Первое издание этой книги вышло в 1989 г. общим тиражом 80 000 экз. Тогда наблюдался бум интереса к ушу, тем более что каратэ было под запретом. Потом появилась масса пиратских изданий по всему Советскому Союзу. Затем долгие годы перед многими стояли совсем другие задачи, а сейчас не вредно бы вновь обратить внимание на эту систему самосовершенствования.
История европейского ушу началась в послевоенные годы, когда люди западной культуры столкнулись в Японии с совершенно непонятным каратэ и увидели в нем особый вид боевого искусства, вид драки, на котором можно делать деньги. И не заметили или не обратили внимания на один существенный элемент: до (по-китайски дао). Полное название этой системы каратэ-до, что значит путь с пустыми руками. То есть предлагалось идти по жизни с пустыми руками, не стремясь загребать всё больше и больше. Прямая противоположность принципу капитализма.
Когда стали искать источник появления каратэ, пришлось обратить взгляд на Китай (вся японская культура, включая письменность и даже запас слов, имеет источником эту Серединную империю). Там, в горах Суншань, есть монастырь Шаолинь-сы, куда в VI веке прибыл буддийский патриарх Бодхидхарма, оказавший огромное влияние на Китай и его окрестности: тут и ушу, и чайная церемония, и медитативный буддизм (чань, по-японски дзэн). Патриарха для краткости китайцы называют Дамо.
Ушу – воинское искусство или воинская техника – термин современный. Редко какие генералы обучали этой технике своих солдат. Ею занимались в народе для самообороны, а еще в монастырях для той же цели. На Западе ушу превратился в кунфу от китайского гунфу, что значит: мастер, становиться мастером. Показывали на занимающегося и говорили: гунфу. Европейцы и решили, что это название системы. Это напоминает историю с монахом Д'Антреколем, который пытался узнать секрет изготовления фарфора и сообщил, что делают его «из петунзии». От китайского бай дуньцзы, что значит «белые кирпичики» – в таком виде сырье привозили на фарфоровые заводы.
Каковы достоинства ушу и вообще восточных воинских искусств?
Главное – они способствуют гармоничному развитию всего организма. Не только мышц, суставов, связок, но и ловкости, подвижности, эмоционального и умственного уровня. Используются направленность взгляда и создание мыслеобразов («стиль обезьяны», «стиль змеи» и пр.).
Комментарии к книге «Входные ворота ушу», Яоцзя Чэнь
Всего 0 комментариев