Андрей Алексеевич Кокоулин Город над крышами
— Не дрейфь, — сказал Димка.
Юрка посмотрел вниз.
Высота была — двенадцатый этаж. Внизу теснилась темнота, окаймленная гирляндой слабосильных фонарей. Правее, угловатой вклейкой между домами, виднелся участок трассы — вот он был яркий, желтый, даже пересвеченный.
Юрка выдохнул и крепче взялся за перекладины.
— Высоко, — сказал он.
Димка над его головой переступил ногами.
— Ты что, визор снял? — сердито спросил он.
— Ничего я не снимал, — обиженно ответил Юрка.
Подул, заполз под сбившуюся куртку ветер. Пожарная лестница звякнула сочленениями. Как будто челюстью клацнула.
— Ты это… — миролюбиво сказал Димка. — Здесь уже крыша скоро. Не поворачивать же.
Светлые подошвы его кроссовок поднялись на ступеньку выше.
— Меня родаки убьют, — вздохнул Юрка.
— Это если узнают.
— А ты точно уверен, что это «Золотой квест»?
— Ты сияние видел?
Юрка поймал железную перекладину в пальцы и поднял голову.
— Я не совсем точно…
— Я тебе говорю! Это он самый! Тут пятнадцать ступенек осталось.
Щуплая фигура Димки перевалилась через выступ.
— Эй, — испуганно прошептал Юрка.
Несколько секунд не происходило ничего, потом светлое пятно Димкиного лица всплыло над краем крыши, будто Луна.
— Давай, это здесь!
Юрка, ежась от прохлады, принялся торопливо подниматься. Визор подсветил небо, рассыпал по нему подписи к созвездиям.
Медведицы, Возничий, Дракон, Цефей.
— Дай руку!
— Держи.
Димка потянул приятеля, и тот, смешно пыхтя, в визоре на пол-лица, перегнулся через бортик ограждения и грянул на рубероид крыши.
— Блин!
Юрка потер ладонями коленку.
— Что? — почему-то шепотом спросил Димка.
— Ударился. Ты сильно потянул.
— Ну и не фиг тормозить.
— Тебе бы так!
— Ух ты! — сказал вдруг Димка, вывернув шею, и Юрка мгновенно позабыл о коленке.
— Что? Что там?
Он вскочил, поправляя съехавший набок визор. Это Димке хорошо, у него ремни подогнаны, а тут брат Леха под свою большую голову настраивал.
— Видишь? — с придыханием спросил Димка.
— А то!
Это в реальности они стояли на керамзите и похрустывающем рубероиде среди похожих на скворечники выходов вентиляционных шахт, а в визоре под ногами темнели мощные каменные плиты, вокруг сводом смыкались полупрозрачные стены и в глубине, там, где кирпичным горбом прорастало машинное лифтовое отделение, серебристо посверкивали то ли шестерни, то ли зубчатые дуги.
— И куда нам? — спросил Юрка.
— Не видишь, что ли?
Димка сделал шаг, и плита под его кроссовкой вспыхнула золотом.
В визорах ребят сияние волной прокатилось по стенам, высвечивая выбитые на камнях значки зверей, птиц и человеческих фигурок.
— И все-таки крыша — это чересчур, — сказал Юрка, осторожно продвигаясь за другом.
Он ожидал смертоносных ловушек, ядовитых копий, выскакивающих из незаметных отверстий в стене, или скорпионов со скарабеями. Как в «Индиане Джонсе».
А визор там, не визор… Сначала-то от страха душа в пятки, потом уже соображаешь, что не настоящее.
— Крыша — это самое то, — сказал Димка, огибая гудящий «скворечник», притворившийся многорукой статуей. — Не теплотрасса же! Вот во всякие коллекторы я бы не полез, сто пудов!
— А говорят, это не законно. Ну, квесты эти.
— Ясен пень! Квестовые моды на родную прошивку фиг поставишь. Ну и ломают. И никакой, типа, соблюдения безопасности.
Они остановились перед аркой, за которой вразнобой ходили зубцы и крутились дырчатые диски, и Димка хлопнул Юрку по плечу:
— Вперед, мой Санча!
Судмедэксперт был в визоре.
— Берсенев, следователь, — Берсенев протянул руку.
— Как вы быстро.
Судмедэксперт качнул головой и, несколько запоздало заметив ладонь, торопливо ее пожал. Крот слепой.
— Вы можете убрать? — Берсенев показал на визор.
— Сейчас, маркеры только расставлю.
Эксперт сдвинулся к накрытому простыней телу. Кровь чернела на асфальте. Тонкая струйка тянулась к канализационной решетке.
Берсенев отвернулся, посмотрел на стоящую за лентой ограждения пожилую чету, пнул окурок, вполуха слушая за спиной:
— Череп… шейные позвонки… обширное внутреннее кровоизлияние… оскольчатый перелом… резаные раны…
— Вы скоро? — поторопил Берсенев.
— Да-да, — судмедэксперт на манер дирижера поводил ладонью по воздуху и откинул визор на лоб, открыв худое и длинное лицо с недельной небритостью. — Все, здравствуйте.
Они еще раз пожали друг другу руки.
— Солонин, Игорь Юрьевич.
— Берсенев, Александр Степанович.
— Не любите визоры?
— Не выношу.
— Но хоть пользовались?
— Иногда приходится. Потом пол-дня мутит.
— А я уже как без рук, — Солонин потер висок. — И видео, и заметки, и потом, если что, пересматриваю, фиксируюсь на деталях.
— Кто? — показал глазами Берсенев на труп.
— Мальчишка, — вздохнул эксперт. — Лет тринадцати-четырнадцати. Упал, по всей видимости, с крыши.
— Не из окна?
— Маловероятно. Он упал почти на автостоянку. Метров пятнадцать от дома. Из окна любого этажа — это нужно разогнаться и прыгнуть. И то не получится. Видите, он почти наискосок, с угла крыши прыгал?
— Наркотическое, алкогольное опьянение?
— Не знаю, я взял кровь на анализ. Визуально — не похоже. Точнее выяснится уже на вскрытии.
— Выкинули?
Солонин пожал плечами.
— Или сам.
— Самоубийство?
— Так сразу не скажешь. Записки нет. Визор весь в брызги.
— Он еще и в визоре был?
— Теперь многие их почти не снимают. Дыра.
— Что? — наклонился, не расслышав, Берсенев.
— Дыра, — повторил Солонин. — Это на молодежном сленге. Дополненная реальность. Дэ. Эр. Ды-ра. Согласитесь, есть какая-то символичность в названии. Ухнул, как в дыру. Дыра засосала. Черная дыра.
— Или кроличья. Как у Кэррола.
— У Кэррола — нора.
— Да? — Берсенев присел у трупа на корточки. — Я слышал, Игорь Юрьевич, вы что-то говорили про резаные раны. То есть, есть вероятность насильственной смерти?
Он приподнял край простыни и, скривившись от увиденного, опустил его обратно.
— Нет, это мальчишке визором срезало бровь, — сказал Солонин. — И кожу со лба.
— Документы при нем были какие-то?
— Нет. Но база данных по городу у нас есть, выясним по днк. Если что, подключимся к федеральной сети.
— Понятно.
Берсенев задрал голову, оценивая расстояние до крыши. Пользуясь моментом, Солонин вновь опустил визор на лицо. Губы его зашевелились.
— Странно, — сказал Берсенев. — Он, получается, не из этого дома.
— Что?
— Никто не опознал, не забеспокоился.
— Его нашли-то час назад, — приподнял визор эксперт. — Здесь карман автостоянки, кусты, из окон если только крайних и разглядишь. Родители, я думаю, еще объявятся.
— А время смерти?
— Часов десять-одиннадцать вечера.
— И он лежал, получается, восемь часов… И какого черта ему вздумалось прыгать?
— Дети, — сказал Солонин.
Словно это все объясняло.
— А остальные ваши где?
— Из группы? По квартирам пошли. Меня оставили сторожем.
Берсенев поднялся.
Было пасмурно. Порывами налетал ветер и теребил застрявший в ветвях полиэтиленовый пакет. Пожилая чета ушла. Во двор задом, мигая, заезжала «скорая» — фургон без окон, с надписью на борту: «Специальная».
— Ну вот, — сказал эксперт, — сейчас погрузят, и я свободен.
— Куда его?
— В морг на Береговой.
— У вас связь сейчас с отделом есть? — спросил Берсенев.
— Да, — кивнул Солонин.
— Запросите, пожалуйста, похожие случаи.
— Дайте минуту.
Берсенев отошел от фургона, из кабины которого выбрались двое медиков в зеленой прорезиненной униформе, пожилой и молодой.
Судмедэксперт их знал, они поздоровались, обменялись короткими фразами. Прозвучала Береговая. Фургон раскрыл задние двери в темное нутро с железным полом и кожаными навесными лавками по бокам.
