населения.
Итак, почему предметом исследования стал именно 5-А? С одной стороны, это обычный, ничем не отличающийся от других, школьный класс, среднестатистический по всем показателям — социальному положению родителей, успеваемости учащихся, а также их поведению. С другой стороны, именно этот класс дал в целом серьёзные положительные результаты при изучении предмета Тамагочи, отличные от всей школы. И хотя мы знаем, что роль личности в истории ничтожно мала и в математическом исчислении приближается к нулю, мы не можем пока объяснить феномен успеваемости 5-А класса по предмету Тамагочи какими-либо иными факторами. Очевидно, что хотя в целом личность не способна изменить историю, однако на уровне микросоциальных структур она может распространять своё влияние на общество. Это в полной мере отражает положение с Тамагочи, сложившееся в 5-А.
Возьмём для примера всю параллель пятых классов: от Б до Ж. Везде отношение к Тамагочи со стороны учащихся можно охарактеризовать как безответственное, вплоть до многочисленных смертельных исходов питомцев. И виной тому не только халатность и безразличие учеников, забывающих вовремя покормить, выгулять, вакцинировать, обучить основам безопасности жизнедеятельности своего подопечного etc etc, но это часто преступное равнодушие, а то и жестокость. Посмотрите, как мальчики из класса В заставили воевать своих тамагочи с тамагочи ребят из класса Д. А многочисленные природные катаклизмы, созданные учащимися класса Ж? И с каким цинизмом эти школьники оправдывали гибель своих питомцев! Мол, они закаляли их в борьбе за выживание! В результате, в трёх классах параллели при всей снисходительности преподавателя не удалось поставить ни одной положительной оценки. В остальных классах дело обстоит ненамного лучше. И только в 5-А Тамагочи стал любимой дисциплиной учащихся. Добросовестное, творческое и конструктивное отношение школьников привело к неожиданным и подчас парадоксальным результатам. О них мы сегодня и поговорим.
Прежде всего хочу отметить: в связи с тем, что предмет Тамагочи экспериментальный, учащимся было позволено воспитывать питомцев не под своими именами, а под псевдонимами. Некоторые из учеников воспользовались этой привилегией, и поскольку я не вправе называть их имена, я просто охарактеризую представляющие наибольший исследовательский интерес работы, обозначив их авторов теми псевдонимами, какие они сами себе выбрали.
Начнём с Single. Девочка, вне всякого сомнения, обладает мощным интеллектом и богатым воображением. В классе её уважают. Держится она слегка особняком, так как развитие её значительно опережает возраст. Мысль ее столь стремительна, что она не всегда способна объяснить ее одноклассникам. Впрочем, и учителям тоже. До введения предмета Тамагочи любимым предметом Single была математика. Девочка вся была погружена в мир чисел и теорем. Не сумев на словах объяснить красоту и гармонию алгебры одноклассникам, она изготовила для них четырехмерные кубики с примерами и формулами из высшей математики. Ребята с интересом их разглядывали, но ничего не понимали, а затем начали складывать из кубиков пространственно-временные домики, чем вызвали жестокое разочарование девочки в человечестве. Тогда она нарисовала на кубиках картинки, просто и наглядно поясняющие формулы, и тут conception был достигнут. Дети стали использовать кубики на уроках алгебры и геометрии, обсуждать на переменах теоремы, а Single с энтузиазмом занялась изучением нового предмета — Тамагочи. Не исключено, что именно благодаря её энергии, этот предмет стал профилирующим в 5-А. Девочка с большой ответственностью подошла к решению поставленных задач и прежде всего к созданию образа своего питомца. Как мы увидим на положительных примерах других детей 5-А, тамагочи учащихся являются, как правило, неким подобием своих создателей. Вкладывая в питомца свои идеи, чувства, увлечения, школьники невольно моделируют свою собственную личность. В случае Single мы видим питомца умного, бескомпромиссного, острого, неординарного. Несмотря на опасения преподавателя, девочка не оторвалась от земли, создав фантастический непостижимый для окружающих образ, но поместила подопечного в среду обычных клерков в среднестатистическую атмосферу тамагочи, создав ему благоприятные условия для выживания. Вероятно, в этом выборе сказалась подсознательная тяга девочки к глубокому взаимопониманию с обычными людьми. В типичной социальной среде тамагочи питомец девочки выделяется незначительно — да, его решения оригинальны и выходят за рамки стереотипа, тем не менее, начальство ценит его интерес к работе. С досугом питомца Single дело обстояло немного сложнее. Девочка хотела сделать своего подопечного мастером восточных боевых искусств, кроме того любящим разъезжать в свободное от работы время на бешеной скорости на мотоцикле, у городских детей вообще наблюдается подобная склонность к экстриму. Но преподаватель объяснил девочке, насколько опасен для её тамагочи такой образ жизни, и она удовлетворилась тем, что создала своему питомцу богатый воображаемый мир. Хобби тамагочи Single лежит сугубо в сфере её собственных интересов — изучение теории фракталов в кинематографе и факториала в современной детективной литературе. Кстати, на почве факториала у Single возникло некоторое недопонимание с девочкой, выбравшей себе псевдоним Соня готовит Апокалипсис.
