Марио ФРАТТИ ЛЮБОВНИКИ Пьеса в двух действиях
Перевод с английского Алексея Сергеева
Санкт — Петербург
1996
Действующие лица:
Юджин — красивый, представительный мужчина.
Мариса — прелестная женщина, ей около тридцати лет.
Тэсс — подруга Марисы.
Урсула — настоящая амазонка: высокая, крепкая, внушительная. Детектив.
Нью — Йорк, наши дни. Гостиная элегантной нью–йоркской квартиры.
Тахта, кресла, кофейный столик, телефон, бар, картины на стенах.
Юджин возвращается домой, как обычно, уставший. Тяжело садится на тахту и снимает ботинки.
Юджин. Мариса!.. Я дома… (Никто не отвечает.) Мариса!
Входит Мариса, она выглядит мирной и безмятежной. Медленно идет к тахте, пристально смотрит на мужа, затем садится на приличном расстоянии от него.
Юджин. Адский день… Этот идиот, Шуцман, продолжает меня третировать… все мои предложения и идеи отвергаются с презрением, как–будто я какой–то дебил. В один прекрасный день я его удавлю… Что за неврастеники меня там окружают! Никчемные люди… страх чего–то нового, всего боятся! Что, ничего и не предлагать? Каждый залез в свою скорлупу, запуганные, близорукие… никто больше не общается… Как ты сегодня?
Мариса. Прекрасно.
Юджин. Я говорил, что сделал недавно? Кто бы не спрашивал, как дела, я отвечал, что у меня страшно болит голова. А они продолжали, будто я ответил «Спасибо, хорошо». Они не слышат, они даже не слушают. Мы живем в мире, где каждый, как остров, в мире непонимания и отчуждения… Где почта?
Мариса(показывает на маленький столик у входной двери). Где и всегда.
Юджин немного удивлен поведением жены. Он встает и идет за почтой. Возвращается на место и вскрывает несколько писем.
Юджин. Счета… «Пожертвуйте…» «Продлите подписку…» Как насчет того, чтобы дать мне что–нибудь выпить?
Мариса (показывает на бар). Бокалы там.
Юджин смотрит на нее с удивлением. Это необычное поведение для его жены. Он встает и готовит себе выпивку.
Юджин. Ты неважно выглядишь — нервничаешь. Что–нибудь случилось?
Мариса. Ничего.
Юджин….Странно выглядишь, напряженно… Ты чем–то подавлена?
Мариса. Нет.
Юджин. Я немного устал, но если хочешь, мы могли бы сходить вечером в кино.
Мариса. Нет.
Юджин. Там какой–то итальянский фильм — с Гассманом и Сорди.
Мариса. Я уже его смотрела.
Юджин. Это хорошо. Ты ходила одна или с сестрой?
Мариса. Одна.
Юджин. А хочешь, сходим куда–нибудь поесть вечером?
Мариса. Нет.
Юджин. (Садится снова и смотрит на нее. Вытягивает ноги.) Принеси мои тапки, пожалуйста.
Мариса. Ты сам знаешь, где они.
Юджин. (Встает, собираясь идти за тапками. Говорит с иронией.) Прости меня! Ты сегодня так враждебна. Почта, выпивка, тапки — ты всегда делала это с любовью.
Мариса (саркастически). С «любовью»?
Юджин. У меня было такое впечатление, по крайней мере. Я иду за тапками. Когда вернусь, продолжим разговор.
Юджин выходит. Мариса залпом выпивает его бокал, возможно, чтобы набраться смелости. Меняется в лице — она не любит алкоголь. Юджин возвращается в тапках, садится и наблюдает за Марисой.
Юджин. Скажи мне, дорогая, что случилось? С кем ты сегодня виделась?
Мариса. Ни с кем.
Юджин. Ты говорила со своей мамой?
Мариса. Нет.
Юджин берет свой бокал, обнаруживает, что тот пуст. Удивлен и озадачен.
Юджин. Ты видишь, что случается, когда я чем–то обеспокоен? Я думал, что бокал полон — готов поклясться… Ты не пьешь… так что я либо совсем запутался, либо уже помешался. Видишь, как ты действуешь на меня? (Идет наполнить бокал снова.) А теперь расскажи мне все. Ты с кем–то поругалась?
Мариса. Нет.
Юджин. У тебя подгорел обед — ничего страшного — может быть, из–за этого?
Мариса. Я не готовила ничего.
Юджин. Это становится все серьезней и серьезней — не из–за обеда, но из–за твоего странного поведения. (Он пытается ее приласкать. Мариса отстраняется от него.) Скажи мне, что я неправ, пожалуйста. Ведь я твой муж, твой лучший друг.
Мариса (с иронией). Ах!
Юджин. Ну хорошо. Ты не считаешь меня своим лучшим другом — хотя ты меня так называла много раз — пусть я только твой муж. Доверься мне. Расскажи.
Мариса. Мне нечего сказать. Я устала быть твоей служанкой.
Юджин (терпеливо). Ладно. Давай это обсудим, давай попытаемся разобраться. Ты права, но ведь я много раз предлагал тебе нанять прислугу. Ты всегда отказывалась.
Мариса. Я устала от этой жизни.
Юджин. Понимаю… по–человечески… Это изматывающий, опустошающий город. Я могу взять отпуск. Мы могли бы поехать в Европу.
Мариса. Нет.
Юджин. В Южную Америку.
Мариса. Нет.
Юджин. Куда бы ты хотела поехать? Только назови место.
Мариса. Не с тобой.
Юджин. Если ты хочешь ехать одна, если предпочитаешь… ради Бога, но почему ты так сердита?
Мариса. Тому есть сто причин.
Юджин. Назови хотя бы три.
Мариса (твердо и определенно). Ты эгоист. Ты зануда. Я тебя больше не люблю.
Юджин (после недолгого молчания). Три удара… Жестоких. Ниже пояса. Что я могу сделать, чтобы ты опять была счастлива?
Мариса. Ничего.
Юджин. «Ничего» — это невозможно, моя дорогая. Давай рассмотрим все это, пункт за пунктом, удар за ударом. Ты сказала, «эгоист». Возможно, это правда. Мы все немного эгоисты. Если бы я уделял тебе больше времени, может быть…
Мариса. Это бы ничего не изменило.
Юджин. «Зануда…» Та же история. Если бы мы проводили больше времени вместе… Ты помнишь то время, когда мы были помолвлены? Мы ходили по музеям, на концерты, мы путешествовали… смеялись все время… Мы были счастливы.
Мариса. «Были».
Юджин. Третий удар: ты меня больше не любишь… А я все еще люблю тебя. И всегда делаю все, что могу, лишь бы ты была счастлива… ты знаешь, что я имею в виду…
Мариса. Гимнастику в постели. Это безнадежно. Ты прекрасно знаешь, что я ничего не чувствую. Я никогда с тобой ничего не чувствовала.
Юджин (пытается не замечать последние слова). Не преувеличивай. Случается, что ты реагируешь, вся дрожишь, показываешь, что тебе приятно…
Мариса. Показываю.
Юджин (после короткой паузы). Прости. Может быть, есть какая–то физиологическая проблема, которую тебе надо…
Мариса (перебивает). Это твоя проблема. Не моя.
Юджин (терпеливо). Возможно… все возможно… мы могли бы пойти к врачу вместе, и…
Мариса. Мне это не нужно.