Молодой вытащил носилки, пожилой освободил из зажима черный пластиковый мешок.
Берсенев смотрел, как споро они работают: мешок раскрыл пасть, в один миг проглотил труп вместе с простыней и черным китом, вжикнув «молнией», плюхнулся на носилки. Ремни с замками стиснули ломкий пластик. Молодой подкатил носилки к фургону и под хруст сочленений вогнал их внутрь.
Потом они аккуратно, по разным пакетикам, собрали осколки визора, осколки черепа, мозговое вещество и ошметки кожи.
Эксперт подписал им какие-то бумаги, пожилой кивнул Берсеневу, прощаясь. Хлопнули дверцы. Фургон фыркнул, тронулся и медленно вывернул в узкую прореху между домами, к шоссе.
Эх, мальчишка, подумал Берсенев, глядя на пятно на асфальте, вот ты и оставил след в истории человечества. Только смоют его водой из шланга, и не понятно станет, жил ты, был ты или не было тебя вовсе.
Куда прыгнул?
В дыру.
— Александр Степанович, — подступил Солонин, — данные пришли. Наш случай — уже седьмой за полгода.
— Тоже падения с крыш?
— Может, я скину вам на визор? Там информация и по местам, и отчеты, и аналитика. Честное слово, вы бы сразу…
— Я понял. Ладно.
Берсенев потянул визор из внутреннего кармана пиджака.
— О, — уважительно кивнул Солонин, оценив модель, — у вас «модус-трио».
— Я не разбираюсь.
— Очень приличный аппарат.
— Подарок. А мутит все равно.
Берсенев со вздохом закинул фиксирующую резинку на затылок, закрыл глаза и опустил экран визора на лицо.
— Ага, вижу вас, Александр Степанович, — сказал в темноте, разлившейся под веками, эксперт, — идентифицирован, верифицирован, доступ получил, гружу…
— Грузите.
Берсенев открыл глаза.
Асфальт под ногами сделался четким, ярким, по краям поля зрения появились светлые полоски вызова меню и команд, сверху повисли иконки связи, подключения, почты и входящих сообщений. Стоило повести глазами, и всплыл контур мертвого мальчишки, запестрел пиктограммками пояснений и фамилиями оперативного наряда.
Берсенев тоже значился.
— Все, смотрите, — сказал Солонин.
— Сейчас.
Берсенев двинул глазными яблоками, вызывая чуть помигивающую, полупрозрачную иконку входящих писем. «Сводная по несчастным случаям, случаям суицида и смертям неустановленного характера, вызванным падением с высоты» — развернулся, затемнив асфальт, текст.
Надо же, подумалось, и такое есть. Или это автоматически сформированный отчет по запросу эксперта? Аналитика теперь машинная, определи границы поиска, введи ключевые слова, подожди несколько секунд, пользуйся.
Солонин заботливо выделил подходящие семь случаев из тридцати четырех. Или тоже не он, а опять же поисковая машина?
Анна Поспелова, двенадцать лет. Илья Шкатурский, семнадцать. Иван Разумов, пятнадцать. Сергей Лесных и Максим Титоренко, четырнадцать и пятнадцать. Владимир Пудов, девятнадцать. Ирина Вересень, семнадцать.
Все разбились, упав с крыши. Все были в визорах.
Адреса. Улицы разные. Школы разные. Пудов уже студент. Некоторые знакомы друг с другом, как Лесных и Титоренко, но общих связей не выявлено.
Перед глазами Береснева развернулась трехмерная карта с местами обнаружения трупов. Районы, высотки. В основном, высотки, Разумов, правда, прыгнул с четырехэтажки. Никакой четкой картины и видимой закономерности.
Приложенное видео содержало схваченный камерой наблюдения на соседнем доме короткий пролет Ильи Шкатурского. Черная тень на фоне крупнозернистого сиреневого неба, на секунду попавшая в объектив — вот и все.
Береснев переступил и едва не потерял равновесие — фоном, дыбясь, качнулся двор, тошнота подкатила к горлу.
— Осторожнее, — невидимый Солонин придержал его за рукав.
— Я же говорю, мутит.
Берсенев сдвинул визор на лоб, хапнул воздух ртом и сел на пенек спиленной, видимо, в прошлом году липы.
— Такое бывает, — сказал эксперт, проявляясь из цветного пятна. — Смотрите вниз, под ноги. Земля кружится?
— Качается на качелях.
— Погодите, у меня, кажется…
Солонин покопался в карманах легкого стильного пальто.
— Не надо, — вяло махнул рукой Берсенев, — пройдет. Наверное, недели две уже не надевал, с непривычки быстро вдарило.
— Вот.
Эксперт сунул в пальцы следователю желтоватую капсулу.
— Что это? — спросил Берсенев.
— Обычное средство от «морской» болезни, от укачивания. Для жены покупаю, у нее примерно как у вас. Но слабее.
— И помогает?
— Когда как. Чаще помогает.
— А запить? — поднял голову Берсенев.
— Можно так, — сказал Солонин. — Правда, горчит.
— Шесть дел, я посмотрел, уже сданы в архив. Ни одного намека на суицид, падения везде проходят как несчастный случай.
— Значит, здесь, вероятно, еще один.
Берсенев сунул капсулу в рот и кивнул.
— Это визоры. Я более чем уверен.
— Что — визоры? — спросил эксперт.
— Показывают свет, где темно, рисуют жидкое, где твердое, продолжают крышу там, где ее нет и быть не может.
— Ну, это полная ерунда.
— Почему?
— В визор встроен программный модуль, который оценивает потенциальную опасность дополненной среды для пользователя. Он просто вырубает ее, и визор в таком случае превращается в обычный прозрачный пластик. В очки, грубо говоря.
Берсенев хмыкнул.
— Эти визоры хакают все, кому не лень. Самопальных прошивок — на каждом торренте. Потом наберите еще: «Нелепая смерть из-за визора». Гарантирую, удивитесь количеству роликов. За десять тысяч уже по миру. Кстати, как у вас со временем?
Эксперт оглянулся на дом.
— Я бы группу подождал.
— Может, подниметесь вместе со мной на крышу?
— В сущности, я и сам хотел, — сказал Солонин. — Только ключей вроде нет.
— По пожарной. Дети, я думаю, забрались по пожарной. С площадки второго этажа.
— Ох, соблазняете. Давайте.
Они зашли в подъезд.
— Романтика, — сказал Берсенев.
— Ладно вам.
Выход на площадку пожарной лестницы находился в конце коридора. Дверь, короткий тамбур, еще одна дверь, запертая, но с отсутствующей нижней филенкой.
— Видите? — кивнул Берсенев.
Он присел и прополз наружу, на железный дырчатый лист, огороженный прутьями, с лестничным, тоже железным, уходящим вверх пролетом.
— Я не знаю, пролезу ли, — сказал Солонин, опустившись на корточки.
— У вас плечи уже, пройдете, — заверил его Берсенев.
— Ну, смотрите.
Судмедэксперт подобрал полы пальто. Сначала ладони, а затем и голова его, увенчанная визором, появилась снаружи. Раздался треск.
— Дьявол! — Солонин замер. — Я, кажется, что-то порвал.
— Пальто дорогое?
— Дорогое. Кашемир. Посмотрите, нигде не зацепилось? Не хочется дорывать.
— Сейчас.
Берсенев просунул руку над экспертом, ощупал верх дыры, повел в сторону и обнаружил тонкий гвоздь, зацепивший Солонину левое плечо.
— Нашел, — он выдавил гвоздь из кашемира и согнул его. — Теперь ползите.
— Зараза.
Осторожничая, эксперт вылез весь, выпрямился, повернулся спиной, задирая одно плечо выше другого:
— Посмотрите там, пожалуйста…
Берсенев присмотрелся.
— Не заметно. Небольшая царапина сантиметров в пять длиной.
— И все?
— Да. Даже зашивать не придется.
До десятого этажа лестница шла пролетами, но дальше прилепилась к стене и устремилась ввысь вертикально, обрастая предохранительными дугами.
— Кошмар, — выдохнул Солонин.
— Боитесь высоты? — спросил через плечо Берсенев.
— Не то чтобы. Неуютно себя чувствую.
— Кстати, следы или отпечатки программа визора вычленить может?
— Тепловые уже вряд ли. Но отпечатки пальцев на перекладинах… Да, давайте сканирую.
Судмедэксперт опустил визор на лицо.
Подбородок его задирался все выше, делая короткие остановки, что придавало движению некоторую механистичность. Берсеневу так и виделись шестеренки, входящие в зацеп массивными зубцами: крак-крак-крак, вверх-вверх-вверх.
Он потискал узкий поручень.
Внизу тротуар обтекал овальную клумбу, чернеющую вскопанной землей, и бился о липы, одетые в прозрачную, бледную листву. Велосипедист в желтом промелькнул и исчез за углом. В майке лидера.