Несколько слов насчёт псевдонимов. В 5-А сложилась парадоксальная ситуация. Лишь немногие дети подписались собственными именами под своими работами. Большинство выбрало псевдонимы или, как их еще называют, тамагочи-маски. Но насколько образы питомцев являются отображением личности самих учащихся, настолько псевдонимы, почти во всех случаях, звучат антагонистично. Лишь в двух-трех случаях можно говорить об адекватном имени, которое дети избрали своим питомцам. Сюда относится уже упомянутый нами тамагочи Single — действительно, в своем роде уникальный, оригинальный, единственный, а также тамагочи, названный одной из учащихся, Просто Приятная Девочка. О ней я скажу пару слов чуть позже. Во всех остальных случаях мы видим не просто неадекватные прозвища, абсолютно не отражающие действительность, но в прямом смысле противоречащие ей.
Приведу несколько примеров псевдонимов учеников, о которых речь впереди. Бромбензол — мальчик-гуманитарий, не имеющий не только склонности к химии, но испытывающий к ней определенное отвращение. Артозаврик — имя этого тамагочи явно ассоциируется с вымершими миллионы лет назад ископаемыми ящерами, однако подопечный Артозаврика — как это ни противоречиво выглядит, самый юный тамагочи в классе. Соня готовит Апокалипсис — образ псевдонима сложный, включающий в себя действительное стремление девочки к исследованию неизведанных тайн мироздания, но назвать себя Соней, имея столь живой характер — это, простите меня, нонсенс, трудно объяснимая несообразность. Скорее, это прозвище можно было дать Бродяге, который вечно дремлет на задней парте и которого даже в большую перемену не выгонишь на территорию школьного двора. Мы предположили сначала, что имена, которые дети дают своим персонажам, являются их тайным стремлением к идеалу-антагонисту собственной личности, но, вероятнее всего, вопрос решается проще — школьники инстинктивно прячут свое внутреннее «я» от взгляда постороннего человека и оттого их выбор имени для тамагочи кажется для нас неуместным, а подчас даже лживым.
Однако, вернёмся к Соне готовит Апокалипсис. Нельзя сказать, что между ней и Single возник конфликт на почве факториалов, нет. Это было лёгкое недоразумение, связанное с тем, что Соня готовит Апокалипсис недостаточно хорошо занимается на уроках математики. Поэтому она перепутала факториал с одним из видов арифметической прогрессии — суммой натуральных чисел. Когда персонажи обеих девочек начали обсуждать проблемы современного детектива, то тамагочи Single утверждал, что факториал заключает в себе положительное начало, а питомец Сони готовит Апокалипсис отстаивал противоположную точку зрения, мотивируя тем, что во многих детективах действие происходит в игорных домах, в частности в Лас-Вегасе, а сумма натуральных чисел от 1 до 36, используемая в рулетке, является мистическим числом 666. Тамагочи Сони готовит Апокалипсис в качестве доказательства привёл даже некое раритетное издание, рассказывающее о Франсуа Бланке, якобы создавшем рулетку при помощи дьявола. Впрочем, тамагочи обеих девочек довольно быстро разобрались в собственных разногласиях и нашли общий язык. И это неслучайно. Дело в том, что Соня готовит Апокалипсис — девочка непростая. Сложная она девочка. Глубокая. Имея от природы лидерские наклонности, она, тем не менее, с рождения склонна к рефлексиям и размышлениям об устройстве нашего мира, в промежутках между которыми она не прочь плотно перекусить. Эти же черты она передала своему тамагочи. Он много думает о своем создателе и, надо отметить одну важную деталь — Соня готовит Апокалипсис сумела преодолеть границу, заложенную в программе тамагочи, между ней самой и её питомцем возникла обратная связь, которую девочка постоянно поддерживает. Тамагочи Сони готовит Апокалипсис с глубоким уважением относится к своему создателю, но ученица объяснила ему, что сама она тоже является творением неких высших сил, поэтому должна восприниматься своим подопечным не как Господь Бог, а как проводник, опекун, ангел-хранитель, чьи функции она на себя с удовольствием и берёт. Питомец девочки отличается воинственным характером, при встрече с другими тамагочи он рассказывает им о Создателе, а когда они не желают его слушать, встаёт в боевую стойку и умело сражает их левым хуком. Часто избиения, которые он производит, носят массовый характер, вызывая ностальгическую зависть у Single, отказавшейся по настоянию учителя, от персонажа, владеющего боевыми искусствами. После того, как Соня готовит Апокалипсис повергает на землю всех своих оппонентов, она бегает от одного к другому, прикладывая примочки к местам ушибов, а затем ведёт их к себе домой, где готовит им борщ, а затем каждого заботливо кормит с ложечки, приговаривая: «Запомните, раз и навсегда запомните: Бог есть Любовь». Несомненно, автор столь противоречивой и сложной натуры не может не импонировать любящей сложные задачи Single.
Теперь перейдём к мальчикам. Тамагочи мальчиков 5-А, как правило, менее сложны, чем тамагочи девочек. Нельзя сказать, что они более примитивны или поверхностны, скорее, в них есть некоторая прямолинейность, которую девочки избегают в силу гендерных отличий. Для девочек важна глубина, красота образа, таинственность, для мальчиков неотъемлемая черта — яркость, оригинальность, привлекательность. Не является исключением и Сергей Ерёмин, с которого мы и начнём разговор о тамагочи мальчиков.
Сергей Ерёмин — один из немногих учеников, наряду с Маргаритой Смирновой и Булбул Асаевой, который не воспользовался правом взять псевдоним для своего питомца. Не то, чтобы его подход к образу тамагочи разительно отличался от подхода Single, Бромбензола, Бродяги и других — нет. Ему тоже есть что скрывать от постороннего взгляда. Подобная нарочитость в выборе имени, с нашей точки зрения, является своеобразной формой тамагочи-маски. Называя персонажа своим именем, учащийся, тем не менее, не отождествляет себя с ним до конца, а придумывает новый образ, дополняющий собственную личность.
Сергей Ерёмин создал героя, популярного в своём социуме. В любой сфере деятельности, в любой общественной структуре у него имеется собственная ниша, в которую он неизменно и упорно втягивает свое окружение, создавая таким образом микровселенную, вращающуюся вокруг него самого. Быть постоянно на виду крайне утомительно. Поэтому подопечный Сергея Ерёмина ценит не только общение, но и одиночество, и природу. Неслучайно мальчик поместил своего питомца в южный город Севастополь, где его герой чувствует себя максимально комфортно — чуть ли не круглогодично он может купаться в море или ходить по грибы. Но даже находясь в полном одиночестве, тамагочи Сергея Ерёмина постоянно обдумывает новые, фонтанирующие в его сознании, идеи, способные заинтересовать окружающих. Поэтому следует отметить, с какой тщательностью ученик следит за своим увлекающимся персонажем, который то и дело рискует сорвать ядовитый гриб в лесу или переохладиться при длительном купании в море. Подопечный Сергея Ерёмина пользуется исключительным уважением окружающих, инстинктивно стремящихся к рассудительному, заботливому и спокойному руководителю, мимо внимания которого не укроется никакая мелочь. Пожалуй, только питомец старосты класса Шалуев, испытывая острую ревность к неформальному лидеру, старательно его избегает. Есть еще один важный момент в тамагочи Сергея Ерёмина, на который стоит обратить внимание школьному психологу — это гендерный вопрос. Многие рассуждения питомца данного ученика упираются именно в него. Нельзя сказать, что он проявляет к гендерным отличиям недюжинный интерес — просто свободно оперирует теми понятиями, которые большинству учащихся даются с трудом. Не забывайте, именно по этой причине в школьную программу и был введён предмет Тамагочи. Сергей Ерёмин — очень перспективный школьник, который со временем вполне сможет занять пост руководителя репродукционного отдела районного, а то и городского масштаба. Ценные кадры уже сейчас следует отбирать и лелеять. Кстати, чуть не забыл сказать — Сергей Ерёмин изготовил для своего питомца двух его собственных подопечных: кота Васяна и кошку Санку, таким образом создав примитивную действующую фрактальную модель вселенной в области разума. Возможно, ему подсказала ее Single, которая, как вы помните, увлекается теорией фракталов.
Однако, гораздо больший интерес, чем фрактальная модель вселенной Сергея Ерёмина, представляют миры Маргариты Смирновой и Артозаврика. В области физики микрокосма они пошли много дальше. Их проект подразумевает, что неотъемлемой чертой тамагочи является создание себе подобных, вплоть до бесконечности. Построив для своих питомцев уникальные миры, Маргарита и Артозаврик научили своих подопечных всему тому, что умеют сами. В результате их тамагочи создают своих тамагочи-2, которые также выстраивают целые вселенные, где есть всё, начиная от сельского хозяйства до ресторанного бизнеса, от городских иерархий правления до криминальных структур. У их вселенных своя физика, география, история, часто разительно отличающиеся от нашей.
Единственное, что остается неизменным — возможность к воспроизводству тамагочи. Министерству Семьи и Детства стоит обратить внимание на этот интересный проект двух простых школьников, в которых, несомненно, скрыты потенциальные миротворческие способности.
