«Разговоры горных лыж»

967

Описание

В уютном, сбитом из деревянных досок сарайчике стояли лыжи, сдаваемые на прокат. Самые маленькие детские лыжи разговаривали со старыми лыжами и вспоминали истории, которые с ними происходили. А истории горных лыж все про людей, да про Опасности и Неприятности. Детские лыжи хоть и были сами юными, но уже познакомились с разными детьми: трусливыми и злыми, добрыми и с верными. Интересно вам узнать, про что говорят горные лыжи, когда их не слышат? Давайте читать вместе.Художник Анастасия Аржанова.



1 страница из 2
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.
Ольга Яралек Разговоры горных лыж

В одном небольшом сарайчике, сбитом из широких крепких досок, вдоль стен тянулись ряды с лыжами разного размера. Самые длинные стояли у стены, а самые маленькие, размером с чемодан, у прилавка. Зимой здесь сдавали лыжи на прокат.

В небольшое окно светило солнце. Его косые лучи пересекали сарайчик. В лучах медленно, словно планеты в космическом пространстве, плыли крошечные пылинки. Было тепло и уютно.

У прилавка раздалось еле слышное поскрипывание. У стены кто-то вздохнул, в глубине сарайчика – пошевелился. Всё помещение было наполнено едва различимыми шумами.

– Ты спишь, что ли? – раздался шёпот, и правая лыжа из самой маленькой пары едва качнулась на месте.

Детские лыжи были ярко-красного цвета с сиреневыми узорами у широкого носка. Эти узоры витиевато спускались к талии, самой узкой части лыж. Лыжи были совсем маленькие, но ничем, кроме размера, не отличались от взрослых, солидных лыж: ни красотой, ни формой.

– Нет, что ты, я не сплю, – раздался в ответ взволнованный голосок. – Я мечтаю.

– О чём?

– О чём и все мы. Об искрящемся снеге, о крутой горке, о весёлом свистящем ветре. Я тоскую по зиме. Я так хочу кататься! – воскликнула левая лыжа.

– Молодёжь, – проскрипели старые синие лыжи.

– Мечтают они. А ещё нужно помнить об опасностях, неприятностях и нерадивых лыжниках.

– Надо, но не хочется, – вздохнули маленькие лыжи.

– Сколько всего с нашим братом происходит за зиму! Можно книгу написать. Иногда такое случается, специально не придумаешь. Есть что вспомнить. И смешное, и страшное. Вы ещё маленькие. У вас ещё нет в памяти плохих воспоминаний, пусть и не будет.

Старые лыжи говорили не останавливаясь, а маленькие лыжи замерли и переглянулись между собой.

– А у нас уже был такой случай. Помнишь, откуда у тебя эта царапина? – тихо спросила правая лыжа левую. Левая лыжа не ответила. Она словно оцепенела от тревожных воспоминаний.

...

Не хочу их больше видеть!

Петя не умел кататься с гор и никогда до этого не видел горных лыж. Когда на белоснежном плотном снегу перед ним поставили красную лыжную пару, он даже присвистнул от восхищения. И тут же кинулся их надевать. Но не найдя способ вставить ботинки, Петя пнул левую лыжу и сердито отвернулся.

– Дурацкие.

– Не дурацкие. Нужно просто знать, как их застегнуть, – возразил мужской голос. – А делается это просто.

Раздался щелчок, затем другой.

– Вот и всё. Вставляй носок и щёлкни пяткой.

Петя покосился на отца. Поставил носок в углубление крепления и с силой нажал пяткой. Но пятка встала криво и лыжа снова не застегнулась.

– Тупые дрова! – Петя с такой силой ударил носком ботинка по правой лыже, что она отлетела на несколько метров.

– Не дрова. Пластик. Но мне не нравится, как ты обращаешься с лыжами. Ведь они повезут тебя на себе. Вы должны быть друзьями.

Отец принёс отскочившую лыжу и помог Пете застегнуть крепления.

– Очень больно? – шёпотом спросила левая лыжа правую. – Не раскисай! Мы научим мальчика кататься, и всё будет в порядке.

