НОВЫЙ СВЕТ, ИЛВЕРМОРНИ И ДРУГИЕ ШКОЛЫ МАГИИ
Джоан К. Роулинг
по материалам сайта Pottermore
Составитель и переводчик pargeo
Предисловие составителя и переводчика
Данная компиляция сделана в честь выхода на экраны фильма «Fantastic Beasts and Where to Find Them» (Фантастические твари и где они обитают) на основе текстов Дж.К. Роулинг, опубликованных в разное время на её сайте . Я полагаю, что издательство Pottermore в итоге выпустит какую-то подобную компиляцию, и, возможно, что-то добавит, но пока этого не произошло…
Поскольку действие нового фильма (наск. мне известно) целиком происходит на Североамериканском континенте, подборка начала составляться с упором на Северную Америку, но материалов получилось немного, а потому сюда включены также материалы, касающиеся магии вообще за пределами Великобритании, в т.ч. описание некоторых школ магии, а также информация про Николя Фламеля.
Автором всех текстов является Дж.К. Роулинг — я лишь скомпилировал эту подборку и перевёл её (также добавил сноски-пояснения к кое-каким терминам).
История магии в Северной Америке
XIV-XVII века
Хотя Европейские «первооткрыватели» нарекли Америку «Новым светом», колдуны знали о её существовании задолго до маглов (Примечание: хотя в каждом языке есть свой собственный термин для понятия «магла», в Американском обществе принят сокращенный термин «некол1» — от «не-колдун») Различные способы магического транспорта — в том числе метлы и аппарирование — не говоря уж о видениях и предчувствиях — означали, что даже сильно удаленные друг от друга магические сообщества находились между собой в постоянном контакте начиная со Средних веков.
Магическое сообщество коренных американцев, а также их собратья в Европе и Азии знали друг друга задолго до иммиграции в Америку первых европейских неколов в XVII веке. Они уже знали о многих сходствах между их сообществами. Некоторые семьи были явно «магическими», магия также неожиданно появлялась в семьях, в которых до того момента не было ни одного колдуна или ведьмы. Общее соотношение между колдунами и неколдунами, кажется, было примерно одинаковым и там, и там — как и отношение к ним неколов, где бы они ни рождались. В Северной Америке некоторые ведьмы и колдуны принимались своими соплеменниками, даже были предметом уважения своих племен, завоевывая свою репутацию благодаря тому, что излечивали их от различных недугов, а также своих невероятных способностей охотников. Однако другие же подвергались преследованию за свои убеждения — включая обвинение в том, что ими владеют злые духи.
Североамериканская легенда об оборотнях — злых колдунах или ведьмах, которые могут превращаться в животных по собственной воле — имеет фактическую основу. О североамериканских анимагах возникла легенда о том, что они принесли в жертву членов своих семей, чтобы приобрести свои способности к магической трансформации. Фактически же большинство анимагов принимало обличье животных, чтобы избежать преследования, либо чтобы участвовать в охоте в интересах своего племени. Такие оскорбительные слухи часто распространялись шаманами-неколами, которые зачастую притворялись, что сами обладали магическими способностями, и боялись разоблачения.
Североамериканское магическое сообщество особенно хорошо разбиралось в магии животных и растений: их зелья были гораздо сложными и утончёнными, чем те, что были известны в Европе. Наиболее бросавшаяся в глаза разница между магией, практикуемой североамериканцами, и той, что практиковали европейцы, заключалась в отсутствии в Северной Америке волшебных палочек.
Волшебные палочки зародились в Европе. Их функция — прицельно направлять колдовское воздействие в нужное место, добиваясь наибольшего эффекта, и хотя обычно самых великих колдунов и ведьм изображали с волшебной палочкой, они всегда могли производить магию высочайшего качества и без неё. Как продемонстрировали анимаги и зельеделы из коренных американцев, беспалочная магия может быть весьма сложной, но производить чары и превращения без волшебной палочки необычайно сложно.
XVII век и после
С того момента, как в Новый свет начали эмигрировать немагические европейцы, всё большее число колдунов и ведьм также переселялось в Америку. У них, как и у их немагических соплеменников, были самые различные причины для того, чтобы покинуть их родные страны. Некоторых двигала жажда приключений, но большинство просто бежали: иногда от преследования неколов, иногда от знакомых колдунов и ведьм, но также и от колдовских властей. Последние пытались слиться со все растущей волну неколов, либо спрятаться среди коренного американского населения, которое обычно относилось к своим европейским собратьям доброжелательно и с радостью принимало их.
Однако с самого начала стало ясно, что Новый свет для колдунов и ведьм представляет собой куда более враждебную среду, чем Старый свет. Этому были три основные причины.
Во-первых, как и их немагическим собратьям, им приходилось жить в стране, где было гораздо меньше бытовых удобств, и очень многое им приходилось изготавливать собственными руками. Дома им было достаточно зайти к аптекарю, чтобы приобрести все необходимые ингредиенты для зелий; здесь же им пришлось столкнуться с совершенно незнакомыми растениями. Здесь не было приличных мастеров по изготовлению палочек, а Школа колдовства и ведьмовства Илверморни, которая позже станет одним из самых уважаемых магических образовательных учреждений мира, в то время представляла собой маленькую хижину и насчитывала всего двух учителей и двух учащихся.
Во-вторых, любые зверства, которые творило по отношению к колдунам и ведьмам немагическое население Европы, бледнели по сравнению с тем, что делали с ними неколы Америки. Конфликт между иммигрантами и коренным американским населением, который нанес сильный удар по единству магического сообщества, был не единственным: религиозные верования этих иммигрантов сделали их крайне нетерпимыми к самым малейшим проявлениям магии. Пуритане с удовольствием обвиняли друг друга в оккультной деятельности при малейших подозрениях, так что ведьмы и колдуны Нового света были абсолютно правы в том, что относились к ним с огромным недоверием.
Последняя и, возможно, наиболее опасная проблема, с которой столкнулись колдуны, вновь прибывшие в Северную Америку — это т.н. чистильщики2. Поскольку колдовское население Америки было маленьким, разбросанным по стране и ведшим себя исключительно скрытно, никакого собственного механизма обеспечения правопорядка у них не было. Создался вакуум власти, и его заполнили банды довольно неразборчивых в средствах иностранных наемников, которые сформировали страшную и жестокую организацию, занимавшуюся не только поимкой известных преступников, но вообще любого, за кого можно было выручить немного золота. С течением времени чистильщики становились все более коррумпированными. Вдалеке от юрисдикции их родных магических правительств, многие оказались в плену у собственного желания бесконтрольной власти и ничем не оправданной жестокости, что совершенно не соответствовало их миссии. Такие чистильщики обожали кровопролитие и пытки; доходило даже до того, что они похищали своих колдовских соплеменников для продажи. В конце XVII века число чистильщиков увеличилось по всей Америке, и есть свидетельства того, что они были не прочь представляться невинным неколам колдунами, чтобы собирать дань с доверчивых немагических поселенцев.
Знаменитые Сейлемские процессы против ведьм 1692-93 годов стали трагедией для всего магического населения. Колдовские историки соглашаются с тем, что среди так называемых пуританских судей было как минимум двое известных чистильщиков, которые пожинали плоды вражды, которая расцвела в то время в Америке. Некоторое число погибших в самом деле были ведьмами, но они были совершенно не повинны в преступлениях, за совершение которых их арестовали. Остальные же были обычными неколами, которые имели несчастье попасть в жернова всеобщей истерии и жажды крови.
Сейлем оказался значимым событием для магического населения, значение которого шло далеко за пределы факта трагических жертв. Его немедленным последствием оказалось то, что многие колдуны и ведьмы вынуждены были бежать из Америки, а многие отказались от планов переезда туда. Это привело к любопытным изменениям в процентном соотношении магического населения Северной Америки по сравнению с аналогичными показателями по Европе, Азии и Африке. Примерно до первых десятилетий XX века процент магического населения по отношению ко всему населению в Америке был ниже, чем на четырех других континентах. Чистокровные семьи, отлично информированные через колдовские газеты о деятельности как пуритан, так и чистильщиков, редко переезжали в Америку. Это приводило к значительно большему проценту немагорожденных колдунов и ведьм в Новом Свете, чем где бы то ни было еще. И хотя эти колдуны и ведьмы часто женились и образовывали свои собственные чисто-магические семьи, идеология чистой крови, которой отмечена большая часть магической истории Европы, в Америке была куда менее популярной.
Возможно, наиболее значительным результатом событий в Сейлеме стало создание в 1693 году Магического Конгресса США: на целый век раньше, чем аналогичного органа маглов. Известный всем американским колдунам и ведьмам под аббревиатурой «MACUSA» (произносится «макуза»), он стал первым случаем создания колдовским сообществом законов для себя самого, что фактически означало создание колдовского государства внутри неколдовского: именно по такому принципу и развиваются взаимоотношения между магическими и немагическими сообществами в большинстве стран мира. Первой задачей MACUSA стало выявление и осуждение чистильщиков, которые предали своих собственных людей. Осужденные за убийство, торговлю колдунами, пытки и другие жестокие преступления, они были казнены за свои деяния.
Нескольким известным чистильщикам удалось избежать наказания. Несмотря на то, что на их арест были выписаны международные ордера, они бесследно исчезли, растворившись в немагическом населении. Некоторые из них бракосочетались с неколами и основали семьи, в которых детей-колдунов, похоже, изводили, оставляя в живых лишь немагическое потомство, что в итоге позволило чистильщикам спастись от наказания. Отдельные чистильщики, изгнанные своими соплеменниками, были охвачены жаждой мести и передали своему потомству абсолютное убеждение, что магия существует на самом деле и что колдунов и ведьм необходимо истреблять, где бы они ни находились.
Американский магоисторик Теофилус Абботт выявил несколько таких семей, в каждой из которых была заложена глубокая вера в существование магии и ненависть к ней. Возможно, именно антимагическими убеждениями и действиями потомков чистильщиков объясняется тот факт, что североамериканских неколов зачастую гораздо сложнее обмануть и ввести в заблуждение относительно существования магии, чем население других стран. Это имело весьма серьезные и длительные последствия для того, как теперь управляется американское колдовское сообщество.
Колдовская Америка в 1920-е годы
Американские колдуны принимали участие в Великой войне 1914-1918 гг., несмотря на то, что абсолютное большинство их немаговых соплеменников даже не догадывались об их вкладе. Поскольку магические отряды сражались по обе стороны линии фронта, их вклад не оказался решающим, однако они одержали много побед, сумели спасти изрядное число жизней и одержали победу над своими магическими врагами.
Эти совместные усилия никак не ослабили позицию MACUSA относительно братания между неколами и магами, и закон Раппапорт продолжал оставаться в силе. К 1920-м годам Американское колдовское сообщество приспособилось к существованию в условиях еще большей секретности, чем их Европейские соплеменники, а также к тому, чтобы выбирать женихов и невест исключительно среди своих.
Память о катастрофическом нарушении Статута секретности, допущенном Доркус Твелвтриз, вошла в магический язык, в результате чего слово «доркус3» приобрело значение «идиот» или «глупец». MACUSA продолжал назначать суровые наказания тем, кто нарушал Международный статут секретности. Он был более нетерпимым к таким явлениям, как привидения, полтергейсты и фантастические животные, чем соответствующие Европейские учреждения: из-за риска раскрытия существования магии неколам.
После Великого восстания сасквачей в 1892 г. (подробности см. в широко известной книге Ортиса О'Флаэрти «Последний рубеж бигфута») штаб-квартира MACUSA была перенесена в пятый раз за время своего существования: на этот раз из Вашингтона в Нью-Йорк, где она оставалась все 1920-е годы. Председателем MACUSA в течение всего десятилетия была мадам Серафина Пикери, очень известная и даровитая ведьма из Саванны.
К 1920-м годам школа колдовства и ведьмовства Илверморни процветала уже более двух столетий и широко пользовалась репутацией одной из величайших магических образовательных учреждений мира. Как следствие совместного обучения, все колдуны и ведьмы теперь отлично умеют пользоваться палочками.
Согласно принятому в конце XIX века законодательству, каждый член магического сообщества в Америке был обязан постоянно носить с собой «права на палочку»: данная мера ставила перед собой цель отслеживать любые магические проявления и выявлять тех кто учинял их, по их палочкам. В отличие от Британии, где лучшими и непревзойденными палочкоделами считались Олливандеры, в Северной Америке было как минимум четыре великих изготовителя палочек.
Шикоба Вульф, происходящая из племени Чокто, была особо знаменита своими искусно резными палочками, содержавшими перья из хвоста гром-птицы (гром-птица — волшебная американская птица, близкородственная фениксу). Палочки Вульф имели репутацию очень сильных, но с которыми порой было трудно совладать. Их в особенности ценили специалисты по превращениям.
Йоханнес Йонкер, маглорожденный колдун, чей немагический отец был знаменитым мебельщиком, стал успешным палочкоделом. Его палочки высоко ценились, и их легко было узнать по перламутровой инкрустации. После многочисленных экспериментов с многими веществами для сердцевин любимым магическим материалом Йонкера стал волос вампуса.
Тиаго Куинтана потряс колдовской мир, когда на рынок вышли его изящные и довольно длинные палочки: каждая из них содержала единственный прозрачный шип со спины Белого Арканзасского Речного Монстра; заклинания, производимые этими палочками, отличались силой и элегантностью. Опасения за судьбу этих монстров поутихли, когда было доказано, что Куинтана один знал секрет того, как подманить их — секрет, который он унес с собой в могилу, после чего производство палочек с шипами Белых речных монстров было прекращено.
Виолетта Бовэ, знаменитая палочкоделка из Нового Орлеана, много лет отказывалась раскрыть секрет сердцевины своих палочек, которые почти всегда изготавливались из древесины болотного боярышника. В конце концов было обнаружено, что они содержали волос ругару, очень опасного монстра с собачьей головой, обитающего в болотах Луизианы. О палочках Бовэ часто говорят, что их притягивает Темная магия, как вампиров притягивает кровь, тем не менее, многие американские колдуны-герои 1920-х вступали в бой, вооруженные только палочкой Бовэ, и известно, что одной такой палочкой владела и мадам Пикери.
В отличие от немагического сообщества 1920-х годов, MACUSA разрешал колдунам и ведьмам употреблять алкоголь. Многие критики указывали, что такая политика делала колдунов и ведьм довольно заметными на фоне трезвых неколов. Однако, во время своих редких моментов доброты, мадам Пикери, как утверждают свидетели, заявила, что колдунам в Америке и так трудно живется. «Веселую воду, — заявила она своему главе администрации, — не трогать!»
Магический конгресс Соединенных Штатов Америки (MACUSA)
Истоки
Магический конгресс Соединенных Штатов Америки, известный американским колдунам и ведьмам под названием MACUSA, был создан в 1693 г., после принятия Международного статута секретности. Колдуны со всего мира подошли к переломному моменту, посчитав, что им заживется свободнее и счастливее, если они создадут тайное общество с собственной структурой, оказывающее колдунам помощь. Это чувство было особенно сильным в Америке — по причине недавних Сейлемских процессов над ведьмами.
MACUSA был создан по модели Совета колдунов Великобритании, который предшествовал Министерству магии. В MACUSA были избраны представители магических общин со всей Северной Америки, чтобы принять законы, которые бы регулировали и защищали американское колдовское сообщество.
Первоначальная цель MACUSA состояла в том, чтобы избавить континент от чистильщиков — коррумпированных колдунов, которые охотились на своих магических соплеменников с целью личной наживы. Второй крупной проблемой, поставленной перед MACUSA, было наличие большого числа колдунов-преступников, которые бежали в Америку из Европы и других мест только по причине того, что здесь не было таких организованных колдовских правоохранительных органов, которые существовали в их странах.
Первым председателем MACUSA был Джосайя Джексон, очень воинственный колдун, избранный на пост своими соплеменниками, потому что он считался достаточно жестким для того, чтобы бороться с трудностями в тогдашней атмосфере после процессов над сейлемскими ведьмами.
В эти первые годы у MACUSA не было постоянного места для проведения заседаний. Заседания проводились в разных местах, чтобы исключить обнаружение неколами.
Правоохранительная деятельность
Приоритетная задача Джексона состояла в найме и подготовке авроров. Имена первой дюжины добровольцев для подготовки на авроров в США занимают особое место в колдовской истории Соединенных Штатов. Их было так немного, а проблемы, стоящие перед ними, были столь большими, что они прекрасно осознавали, когда заступали на службу: им, возможно, придется пожертвовать жизнью. С тех пор потомки этих колдунов и ведьм пользуются в США особым уважением. Вот те двенадцать, кто стал первыми аврорами:
Вильгельм Фишер Теодар Фонтэн Гондольфус Грейвз Роберт Гримсдич Мэри Джонси Карлос Лопес Мунго Макдафф Кормак О'Бриен Абрахам Поттер Бертильда Рош Хельмут Вайс Чарити Уилкинсон
Из этих двенадцати до старости дожили лишь двое: Чарити Уилкинсон, которая стала третьим председателем MACUSA, и Теодар Фонтэн, чей прямой потомок Ажильбер в настоящее время является директором школы колдовства и ведьмовства Илверморни. Следует также упомянуть Гондольфуса Грейвза, чья семья остается влиятельной в американской колдовской политике, а также Абрахама Поттера, чьи дальние родственные связи со знаменитым Гарри Поттером будут обнаружены века спустя восторженными генеалогами.
Трудности
Америка оставалась наиболее враждебной территорией для магов: в основном, из-за потомков чистильщиков, которые навсегда растворились в немагическом обществе и которые продолжали враждебно относиться к магии. В отличие от многих других Западных стран, никакого сотрудничества между немагическим правительством и MACUSA не было.
Первое зачарованное здание для функционирования в качестве штаб-квартиры MACUSA было построено в Аппалачских Кордильерах, но со временем оказалось, что данная штаб-квартира расположена слишком далеко от цивилизации — особенно потому, что колдуны, как и неколы, все больше и больше селились в городах.
В 1760 году MACUSA переместился в Уильямсберг (Вирджиния), в дом к тогдашнему очень колоритному председателю Торнтону Харкауэю. Помимо прочих интересов, Харкауэй был известен тем, что выращивал крапов — собак, очень похожих на Джек-Рассел терьеров, за исключением их раздвоенного хвоста. Преданность крапов к колдунам затмевается лишь их агрессивностью к неколам. К сожалению, стая крапов председателя Харкауэя сильно покусала нескольких неколов, которые после этого в течение 48 часов могли лишь лаять. В результате такого вопиющего нарушения Статута секретности Харкауэй покинул свой пост с позором. (вряд ли совпадением является то, что именно в Уильямсберге была организована первая в США психиатрическая больница. Странные явления, наблюдавшиеся вокруг резиденции председателя Харкауэя могут объяснить госпитализацию туда неколов, которые, вообще-то, были совершенно здоровы)4.
MACUSA переместился в Балтимор, где жил новый председатель Эйбл Флеминг, но начавшаяся Революционная война, за которой последовала передислокация в город конгресса неколов5, привела к повышенной нервозности MACUSA и его переезду в Вашингтон6.
Именно в Вашингтоне председатель MACUSA Элизабет Макгиллигадди председательствовала на знаменитых дебатах на тему «Страна или род?» в 1777 году. Тысячи колдунов и ведьм со всей Америки прибыли на MACUSA, чтобы присутствовать на этом чрезвычайном заседании, для чего Большой конференц-зал пришлось магически увеличить. Смысл дискуссии был следующий: должно ли магическое сообщество быть в большей степени лояльными к стране, в которой они живут, либо к всемирному магическому сообществу? Несут ли они моральную обязанность присоединиться к американским неколам в их борьбе за освобождение от британских маглов? Либо это вообще не их борьба?
Высказывались аргументы как в пользу, так и против участия, споры затягивались и становились агрессивными. Сторонники участия заявляли, что они так могут спасти чьи-то жизни; противники отвечали, что колдуны рискуют собственной безопасностью, раскрываясь как таковые в сражениях. В Министерство магии в Лондон были направлены посланники с вопросом, намерены ли те участвовать в войне. Ответ содержал всего одно слово: «Отсидимся». Знаменитый ответ Макгиллигадди был почти столь же кратким: «Смотрите у меня!» Хотя официально американские ведьмы и колдуны не принимали участия в сражениях, неофициально отмечалось много случаев их вмешательства для защиты соседей-неколов, и колдовское сообщество праздновало День независимости вместе с остальными американцами — пусть и не в их компании.
Один из наиболее знаменитых магических законов Америки был принят в 1790 году, когда MACUSA одобрил законодательный акт, санкционировавший полную сегрегацию колдовского и немагического сообщества. Закон Раппапорт, названный так в честь тогдашнего председателя MACUSA Эмили Раппапорт, был принят по следам одного из самых серьезных нарушений Международного статута секретности, когда дочь служившего у мадам Раппапорт казначея и хранителя драготов, а также потомок одного из чистильщиков чуть было не раскрыли существование магии всему миру. С принятием закона Раппапорт браки и даже дружеские связи между колдунами и неколами были объявлены в США вне закона.
Штаб-квартира MACUSA оставалась в Вашингтоне вплоть до 1892, когда непредвиденный рост населения сасквачей вызвал еще одну утечку информации. Вину за восстание историки возлагают на Айрин Нидандер, главу агентства по защите магических существ (гуманоидов), которая считала, что в ее должностные обязанности входит применение силовых мер в отношении каждого сасквача, который «переступил черту». Прибытие в Вашингтон сасквачей потребовало массового стирания памяти и серьезного ремонта штаб-квартиры.
MACUSA нуждался в новом убежище, и в течение следующих нескольких лет колдуны внедрились в бригаду, строившую новое здание в Нью-Йорке. К моменту завершения постройки небоскреба Woolworth7 оно могло как служить неколам, так и, в случае активации правильного заклинания, превратиться в место для размещения колдунов. Единственным внешним признаком наличия внутри секретной штаб-квартиры MACUSA является барельеф совы на фронтоне небоскреба.
Небоскреб Woolworth
Барельеф совы на фронтоне
MACUSA в 1920-х годах
Как и в большинстве других стран мира, департамент обеспечения магического правопорядка является крупнейшим департаментом MACUSA.
В 1920х годах закон Раппапорт все еще действовал, и несколько отделов MACUSA не имели аналогов в Министерстве магии: к примеру, подразделение, занимавшееся пресечением братания с неколами, а также отдел, выдававший и проверявший права на ношение палочек, которое в США обязаны постоянно иметь при себе все: как граждане, так и иностранцы.
Значительная разница между США и Великобританией в то время имелась в том, что касалось наказаний за серьезные преступления. Если британских ведьм и колдунов отправляли в Азкабан, самые опасные колдуны-преступники в США подвергались смертной казни.
В 1920х годах председателем MACUSA была Серафина Пикери из Саванны. Департамент обеспечения магического правопорядка возглавлял Персиваль Грейвз, всеми уважаемый колдун и потомок одного из первых двенадцати авроров.
Закон Раппапорт
В 1790 г. пятнадцатый председатель MACUSA Эмили Раппапорт выпустила закон, направленный на создание полной сегрегации между магическим и немагическим обществом. Это было сделано вслед за одним из наиболее серьезных нарушений Международного статута секретности, что привело к вынесению унизительного порицания в адрес MACUSA со стороны Международной конфедерации колдунов. Причем проблема была гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд, потому что нарушение исходило из самого MACUSA.
Если говорить вкратце, главным виновником этой катастрофы стала дочь Хранителя сокровищ и драготов (драгот — это американская колдовская валюта, а хранитель драготов, как можно догадаться по названию, является чем-то вроде министра казначейства), который был доверенным лицом председателя MACUSA Раппапорт. Аристотель Твелвтриз был компетентным человеком, но его дочь Доркус была на редкость глупа, даром что очень красива. В «Илверморни» она плохо училась и ко времени, когда её отец занял высокий пост, жила дома, редко занимаясь магией и, в основном, интересуясь собственными нарядами, причёсками и балами.
Однажды во время пикника Доркус Твелвтриз без памяти влюбилась в красивого некола по имени Бартоломью Бэрбоун. Неведомо для Доркус, Бартоломью был потомком чистильщика. Никто в его семье не был колдуном, но его вера в существование магии была глубокой и непоколебимой, как и его убежденность в том, что все ведьмы и колдуны являются порождением зла.
Не зная об опасности, Доркус восприняла вежливый интерес Бартоломью к её «мелким трюкам» за чистую монету. Подталкиваемая хитро поставленными вопросами своего возлюбленного, она выдала ему секретные адреса как MACUSA, так и «Илверморни», а также массу информации о Международной конфедерации колдунов и способах, которыми эти организации пользуются для защиты и сокрытия колдовского населения.
Получив от Доркус максимально возможный объем информации, Бартоломью выкрал у неё палочку, которую она послушно ему показала, а потом показал ее стольким газетчикам, скольких смог разыскать, после чего собрал вооруженных приятелей и отправился в поход, чтобы захватить, а лучше убить всех колдунов и ведьм в окрестностях. Бартоломью затем напечатал листовки с указанием адресов мест, где собирались колдуны и ведьмы, и разослал письма известным неколам, некоторые из которых почувствовали необходимость провести расследование, действительно ли в описываемых местах проходят «злодейские оккультные собрания».
Опьяненный своей миссией раскрыть существование колдовства в Америке, Бартоломью Бэрбоун переступил черту, открыв огонь по, как он считал, группе колдунов MACUSA, но которые оказались обычными неколами, которым выпало несчастье выходить из «подозрительного» здания в тот момент, когда он за ним следил. К счастью, никто не был убит, Бартоломью был арестован и посажен в тюрьму за преступление безо всякого вмешательства MACUSA. Для MACUSA это было огромное облегчение, которое едва справлялось с тем, чтобы нейтрализовать массовую утечку информации, допущенную Доркус.
Бартоломью распространял свои листовки очень широко, и ряд газет отнеслись к нему весьма серьезно, напечатав картинки палочки Доркус с припиской, что она «лягается, как мул», если ей махнуть. Внимание к зданию MACUSA было так велико, что организации пришлось сменить дислокацию. Как председателю Раппапорт пришлось докладывать Международной конфедерации колдунов на публичном слушании, она не была уверена, что память стерли всем без исключения лицам, которым стала известна информация Доркус. Утечка была настолько серьезной, что последствия её ощущались много лет.
Хотя многие члены магического сообщества вели кампанию за то, чтобы посадить её в тюрьму пожизненно и даже казнить, Доркус провела в заключении всего год. Вконец опозоренная, потрясенная, она поселилась в отдаленной местности, в окружении незнакомого ей магического сообщества и провела остаток дней в затворничестве; единственными её собеседниками были зеркало и её попугай.
Болтливость Доркус привела к принятию закона Раппапорт. Закон устанавливал строгую сегрегацию между сообществами неколов и колдунов. Колдунам отныне запрещалось дружить с неколами и бракосочетаться с ними. Наказания за братание с неколами были суровыми. Общение с ними допускалось лишь в пределах, необходимых для ведения повседневных дел.
Закон Раппапорт еще больше углубил культурный барьер между американским колдовским сообществом и европейским. В Старом свете всегда существовала определенная степень скрытных контактов и сотрудничества между немагическими правительствами и соответствующими магическими органами власти. В Америке MACUSA действовала абсолютно независимо от немагического правительства. В Европе колдуны и ведьмы бракосочетались и дружили с маглами; в Америке неколы все больше и больше рассматривались как враги. Словом, закон Раппапорт загнал Американское колдовское сообщества, и так вынужденное сосуществовать со все более настороженным немагическим населением, еще глубже в подполье.
Школа колдовства и ведьмовства «Илверморни»
Великая Североамериканская школа колдовства и ведьмовства Илверморни была основана в XVII веке. Она стоит на самом высоком пике горы Грейлок8, где она спрятана от глаз немагического сообщества очень мощными заклинаниями, которые иногда проявляются в виде облачной пелены.
Ирландские корни
Изольда Сейр9 родилась примерно в 1603 году и провела свое раннее детство в долине Кумлаура10 (графство Керри, в Ирландии). Она является отпрыском двух чистокровных колдовских семей.
Её отец, Уильям Сейр, был прямым потомком знаменитой ирландской ведьмы Морриган, анимага, чьим животным был ворон. Уильям дал своей дочери прозвище Морриган — из-за её тяги к природе и ко всему живому с самого раннего детства. Её раннее детство было идиллией: любящие родители, не афишируя себя, помогали своим соседям-маглам, производя магические лекарства как для людей, так и для скота.
Однако когда ей было пять лет, нападение на её семью окончилось гибелью обоих её родителей. Изольда была «спасена» из огня сестрой её матери по имени Гормли11 Гонт, давно жившей отдельно: она перевезла Изольду в соседнюю долину Кумкалли, или «Ведьмину лощину», и вырастила её там.
Когда Изольда выросла, она начала понимать, что её спасительница на самом деле была ее похитительницей и убийцей ее родителей. Жестокая и переменчивая, Гормли была фанатической приверженкой чистой крови и верила в то, что готовность её сестры всегда прийти на помощь своим соседям-маглам ставит Изольду на опасный путь замужества за неколдуном. Гормли считала, что наставить девочку на путь истинный можно, лишь похитив ее, а потом воспитав в убеждении, что, будучи потомком Морриган и Салазара Слизерина, она должна общаться только с чистокровными колдунами.
Гормли приложила все усилия к тому, чтобы служить Изольде примером, заставляя девочку смотреть, как она насылала проклятия и порчи на любого магла или животное, которым случилось оказаться слишком близко от их домика. Местные жители вскоре научились избегать места, где жила Гормли, и с того самого момента единственным столкновением Изольды с деревенскими жителями стал случай, когда местные мальчишки стали бросать в нее камни, пока она играла в саду.
Гормли отказалась позволить Изольде пойти учиться в Хогвартс, когда ей пришло приглашение — под тем предлогом, что обучаясь дома, Изольда обучится большему, чем в таком опасном эгалитарном заведении, как Хогвартс — к тому же полном мугродья. Однако сама Гормли ходила в Хогвартс и много о нем Изольде рассказывала. В основном, она описывала школу в самых черных красках, возмущаясь тем, что планы Салазара Слизерина по очищению колдовской крови не были выполнены. Однако ее племяннице, жившей в изоляции, к тому же помыкаемой своей тётей, которая, как она считала, была полупомешанной, Хогвартс представлялся своеобразным раем, и она провела большую часть своих отроческих лет, фантазируя о школе.
В теченье двенадцати лет Гормли обеспечивала послушание Изольды и ее изоляцию при помощи сильной темной магии. Однако в один прекрасный день молодая женщина смогла набраться достаточно опыта и храбрости, чтобы вырваться на свободу: выкрав палочку своей тети, поскольку иметь собственную ей не дозволялось. Единственным другим предметом, который Изольда взяла с собой, была золотая брошь в форме гордиева узла, которая раньше принадлежала ее матери. Затем Изольда покинула страну.
Опасаясь мести Гормли и её больших способностей в розыске, Изольда вначале переехала в Англию, но очень скоро Гормли была у нее на хвосте. Решив во что бы то ни стало скрыться от своей приемной матери, Изольда остригла свои волосы. Маскируясь под мальчика-магла по имени Элайас Стори12, она в 1620 году отплыла в Новый свет на «Мейфлауэре»13.
Изольда прибыла в Америку вместе с одной из первых групп магловых поселенцев (в Америке маглов называли «неколами» — сокращенно от «не-колдуны»). По прибытии она скрылась в окружающих горах, оставив своих прежних товарищей по плаванию считать, что «Элайас Стори» погиб в суровую зиму, как и многие другие. Изольда покинула новую колонию частично потому, что боялась, что Гормли выследит её даже на другом континенте, но также и потому, что ее путешествие на борту «Мейфлауэра» привело ее к мысли, что ведьма вряд ли найдет много друзей среди пуритан.
Изольда теперь была практически одна в суровой незнакомой стране, а также, насколько ей было известно, единственной ведьмой на сотни, если не тысячи миль вокруг: то неполное образование, которое она получила от Гормли, не включало сведений о существовании североамериканских колдунов. Однако, проведя в горах несколько недель, она повстречала двух магических созданий, о существовании которых ей до сего момента не было известно.
Задопрят — ночной лесной дух, питающийся гуманоидными созданиями. Как подсказывает его имя, он может, съежившись, спрятаться практически за любым предметом, становясь почти невидимым как для охотников, так и для его собственных жертв. Неколы подозревали о его существовании, но они никак не могли тягаться с его силами. Лишь ведьма или колдун имели шанс остаться в живых при нападении задопрята.
Пакваджи — еще одно существо, встречающееся исключительно в Америке: низкорослое, с большими ушами, являющееся дальним родственником европейскому гоблину. Держащееся подчеркнуто независимо, хитрое и не питающее большой любви к роду людскому (как магическому, так и обычному), оно обладает собственной сильной магией. Пакваджи охотятся при помощи отравленных, смертельно ядовитых стрел, и очень любят шутить над людьми.
Два этих существа однажды повстречались в лесу, и задопрят, благодаря своим необычным размерам и силе, сумел не только поймать пакваджи, который был молодым и неопытным, но и был готов выпустить ему кишки, когда Изольда выпустила проклятие, которое вынудило существо убежать. Не зная, что пакваджи тоже исключительно опасен для людей, Изольда подобрала его, принесла в свою импровизированную хижину и выхаживала его, пока тот не вылечился.
В итоге пакваджи поклялся служить ей, пока ему не представится возможность вернуть свой долг. Он счел огромным унижением оказаться в долгу перед молодой ведьмой, оказавшейся настолько глупой, чтобы разгуливать в одиночестве в незнакомой стране, где на нее в любой момент могли наброситься пакваджи и задопряты, и теперь целыми днями пакваджи сопровождал её повсюду, непрерывно ворча.
Несмотря на отсутствие благодарности со стороны пакваджи, Изольда сочла его занятным и была рада его компании. Со временем между ними возникла дружба — практически уникальный случай дружбы между их видами. Придерживаясь табу, принятого среди его соплеменников, пакваджи отказался назвать ей свое собственное имя, а потому она стала называть его Уильямом — в честь своего отца.
Рогатая змея
Уильям начал знакомить Изольду с магическими созданиями, известными ему. Вместе они предприняли путешествия, чтобы увидеть охоту ходагов — существ с лягушачьими головами; они сражались с похожим на дракона сналлигастером и наблюдали за играющими на рассвете новорожденными котятами вампуса.
Но самым захватывающим животным из всех для Изольды стала огромная рогатая речная змея с драгоценным камнем во лбу, которая жила в близлежащей речке. Даже сопровождавший её пакваджи пришел в ужас, увидев чудовище, но, к его удивлению, рогатой змее Изольда, кажется, понравилась. Еще более удивительным для Уильяма было то, что она, по её словам, понимает то, что говорила ей рогатая змея.
Изольда выучилась не обсуждать с Уильямом ни свою странную привязанность к змее, ни том, что змея, кажется, рассказывает ей что-то. Она решила ходить на реку одна и никогда не рассказывать пакваджи о том, где она была. Слова змеи ни разу не менялись: «Пока я являюсь членом твоей семьи, она обречена».
У Изольды не было семьи, если не считать Гормли, которая осталась в Ирландии. Она не могла понять загадочного сообщения рогатой змеи - она даже сомневалась, не слышит ли она голос змеи у себя в голове.
Уэбстер и Чадвик Буты
Изольда в итоге соединилась с людьми своего круга — но при трагических обстоятельствах. Однажды, когда она и Уильям обследовали лес, ужасный шум откуда-то с близкого расстояния заставил Уильяма крикнуть Изольде, чтобы та оставалась на месте; сам же Уильям бросился в чащу деревьев с отравленной стрелой наготове.
Разумеется Изольда не послушалась его, и когда она вскоре достигла маленькой полянки, она обнаружила там ужасную картину. Тому самому задопряту, который ранее пытался убить Уильяма, в этот раз повезло больше: с парой людей, которые лежали мертвые на земле. Но это еще не все: совсем рядом на земле лежали два маленьких мальчика, сильно раненых и ожидающих своей очереди, пока задопрят готовился распотрошить их родителей.
Пакваджи и Изольде в этот раз удалось расправиться с задопрятом окончательно. Довольный своей работой, пакваджи продолжил собирать ежевику, не обращая внимания на стоны лежащих на земле детей. Когда рассерженная Изольда приказала ему помочь отнести двух маленьких мальчиков домой, Уильям рассвирепел. Эти малыши, заявил он, все равно скоро помрут. И помогать людям против правил его соплеменников: Изольда — злополучное исключение, потому что она спасла ему жизнь.
Возмущенная бесчувственностью пакваджи, Изольда ответила ему, что примет спасение жизни одного из малышей в качестве оплаты долга. Два мальчика были в таком тяжелом состоянии, что она побоялась с ними аппарировать и заявила, что их необходимо отнести домой на руках. Пакваджи неохотно согласился нести старшего мальчика, которого звали Чадвик, а Изольда взяла на руки маленького Уэбстера; вдвоем они отнесли их в хижину.
Как только они оказались дома, рассерженная Изольда сказала Уильяму, что более не нуждается в нем. Пакваджи злобно посмотрел на нее, а потом исчез.
