Вадим Кирпичев
Время, творящее миры
Время сказало: "Я мир созидаю, что полон красы".
- "Мы же тебя создаем, о время", - сказали часы.
Рабиндранат Тагор.
ВЫБОР ВРЕМЕНИ
ХХ век лихо перепрыгнув из пролетки в авто, а потом и в ракету, как-то незаметно домчал нас к концу столетия. Философы уже вовсю говорят о конце истории, как всегда в конце века усиливаются эсхатологические настроения, настроения конца света, больше того, новое, неведомое тысячелетие уже громоздится над нами до самых небес черной, накрывающей нас стеной...
Самое время поговорить о времени, да простится мне эта тавтология.
Что есть время? Каковы современные представления о времени? Насколько они расходятся с обыденными? Выбор какого представления о времени позволяет непротиворечиво и адекватно описать мир? На все эти вопросы мы попытаемся ответить в данной статье, взяв в основу логику и реальность - подход, кстати, далеко не безобидный, зачастую приводящий к совершенно фантастическим на первый взгляд умозаключениям.
В истории философии, как известно, можно выделить два наиболее значительных направления в подходе к проблеме времени: субстанциональное и реляционное.
В субстанциональном направлении пространство и время есть самостоятельные, независимые от сознания и материи сущности. Этот подход Аристотеля-Ньютона вполне согласуется с очевидностью, но ведь и вращение Солнца вокруг Земли также о ч е в и д н о .
Реляционное направление отрицает независимость пространства-времени и определяет их как особые отношения между процессами, происходящими в мире. Вне этих отношений пространства-времени нет. В таком подходе подразумевается и добавляется субъект, эти отношения устанавливающий, а с ним добавляется и далеко не очевидный вопрос: а являются ли эти отношения объективными? Пространственно-временные отношения это категории, неотрывные характеристики бытия? Или они проистекают из особенностей нашего сознания?
Комментарии к книге «Время, творящее миры», Вадим Владимирович Кирпичев
Всего 0 комментариев