— Что ж, я все, — сказал Солонин, оживая. — Загрузил массив на сервер, программа найдет и вычленит отпечатки, если они есть. Но, возможно, это займет время.
— Что ж, тогда полезли.
Берсенев ухватился за перекладину.
Четыре этажа с одиннадцатого по четырнадцатый. Шестнадцать метров. Кромка крыши с вырезом и серое небо. Под тяжестью веса постанывали кронштейны. Ветер резался о предохранительные дуги и слегка посвистывал.
— Игорь Юрьевич, вы как?
— Я — за вами.
— Вы в визоре, что ли?
— Мне так легче.
— Ну, ваше дело.
Берсенев добрался до крыши, перекинул ногу. Под ботинком хрупнул керамзитный камешек. Спустя несколько секунд над бортиком появилась голова Солонина. Рот судмедэксперта был страдальчески приоткрыт.
— Лучше, наверное, было бы все-таки через подъезд, — сказал он, переваливаясь через бортик.
— Соберитесь, Игорь Юрьевич, — попросил Берсенев.
— Да я просто…
Солонин выпрямился.
Диковинным лесом тянулись вверх штанги антенн, чуть слышно гудела вытяжка. Кажется, такие вытяжки зовут дефлекторами. Визор, наверное, давно бы уже подсказал. Берсенев фыркнул на мысль, сориентировался и уверенно двинулся к дальнему углу крыши.
Пепельные облака толклись в вышине.
— Игорь Юрьевич.
— Да-да, — спохватился Солонин и поспешил следом.
Провода. Тарелка спутникового телевидения. Машинное лифтовое отделение и дверь вниз, на площадку четырнадцатого этажа.
— Видно что-нибудь? — спросил Берсенев.
— Сейчас.
Солонин запустил на визоре программу распознавания. На рубероиде, поделенном на квадраты битумными швами, сразу выделились несколько отпечатков. Желтым подсвечивались старые, недельной и больше давности. Красный, свежий, имелся всего один.
От детского кроссовка.
Характерный рисунок следа и виртуальный отпечаток идентифицированной обуви (фабрика «Рэкс», модель «Зик», размер 38) на разбившемся мальчишке совпадали на девяносто восемь процентов.
Пройдя дальше, Солонин обнаружил еще один отпечаток детской обуви, гораздо слабее первого, оставленного на подсохшем голубином помете. Этот отпечаток визор выделил на оштукатуренном, с полметра высотой, ограничительном бортике.
Месте, с которого мальчишка и прыгнул.
— Осторожнее, — сказал Солонин следователю, едва не накрывшему след ладонью.
Берсенев замер.
— Что?
— Два следа, — судмедэксперт приблизился и очертил пальцем, — один здесь, другой метрах в пяти позади. Ночью моросило, так что явных, твердо идентифицируемых, всего два.
— Понятно, — Берсенев выпрямился, с некоторым сомнением глядя на едва заметный рисунок подошвы. — То есть, отсюда…
Чуть сместившись, он посмотрел вниз.
Отсюда, с высоты, место падения мальчишки можно было определить только по еще не смотанной ленте, пятно крови казалось обычным пятном, а больше ничего о трагедии не напоминало. Загибался под прямым углом тротуар, за кустами темнели крыши автомобилей.
— М-да…
Солонин, смотревший сквозь визор, перегнулся, и Берсенев на мгновение испугался, что он не удержится.
— Шестнадцать метров, — сказал эксперт.
— Что?
— От основания дома до места падения шестнадцать метров.
Берсенев прикинул в уме: хороший тройной прыжок. Рекорд, кажется, девятнадцать. А от чего тогда мальчишка отталкивался?
— Что-то далековато, Игорь Юрьевич.
— Я в курсе, — кивнул Солонин. — Даже если учесть, что тело падало по дуге…
— Может, какое приспособление?
Они вместе посмотрели под ноги в поисках трамплинной доски. Ее, конечно, не было. Ни под ногами, ни у бортика, ни отскочившей назад.
— И что получается?
Берсенев сначала сел на бортик, поежился от ветра и пересел вниз, на рубероид. Судмедэксперт опустился на корточки, поднял визор, достал пачку сигарет.
— Будете? — спросил он у Берсенева.
— Бросил, — ответил тот.
Солонин пожал плечами, сунул сигарету в рот и прикурил от зажигалки.
— Получается, что следов борьбы и прочих, проливающих свет следов нет. Но расстояние все равно слишком велико.
Берсенев махнул рукой, отгоняя быстро тающий клуб дыма.
— Это я вам и без визора скажу.
— С другой стороны, — сказал Солонин, — в измененном состоянии психики человек способен высвобождать скрытые резервы.
— Мальчишка, я смотрю, уже высвободил. На асфальте можете наблюдать. В морге на Береговой. Наверное, как раз привезли.
Они помолчали. Эксперт, дымя, искоса поглядывал на следователя, который задумчиво катал керамзит на ладони.
Ветер задувал через бортик и ерошил его коротко стриженные волосы.
— Извините, Александр Степанович, — наконец сказал Солонин, — значит, ваша версия — визоры?
— По-моему, это самое зрелое предположение, — сказал Берсенев.
— А несчастная любовь? Семейные неурядицы?
Берсенев скривился, изображая неверие.
— Вы же видели дела — ничего такого там нет. Знаете, что родители Анны Поспеловой подавали в суд на одного из производителей?
— Думали также, как вы?
— Возможно, не успел посмотреть, меня замутило.
— Надеюсь, тошноту вы не считаете за проявление всеобщего заговора? — с иронией спросил Солонин.
— А если считаю? — Берсенев поднялся и подал эксперту руку. — Пойдемте спускаться что ли.
— Ну, хорошо, — сказал Солонин, когда они подошли к пожарной лестнице, — как вы себе представляете… Извините.
Он опустил визор. Берсенев, подождав несколько секунд, перекинул ногу.
— Да, да, — заговорил эксперт кому-то, — я осмотрел крышу, следов мало, признаков присутствия на крыше кого-либо еще вместе с жертвой нет. Глухо. Видео с пометками я уже переслал. Буду через пять минут на месте.
Берсенев спустился на площадку. Солонин, осторожно перебирая руками и ногами, преодолел пока метров семь и остановился.
— Игорь Юрьевич, — позвал Берсенев.
— Да-да, — встрепенулся эксперт, — все в порядке. Просто спускаться, оказалось, еще сложнее, чем, знаете…
Пачка сигарет, вывалившись из заднего кармана его брюк, шлепнулась на металлическую поверхность площадки.
Берсенев поднял, повертел. Сигареты «Невские».
В небе появились просветы, растрепанный солнечный свет пытался протиснуться сквозь них. Внизу проехал внедорожник, слегка притормозив на выезде со двора.
— Ф-фух! — Солонин, спрыгнув с последней перекладины, налег на поручень. — Ребята из группы звонили, ждут меня. Мои? — он кивнул на сигареты.
— Да, — рассеяно ответил Берсенев. — Так что, у них пусто?
— Из жильцов никто мальчишку не видел.
— А в подъезде или забирающимся по лестнице?
— Нет.
Солонин убрал пачку обратно в брючный карман.
— Впрочем, и не важно, — сказал Берсенев, щурясь в пустоту между домами.
— Почему?
— Так.
— Значит, визор — ваша рабочая версия, — сказал Солонин.
— Я же говорю, это напрашивается само собой, если вычеркнуть заведомо неверные варианты. Ни криков, ни шумных кампаний, ни свидетелей. Почему? Скажем, если в визоре программа…
— Тогда она не официальная.
— Возможно, — скривился Берсенев, — пусть не официальная, но такая, что подменяет реальное изображение виртуальным. Причем мне кажется, это происходит лишь в определенный момент.
Эксперт потискал поручень.
— И все равно бесперспективно. Если прошивка битая, то ее применяют на свой страх и риск, и ни производитель, ни торговые компании не несут за это ответственности. Кроме того, знаете, сколько людей в нашем городе погибло от смартфонов?
— Сколько? — мрачно спросил следователь.
— Трое за год. У одного взорвался аккумулятор, другой что-то пытался перепаять, третья полезла в ванну с аппаратом на зарядке. Здесь тоже умысел?
— Нет, — мотнул головой Берсенев. — Просто… Я представить не могу, как можно на асфальт — с крыши. Без причин.
— Это еще не известно. Тем более, смотрите. Лезет мальчишка на крышу. В визоре лезет. Он же понимает, куда. Он же понимает, что может свалиться. Не идиот же. И не приварен этот визор к нему намертво.
— И вы думаете, что это случайность? — повернулся Берсенев.
— Да, — кивнул Солонин. — Странно, конечно, что мальчишка вдруг в одиночку куда-то полез, здесь, наверное, не обошлось без какой-нибудь сетевой игры… Но то, что он неожиданно посчитал себя летающим…
— Вы сами себе противоречите.