– Научим, если захочет, но что-то пока не видно большого желания и, видишь, как подозрительно ведут себя Опасности с Неприятностями. То одна-две вылезут, а тут, смотри, их сколько! Не сосчитать.

– Да… Они так себя ведут только в одном случае. Когда есть чем поживиться.

– Петя просто хочет, чтобы получилось всё сразу, без труда. Ой! Вот его Неприятность подкараулила, и он упал.

– О! Ещё одна Неприятность. Опять упал. Он не хочет услышать, что подниматься в гору можно только боком.

Петя, пытался подняться на небольшую горку и сразу задом съезжал с неё вниз. Мальчик очередной раз не удержался на ногах и так разозлился, что затопал ногами, не снимая лыж.

– У-у л-ы-ыж мо-о-ожет быть сотрясе-е-ение мо-о-озга? – спросила левая лыжа правую, подскакивая вслед за Петиными ногами.

– Не-е-е зна-а-а-ю, – пропела правая лыжа.

К Пете подъехал отец, и мальчик прекратил подпрыгивать.

– Всему нужно учиться. Ты должен всё в точности повторять за мной.

– Я и так всё знаю.

Тут мимо Пети и его папы с воплем пронёсся такой же начинающий горнолыжник чуть старше Пети. Его лыжи с ужасом смотрели вниз, но ничего не могли поделать. А Опасности и Неприятности так и выпрыгивали из заснеженной горы. Похоже, лыжник забрался на гору необученным, решив, что ничего тут особенного нет – скатиться с горы. Но набрав скорость, не смог её сбросить, потому что не умел тормозить.

– Ма-а-мо-о-чка! – орал начинающий горнолыжник. Ударившись со всего маха о надувное ограждение, он замер. И тут же все Опасности и Неприятности попрятались с глаз.

– Откатался один, – заметила левая лыжа.

– Ты же знаешь, дураки в горах всегда очень быстро самоликвидируются. Не взял инструктора, вот и результат.

– Надеюсь, ты не хочешь прокатиться, как тот юноша? – уточнил отец у Пети. – Тогда поднимайся боком и лесенкой, а спускайся для начала плугом так, как я показываю.

Петя, закусив губу, поднялся на небольшую горочку лесенкой.

– Ну, каким там ещё плугом?

Петя всё делал со злом. Красные лыжи нервничали. Они огляделись по сторонам и увидели две ухмыляющиеся Опасности да вылезающую из-под снега Неприятность. Поставив носки лыж углом, мальчик опять сделал ошибку Носки лыж наехали друг на друга. Петя не удержался и очередной раз свалился.

Неприятность показала лыжам язык и пропала.

Тут же лыжи почувствовали, что мальчик не просто зол, а разъярён. Его душили обида и разочарование.

– Ну, всё! – завопил он. – Не хочу я больше видеть эти поганые лыжи.

Петя выхватил папину лыжную палку, которую тот протянул, чтобы поднять сына и со всего размаха вонзил в левую лыжу.

– Ой, – только и смогла сказать лыжа. Вокруг неё всё потемнело. Снег стал чёрным, горка закружилась и пропала.

* * *

– Я почти забыла эту историю, – словно проснувшись, сказала левая лыжа.

– Что-то неприятное вспомнили? Эх, малыши, – сочувственно ответили старые лыжи. – Поверьте, дети все разные. Большинство из них – хорошие. Однако только дети умеют радоваться своим маленьким победам так, что всем вокруг становится весело и хорошо. Только дети могут прижаться к лыжам и сказать: «Спасибо». Да-да! Только дети могут начать говорить с вами! Это не значит, что они вас слышат, но взрослые-то с лыжами вообще не разговаривают. Мне даже кажется, что дети догадываются, что мы их чувствуем и понимаем.

– А взрослые люди нет?

– Взрослые – нет. Я точно знаю.

– Жаль, – вздохнула левая лыжа.

– Жаль. Это удивительное свойство, которое помогает нам почувствовать настроение лыжника и подстроиться под него, мы получаем от мастеров, которые нас делают. Чем мастер добрее и веселее, тем лыжи легче и быстрее. А некоторые мастера вкладывают в работу частичку своей души. Потому что работа им нравится, и хочется её сделать хорошо. Вот тогда лыжи начинают чувствовать всё то, что чувствует лыжник.

– Мне тоже кажется, что маленькие лыжники догадываются, что мы не просто средство для спуска с горки.

– Дети наблюдательнее взрослых. Так что всё может быть, – ответили старые лыжи.

– У нас уже была такая лыжница, – вспомнила маленькая левая лыжа и, качнув правую, добавила, – Помнишь бояку?

– Конечно, помню!

...

Я больше не боюсь!

Марыся, стоя на месте, повторяя все движения за инструктором. Она очень боялась спускаться с горы. И хотя девочка не видела Опасности и Неприятности, а только слышала о них, смелости ей это не прибавляло.

– Марыся, ты знаешь, что нельзя ставить лыжи параллельно друг другу и носом вниз. Если лыжи так встанут, то они поедут прямо, наберут скорость. Ты испугаешься и упадёшь.

– Знаю, – ответила девочка скрещивая лыжи.

– Но так скрещивать лыжи носами друг к другу тоже неправильно. Так ты на месте упадёшь.

Марыся сопела в ответ.

– Ты просто боишься.

– Я боюсь не одна. Мои лыжи тоже боятся.

– Лыжи бояться?

– Да. Они дрожат.

Левая лыжа посмотрела на правую и испуганным голосом произнесла:

– Действительно, страшновато. Тем более, посмотри, сноубордисты весь снег смели, даже лёд появился на склоне горы. Видишь, там Опасность притаилась? Как тут Марысе проехать и не упасть?

– А вот целый бархан из снега, – подхватила правая лыжа. – В нём большая Опасность зарылась. Если мы туда попадём, то завязнем, а неопытная Марыся на скорости не удержится и упадёт.

– Это что. Ты туда посмотри, – левая лыжа показала носком вперёд. – Незаметное углубление продолбили. Если в него заехать, сразу случится Неприятность.

– Чтобы не дрожали лыжи, нужно чтобы не дрожали ноги, – усмехнулся инструктор.

– Чтобы не дрожали ноги нужно, чтобы не дрожали лыжи! – возразила Марыся.

– А давай попросим лыжи, пусть они тебе помогут от страха избавиться.

– Это как?

– Очень просто. Чтобы не бояться, нужно знать, откуда ждать неприятности. Правильно? Что твои лыжи видят. Они видят те места, где ты можешь потерять равновесие и упасть. Ведь ты не просто чего-то боишься. Ты боишься упасть.

– Да! Упасть.

– Так, чтобы не упасть, давай посмотрим на спуск внимательно. Вон там выбоина. Видишь?

– Вижу! Спряталась как! Сразу не заметишь.

Тут же Опасность, сидевшая в выбоине, разочарованно исчезла под снегом.

– А вот здесь льдистый участок, а под ним – целый бугор из снега. Это всё опасные участки. Видишь? – продолжал инструктор.

– Вижу! Вижу!

Тут же ещё две Опасности, закатив глаза, провалились под снег.

– Но если ты точно знаешь чего опасаться, то нужно не бояться, а действовать. Не позволяй, чтобы страх принимал за тебя решения.

– А что это он говорит? Снять лыжи и спуститься пешком вниз к маме?

– Конечно! Это не ты, это страх. Он тобой командует.

– Ой! Боюсь! Мне нужно успокоиться.

– И это страх говорит! Ах, какой хитрый. Ты не сможешь успокоиться, стоя на вершине горы. Да и нельзя тебе успокаиваться. Тебе нужно боевой дух в себе разбудить.

Марыся сделала серьёзное выражение лица. Она собиралась с духом.

– Давай, Марыся. Своей нерешительностью и сомнениями ты направляешь всю свою силу против себя. А нужно направить её на спуск. Ну, покажи, как нужно ехать змейкой. За мной!

Инструктор поехал, и Марыся шагнула вслед за ним. Сердце девочки колотилось. Что-то щекотало внутри. Вот первый разворот, вот второй. Какое странное чувство. Оно перекатывается внутри, словно волны. Это не страх, нет. Это волнение! Марыся чуть выпрямилась. На лице появилась улыбка. Она повторяла движения инструктора с удовольствием и радовалась. У неё получалось.

Лыжи почувствовали, как перестали дрожать ножки девочки. Как быстрая волна тепла побежала и оказалась внутри лыж. Защекотала, развеселила. А Марыся в это время кричала:

– Я не боюсь! Я больше не боюсь!

* * *

– Это было здорово! Как сейчас помню радость и волнение! – воскликнула левая лыжа.

– Такое разве забудешь? – подхватила правая лыжа.

– И никакие Опасности и Неприятности…

– Кстати, про Опасности и Неприятности-то мы вам не рассказали, – прокашлялись старые лыжи. – Семейство Опасностей и Неприятностей уже много тысяч лет обитает на нашей горе. Летом они дремлют в травяных подстилках да покуривают сухие корешки, зимой выходят на поверхность и начинают свою охоту.

Опасности, то есть те случайности, которые могут и не наступить, зыркают глазами вправо-влево, выискивая возможность насолить нам и доскам, как они называют сноуборды. А Неприятности, случайности, которые наступают, без конца похохатывают да строят рожи.

– А почему они нас не любят? – спросили маленькие лыжи.

– Да не почему. Просто из вредности. Характер у них такой. Ну так вот, каждую зиму мы с ними сталкиваемся. Столько лыж от них пострадало, не сосчитать. И людей, конечно. Но если лыжник старательный и вдумчивый, то бояться их нечего.

– Да-Да! У нас уже была такая встреча.

...

Я качусь!

Сашеньке было шесть лет. Она смотрела на красные лыжи с удивлением.

– Они такие широкие, мама. Совсем не как мои, в которых мы ходим по лесу, – зазвенел весёлый голосок.

– Это горные лыжи. Давай попробуем их надеть. Пока мама показывала Саше, как нужно ставить ботинок в крепление, лыжи насторожились. Они знали, что не у всех получалось надеть лыжу сразу правильно. Некоторые дети от этого начинали сердиться, а иногда и пихаться.

– Самое главное – научиться гасить скорость, – говорила мама.

– Что делать? – переспросила Саша.

– Снижать скорость. На большой скорости ты не будешь успевать понимать, что делать. Поэтому для начала нужно научиться ездить медленно и плавно. Но ехать с горы медленно – это непросто.

Саша внимательно слушала, и лыжи чувствовали, как наполняются интересом и лёгким волнением. Неприятности и Опасности время от времени появлялись и, зевнув, исчезали. Они не любили, когда дети слишком внимательно слушают, как нужно спускаться с горы. Но одна опасность пристала к левой лыже куском льда и пучила глаза.

– Немедленно уходи! – шикнула левая лыжа.

– Бя-бя-бя, – ответила Опасность, но никуда не делась. Осталась на месте, сощурившись.

Ноги у Саши разъехались, и она шлёпнулась на снег. Лыжи опять насторожились. Они-то знали, как никто другой, что дети по-разному ведут себя, если неожиданно падают. Бывает, после такого падения лыжам пребольно достаётся. Но звонкий смех раздался над удивлёнными лыжами. Саша не могла подняться и от этого веселилась всё больше.

– Какая смешная девочка! – радовалась левая лыжа.

– Не сердится совсем! – добавила правая лыжа. – И голосок у неё такой весёлый. Ни с кем не спутаешь.

Саша встала, увидев приставший кусок льда к лыже, стряхнула его и больше не падала. Она поняла, что забраться в горку можно только боком. Увидела, что ехать нужно не выпрямившись палкой, а согнув в коленях ноги. Девочка внимательно слушала маму, смотрела на проезжающих лыжников и делала также. Скатившись, осторожно ставя лыжи плугом, Саша добилась того, что смогла спуститься без помощи мамы.

– Ты подумай, какая упорная, – восхищалась левая лыжа.

– И какая сообразительная! Всё схватывает на лету. Даже Неприятности все, зевая, спрятались, а Опасности задремали. Скучновато-то им.

– Саша, пойдёшь со мной на высокую горку? – спросила мама через несколько дней.

– Пойду, – уверенно ответила Саша.

Её уверенность и решительность сразу передалась лыжам, и они почувствовали приятное волнение от ожидания высоты и скорости. Забравшись на гору, Саша начала спуск. Приходилось быстро менять направление. Лыжи радовались, водя носами то вправо, влево.

– Хо-хо! Наконец-то и мы едем быстро и ловко!

– Эге-гей! Вот он – настоящий спуск!

Всё произошло неожиданно. Левая лыжа увидела надвигающуюся Опасность со страшным перекошенным от ярости лицом. На Сашу нёсся сноубордист. На носу сноуборда и сидела Опасность. Столкновение было неизбежным. Лыжи видели, что Саша не замечает надвигающейся беды. Они посмотрели друг на друга. В таких страшных ситуациях они всегда шли на маленький подвиг, сами отскакивая от детских ножек при столкновении, чтобы маленький лыжник ничего себе не сломал. Но не всегда такие действия заканчивались хорошо для самих лыж.

Бах! Саша упала и покатилась кубарем. Левая лыжа отстегнулась первой и улетела за огражденье. Гора была высокой и правая лыжа зажмурилась, понимая, что больше никогда не увидит свою сестру. Сама она осталась лежать недалеко от Саши. Девочка открыла глаза. Всё лицо было в снегу. Огромная Неприятность с перекошенным лицом усмехнулась и, быстро вскочив на сноуборд, унеслась вниз. Саша поднялась и ковыляя дошла на своей лыжи.

– Вот как получилось, – вздыхая, сказала девочка.

Она не плакала, только тихая грусть проникла в правую лыжу. Тут же подъехала Сашина мама, ещё несколько человек помогли девочке отряхнуться. Все спрашивали, всё ли в порядке. Да, всё было в порядке. Только не было левой лыжи.

– Нужно спускаться, – сказала Сашина мама. – Оставляй лыжу и пойдём.

– Как оставляй? – удивилась Саша.

– У неё больше нет пары. Непарные лыжи выбрасывают.

Саша с ужасом посмотрела на лыжу. А лыжа, зная о том, что так оно и есть, почти перестала слышать и видеть от горя.

– Мама. Подожди. Я сейчас.

Саша осторожно подошла к краю спуска. Как такового ограждения не было. Только верхушки елей торчали частоколом. И тут между колючих лап Саша увидела свою лыжу Он не упала в пропасть, а застряла в еловых лапах.

– Мама! Мама! Помоги мне. Подержи! Я её вижу. Я смогу её достать!

– Нет, что ты! Нет! Мы не сможем её достать.

Правая лыжа слушала этот разговор, замерев. Она понимала, что решается не только судьба сестры, но и её судьба. Саша не успокаивалась. Он схватила маму за руку и повторяла:

– Так нельзя её бросить, ты сама говорила, друзей в беде не оставляют.

– Говорила на свою голову. Но это просто лыжа.

– Не просто лыжа! Она меня кататься научила.

Мама посмотрела на Сашу, вздохнула и ответила:

– Тогда ты меня держи.

Тут один очень высокий дядя, который остановился, чтобы передохнуть, услышал их разговор и сказал:

– Хорошая у вас девочка. Давайте я попробую достать эту лыжу.

Совместными усилиями лыжу смогли достать.

* * *

– Да… Я помню этот случай очень хорошо, – сказала, вздохнув, левая лыжа и, прижавшись к правой, добавила. – Хорошо, что ты у меня есть.

– А ты у меня. И здорово, что есть такие замечательные дети.

Дверь скрипнула и отворилась. Вошёл молодой парень. Лыжи хорошо его знали. Это он выдавал их в прокат. Паренёк протёр пыль на стойке и приступил к осмотру своего инвентаря.

– Что это? – с надеждой спросила левая лыжа.

– Это пришла зима, – ответили старые лыжи.

А на следующий день дверь отворилась, и лыжи услышали такой знакомый весёлый голосок:

– Здравствуйте! А мои красные лыжи ещё никто не взял?

ОглавлениеОльга ЯралекРазговоры горных лыж

Комментарии к книге «Разговоры горных лыж», Ольга Геннадьевна Яралек

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства