«К Корректорам»

1131


Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Лобарев Лев К Корректорам

ХОЛМ УБИЙЦ

Подношу к губам сарбакан, делаю резкий выдох… Есть!.. Мастер вздрагивает, запоздало вскидывает руку с дротиком… Мимо, брат мой!

Я выхожу из укрытия.

— Привет. Я в восторге от тебя…

Приближаюсь к нему… И очень зря это делаю. Лезвие ножа распарывает одежду и кожу… Но нет, клинок лишь чиркает по ребрам. Пожалел… Зажимая рану рукой, созерцаю, как Мастер пошатнулся… подломились колени… тело валится на землю… судороги… Яд моих стрелок не смертелен. В этот раз. Для него…

— …И все-таки, мне кажется, ты был не прав, — я подвожу итог нашей беседе.

— Я зайду… Наверное, завтра.

— Всегда жду.

Мастер умеет искренне и по-доброму улыбаться.

Я тоже.

Привычно выплескиваю чай с отравой и завариваю свежий. Детский взгляд Таны сфокусирован на мне:

— Мне кажется…

А мне кажется, девочка, что «тонкая работа» не подразумевает под собой «ударив, делать вид, что ничего не произошло». Тем более, ударив неудачно…

— Да ну?! И что он, Тана?..

…Я ведь тоже нередко бью из укрытия — но каждый знает, что атака именно моя. Я не скрываю нападения — я укрываюсь от контратаки.

— Ты знаешь, мне сказали…

Лениво уворачиваюсь от стилета. Я не в настроении сегодня умирать.

— И тогда я…

Видит Бог, я этого не хотела!.. Легко касаюсь ее разрядником. Впрочем, можно было и не осторожничать — Тана из Бессмертных…

…Ее детские глаза наполняются слезами:

— За что?..

Тонкие пальцы напряженно сомкнулись на рукояти шпаги, серые глаза недоверчивы и печальны.

— Война…

— Глупости. Весной?

— Вдохни ветер.

В воздухе разлита терпкая горечь.

— Это только Фениксы, Человек с Крыльями. Ну почему ты еще не привык?..

— Костры воскрешения легко становятся погребальными. Почему мне не верят?

Потому…

— Брось оружие — поговорим.

Улыбается. Рука еще крепче сжимает рукоять. Ты сам ответил на свой вопрос.

— Улететь бы…

Лети. Ведь и вправду, тебе здесь не место — не желающий убивать и умирать, не верящий в надежность Феникса. Лети, Человек — боль без ран страшна и никому не нужна здесь. Лети…

Сколько стрел устремится за тобой?..

Озеро бросается ко мне, сбивает с ног… О, дьявол!.. Купилась!.. А, нет… Над головой свистнул сюрикен. Мать!..

Озеро помогает мне подняться, обреченно вздыхая:

— Этот Бессмертный!..

Из темноты возникает Бард.

— Привет, народ!

Бард — уникальное создание. Бессмертный и Неуязвимый, он умудряется как минимум раз в месяц учинять суицид, причем всегда успешно…

— Послушай, Бард…

Мы откладываем свой поединок и принимаемся за утомительную и неблагодарную работу — умерщвление Барда…

— Да, ну и что?..

…Как обычно — безрезультатно. Он не чувствует ударов, не реагирует на яды…

— Ну все, я пошел…

— До встречи, Бард…

— Я так больше не могу. Невыносимо смотреть!.. Вам не я нужен, а мои песенки!..

Я ловлю взгляд Деи. В ее глазах удовлетворение и предвкушение. Сезонный спектакль: коронный номер Барда — суицид.

— Что, попевки хотите? Нате вам попевки!..

Гитара в его руках бьется птицей, сильные пальцы сжаты на грифе, точно на горле. Хрип соответствует.

Озеро вглядывается пристально.

— О, никак новый стиль подбирает…

— Да нет, в прошлый раз впечатляло сильнее: кровь из-под ногтей, а не просто изрезанные пальцы…

Тана морщится:

— Как вы можете это смаковать!.. Он же умирает!..

Сгибаюсь пополам. Нет, пока только от хохота.

Хрип Барда обрывается, он обводит нас совершенно трезвым взглядом, губы кривятся в улыбке.

— Нравится?..

Веер отравленных стрелок разлетается из ловких пальцев вместе с брызгами крови.

Поднимаю наруч, ломая тонкую иглу.

— Великолепно!..

Мастер замирает неподвижно и начинает медленно клониться к земле. Везет ему сегодня на яды…

— Ну что ж ты так, Бард…

Прикрываю глаза — слишком близкая вспышка может на какое-то время лишить меня зрения, превратив в легкую мишень. А я собираюсь досмотреть до конца. С Мастером я поговорю завтра…

— Красиво, — восхищенно комментирует Дея.

— Стандарт, — коротко обрываю я. На выжженное пятно свежего Феникса тяжко шлепается клубок змей.

Бард недоволен — от него отвлекли внимание. Завтра Мастера ждет новый поединок.

— Я забиваю для вас тишину, но ни один из вас не верит, что мне тоже может быть больно… Я тоже живой и могу умереть…

— Браво, Бессмертный! — Озеро, не выдержав, апплодирует.

Тана отшатывается в почти непритворном ужасе:

— Чудовищно!..

На полуслове Бард вдруг роняет гитару, струны гремят, лопаясь, он обеими руками рвет себе горло, захлебываясь хлынувшей кровью. Через пять минут прекрасной агонии тело, наконец, замирает неподвижно, чтобы через миг исчезнуть в ярком пламени Феникса.

Можно расходиться, спектакль окончен. Дея задумчиво смотрит мне вслед, но удерживается. Никому не хочется портить впечатление.

Как там он пел? «Вспышка слева, вспышка справа, та, что справа это я…»

Не сейчас.

— А если Человек с Крыльями прав? Если однажды Феникс не спасет?

— Что тебе с того, Озеро? Ты, благо, Бессмертен…

Из глубокой раны хлещет кровь. Увы, это все, что я могу сделать. Ранить Озеро могут немногие. Убить — никто.

В сумерках — яркая вспышка. Чей-то Феникс.

— Дея, — комментирует Озеро. — Лавры Бардушки покоя не дают… Так может, эти убийства, смерти, раны никому не нужны?..

Мимо.

— И совсем не стоит воевать?..

— Тебе вредно слушать Крылатого.

— Я не…

— Ты людей позабыл. Мы всегда так живем.

— «Всегда» началось со случайности. Узнали о Фениксе. Поверили. Попробовали… Понравилось…

— Ну и что?..

Щит Барда в чужих руках так хрупок…

— …Как эпидемия… Убийства — все изощреннее, самоубийства вместо аспирина…

Атака.

— Ты, кажется, в данный момент занят тем, что…

Блок.

— …Защищаюсь. Ты называешь Мастера братом, любуясь пламенем его Феникса…

Больно…

— Твой последний суицид — из-за того, что тебе помешали убить Дею…

Я теряю силы…

— Бессмертие, по-твоему, — неполноценность…

Ноги не держат… В этой драке он прав… Но почему?!

Почему?!

Улетим, Крылатый…

Давай улетим!..

Нет сил взмахнуть крылом…

Нет сил спасать и спастись…

«Я научился убивать…»

Огонь моего Феникса отражается на лезвии «кинжала милосердия».

Это еще одна твоя рана, Озеро…

…Я плавлюсь в ярком пламени воскрешения, и огромная огненная птица величественно взмахивает надо мной крыльями, стирая боль ошибки, возвращая, обновляя… Назвавший это «Фениксом» оказался поразительно точен. Как красиво… со стороны. Я сама не вижу этого. Я вообще ничего не вижу до тех пор, пока птица-из-огня не исчезнет, сжавшись в ослепительную точку, и не растает в горчащем воздухе… Тогда я смогу подняться. Но сейчас — только пламя, пламя, пламя…

…Подношу к губам сарбакан, делаю резкий выдох… Мимо!.. Как досадно… Мастер вскидывает руку…

Не удар — приветствие.

— Наконец-то ты здесь. Как тебя сейчас?

— Что?

— Зовут как?

— Не знаю.

На миг — в глазах недоумение… Но вот Мастер улыбается — оценил шутку.

Мастер умеет искренне и по-доброму улыбаться…

А я?..

КОРРЕКТОР ОТ БОГА

Белая-белая птица,

Два белоснежных крыла…

На белой-белой странице

Опять слова…

Они прозвали меня Джерм в попытке облагородить мое обычное наименование. Джерм — Герм — Герма — и далее по смыслу, моя подпись, где «зеркальце Венеры» изящным образом совмещено со «стрелой Марса». Похоже, единственный, кто не испытывает по этому поводу комплексов это я сама. Тем более, что имя все-таки не соответствует биологической реальности…

Впрочем, я отвлеклась. Работы здесь — непочатый край, что и понятно, раз оплата по высшему разряду. Литературная студия — полтора десятка молодых дарований вперемешку с непризнанными гениями. Как всегда — творческие люди чуть меньше зависят от стандарта, и, следовательно, имеют несколько больше проблем… Зато коммуникабельность на уровне. Я уж не знаю, откуда этот народ деньги раздобыл, и у кого ума хватило в нашу фирму обратиться, но приняли меня замечательно. Обычно «притирка» происходит мучительно и д ля заказчика, и для специалиста: люди нервничают и, бросаясь из крайности в крайность, то тошнотворно фамильярничают, то начинают общаться, аки с ходячим компьютером… Не скажу, что бесит, но утомляет… А здесь горя не знать, словно я не Корректор, а они не клиенты. Вроде лет сто знакомы. Приятно.

Р Е К Л А М А Р Е К Л А М А Р Е К Л А М А

ВЫ ХОТИТЕ

сохранить здоровый психоклимат семьи

или рабочего коллектива?!!

МЫ поможем ВАМ!

Обратитесь к нам — и в скором времени у Вас и Вашей семьи

появится хороший друг, в коллективе — новый сотрудник,

И ВАШИ ПРОБЛЕМЫ БУДУТ РЕШЕНЫ!

Психокоррекция — в Ваш дом!

Пусть останутся в прошлом

безликие кабинеты и ледяные глаза Корректоров!

Р Е К Л А М А Р Е К Л А М А Р Е К Л А М А

…Правильно. Галиматья.

…В предпоследний раз мне пришлось убить месяц: полная косметическая перетяжка, новые волосы… по-моему, даже цвет глаз меняли. Полтора десятка каталогов кремов и мазей, ванн, капсул с черт-знает-чем творили из меня Земное Чудо — Женщину…

Удачно.

…Свет луны превращал лежащие на постели тела в перламутровые изваяния… Полукровке было противно.

Мне тоже.

…Премию я тратила на элитном курорте…

— …В оный день, Когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали Словом, Словом разрушали города…

— Это ты к чему?

— Мы живем в уникальном мире, народ. Войны теряют смысл, оружие выходит из моды. Ибо за те же деньги к твоему врагу придут улыбающиеся ребятки, и после часовой беседы враг станет вашим другом… или сиганет с эннадцатого этажа головушкой вниз… Дуэли на психотехниках… Черт, я бы предпочел, чтоб в меня стреляли, нежели думать всякий раз, не окажется ли мой новый приятель наемным Мастером Слова… Это страшно, народ… Ты недоволен своей психокартой? No problems, укажи Корректору желаемый результат, и он в два сеанса огранит «алмаз твоей души», оставив вместо личности набор кодировок. Тебя не любит девушка? «О'key, мы уже высылаем специалиста…» Слово опаснее стали — мечта менестрелей, но где они сейчас?.. Слова для песен наверняка снизывают все те же. Какой, к дьяволу, тоталитаризм мы сами с усами! Да здравствует Корректность! Уничтожим всех уродов! Вначале было Слово!.. Я уже готов поверить в байку о том, что, мол, по мирам ходит некая Тварь, разрушающая оные миры словесами… вероятно, это какой-нибудь Корректор в поисках нового рынка сбыта…

Эталь почти кричал. Чудесный объект. Первый в моем списке кандидатов на обработку. За пару дней я выяснила причину столь радушного приема — заказчик был один, остальные просто ничего не знали: для них я была всего лишь очередным «молодым дарованием», с которым так приятно возиться, наставляя на путь истинный… Опять-таки приятно… Я извлекла из кресла свое бесполое — в этот раз — тело и перетащила его (бесполое тело, а не тяжелое кресло, разумеется) поближе к вещающему.

— …Сотни, тысячи нелепых смертей, за которыми маячит чья-то корректная полуулыбка и всепонимающий взгляд!..

С богом! Лови приманку, друг. Говорить будем…

— Но, как известно, Корректоры не действуют по своему желанию. Они всего лишь…

…Вода была почти горячей, и, пожалуй, это было единственное, что не вызывало моего раздражения. Голос на том конце телефонной трубки что-то бубнил о материале для серии статей… Мне приходилось отвечать.

— …И на хрена? Господи, Василий, да эти нормы у всех серьезных спецов, ничего принципиально нового ты не найдешь… Да, любой Корректор считает себя вещью, инструментом, тончайшей аппаратурой, если хочешь… И что? Такой же точки зрения придерживается любой спецназовец, начиная от синоби и Охранников, кончая вымирающей десантурой…

У собеседника на любой счет свое мнение. Зачем ему мои ответы? В голосе прорезается раздражение. Еще бы, кому понравится, когда с ним разговаривают, как с маленьким глупым мальчиком? Ничего, потерпит… Мне не нужно, чтобы мой Эталь наткнулся сейчас на какую-нибудь текстовку вроде той, что задумал уважаемый интервьюер. А тон, которым тебе отвечают — это немаловажная подробность…

— Ой, да при чем здесь методы, что ты с темы на тему скачешь?.. Везде одно и то же… Да. И в исторической перспективе… Что ты несешь? Та же пресловутая многоликость и вечная молодость обеспечиваются сейчас пластихирургией и косметологами, без излишнего садизма типа ядовитых притираний и иголок во всякие непотребные места… И всем доступно… Разумеется… Ничего нового… Заплати и лети… Да, все… Удачи…

Я положила трубку подальше от края ванной — сведенные судорогой пальцы еще плохо слушались. В горячей зеленоватой воде медленно оттаивала изувеченная перетяжками кожа. Тело с радостью ощущало, как растворяется слоеный панцирь косметических кремов и накладок — благо для нынешней работы мое «родное» тело было едва ли не оптимальным…

А статья… Эту статью он никогда не напишет. А если и напишет, то не сможет напечатать… Ничего нового…

— Джерм, нам надо поговорить!

Жалобно смотрю на Эталя.

— Сидела Джерма, никого не трогала…

Он утаскивает меня в дальнюю комнату.

— Я тебя внимательно…

— Твое мнение о ситуации, Корректор?

Название моей профессии в его устах звучит, как изысканнейшее ругательство — ну не может он иначе, первый в моем списке… Что ж, привет, заказчик.

— Она стоит предложенных денег.

По-видимому, он ждал другой реакции. Это от бесчеловечного профи-то?..

— …Корректором можно быть. Или не быть. Но им нельзя — стать.

— Не понял.

Еще бы.

Вещаю, косясь в зеркало, любуясь заново одетой шкуркой. Хорошо.

— «Человечество будет разделено на две неравные части…» и т. д. Помнишь? Художником надо родиться. И музыкантом.

— Это искусство…

— …Такое же, как и психокоррекция. Не все одаренные идут в спецы, но без дара обучение не имеет смысла…

Звонок.

…В который раз мне пришлось напоминать себе о необходимости самокоррекции — уж очень стремительно у меня развивалась фобия перед средствами связи.

— …Я предлагаю тебе дуэль, Джерм. Тебе я врать не буду. Я хочу разнести ко всем чертям вашу основу основ — идею того, что Корректор инструмент в руках заказчика. «Не обвиняйте нож в убийстве» — так, да?

Я мягко улыбнулась ему:

— «Вы вправе изменять или дополнять условия заказа…»

— К черту! Принимаешь?

Ребячество, конечно, но я не удержалась перед соблазном еще раз зацепить его:

— «Слово клиента…»

Его неподдельная ненависть была превосходным сырьем. Добавкой же закрепителем должна была стать небрежно замаскированная жалость.

Тоже — неподдельная… жалость…

Ко мне…

Итак, старая «шкурка», бережно хранящая прикосновения Полукровки, была почти забыта. Новая — сияющая чистотой и внесексуальностью восторженно воспринята. Ненужные статьи — не написаны. Нужные слова сказаны. Высокооплачиваемое задание оформлено на мое многострадальное имя.

…Ну почему мне не захотелось продлить отпуск?..