Братья Бут и Джеймс Стюард
Так Изольда пожертвовала дружбой единственного близкого ей существа, чтобы спасти жизнь двум маленьким мальчикам, которые без неё могли не выжить. К счастью, однако, они выжили, и, к своему удивлению и радости, она обнаружила, что оба они являются колдунами.
Колдуны-родители Чадвика и Уэбстера привезли их в Америку в поисках приключений. Но приключение закончилось трагедией, когда семья забрела в лес и повстречалась там с задопрятом. Незнакомый с ним и принявший его за обычного или садового боггарта, мистер Бут попытался применить заклинание «риддикулус» — с ужасными последствиями, свидетелями чему и стали Изольда и Уильям.
Мальчики были в таком тяжелом состоянии, что в течение первых двух недель Изольда не смела отойти от них ни на шаг. Её очень беспокоило, что в своей спешке спасти детей она не смогла достойно похоронить их родителей, и когда, наконец, Чадвик и Уэбстер, вроде, достаточно выздоровели, чтобы их можно было оставить одних на несколько часов, она вернулась в лес, намереваясь устроить убитым достойные могилы, которые мальчики со временем смогут посетить.
Однако когда она добралась до поляны, она к своему удивлению обнаружила там молодого человека по имени Джеймс Стюард. Он тоже был из Плимутской колонии. Скучая по семье, с которой он сдружился во время путешествия в Америку, он отправился в лес, чтобы разыскать её.
На глазах у Изольды Джеймс засыпал могилы, которые он выкопал вручную, а потом подобрал две сломанные волшебные палочки, выпавшие из рук Бутов. Нахмурившись, он осмотрел искрящуюся сердцевину из сухожилия дракона, которая торчала из палочки мистера Бута, а затем небрежно махнул ею. Как обычно происходит в тех случаях, когда некол махает палочкой, палочка взбунтовалась. Джеймса отбросило назад, он перелетел поляну, ударился о дерево и лишился чувств.
Очнулся он в маленькой хижине, сложенной из веток и шкур животных; Изольда ухаживала за ним. Она не могла утаить от него свою магию в таком стесненном месте, особенно когда она варила зелья, чтобы выхаживать братьев Бут, и охотилась при помощи своей палочки. Изольда рассчитывала стереть Джеймсу память, как только он оправится от сотрясения, и отправить его назад в Плимутскую колонию.
Однако ей было приятно иметь подле себя взрослого человека, с которым можно было поговорить — особенно взрослого человека, которому нравились мальчики Бут и который помогал развлекать их, пока они вылечивались от своих магических травм. Джеймс даже помог Изольде построить каменный дом на вершине горы Грейлок, составив подходящий проект (в Англии он был каменщиком), который Изольда воплотила в реальность за день. Изольда окрестила свой новый дом «Илверморни» — по имени домика, в котором она родилась и который разрушила Гормли.
Каждый день Изольда клялась себе, что сотрет Джеймсу память, и каждый день его страх перед магией становился все меньше и меньше, пока, наконец, им не оставалось ничего другого, как признаться себе, что они влюблены друг в друга, и пожениться.
Четыре «дома»
Изольда и Джеймс считали братьев Бут своими приемными сыновьями. Изольда рассказывала им про школу Хогвартс, пересказывая то, что услышала от Гормли. Оба мальчика страшно хотели ходить в школу и часто спрашивали, почему бы им не вернуться в Ирландию, где они смогут дождаться писем из школы. Изольда не хотела пугать мальчиков рассказом о Гормли. Вместо этого она пообещала им, то когда им исполнится одиннадцать, она как-нибудь раздобудет им палочки (палочки их родителей поломались и ремонту не подлежали), и они откроют школу магии прямо здесь, в их домике.
Эта идея захватила воображение Чедвика и Уэбстера. Мальчики очень хотели, чтобы их новая школа целиком походила на Хогвартс, а потому они настояли, чтобы в ней было четыре дома (колледжа). Идея назвать колледжи в честь самих себя, как основателей, была оставлена, так как Уэбстер считал, что колледж «Уэбстер Бут» вряд ли будет иметь успех в чём бы то ни было, и вместо этого каждый из них выбрал своего любимого волшебного зверя. Для Чедвика, умного, но часто очень импульсивного мальчика, это была птица-гром, способная порождать бури при полете. Любимым животным Уэбстера, отчаянного спорщика, но при этом страстно верного, был вампус — магический зверь, похожий на пантеру: быстрый, сильный, которого было почти невозможно убить. У Изольды это, разумеется, была рогатая змея, которую она все еще навещала и к которой испытывала странное чувство привязанности.
Когда вопрос о его любимом животном задали Джеймсу, он не знал, что ответить. Единственный некол в семье не мог общаться с магическими созданиями так, как другие. Наконец, он назвал пакваджи, потому что рассказы своей жены о ворчливом Уильяме его очень веселили.
Таким образом, были созданы четыре колледжа школы Илверморни, и хотя четыре основателя этого еще не знали, каждый из них наложил отпечаток своего характера на колледжи, имена которым они столь тщательно выбирали.
Сон
Приближался одиннадцатый день рождения Чедвика, и Изольда не представляла себе, как же раздобыть палочку, которую она ему пообещала. Насколько ей было известно, та палочка, которую она украла у Гормли, была единственной палочкой в Америке. Она не посмела распотрошить ее, чтобы понять, из чего она сделана, а изучение ею палочек родителей мальчиков показало ей лишь то, что сердечный нерв дракона и волос единорога, которые содержались внутри них, давно съёжились и погибли.
Накануне дня рождения Чедвика Изольде приснился сон, что она пошла к речке, чтобы встретиться с рогатой змеей; та поднялась над водой и склонила перед ней голову, а Изольда срезала с её рога длинную щепку. Проснувшись в темноте, она тут же отправилась к речке.
Рогатая змея уже ждала ее. Она склонила свою голову именно так, как случилось во сне; Изольда срезала кусок рога, поблагодарила змею и вернулась домой; затем она разбудила Джеймса, который прекрасно умел обрабатывать камень и дерево и уже украсил их семейный домик своими поделками.
Когда Чедвик на следующий день проснулся, он обнаружил у себя на кровати прекрасную палочку, вырезанную из желтого дерева, внутри которой находился кусочек рога змеи. Так Изольда и Джеймс сумели изготовить палочку необычайной силы.
Основание школы Илверморни.
К тому времени, как одиннадцать исполнилось Уэбстеру, слава маленькой семейной школы уже широко распространилась по всей округе. В школе теперь занимались еще два мальчика из племени Вампаноаг, вслед за которыми появились мать и две дочери из племени Наррагансетт — все они желали обучиться искусству изготовления палочек, в обмен на собственные магические знания. Все они получили палочки, изготовленные Изольдой и Джеймсом. Защитный инстинкт подсказал Изольде использовать рог рогатой змеи для изготовления палочек только для двух своих приемных сыновей, а Джеймс научился применять в палочках другие магические элементы, включая волосы вампуса, сердечный нерв сналлигастера и рога вольпертингера.
К 1634 году домашняя школа превзошла самые смелые ожидания семьи Изольды. Дом расширялся каждый год. Приходили все больше и больше учащихся, и хотя школа все еще была маленькой, в ней было вполне достаточно детей, чтобы воплотить в жизнь мечту Уэбстера проводить соревнования между колледжами. Однако, поскольку слава школы все еще не распространилась за пределы местных коренных американских племен и Европейских поселенцев, пансионеров в школе не было. Единственными, кто оставался в Илверморни на ночь, были Изольда, Джеймс, Чадвик, Уэбстер и девочки-двойняшки, родившиеся у Изольды: Марта, названная в честь покойной матери Джеймса, и Ринах14, названная в честь матери Изольды.
Месть Гормли
Счастливая семья, занятая любимым делом, даже не подозревала, какая ужасная опасность приближается к ним издалека. Новости о том, что в Массачусетсе открылась новая школа магии, дошли до Старого света. Ходили слухи, что директрису школы называют Морриган — в честь знаменитой ирландской ведьмы. Однако лишь когда Гормли узнала, что эта школа называется «Илверморни», она сообразила, что Изольде, должно быть, удалось незамеченной перебраться в Америку, выйти замуж, причем не просто за маглорожденного, а за самого настоящего магла, и к тому же открыть школу, которая преподавала магию любому, в ком был хотя бы малейший след магии.
Вместо украденной Изольдой своей ценной палочки, передававшейся из поколения в поколение, Гормли приобрела палочку у презираемого ею Олливандера. Приложив все усилия к тому, чтобы Изольда ничего не узнала о её прибытии до того, как будет слишком поздно, Гормли неосознанно поступила так же, как Изольда — переодевшись мужчиной, и приплыла в Америку на борту корабля «Бонавентура». Она коварно путешествовала под именем Уильяма Сейра15, убитого ею отца Изольды. Гормли сошла на берег в Вирджинии и тайком поспешила в сторону Массачусетса и горы Грейлок, которой она достигла однажды зимней ночью. Её намерение состояло в том, чтобы разрушить второй Илверморни, убить родителей, предавших ее желание видеть подле себя большую чистокровную магическую семью, похитить своих внучатых племянниц, которые были последними, кто нес в себе знаменитую родословную, и отвезти их в Ведьмину лощину.
Увидев большое гранитное здание, возвышающееся в темноте на вершине горы Грейлок, Гормли выпустила в его сторону мощное проклятие, содержащее имена Изольды и Джеймса, которое погрузило их в забытье.
Затем она произнесла особое слово на серпентарго, языке змей. И лежащая на прикроватном столике палочка, которая так верно служила Изольде много лет, дрогнула и потеряла силу. За все те годы, что Изольда пользовалась этой палочкой, она ничего не знала о том, что в её руках палочка Салазара Слизерина, одного из основателей Хогвартса, в которой содержится фрагмент рога магической змеи: в данном случае василиска. Создатель палочки научил ее «засыпать» по приказу, и этот секрет передавался из поколения в поколение каждому члену семьи Слизеринов, кто владел его палочкой.
Однако Гормли не знала, что в доме есть еще два обитателя, которых она не усыпила, потому что она ничего не слышала о существовании шестнадцатилетнего Чедвика и четырнадцатилетнего Уэбстера. Она также не знала того, что в качестве сердцевины их палочек используется кусочек рога речной змеи. Эти палочки не потеряли свою силу, когда Гормли произнесла сокровенное слово на серпентарго. Напротив, их магические сердцевины завибрировали при звуке слов древнего языка и, почувствовав, что их хозяевам угрожает опасность, стали испускать низкий музыкальный тон — точно такой же, какой испускает рогатая змея при опасности.
Оба мальчика тут же проснулись и выпрыгнули из кроватей. Чадвик инстинктивно выглянул в окно. Там он увидел силуэт Гормли Гонт, тайком приближающейся к дому сквозь деревья.
Как и все дети, Чадвик слышал и понимал гораздо больше, чем думали его приемные родители. Возможно, они думали, что защитили его от всякой информации о злодейке Гормли, но они ошибались. Еще маленьким мальчиком Чадвик подслушал, как Изольда обсуждала с Джеймсом причины того, почему она сбежала из Ирландии, и к абсолютному неведению их обоих Чедвик часто видел во сне фигуру старой ведьмы, приближающейся сквозь чащу к Илверморни. Теперь его кошмар сбылся.
Велев Уэбстеру предупредить родителей, Чадвик бросился вниз по лестнице и поступил единственным способом, который показался ему разумным: он выбежал из дома, чтобы вступить с Гормли в схватку и не дать ей войти в дом, где спала его семья.
Гормли не ожидала встретиться с шестнадцатилетним колдуном и вначале не отнеслась к нему серьезно. Чадвик умело отразил ее порчу — и они сошлись в поединке. Хотя Гормли была гораздо более сильной, чем Чадвик, через несколько минут ей пришлось признать, что мальчик талантлив и хорошо обучен. Даже во время поединка, пока она посылала в его сторону порчи и проклятия, чтобы подчинить его, она задавала ему вопросы о его родственниках, поскольку, как она сказала, ей очень бы не хотелось убить чистокровного колдуна, да еще настолько талантливого.
Тем временем Уэбстер пытался разбудить своих родителей, но заклинание Гормли было настолько мощным, что ни крики Гормли, ни сотрясающие дом проклятия не могли их разбудить. Уэбстер поэтому поспешил вниз и присоединился к поединку, идущему теперь почти у самого дома.
Теперь их было двое, а она одна; к тому же палочки обоих мальчиков имели одну и ту же сердцевину, так что при сражении вместе против общего врага сила палочек возросла вдесятеро. Но даже при этом магия Гормли была слишком сильной и темной, чтобы они могли победить ее. Дуэль тем временем достигла своего апогея: Гормли хохотала и обещала пощадить их, если они смогут доказать свою чистокровность, Чадвик и Уэбстер, полные решимости не дать ей добраться до их семьи. Братья были вынуждены укрыться внутри дома: его стены были в трещинах, окна разбиты, но Изольда и Джеймс продолжали спать — пока спавшие наверху близнецы-младенцы не проснулись и не начали кричать от страха.
Именно это и разрушило очарованный сон, захвативший Изольду и Джеймса. Ярость и магия не могли разбудить их, но испуганные крики их дочерей разрушили чару, наведенную на них Громли, которая, к её неведению, не смогла противостоять силе любви. Изольда крикнула Джеймсу, чтобы тот бежал к дочерям, а она сама бросилась на помощь своим приемным сыновьям, сжимая в руке палочку Слизерина.
Только когда она начала атаковать ненавистную тетку, она поняла, что несмотря на все полезное, что совершила в прошлом ее палочка, теперь она, спящая, могла принести столько же пользы, сколько и обычный сучок дерева, поднятый с земли. Хохоча, Гормли загнала Изольду, Чадвика и Уэбстера назад на лестницу, откуда был слышен плач ее внучатых племянниц. Наконец ей удалось высадить дверь в спальню, где стоял Джеймс, готовый умереть, закрывая собой дочерей. Уверенная, что все потеряно, Изольда, вряд ли понимая, что делает, вскрикнула, зовя на помощь своего убитого отца.
Раздался грохот, и в оконном проеме показался пакваджи Уильям, заслоняя собой лунный свет. Перед тем, как Гормли сообразила, что происходит, её сердце пронзила отравленная стрела. Она испустила нечеловеческий крик, который услышали все на многие мили вокруг. В попытке сделать себя непобедимой старая ведьма наполнила свое сердце всевозможной темной магией, которая теперь вступила в реакцию с ядом пакваджи и сделала ее тело твердым и хрупким, как уголь, перед тем, как оно рассыпалось на тысячу кусочков. Палочка Олливандера упала на землю и вспыхнула: от Гормли Гонт осталась лишь горстка дымящегося пепла, сломанная палочка и сгоревший драконий сердечный нерв
Так Уильям спас жизни всей семьи. В ответ на их слова благодарности он лишь буркнул, что Изольда, как он заметил, не произносила его имени лет десять, и теперь он возмутился, что она выкрикнула его имя лишь перед лицом смерти. Тактичная Изольда не стала уточнять, что взывала совсем к другому Уильяму. Джеймс обрадовался, что, наконец, повстречал пакваджи, о котором он так много слышал, и, позабыв о том, что пакваджи ненавидят большинство людей, крепко пожал ему руку, говоря, что страшно рад, что назвал один из колледжей Илверморни в честь него.
Широко считается, что именно эта лесть растопила сердце Уильяма, потому что он со всей своей семьёй пакваджи переселился в дом на следующий же день и, как обычно, постоянно ворча, помог им восстановить разрушенный Гормли дом. Затем он объявил, что колдуны слишком тупы, чтобы уметь защищать себя, и нанялся на работу в школу в качестве частного охранника / ремонтника, выторговав себе приличное жалование золотом.
Наследие Слизерина
Палочка Слизерина так и осталась неактивной после произнесенной Гормли команды на серпентарго. Изольда не говорила на этом языке, но в любом случае она больше не могла дотрагиваться до палочки, которая была последним напоминанием о её несчастном детстве. Они с Джеймсом сожгли палочку во дворе дома.
Через год на том месте, где была сожжена палочка, из земли выросло кривое дерево неизвестного вида. Оно не поддалось никаким попыткам выкопать или убить его, но через несколько лет оказалось, что его листья обладают мощными целебными свойствами. Это дерево, казалось, было свидетельством тому факту, что палочка Слизерина, как и его разнесенные по свету потомки, заключала в себе как благородное, так и ужасное начало. Лучшее из того, что от него осталось, кажется, переселилось в Америку.
Расширение школы
В течение следующих лет репутация Илверморни все росла. Гранитный дом расширился до размеров замка. Чтобы удовлетворить растущие запросы на магическое образование, были наняты новые учителя. Теперь колдовские дети со всей Северной Америки желали учиться здесь, и поэтому школа превратилась в школу-интернат. К девятнадцатому веку Илверморни приобрела международную репутацию, которой она пользуется и сейчас.
В течение многих лет Изольда и Джеймс директорствовали в школе вместе, пользуясь любовью как многих поколений учащихся, так и членов их семей.
Чадвик стал опытным и много путешествующим по миру колдуном, который написал «Чары Чедвика - тома I - VII», ставшие стандартным учебным пособием в Илверморни. Он женился на мексиканском лекаре по имени Хосефина Кальдерон; теперь семья Кальдерон-Бут остается одной из наиболее выдающихся колдовских семей Америки.
До создания MACUSA (магического конгресса США) в Новом свете не было магических правоохранительных органов. Уэбстер Бут стал первым в своем роде наемным аврором. Однажды, перевозя назад в Лондон особенно опасного темного колдуна, Уэбстер встретился с молодой шотландской ведьмой, которая работала в Министерстве магии, и влюбился в нее. Так семья Бут вернулась в свою родную страну. Потомки Уэбстера обучались в Хогвартсе.
Марта, старшая из близнецов Джеймса и Изольды, оказалась швахом. Несмотря на то, что ее горячо любили и родители, и приемные братья, ей было тяжело расти в Илверморни, не умея колдовать. В итоге она вышла замуж за немагического брата подруги из племени Покомтук, и с тех пор жила как некол.
Ринах, младшая из дочерей Джеймса и Изольды, много лет преподавала в Илверморни защиту от темных сил. Ринах ни разу не вышла замуж. Ходили слухи, ни разу не подтвержденные семьёй, что, в отличие от своей сестры Марты, Ринах родилась способной говорить на серпентарго и поэтому не пожелала передавать наследие Слизерина следующему поколению (американская ветвь семьи ничего не знала о том, что Гормли была не последней из Гонтов и что их линия продолжала существовать.
И Изольда, и Джеймс прожили более 100 лет. При их жизни маленький домик Илверморни превратился в гранитный замок, и они умерли с осознанием того, что их школа теперь стала настолько знаменитой, что колдовские семьи со всей Северной Америки мечтали, чтобы их дети здесь учились. Они наняли персонал, построили спальни, скрыли школу от глаз неколов при помощи хитроумных заклинаний: в общем, девочка, которая мечтала посещать Хогвартс, помогла основать его североамериканский эквивалент.
Илверморни сегодня
Как и можно ожидать от школы, одним из основателей которой был некол, Илверморни имеет репутацию одной из наиболее демократичных и наименее элитарных из всех великих колдовских школ.
Мраморные статуи Изольды и Джеймса стоят по бокам парадных дверей в замок Илверморни. Из дверей вы попадаете в круглый зал, увенчанный стеклянным куполом. Этажом выше зал окружает деревянный балкон. В остальном зал пуст, за исключением четырех огромных деревянных резных барельефов, изображающих символы колледжей: рогатой змеи, пантеры-вампуса, птицы-грома и пакваджи.
Вновь поступившие учащиеся, заходя в школу, попадают именно в этот круглый зал, пока остальная школа наблюдает за этим с балкона. Новые учащиеся выстраиваются вдоль стены, а затем, по одному, услышав свое имя, становятся на символ Гордиева узла, изображенный в центре каменного пола. Затем в тишине вся школа ожидает, как отреагируют волшебные барельефы. Если ученик понравится рогатой змее, загорается драгоценный камень, находящийся у нее во лбу. Если ученик понравится вампусу, последний испускает рык. Птица-гром показывает свое одобрение, хлопая крыльями, а пакваджи поднимает вверх стрелу.
Если о желании взять к себе ученика сообщают несколько барельефов, выбор остается за учеником. Очень редко — возможно, раз в десятилетие — ученика приглашают к себе все четыре колледжа. Серафина Пикери, председатель MACUSA с 1920 по 1928 год, была единственной ведьмой своего поколения, кому была предоставлена такая честь, и в итоге она выбрала рогатую змею.
О колледжах Илверморни иногда говорят, что каждый из них представляет какой-то элемент колдуна или ведьмы: ум представлен рогатой змеей, тело вампусом, сердце пакваджи, а душа — птицей-громом. Другие же утверждают, что рогатая змея привечает ученых, вампус воинов, пакваджи лекарей, а птица-гром — искателей приключений.
Церемония сортировки — не единственное серьёзное отличие Илверморни от Хогвартса (хотя в очень многом школы похожи друг на друга). Как только учащихся распределят по колледжам, их ведут в большой зал, где они выбирают себе волшебную палочку (либо же палочка выбирает их). До отмены в 1965 году закона Раппапорт, требовавшего строгого соблюдения статута секретности, ни одному ребенку не полагалось иметь палочку до момента его поступления в Илверморни. Более того, на каникулы палочки полагалось оставлять в школе, и лишь по достижении семнадцати лет колдуну или ведьме законно разрешалось носить палочку за пределами школы.
Форма в Илверморни сине-бордового цвета. Такие цвета выбраны в честь Изольды и Джеймса: потому что синий был любимым цветом Изольды, и потому что ребенком она мечтала учиться в Равенкло; бордовый — в честь ежевичного пирога, который так любил Джеймс. Форма всех учащихся Илверморни застегивается золотым Гордиевым узлом в честь броши, найденной в руинах первоначального дома Илверморни.
В школе по настоящий момент продолжают работать несколько пакваджи: они вечно ворчат, и каждый из них утверждает, что не имеет никакого желания оставаться в школе еще хотя бы на день — и тем не менее, из года в год, они таинственным образом являются на работу каждый день. Среди них есть особенно старый пакваджи, который откликается на имя Уильям. Он смеется над любыми предположениями, что он и есть тот самый Уильям, спасший Изольду и Джеймса, справедливо указывая на то, что тому Уильяму сейчас было бы более 300 лет. Однако никто так и не выяснил, как долго живут пакваджи. Уильям никому не позволяет натирать мраморную статую Изольды, стоящую у входа в школу, и в каждую годовщину ее смерти его видят приносящим ей на могилу цветы боярышника — это обстоятельство приводит его в особенно дурное расположение духа, если кто-то бестактно упомянет об этом.
Школы магии
Число стран, в которых имеются собственные школы магии, мизерно по сравнению с теми, в которых таких школ нет. Причина этому заключается в том, что колдовское население большинства стран предпочитает обучать своих детей на дому. Иногда магическое сообщество отдельной страны настолько мало или географически разбросано, что заочное обучение молодежи оказывается гораздо более рентабельным.
В мире существует одиннадцать давно образовавшихся и престижных колдовских школ, все из них зарегистрированы в Международной конфедерации колдунов. Существовали и существуют более мелкие заведения, не являющиеся объектом столь тщательного контроля и редко регистрирующиеся в соответствующем министерстве (в каковых случаях я никак не могу ручаться за качество обучения, предлагаемого ими). Любой, кому нужна информация о ближайшей сертифицированной магической школе в своем регионе, должен связаться по совиной почте с Международной конфедерацией колдунов (бюро образования).
Точное расположение каждой из следующих школ является тщательно охраняемым секретом. Школы опасаются не только преследования со стороны маглов: к сожалению, за свою долгую историю существования все эти заведения страдали от последствий колдовских войн, а также враждебного отношения как иностранных, так и собственных магических сообществ (обучение магической молодежи было предметом вмешательства или давления со стороны соответствующих министерств магии не только в Британии). Как правило, школы магии располагаются в уединенных горных районах (хотя из этого правила есть исключения, о которых рассказано ниже), поскольку в такие регионы сложно проникнуть маглам, и их проще защищать от Темных колдунов.
Махоутокоро (魔法所)16
Эта древняя японская школа имеет самый небольшой контингент учащихся из всех одиннадцати великих колдовских школ, и принимает на обучение детей с семилетнего возраста (хотя на интернатской форме обучения учащиеся могут обучаться с одиннадцати лет). Учащихся, не живущих в школе, ежедневно доставляют в школу и домой на спинах гигантских буревестников. Изысканно отделанный дворец Махоутокоро построен из белого нефрита и стоит в самой высокой точке «необитаемого» (по крайней мере, так считают маглы) вулканического острова Минами Иво Дзима17.
Учащимся по их прибытии выдаются заколдованные мантии, которые увеличиваются в размерах по мере роста учащихся, а также постепенно меняют цвет по мере освоения хозяином новых знаний: от бледно-розового до золотого (при условии получения высших отметок по каждому магическому предмету). Если мантия окрашивается в белый цвет, это означает, что учащийся предал японский кодекс чести колдуна и прибегнул к запретной практике (тому, что в Европе называется «Темной» магией), либо нарушил Международный статут секретности. Окраситься в белый цвет — величайший позор, за которым следует немедленное исключение из школы и суд при японском министерстве магии. Репутация Махоутокоро — не только в её впечатляющем академическом уровне, но еще и блестящих достижениях в квиддиче, который, по легенде, был впервые «завезен» в Японию много веков назад группой отчаянных учащихся Хогвартса, которые сбились с пути в попытке обогнуть земной шар на совершенно не приспособленных для этого метлах. Спасенные группой колдовского персонала из Махоутокоро, которая занималась наблюдением за движением планет, они гостили в школе достаточно времени, чтобы научить своих японских собратьев основам игры — о чем они впоследствии горько пожалели. Каждый член японской команды по квиддичу и нынешние победители Лиги чемпионов (команда «Тоёхаси Тэнгу») связывает свое мастерство с изнуряющим режимом тренировки, который они испытали в Махоутокоро, где они порой тренировались над весьма часто штормовым морем в условиях бури и были вынуждены следить не только за Нападалами, но и за самолетами, базирующимися на ближайшей магловой авиабазе на соседнем острове.
Уагаду (Uagadou)18
Хотя в Африке есть некоторое количество мелких колдовских школ (относительно их поиска см. вводный абзац), лишь одна из них выдержала проверку временем (минимум тысячелетнюю) и завоевала международную репутацию, которой можно лишь позавидовать: школа Уагаду. Самая большая из всех колдовских школ, она приглашает к себе учиться студентов со всех уголков огромного континента. Единственный публикуемый адрес школы — «Горы Луны»; посетителей ожидает потрясающее здание, выбитое прямо в склоне горы и окруженное дымкой, так что иногда кажется, что оно просто парит в воздухе. Основная (если не вся) магия, преподаваемая здесь, африканского происхождения, и выпускники Уагаду особенно хорошо разбираются в астрономии, алхимии и самопревращениях.
Волшебная палочка — европейское изобретение, и хотя африканские колдуны и ведьмы за последний век приноровились использовать её как весьма удобный инструмент, очень многие заклинания продолжают выпускаются, просто наставив палец на цель, либо жестом рукой. Это обеспечивает учащимся Уагаду непробиваемую защиту против обвинений в нарушении Международного статута секретности («Я только махал рукой, я вовсе не хотел, чтоб у него отвалился подбородок!»). На последнем Международном симпозиуме анимагов команда школы Уагаду привлекла пристальное внимание прессы, когда их демонстрация синхронного превращения вызвала шквал восторгов. Многие старые и более опытные колдуны и ведьмы чувствовали угрозу от четырнадцатилетних подростков, которые без труда могли превращаться в слонов или гепардов, и в Международную конфедерацию колдунов была направлена официальная жалоба от г-на Адриана Татли (животная форма: песчанка). Длинный список прославленных выпускников Уагаду включает Бабаджиде Акингбаде, который сменил Альбуса Дамблдора на посту Большой Шишки Международной конфедерации колдунов.
Учащиеся получают извещение о приеме на обучение в Уагаду от Сонных Посланников, рассылаемых текущим директором школы. Сонный Посланник является детям во сне и оставляет некий знак — обычно камешек с надписью, который ребенок, проснувшись, находит у себя в руке. Ни одна другая школа не применяет такой способ оповещения.
Кастелубрушу (Castelobruxo)19
Бразильская школа магии, принимающая учащихся со всей Южной Америки, вероятно, расположена глубоко в чаще тропического леса. Великолепный замок видится тем немногочисленным маглам, которым случается оказаться в его районе, как руины (этим он похож на Хогвартс, однако мнения расходятся относительно того, кто первым применил такую маскировку). Кастелубрушу — импозантное квадратное здание из позолоченного камня, которое часто сравнивается с храмом. Как здание, так и территория охраняются кайпорами — маленькими, покрытыми мехом существами, очень озорными и хитрыми, которые выходят под покровом ночи, чтобы наблюдать за учащимися и существами, которые проживают в лесу. По свидетельству очевидца, бывшая директриса Кастелубрушу Бенедита Доураду во время своего посещения Хогвартса по обмену опытом от души расхохоталась, когда директор Армандо Диппет пожаловался ей на полтергейста Пивса. А затем предложила прислать ему несколько кайпор и поселить их в Запретный лес, «чтобы показать, что такое настоящая напасть», но предложение было отклонено.
Учащиеся Кастелубрушу носят ярко-зеленые мантии и отличаются особыми умениями в гербологии и магозоологии: школа регулярно организует популярные программы обмена с европейскими учащимися, желающими изучать магическую флору и фауну Южной Америки*. Кастелубрушу выпустила целую плеяду знаменитых колдунов, включая одного из величайших зельеделов мира, Либациуса Боража (являющегося автором, помимо прочего, таких работ, как Продвинутое зельеделие, Азиатские антидоты и Наслаждение в бутылке!20), а также Жоао Коэлью, капитана всемирно известной квиддичной команды, «Тарапотские тараканы»21.
* именно в такую поездку однажды не смог поехать Билл Уизли (по причине отсутствия средств у родителей), в результате чего его друг по переписке из Кастелубрушу послал ему в конверте какую-то гадость).
Академия магии Бобатон (L'académie de magie Beauxbâtons)
Считается, что она находится где-то в Пиренеях; посетители рассказывают о захватывающей дух красоте замка, окруженного целым парковым ансамблем и лужайками, созданными из окружающего горного пейзажа при помощи магии. Основное большинство учащихся академии Бобатон составляют французы, хотя здесь много и представителей Испании, Португалии, Голландии, Люксембурга и Бельгии (по числу учащихся как Бобатон, так и Дурмштранг превосходят Хогвартс). Говорят, что восхитительный замок и территория вокруг этой престижной школы были частично финансировались алхимическим золотом, поскольку Николя и Перенель Фламели встретились в годы своей юности именно в Бобатоне, а великолепный фонтан посреди парка школы и, как говорят, обладающий целебными свойствами и дарующий человеку красоту, назван в их честь.
Школа Бобатон всегда поддерживала очень тёплые отношения с Хогвартсом, несмотря на здоровое соперничество в международных соревнованиях, как, например, в Тремудром турнире, в котором Бобатон побеждала шестьдесят два раза, а Хогвартс — шестьдесят три.
Кроме Фламелей, среди знаменитых выпускников школы числятся герцог Венсан де Трефль-Пик22, сбежавший в годы якобинского террора от палачей за счёт того, что наложил на свою шею скрывающее заклинание и притворился, что его голову уже отрубили; Люк Мильфёй23, знаменитый кондитер и отравитель маглов, а также Флер Делакур, принимавшая участие во всемирно знаменитой Битве при Хогвартсе и награжденная медалями за храбрость министерствами магии как Франции, так и Британии. Директор Олимпия Максим является полугигантшей, несмотря на то, что она яростно отрицает этот факт: она блестящий колдун, отличается элегантностью и, вне всякого сомнения, внушает определенный трепет.
Дурмштранговский институт
Дурмштранг в свое время пользовался самой темной репутацией из всех колдовских школ, несмотря на отсутствие к этому серьезных оснований. Правда, что Дурмштранг, выпустивший множество замечательных колдунов и ведьм, дважды за свою историю попадал под контроль колдунов сомнительной ориентации, либо имевших злодейские планы, и что среди его выпускников был один по-настоящему одиозный персонаж.
Первым из таких злополучных людей, Харфанг Мунтер, захватил школу вскоре после загадочной смерти ее основательницы, великой болгарской ведьмы Нериды Вулчановой. Стараниями Мунтера Дурмштранг приобрел репутацию в дуэлировании и различных формах боевой магии, которые продолжают занимать важное место в школьной программе по сей день. Второй темный период в истории Дурмштранга наступил с приходом на пост директора Игоря Каркарова, бывшего смертееда, который бежал со своего поста после возвращения Лорда Волдеморта из изгнания, опасаясь мести последнего. Каркаров был беспринципным и эгоистичным человеком, который культивировал в школе атмосферу страха и запугивания, и за годы его пребывания на посту директора многие родители забрали своих детей из школы.
Выпускником школы, который больше других испортил репутацию Дурмштранга, является Геллерт Гриндельвальд, один из самых опасных колдунов XX века. Однако за последние годы Дурмштранг претерпел своеобразное возрождение, выпустив из своих стен таких блестящих людей, как международную звезду квиддича Виктора Крума.
Хотя считается, что Дурмштранг расположен на самом севере Европы, школа наиболее ревностно хранит тайну своего месторасположения, а потому с уверенностью утверждать этого нельзя. Посетители обязаны пройти обработку целым комплексом чар памяти, чтобы стереть воспоминания о том, как они попали туда, однако они рассказывают об обширной территории с прекрасными видами, и о призрачном корабле, стоящем на якоре в горном озере позади школы, с которого учащиеся в летнее время ныряют в воду.
Николя Фламель
Мысли Дж.К. Роулинг
Николя Фламель был реальным человеком. Я прочитала о нем, когда мне было чуть больше двадцати, когда я натолкнулась на одну из версий истории его жизни. В ней рассказывалось, как он однажды приобрел таинственную книгу под названием Книга иудея Авраама, которая была полна странных символов, которые, как понял Фламель, были инструкциями по алхимии. Далее в истории говорилось, что он впоследствии посвятил всю свою жизнь тому, чтобы получить философский камень.
Настоящий Фламель был состоятельным бизнесменом и известным филантропом. В Париже есть улицы, названные в честь него и его жены Перенель.
Помню, мне как-то приснился очень детальный и очень натуральный сон про Фламеля, через несколько месяцев после того, как я начала писать Философский камень: как если бы предо мной ожила картина эпохи Возрождения. Фламель вел меня по своей тесной мастерской, залитой золотым светом, и показывал мне, как точно делается философский камень (эх, жаль, что я ничего не помню из его инструкций!).
Notes
[←1]No-maj
[←2]Scourers
[←3]Не отсюда ли пошло слово ‘dork’?
[←4]Уильямсбергская государственная больница (Williamsburg State Hospital) была открыта в 1773 г. по распоряжению Фрэнсиса Фокьера, губернатора Вирджинии. Оригинальное здание было восстановлено в 1985 г., сейчас в нем функционирует музей.
[←5]Имеется в виду т.н. «Второй континентальный конгресс», находившийся в Балтиморе с декабря 1776 по февраль 1777. (Он переехал туда из Филадельфии, куда вернулся в феврале 1777).
[←6]Вашингтон был основан только в 1790, так что здесь явно какая-то несвязуха.
[←7]Woolworth Building, 233 Broadway, New York, NY 10007, USA
[←8]Mount Greylock, высота 1063 м., координаты 42°38’13’’ с.ш., 73°09’57’’ з.д.
[←9]Isolt Sayre
[←10]Cumloughra
[←11]Gormleith
[←12]Элайас Стори действительно фигурирует среди пассажиров «Мейфлауэра». По данным сайта MayflowerHistory.com Кейлеба Джонсона, Элайасу было от 18 до 21 года и он умер в первую же зиму.
[←13]The Mayflower отправился из Лондона в середине июля 1620 г., а из Плимута — 6 сентября 1620 г.; судно достигло берегов Америки 9 ноября 1620 г.
[←14]Rionach
[←15]В списке пассажиров судна Bonaventure, отплывшего в Вирджинию в 1635 году (по другим источникам в 1640 г.) ДЕЙСТВИТЕЛЬНО фигурирует 58-летний William Sayer.
[←16]По мнению японцев, название школы звучит не по-японски, хотя, по идее, должно означать «место, где есть магия». Кстати, если уж на то пошло, название школы должно произноситься «махо:токоро» или даже «махо:докоро»
[←17]南硫黄島, вполне реальный остров, координаты 24° 14′ 2″ с.ш., 141° 27′ 49″ в.д.
[←18]Предположительно, правильное написание «Ouagadou»
[←19]Дословно «замок-колдун»
[←20]Have yourself a Fiesta in a bottle!
[←21]Tarapoto Tree-Skimmers
[←22]Vincent Duc de Trèfle-Picques,
[←23]Luc Millefeuille,
Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg
Комментарии к книге «Новый свет, Илверморни и другие школы магии», Джоан Роулинг
Всего 0 комментариев