Они принялись спускаться.
— Нет, — сказал Солонин, — я просто пытаюсь понять, как возможно не заметить край крыши. Может, это какое-нибудь испытание храбрости?
— Что, есть и такие?
— Дети много чего придумывают. Племянник тут делился: они кладут над водой, пруд там у них или что, тонкие, шириной в одну ступню доски от одного берега до другого, и, в общем, претендент на членство в их компании должен пройти по ним в визоре и не сорваться.
— И что? В визоре этих досок нет?
— Нет, в визоре эти доски есть. Но весь юмор здесь в дополненной реальности. Согласитесь, одно дело, когда вы видите под ногами мелкий пруд, в котором воды вам по щиколотку. И совсем другое, когда переход превращается в узкую тропу над пропастью, а по бокам летают призраки и мертвецы, пытаясь сбить вас вниз.
— Как сбить?
— Напугать, спровоцировать, вынырнуть неожиданно перед лицом, крикнуть.
— Странные забавы.
— Обычные детские. И я бы не грешил на визоры. Не они, так что-нибудь другое. Я вам могу сказать, поскольку у меня жена — врач-травматолог, не проходит и дня, чтобы кто-нибудь из детей себе что-нибудь не сломал. При всем том внимании, что им уделяют. Иногда просто на ровном месте.
Ползти снова сквозь отсутствующую филенку не пришлось, дверь была открыта. В коридоре их ждали участковый и оперуполномоченные.
— Дмитрий.
— Федор.
— Дмитрий.
— Александр, — Берсенев всем троим пожал руки. — Что скажете?
Всей группой они направились к выходу.
Дмитрий номер два, что оказался младшим лейтенантом, придержал подъездную дверь.
— Ну, собственно, никто ничего не видел, — сказал он. — Камер здесь мало, две, одна направлена на автостоянку, другая на выезд на шоссе. Парень аккурат в мертвую зону спрыгнул. Мы тут пообсуждали…
— И что?
Берсенев вместе со всеми двинулся к темно-синему полицейскому микроавтобусу с надписью «Дежурная оперативная».
— Скорее всего, несчастный случай. Парень, видимо, не подружился с реальностью. Ну и…
Солонин достал сигареты и закурил.
— Александр Федорович считает, что смерть мальчишки не случайна.
— Как это? — с искренним удивлением посмотрел на Берсенева младший лейтенант.
Тот сморщился.
— Да, я понимаю, что звучит это не очень… Но дергает. Как зуб. Там у ограждения крыши высота — сантиметров шестьдесят. Это значит, надо было целенаправленно на него забраться. Ногу, в конце концов, задрать. Не верю, что мальчишка не осознавал, где находится.
— Мог забыться, — сказал первый Дмитрий в звании старшего сержанта.
— Я к тому и клоню, — сказал Берсенев, — какая-то зараза в визоре дала ему забыться.
— Это если прошивка «левая», — включился Федор, угощаясь у Солонина сигаретой, — тогда возможно. Но вряд ли это злонамеренный эффект, скорее, глюк. У меня племянник сидит на такой прошивке, говорит, что производители слишком зажрались и много функций платными сделали, поэтому шиш им с маслом, скачал ломаную, всем хороша, но иногда, по его словам, выдает просто потрясающие артефакты.
— Какие?
— Ну, про лошадь говорящую рассказывал, жутко реалистичную, занудную по самое не могу, и про то, как программа ему стол аннигилировала в виртуальной реальности. Все есть, а кухонного стола нет. Вроде бы он синяк еще на бедро из-за этого посадил.
— Семь несчастных случаев за полгода, — сказал Берсенев. — Восемь. Ладно, — он заметил, что Солонин докурил. — Это я еще выясню. Подбросите меня до следственного отдела на Броневой?
— Подбросим, — кивнул Федор.
Заснуть не удавалось.
Берсенев крутился на узкой кровати, обнимал подушку, сбивал одеяло. Луна лезла в окно, обсыпала серым светом часть стены. Яркая, подозрительная. Он занавесил ее. Стало еще хуже, чересчур темно.
Он сходил в туалет, поставил чайник на кухне, включил компьютер. Потом заправил кипяток двумя ложками какао и подсел к монитору.
Что искать?
Берсенев подумал и первым делом, авторизовавшись, вышел в базу городского управления МВД и на портал службы по чрезвычайным ситуациям.
Поиск по ключевым словам на базе МВД сработал на четыре секунды быстрее.
За год подходящих случаев падений с крыши набралось уже тринадцать. Правда, один пришлось отсеять — молодой парень, пусть и в визоре, упал, сбивая снег.
Двенадцать. Дюжина. А сакральное число — тринадцать?
Господи, что-то я совсем… Ладно, попробуем еще шире. На портале «чрезвычайников» Берсенев забил в поисковый модуль: «смерть», «визор», «несчастный случай», «особенности», «текущий год».
Девятнадцать автомобильных аварий. Два падения в открытые канализационные люки. Одиннадцать ударов током. Три гибели при пожаре. Плюс падения с крыш. Общее количество смертей идет к пятидесяти.
Интересно.
Берсенев перенес в строчку браузера «визор» и «несчастный случай» и нажал «ввод».
Девятьсот восемьдесят тысяч ссылок.
Первая же ссылка кричала: «Визоры убивают наших детей!». Правда, статья оказалась про то, что постоянно пользующиеся визорами дети стремительно утрачивают способность самостоятельно думать и принимать решения, перепоручая это программным подсказкам и сетевым помощникам.
«Что из них вырастет? — вопрошала статья. — Поколение, не способное что-либо сделать без „костыля“? Или поколение, которому визор навсегда заменит собой непосредственное человеческое общение с родителями, друзьями и с, не дай бог, детьми? Будет ли человек без визуального проектора дополненной реальности в результате считаться неполноценным? Ведь большая часть жизни будет связана только с ним.
Конечно, визоры значительно упрощают моменты человеческого существования. Но ни один не сошьет и не постирает вам одежду, не сготовит и не покормит, не заставит крутиться турбины и ленты эскалаторов. Хотя и может подсказать, как это делается…»
Не то. Берсенев закрыл страницу.
Вторая ссылка вывела его на сайт продающей визоры фирмы. От китайских, напечатанных на три-дэ принтерах до моделей «люкс». В разделе «Драйвера и прошивки» прошивки, конечно, были только официальные, на короткая строчка внизу переправляла на славный торрент, где ломаных и «левых» прошивок было на трех листах длинным списком.
Берсенев оставил страницу про запас и открыл следующую ссылку.
Экран потемнел, на нем в окружении электрических разрядов появилась строчка: «Что нам предлагают визоры?».
Затем последовала вспышка, из которой родился ответ.
«Будущее!»
Берсенев хмыкнул. Ну а что же еще? Конечно, будущее. Только какое будущее? Скоро, пожалуй, к виртуальности будут принудительно подключать. С рождения. Только появился на свет, а у тебя уже куча друзей на «Одноклассниках» и в «Фейсбуке», родственники агукают вокруг твоего виртуального тельца, приходит поздравительная смс-ка от папы, подключается для мониторинга медсестра, подпрыгивают веселые рекламные шарики…
И кричи не кричи.
Да, кстати, как там с молоком из виртуальной сиськи?
Берсенев нажал на «Будущее!».
Как он и полагал, будущее оказалось набором рекламных видеороликов, показывающих все прелести дополненной реальности.
Продукты: вы знаете что и из чего сделано, видите производителя, его сайт, видите в визоре даже отзывы и сводный рейтинг продукта.
Улица: полная информация о домах, годах их постройки и материалах, об известных личностях, когда-либо здесь проживавших, визуализированные маршруты городского транспорта, время прибытия, состояние магистралей, ближайшие кафе, рестораны, гостиницы, вокзалы, видеозапись и видеотрансляция ваших путешествий.
Дом и бизнес: напоминая, записки, таймеры и будильники, управление бытовой техникой, семейный баланс, наблюдение за детьми (необходима камера), рецепты, видеоуроки, счетчик калорий, контроль чистоты и влажности.
Интернет…
Берсенев подумал: кошмар! Наверное, тому же Солонину уже и представить сложно, как он, случись что, будет жить без визора.
Он вернулся на страницу с «левыми» прошивками.
Что у нас здесь? Прошивка MS-Rplus. «Убрано слежение, убраны рекламные модули, отключено автоматическое обновление и virguard, поставлены драйвера и виркарты, рабочие на март текущего года».
Нет, наверное не то.
Animarotta. Модуль дополненной реальности. «Превращает вас в героя аниме-сериала. Все окружающее пространство — в аниме-стилистике!»
Берсенев приоткрыл рот. И такое есть?
Это заходишь в отдел, а у тебя начальник — в плаще и с мечами за спиной? Или что там в аниме? Все — с большими глазами?
Модуль «Back in Future».
Герои трилогии Роберта Земекиса теперь всегда с вами. Дома, в компании друзей, на природе. На кухне и в душе! Марти Макфлай дает советы!
Берсенев фыркнул.
Этак просыпаешься утром, а рядом стоит Майкл Джей Фокс и кричит: «Док! Док, у нас проблемы!»
Прошивок по мотивам фильмов оказалось много.
Модуль «Терминатор»: Шварценеггер с присущим ему юмором прокомментирует ваши жизненные неурядицы. Эпизоды фильма на улицах вашего города! Модуль «Безумный Макс»: пустынный ветер, дряхлеющие дома, обновленный дизайн автомобилей. Модуль «Леон». Модуль «Начало». Модуль «Константин». Модуль «Кин-дза-дза». Модуль «Звездные войны».
Господи, подумал Берсенев, нечем людям заняться. Йоды еще не хватало. «Это какао? — Какао. — Темную сторону силы чувствую я».
Поставленный на подзарядку визор мигнул красным огоньком. Что-то пришло на электронный адрес. Берсенев помялся и надел визор на голову, опустил экран на глаза.
Идентификация по сетчатке, загрузка, рабочий стол.
Сообщение было от следственного управления: мальчишка был опознан по ДНК. Дмитрий Лиховцев, тринадцать лет. Родители оповещены, их заявление о пропаже сына зафиксировано вчера в четырнадцатом отделении на Серобабинской. Марина и Сергей Лиховцевы. Адрес.
Приложением шел отчет патологоанатома. Ни наркотического, ни алкогольного опьянения. Все органы в отличном состоянии. Тяжелая черепно-мозговая травма, раздробление правой височной кости, переломы третьего и четвертого шейных позвонков…
Берсенев сдернул визор.
Экран померцал, померцал и погас. Но строчки отчета несколько секунд еще стояли перед глазами. Оскольчатый перелом правого плеча…
Может, зря я завожусь? — подумал Берсенев, отхлебывая какао и бездумно пялясь в монитор. Ну, да, мальчишка разбился, упал, скорее всего, из-за того, что с визором забыл, где находится. И прошивка наверняка «левая». То есть, спросить не с кого. Может, тот же Йода сказал: «Юный падаван, прыгнуть должен ты»…
Но. Что гложет? Гложет то, что в прошивках, возможно, сознательно используются такие приемы. Запрещенные. На слабо.
Верится ли, что у мальчишки тринадцати лет совсем нет соображения, и он готов по одному слову сигануть с крыши? Нет, не верится. И что такое может показать визор? Порно? Сокровища? Какую-нибудь невообразимую красоту?
К тому же — шестнадцать метров. Шестнадцать!
Это прыжок с разбега… Или прыжок в состоянии аффекта, когда в организме высвобождаются скрытые резервы.
Стрессовое состояние, испуг…
Интересно, подумал Берсенев, есть ли модули или прошивки, где тебя кто-то преследует? Придвинувшись к монитору, он прокрутил страницу вниз.
Хоррор-модулей было больше, чем модулей по фильмам.
Подписи предупреждали: «Не для слабонервных!», «Только с 18 лет», «На ваш страх и риск».
«Вы — дичь! — гласила аннотация „Темного охотника“. — Вас выслеживают. Черный человек с окровавленным ножом преследует вас по городу. Ваша задача — не дать ему поймать вас. Сногсшибательные эффекты! Атмосфера ужаса и обреченности! Испытайте себя!»
В небольшом видеоролике под мигающий стробоскопный свет фигура в черном кожаном плаще и маске приближалась к объективу камеры внезапными, дерганными движениями, на мгновение словно замирала, но неуклонно сокращала расстояние с каждой вспышкой, пока не исчезала как бы у смотрящего за спиной.
Хоп! — и пальцы накрывали глаза.
Берсенев вздрогнул — уж больно пугающе, с задушенным криком, погас экран. Он даже осторожно повернул шею, заглядывая за спинку кресла в полутемную комнату.
Хо-хо, тут и без визора…
Следующий модуль был еще хлеще. Он назывался «Паранойя». Авторы: компания «Дримфорс». Ограничение по возрасту.
«Установив наш модуль, вы погрузитесь в атмосферу всеобщей подозрительности и страшной тайны. В созданной нами реальности каждый человек считает вас объектом наблюдения. Все скрытно следят за вами. Ваши соседи, ваши коллеги, ваши родственники. Но они старательно отводят глаза и замолкают при вашем появлении.
Чтобы разгадать тайну вашего положения вам придется найти подсказки и сделать правильный выбор».
Они больные, подумал Берсенев. Они больные, кто это делает. Это, пожалуй, вообще статья, если были случаи. Доведение до самоубийства. Или подготовка и соучастие в преступлении. Что, никому нет дела?
Он набрал в поисковике «Дримфорс».
Вполне легальная компания. Модуль на открытой платформе. Маркеры-ограничители по возрасту, пульсу, биоритмам мозга. Предупреждение: «Вы играете в „Паранойю“ на свой страх и риск». Счетчик закачек за тридцать тысяч.
Значит, те, кто играют, больные?
Берсенев прикинул, в каких случаях согласился бы загрузить себе «Паранойю», и пришел к выводу, что, возможно, это произошло бы при старческом слабоумии или травме мозга.
Наверное, это как с фильмами ужасов, подумалось ему. Есть целый пласт людей, которым нравится наблюдать, как маньяк убивает ничего не подозревающих тинейджеров подручными предметами. Кровь, мозги, крики. Таким образом они глушат страх перед смертью и поднимают значимость собственной жизни.
Видимо, какое-то количество таких любителей открыло для себя дополненную реальность. Тридцать тысяч закачек!
Ладно. Берсенев потер глаза и вернулся на страницу с прошивками. Что здесь еще? До чего додумались люди с извращенными мозгами?
Дальше шли модули, соблазняющие стать тебя охотником или жертвой. В одном случае ты гонишься за кем-то, ориентируясь по виртуальным маркерам — следам, крови, трупам. В другом — твоей задачей становится вырваться за периметр облавы или добраться до убежища, помеченного на карте.
Словом, для активного отдыха. Лимиты времени. Разбивка на дневные-ночные уровни и эпизоды. Глубокая сюжетная проработка. Нон-стоп.
Почти все эти модули стыдливо прятали в себе «таблетки» — ломаные коды активации. Работоспособность — сто процентов. По крайней мере, так заявлялось.
Берсенев зевнул.
М-да, и мастодонты, оказывается, не чурались хоррор-прошивок. Модуль «Deep Darkness» разработала студия Rockstar AR (augmented reality), модуль «Blood» — UbiKey.
Интересно, подумал Берсенев, как это возможно, выслеживать или прятаться в густонаселенном городе? Сумасшествие на марше. Стоишь себе спокойно, и мимо тебя — фыр-р-р — пробегает доморощенный детектив, пытаясь кого-то ухватить.
Вроде же и не встречалось такого.
Берсенев уже хотел закрыть браузер, как наткнулся взглядом на нижнюю строчку: «Любителям квестов».
Модулей с квестами было, наверное, за десяток.
Типичный рекламный текст обещал спокойное и неторопливое приключение. «Шаг за шагом вы продвигаетесь по сюжету, от подсказки к подсказке, от одного знака к другому. Вам придется быть внимательным и храбрым. Возможно, поиски заведут вас в неожиданные места. Но в самом конце пути вас ожидает вознаграждение всех ваших усилий!».
Берсенев хмыкнул.
Возрастной ценз — от двенадцати. Дети могли себе такое поставить. Тем более, что выполнение квеста предполагало какие-то награды. Возможно, они даже соревновались. Черт, сообразил он, кто-нибудь, наверное, интересовался, что там у разбившихся ребят имелось на визорах. Хотя бы в одном из семи случаев.
Берсенев дернулся было к телефону, но вспомнил, что ночь. Зараза. Ну, ладно, отчеты-то во внутренней сети есть.
Он со вздохом потянулся к «модусу-трио».
Щелчок. Несколько мгновений кружащихся в темноте снежинок. Инициация, верификация, подгрузка обновлений.
Вспыхнула, прыгнула в угол экрана иконка с подписью: «Берсенев Александр Степанович», позеленела, объявляя, что следователь Берсенев в час двадцать ночи с какой-то стати находится онлайн.
Он получил доступ к архивам, выбрал необходимые отчеты (следователи Панин, Яремчук, Липская), задал поиск по контексту слов «визор» и «прошивка». Как и ожидалось, наибольшее количество упоминаний содержало дело по смерти Анны Поспеловой. Скорее всего, потому, что родители девочки сразу выдвинули обвинения против производителей визоров, и этот вопрос исследовался тщательно.
Итак, визор немецкой фирмы «Kraftshell», модель «Magikshell», виртуальная среда «Аура 3.0». Система официальная, последняя прошивка — от производителя.
Софта, который был установлен в визор, Берсенев в деле не нашел, но ссылкой прилагались выдержки из судебных слушаний, и уже в них юридическая служба «Kraftshell» приводила доказательства пользования Анной Поспеловой нелицензионными, не сертифицированными приложениями, которые были запущены на момент ее гибели.
«Знаки». «Золотой квест».
«Знаки» оказались программой быстрого обмена сообщениями и фото с привязкой к местности. «Золотой квест» оказался игрой. Точнее, не совсем игрой. Это была оболочка по поиску артефактов, которые открывали путь в тайный город.
Город-над-крышами.
В Шамбалу, мать ее, подумал Берсенев. В Белогорье. Сказочки, припевочки. Значит, Аня Поспелова играла в «Золотой квест»?
И что ей открылось в самом конце?
Так, а во что играли другие? Очень интересно. Что ж мы все скопом мимо такой версии… Берсенев почувствовал, как мурашки пробежали по загривку.
Если все дети, все восемь человек…
Он, забывшись, встал в визоре. Муть накатила, но тут же отхлынула, едва он осторожно, не двигая головой, сел обратно.
Хорошо-хорошо, «Золотой квест».
Разработчиком значился некий Ян Коти, как ни странно, живущий под самым боком. Был даже адрес, Голубева, двенадцать. По карте — два километра напрямик.
Берсенев открыл три-дэ-план города и нашел, что Ян Коти как индивидуальный предприниматель снимает помещение в цокольном этаже солидного здания чуть ли не полуторавековой постройки.
К сожалению, в других делах никакого «Золотого квеста» не упоминалось. Тут, конечно, надо было родителей опрашивать, во что их дети…
Мягко звякнув, пришло сообщение. Глазами вверх и вправо — открыть.
«Не спите?» — написал Солонин.
«Обнаружил тут кое-что, — отбил Берсенев. — Вы случайно не вскрывали визор Димы Лиховцева?».
Ответ пришел не сразу.
«Забрали родители. Им выдали все его вещи в морге».
«Вы их не спрашивали об увлечениях сына?» — написал Берсенев.
«Меня не было в морге», — ответил Солонин.
«Я думаю, что все дети, весьма вероятно, играли в одну игру, перед тем, как упасть».
«И?».
«Золотой квест».
«Вы предполагаете умысел разработчика?».
«Да, именно».
«Хорошо, а мотив?».
Берсенев задумался.
«Зайду и спрошу. Это, здесь, на Голубева».
«Удачно».
«Я тоже так думаю. Возможно, потому у нас такая статистика, что он здешний».
«Александр Степанович, я не вижу, зачем ему это надо, — написал Солонин. — Если действительно имеет место возникающий в процессе игры какой-то эффект вроде гипнотического, то это, если без паранойи, элементарная недоработка».
«И он не виноват?».
«Это лицензионный, завершенный софт?» — поползли строчки от Солонина.
«Не знаю, скорее, инициативная разработка. Свободное творчество».
«Вот. Вряд ли ваш разработчик может отвечать за сырой продукт, тем более, что наверняка предупредил о его пользовании».
«Но он выложил его на торренты!»
«Он ли? — отозвался эксперт и отправил смайлик. — Весь мир выложен на торренты, фильмы, игры и книги. Это делают авторы и режиссеры?»
Берсенев почувствовал, что устал. Над левым виском, стягивая, копилась нудная боль.
«Все, я спать», — написал он Солонину и с облегчением сдернул визор. На завтра, нет, уже на сегодня — проверить этого Коти и побеседовать, если возможно…
Он выключил компьютер и с сожалением сообразил, что мог поискать в сети, что геймеры думают о «Золотом квесте». Может ведь ходить в той среде предупреждение: не качайте, глюки, можно с крыши навернуться.
Коти — что за фамилия? Кошачья какая-то.
Берсенев сходил в туалет, потом принял таблетку аспирина и лег. С минуту его знобило, боль перекатывалась от виска к виску через затылок, но скоро погасла.
Утром Берсенев отчитался начальству по находящимся в его ведении делам: два направлены в прокуратуру, одно возвращено на доследование, по убийству Григорова и Катериничева он ждет результатов экспертиз.
По мальчишке, упавшему с крыши, он пока дело не прекращает, ему нужен еще день-два, чтобы выяснить окончательно, несчастный ли это был случай.
Начальство подвигало бровями, повертело ручку, побарабанило пальцами по папке с гербом, но согласилось: да, еще день-два, но не больше.
У себя в кабинете Берсенев вышел во внутреннюю сеть, нашел адреса родителей погибших детей. Оказалось, две семьи, Вересень и Пудовы, в городе больше не живут, выехали. По видеоканалу он связался с Лесных и Титоренко, но выудить ценной информации не смог. Да, и Сергей, и Максим играли в квесты, вообще, были неразлучны, настоящие друзья, друг за друга, как водится, но насчет «Золотого квеста» — нет, не уверены, может быть, трудно вспомнить, они и в РПГ играли, часто целой командой…
Мать Ивана Разумова сразу зарыдала, едва Берсенев спросил ее о погибшем сыне, и разговора не получилось. А отец Ильи Шкатурского с ходу, едва Берсенев представился, принялся обвинять полицию в том, что она ничего не делает, закрывает и сдает дела в архив, и он это так не оставит, будет жаловаться в следственный комитет, в Верховный суд и, возможно, в Гаагу.
«Вы думаете, Илью убили?» — спросил Берсенев.
Крепкий, лет сорока мужчина с затравленным взглядом рассмеялся ему в лицо. «Я уверен, — сказал он. — Ильюша не мог сам. Вы понимаете? Не мог…»
Берсенев не стал спорить.
В сети о «Золотом квесте» слышали, но он не был особо популярен. Грубо говоря, это был модуль-ветеран, которого вовсю выжимали из строя нахальные новобранцы и поживей, и посообразительней, и краше оболочкой. Из-за простоты инструментария и открытой платформы модули для визоров можно было клепать чуть ли не на коленке. В российском сегменте их число уже стремилось к тысяче. Что там, три-четыре часа работы в простеньком графическом редакторе с наборами свободных текстур, выбор пошагового сценария, расстановка надстроек «дыры», триггеров, привязка к местности — и ваш первый модуль готов к употреблению. Он, конечно, будет кривоват, как может быть кривовато неловко оструганное полено папы Карло, но нам ведь для первого раза больше и не нужно? Оп-ля, зовите Джузеппе для оценки.
Словом, «Золотой квест» как раз считался любительской, малоинтересной работой.
Берсенев встретил его обсуждение на «живой ленте», посвященной визорам, с тэгом «во что бы поиграть».
Некто «Гизмо» писал, что квест — классный, только, честно говоря, специфический, уж больно хитро размещаются подсказки и руны, долбаный рэндом, одна из квестовых локаций у него высвечивалась аж на дне городского бассейна.
Его поддерживал человек с ником «Кусто нижегородский»: «Как бы все увлекательно сделано, звуки, музыка, но, блин, искать по компасу и всяким указателям, которые то есть, то нет… В общем, мазохизм еще тот. Потом ты приходишь на пустырь, и вокруг тебя на фоне высоток начинает строиться какой-то полуразрушенный храм… Наступи туда, наступи сюда. Так-то вполне, если бы не дорога поблизости…»
«ИгроMan» спрашивал, прошел ли кто-то «Золотой квест» до конца и правда ли, что в конце ты как бы восстанавливаешь погибший мир. Тот же Гизмо ему отвечал: «Там ближе к концу такие завороты идут, что уже фиг разберешь. Реально мозг набекрень. Я вот, как компас исчез, потыкался, потыкался и бросил. Идти некуда. Там, типа, надо шестое чувство воспитывать. Но это уже совсем, наверное, близко к концу».
«Жесть и хардкор, — писал „Люцифер“. — Уж на что я хардкорщик, но бросил эту хрень после шестого храма. Сомневаюсь, что кто-то прошел реально. Чем-то, конечно, цепляет, но поделка, по большому счету, кустарная».
«А казуальщина чем лучше? — спорил „ЯБТ86“. — Игры должны быть направлены на упорное достижение результата. Детский сад!»
«По словам одного чувака, которого я знал близко, — делился мнением „Кактус36“, — в конце, когда находишь последний храм, от него, значит, идут ступени к городу в небе… Купола, лучи солнца и все такое. В общем, офигенская красота! Только мой чувак с крыши навернулся после этого».
О-па.
Берсенев не поверил и прочитал последний комментарий повторно. Вот и одно из подтверждений! С крыши. Навернулся с крыши.
Жалко, запись была анонимная.
Но вполне возможно, что и Аня Поспелова, и Дима Лиховцев, и прочие ребята попали в психологическую ловушку — стали считать квестовое окружение более реальным, чем существующее на самом деле. Тайна, сказка, загадочная цивилизация. А тут уже и город в облаках, только шагни. И — хлоп!
Так, надо все же с котиком, с Коти этим поговорить. Чем он, собственно, руководствовался. Про детей ему…
В такси, везущем его на улицу Голубева, Берсенев задремал.
Какое-то время во сне ему виделось продолжение поездки — утекали назад тротуары, дома, пешеходы, витрины под маркизами. Но потом неожиданно в строгий городской пейзаж стали вклиниваться участки разрушенных стен, испещренные непонятными символами. Они всплывали то там, то тут, белели за стеклами, подменяли бордюрные камни, барашками взрезали оцинкованные крыши. Они множились, наслаивались друг на друга, они, будто тесто, вспухали то в сквере, то на детской площадке, занимая все большее пространство.
А затем впереди и справа вдруг посыпался, брызнул кладкой дом, и сквозь него, вся в дожде из пыли и штукатурки, потянулась к небу древняя колоннада, изрезанная фигурками животных и людей.
Она росла все выше, проламывая перекрытия и сбрасывая с себя как одежду остатки стен в голубых и желтых обоях, сыпала мебелью и кафельной плиткой. Раскрошился и осел фундамент. Участок тротуара перед домом провалился куда-то вниз, трещины зазмеились по асфальту, который нарывом вдруг вспух под передним колесом.
Бум-м!
Берсенева потрясли за плечо.
— Приехали.
— Куда?
— Как сказали, Голубева, двенадцать, — сказал водитель.
Берсенев потер лицо, окончательно просыпаясь, расплатился и выбрался из автомобиля.
Дом оказался большой, с арочными подъездами, с квадратными полуколоннами по фасаду и с широким проходом во внутренний двор. То ли бывший дворянский, то ли бывший купеческий особняк. С одной стороны его подпирал новострой, металл и зеркальное стекло, облицовка под мрамор. С другой стороны темнело узкое каменное горло переулка.
Берсенев медленно пошел в обход, изучая вывески.
Ян Коти обосновался в угловом помещении, три истертые ступеньки вели вниз, к массивной двери, сбоку, на наличнике, прилепилось переговорное устройство.
Берсенев спустился и нажал на кнопку.
— Да? — тут же отозвалось устройство.
Голос ответившего подхрипывал и был нетерпелив.
— Я Берсенев, Александр Степанович, следователь, — представился Берсенев. — Если вы Ян Коти, то мне хотелось бы задать вам несколько вопросов.
— Вам придется надеть визор, — сказал Коти. — Входите.
Щелкнул замок. Берсенев потянул визор из кармана, но надевать не стал. Вообще, с какой стати? Он все-таки…
Дверь бесшумно открылась в глухой тамбур, пространство метр на метр, с трех сторон заложенное кирпичами.
— Это шутка? — крикнул Берсенев, безуспешно толкнув стенку напротив.
— Визор, — напомнили ему из-под потолка.
— А без визора?
— Извините, но никак, долго объяснять.
— Что ж, черт с вами.
Берсенев вздохнул и нацепил визор, мимоходом жалея, что не взял у Солонина одну или две лишних таблетки.
Кирпичи остались кирпичами, но рядом с иконками меню всплыло колесико загрузки контента. Побежали проценты — пять, двадцать, шестьдесят семь. Сто.
«Использовать?»
«Да».
Изображение в визоре мигнуло, и несколько кирпичей в стене сделались интенсивно-красными. «Нажми меня» — вспыхнула подсказка.
Берсенев хмыкнул. Вот уж точно любитель Кэррола. Дыра. Нора. Он по очереди коснулся кирпичей.
— Замечательно, — раздался голос.
Стена отъехала в сторону, открыв кривой коридор из грубо отесанных камней. Над сводом покачивалась на цепях табличка. «Ян Коти. Студия».
— Визор не снимайте, — предупредил голос.
— Я понял, — ответил Берсенев. — Иначе вас не найдешь, да?
Он ступил на тропку, выложенную неровными плитками, на стыках которых пророс мох. Со стен капало. Понизу вились провода в резиновой оплетке. Поплескивала вода.
Присмотревшись, Берсенев заметил, что на уровне глаз стены измазаны белой и желтой краской. Он провел пальцем по белой линии, и она обзавелась светящейся стрелкой и надписью «На склад». Желтая линия вела в офис.
Свет то пропадал, то появлялся. В боковых проходах колыхалась паутина. Из железной клетки, прикрепленной под потолком, свешивал ступни скелет.
Борясь с тошнотой, Берсенев следовал желтой линии, и ему казалось, что он уже, должно быть, прошел все здание насквозь. Поворот, шесть шагов, поворот. Проплыло углубление с мерцающей, вставленной в череп свечой. Мелькнул провал, во тьме которого серыми пятнами выделялись ступени.
Но стоило ему подумать, что его водят кругами, желтая линия тут же оборвалась.
Берсенев остановился у двери без ручки, вытер лоб и толкнул ее от себя. Переход из подземелья в светлое офисное пространство заставил его болезненно сморщиться. Рука сама потянулась к визору.
— Нет-нет! — услышал он. — Не снимайте! Иначе наше знакомство на этом и закончится.
Берсенев убрал руку.
— Как скажете.
Из-за длинной стойки на него смотрел немолодой круглолицый мужчина в рубашке и джинсовой жилетке. Маленький нос, опрятные усики, серые глаза. Пухлые руки.
За ним желтел узкий пустой стол, за столом, серо-стальной у нежно-розовой стены, высился сейф. Крутил лопастями миниатюрный вентилятор. Из окна сеялся мягкий свет. Висел темный, не работающий телевизор.
Берсенев навалился на стойку.
— Вы, видимо, Ян Коти.
Он подал ладонь, но человек, улыбнувшись, лишь склонил голову. Даже чуть отъехал на кресле на колесиках.
— Чем, извините, обязан?
Берсенев перетерпел приступ головной боли и спросил:
— Вы написали модуль «Золотой квест»?
Мужчина пожал плечами, словно не находил в этом ничего необычного.
— Я.
— А я расследую падение с крыши некого Димы Лиховцева.
— Не вижу взаимосвязи, — сказал Коти.
Берсенев потер висок.
— Взаимосвязь, возможно, самая прямая. Я подозреваю, что по крайней мере один ребенок, но, скорее всего, больше, погибли во время игры в «Золотой квест».
— Угу.
Коти посмотрел на Берсенева, потом вытащил связку ключей и принялся ее изучать. Ключи были самые разные, со странными бородками и даже, кажется, составные.
— Вы слышите меня? — спросил Берсенев.
— Конечно, — Коти на секунду отвлекся от перебора ключей. — Но я-то здесь при чем?
Его серые глаза выразили непонимание.
— При том, — Берсенев скрипнул зубами, — что я вижу в этом умысел. Вы нарочно написали такой модуль.
— Это будет очень сложно доказать, — качнул головой Коти. — Люди умирают всегда и повсеместно, что дети, что старики. Умирают по глупости, по старости, на войне и в мирное время, от болезней, холода, голода, жажды. Некоторые падают с крыш.
— Я знаю.
— Кроме того, какой мне интерес в том, что умирают совершенно незнакомые мне люди? Я вижу в этом один лишь естественный отбор. Преступный же умысел предполагает, насколько я знаю, какую-то моральную или материальную выгоду от планируемого или совершаемого убийства. Я такой не вижу, хоть убейте. Вы уж просветите меня тогда на этот счет.
Берсенев кивнул.
— Сумасшествие.
Коти рассмеялся.
— Я так и думал, что вы объясните это сумасшествием, — смешно перебирая ногами, он подъехал на кресле ближе. — Но мне интересно, разве другой мотивации быть не может, если уж мы с вами так убеждены в некой моей вине?
Боль протекла в черепе Берсенева от виска к затылку. Он на мгновение прикрыл глаза.
— Если в убийствах не было необходимости, значит, они совершены для удовольствия.
— Вы упускаете. Еще — от скуки, по убеждению, по требованиям религии или же по соображениям, которые вам просто-напросто недоступны.
— Это демагогия.
— Понятно, — Коти опустил взгляд к связке ключей, но вдруг вздернул голову. — А хотите откровенно?
— Разумеется.
Коти прищурился, словно пытался разглядеть лицо Берсенева сквозь визор.
— На самом деле, «Золотой квест» — это программа отбора.
— Куда? В космонавты?
— В боги. В почти боги.
— Вчера я видел одного мальчишку, — сказал Берсенев. — Он не казался мне богом. Совсем. Два санитара собрали его мозги в пакетик.
— Кто-то всегда умирает. Это нормально.
Берсенев стукнул кулаком по стойке.
— Это ненормально! Вы!..
— В мире около семи тысяч человек умирает ежедневно, в России — двадцать тысяч ежегодно от автомобильных аварий. В Ираке во время недавнего теракта погибли шестьдесят восемь человек. Это вас волнует меньше, чем один несчастный мальчишка, упавший с крыши?
— Да!
Коти улыбнулся.
— Почему?
— Потому что я могу это прекратить! Потому что я могу против этого бороться!
— Хороший ответ, — сказал Коти, звякнул ключами. — А я борюсь за человечество. За все человечество. За его будущее. Люди же умирают все время.
— Бред! — сказал Берсенев.
— Почему? «Золотой квест» — это программа, которая помогает тому, кто ее использует, выйти за границы этой реальности. Измениться. Изменить свою природу. Там, в конце, дорога из последнего храма всегда ведет наверх, в Город над крышами…
— Я слышал, — сказал Берсенев.
Во рту у него было кисло и сухо.
— Поэтому и приходится размещать этот храм на крыше, чтобы человек, ребенок, как существо с более гибкой психикой, в отличие от взрослого, преодолел…
— Они падают! — взорвался Берсенев и сморщился от приступа боли. Сказал тише: — Они падают, ваши испытуемые. Падают!
— Нет, — твердо сказал Коти. — Не все.
— Какие не все?
— Валера Пыталов, Инна Серебрицкая, Тагир Домбаев. Здесь пока трое.
— И что они, вознеслись?
— Скорее, перешли на другой уровень.
По лицу Берсенева поползла кривая ухмылка.
— И вы думаете, что я вам поверю? Собирайтесь, господин Коти, проедем в следственный отдел. Там все и расскажете.
— Боюсь, не получится, — виновато сказал Коти.
Боль влупила Берсеневу в надбровье.
— Что? — Он сдернул осточертевший визор с головы. — Я вас не уго…
Он умолк.
Без визора офис предстал облупленным, неказистым помещением дурного, грязно-коричневого цвета. Стол превратился в заляпанные краской козлы. Вместо сейфа скручивалось в рулон какое-то полусорванное со стены полотно. Косо висела доска с планом эвакуации.
Ни кресла, ни Коти.
Берсенев снова прижал визор к лицу, но увидел ту же картину. Грязь, танец пылинок на свету, пустоту разгромленной комнаты.
Стойка, единственная, была настоящей.
— Вот как, — оглянулся Берсенев. — Вот как все устроено.
Пройдя коридором он легко нашел выход. Двери были открыты.
В отделе Берсенев долго сидел, рисуя на листе бумаги треугольники, кресты и человечков. Колечками завивался синий чернильный дым.
Был ли вообще Коти?
Это хитро — заставить разговаривать с пустотой, с призраком, предварительно загрузив его в визор. Обман и спасение человечества…
Но кто-то же сделал «Золотой квест»! Кто-то расставил храмы, кто-то рассчитал, что дети поверят в несуществующий город, парящий в небе.
Ян Коти. Я — никто. Простенькая анаграмма.
Берсенев выложил визор на стол, посмотрел в слабое отражение на гладкой внешней поверхности. Что происходит? — спросил он самого себя. В голове перемешивались, рассыпались слова и смыслы. Ноль понимания.
Как там…
В памяти всплыло лишь одно имя. Тагир Домбаев. Проверим. Просто проверим.
Берсенев повернулся к монитору и запустил внутреннюю сеть.
Около двух минут поисковая система перебирала имена с лохматых дореволюционных годов, потому что он не задал глубину поиска. Двадцать семь Тагиров Домбаевых выскочили списком на два экрана.
Нужный шел последним.
«Тагир Домбаев, пятнадцать лет, дата рождения… город… адрес… Заявление о пропаже зарегистрировано девятнадцатого ноября… года…»
Черноволосый мальчишка смотрел с монитора на Берсенева. Не разбился. Пропал. Только ни о чем это не говорит.
Берсенев вскипятил чаю, выпил стакан без сахара.
День клонился к вечеру. За окном потемнело, нагнало пятнистых туч, капли не музыкально забарабанили по карнизу.
Что получается? Новое человечество уходит в небо?
— Александр Степанович?
В дверь просунулась ушастая голова незнакомого старшего сержанта.
— Да? А в чем дело? — нахмурился Берсенев.
— К вам тут мальчишка, — как-то виновато сказал старший сержант. — Попросил того, кто расследует дело Димы Лиховцева. Это же вы?
— Это я, — согласился Берсенев.
— Ну, иди, — сказал кому-то полицейский, шире открывая дверь.
Мальчишка, вошедший в кабинет, сразу подступил к столу. Он был светловолосый, с веснушками, мокрый. Серые брюки. Рубашка «в квадратик». В глазах — отчаянная решимость.
— Вы — следователь? — спросил он и закусил губу.
— Да, — кивнул Берсенев.
Мальчишка протянул к нему руки.
— Арестуйте меня, — потребовал он.
— За что?
Глаза у мальчишки повлажнели.
— Это я убил Димку!
— Стоп-стоп-стоп, — сказал Берсенев, с укоризной бросая взгляд на дверь, за которую выскользнул старший сержант. — Во-первых, как тебя зовут? Я не могу арестовать не понятно кого.
— Юрка, — сказал мальчишка и тут же поправился: — Юрий Горьков.
— Хорошо. Теперь расскажи все по порядку.
Мальчишка шмыгнул носом.
— Мы проходили «Золотой квест», а там надо было на крышу…
У Берсенева пересохло во рту.
— Ты был на крыше с Димой Лиховцевым?
Мальчишка мелко покивал.
— Там две руны было в подсказках. Руна «вейх», то есть, «ветер». И руна «тильме», то есть, «вершина». Они вместе на крышу указывали. Ну, мы и полезли…
Берсенев подался вперед.
— А дальше?
— А там действительно храм был. Последний. Ну, как бы… в визоре… Не настоящий. — Юрка чуть сдвинул светлые брови. — И механизм такой, зубчатый. Его составить надо, чтобы получилась руна «чикет». Ну, «птица»…
Он вздохнул и отвернул голову к окну, словно где-то за окном все еще крутился, требуя внимания, этот механизм.
— Юра, — позвал Берсенев.
Мальчишка не ответил. Видно было, что он с трудом сдерживает себя, чтобы не разреветься.
— Гражданин Горьков! — повысил голос Берсенев.
Мальчишка вздрогнул.
— А он оказался настоящий! — прошептал он, найдя Берсенева глазами. — Понимаете? Настоящий! Возникли такие ступеньки серые, и вверх, с крыши, и город в небе…
Молчание затянулось, и Берсенев, кашлянув, спросил:
— Так что, Димка попробовал забраться на ступеньку?
— Он прошел, наверное, десять ступенек, — сказал Юрка. — А я испугался и позвал его. И Димка упал!
Он заревел, скрючившись у стола.
Берсенев смотрел на вздрагивающие плечи, на светлую макушку и в животе у него туго скручивалась ледяная спираль.
— Постой, он не сразу упал?
— Не-е-ет, — услышал Берсенев сквозь рыдания. — Эт… Это я позва-ал…
— Но как…
Берсенев замер.
Вот почему шестнадцать метров, подумалось ему. Слишком далеко. Он не с крыши…
— Юра! Юрка! Ну-ка прекрати! — он тряхнул мальчишку за плечо.
— Аресту-уйте!
К Берсеневу протянулась рука, требующая наручников.
— Гражданин Горьков!
Берсенев звонко шлепнул ладонь по столу.
Мальчишка поднял голову. Всхлип. Еще всхлип, уже тише. На мокрой щеке отпечаталась пуговица манжеты.
— Под домашний арест, ясно? — строго посмотрел Береснев.
Неуверенный кивок.
— Завтра или послезавтра я тебя вызову.
— А в магазин? — спросил Юрка, вытирая слезы.
— Зачем?
— Если мама пошлет. За котлетами.
— Только не долго.
— Спа… — Юрка протяжно вдохнул. — Спасибо.
Оставшись один, Берсенев обхватил голову руками.
Бред! Не верю! Куда бежать с докладной о сумасшествии? Дети в небо отправляются. Уходят по ступенькам. Некоторые, конечно, бьются. Недостойные. Не достаточно уверившиеся. Случайно обернувшиеся.
А под носом у нас работает не известно кто и мастерит программное обеспечение, которое…
Вообще, интересный аспект в развитии человечества. Поманить, подтолкнуть к шагу с крыши. Или разобьешься, или взлетишь.
Бред. Бред!
Визор на краю стола вдруг пискнул и осветился изнутри.
Берсенев поднес его к глазам.
«„Золотой квест“ загружен» — мигала надпись. Потом изменила цвет иконка входящих сообщений, сама открылась текстовая панель, по белому полю, будто живые, заскакали буквы, и Берсенев прочитал: «Хотите попробовать? Ваш Ян Коти».
За окном блеснуло солнце.
Или же далекий золотой купол.
© Copyright Кокоулин А. А. (leviy@inbox.ru)
Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg
Комментарии к книге «Город над крышами», Андрей Алексеевич Кокоулин
Всего 0 комментариев