Юджин. Это хорошо, но… почему ты так в этом уверена?
Мариса. Я знаю. (Вызывающе смотрит на него.)
Юджин. Откуда ты это знаешь? Если ты чувствуешь что–то, когда… это означает… (Молчание. Потом говорит, стараясь избежать прямой конфронтации.) Что ты предлагаешь?
Мариса. Развод. Ищи себе другое жилье.
Юджин. Эта квартира принадлежит и мне. Я вложил…
Мариса. Мой отец записал ее на мое имя. Предусмотрительно. Она моя.
Юджин. Давай действовать разумно. Ты сейчас сама не своя. Поезжай куда–нибудь, одна или со мной… или с родителями. Мы обговорим все это, когда ты вернешься, через несколько дней, через месяц, через два месяца. Побудь одна столько, сколько захочешь.
Мариса. Я решила. У нас все кончено.
Молчание.
Юджин (осторожно). О чем мы говорили перед этим… ты намекнула, что… со мной ты не чувствовала ничего.
Мариса. Я совершенно ясно сказала, ничего.
Юджин. В то же самое время, ты уверена, что у тебя нет сексуальных проблем… Таким образом, с кем–то еще…
Мариса. Точно.
Юджин. У тебя есть любовник?
Мариса (после недолгих колебаний, вызывающе смотря на него). Да.
Юджин. Давно?
Мариса. Несколько месяцев. Я счастлива. Я ожила, наконец.
Юджин. Я его знаю?
Мариса. Нет.
Юджин. Откуда он? Где ты его встретила?
Мариса. Здесь, в городе.
Юджин. Где?
Мариса. Недалеко отсюда.
Юджин. Так, пока я был на работе…
Мариса (вызывающе). Я обрела счастье. Все уже случилось. Прими это.
Юджин. Это не просто. Я все еще люблю тебя.
Мариса. Ничто не длится вечно.
Юджин. По крайней мере, я имею право знать, кто он.
Мариса. Узнаешь.
Юджин. Я не уйду так, подобно убегающему вору, или негодному слуге, которого застали на месте преступления. Я хочу знать, действительно ли он хорош для тебя, действительно ли он сделает тебя счастливым.
Мариса. Нет никаких сомнений насчет этого.
Юджин. Кто он? Где он живет?
Мариса (после недолгих колебаний). В этом доме.
Юджин (удивлен). Здесь! Тогда я должен его знать…
Мариса. Встречал.
Юджин. Посмотрим… высокий, низкий, пожилой?
Мариса. Моего возраста.
Юджин. Молодой и сильный, таким образом. Врач на четырнадцатом этаже?
Мариса. Нет.
Юджин. Юрист с седой редкой бородкой?
Мариса. Нет.
Юджин. Безработный актер, у которого новая подруга каждую неделю?
Мариса. Нет.
Юджин. Мариса. Я люблю тебя. У меня есть обязательства заботиться о тебе. Я не покину этот дом, пока ты мне не скажешь, кто он.
Мариса (думает). Если я позвоню, и этот человек придет, ты будешь себя хорошо вести?
Юджин. Я обещаю.
Мариса. Никаких сцен?
Юджин. Абсолютно никаких.
Мариса. Потом ты пойдешь куда–нибудь в отель. Я выпишу тебе чек — я могу быть благородной, ты знаешь.
Юджин (с легкой иронией). Ты определенно это доказала. Вместе с кем–то еще.
Мариса. Ты обещаешь? Я тебя представлю. Ты будешь вести себя, как джентльмен. А потом ты оставишь нас одних.
Юджин. В моем доме?
Мариса. В моем. Ты это знаешь.
Юджин. В моей постели?
Мариса. Мой отец платил за нее.
Юджин. Я не должен был допустить, чтобы это случилось… а теперь слишком поздно. Моим единственным утешением будет… Это не мой дом. Это не моя постель.
Мариса. Так я звоню?
Юджин. Звони.
Пока Мариса звонит, Юджин идет в спальню, чтобы снова надеть ботинки.
Мариса (по телефону). Все идет хорошо. Я поговорила с ним. Он все знает. Спускайся.
Юджин возвращается, садится на тахту и завязывает шнурки.
Мариса (все еще по телефону). Все в порядке. Не волнуйся. Он здесь, со мной. Он ждет встречи с тобой. Открывай своим ключом. Мы в гостиной. (Вешает трубку.)
Юджин. Так, своим ключом. Действительно, муж узнает все последним. Должен сказать, что я никогда этого от тебя не ожидал. Твои родители — стойкие республиканцы и рьяные прихожане, твоя сестра — замужем за протестантским священником. (Делает себе еще выпивку.) Твой друг пьет?
Мариса. Скоч. Неразбавленный.
Юджин. Напиток истинного джентльмена. Ладно, этот дом понастоящему гостеприимен — я приготовлю ему сам. (Возвращается к столу с двумя бокалами.) Не хочешь выпить по такому случаю?
Мариса. Ты же знаешь, что я вообще не пью.
Юджин. Правда? Это во сне или наяву? Неужели это происходит со мной?
Мариса. Это наяву. Ты меня всегда учил трезво смотреть на вещи.
Юджин. А теперь ученик весело учит своего учителя.
Мариса. Нет больше учеников, есть женщина, новая, свободная, счастливая.
Юджин (насмешливо аплодирует). Поздравляю!
Звук поворачивающегося в замке ключа. Тишина. Мягкие шаги. Тишина. Входит Тэсс, красивая женщина. Юджин поражен.
Юджин (встает, с легким поклоном). Очевидно, это шутка. Конечно, я знаю эту женщину.
Мариса и Тэсс (вместе). Тэсс.
Юджин. Очаровательная женщина. Мы часто друг другу улыбались в лифте. Вы, как правило, возвращались домой каждый раз с новыми друзьями.
Тэсс. Я дизайнер по интерьеру. У меня много друзей.
Юджин. Прошу садиться. Я приготовил вам выпить именно то, что вы любите.
Тэсс (садится и берет бокал). Спасибо. (Поднимает бокал.)
Юджин (делает то же самое). За… здоровье Марисы.
Тэсс. За Марису. (Они пьют. Непродолжительное молчание.)
Юджин. Среди ваших друзей есть такой высокий, лысый негр.
Тэсс. Да, Джефри. Мариса его знает.
Юджин. Таким образом, именно вы познакомили Марису с… многочисленными друзьями.
Тэсс. С некоторыми. Мариса застенчива и необщительна. Она любит сидеть дома. Поэтому я ее и предпочла.
Юджин (медленно, осторожно). «Поэтому и предпочла…» Что это значит?
Тэсс. Мариса сказала мне по телефону, что вы все знаете.
Юджин (осторожно). Она рассказала мне какую–то историю… странную, неопределенную…
Тэсс. Это не «история».
Юджин (продолжает). По ее словам, есть какой–то страстный любовник, который живет в этом доме.
Тэсс (Марисе). Благодарю тебя. (Мариса улыбается ей.)
Юджин. «Благодарю» за что?
Тэсс. За определение «страстный».
Юджин. Это значит, что вы говорите мне… Вы хотите, чтобы я поверил, что вы… (К Тэсс.) Несмотря на то, что у вас столько приятелей — мужчин…
Тэсс. Только приятелей. Любовь я обрела здесь.
Юджин (недоверчиво, Марисе). Она — это тот человек, который делает тебя счастливой?
Мариса. Тэсс — это именно тот человек.
Юджин. Она… дает тебе больше счастья, чем… я?
Мариса. Она дает.
Юджин (задумчиво). Возможно, духовно… подруги, сестры…
Мариса. Любовники.
Юджин (все еще недоверчиво, медленно). Она, эта женщина… лучше, чем я?
Мариса. Лучше.
Юджин. И она умеет больше меня?
Мариса (язвительно). Трудно уметь меньше.
Юджин (с болью). Спасибо еще раз. (Молчание, пока он думает.) Ты знаешь, я реалист. Я выслушал, и оценил… Я допускаю, что рассказанное вами, возможно, правда. Я читал где–то, что механически, бесчувственно, две женщины могут получить удовлетворение, когда…
Мариса. Здесь нет ничего «механического» или «бесчувственного», как ты надеешься. Много больше. Смирись с этим.
Юджин (как бы самому себе). Век живи — век учись. Она, таким образом, физиологически…
Мариса. Что–то такое, чего я никогда не могла представить. Что–то, чего и тебе не представить.
Юджин. Еще один комплимент, благодарю. Ты воистину великодушна сегодня вечером… Это возбуждает мое любопытство. (Все еще не желает сдаваться.) Как же это возможно, что эта женщина?…
Мариса. Смирись, Юджин. Это возможно. А теперь иди, и оставь нас одних. (Короткая пауза.) Ты обещал.
Юджин. Я обещал до того, как узнал подробности, такие подробности.
Мариса. А что они изменили? Я решила начать свою жизнь снова с кем–то другим. Я нашла этого другого.
Юджин (спокойно, подбирая слова). Ты упомянула развод, перед тем, как вошла твоя «принцесса в блистающем облачении».
Тэсс (саркастически). Благодарю.
Мариса. Да. Я хочу развестись.
Юджин. Если бы в твоей жизни появился другой мужчина, который хотел бы жениться на тебе, заботиться о тебе…
Мариса (перебивает). Мне не нужен мужчина, который защищал бы меня. Мы будем самодостаточны. Наша любовь — защита от окружающего мира.
Юджин. Общество враждебно. Не каждый поймет или будет терпим…
Мариса (берет руку Тэсс в свою). Мы не боимся. Мы можем защитить себя.
Юджин (спокойно и медленно). И вы не можете пожениться, конечно.
Тэсс. Нет, можем. Это было бы не первым таким случаем. Если Мариса желает…
Мариса. В этом нет необходимости.
Юджин. Прекрасно. Мы договорились, по крайней мере, по одному вопросу. Нам не обязательно разводиться.
Мариса. Оставь, Юджин. Я твердо решила. Все кончено. Дай мне знать, где ты остановишься. Мой юрист свяжется с тобой.
Юджин (медленно и спокойно). Я остаюсь здесь.
Тишина. Обе женщины вопросительно смотрят друг на друга.
Юджин. Но не волнуйтесь, я принимаю действительность, как она есть.
Тэсс. Что это значит?
Мариса. О чем ты говоришь?
Юджин. Я принимаю то, что случилось… эту… любовь.
Мариса. Объяснись.
Юджин (тщательно, медленно). Это не впервые… когда муж узнает… и допускает такое, потому что он любит свою жену.
Мариса (презрительно). Какая любовь? Между нами все кончено.
Юджин. Я все еще люблю тебя. Я принесу любую жертву, чтобы сохранить эту любовь.
Мариса. Только одну. Уходи.
Тэсс. Дай ему сказать. Что вы предлагаете?
Юджин. Очень просто. Я люблю мою жену. Я разрешу ей встречаться с вами.
Тэсс (насмешливо). Как великодушно!
Мариса. Я совершенно не нуждаюсь в твоем разрешении.
Тэсс. Мы были бы вынуждены встречаться, как воры, как если бы мы пытались украсть то, что нам уже принадлежит.
Юджин (очень спокойно). Нет… Вы бы могли встречаться друг с другом, когда угодно, когда вы захотите.
Тэсс (Марисе, с сарказмом). Я не представляла, что он такой… либеральный.
Мариса. Единственно, чего он хочет, так это остаться со мной ради моих денег.
Юджин. Ты прекрасно знаешь, что твой отец все записал на твое имя. У меня только моя зарплата. И этого мне достаточно.
Мариса (вызывающе обнимает Тэсс). Я люблю ее. Я хочу жить с ней, ходить везде с ней, гордиться ею и нашей любовью перед всем миром.
Юджин. Ты можешь это делать.
Мариса. А ты? Никому не нужное пятое колесо?
Юджин. Нужное третье колесо.
Мариса. Что ты хочешь этим сказать?
Тэсс. Дай ему договорить. Я хочу услышать, скажет ли он то, что я жду от него.
Юджин (Марисе). Видишь? Я знал, что ты выберешь интеллигентную женщину. Тэсс догадалась — она понимает.
Мариса (Юджину, в замешательстве). Понимает — что?
Юджин (медленно, выбирая слова). Свободная любовь… Делай что хочешь, когда хочешь.
Мариса. А ты будешь вертеться возле? Нет! Твое присутствие отравит наши отношения.
Юджин. Ты меня знаешь — я могу быть в высшей степени сдержан.
Мариса. Для нас было бы невозможно чувствовать себя свободно и действительно быть самими собой в твоем присутствии.
Юджин. Теперь это должно быть проще.
Мариса. Почему?
Юджин. Раньше у вас было чувство вины за ваши действия. Этого чувства не избежать всем, кто изменяет — и мужчинам, и женщинам.
Тэсс. Кажется, он все об этом знает. У него, должно быть, большой опыт.
Юджин (не обращает на нее внимания и говорит Марисе). Теперь ты должна чувствовать облегчение. Я знаю все и все принимаю. Таким образом, нет больше измены. (К Тэсс.) Что вы говорите, Тэсс? Вы согласны?
Тэсс (игнорирует его, к Марисе). Он хочет чего–то большего.
Мариса. Он хочет разрушить наши отношения, оставшись здесь.
Тэсс. Он хочет чего–то большего.
Мариса. Чего «большего» он хочет?
Тэсс. Дай ему договорить. Он сам скажет.
Мариса. Зачем ты хочешь остаться там, где не хотят, чтобы ты оставался! Чего ты хочешь от нас?
Юджин. Главное, самое важное для меня, это… желание быть рядом с тобой, чтобы защищать тебя.
Мариса. Защищать меня от кого?
Юджин. От себя самой.
Мариса (к Тэсс). Ты видишь? Он надеется меня уговорить бросить тебя.
Тэсс. Он хочет чего–то большего.
Мариса. Я определенно тебя не понимаю, Тэсс. Чего еще он хочет, по–твоему?
Тэсс. Спроси его, где он собирается спать.
Мариса (Юджину). Где ты собираешься спать?
Юджин (туманно). В этом доме много кроватей.
Мариса. Естественно, ты оставишь свою кровать… (поправляется) мою кровать для нас с Тэсс.
Юджин. Как я уже объяснил, я верю в свободу выбора. Каждый спит, где хочет.
Тэсс (Марисе). «Где хочет…» Ты слышишь?
Мариса. Тэсс и я хотим быть вместе. Ты, где ты собираешься спать?
Юджин (все еще туманно). Иногда в гостиной, иногда в голубой комнате, иногда…
Тэсс. Он ходит вокруг да около. Он хочет чего–то большего.
Юджин. Тэсс понимает. Она знает этот мир; она жила, любила, экспериментировала.
Тэсс. Как всякий отвергнутый любовник, он хочет представить меня в невыгодном свете. Он открывает мое «мрачное» прошлое, со многими неблаговидными поступками, чтобы настроить тебя против меня.
Юджин. Вы, очевидно, современная женщина, готовая к новым опытам, сексуальным, бисексуальным, три-…
Тэсс (перебивает). И так далее, и тому подобное.
Мариса (Юджину). Что ты пытаешься сделать?
Юджин (игнорирует Марису, и смотрит прямо на Тэсс). Я уверен, что это не первый раз для Тэсс.
Тэсс. В его возрасте он все еще говорит о каком–то «первом разе».
Юджин (не обращает внимания). Если я останусь здесь жить, я буду всегда под рукой, близко, доступно.
Тэсс. Как третье колесо. (Марисе.) Теперь ты понимаешь?
Юджин. Я не хочу никого принуждать. Но я оптимист. В один прекрасный день, или полдень, или ночь, обуреваемые страстью, вы сможете позвать меня…
Мариса. Никогда!
Юджин. Никогда не говори «никогда»! Я уверен, что Тэсс что–либо подобное переживала. Ты не должна ее недооценивать.
Тэсс (нервно, рывком встает на ноги). Конечно, он знает все о таких вещах. Он знаком с подобными опытами!
Она медленно идет к тахте и наклоняется над Юджином сзади.
Тэсс (Марисе). Ты его зовешь Джином или Юджином?
Мариса. Я зову его Юджин. (Насмешливо.) Он предпочитает, чтобы его звали так.
Тэсс (спокойно и держа себя в руках). Посмотрим…
Юджин. Скажи мне, Тэсс…
Тэсс. Ты не против — могу я тебя звать Юджин?
Юджин. Конечно, Тэсс. Это первый шаг.
Тэсс. Ты ничего не знаешь о моем прошлом, Юджин. Возможно, я любила однажды, возможно, и не единожды. Не в этом дело.
Мариса. Не в этом дело.
Тэсс (ласково улыбается Марисе). Мариса знает обо мне все.
Юджин. Почему бы и меня не просветить на этот счет? Это было бы справедливо, не правда ли? Сколько мужчин было в вашей жизни до… (Делает легкий жест в сторону Марисы.)
Тэсс. Может быть, ни одного, может быть…
Юджин. Всегда есть мужчина, первый мужчина, мужчина, который вас разочаровывает.
Мариса (саркастически). А он, можно подумать, никогда меня на разочаровывал!
Юджин (твердо и категорично). Это зависит от самки. Среди них встречаются и чувственные.
Мариса бешено бросается к нему, готовая напасть.
Мариса. Мерзавец!
Тэсс становится между ними и останавливает ее. Успокаивает ее. Шепчет, чтобы Юджин не услышал, но зрители видят движение губ.
Тэсс. Не стоит, Мариса… (Жестом показывает, что у нее есть идея.) Лучше всего сейчас сохранять спокойствие… давайте выложим все наши карты на стол.
Юджин. Все наши карты.
Тэсс (все еще удерживая Марису). Я расскажу ему все, если он сделает то же самое.
Юджин. Отличная идея, Тэсс. Начинай.
Тэсс. И между нами не останется недомолвок. Ты расскажешь открыто и честно все, что у тебя на уме.
Юджин. Я верю в честность и открытость. (Издевательски.) Мариса тоже. Она мне никогда не лгала.
Тэсс. Моя история проста. Две печальные главы. Мариса их знает. (Легкое смущение.) Да, был в моей жизни мужчина — мой муж, три года. А потом я открыла свою истинную сущность и… Я жила с женщиной несколько месяцев. Теперь… Я люблю Марису. (Ласково ей улыбается.)
Юджин. Надолго?
Мариса. Навсегда.
Тэсс. Теперь расскажи нам, что ты предлагаешь.
Юджин. Ты знаешь.
Тэсс (снова подходит к тахте, сзади Юджина). Расскажи Марисе. ты обещал быть честным. Какое идеальное решение, по–твоему?
Юджин. Ничего особенного. Я хочу остаться в этом доме — он и мой тоже — в этом моем мире — с вами обеими.
Мариса. Мы не хотим тебя! Ты будешь себя чувствовать отверженным, ненужным, никчемным!
Юджин. Я совсем в этом не уверен…
Мариса. Я уже это сказала сто раз. (Серьезно.) Юджин, уходи, я умоляю тебя, уйди ради себя самого.
Юджин. Это правда, что ты это говорила много раз… но это говорила только ты.
Мариса. Что это значит?
Юджин. У Тэсс такая ласковая улыбка… Она всегда улыбается мне в лифте… Тэсс ни разу не просила меня уйти. Тэсс современная женщина. Она поняла мою мысль совершенно правильно, и она не против.
Непродолжительное молчание.
Тэсс (Марисе). Он хочет заставить тебя поверить в невозможное. В его неосуществимую мечту. Он хочет спать со мной. Он хочет показать мне, что мужчина, (насмешливо) «настоящий» мужчина, вроде него…
Мариса (саркастически). Ах!
Тэсс….это то, чего мне не хватает в жизни. Правильно, мой дорогой?
Юджин. Совершенно верно. Я предлагаю себя в качестве третьего колеса. Трое — это всегда более возбуждающе, чем двое!
Тэсс начинает душить Юджина своим кожаным ремнем. Она затягивает его все сильней и сильней, Юджин отчаянно сопротивляется.
Тэсс (Марисе). У меня в сумке! Давай скорей!
Мариса бежит к сумке, вынимает пистолет, целится робко и нерешительно.
Тэсс. Ну!
Юджин все еще сопротивляется и почти освободился.
Тэсс. Мариса!!!
Мариса прицеливается, и, с усилием преодолевая себя, дважды стреляет. Юджин падает, смертельно раненый. Умирает. Никто не двигается.
Занавес
Часом позже
Тело Юджина перетащено в спальню. Мариса сидит в кресле, закрыв лицо руками. Она не может прийти в себя. Тэсс вытирает следы крови, ведущие от тахты, где был застрелен Юджин.
Тэсс. Все. Все нормально. Последние следы уничтожены. (Молчание. Она смотрит на Марису.) Мариса, все в порядке. Для нас и для нашей любви нет никакой опасности.
Мариса. Ты обещала, что не будешь это делать, что в этом не будет необходимости…
Тэсс. А ты обещала освободиться от него просто, по–дружески. Могли ли мы представить, что он предложит заняться любовью со мной, чтобы разрушить наши отношения?
Мариса. Я никогда этого не забуду… Это было ужасно.
Тэсс. Это было необходимо. Мы были вынуждены сделать это.
Мариса. Но выстрелила я. Ты ручалась…
Тэсс. Я была готова это сделать. Пистолет был в моей сумке. Я бы это сделала, если бы… Ты не видела, как все пошло? Он издевался, оскорблял, угрожал… Я должна была перехватить инициативу. Ты помогла мне, и все. (Она подходит к Марисе и ласково целует ее в лоб.) Мы вместе. Мы были вместе. Вместе во всем: в действии, в любви, в страсти.