…И каждый считал себя проигравшим в этой драке. Он — ненавидящий любое вмешательство в психику с такой силой, что не замечал свой дар почти надломил меня. И меня трясло, я билась в истериках, психоблоки перегорали от перегрузок один за другим… Цивилизация научила нас безболезненно менять «шкуру» — к несчастью, только ее. Эталь успокаивал меня, ни на секунду не ослабляя нажим: это не было дуэлью, это было избиением. Бог мой, чем же он станет — после обучения?!..

А потом все закончилось. Примитивно до отвращения. Нажим исчез, обручи воли, надежно удерживавшие меня, осыпались прахом… — мне оставалось только ждать — …его интерес к происходящему угас. И затем он пришел ко мне с фразой, древней и дурацкой, как вес ь этот мир: «ОНА МЕНЯ НЕ ЛЮБИТ».

Я сделала для него все, что могла — я нанесла удар. Так что и это мое задание обрело хэппи-энд. Эталь признал себя проигравшим, чуть позже — неправым…

Но мне, почему-то, не очень легко встречаться с ним глазами, когда мы случайно видимся в Центре Обучения. И еще — я зачем-то оставила себе на память — на памяти, в памяти — его «кодировку-кольцо», и, как бы это банально ни звучало, иногда ее слова мешают мне уснуть:

«Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества. И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова…»

…Но, черт возьми, мы же все-таки живем в уникальном мире, народ!..

АНТУРАЖ

Лечить подобное подобным.

I

Последняя новость окончательно испортила и без того препаскуднейшее настроение. Но за временем, столь спешно подводящим итоги, не успеть… а вторым быть не хочется, ой как не хочется… И все-таки… Итак: неоспоримый факт — Н.Л. — Наэл, эльфоглазый убийца, ласково улыбающийся смертушко, тасующий тонкими пальцами колоду изощренно сказанных слов и прерванных жизней… так вот, этот самый Наэл сложился о наш последний объект. По схеме, ставшей стереотип ной до несмешного: взял задание, вошел в контакт, бодро отрапортовал: «Готово. Еще пару дней…», затем попытался покончить с собой, чудесным образом был, в последний момент, вытащен из петли означенным объектом, послал по многоэтажному адресу работу вообще и это задание в частности и… пропал без вести.

Это казалось бредом.

…Бесшумно возникла Ларочка, добрая фея корпорации, секретарша бессменная. На столике материализовался «джентльменский набор» — кофе и все, к нему причитающееся, — в воздухе повисло негромкое: «Напарники», — и вот уже только тающее облачко ненавязчивого аромата напоминает о ее мимолетном появлении… Ну да… Меньше всего хочется терять лицо фирмы… Хотя нет. Неправда. Еще меньше хочется связываться с двумя безумно непредсказуемыми — непредсказуемо безумными?.. — и даже язык не поворачивается назвать людьми этих… «напарников». Ах, да… Наименее желаемое найдено — выбор меньшего из двух не нуждающихся в рекламе зол. Конечно, «напарники» еще ни разу не подводили, но порой казалось, что лучше усесться голым задом в ванну с пираньями, нежели контактировать с этой ухмыляющейся парочкой, видеть их живую и подвижную — черта с два живую и подвижную! — постоянно меняющуюся мимику. Лица текут, плавятся, примеряя маску за маской, мучаясь невозможностью выбора, лица меняются, напарники скалятся, щуря переливающиеся многоцветием глаза, а из зрачков цепко смотрит нечто такое, что означенная ванна с пираньями кажется отличным времяпровождением…

Проникновенно заворковал телефон. Кто-то, минуя Лару, звонил по личному номеру.

— «Спайдер Инкорпорейтед»…

Знакомый голос немедленно заверещал что-то на тему жуткой гибели от похмельного синдрома, а также дурной карме для тех, кто это допустит…

Правы мудрецы — так не бывает, чтобы все было плохо. Хоть что-нибудь обязательно будет еще хуже… У напарников закончились наличные.

— Приезжайте.

Проблема выбора, разочарованно пожав плечами, отошла… и вновь с любовью помыслилось о емкости с зубастыми рыбками.

В этот раз они выглядели почти близнецами — одинаково одетые и одинаково же расхлябанные фигуры в стилизованных масках, воплощающих Муки Жесточайшего Похмелья в равной пропорции с Угрызениями Совести По Поводу… Фирма не располагала информацией о том, чем именно элитная парочка занималась последние пять месяцев, но самый первый взгляд на них сразу же отметал подозрения в благочестии и воздержании и мягко подводил к выводу — напарники развлекались до последней монеты…

Бедный Город!..

Впрочем, слушали внимательно, хоть и не было ни малейшей возможности предсказать реакцию — то ли они молча поставят два росчерка на контракте и с безразличием зомби и точностью компьютера отработают постылый найм, то ли, радостно завопив в адрес сгинувших коллег: «Так им и надо!» — помчатся закладывать драгоценные побрякушки (у Юэ — камушки, у Юэра — оружие-антик), дабы немедленно выпить с везучим «объектом», а может, вопль прозвучит иначе, хоть и не менее восторженно: «Наших бьют!» — и парочка обрушится в одну из своих хаотически-просчитанных импровизаций: что-то от театра, что-то от арены, что-то от TV-шоу, где хэппи-эндом — чья-то изысканнейшая гибель…

…Задание взяли, как берут нашкодившего кота — двумя пальцами, брезгливо поморщившись. И кому-нибудь, чуть хуже знавшему напарников, их похмелье могло показаться почти настоящим…

— Рожай байку!

Полурастекшийся в кресле Юэр покосился на напарницу, пытающуюся читать три текста одновременно и изучать фото «объекта».

— Не байку, а квэнту.

— Не критично…

— …Еще два дня. А потом — станет.

…Текут слова, плоть приобретает податливость воска и мозг, плавящийся от избытка информации, лепит из тела по образу и подобию…

— «Гориллу» бы туда. Со снайперкой, — с неземной тоской проговорила Юэ.

Юэр отвлекся от очередной порции вермута:

— Никак нет. Клиенту чистый суицид нужен. На крайняк — пожизненная психушка.

— Зажрались люди. А «объект»-то, похоже, спец.

— Мы тоже…

…Переливаясь отшлифованными гранями, рождается «квэнта», лексикон принимает новые термины, тела втискиваются в завершенную форму. Творцы наслаждаются созиданием. Последний штрих… и Юэр тянется за гитарой, а Юэ подсаживается к компьютеру. Автоматной очередью — дробь клавиш, и жесткие аккорды поддерживают этот ритм…

II

…из архива «Разорванные бусы»

… Глупо, наверное Все еще хочется жить. Жить — не тужить, Путь продолжить, неначатый пусть. А остается Лишь ветром над пеплом кружить, А остается покой И нелепая грусть…..И снов, и слез Пустые вариации. Из мира грез Шагнули в резервации. Надежды рушились в прах, Был познан Смертными страх Остались вы Но лишь в легендах, Да в Полых холмах.

…из несохраненных файлов:

Стихи в начале осени. Прохладно. Тетрадку — в сумку, на метро — домой. Стараешься быстрей поставить точку, А «розу» спрятать в середине строчки, Чтоб — не дай Бог — не срифмовать с зимой…

III

— Юэ, — гортанно, с придыханием и как-то по-птичьи.

— Юэр, — тихий раскат грома.

Такие непохожие: она — двухгодичный опыт стихов и прозы, славная, мягкая, улыбчивая… вот только нервная немного, задерганная, но это ничего, это пройдет… Он — порывист, чуть резковат — что в суждениях, что в музыке, но под маской «файтера» — тот же от свет какой-то детской неприкаянности…

Он протянул руку новым знакомым:

— Вэйр.

«…Я видел странные сны: Зима проходила мимо, Вы ждали прихода весны, А я ждал прихода режима…»

— Чье? — не отвлекаясь от распечатки, полюбопытствовал Юэр.

— Все его же, — Юэ уцепила ручку с тетрадкой, горестно покосившись на неработающий монитор. — Ща отвечу…

…Пока им еще некуда было спешить…

…из архива:

…..Мы ждали прихода весны… Теперь ожидается лето. В преддверии новой войны Стране Жалко пуль Для поэтов…

— Игра… Всегда сложно объяснять… Ну, скажем, это — как театр… Только для себя… и без заучивания реплик… Мастера-устроители берут сюжет, иногда по одной из книг, иногда — выдуманный на месте, игроки берут роли персонажей, дается базовая ситуация, а дальше импровизируйте на здоровье… В пределах Правил, разумеется…

Парень и девушка переглянулись.

