Источник — журнал "Черный пояс", № 1/2000
Hедавно мне попала в руки статья, озаглавленная не иначе как "О степени прикладной эффективности боевых искусств и проблеме оценки мастерства в условных упражнениях самозащиты". Прошу прощения за то, что привел название полностью, но оно говорит о замысле авторов. Да и журнал, в котором работа опубликована, весьма серьезный: "Теория и практика физической культуры".
Hу и что? Авторы походя оценили все традиционные боевые искусства как "неэффективные в реальных условиях", обозвали дзю-дзюцу, "несистематизированным предшественником дзюдо", сославшись при этом на классическую книгу Долина и Попова, и предложили использовать для подготовки сотрудников правоохранительных органов боевое самбо.
Я не собираюсь отрицать, что боевое самбо — весьма эффективный прикладной вид единоборства, но вот утверждения насчет якобы "устарелости" и "неэффективности" классических боевых искусств, постоянно мелькающие в печати, вызывают яростный протест. И не только подсознательный (как это, десять лет занимаюсь ерундой?!), но и вполне научно обоснованный. Как будущий специалист по теории единоборств, вынужден отметить, что подобные утверждения основаны на неверных теоретических и практических предпосылках.
Существуют три основных подхода к использованию "классического наследия" в боевых искусствах. Первый метод — тщательное сохранение традиций школы, освященных временем методов тренировки, наборов приемов.
Hапример, его исповедует федерация Йайдо Эйсин-Рю, не допускающая никаких нововведений в преподавании своего стиля. С одной стороны, существование незыблемой традиции весьма способствует эффективности психологической подготовки учеников, а как показали исследования, именно психологическая подготовка имеет решающее значение на высоких уровнях мастерства в единоборствах.
С другой стороны — "консервация" наследия при наличии конкурирующих школ — будь то в условиях боевого противоборства или в спорте — может привести к поражению школы в борьбе за существование и ее исчезновению. Именно поэтому патриархи Шаолиня в свое время приняли решение о необходимости в корне пересмотреть методики подготовки бойцов с привлечением тогдашнего "передового опыта". Иначе Шаолинь не стал бы одним из крупнейших центров у-шу.
1-й метод — вычленение общих элементов техники, методик построения тренировок и ведения поединка.
Комментарии к книге «Живы ли классические боевые искусства?», Максим Арансо
Всего 0 комментариев