Мариса. А теперь? Как мы избавимся от… трупа? Как мы сможем спать в этой постели?
Тэсс. Совершенно спокойно. Все законно.
Мариса (удивленно). Законно?
Тэсс. Я тебе говорю. Безупречный план.
Мариса (иронично). Безупречное преступление.
Тэсс. Проявление истинной любви. Если мы хотим защитить нашу любовь — если мы хотим, чтобы все было как можно лучше — мы должны быть готовы ко всему.
Мариса (горько и саркастично). Мы сожжем эту кровать и труп?
Тэсс. Нет.
Мариса (горько, но насмешливо). Канализация. Мы растворим бедного Юджина в кислоте.
Тэсс. «Бедного Юджина…»
Мариса. Когда кто–то умирает… это всегда печально! Что мы будем делать? Разрежем его на мелкие кусочки?
Тэсс. Ты начиталась детективов.
Мариса. Никогда! Ни одного! А здесь я сама оказалась прямо в каком–то бульварном детективе! О, Боже! О, Боже! (Крестится.)
Тэсс (ласкает ее). Возьми себя в руки. План разработан хорошо, все предусмотрено до последней детали — мы в безопасности.
Мариса. Что ты имеешь в виду? Что разработано?
Тэсс. Кое–кто ждет в моей квартире, готовый нам помочь.
Мариса. Кто? Ты мне рассказывала, что у тебя нет больше друзей. Что ты живешь одна. Кто у тебя в квартире? Это неправда, ты меня пытаешься запутать. Кто это может быть? Кто мог бы помочь мне?
Тэсс. Помочь нам обеим.
Мариса. К чему рисковать? С какой целью? Ты говорила мне, что только ты и я… теперь еще кто–то третий. Кто это? Пожалуйста, не говори мне этого! Не говори, что кто–то еще знает об этом… преступлении!
Тэсс. Набери мой номер. Этот человек ответит. (Мариса не решается.) Давай!
Мариса осторожно подходит к телефону. Медленно набирает номер. Кто–то снимает трубку на другом конце. Мариса изумлена.
Мариса. Кто это? Кто там? Почему вы молчите? Алло? Говорите, скажите что–нибудь! Алло! Алло! Говорите!
Тэсс. Только со мной. (Она берет трубку и говорит.) Все идет по плану. Приходи через (смотрит на свои часы) десять минут. (Вешает трубку. Мариса выглядит ошеломленной.)
Мариса. Кто придет и зачем? Это безопасно? Что ты собираешься делать?
Тэсс. Успокойся. Я все объясню.
Мариса. Это один из твоих… любовников?
Тэсс. Я люблю тебя одну, Мариса. Ты должна верить мне. Я умоляю, выслушай меня. Ты знаешь, что я всегда говорила тебе правду.
Мариса. Возможно.
Тэсс. Не надо начинать сомневаться сейчас. Это самый важный момент в нашей жизни, в наших отношениях… (Замолкает на мгновение.) Все в порядке… Как я уже сказала, все будет сделано, не преступая закона. Я не шучу. Я знаю. Выход может быть найден только открытым и законным путем. Поможет «закон».
Мариса. «Закон»? КТО поможет?
Тэсс. Невозможно избавиться от… этого (показывает на спальню), положив его в чемодан, или завернув в ковер, или спустив в канализацию. Это методы Агаты Кристи. Он уберется отсюда легально, с помощью полиции.
Мариса. Ты сошла с ума?
Тэсс. Нет, я люблю. И сражаюсь за эту любовь. Я должна быть организована, практична и точна. Полиция будет здесь через несколько минут.
Мариса (в ужасе, на грани того, чтобы сбежать). Нет! Я убегаю! Я не могу… Я не… (Заламывает руки.) Я не знаю, как их обмануть? Пистолет! Отпечатки пальцев!
Тэсс. Все будет законно, все разрешится в открытую.
Мариса. В открытую? Полиция? Они все узнают, они все разузнают! Я не хочу в тюрьму! Ни на секунду! Я лучше умру!
Тэсс. Не волнуйся. Я уверяю тебя, ты не попадешь в тюрьму!
Мариса. Это просто тебе говорить! Ведь это я нажала курок! Ведь это я убила его!
Тэсс. Ты и я вместе. И мы останемся вместе.
Мариса. Вместе в тюрьме? Как здорово!
Тэсс. Никто из нас. Возьми себя в руки.
Мариса (после короткой паузы). Кто придет сюда? Тот разговор по телефону… Действительно кто–то есть в твоей квартире? Кто это?
Тэсс. Только один человек — наш союзник.
Мариса. Я знаю этого человека?
Тэсс. Это лучший друг моей сестры. Следователь. И она обещала нам помочь.
Мариса. О, Боже! Следователь! Почему она нам поможет? Твоя сестра знает об этом тоже? Еще один, кто знает об этом! — Число людей, вовлеченных в это, растет с каждой минутой!
Тэсс. Моя сестра ничего об этом не знает. Однажды так случилось, что она спасла жизнь этому следователю, и та готова и желает отдать долг. Она хочет помочь, и она поможет.
Мариса. Я… я не могу предстать пред ней! Она служит в полиции, и она узнает, что это я стреляла из пистолета.
Тэсс. Я все объясню. Хотя, может быть, ты и права. Было бы лучше, чтобы я поговорила с ней первой, наедине, и рассказала бы все спокойно. А ты иди в тот бар, что через дорогу, на углу. (Подходит к окну, поднимает портьеру, закрепляет ее так, чтобы окно было открыто.) Не спускай глаз с этого окна, когда будешь в баре. Как только я опущу портьеру, это будет означать, что дело устроено. И ты можешь возвращаться. (Мариса в замешательстве.) Иди… Она будет здесь с минуты на минуту. (Смотрит на часы.) Действительно, будет лучше, если я ее встречу одна. (Провожает Марису до двери.) Постарайся, чтобы консьерж заметил, что ты спускаешься, и чтобы тебя запомнили в баре. Это часть плана.
Мариса безвольно подчиняется, идя за Тэсс, как автомат. Они выходят. Тишина, затем из холла доносятся звуки шагов. Входят Тэсс и Урсула. Урсула высокая, крепкая, уверенная в себе женщина. Одной рукой она обнимает Тэсс. Урсула в полицейской форме. На ремне — кобура с револьвером.
Тэсс. Она могла тебя заметить.
Урсула. Мне было интересно посмотреть, какая она. Красивая женщина. У тебя хороший вкус.
Они обнимаются со сдержанной теплотой. Бывшие любовники; все еще остались какие–то чувства, некоторое взаимное притяжение. Урсула пытается поцеловать Тэсс в губы, но Тэсс небрежно ускользает из объятий.
Урсула (закуривает сигарету). Она совсем на меня не похожа… Но ты известна своей оригинальностью, своим стремлением к переменам. Ты каждый раз выбираешь новый тип.
Тэсс. Хватит этих разговоров. Я любила только тебя, а теперь…
Урсула. Ты на самом деле любишь?
Тэсс (нерешительно и осторожно). Да…
Урсула. И с большей страстью, чем это было у нас?
Тэсс. По–другому.
Урсула. Ты видишь меня во сне?
Тэсс (уклончиво). Иногда… но так… смутно.
Урсула. Ты мне снилась сегодня ночью… совсем не смутно… а с такими впечатляющими подробностями…
Тэсс (смущенно, перебивает). Может быть, это из–за нашего дела. Люди часто видят во сне то, о чем они много накануне говорили.
Урсула. Или то, чего они страстно желали.
Тэсс (хочет поменять нежелательную для нее тему). Она ждет внизу в баре. Я посоветовала ей постараться, чтобы ее там запомнили. (Подходит к окну.) Когда я опущу портьеру, она придет сюда.
Урсула (осматривая квартиру). У нее хороший вкус. (Подходит ближе.) Эта картина стоит, как минимум, сто тысяч. Она очень богата?
Тэсс. У нее миллионы. Ее отец — нефтепромышленник из Техаса. К тому же он импортирует нефть из Саудовской Аравии. Говорят, что он делает десять тысяч долларов в час.
Урсула. Ты неплохо выбрала. Как и обычно. У нее есть в доме драгоценности? Или наличные?
Тэсс. Драгоценности.
Урсула. И ты знаешь, где они лежат.
Тэсс. Знаю.
Урсула. Сколько они стоят?
Тэсс. Она говорила, что около полу–миллиона.
Урсула (спокойно, наблюдая за Тэсс). Ты бы могла смыться с этими драгоценностями… Никто тебя здесь не видел. Мы бы встретились во Флориде или в Мексике месяцев через шесть… (Молчание.) Что ты на это скажешь? У меня к тебе… все еще… Ничто не может заменить мне того, что было у нас… Мы бы могли попробовать все сначала…
Тэсс (нервно). Ты шутишь. У нас совсем другой план, помнишь?
Урсула. Куда вы его дели?
Тэсс. Как и договаривались, в его постель, раздетого.
Урсула. Раздетого? Она его раздела?
Тэсс. Я раздела. Она боялась до него дотронуться… она в таком состоянии… Что мы должны теперь делать?
Урсула. Где пистолет?
Тэсс. На той же постели. На нем отпечатки пальцев Марисы.
Урсула. Как все прошло?
Тэсс. Все было точно так, как и предполагалось. Он сделал некоторое предложение…
Урсула. Какое предложение?
Тэсс. Представь себе! Предложил себя «третьим колесом».
Урсула. «Колесом»?
Тэсс. Так он себя назвал. Смирился с тем, что я сплю с его женой, но при этом захотел… присоединиться к нам.
Урсула (едко, насмешливо). Эти беспозвоночные готовы смириться с чем угодно, лишь бы так или иначе поучаствовать. А если нет, так хотя бы посмотреть. Блудливые коты! Ладно, а что случилось потом?
Тэсс. Для начала мы попытались уговорить его уйти и оставить нас одних. Что было бы лучше для всех нас.
Урсула. Я предупреждала тебя. От них так просто не отвяжешься.
Тэсс. Его поведение было вызывающим. Мы с Марисой начали его ненавидеть. Ненависть заполняла все вокруг — она была такой сильной, что ее можно было увидеть и потрогать.
Урсула. Да, я тебя знаю.
Тэсс (не обращает вниманияна на ее слова). Он был невыносим. Затем он сел, я дала ему возможность говорить, говорить…
Урсула (сухо). Эту похабщину…
Тэсс. В подходящий момент я его неожиданно схватила и начала душить своим ремнем.
Урсула. Где ремень?
Тэсс. Вот. Я пережила неприятные мгновения. Он был силен и почти что вырвался. Мариса схватила мой пистолет и выстрелила…
Урсула. Сама, добровольно? По своей собственной инициативе?
Тэсс. Да. Она любит меня и поэтому сделала это. А что мы теперь будем делать?
Урсула устраивается поудобнее на тахте, на том же самом месте, где был убит Юджин. Это символический жест, вызов. Достает блокнот, ручку и пистолет из кобуры. Пистолет она кладет на стол и смотрит в блокнот.
Урсула (к Тэсс, медленно). Самая подходящая версия. Мы имеем женские отпечатки пальцев на этом пистолете. Давай подумаем…
Тэсс. Что дальше?
Урсула. Она убила его из ревности.
Тэсс. Ревности к кому?
Урсула (достает чулок и женские трусики из сумки). К кому–нибудь. Жена застает их вместе. Стреляет. Другая женщина убегает, оставляя некоторые вещественные доказательства. Исчезает, и никто никогда ее не найдет. Жену забирают, сажают на несколько часов. Ее отец вносит залог. Сенсационный судебный процесс — он попадет на первые полосы всех газет. Ее, конечно, оправдают, как защитницу женских прав. Она становится сенсацией дня. Звездой!
Тэсс. Никаких судов. Она слишком ранима. Ей это не подходит.
Урсула. Понимаю. Ты не хочешь, чтобы она стала знаменитой. (Убирает предметы женского туалета обратно в сумку.) Следующий вариант. Стираем ее отпечатки с пистолета. Ставим на него твои. Ты стреляла с целью спасти ее от мужа–садиста. Ты предстанешь одна перед судом. Она оплатит издержки. Ты станешь звездой.
Тэсс. Нет. Ей нужно будет давать показания. Она все перепутает и выдаст нас!
Урсула. Я смотрю, она просто гениальна. Наверное, с головой у нее хуже, чем с другими местами… Самоубийство! Он увидел себя голого в зеркале и понял, что он ничто… (Подходит к двери в спальню и бросает взгляд на тело.) Я так и думала. Урожденный импотент. Он пошел к кровати, тщательно улегся и застрелился. Что ты об этом думаешь?
Тэсс. Ты мне сказала, чтобы я послала ее в бар, где она будет замечена возможными свидетелями. Зачем ты это сделала, если это самоубийство? Очевидно, у тебя есть другой план. Какой?
Урсула (не обращает внимания). Самоубийство потрясло ее. Она идет в бар, чтобы выпить и осознать, что случилось. Конечно, она при этом бледна и в полном расстройстве чувств. Возвращается, звонит тебе, своей единственной подруге. Ты звонишь мне. Мы давно знакомы. Они этому поверят.
Тэсс. Два выстрела с расстояния, как минимум, два метра? Это самоубийство?
Урсула. Да, не похоже… Покажи–ка мне ремень, которым ты его удавила.
Тэсс. Пыталась удавить… (Дает ей ремень.) Вот.
Урсула (изучает его). Хорошая прочная кожа. Есть какие–нибудь следы у него на шее?
Тэсс. Очень слабые. Почти ничего.
Урсула. Мы сможем добавить. «Садомазохизм». Свяжем их вместе на кровати. А ей я поставлю несколько маленьких синячков.
Тэсс. Ты не тронешь Марису.
Урсула. Почему?
Тэсс. Потому что я говорю «нет».
Урсула (едко). Ее кожа слишком чувствительна?
Тэсс (уходя от ответа). Зачем связывать и ее?
Урсула (полушутливо). Пока они там оба будут связаны, мы вдвоем могли бы здесь пережить кое–что из нашего восхитительного прошлого…
Тэсс. Пожалуйста, не шути с этим. Это самый важный день в моей жизни.
Урсула. Ох. Мне хотелось бы думать о другом дне из прошлого. Ты говорила мне когда–то о самом прекрасном дне в твоей жизни. О дне нашей первой встречи на концерте.
Тэсс. Да, это правда. Все, что я тебе говорила тогда, было правдой. Но давай сейчас без шуток. Почему ты хочешь связать и ее?
Урсула. Раздетую.
Тэсс. Зачем?
Урсула. Это же так просто. Я ревнива. Мне бы хотелось оценить мою соперницу, посмотреть…
Тэсс (прерывает). Пожалуйста, кончай эти глупости. Ты всерьез предлагала связать их вместе?
Урсула. Да.
Тэсс. Зачем?
Урсула. Чтобы научить ее кое–чему. Ради тебя же. Оставить ее на некоторое время по соседству с жертвой. Она никогда не осмелится даже подумать о том, чтобы убить тебя, будучи вынуждена наблюдать изменения, происходящие с телом после смерти… (Драматически.) Насильственная смерть, окоченение трупа, ужас!
Тэсс. И что дальше?
Урсула. А в это время у нас будет время обсудить наше положение.
Тэсс. Какое положение?
Урсула. Наше — твое и мое. Позволь откровенно тебе сказать, какое могло бы быть лучшее решение.
Тэсс. Могло бы быть… Продолжай.
Урсула. Синица в руках… или, лучше, драгоценности в твоих руках, это лучше, чем…
Тэсс (прерывает). Нет! Я уже сказала, нет. Почему бы тебе его не застрелить?
Урсула. Застрелить кого?
Тэсс. Его, здесь, в спальне. В этой комнате нет никаких следов. Мы можем подбросить кое–какие ключи к разгадке там. Офицер имеет право вершить правосудие — в рамках закона.
Урсула. Безнаказанно.
Тэсс. Бывает и такое. Пистолет — твой, тот самый, что ты мне когда–то дала. Ты бы могла сказать, что защищала ее, или что это была самооборона. Они бы поверили тебе.
Урсула (мгновение раздумывает). Этот пистолет не зарегистрирован на мое имя. Он никогда не был моим. Я нашла его в парке.
Тэсс. Прекрасный подарок! Вещь, которую ты нашла в кустах.
Урсула. Ну, это был прелестный садик — розочки без шипов.
Тэсс (игнорирует ее слова). Можно исходить и из этого. Ты нашла пистолет. Использовала его для защиты жертвы, которую пытал муж–садист. Я бы даже позволила (с некоторым сомнением) то, что ты предлагала…
Урсула. Что именно?
Тэсс. Несколько синяков на полуодетом теле Марисы…
Урсула. «Полуодетом…»
Тэсс. Как хочешь. Тебе решать.
Урсула (обдумывает). Это рискованно, может вызвать подозрения… и погубить мою карьеру.
Тэсс. И спасти мою жизнь.
Урсула. Я хочу ее спасти, и могла бы это сделать, если ты позволишь предложить простейшую и легчайшую процедуру, которая уменьшила бы количество свидетелей.
Тэсс. Какую процедуру?
Урсула. Она прекрасная женщина, готова с тобой в этом согласиться. Но, как я могу заключить из твоих слов, она слаба, уязвима и небезопасна. Она сдаст себя и предаст тебя.
Тэсс. Продолжай.
Урсула. Для тебя все закончится тюрьмой. Я не смогу помочь тебе. Я потеряю тебя.
Тэсс. Я готова смириться с риском для себя.
Урсула. Я беспокоюсь о тебе, о твоем будущем. Пусть они сами потонут в своем дерьме… (Замолкает.)
Тэсс. Говори.
Урсула. Она убила его… и затем покончила с собой.
Тэсс. Нет!
Урсула. Она ненормальная. Прекрасная кандидатура для самоубийства.
Тэсс. А ты будешь тем человеком, который убедит ее покончить с собой!
Урсула. Я об этом позабочусь.
Тэсс. Я тебя знаю. Ты бы устроила ей «самоубийство».
Урсула. Я позабочусь об этом.
Тэсс (разражается гневом). Ты все еще не понимаешь, Урси! Я любила тебя когда–то, сильно, глубоко. Теперь я люблю ее… Она… восхитительна. Да, она уязвима. Но это превосходная женщина. Со мной она открыла для себя наслаждение. Она обрела жизнь, любовь, счастье. Она — что–то совершенно новое для меня; она искренна, наивна, чувственна. Она моя, понимаешь? Мое создание. Она дочь, сестра, любовница — она все для меня! Помоги мне, я умоляю тебя! Во имя нашей прошлой любви. Во имя того действительно восхитительного прошлого. Ты была все для меня тогда. Она все для меня сейчас. Помоги мне, ради нашей любви, нашей незабываемой любви!
Урсула. «Нашей».
Тэсс. Твоей и моей, да. Прошлой, а ныне…
Урсула (перебивает, не желая больше слушать). Хватит!
Тэсс (смотрит на Урсулу во время непродолжительного молчания). Я прошу тебя, Урси… (Целует ей руку.)
Урсула (очевидно, решившись). Ладно. Ты меня убедила. Пусть она приходит и присоединяется к этой дискуссии. Я тебе помогу.
Тэсс (верит ей, целует ее). Спасибо тебе, Урси. (Бежит к окну и опускает портьеру.)
Урсула. Дай мне этот ремень. Я сделаю из него петлю. Которая будет причиной синяков. (Тэсс дает ремень.) И еще одна вещь. Я все еще храню твои письма и любовные стихи ко мне. Зная тебя, я уверена, что ты писала то же самое и ей. Где они?
Тэсс (с отсутствующим выражением). Я не знаю…
Урсула. Ты их передавала ей сама. Поэтому конвертов нет. Ты их подписывала?
Тэсс. Да.
Урсула. Где они?
Тэсс. Где–то здесь, конечно, но я не знаю, где…
Урсула. Ищи их. А я тем временем позабочусь о нем… (Показывает ремень.)
Урсула идет в спальню. Тэсс ждет, пока не удостоверится, что Урсула не видит ее, затем подходит к картине. Она отодвигает ее и набирает шифр на дверце сейфа в стене за картиной. Легко открывает ее и достает пачку писем на голубой бумаге. Колеблется. Возвращает письма в сейф и закрывает его. Затем обходит комнату, открывая тут и там ящики, производя достаточно шума, чтобы Урсула слышала, что она ищет. Урсула возвращается обратно в комнату.
Урсула. Ты их нашла?
Тэсс. Нет.
Урсула. Они не должны здесь остаться. Мы спросим Марису, где они.
Звук отпираемой двери, затем шаги. Мариса входит, выглядит нерешительной, неуверенной, неловкой. Тэсс подходит к ней и обнимает.
Тэсс. Все в порядке. Это моя подруга Урсула. Она пришла помочь нам.
Урсула (широко улыбаясь, протягивает руку). Привет, Мариса. Не волнуйся. Все закончится хорошо. Мне нужно уточнить некоторые детали.
Мариса робко садится. Урсула готовится записывать.
Урсула. В каком году вы поженились?
Мариса (все еще беспокойно и неуверенно). Семь лет назад.
Урсула. Тэсс рассказала мне об этом: это был трудный, безрадостный брак. (Мариса кивает.) Жестокий, бесчувственный мужчина.
Мариса смотрит на Тэсс встревоженно и вопросительно. Тэсс жестом показывает, чтобы Мариса соглашалась.
Мариса (еле слышно). Да…
Урсула. Грубый, вульгарный мужчина. Он женился на тебе только ради твоих денег.
Тэсс делает знак Марисе, чтобы та соглашалась. Мариса в сомнениях.
Мариса (нерешительно). Вначале он был…
Урсула (подхватывает)….человечнее… добрее. Они все одинаковы. (Короткая пауза.) Теперь личный вопрос. Я не буду записывать твой ответ, но для меня важно знать… Это правда, что ты никогда… никогда не испытывала удовлетворения?.. тебе это никогда не нравилось?
Мариса (выглядит смущенной). Я не понимаю…
Урсула. Тэсс мне все рассказала. Ты прекрасно понимаешь, о чем я говорю. Это правда или нет?
Мариса (едва слышно). Правда.
Урсула. А что впервые в жизни ты получила удовлетворение, когда занималась любовью с Тэсс? (Молчание. Мариса затрудняется ответить.) Смотри, я не записываю! Это правда? (Мариса робко кивает.) Хорошо. Теперь расскажи мне, что случилось сегодня. Тэсс мне все рассказала, и я ей верю. Но моя профессия требует сопоставления разных точек зрения. Мне нужна твоя версия.
Мариса смотрит на Тэсс, та кивает.
Тэсс. Она все знает. Я сказала ей всю правду. Можешь говорить.
Мариса. Я все подтверждаю.
Урсула. Расскажи все сама.
Мариса (неуверенно). Я сказала ему, что не люблю его больше. Похоже, он понял. Я думала, что он с этим смирился… Потом он встретил Тэсс… И передумал…
Урсула. Понимаю, почему.
Мариса (с сомнением, подыскивая верные слова). Потом он предложил…
Урсула. Что?
Мариса. Что–то ужасное… неприличное…
Урсула. И что именно?
Мариса не может ответить. Вмешивается Тэсс.
Тэсс. Я все это объяснила. Он предложил втроем. Это был тот самый момент, когда… (Она делает жест Марисе. Та не знает, как продолжить.) …она была вынуждена стрелять. Затем мы перетащили его туда, в соответствии с твоими инструкциями. Ты его там видела. Что нам делать теперь?
Урсула. Еще один шаг. (Марисе.) Тэсс мне рассказала, что она писала тебе любовные письма и посвящала тебе стихи… (Смотрит не нее в упор.) Это правда?
Мариса (тихо). Да…
Урсула. Они не могут тут оставаться. Отдай их Тэсс.
Мариса идет к сейфу, открывает его и передает письма Тэсс, которая напрягается и начинает нервничать.
Урсула (с удивлением). Как же они там оказались? Муж их нашел и прочел?
Мариса. Это мой личный сейф. Он не знает — (поправляется) — не знал шифр.
Урсула. Первый раз говоришь о нем в прошедшем времени. Ты к этому привыкнешь.
Мариса. Он хранил свои вещи в том шкафчике.
Тэсс идет по направлению к шкафчику, с желанием помочь.
Урсула. Его вещи интереса не представляют.
Тэсс останавливается.
Урсула (Марисе). У тебя есть еще какие–нибудь вещи Тэсс?
Мариса (думает). Нет.
Урсула. Лучше будет так. (К Тэсс, показывая на письма, которые та все еще держит в руках.) Положи их здесь. (Показывает на стол. Тэсс не хочет делать этого.) Так ты не забудешь их взять с собой. Здесь ничего не должно быть найдено, что как–то указало бы на ваши отношения.
Тэсс кладет письма на стол.
Урсула. Я видела где–то здесь пистолет. (Марисе.) На нем отпечатки твоих пальцев. Я его не трогала. Итак, вот этот план. Ты скажешь, что вернулась домой (смотрит на часы) около пяти часов. Услышала какие–то звуки в спальне. Ты незаметно подкралась и обнаружила своего мужа в постели с другой женщиной. Ты выбежала, побежала в бар — была потрясена и взволнована. Кто тебя видел?
Мариса. Консьерж внизу, бармен, люди в баре.
Урсула. Прекрасно. Там ты успокоилась и пришла в себя?
Мариса. Да нет. Меня всю колотило. Заказала бренди и выпила его залпом. Я вообще ненавижу алкоголь. Дважды бегала к телефону. Хотела позвонить Тэсс…
Урсула. Замечательное алиби. Все это и расскажешь, как было на самом деле. Что ты делала в баре, и как вернулась сюда… Когда ты стояла у входной двери, не решаясь войти, услышала два выстрела. Ворвалась внутрь и увидела женщину, выбегающую из спальни с пистолетом в руке… ОНА убила твоего мужа. И сбежала, оставив только это. (Показывает чулок и трусики, которые опять достала из сумки.) Эта женщина исчезла. Ты чиста.
Тэсс улыбается. Ей кажется, что это решение удачно.
Урсула. Что вы думаете об этом?
Тэсс (в то время, как Мариса кивает). Здорово! Спасибо!
Урсула. Давайте проведем генеральную репетицию, посмотрим, как получится по времени… (Марисе.) Ты выходишь в холл… (К Тэсс, давая ей носовой платок.) Ты вытираешь отпечатки с пистолета. Когда я два раза хлопну в ладоши — что будет означать два выстрела — ты выходишь слева, а ты справа… Мариса будет дрожать, испуганная… Тэсс, ты угрожаешь ей пистолетом… и выбегаешь. Давайте попробуем.
Обе женщины выходят, одна направо в спальню, другая налево в холл. Урсула остается одна. Она вынимает свой пистолет и кладет его на стол.
Урсула (громко). Тэсс, ты приготовила пистолет?
Тэсс (из спальни). Приготовила.
Напряженный момент.
Урсула. Внимательно слушайте. Я готова. Два выстрела.
Дважды хлопает в ладоши. Мариса входит из холла. Тэсс входит из спальни с пистолетом в одной руке и с платком в другой.
Урсула. Хорошо. Продолжайте.
Теперь Мариса идет по направлению к Тэсс. Тэсс инстинктивно направляет пистолет на Марису. Урсула хватает свой пистолет и стреляет в Тэсс, убивая ее наповал. Мариса стоит неподвижно, остолбенев.
Урсула (медленно и осторожно). Она угрожала тебе. Это было моим долгом — защитить тебя. (Подбирает платок и кладет к себе в карман.) Мариса, она призналась мне, что хотела только твоих денег. Я не могла ей позволить воспользоваться таким случаем и сбежать с ними. Мы расскажем им именно то, о чем договорились перед этим, но с одним исключением. Ты вернулась из бара со мной, мы вошли сюда вместе. Мы услышали два выстрела, затем она (показывает на Тэсс) вышла из спальни с пистолетом, нацеленным на нас… Я была вынуждена застрелить ее. Ты здесь совершенно ни при чем — ты только жертва своего мужа и этой женщины… Я позабочусь о тебе, Мариса. Тебе нечего опасаться… (Показывает на Тэсс и на письма на столе.) Когда–то я была ее любовницей… и учителем. Всему, что она умела, она научилась у меня… Ни о чем не беспокойся, Мариса… Теперь я вошла в твою жизнь… Я защищу тебя, я буду заботиться о тебе… Я буду любить тебя.
Она берет письма и прижимает их к сердцу.
Затемнение
КОНЕЦ
Комментарии к книге «Любовники», Марио Фратти
Всего 0 комментариев