— А нам… — начал было Юэр, но запнулся, смутившись.

— Можно, — ответил Вэйр.

Юэ протянула тонкую тетрадку:

— Вот.

Пол-десятка стихов, записанных неровным, немного детским почерком. Да уж, отвечала Юэ мгновенно, похлеще, чем ее братец на «фехтовках»…

— Спасибо…

…из несохраненных файлов:

…ставить таинственно-многозначительные инициалы в начале текста и фиксировать момент написания вплоть до секунды в конце — удел либо дилетантов, либо профессионалов. Поскольку я не являюсь…

— Игра?

— Игра!

Лица текут, плавятся, свершается ритуал выбора маски.

Им уже начинало нравиться…

— Интересно, он уже знает?..

Юэ набросила на плечи напарника темный тяжелый плащ, сделала шаг назад, прищурилась, созерцая. Антураж, однако… I'm sorry, прикид.

— Не думаю. Странненько мне… Или у него уровень на два порядка выше нашего, или…

— Или?..

— Или он такой же спец, как я, скажем… — Юэ задумалась над сравнением.

— Бред! Наэл…

— Дурак твой Наэл!..

У них все еще было время.

И здесь их реакция была столь же молниеносна: его — в схватках, ее — в словесных хитросплетениях. Такие непохожие… такие одинаковые… и вся мастерская группа клялась, что это лучшие игроки в сезоне… И тогда же на Игре у Вэйра случайно прорвалось:

— На помощь, брат! — и Юэр метнулся, не разбирая дороги, и успел, успел закрыть от удара, правда вот не щитом — собой (…в тот момент Вэйр готов был присягнуть, что видел алые брызги…), а потом, позже, Юэ взвыла над мертвым братом, пыталась давить крик, задыхалась, и снова кричала, и на ее плечо легла ладонь (ведь он больше ничего не мог для нее сделать)…

— Не надо, сестренка… Пожалуйста, не надо…

Мастера сказали: «Отыгрыш!»

Игроки сказали: «Свои люди!»

Вэйр молчал.

Напарники тоже.

— Чего?..

Шум воды в ванной заглушал голос.

— Круто, говорю, — Юэ выбрела, умудрившись завернуться в три полотенца одновременно. — Мне в кайф.

— Мне тоже, — Юэр скользнул к вожделенному душу. — Звякни Вэйру, авось зайдет.

Девушка не глядя пробежела пальцами по клавиатуре трубки:

— Хаюшки! Ты свободен?.. А то мы тебя заждались… братишка…

— Ну? — Юэр высунулся в коридор.

— Будет минут через пятнадцать… Блин, не стыкуется… Добрый он для спеца…

— Любопытно, за что его?

— Говорю же — добрый.

— Жалко.

У Юэ приподнялась бровь…

Раздался звонок в дверь.

Время сдвинулось с мертвой точки и начало стремительно завершаться…

…из несохраненных файлов:

…Игра. Во Имя!.. Во Славу!.. Эй, Мастер, Лови фрагменты! «Как мог ты Вершить расправу?!» В ответ же «По прецеденту». Не надо ни чести, ни фальши, Чтоб вечно вкушать победу Ты знаешь — так было раньше, Ты знаешь — по прецеденту…Замрешь Перед Божьим взором. И прошлое канет в Лету Ответь же: «Я невиновен. Все смерти — по прецеденту…»

— Ты куда?

Юэр уже впрыгивал в сапоги:

— Вэйр… Нервы… Срыв…

На мгновение глаза напарников встретились. Дернулись мышцы лица, попытавшись переплавить боль и тревогу в удовлетворенные ухмылки… Дернулись… Еще раз…

— Тик, — недовольно бросила Юэ, усаживаясь на заднее сиденье «частника». — Психом я тут с вами…

Дверь чуть не высадили.

— Эй, братишка, ты живой?!..

Время балансировало на краю бездны, на той грани, где беспомощно замер Вэйр. Но в тот момент время не интересовало напарников, с поспешностью и мастерством сплетающих сеть-страховку для брата. Время обиделось и поспешило прочь. Необратимо.

— У тебя еще есть вопросы касаемо Наэла?

— Он с ним…

— Сделал то же, что и с нами. И с остальными.

Юэ лениво запустила в Юэра подушкой.

— Я же сразу сказала…

— Именно. Заказчик перехитрил самого себя. Дергается… Деньги тратит… А Вэйру, дураку, и в голову не приходило, что треть новоприобретенных друзей — убийцы. Жил да помогал…

— Допомогался, — проворчала Юэ.

— Изволь. Маску он и впрямь себе сварганил под спеца… А толку? Добрый он. Таких почти нет.

— И что теперь? Психокоррекция…

— …Нафиг. Считай, что мне понравилось. А ты — возвращайся. Сообщи, что я уволился… Тебе там хорошо, мне — здесь: надеюсь, не поссоримся…

В голову Юэра полетела пепельница. Тяжелая. Полная окурков.

— Мудак, — обреченно выдохнула Юэ. — И Вэйр тоже. «Гориллу» бы. Со снайперкой. На вас обоих. И чтоб мушку спилил!..

Проникновенно заворковал телефон.

— «Спайдер Инкорпорейтед».

— Снимай заказ, босс.

Ну, это уже ни в какие ворота!.. Непредсказуемость непредсказуемостью…

— Снимай, босс.

Это уже второй. Один из их фирменных жестов — говорить с параллельных телефонов, чтобы даже в такой беседе — вместе.

— Но…

— Мы его не пробьем. И никто не пробьет…

— Но…

— …Пока мы там. А мы там еще до-олго будем, — от насмешки в почти неузнаваемых голосах веет чем-то знакомым… Ах, да… Могильной землей…

Единственное, что они так и не смогли изменить…

— Алло… Что?.. Я с человеком подъеду…

— Валяй, Вэйр, не заперто.

Юэр наигрывал складывающийся мотив, Юэ созерцала содержимое холодильника: свежепроданного камушка должно было хватить надолго.

Хлопнула дверь, в прихожей зазвучали голоса, затем на кухне появились двое.

— Народ, — торжественно начал Вэйр, — это Финрод, только что с трассы, прошу любить и жаловать. Фин, это мои брат с сестренкой, я тебе о них…

Наэл с ужасом смотрел на напарников, те расхохотались. Вэйр удивленно приоткрыл рот…

…А время, довольно скалясь, подвело последний итог.

НЕСТАНДАРТНАЯ ТРАКТОВКА

I.

«…вследствии черепно-мозговой травмы, полученной при ДТП…»

II.

Слова, мягко мерцая в полусумраке беседы, уверенно снизывались, превращаясь в ажурное кружево, в тончайшую паутину… Ты ведь веришь мне?.. Вот и хорошо, вот и славненько… А эта вот формулировка навсегда закрепит в тебе отвращение к гибели, к любому вид у смерти, пришпилит к жизни, как бабочку булавкой…

Ну и денек сегодня!..

Наконец, свежеосчасливленный экс-самоубийца покинул квартиру. Юэ подошла к окну, проследила его путь от пункта А (подъезда) до пункта В (остановки), удовлетворенно сощурилась, когда он четко замер перед светофором, поджидая зеленый… О, великая радость — первый серьезный случай! Другие здесь в смертушку лишь поигрывают, кто из мазохизма, кто романтики ради. А вот этот действительно жить не хочет… не хотел. Юэ хмыкнула. Кто бы ей сказал годика три назад, что она людей от смерти спасать будет… Да еще и «на шару»… порекомендовала бы говорящему сходить к Корректору. да еще и присоветовала бы, где подешевле. А что делать — Вэйр попросил…

Девица тряхнула гривой, выбрасывая из головы мысли о «суициднике» и работе и…

Взвыл телефон. Юэ поискала глазами трубку, кою напарничек в очередной раз убрал куда-то «на место», извлекла ее из-под груды распечаток и ровным голосом призвала гнев темных сил на главу звонящего. Услышав в ответ вполне назгульский вопль, поняла, что не ошиблась. Звонил Вэйр.

Одарив «братика» обещанием «немедленно и всенепременно», Юэ сунула трубку на аппарат (пускай теперь Юэр помучается в поисках), смерчем прошлась по комнате — одежда, деньги, ключи, Те Самые Две Дискеты, Которые… и вымелась из квартиры. Передернула плечам и под мелким дождем (более ненавистным временем года, чем ранняя весна, была лишь поздняя осень), рванула «стометровку» к гаражу…

— Эй, подруга!..

Стайка залетной гопоты. Местные Юэ давно знали — и обходили с уважением. Юные ублюдки выползли на асфальтовый пятачок. Вступать с ними в длительные дебаты совершенно не было времени: там, на другом конце Города, ждал Вэйр…

Один бешеный взгляд — молча: губы стиснуты от омерзения… Отлично. Путь свободен.

III.

«…полученной при ДТП, нарушены функции речевого аппарата…»

IV.

Перед глазами белые сполохи и в ушах ровный оглушающий рокот, словно в розовом чреве морской раковины. Крик стоит в горле и не может вырваться наружу, дышать больно и ледяная крупа впивается изнутри в оплавленную кожу. Игла, только что бывшая прямой дорог ой впереди, прошила насквозь тело, и отломившийся кончик ее застрял где-то в черепе. Нет точки опоры. Можно биться, кричать — все равно ничего не случится. Будут только белые вспышки, прибойный гул, крик, которого нет, потекший пластик безвольного тела и обломок ледяной иглы с обратной стороны зрачков…

V.

Первые две недели ничего не было, кроме запеленутого в бинты и пластиковую сеть капилляров капельниц тела, балансирующего на грани тоненькой, хрупкой грани несуществования. Все было уже известно — и диагноз, и возможные исходы, и степень вероятности каждого варианта… Неизвестно было только одно — будет ли она жить. Вэйр метался между напарниками, не понимая, кому из них он сейчас нужнее. Юэр бредил наяву, споря, доказывая что-то отсутствующему собеседнику, или уходил в себя, замирая недвижно, словно пытаясь догнать ее, или опередить, остановить, как не успел остановить тогда… Вэйр замучился объяснять ему, что — (от него ничего не зависело!) — невозможно было предугадать это глупейшее сочетание обстоятельств, приведшее к беде (она поехала на его звонок, и гнала не глядя на светофоры, потому, что он сказал: скорее) — сам забывая и о больном сердце, и о том, что за пределами палаты есть что-то еще…

…Не было ничего, кроме…

Наконец, стало ясно, что она выживет. Оба одинаково замерли перед невыспанным и злым хирургом: «Лицо вернем. Калекой не останется. Выйдет как новенькая. Правда, говорить уже не будет».

Облегчение — в первые две секунды. А потом одновременное понимание:

Юэ — без — слов.

И тоскливая мысль: как дальше?

* * *

Бинтов становилось все меньше, шрамы ожогов рассасывались, пересаженные куски приживались, выравнивался цвет кожи — (темнее, чуть темнее, чем раньше) — в глазах начинало появляться осмысленное выражение. Юэр сутками молча просиживал возле кровати, Вэйр пытался разговаривать, вести «непринужденную беседу», не задыхаясь при этом (получалось плохо) — но слишком много тем приходилось обходить (страшно, слишком страшно) — и он бессильно затихал на полуфразе. Когда Юэр мертвым голосом объяснил ей — глаза напарницы даже не изменили выражения: к этому моменту она уже поняла. В милосердных словах-костылях Корректор — (бывший Корректор) — не нуждалась.

Через неделю ее увезли домой.

* * *

…Жить не хотелось, дышать — и то не хотелось, и напрасно Юэр сплетал из безупречно профессиональных фраз плотную сеть — столь же неизбежную, сколь бесполезную, напрасно Вэйр, как заклинание, твердил, что «все будет хорошо». Удар, смявший машину, как консервную банку, небрежно смял в неаккуратный ком и всю прежнюю жизнь. Их мир тонул в сером мареве безжалостного приговора: «…нарушение функций речевого аппарата…» Все трое знали — одно слово милосердно упущено из виду.

«Необратимо».

К Юэ честно приходили друзья, отрабатывая повинность «общения» — но никто не выдерживал более получаса. Тело сохраняло полную неподвижность, лицо навсегда избрало из сотен возможных масок одну посмертную… Юэ не хотелось жить.

Иногда появлялись «новички». Но и тут не было результатов — Юэ придвигала к себе блокнот, каллиграфическим почерком выводила: «Корректор», и ниже — название фирмы, любезно предоставившей свои услуги, иногда — даже приблизительную сумму гонорара. Бывший сотрудник «Спайдера» не ошиблась ни разу.

Через месяц прошел шок и стало легче. Или сложнее? Но страшнее точно. Юэ встала, добралась до клавиатуры компьютера — стихи, сказки, зарисовки сходили, как с конвейера… В неподвижных зрачках отражались бегущие строки.

Все было великолепно — но что мог сказать Вейр, когда вместе с кипой распечаток Юэр положил перед ним лист из «разговорного блокнота»: «Надо же хоть как-то ваши затраты компенсировать, а, напарник?..»

* * *

из несохраненных файлов

«…мило, господа, право же, мило… Презабавно писать о безруких воинах, безногих спортсменах — нестандартные трактовочки… Вот и затеяли сказочку о Немом Корректоре. Мной, гады, написали. У каждого остается шанс, кто-то его даже использует, и вот уже многочисленные читатели исходят слюной от восторга: «Се — человек!» Но чем мне заменить резонансы точечных построений, где важно даже изменение в полтона, где интонирование едва ли не важнее грамотно подобранных слов…

…У меня уже нет сил жалеть… Разве что страшно смотреть на братьев, и не могу злиться на их нелепые попытки изменить ситуацию…

Как набат в памяти — обжигающие, падающие ударами слова наставника: «Только не молчи! «Словесник» не имеет права молчать — или он хрен собачий, а не «словесник». Не молчи! Не молчи!!!»

Простите, Александр…»

VI.

Глаза начинали слезиться, а мышцы спины сводило намертво — тогда Юэ отползала от компа и бросала тело в кресло. Надо было чем-то занимать руки, и она выкопала старые, принесенные когда-то, кажется, напарником, четки. Бусины неощутимо проскальзывали под пальцами — и так же бесследно скользили дни. Душеспасительными беседами ей уже не надоедали — поняли, что в петлю не полезет… Но и Корректора к себе не подпустит.

А Юэ возвращалась к машине, и усиленно штамповала «шедевры» — (их уже привыкли ждать, читать, принимать «на ура») — либо в одиночестве уходила бродить по городу — этого ей не мог запретить никто. Юэр поначалу пытался прослеживать ее маршруты, но бросил по сле того, как напарница с непосредственной улыбкой выложила на стол полтора листа любовно распечатанного отборнейшего мата. В его адрес. С рукописным P.S. — «…я, может, и калека…»

Ее оставили в покое, надеясь, что попахивающая стерильностью «нирвана» рано или поздно приестся, и Юэ все-таки вернется…

* * *

из несохраненных файлов

«…они оставили меня в покое, несколько обиженно заявив: «Перебесится!» и с радостью принялись за более интересные занятия, не забывая, впрочем, время от времени коситься в мою сторону, ожидая возвращения. Это просто защита. Наверное, такая же пустая над ежда согревает души похоронивших близкого человека. Случайный взгляд на кладбище, нелепая мысль: «А вдруг…» Ой, ребятки, ребятки, бойтесь андедов — они же, все-таки, кусаются…»

VII.

Полусумрак, претензия на витражи, дешевенькая попытка уюта. Маленький зальчик, почти тесный, но почему-то не вызывающий желания немедленно сбежать наружу. Не вызывающий вообще никаких желаний. У стойки копошились малолетки, посетители постарше занимали столики, и никто — никто! — не интересовалась Юэ: слава богу.

Кофе в маленькой чашечке неторопливо стыл, бусины четок скользили в пальцах, и блаженное несуществование — без мыслей, эмоций, желаний казалось почти близким…

— Девушка, у вас свободно?

Она безразлично кивнула подошедшему и снова равномерно распределила свое внимание между четками и кофе. Пришелец неловко примостился напротив, водрузив на столик… ого! — недешевый коньяк в немалом количестве. Мысли соскользнули по блестящей поверхности бутылки на маслянистую жидкость в рюмке, соскользнули и…

— Девушка, Бога ради простите — я не с целью приставать… но, может… Вы не выпьете со мной? Простите…

Его забавное смущение пробилось сквозь туманно-серую завесу. Пальцы Юэ, отпустив четки, вдруг тронули тонкую ножку рюмки… На короткое мгновение ее зрачки привычно превратились в бойницы… но лишь на мгновение. Сидящий перед ней — довольно молодой, психокод — средний горожанин, потенциал — норма, настройки… — впрочем, неважно, суть в том, что сидящий перед ней был кем угодно, но не мастером Слов. А, следовательно, не представлял собой опасности — и интереса?..