Теперь поговорим о Бромбензоле. Я уже упоминал об этом мальчике, слабо приспособленном к выживанию в социуме. День и ночь он витает в облаках, следуя за своими мечтами и грёзами, которые уводят его далеко от проблем реального мира. Рассеянный, задумчивый, он любит записывать ментальные впечатления своих астральных путешествий. Как это ни парадоксально, но предмет Тамагочи, экспериментально введенный в школе, стал для Бромбензола любимым. Он признавался учителю, что смутно предчувствовал возможность создания собственных миров учениками и всю свою жизнь подсознательно к этому стремился. Представьте себе, в отличие от Маргариты Смирновой и Артозаврика, создавших самовоспроизводящиеся тамагочи-миры, Бромбензол нашёл иное решение для фрактальных вселенных — они берут начало в его воображении, продолжаются в сознании его героя-тамагочи, который в свою очередь, придумывает мир со своим питомцем. Несмотря на оригинальность идеи, мальчику нельзя поставить твердую пятерку, только с помощью учителя он сумел обустроить реальный мир своего персонажа. С подсказки преподавателя, он поместил его в такие условия существования, которые волей-неволей заставят тамагочи периодически возвращаться с небес на землю, думая о хлебе насущном. Сибирский мечтатель — так в шутку называют героя Бромбензола другие школьники.
Кто-то предложил поставить пятерку Бродяге. Я категорически против этого возражаю. Бродяга — один из немногих учеников 5-А, который не заслужил положительной оценки. Никаких творческих находок, ничего оригинального. Всё, что существует в образе его тамагочи — мягко говоря, позаимствовано у других учащихся. Его питомец любит поговорить о кино и литературе, как герой Single, он не прочь плотно перекусить и порассуждать о высоких материях, как Соня готовит Апокалипсис, он мечтателен, как Бромбензол, он нахально воспроизводит миры Артозаврика и Маргариты, выдавая их за свои, и только Сергей Ерёмин не дал ему списать ничего со своего персонажа. Получившаяся из разных героев смесь абсолютно нежизнеспособна, и, как и сам Бродяга, склонна к тому, чтобы спать всё свободное время. Уму непостижимо, как ухитряется выжить это несчастное существо, не прилагая к тому ни малейших усилий. Сам Бродяга совершенно не следит за своим подопечным, бросив его на произвол судьбы. К счастью, подавляющее большинство других учеников 5-А гораздо сознательнее и ответственнее подошли к реализации своих проектов.
Продолжая тему, я хочу напомнить, что помимо индивидуальных проектов по созданию тамагочи, школьникам было предложено найти решение задачи — как соединить своих питомцев всех вместе, найти для них, так сказать, общий знаменатель. Если в других классах параллели это были преимущественно завоевательные войны, природные катаклизмы, пандемии, в 5-А ученики нашли способ мирного решения вопроса. Дети создали сетевую инфраструктуру, объединяющую всю планету, к которой подключили своих питомцев. Таким образом, расстояние между городами, в которые ребята поселили своих подопечных, перестало играть какую-либо роль. Заинтересовавшись подобным решением, создатели программы усложнили задачу. Места для обычных сетевых встреч тамагочи были искусственным образом трансформированы для того, чтобы проверить, как сумеют питомцы найти самостоятельный выход из сложившейся ситуации. При этом два тамагочи — Булбул и Просто Приятная Девочка были отправлены своими создателями в такую область планеты, откуда встреча с другими персонажами была усложнена внешними обстоятельствами. Создав сложный маршрут сетевых перемещений, дети успешно решили и эту проблему.
В заключение хочу сказать, что ошибкой было назначать Шалуева старостой класса. Да, Шалуев — мальчик живой, увлекающийся. Но тамагочи для него оказались слишком сложной структурой, он интересуется социумом более простых существ, например, таких, как приматы. Недавно в школьный зооуголок привезли несколько отловленных в джунглях прямоходящих особей. Забросив все остальные предметы, совершенно игнорируя важность поставленной Министерством Семьи и Детства задачи, Шалуев увлекся зоологией. В течение трех месяцев он старался научить приматов разговаривать по-человечески, правда, к сожалению, безуспешно. Но, справедливости ради, следует отметить, что Шалуев нашел с приматами общий язык, и даже научился лазить по деревьям. Вероятно, учитывая узко специализированные интересы мальчика, его стоит перевести в класс по естествознанию, а старостой 5-А, теперь уже официально класса Тамагочи, назначить неформального лидера Сергея Ерёмина.
Кто за? Единогласно. Решение принято. Позвольте подвести итоги…
11–12 января 2010 г. Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg
Комментарии к книге «Тамагочи», Оксана Валентиновна Аболина
Всего 0 комментариев