Юэ опрокинула в себя рюмку, мельком подивившись, что смогла почувствовать вкус… и тут незнакомец заговорил. Тяжело, давясь словами, боясь — (зная) — что его немедленно и возмущенно прервут или высмеют… Но Юэ молчала.

— …только не надо, ничего не говорите, я и так знаю, все знаю, но поймите!..

А потом и он замолк, опустив голову. Вздрогнул. Медленно поднял на нее глаза.

— Простите. Пожалуйста, простите… И… спасибо вам. Знаете, вы… Вы мне, наверное, сейчас жизнь спасли. Спасибо.

Он стремительно поднялся и почти выбежал прочь. Юэ машинально взглянула ему вслед…

И не сразу сумела вернуться к четкам.

VIII.

— Молчишь?

Вэйр судорожно ухватился за кофейник, чуть не расплескав по клеенке черную гущу.

В глазах Джерм за ироничностью теснилась такая невыносимая (невыносимо знакомая!) — тоска пополам со страхом, что он чувствовал: еще немного, и он будет согласен на все, только чтобы получить право отводить взгляд…

— Не прогонишь?

Она все еще пыталась спрятаться за заслоном из самолюбия, цинизма, всех этих беспомощных «надстроек», в которые они все так привыкли верить.

Черт, ну сколько же их — умных, жестких, гибких — в латах своего Мастерства, в изрезанных пластическими операциями телах — будут разбиваться о него и, мучительно пытаясь подняться, молить о милосердии?

А он — задыхаться от жалости и бессилия?..

— Иди ты… — безнадежно начал Вейр, но она не дала продолжить. Рывком выдернула свое — (бесполое?) — тело из кресла, чуть не вцепилась в его ладонь.

— Слушай, ну я прошу — дай помочь. Я же вижу, что тут у вас творится!.. Она же все равно никого из вас не подпустит!.. А я тут знаю… одного, — лицо ее болезненно дернулось. — Он вырвет ее клянусь!.. Только не гони…

Ну так же нельзя — что же она… На мгновение Вейр задохнулся от боли… Как же так…

И следующий час оказался заполнен ее зрачками, расширившимися от ужаса, дружным матом Юэра и Наэла, вонью корвалола…

Потом они поговорили, как «взрослые люди».

Потом он согласился.

IX.

«Пришельца» она встретила через три дня в том же кафе. И снова разговор, вернее — монолог, только уже несколько менее больной и надрывный. И опять в заключение — смущенная благодарность…

Следующая встреча, вроде бы, уже не была случайной… а следующей Юэ почти ждала. И однажды…

— Спасибо, девушка, чес-слово, спасибо. Вы… Вы так чудесно умеете слушать…

Что-то треснуло, надломилось, и тоненькая струйка боли протекла куда-то вниз, и… Юэ рывком придвинула к себе блокнот: «Единственное, что я умею», — толкнула к нему. Поймала непонимающий взгляд, черкнула дополнение: «Я не могу говорить».

На лице — удивление сменяется недоверием, но нет этого проклятого сострадания — брезгливой жалости к калеке!..

Его зрачки стали огромными.

— Простите… Я… не заметил…

Юэ не сдержала улыбку, снова взялась за ручку:

«Меня зовут Юэ».

— Эталь, — все еще ошарашенно представился собеседник.

X.

«Комп» Юэ забросила и теперь целыми днями пропадала в Городе. А им оставалось только — «ждать и надеяться». Чем Вейр и занимался. Он ждал, а Фин, Юэр и новенькая спорили, и не раз Вейру приходилось прерывать их мягко-тактичные беседы, чуя, что за занавесом благозвучных слов идет бешеная пляска Холма, и бесполая бестия уверенно отбивает удары эльфа и берсеркера… Впрочем, с ними она была другой… И с тем, пришедшим, пообещавшим и несколько раздраженно отказавшимся от денег — (…Герма, да чтоб я с тебя хоть монету!..) она была другой. Или скорее — третьей… Теперь стоял лишь вопрос времени, нервное ожидание спало, ожидающие вернулись к своим делам, и лишь время от времени вяло переругивались, выясняя, чьей же морде все-таки быть битой, когда Юэ окончательно оклемается и выяснит, как с ней поступили ближние ея. Гермо с кривой усмешкой заявляла, что все ее «дела» заканчиваются хеппи-эндом, что вызывало вспышки негодования у Юэра и Финрода…

А Вейру еле удавалось хотя бы выглядеть спокойным.

Но, как ни странно, это ожидание тоже кончилось.

XI.

…Он говорил, а она слушала, и зрачки ее мягко мерцали в полусумраке беседы… Ты уже поверил? Вот и славненько… А эта улыбка навсегда закрепит в тебе правильный выбор…

Наконец, очередной счастливчик убрел, а через пол-часа пришел Юэр с радостным сообщением, что «Вэйр зовет».

Взгляд:

«Прям щас?»

— По возможности.

Взгляд:

«Так я уже собрана».

— Минутку…

Ласковый пинок придает ускорение.

Взгляд:

«И после этого они рассказывают анекдоты о долгих сборах женщин!»

— Уже!

Напарники, не дожидаясь лифта, ссыпались по лестнице вниз, метнулись к машине, и группка нетрезвых юнцов у гаражей быстро направилась по адресу, указанному гримасой Юэ. Там, в другом конце Города, напарников ждали…

* * *

из несохраненных файлов

«Вот и сделали сказочку о немом Корректоре. Все. Мной начали… мной и окончили. Вот только авторы разные. А теперь моя очередь. Вернее — наша. Мы вам устроим — нестандартные трактовки!..»

ПАУТИНА

(В.Владимирский. Из предисловия к книге «Арахнофобия. Мировая Паутина».)

…Каждое время имеет свой стиль и моду, иначе говоря — свои стереотипы. Все течет и меняется, возвращаясь, при этом, на круги своя с упорством, достойным лучшего применения. Так, сейчас снова модно скрывать, где и кем ты работаешь — Охранником, Корректором, журналистом… Только не говорите мне о развитии по спирали — это просто замкнулся круг.

У каждой специальности есть свои профессиональные легенды. По ним можно даже изучать историю — при этом не только историю данной профессии, но и, как ни смешно, историю вообще. А так же психологию, философию… Список гуманитарных дисциплин Вы, думаю, спо собны составить и сами.

И, как очевиден факт существования профессиональных «баек», так неизбежно отыщется и кто-то эти байки собирающий, либо в качестве своеобразного хобби, либо для развлечения коллег в минуты совместного отдыха.

Я «снизываю четки этих легенд» исключительно в целях работы. Писать о Корректорах — это непростое занятие, и я сильно облегчу свой труд, если просто перескажу Вам часть тех «баек», на которых строится их история, философия, культура.

Вы не находите, что традиция — забавная вещь? Социологи ругаются нелитературными словами, пытаясь свести в схему незамысловатый маршрут: прецедент — повторение — фиксация… И результатом традиция, величественна, монолитна и неотвратима. Бедные, собирал и бы, лучше, «байки»: народное творчество — великое дело. Присмотритесь: все как на ладони.

Что у нас тут есть? Самый ранний источник — истории первых «таэн». Первые, так сказать, шаги. Воспринимается ныне с улыбкой умиления. Так многозвездочные, аки коньяк, «милитари» взирают на каменный топор, погребенный в витрине музея.

Все почти как в наше время. Слабые попытки универсальности и сокрытия… нет-нет, еще не профессии, но уже — умения. Было бы забавно приплести сюда и нежный росток зарождающейся проф-этики — но увы! В то время еще работал принцип: «мне так удобно».

Эй, ученые мужи! Воззрите на прецедент: начало многовековым традициям кладет элементарное желание человека жить лучше и жрать слаще. Amen.

История «таэн» длинна и нам с Вами неинтересна. Они до самого конца хватались за костыли и подпорки узкой специализации укорачивателей века ближнего своего. Нарабатывался опыт, и доброжелательных убийц не интересовала чистота стиля. Создавался цех.

Любуйтесь, господа! Что сделал пра-человек, нащупав удобный камень? Запустил его в голову соседа по пещере. Что делают люди, вслепую нашарив новые методики?.. Amen… Века сочатся кровью, как непрожаренный бифштекс…

И вот — прозрение: яд тоже может быть целебен. Россыпью яркого стекляруса — сказочки о добрых Мастерах Слов, о возвращениях: любимых, утраченного, выброшенного за ненадобностью, и т. д.

Вроде бы, тенденция прервалась? Не пугайтесь, это ненадолго.

Взирайте, мужи науки — в нашем бренном мире воцарилась Ее Величество Цивилизация. Желание хорошо жить и вкусно жрать осознано, оформлено и неотвратимо становится самоцелью. Идеал сформулирован четко: «Чтоб все как у людей». Спрос рождает предложение. Музыка туш! На арену выходят те, кто может обеспечить — поддержать и даже создать вожделенную Норму. Вот тогда-то впервые возникает расплывчато-емкий термин: «Корректор». Начинается время лихорадочного развития и безумных экспериментов. Собирайте «байки», господа! — чего стоит одна только сага о Корректоре, получившем заказ изменить себя… Выполнил, разумеется.

Змея кусает свой хвост, традиция бездумно бредет по кругу. «Говорящих Слова» снова недолюбливают и побаиваются, при этом активно пользуясь их услугами. Корректоры снова не стесняются своей профессии. Вспоминается известный анекдот: «Публика в обмороке, стриптизерша в экстазе…» Что еще? Государства нервничают. Создается профессиональная этика — тесная, как перешнурованный корсет.

Профессиональная этика. Она же — поводок… Нет, что вы, просто мера предосторожности.

Традиции, сплетаясь, образуют утонченный кружевной узор. Паутину. Полюбуйтесь: нити отдельных тенденций уже видны далеко не всегда. «Таэн», «охранники», «корректоры»…

Будто веер карт в руках шулера одна за другой ложатся на зеркальную поверхность «байки», анекдоты, легенды, страшные истории.

Корректор, стерший свою личность, как говорят, «разбивший кристалл» и Корректор, взявший в руки оружие и научившийся убивать. Корректор, «потерявший лицо» — нет, это не имеет отношения к престижу: это просто значит, что несчастный не смог удержать под контролем собственные трансформации, и сошел с ума. Целая корпорация Корректоров, профессионально занимающихся тем, что в Уголовном Кодексе называют «доведением до самоубийства». Корректор, сделавший… Корректор, сумевший… Корректор, ставший…

Великолепная коллекция фобий и комплексов — узорчатых и цветных, как бабочки под стеклом. В основе лежит едва ли не та же, что и у «охранников» профессиональная безликость. В сочетании с необходимостью постоянно быть кем-то — немудрено, что истории «от Корректоров» не стоит рассказывать детям на ночь.

Безликость — а точнее, многоликость — слабая компенсация за навязанный им принцип: «Корректор не имеет собственной воли». Впрочем, нас с Вами тоже можно понять: мы, так любящие четкую форму, вынуждены мириться с тем, что стабильность ей обеспечивает эта вышеупомянутая бесформенность.

Но нашему глазу есть на чем отдохнуть, верно? Арендуйте себе Охранника и часами любуйтесь его безукоризненной статикой, и будьте абсолютно уверенны в том, что он уже не подпустит ни к себе, ни к Вам никакого Корректора. Даже — Корректора-с-оружием. Защита абсолютна, надежна, неколебима… О том, кто программирует «марионеток», клиента, как правило, не осведомляют.

Вот так: нам с Вами впору обзаводиться собственной фобией — фобией на Корректоров. А куда у нас обычно идет человек, которого мучают страхи?..

Так что расслабьтесь, господа, и забудьте само слово «проблемы»!

ПОЧТИ ТАКИЕ ЖЕ (КОЛЛЕКЦИОНЕР)

Если бы в сей жаркий полдень кому-нибудь взбрело в голову поинтересоваться, что именно вызовет у Эталя наибольшее отвращение он бы незамедлительно ответил, что в данный момент это самое отвращение у него вызывает вопрошающий и любого рода вопросы. В равной пропорции. Желание покоя медленно, но непреклонно перерастало в манию (разумеется, безопасную и не нуждающуюся в коррекции), и Эталь четко сформулировал для себя задачу — хоть сегодня отсидеться дома.

Посему шумный визит Глебушки был воспринят не иначе, как кара Господня за прегрешения всех прошлых, нынешних и десятка-другого грядущих воплощений.

Глеб ходил по квартире, хватал руками безделушки, которые не успел переставить или опрокинуть и громовым голосом расписывал прелести вечеринки, намеченной именно на сегодня, где без Эталя, разумеется, не обойдутся, и вообще… Эталь обреченно внимал, страдальчески мечтая о каком-нибудь тихом месте вроде застенка для смертников или камеры пыток, где все-таки можно было бы отсидеться в безопасности, вдали от Глеба, вечеринок и прочих факторов, отравляющих его и без того беспросветную жизнь (жалеть себя получалось неплохо).

Глеб не умолкал. Дабы довести степень ненависти к окружающему миру до крайней точки, заорал телефон, вонзая в висок ржавый гвоздь звука а вот это уже явно лишнее…

Услышав в трубке знакомое мурлыканье Кэт, Эталь сдался, клятвенно заверил, что приглашение принимается, и даже смирился с перспективой повторного визита Глебушки («…А то ты не знаешь, куда там — еще заблудишься…»). Кэт повесила трубку, Глеб удалился, и Эталь вновь остался один — наслаждаться покоем хотя бы ближайшие шесть часов.

* * *

Еще на пороге он понял, что вечеринка, по обыкновению, многолюдна, шумна и бестолкова. Вот именно сюда ему и не хотелось. Эталь пожал несколько рук, к нескольким — приложился губами и шагнул в сумрак комнаты. Антураж выдержан неплохо — несколько свечей, тихо звучащая музыка, две фигуры в черном, ломающие свои тела в ритме танца… Кто-то сунул Эталю стакан, кто-то отобрал сигарету… Эталь уселся на подоконник, подтянув одну ногу к груди, и приготовился к созерцанию. «Если рассчет верен, то минут через пять мне здесь начнет нравиться», — лениво подумал он и… тут же натолкнулся на бешеное пламя в ледяном склепе взгляда… И понял, что ему не понравится здесь ни через пять минут, ни через пятнадцать, ни к утру. Ибо в кресле, полускрытая тенями, устроилась Стелла, сама леди Стар, звездная девочка, а их последний разговор не принес радости никому из собеседников. И еще Стелла тоже была Корректором.

Эталь залпом влил в себя содержимое стакана. Уйти сразу некорректно — тьфу ты, черт! — по отношению к Кэтти, а сидеть здесь дожидаться Холма. В тот раз это зашло чуть дальше, чем стоило бы: истерика, спазмы, судорожно сведенные пальцы… «Скорая», опять же… Одернул себя — зато в позапрошлый раз именно ты, победитель, распластался в кресле, аки медуза на берегу, хрипя: «Пощади…» Но позапрошлый раз был так давно…

Стелла решила проблему выбора за него — пламя зрачков взметнулось, обожгло (все бы хорошо, но Эталь знал, как часто стенки ледяной тюрьмы, полурастопленные внутренним огнем, проливаются влагой из глаз. А женских слез он не выносил — позволял себе не выносить), Стелла плеснула в свой бокал какой-то бурды и, отсалютовав, вылила в себя. Эталю лишь оставалось скопировать ее движение.

«…По самым скромным подсчетам в ее желудке (мозгах!) плещется не менее литра этой дряни… слишком мало, чтобы захмелеть… но вполне достаточно, чтоб попрощаться с контролем… Господи, за что?..»

Музыка смолкла, зажегся свет и обе марионетки-танцовщика обратились в известную здесь парочку, задыхающуюся от счастья и усталости и уже слегка нетрезвую. Кто б их в трезвом виде двигаться-то заставил…

Шумный обмен любезностями и приветствиями отсрочил встречу еще на пару минут, но когда Эталь повернулся к родному подоконнику, Стелла уже удобно расположилась там и приглашающе скалила зубы — в улыбке? в злобе? почуять бы сейчас, пока еще есть время…

Эталь сделал шаг, другой… а потом знакомый поток подхватил его и мягко закружил, вынося в ласковую реальность Холма. Холма убийц.

«ХОЛМ УБИЙЦ — этимология названия неясна. Проф. легенда Корректоров, гласит, что при определенных условиях (встреча двух или более недружелюбно настроенных К.) создается псевдо- (отдельная; параллельная) реальность, где любое сказанное слово воспринимается оружием, а беседа (собеседование) проявляется как бой. Любая «схватка-на-Холме» заканчивается «смертью» одного из противников (см. Феникс). В «базовой» реальности это может быть выражено как простым окончанием беседы и последующим отказом «погибшего» (проигравшего) К. от первоначальных целей, так и физическим и проявлениями, вплоть до реальной смерти (чаще всего — отказ основных функций организма, либо суицид)…»

В. Владимирский «Арахнофобия», приложение «А» — словарь терминов

— Расслабляешься? — Стелла вновь подняла бокал, и отблески свечей блестнули на глади стекла.

Воительница Холма отсалютовала длинным узким клинком и пламя сотен Фениксов искрами заплясало на голубой стали.

Эталь налил свою порцию.

Светлый рыцарь ответил на приветствие, ответил нехотя, не желая боя.

— А что мне делать?

Воительница сделала скользящий шаг, начиная круг. Рыцарь ждал.

— Ты не заходишь, не звонишь, — продолжала Стелла, закуривая. — Вот я и напиваюсь. Методично. Раз в неделю.

Пробный удар. Даже не удар — нежное касание стального жала.

— Скучно тебе, маленькой?..

Ну вот. Стелла немедленно взбесилась. Впрочем, разозленный противник безопаснее.

— Весело мне, маленькой! Вот, пришла — время было, стишки твои для Кэтти прочла. У тебя стил улучшился — тебе об этом говорили?

— Говорили…

— …Меня Кэт своим новым перлом осчастливила, — Стелла зло усмехнулась, и, возведя глаза к условным небесам, с подвыванием продекламировала:

— Моя любовь, была ты розой алою,

В твоем саду о счастье лишь мечтала я,

Когда вдыхала дивный аромат…

Эталь подхватил:

— Теперь мне жаль, что не была безгрешной я,

Что поседела роза безутешная,

А мне пришлось навек покинуть сад…

— и его интонирование уничтожило манерность и пошловатость строк, подчеркнутые Стеллой. «Перл» стал жемчужиной.

Противники сделали шаг друг к другу.

— И на это ответишь?

— Отвечу, — покорно сказал Эталь.

— Ну-ну, — Стелла прикурила очередную сигарету от предыдущей. — Мое новое получил?

Эталь кивнул. На какое-то мгновение ему показалось, что девица успокаивается, и реальность Холма истончается, и вот-вот…

— И как?

Еще одна порция вина. Аллегорическая картина: «Стелла напивается» неподготовленных просим удалиться…

— Мило.

Последние тексты Стеллы его порадовали. Боли бы поменьше… или, хотя бы, цинизма, ее маскирующего… но другим полезно. Четко, лаконично, можно сказать, красиво. В общем — без комментариев.

— И это все, что ты можешь мне сказать?!

Реальность Холма сгустилась, стала плотной и осязаемой.

Светлый Рыцарь понял, что боя не избежать. Ниже на склоне одна из черных изломанных танцем фигурок упала и тут же исчезла в пламени. На мгновение их ослепила яркая вспышка, небо осветилось взмахом огненных крыльев Феникса. «Киллеры доморощенные», — успел подумать Эталь, но в следующий миг Воительница нанесла удар.

«ФЕНИКС» — условное название «гибели-на-Холме». Само происхождение термина, по-видимому, берет свое начало в идее легенды о возрождающейся из пепла птице Феникс. После Ф. погибший возрождается, но прекращает поединок (спор, беседу). Отсутствие Ф. в момент гибели (распространенное в среде К. проклятие: «Чтоб тебе без Феникса сдохнуть») обозначает «конечную» (т. е. реальную) смерть — гибель физического тела, либо полный распад личности…

В. Владимирский «Арахнофобия», приложение «А» — словарь терминов

Тема боя была далеко не нова. И кроме четких ударов остро отточенных слов ему приходилось уворачиваться от кислотных стрел ее тоски, боли, одиночества…

И она вновь повторяла, задыхаясь от обиды и ненависти, что ей-то все равно, но пусть Эталь признается хотя бы себе в том, что Стелла ему не нужна, и заткнется со своими уверениями в привязанности. «Ты же не прощаешь мне ничего, — кричала она ему. — Ты терпишь любые ошибки от других, снисходительно улыбаешься, и даже время от времени исполняешься состраданием, а меня ты калечишь за малейший промах! Тебе что, приятно смотреть, как я захлебываюсь кровью?! Весь здешний народ и половина Центра восторженно потрясает твоими стишками-«посвящениями» и многостраничными комментариями по поводу их писанины. А на меня у тебя есть одна реакция: «мило». Ну еще бы, разве ж я достойна!..»

Эталь отражал яростную атаку, не выходя из глухой защиты. Что он мог ответить? Что от любимых требуют гораздо больше, чем от «любого из…»? Что не прощают дорогим людям ошибок потому, что в другой раз их может не простить сама жизнь? Что только недоработанные, спорные и откровенно слабые вещи требуют ответов и комментариев? Что Стелла ему дороже, чем…

Что мог сказать Светлый Рыцарь в этом бою о Любви? Чего еще не захочет услышать Воительница?..

И тут произошло непонятное. Силуэт Воительницы, отступившей за веерную завесу клинка, задрожал и рассыпался по склону двумя десятками фигур, быстро обретающих плоть и реальность.

Гордая Воительница в легком доспехе, дама Скорбь в пепельных одеждах, уличная девчонка в попиленной джинсе и с неизменным бычком в зубах, леди Дарк в средневековом платье, багровой волной ниспадающем к земле, почти бесформенная Бестия Хаоса, упругая и сильная Восточница… Лица, лица, лица…

Так не бывает.

Ее кристалл рассыпался на грани и Светлый Рыцарь оказался в кольце слаженного отряда, и кому бы знать, кто из окружающих его существ был плотью от плоти Воительницы, а кто — наспех сработанной маской… «Безумие», — подумал Светлый Рыцарь…

«Распад личности. Паранойя, — ужаснулся Эталь. — Черт, ну ведь у нее же — /была/ — стабильная психика, в Центре не могли прошляпить!.. Одиночество…

А когда он понял, что одиночество могло породить не только безумие, но и новое, запредельное мастерство, было уже невыносимо поздно.

И Холм озарился яркой вспышкой…

«…У Холма нет вершины — я люблю тебя…»

«КРИСТАЛЛ» — термин К. Приблизительная топологическая модель структуры человеческой психики. Используется для упрощения анализа психопараметров человека: в психике выделяются доминирующие черты и на их основе строятся новые отдельные личности. Иначе говор я «грань кристалла» — набор поведенческих стереотипов, не адекватных базовой личности человека. Манипуляции с «гранями кристалла» носят у К. название «огранки» либо «перегранки»…

В. Владимирский «Арахнофобия», приложение «А» — словарь терминов
* * *

Кэтти еще раз недобро покосилась на танцоров. Кретины! Не могли доругаться дома! Своей сварой чуть не оставили вечеринку без главного зрелища. Она снова сфокусировала взгляд на негромко беседующих Стелле и Этале. Приятно, черт возьми. Не каждый день удается затащить к себе двух словесников-элитарщиков, чья почасовая оплата превосходит месячный заработок любого из присутствующих. Не каждый день удается стравить двух Мастеров Слова и с безопасной дистанции полюбоваться боем профессионалов… Народ в восторге. Вечеринка удалась.

Где-то Кэтти слышала, что многие Корректоры коллекционируют свои лучшие творения, причудливые огранки Кристаллов. Но ее привлекало лишь созданное не ей.

Кэтти коллекционировала Корректоров.

Оглавление

  • ХОЛМ УБИЙЦ
  • КОРРЕКТОР ОТ БОГА
  • АНТУРАЖ
  • НЕСТАНДАРТНАЯ ТРАКТОВКА
  • ПАУТИНА
  • ПОЧТИ ТАКИЕ ЖЕ (КОЛЛЕКЦИОНЕР)
  • Реклама на сайте

    Комментарии к книге «К Корректорам», Лев Лобарев (Лин)

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства