«Впечатляющая речь»

547

Описание

У вас выступление, а времени на подготовку совсем нет? Нужно объяснять сложные вещи простым языком? Вы мечтаете управлять вниманием аудитории и чувствовать себя на сцене как рыба в воде? Значит, эта книга для вас. В ней вы найдете короткие, но действенные подсказки, которые применяют профессиональные ораторы. Возьмите ее с собой и используйте прямо на выступлении – как шпаргалку или даже как записную книжку (мы специально оставили после каждой подсказки место для заметок). Рекомендуем всем, кто регулярно выступает публично и кому по роду деятельности необходимо в совершенстве владеть навыками коммуникации.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Впечатляющая речь (fb2) - Впечатляющая речь [51 подсказка оратору] 288K скачать: (fb2) - (epub) - (mobi) - Александр Александрович Сударкин

Александр Сударкин Впечатляющая речь 51 подсказка оратору

Серия «Практика лучших бизнес-тренеров России»

© ООО Издательство «Питер», 2017

© Серия «Практика лучших бизнес-тренеров России», 2017

* * *

Введение

«Мне скоро выступать, а как подготовить речь, я не знаю. Помогите!» – с такой просьбы часто начинается моя работа консультанта по публичным выступлениям. В современном мире поток информации зашкаливает, переполняя все доступные нам каналы восприятия. «Фейсбук» и другие соцсети, блоги, новостные ленты, рассылки, телевидение и радио – все они ведут борьбу за внимание человека. И когда вы готовитесь выступить (с докладом, речью или презентацией), то, кроме собственно информации, вам нужно научиться готовить свое выступление так, чтобы оно привлекало внимание, чтобы вас запомнили, чтобы речь затронула эмоции тех, кто пришел вас послушать. Некоторые люди умеют это делать от природы, но большинство из нас вынуждены учиться выступать!

Выступать публично приходится многим – руководителям и начальникам всех уровней, политикам, адвокатам, журналистам, инженерам, учителям, врачам, студентам и даже школьникам. Навыки выступления со сцены можно и нужно тренировать с раннего возраста, ведь именно умение формулировать свои идеи, зажечь ими других людей и приводит к движению вперед. Мы мало что способны сделать в одиночку, но если вы научитесь увлекать людей своими речами – вы сможете достигать целей быстрее и легче.

Распространенное заблуждение многих людей, которые только начинают выступать со сцены, звучит так: «Главное, чтобы содержание было хорошим. Текст речи нужно подготовить, насытить данными, загрузить цифрами. А над стилем можно не работать, да и некогда». Безусловно, содержание выступления имеет значение и вы должны быть подготовлены. Но ведь можно было бы просто раздать текст участникам, зачем же выступать? Ответ прост: стимул изменить что-либо для слушателей создаст прежде всего их отношение к тому, что они услышат. Даже в самом простом тексте можно расставить смысловые акценты несколькими способами. А вы знаете, какой смысл вынесут слушатели из вашего текста, если просто прочтут его? Ведь мы все разные, у нас разные фокусы внимания, да и информацию мы воспринимаем тоже по-разному. Вот зачем вы выходите на сцену!

Когда мы вместе с клиентами готовимся к выступлению, то еще до начала работы над текстом собираем информацию: какова аудитория слушателей? Зачем им слушать ваше выступление? Каких целей вы хотите достичь? Какие у аудитории ценности и болевые точки? Знание ответов на эти вопросы поможет работать над текстом, а затем и над способами его донесения. Одну и ту же информацию можно преподнести совершенно по-разному – в этом и заключается искусство оратора. Когда мы переходим к стадии подготовки текста, а затем начинаем репетиции, текст «настраивается» именно для тех слушателей, кому он предназначен.

В этой книге приведена 51 подсказка – каждая из них позволяет улучшить качество выступления. Изучив и отработав все, вы выступите так, что после вашей речи слушатели будут выходить со словами: «Вот это да! Я даже не думал, что суть заключается именно в этом! И как красиво было сказано – я даже записал несколько мыслей. Ну, теперь все понятно!» Успех современного человека заключается не только в качественной работе за пределами сцены, но и в умении донести результаты вашего труда до людей, которые заинтересованы в вашей работе: в вашем выступлении в суде, в результатах сделки или способах реализации партийной программы, в реферате или научном открытии. Вдохновения вам и заинтересованных слушателей! И давайте приступим к работе над вашим выступлением.

Раздел I Подготовка выступления

1. Определите цель своего выступления

Зачем вы выступаете? Что будет хорошим результатом для вас? А для участников? Учтите, что сам по себе факт выступления не является целью. Чтобы сформулировать цель, вы можете ответить на такой вопрос: «Какую задачу вы помогаете слушателям решить с помощью своего выступления?» Может быть, вы предоставите им новые факты для того, чтобы справиться с существующей проблемой, может быть, дадите мотивацию к каким-то изменениям? Иногда нужно просто показать существование проблемы, о которой слушатели даже не подозревали.

Понимание цели выступления помогает вам удерживать структуру речи и выстраивать презентацию связным и логичным образом. Четкое очерчивание цели помогает запустить у слушателей мотивацию достижения, когда они более четко представляют, к какому результату придут, если будут вас активно и с интересом слушать.

2. Определите общие с аудиторией точки и их ключевые ценности

Как сделать так, чтобы вас слушали? Довольно просто: нужно стать для слушателей «своим парнем». Дайте им понять, что вы разделяете их цели, ценности, понимаете то, что для них является важным.

Используйте фразы, абстрактные понятия, которые часто встречаются в речи представителей вашей аудитории. Так вам не придется углубляться во все детали и нюансы всего перечня ценностей и целей слушателей. По крайней мере это не будет необходимым условием для того, чтобы подготовить выступление.

Вы можете узнать, что для слушателей является важным, поговорив с некоторыми участниками до написания речи или прямо в ходе подготовки выступления. В крайнем случае про ценности аудитории может рассказать ваш организатор. Выпишите три цели своего выступления и три ценности аудитории и несколько раз в ходе выступления ссылайтесь на них, подчеркивая их важность и для вас тоже.

3. Определите болевые точки аудитории

Готовясь к выступлению, узнайте, зачем слушателям вообще решать описываемые вами задачи, то есть разузнайте, какие проблемы есть у слушателей сейчас из-за того, что они вас еще не слушали. Любая информация, озвученная вами, будет лишь сухими фактами, если она не поможет слушателям справиться с чем-то, решить что-то, избавиться от чего-то неприятного (имеются в виду нерешенные задачи, неудовлетворенные требования, невысказанные потребности).

Активизируя болевые точки аудитории, то есть затрагивая их в своей речи, вы подчеркиваете важность решения этих проблем с помощью своего выступления и запускаете у аудитории второй из двух основных типов мотивации – мотивацию избегания.

4. Узнайте, кто будет вас слушать – однородная аудитория или несколько разных групп

Аудитория состоит из разных людей с разными ценностями. Но в любом случае можно выделить одну или несколько групп, объединенных каким-либо общим признаком. Это позволит вам лучше подготовиться к выступлению, четче понять, с какими сообщениями обращаться, к каким ценностям и убеждениям людей апеллировать.

Если аудитория однородная (например, ваши клиенты), можете обращаться к ним как к единому целому, учитывая их ценности и цели в общем. Если аудитория состоит из нескольких групп, придется готовиться практически к двум выступлениям: учитывать разные ценности и цели и продумывать способ, как в ходе выступления привести каждую группу к одному и тому же результату.

5. Определите, какие вопросы являются спорными для слушателей

Часто, выступая перед определенной аудиторией, оратор сталкивается с тем, что отношение к некоторым вопросам неоднозначное. Споры по этим вопросам не прекращаются, потому что единого ответа, который бы удовлетворил всех, нет. Такие темы обязательно нужно знать заранее. Если вашей целью не является обсуждение именно этих вопросов (например, если вы модератор дискуссии), лучше всего их не касаться. Тогда вам не придется вместо презентации своей идеи мирить группы слушателей с противоположными мнениями. Стоит лишь затронуть спорный вопрос – участники мгновенно отвлекутся от того, что вы им собирались предложить, и займутся привычным делом – начнут спорить. С вами в данном случае.

Узнайте заранее, какие темы являются спорными для ваших слушателей. Спросите, например, какие дискуссии велись среди них в последнее время (очень часто споры еще продолжаются в головах людей даже после того, как встречи на эту тему закончены). И обходите такие темы в своем выступлении стороной!

6. Выберите тип речи: простая/академическая (высокопарная)/ смешанная

Разные аудитории ждут определенного стиля общения от выступающего, чтобы признать его «своим». Очень часто встречается ошибка несоответствия стилей, особенно если оратору приходится говорить с различными аудиториями в течение короткого времени. Тогда простой аудитории оратор будет казаться напыщенным и пафосным, а академической – неграмотным и малообразованным.

Знайте, что без тренировки перестраиваться непросто. Тренируйтесь говорить на одну и ту же тему в трех разных стилях: очень простым языком (можно даже использовать простонародные словечки), в академическом стиле (переходя на витиеватый высокопарный язык), а затем смешайте эти два стиля, чтобы получилась речь, которая может подойти смешанной аудитории. Кроме того, вы должны быть готовы к выступлению на нескольких уровнях сложности: экспертном, практическом и базовом. Каждый из этих уровней предполагает разную степень знания предмета и разную насыщенность речи терминами (от большого количества терминов и нюансов до средней загрузки терминами и ориентации на практические результаты). Базовый уровень рассчитан на тех, кто в аудитории оказался случайно, или на тех, кто не ориентируется непосредственно в теме вашего выступления. Это довольно часто, кстати, бывает в аудиториях, где одновременно находятся эксперты из разных отраслей.

7. Знайте основные термины/понятия аудитории

У любой группы людей, объединенных неким общим занятием, есть весьма ограниченный набор ключевых понятий и цифр, которые они используют как фильтр «свой – чужой». Например, если кто-то говорит: «У меня колеса накачаны до 20 атмосфер», то любой автовладелец поймет, что говорящий никогда колес не накачивал и машины у него нет. Если вы не знаете размер средней пенсии, то никогда не сможете хорошо выступить перед пенсионерами на тему, как-либо затрагивающую пенсионные пособия.

У каждой группы слушателей есть своя часто используемая лексика и важные для них понятия, вокруг которых регулярно строится общение. Для пенсионеров это слова «пенсия», «обеспечение», «уважение», для водителей – «цена литра топлива», «качество дорог», «стоимость автомобиля».

Вы можете подобрать термины и понятия для финансистов, бизнесменов, чиновников, студентов. Таких слов и понятий немного, но от вашего знания этой лексики и важных тем зависит скорость, с которой вы станете «своим» для аудитории. Или никогда им не станете, если будете говорить о том, что людям неважно.

8. Заучите наизусть ключевые цифры/ факты своего выступления

Одна из основных задач докладчика – повысить уровень доверия слушателей к себе. А этого проще всего достичь, если вы знаете наизусть ключевые цифры и факты, которые привлекают внимание аудитории. Банкиры следят за учетной ставкой Центрального банка и уровнем инфляции, импортеры знают текущие курсы валют до нескольких пунктов после запятой, арендодатели и арендаторы следят за расценками на коммунальные услуги и стоимостью квадратного метра на рынке. Если вы сможете, не подглядывая в записи, оперировать такими ключевыми показателями в моменте и динамике, то продемонстрируете слушателям, что вы в теме. А «своего» будут слушать гораздо внимательнее, чем человека, который в теме «плавает».

9. Определите философскую линию своего выступления

Каждой группе слушателей присущи свои ценности. Опора на эти ценности (своего рода философию группы) помогает заложить фундамент доверия к докладчику. Наиболее яркими примерами философий групп являются программы политических партий (настоящих, а не «проектов имени одного кандидата»), корпоративные ценности крупных компаний, ценности некоторых социальных групп и команд. Например, девиз Корпуса морской пехоты США – Don't leave any one behind! («Никого не бросаем!»). Это не просто слова, это правило жизни, позволяющее бойцам данного корпуса достигать результатов, которые не под силу другим солдатам.

Создавая свое выступление, найдите важные ценности и убеждения, присущие вашим слушателям. Покажите в своей речи, что вы их разделяете (или по крайней мере уважаете). Они станут краеугольным камнем вашего выступления, опорой для ваших постулатов и аргументов. Можно найти примеры в поддержку практически любого тезиса, а вот основные противоречия часто возникают во время столкновения ценностей различных групп людей. Докладчик, использующий в своей речи ценности, непонятные или неприемлемые для данной аудитории, обречен на провал. И наоборот: докладчик, умело полагающийся на ценности, философию, образ мышления и убеждения слушателей, уверенно идет к своей цели.

10. Создайте образ того, что хотите донести до людей, и подберите метафоры

На что похож результат вашего выступления? Если бы вы рассказывали сказку на тему своего доклада, то какова была бы ее мораль?

Выбор ключевой метафоры выступления важен, особенно для тех людей, которые мыслят аналогиями. Говоря об управлении компанией в кризис, многие подберут метафору корабля, попавшего в шторм, когда все четко выполняют приказы капитана, пока волны не утихнут. Команда, нуждающаяся в инновациях, выбирает метафору джазового ансамбля, который импровизирует и доверяет каждому развить свою версию мелодии. Отсылки к метафорам могут происходить на протяжении всей речи (в форме сравнений, коротких вставок, прямой речи «капитана» или «дирижера», метафорических описаний после логического изложения информации).

В бизнесе сегодня популярен сторителлинг (рассказывание историй). Сторителлинг в продажах – это умение поведать историю о том, как «один из наших покупателей стал счастливым человеком, пользуясь нашим товаром». Сторителлинг в менеджменте – это создание или художественная обработка историй про «основателя бизнеса», «500 попыток открыть ресторан с секретным рецептом фирменного блюда», «брошенная фраза, которая легла в основу известного логотипа». Часто такие истории создаются гораздо позже произошедшего события, что не мешает им оказывать влияние на слушателей.

11. Создайте образ того, чего хотите избежать

Образы создаются с помощью эмоций. Слушатели реагируют на образы гораздо сильнее, чем на самую логично поданную информацию. И еще: на негативную информацию, страхи и угрозы (возможные или надуманные) человек реагирует гораздо сильнее, чем на любую позитивную информацию. Такая реакция обусловлена ходом развития человечества: к зажаренному кабану можно было не спешить, а от голодного тигра лучше сначала убежать, а потом это осмысливать. На страхи эмоциональная реакция сильнее, быстрее, мощнее.

Создавая структуру выступления, продумайте образ того, чего будут избегать ваши слушатели. Он может быть негативным или пугающим, главное – не переборщите. Не стоит, рассказывая о стратегии развития компании, приводить пример разбившегося о скалы корабля, у капитана которого не было карты, не нужно добавлять описание утонувших матросов и безутешной вдовы капитана.

Сила негативного образа должна лишь помочь начать движение к цели, а не вызвать у слушателей панику или ввести их в ступор. Негативный образ легче всего создать из наиболее распространенных опасений вашей аудитории и связать его с темой выступления. Точнее, с тем, что случится, если слушатели не будут следовать тому посылу, который прозвучит в вашей речи.

12. Создайте первую фразу – «цеплялку»

От того, как вы начнете выступление, зависит, будут дальше вас слушать или нет. Первая фраза решает сразу несколько важных задач: привлекает внимание слушателей, вызывает интерес, отвлекает от посторонних дел, включает участников в процесс слушания. Обычно перед началом доклада слушатели занимаются своими делами (могут уткнуться в телефоны, болтать друг с другом или просто дремать). И тут входите вы. Значит ли это, что они автоматически бросят все дела и обратят внимание на вас? Если вы не нобелевский лауреат или не Кристина Агилера, то вряд ли. Нужно что-то сделать, чтобы переключить внимание на себя.

Как этого добиться? Вот несколько способов:

• задайте вопрос аудитории;

• дайте определение какого-нибудь ключевого термина, о котором вы будете говорить в своем выступлении;

• задайте слушателям сценарий, например: «Представьте себе… (что угодно яркое и связанное с темой вашего выступления)»;

• поделитесь интересными фактами («В этот день 50 лет назад люди запустили в космос первый спутник») и свяжите их с темой выступления;

• привлеките внимание слушателей непривычной фразой, которую они не ожидают («Я не люблю лето»);

• расскажите шутку или расскажите анекдот, связанный с темой выступления;

• используйте историю из своего прошлого (будьте краткими и эмоциональными);

• вовлеките аудиторию в действие («Поднимите руки те, кто пришел сюда пешком!»).

Качественное начало выступления дает вам кредит доверия и позволяет перейти ко второй части выступления – привязке к опыту слушателей. Иногда первую фразу помнят гораздо лучше, чем саму речь. Вспомните слова I have a dream! («У меня есть мечта!») Мартина Лютера Кинга. Кто помнит какую-нибудь другую фразу его выступления, кроме профессионалов? Но эта первая фраза накрепко врезалась в память людей всего мира!

13. Ответьте на вопрос: «Зачем людям меня слушать?» (Как тема выступления созвучна их проблемам)

В современном мире потоки информации настолько мощные, что мы привыкаем быстро «отключаться» от них, если они не несут решения существующих задач. В течение 1–2 минут после начала получения любой информации (у детей это время намного короче: 3–5 секунд!) человек решает, не пора ли ему переключиться на нечто более полезное или приятное. И да, гаджеты только усугубляют эту ситуацию.

Людям хочется развлечений! Это одна из причин, почему на вас могут обратить внимание (если ваше выступление наполнено эмоциями, поднимает настроение и заряжает энергией). Но есть кое-что еще. Люди слушают то, что позволит им справиться с какой-либо существующей задачей или проблемой. И это то, над чем вам нужно задуматься перед тем, как выйти на сцену. Я всегда предлагаю в этот момент вспомнить древний индейский ритуал «нахуа», которому следуют слушатели! Они задают себе вопрос «Зачем мне это слушать?» каждый раз, когда видят нового докладчика. И если вы четко знаете, что будь вы на месте слушателя, то вы бы дали себе возможность выступить, и можете сами себе объяснить, что бы вас к этому подтолкнуло, – вы сделали еще один шаг к успешному выступлению.

14. Как изменится будущее слушателей в положительную сторону?

Своим выступлением докладчик чаще всего хочет создать какое-то изменение. Даже если формально целью доклада является «предоставить информацию» или «отчитаться о каком-то действии или проекте», то и в этом случае слушатели будут задумываться о нескольких вариантах развития событий. Либо слушатель будет продолжать делать то, что он делал, если отчет о проекте был успешным (действия привели к хорошему результату), либо будет что-то менять, если отчет показал, что действия привели к провалу.

Ваше выступление должно содержать ответы на вопросы: «Как именно изменится моя жизнь в лучшую сторону, если я буду внимательно слушать и выполню рекомендации, о которых вы говорите?», «Что произойдет?», «Чего я смогу достичь?», «Какие свои проблемы решу?».

Стоит ли говорить, что эти изменения должны касаться каждого слушателя! «Если вы будете работать сверхурочно – компания станет крепче!» («Какое мне лично до этого дело?», «Что означает „крепче“?», «Сколько мне нужно работать сверхурочно?», «Сколько будут доплачивать за сверхурочную работу?», «Значит ли это, что я могу быть уверенным, что не потеряю рабочее место после того, как кризис спадет?», «Значит ли это, что меня будут чаще хвалить за то, что я вкалываю на благо компании?», «Дадут ли мне дополнительный отпуск?»). Часто докладчик не задумывается об ответах на данные вопросы. Не ленитесь, выполните домашнее задание – и результаты вас удивят!

15. С какими трудностями столкнутся слушатели в процессе изменений, о которых вы говорите в своем выступлении?

Выполняя рекомендации, составляющие суть вашего выступления, слушатели чаще всего столкнутся с какими-то изменениями. А обычная реакция на изменения – сопротивление. Люди любят предсказуемость и стабильность. Именно эти черты человеческой психики стоит учитывать оратору. Потому что, если человек успешно выполняет какую-либо работу, он будет цепляться за этот успех и сопротивляться всему новому в своей жизни. А тут вы со своим докладом!

Не так давно на светофорах появились часы, которые отсчитывают время до переключения сигнала (это дает чувство контроля происходящего человеку, который или сидит за рулем, или готовится переходить дорогу). Теперь водитель знает заранее, ускоряться или притормаживать, а пешеход видит, надо ли поспешить или можно идти спокойно. И уровень стресса падает, хотя действия остаются теми же. Так и в ходе выступления: если вы расскажете о возможных сложностях, с которыми столкнутся ваши слушатели, они не просто будут вам благодарны (поскольку смогут заранее к ним подготовиться), но и с гораздо большим интересом будут вас слушать в следующий раз. Потому что они будут знать: вы говорите о чем-то, что напрямую их касается, что делает их жизнь легче, и говорите об этом честно, ничего не скрывая.

16. Какие три действия слушатели должны выполнить после вашего выступления?

Мы уже говорили, что после вашего выступления слушатели будут выполнять какие-то действия (даже если они продолжат делать то, что делали, – они ведь не бросят все на полдороге). Давайте поставим задачу более жестко. Качественно подготовленное выступление предполагает, что вы предугадываете минимум три конкретных действия, которые выполнят ваши слушатели после того, как вы закончите говорить.

Понимание того, что слушатели будут делать, помогает докладчику создать определенное смысловое и эмоциональное наполнение своей речи. Если вы используете речь-призыв, то вы помогаете слушателям направить всю ту энергию, которая возникает в результате вашего выступления, в русло конкретных действий, озвученных вами со сцены. Если вы используете торжественную речь, то возможными действиями слушателей может быть пересказ ваших слов другим людям, которые не посетили ваше выступление лично. Предположите, что вы можете просто сказать слушателям, какие три действия им нужно выполнить после вашего выступления. Запишите эти три действия. А затем вплетите их в структуру вашей речи (добавляя в разные предложения). У вас может получиться, например, такая фраза: «После того как вы выполните первое действие, вы поймете, почему я так эмоционально выступал сегодня».

17. Посетите зал, где будете выступать, заранее

Безусловно, ораторы волнуются перед выступлением. Даже опытные докладчики нервничают, потому что почти никогда нельзя полностью предугадать, как пойдет доклад, как отреагирует группа, какие вам будут задавать вопросы, какую эмоциональную реакцию продемонстрируют участники. А непредсказуемость пугает, как мы уже говорили выше. Именно эту непредсказуемость постараемся уменьшить.

В зале, где вы будете выступать, многие детали способны повлиять на ход вашего доклада. В следующей подсказке мы поговорим о технической поддержке, но, кроме техники, есть еще акустика зала, колонны, расстановка стульев. Докладчику важно знать, двигаются стулья или нет (например, если вы ведете тренинг, то важно не просто иметь возможность добраться до любого участника, не поднимая при этом других, но и переставить стулья, например, для выполнения упражнения).

Заведите привычку приходить минимум за полчаса до начала выступления, а перед важными событиями за пару дней посетите тот зал, где вам предстоит выступать, чтобы «ориентироваться на местности» (представлять дистанцию до слушателей, понимать, как будет разноситься ваш голос, видно ли вас со всех точек зала). Прикиньте, где поставить флипчарт, не будете ли вы стоять между проектором и экраном, не загораживаете ли вы экран собой, подумайте, насколько крупно надо писать на доске, чтобы ваш текст видели даже на заднем ряду. Знание этих нюансов поможет вам унять волнение и выглядеть на сцене уверенно.

18. Проверьте технику: таймер, видеооборудование, звук, кондиционеры

Докладчики пользуются огромным количеством технических средств, которые помогают провести презентацию, делают выступление более наглядным. Мы говорим в микрофон, выводим презентацию с компьютера на экран или плазменную панель, пользуемся лазерной указкой, чтобы привлечь внимание слушателей к определенным словам на экране. Время нам помогает контролировать электронный таймер, мы можем демонстрировать картинки из Интернета, запускать видеоролики и музыку на весь зал, чтобы разрядить обстановку. Для комфорта участников работает кондиционер, а в перерывах между выступлениями можно выпить чашку чая, кофе или воды. Взаимодействовать со слушателями нам помогает флипчарт, куда мы записываем свои мысли или ответы участников, причем для большей наглядности можно брать маркеры разного цвета. И все это имеет тенденцию ломаться в самый неподходящий момент – во время выступления.

Поэтому проверка и еще раз проверка! Не пускайте ничего на самотек. Безусловно, вы можете положиться на организаторов, но помните: даже самые популярные музыкальные группы приезжают в залы на саундчек, потому что на сцене, в конце концов, стоять им. Вы можете составить чек-лист с перечнем пунктов для проверки – пройдитесь по нему за час до начала выступления, причем не просто задавайте вопросы администратору зала, а включите свою презентацию, пролистайте слайды, проверьте все мультимедийные средства, напишите пару слов маркерами на последнем листе флипчарта, включите кондиционеры на полную мощность. Проверка всех технических средств поможет успокоиться перед выступлением.

19. Пользуйтесь структурой выступления при создании доклада

Структурированное выступление слушать гораздо легче. Задача оратора – не просто донести информацию до слушателей. Оптимальная цель – изменить поведение слушателей (вы можете сделать так, чтобы они начали делать что-либо по-другому или продолжили делать то же самое, но с большей мотивацией).

Пользуйтесь следующей структурой выступления:

• первая фраза. Выше мы говорили о создании фраз-«цеплялок», которые позволят привлечь к вам внимание;

• привязка к опыту («Зачем меня слушать?»). В этой части выступления вы описываете, какие задачи можно будет решить с помощью той информации, которой вы поделитесь. Эта часть одна из самых важных в структуре выступления, поскольку создает мотивацию вас слушать;

• расскажите, о чем будете говорить. Кратко перечислите основные пункты вашего выступления;

• дайте основную информацию. Тут место цифрам, фактам, аргументам – основному наполнению вашего выступления;

• резюмируйте. Кратко подведите итоги. Так вы закрепляете информацию, озвученную в ходе выступления, в памяти слушателей;

• привяжите выступление к будущему. Поясните, как именно слушатели могут применять информацию, полученную от вас, в реальных обстоятельствах. Эта часть создает мотивацию на внедрение новых знаний в жизнь;

• финальная фраза (или kicker). Это то, что запоминается сильнее всего. Финальная фраза должна быть эмоциональной, связанной с темой выступления и при этом краткой.

Готовя выступление по такой структуре, вы сможете сделать его запоминающимся, легким для восприятия и привязанным к актуальным потребностям аудитории.

20. Создайте презентацию в формате «10-20-30»

Презентация создается для помощи оратору. Не наоборот! Это может показаться простым утверждением, но огромное количество докладчиков проводят все время на сцене, просто зачитывая собственные слайды вслух. И очень часто количество текста на слайдах настолько велико, что прочитать его можно, только подойдя вплотную к экрану.

Гай Кавасаки, один из руководителей Apple во времена Стива Джобса, предложил правило «10-20-30» (оно полезно для небольших презентаций, например докладов по продуктам, отчетов):

• в презентации должно быть не более 10 слайдов – человек не может охватить большой объем информации сразу, в итоге что-то да забудется;

• 20 минут отводится на презентацию. Этого времени вполне достаточно, чтобы раскрыть тему и чтобы слушатели не переключили внимание;

• 30 – это размер шрифта на слайдах. Выбрав такой шрифт, вы вынуждены будете сосредоточиться только на ключевых моментах презентации, пропуская длинные предложения и нудные таблицы.

Если нужно – раздайте таблицы слушателям отдельно, а презентация должна содержать самую суть вашего доклада. Формат «10-20-30» помогает сделать выступление кратким, содержательным и легким для восприятия!

21. Внесите свои контакты в презентацию, в распечатки, напишите на флипчарте, проверьте визитки

Сколько раз после выступления вас пытался найти кто-то из слушателей, чтобы задать вопросы, попросить выслать презентацию, посоветоваться по какому-либо вопросу или пригласить выступить на другом мероприятии. Порой это нелегко – не всегда докладчики ведут профиль в «Фейсбуке» или LinkedIn, а организаторы конференций нечасто делятся их контактами. При этом взаимодействие с человеком, который пришел в восторг от вашего выступления, может быть полезным и перспективным.

Давайте посмотрим, как можно облегчить задачу установления контакта с вами тем, кто этого захочет в ходе конференции. Прежде всего напишите свое имя на первом слайде презентации, на обложке раздаточного материала и на флипчарте (это поможет тем, кто не знает вас в лицо, быстро найти ваше выступление в списке на конференции или просто создаст ассоциацию «лицо – имя»). Затем посмотрите на распечатки вашего доклада: указаны ли там ваше имя и контакты (адрес электронной почты, профиль в соцсетях, телефон)? В современном мире предпочитаемые средства коммуникации меняются быстро, полагаться только на электронную почту уже считается старомодным. Если вы выступаете перед подростками, дайте им контакты в Snapchat или «ВКонтакте», если перед деловыми людьми – электронная почта будет в самый раз.

После выступления к докладчику часто подходят с вопросами. Вы должны быть к этому готовы – разложите визитки таким образом, чтобы их легко было взять (визиток заготовьте пару десятков, особенно если вы популярны!).

22. Отрепетируйте выступление

Еще один надежный способ снизить волнение перед выступлением – отрепетировать его. Актеры, музыканты, спортсмены понимают, что добиться успеха спонтанно невозможно. Публичные выступления – это тоже работа, и она требует тренировки. Знание темы доклада – лишь часть того, что нужно, чтобы добиться результата на сцене.

В рамках подготовки спикеры на конференциях TED должны 3–4 раза полностью проговорить свое 20-минутное выступление, чтобы запомнить текст и все переходы. Даже шутки репетируются – это тоже инструмент оратора, как текст, мимика и жесты. Один раз докладчик проводит генеральную репетицию (обкатывает всю презентацию, соблюдая время и пользуясь всеми техническими средствами). Привыкнув репетировать перед выступлениями, вы обнаружите, что выступать с каждым разом становится легче и, когда вы выходите на сцену перед слушателями, это становится просто еще одним повторением выученной речи и вы способны произнести ее без сучка без задоринки. Это только кажется, что оратор лишь выступает, а он, кроме произнесения текста вслух, делает еще массу невидимой работы.

Раздел II Выступление на сцене

23. Выполните упражнения для голоса перед началом выступления

Голос – основной инструмент оратора. Безусловно, есть люди, одаренные от природы, а есть те, кому приходится работать над голосом более продолжительное время (хорошо поставленный голос, правильная дикция, тембр и тональность вашей речи помогут вызывать у слушателей нужные вам эмоции, да и вообще вас будет просто приятно слушать).

Приведу несколько простых упражнений, которые помогут сделать голос более звучным:

• приучите себя заканчивать предложения нисходящей интонацией – ваши слова будут звучать более весомо и значительно, а это, в свою очередь, придаст выступлению оттенок экспертности, слушатели станут воспринимать вас как человека, который знает, о чем говорит;

• говорите, пытаясь перекричать источник шума, например штормящее море, шум улицы, громко работающее радио. Хотя мне нравится другой вариант – поднимаясь по лестнице, громко и с выражением декламируйте свои любимые стихи;

• наберите полную грудь воздуха, задержите на пару секунд, а потом выдохните одним сильным толчком. Делайте так минимум 5–6 раз в день на протяжении нескольких месяцев, чтобы дыхание позволяло голосу звучать громко;

• возьмите простой текст и громко нараспев читайте только гласные звуки (например, фраза «Я расскажу вам о том, как натренировать голос» будет звучать так: «Я а-а-у-а-о-о, а-а-е-и-о-а о-о»). Потом добавьте согласные и четко проговорите фразу полностью. Вы удивитесь, насколько сильнее зазвучит ваш голос.

24. Сделайте паузу перед началом доклада, чтобы притянуть к севе внимание публики

За ораторами-любителями водится такой грешок: начинать скучно. «Я благодарен вам за приглашение выступить перед такой замечательной компанией! Так приятно стоять перед людьми, которые понимают суть темы моей лекции. Я также хочу поприветствовать…» – на пятой секунде хочется уснуть или выйти из зала.

Чтобы на вас обратили внимание, приучите себя выдерживать паузу перед началом выступления. Причем важно в течение этой паузы использовать далеко не всем ораторам известное действие. Выйдите к залу. Возьмите паузу. Смотрите в зал – там будут шуметь, разговаривать, заниматься своими делами. Посмотрите на тех, кто затихает, и поблагодарите кивком. Потом следующих. И следующих. В итоге вы заметите, что спустя 30–50 секунд в зале станет намного тише. Когда говорящих останется несколько человек или когда замолчат все – начинайте доклад. Так вы подчеркнете важность своего выступления и покажете, что уважаете себя и тех, кто пришел вас послушать.

25. Произнесите первую фразу с соответствующими эмоциями и дайте им созреть

Помните: первое впечатление чрезвычайно важно, ведь оно оказывает значительное влияние на аудиторию, создает имидж выступающему и усиливает мотивацию выслушать доклад или презентацию полностью. Цепляющее интерес вступление отличает прекрасных докладчиков от всех остальных.

Важна пауза перед первой фразой. Вы собрали все взгляды, в зале повисла тишина, все ждут вступления – и вы говорите первую фразу. Ее необходимо произнести мощно, значимо, подчеркивая то, что в ней заключена вся суть вашего выступления. Многозначительность, которая слышна в первой фразе умелого оратора, создает интригу, которую можно разгадать только в ходе доклада. Интрига держит слушателей в напряжении и не дает им отвлекаться на посторонние дела.

Первая фраза должна обращаться к опыту слушателей, цеплять их ключевые ценности и будить эмоции. Например: «Каждый день в воды Мирового океана выбрасывается столько пластикового мусора, сколько помещается в тысяче тяжелых грузовиков. Двадцать тысяч тонн! Каждый день! Без выходных!» Такая фраза рождает визуальные образы, заставляет людей задуматься. А для того, чтобы это произошло, используйте еще один прием: сделайте паузу после первой фразы. Недаром умение держать паузу – один из главных навыков высококлассных актеров, потому что эмоции предопределяют реакцию на информацию. А пауза после первой фразы дает эмоциям созреть и вызывает интерес к вашему докладу.

26. Меняйте темп, интонацию и громкость голоса

Даже самые интересные по содержанию доклады способны погружать слушателей в транс: 10–15 минут монотонной речи – и человека начинает клонить в сон. Недаром многие религиозные ритуалы построены на монотонном, заунывном пении – эти звуки вводят в гипнотическое состояние или состояние измененного сознания, когда человек не очень хорошо понимает, что с ним происходит. Многие докладчики – прекрасные гипнотизеры, хоть сами того не желают.

Наш мозг устроен так, что он вычитает любую постоянную поступающую информацию. Мы перестаем слышать шум ламп дневного света, а люди, живущие рядом с трамвайными путями, почти не слышат грохота проезжающих трамваев. У докладчиков есть такое правило: быть непредсказуемым, переменчивым. Если слушатели могут предугадать, что вы будете делать или с какой интонацией станете говорить в следующий момент, – вы окажетесь в неприятной ситуации. Поэтому двигайтесь по сцене, меняйте темп речи, делайте паузы, повышайте и понижайте громкость голоса, повторите несколько раз ключевые фразы выступления. Это позволит вам поддерживать высокий уровень внимания аудитории, а также снискать славу харизматичного оратора, которого интересно слушать.

27. Делайте интонационные акценты на важных моментах выступления

Слушателям сложно воспринимать монотонную речь докладчика. Часто этим страдают преподаватели университетов, которые ухитряются рассказывать весьма интересные темы без всяких интонаций. Если добавить к этому громоздкие конструкции предложений, это увеличивает нагрузку на сознание слушателя и через короткий промежуток времени он попросту отключится от вашей речи. Мозг не выдерживает нагрузки: не потому, что сложно, а потому, что непонятно, что обрабатывать.

Первые роботизированные голоса было сложно слушать по той же причине – программа не расставляла интонационные акценты. Как вы понимаете, даже в самой простой фразе (например, «Я рад приветствовать вас сегодня в этом зале») можно найти несколько вариантов расстановки смысловых акцентов. Сместите ударение – и суть предложения поменяется, хотя все слова останутся на своих местах.

Задача выступающего – умело ставить акценты на тех словах, значение которых играет ключевую роль (эти слова нельзя удалить из речи, иначе пропадет смысл самого выступления). Вводные слова можно вычеркнуть хоть все разом, не изменив сути презентации, а ключевые – нельзя. Именно их и нужно выделять интонацией, тембром голоса, паузами, громкостью, ритмом.

Потренируйтесь: расскажите друзьям любой текст (в течение 1–2 минут), а потом спросите их, о чем был рассказ. И вы узнаете, какие слова вы выделяли голосом. Если вы хотите подчеркнуть что-то другое – просто сместите интонационные акценты на другие слова, а потом опять поинтересуйтесь, о чем был текст. Репетируя настоящее выступление, выделите маркером слова, на которых должен быть сделан акцент, чтобы в ходе доклада вы произнесли их громче и отчетливее.

28. Говорите со слушателями с дальних рядов

У актеров театра есть правило: все эмоции должны быть видны зрителям даже на самых дальних рядах, ведь они тоже заплатили за билет! При регулярной работе это может привести к профессиональной деформации, особенно драматических актеров (которые ведут себя так, будто всегда на сцене: их жесты широки, говорят они громко и преувеличенно эмоционально).

Ваша задача – обратить внимание на некоторые подобные привычки. Для того чтобы зал воспринимал транслируемые вами эмоции и интонации, выполните следующее упражнение. Представьте, что вы говорите со слушателями с дальних рядов. Посмотрите на них. Обратитесь к ним. Постарайтесь, подкрепляя какие-то свои слова жестикуляцией, сделать так, чтобы эти жесты были видны тем, кто сидит дальше всего от вас. Спустя время это войдет в привычку – и вас станет гораздо лучше видно и слышно на задних рядах. Бонусом станет то, что слушателям с первых рядов тоже будет комфортно вас слушать – данный прием позволяет не глушить первые ряды криком, а точно управлять громкостью голоса.

29. Удерживайте контакт глазами в течение двух-трех секунд

Контакт глазами важен для слушателей. Люди в зале смотрят на докладчика, многие – практически постоянно. Выражение вашего лица и направление вашего взгляда – это то, на что обращают внимание в первую очередь. И этим инструментом нужно научиться пользоваться, чтобы взгляд стал вашей фирменной фишкой.

Некоторые школы публичной речи предлагают «подметать зал взглядом», переводя глаза слева направо и справа налево, словно башня танка, ищущая цель, или выбрать одного несчастного в первой трети зала и впиться в него взглядом, пытаясь найти одобрение и поддержку. Но есть более элегантное решение: когда выступаете, представьте, что каждую отдельную фразу вы говорите одному человеку. Выберите человека, посмотрите ему в глаза и произнесите фразу (пускай даже в течение 2–3 секунд). Переведите взгляд на другого человека и скажите следующую фразу, глядя ему в глаза. Сначала это покажется непривычным, ведь нас отучили смотреть людям в глаза. На некоторых сценах вам может помешать свет рампы. Но вы же не привязаны к одному месту. Ходите, двигайтесь и говорите с разными людьми, глядя им в глаза. И после вашего выступления у каждого слушателя останется впечатление, что вы говорили именно с ним.

30. Ловите момент «Ага!» и подкрепляйте его

Задача оратора – завладеть вниманием слушателя, достучаться до него. Самое важное, что может сделать выступающий, – научиться двум навыкам. Первый – распознавать момент понимания у отдельных людей в зале. Второй – невербально похвалить их за понимание.

Вы наверняка видели, как выглядит человек, только что понявший какую-то идею. Он как будто светится изнутри, глаза загораются, некоторые даже себя по лбу хлопают.

Я называю это мгновение моментом «ага!». И в этот момент чаще всего человек еще пребывает в сомнении: правильно ли он понял идею, все ли ухватил, точно ли уловил все нюансы? И в поисках ответов на эти вопросы он смотрит на того, кто знает, – на оратора! Короткий взгляд, брошенный на выступающего (буквально секунда) – и если оратор поймает этот взгляд и понимающе кивнет – информация станет знанием! Невербальная похвала в нужную секунду мощно закрепляет понимание информации, помогает запомнить ключевые моменты выступления, создает мотивацию для применения услышанного.

31. Переключайтесь между четырьмя стилями коммуникации (визуальный, кинестетический, аудиальный, дискретный)

Безусловно, в ходе выступления оратор должен быть «переменчивым». Постоянство в этом вопросе только вредит: монотонный голос, один и тот же ритм речи, повторяющиеся движения, постоянные жесты – все это усыпляет, не дает сосредоточиться, мешает слушать. Но есть один нюанс, о котором не знают даже опытные ораторы: изменять можно стили коммуникации (переключаясь между визуальным, кинестетическим, аудиальным и дискретным стилями).

Самое простое, что может сделать оратор, – это помнить, что нужно с помощью своей речи помогать слушателям создавать визуальные образы, насыщать их яркими красками, делать идеи воздушными и прозрачными, а иногда блестящими и искристыми. Это пример использования образной, визуальной речи. Потом можно добавить слова, передающие ощущения, движения, чувства, то есть кинестетику. Это поможет сделать идеи более динамичными, быстрыми и одновременно весомыми и устойчивыми. Таким образом слушатель проживает то, о чем вы говорите, ощущая всю прочность ваших слов. Аудиальный стиль коммуникации ориентируется скорее не на определенные слова, а на то, как вы играете голосом, паузами, интонациями, делая речь мелодичной, звучной, звенящей. И наконец, дискретный, или логический, стиль коммуникации предполагает соответствующую последовательность изложения информации, подкрепление ваших выводов с помощью статистических данных и требует привести аргументы в ходе дискуссии.

Сочетание перечисленных стилей требует определенной практики и позволяет воздействовать на все типы слушателей.

32. Используйте позитивные ключевые слова и выделяйте их интонационно

Люди учатся у тех, кто им нравится. Бывает, что докладчик рассказывает интересные и полезные вещи, но на уровне подсознательного восприятия вызывает неприязнь. В такие моменты слушателю приходится бороться с собой, отфильтровывать свои реакции, отделять отношение к материалу от отношения к выступающему. Это надо знать всем докладчикам, рассказывающим о каком-либо достижении или результате, для получения которого пришлось приложить немало труда.

Во время выступления докладчик демонстрирует свою реакцию на материал невербально: улыбается, когда материал нравится, хмурится, когда он доставляет напряжение или раздражает. Зачастую спикер в эти моменты вспоминает все проблемы, через которые пришлось пройти в работе над материалом доклада, и это отражается гримасой на его лице. Но слушатели ведь этого не знают! Вот они и думают, что тема выступления докладчику неприятна. И реагируют соответственно – негативно. Поэтому, когда выступаете, интонационно делайте акцент на словах, несущих позитивный смысл. И улыбайтесь в этот момент – помогайте слушателям получать максимальную пользу от вашего выступления не только сознательно, но и бессознательно.

33. Вовлекайте слушателей в свой рассказ

Самое интересное для человека – получить какой-либо жизненный опыт. Многие ситуации люди примеряют на себя, как бы спрашивая: «А что, если бы я оказался на его месте? Попадал ли я в такие ситуации?» Опытные докладчики не только помогают слушателям получить новую информацию, но и используют определенные приемы, чтобы максимально прочно закрепить ее. У слушателей создается впечатление, как будто они сами прошли через описываемые ситуации, решали те же задачи, испытывали аналогичные эмоции. Как этого достичь?

Ключ к созданию такого впечатления – умелое вовлечение слушателей в рассказ. Проще всего этого достичь с помощью фразы: «Бывало ли у вас такое?..» Можно использовать ее вариации: «Сталкивались ли вы с такой задачей?», «Попадали ли вы в подобную ситуацию?» и т. д. При этом описание ситуации приводится довольно общо, чтобы вероятность ее наличия в прошлом слушателей была высока. Так, в ходе обучения преодолению сложностей выступающий часто спрашивает: «Кто из вас учился ездить на велосипеде?» Высока вероятность, что почти все в зале поднимут руки. Тогда докладчик продолжает: «Сразу ли у вас получилось? Падали хоть раз? Но ведь все равно вставали! Потому что хотели научиться, правда?» В этот момент произошло присоединение к опыту – и рассказчик движется дальше, а зал вовлечен в выступление, ведь это про них уже идет речь, а не про кого-то абстрактного! Самый простой способ присоединиться к опыту участников – задать вопрос, начинающийся со слов «Бывало ли у вас такое?..».

34. Задав вопрос, дождитесь реакции

Умение задавать вопросы – навык, который отделяет уверенных в себе ораторов от тех, кто просто зачитывает текст со сцены. Среди всех вопросов особую роль играют риторические. Ведь часто полноценный диалог в виде «вопрос – ответ» вести не получается (иногда формат публичного выступления этого не предполагает, или количество участников слишком велико, или ответ на вопрос интересен только задавшему его, а остальные скучают). Вопросы позволяют вовлечь участников в процесс публичного выступления, дать им возможность погрузиться в свой опыт, спроецировать услышанное на свои реальные жизненные ситуации.

Риторические вопросы удобны: вы вроде бы задаете вопрос, но при этом заранее знаете ответ. Однако здесь есть важный нюанс. Несмотря на то что весь зал будет знать ответ на ваш риторический вопрос (например: «Кто из вас хотел бы достичь успеха в жизни?»), все равно оратор должен сделать паузу, давая слушателям возможность ответить на него. Пускай они ответят не вслух, а про себя, но они все равно ответят. И пауза в речи выступающего, во время которой слушатели отвечают сами себе на риторический вопрос, демонстрирует, что оратор уважает мнение слушателей. Неопытные ораторы часто не дают времени на ответ, спешат дальше, передавая таким образом своим слушателям невербальное послание: «Ваше мнение мне неважно, неинтересно, и я не буду его слушать!» И расплачиваются снижением внимания к теме выступления, сопротивлением слушателей, получают от них каверзные вопросы, провоцируют споры с аудиторией.

35. Используйте невербальные процессные ключи

Выступающий должен уметь управлять поведением аудитории: побуждать задавать вопросы, распределять очередность людей, задающих вопросы, обращать внимание слушателей на интересный вопрос, предлагать подумать над ответом, остановить слишком долгую речь из зала. Наконец, важно поблагодарить человека за заданный вопрос. И сделать это без слов!

Вы можете, конечно, пользоваться словами, но будете отвлекаться от изложения темы, можете смешать слова, относящиеся к сути выступления, со словами, запускающими определенные действия или процессы. Гораздо удобнее пользоваться невербальными процессными ключами (жестовыми знаками, имеющими определенный смысл). Смысл одних жестов понятен всей аудитории (например, если вы вытянете руку ладонью к говорящему, то этот жест однозначно будет истолкован как «стоп», если вы приложите руку к уху, то этот жест, как правило, все понимают как просьбу говорить громче), значение других придется сначала объяснить, продублировать словами перед тем, как пользоваться только жестами. Зато потом, используя процессные ключи, вы сможете дирижировать аудиторией, не произнося ни слова и получая желаемый результат!

36. Не стойте на месте: двигайтесь в паузах между фразами

Если оратор все свое выступление проводит на одном месте (сидя на стуле, стоя за кафедрой), это нагоняет на слушателей скуку, поскольку речь получается весьма однообразной. Выступающий должен переходить с места на место, подчеркивая своими движениями определенные мысли или расставляя акценты.

Перемещаться нужно осознанно. Например, удобнее всего двигаться в паузах между фразами, поскольку, когда оратор одновременно говорит и ходит, некоторых слушателей «укачивает».

Бывает, выступающие двигаются однообразно: хотят туда-сюда либо раскачиваются в такт собственной речи. Вы можете освоить такую технику: сказал фразу → замолчал → перешел в другую точку → остановился → продолжил выступление. Такое перемещение по сцене воспринимается гораздо более органично. На тренингах толковый тренер может переходить в разные точки зала, подходить к участникам, чтобы не дать им заскучать, но его передвижения должны быть логичны, обоснованы содержанием выступления и непредсказуемы! Тогда внимание аудитории обеспечено.

37. Делайте паузы в речи

В ходе своего доклада вы передаете огромное количество информации слушателям. Цифры, факты, идеи, примеры – все это требует довольно интенсивной мыслительной работы. Именно поэтому иногда после хорошего выступления слушатели могут чувствовать себя немного уставшими. При этом способность человека усваивать информацию ограниченна: спустя 30–90 секунд слушатель будет стараться переварить услышанное, определить ему место в системе собственного опыта, понять, как можно применить новую информацию в будущем. И в это время он вас совершенно не слышит!

Умение держать паузу пригодится вам по крайней мере для достижения двух целей. Первая – дать возможность слушателям усвоить информацию. Такие паузы продолжительностью 2–3 секунды стоит делать в среднем один раз в 1,5–2 минуты. Они практически незаметны, зато значительно улучшают усвоение информации, полученной от вас. Вторая цель – подчеркнуть какую-то идею, сделать акцент на какой-то мысли, подвести слушателей к определенному выводу. Такая пауза делается реже, она более продолжительная (5–6 секунд, иногда дольше). Умение держать паузу необходимо отрабатывать (без практики выдержать 5 секунд молчания посреди собственного выступления под силу не всем). Однако, овладев этим навыком, вы сможете значительно усилить воздействие своего выступления!

38. Высказав аргумент, усильте его, ответив на вопрос: «Почему я должен этот аргумент принять во внимание?»

В ходе любого выступления вы будете использовать аргументы. Доказывая какое-либо утверждение, вам придется приводить факты, логические допущения, предположения и делать определенные выводы. Часто оратор сталкивается с ситуацией, когда приведенный аргумент является недостаточно сильным для слушателей. В этом случае полезно усилить его с помощью так называемой поддержки аргумента (эта система блестяще описана Н. Непряхиным в своих книгах).

Поддержка – это разжевывание аргумента, его детальное описание, объяснение, почему аргумент важен и почему его стоит принять во внимание.

Например, в случае доказательства утверждения «Лондон – дождливый город» можно привести такой аргумент: среднее количество осадков составляет 610 мм. Аргумент доказанный, правильный, но если ваш собеседник не профессиональный метеоролог, то сам по себе этот аргумент для него ничего не будет значить. А вот если вы скажете в качестве поддержки: «Для сравнения: в Лос-Анджелесе количество осадков составляет примерно 380 мм в год», то это подчеркнет весомость вашего аргумента, то есть усилит его. Приводя аргументы, всегда подкрепляйте их – это позволит вам донести свою аргументацию до слушателей более эффективно.

39. Подстраховывайте свои аргументы

Юристы знают, что аргументы можно подобрать для доказательства любой точки зрения. Различие будет лишь в системе ценностей, философии аудитории, ее опыте. Именно поэтому аргументы наталкиваются на контраргументы, доказательства опровергаются, а факты, даже организованные в систему, подвергаются сомнениям с помощью исключений. Для того чтобы смягчить силу контраргументов, вы можете использовать технику под названием «подстраховка аргументов».

«Некоторые могли бы сказать, что мы не учли ряд фактов, ставящих наши аргументы под сомнение. Да, такие факты существуют, мы о них знаем, но, к счастью, вероятность альтернативного исхода – менее 1 %». Это пример подстраховки: вы озвучиваете альтернативную точку зрения, которую могут использовать ваши оппоненты, и рассказываете, почему не принимаете ее в своем доказательстве.

В отличие от прямого отрицания альтернативного мнения подстраховка аргументов позволяет значительно снизить риск возникновения спора в ходе выступления и повышает весомость вашей точки зрения. Ведь, по мнению слушателей, вы приводите несколько вариантов и доказываете наиболее важный из них.

40. Используя метафоры, рассказывайте о других людях, а не только о себе

Приводя в своем выступлении случаи из практики, рассказчики часто используют только себя в качестве примера. Сами по себе примеры, безусловно, полезны, поскольку переводят выступление из разряда абстрактной теории в область доказанных фактов. Однако в некоторых форматах выступлений возникает опасность того, что слушатели сочтут такой подбор историй или метафор самолюбованием оратора. Особенно если речь идет не об отчете, а о выступлении, связанном с доказательством результативности какой-либо методики или способа достижения результата в ходе тренинга.

В этом случае лучше использовать метафоры под общим названием «один мой друг». Рассказывая пример из своей практики, вы говорите: «Один мой знакомый, применяя эту методику, добился следующих результатов». Таким образом, вы доносите до слушателей необходимую информацию, при этом не акцентируете внимание на своем опыте. Подобные метафоры позволяют точнее следить за временем выступления, поскольку, когда вы рассказываете «о другом человеке», у вас меньше соблазна углубиться в ненужные детали, не относящиеся напрямую к содержанию примера, ведь ваша цель – передать лишь самую суть описываемого события.

41. Если вам нужны тезисы, используйте их, убирая в сторону во время выступления

Если вам часто приходится выступать с докладами или речами, то одной из ваших профессиональных способностей будет отличная память. В ходе нескольких репетиций вы учите текст, но не зазубриваете, а расставляете смысловые акценты, запоминаете ключевые цифры и факты, находите для себя подсказки для связывания разных частей выступления воедино. Однако довольно часто приходится выступать без возможности подготовиться на должном уровне. В этом случае помогают тезисы – основные идеи выступления, написанные крупным шрифтом, либо пометки цветным маркером в общем тексте выступления.

При всем удобстве таких подсказок они могут помешать установить качественный контакт с аудиторией. Тезисы нельзя зачитывать вслух, ведь они лишь помощники, а не полноценный текст выступления. Тезисы лучше всего положить на стол (при надобности вы можете их посмотреть, пока делаете паузу в своем повествовании). Если предпочитаете держать тезисы в руках, постарайтесь использовать только одну руку. При этом действуйте по следующему принципу: заглянули в тезисы – отвели руку вбок – начали говорить – сделали паузу – посмотрели в тезисы. Так вы не создадите преграду между собой и слушателями. Когда вы говорите, тезисы держите одной рукой, которая свободно висит вдоль тела. Вторая рука ничем не занята, поэтому вы можете жестикулировать. Когда делаете паузу и подсматриваете в тезисы, слушатели обдумывают сказанное вами и не смотрят на вас так внимательно, как тогда, когда вы говорите. При определенной практике этот подход позволит вам легко справляться даже с не очень знакомыми темами и выглядеть на сцене уверенно.

42. Распределите время выступления

Мы с вами говорили о важности подготовки текста доклада с использованием определенной структуры. В ходе подготовки к выступлению также очень важно научиться распределять время. Часто выступающие допускают одну характерную ошибку: значительную часть доклада отводят собственно для подачи материала и не уделяют достаточно времени созданию мотивации слушать (привязка к опыту) и мотивации на внедрение информации (привязка к будущему). Наиболее оптимальное распределение времени следующее: 20–25 % – привязка к опыту, 30–40 % – информация, 20–25 % – привязка к будущему.

В этой схеме достаточно много времени уделяется мотивационным частям выступления. Например, в ходе привязки к опыту вы можете заранее ответить на вопросы, которые в связи с темой вашей речи обязательно возникнут у слушателей. Знание этих вопросов, умение озвучить их со сцены показывает слушателям, что вы разделяете их интересы, осведомлены о том, что происходит у них в жизни. Вы попадаете в категорию «свой». На это необходимо время, потому что люди будут реагировать, озвучивать собственные вопросы, постепенно включаясь в процесс слушания вашего выступления. Будьте к этому готовы. В ходе привязки к будущему, когда вы говорите о том, как реализовывать сказанное вами на практике, опять же поступит немало вопросов от слушателей (на ответы необходимо время). Вам также следует задавать в зал грамотные вопросы, которые заставляют людей задуматься, представить себя в новом качестве, увидеть будущее в новом свете. Правильное распределение времени позволяет избежать ощущения скомканности выступления и рождает у слушателей уверенность в вашем профессионализме.

43. Уберите препятствия между собой и залом

Кафедра, сцена, стол – все это отделяет докладчика от слушателей. И одновременно создает препятствие для установления контакта. Безусловно, в театре сцена важна, поскольку обратная связь от зрителей актерам передается опосредованно – через аплодисменты. Однако во время публичного выступления отделение оратора от слушателей приведет к повышенной эмоциональной нагрузке на выступающего. Ведь ему придется дополнительно постараться, чтобы удержать внимание сидящих в зале. Если этого не сделать, то в борьбе за внимание победят их смартфоны и планшеты.

Мы выше говорили о напечатанных тезисах и о том, как их грамотно использовать. Кроме этого, при выступлении нужно выходить из-за кафедры, стола и даже спускаться со сцены. Иногда выступающие используют высокий барный стул, что весьма удобно. Докладчик и сидит и стоит одновременно. Однако такой стул несет в себе угрозу оказаться своеобразиям щитом, если оратор встанет за ним, как будто отгораживаясь от аудитории. Если вы замечаете за собой привычку опираться на что-то, что находится между вами и слушателями (стол, стул, кафедра, флипчарт), старайтесь стоять открыто перед людьми в зале. На уровне невербальной коммуникации это создаст ваш более позитивный образ в глазах слушателей и обеспечит качественный контакт с ними.

44. Подготовьте несколько шуток на тему выступления

Мы уже говорили о том, что слушание – довольно интенсивное занятие, требующее сосредоточенности и вызывающее усталость. В связи с этим одна из задач выступающего – поддержать мотивацию аудитории в процессе своей речи. Проще всего сделать это с помощью юмора (вовремя сказанной шутки, например).

Хотя шутки со сцены часто кажутся сказанными спонтанно, опытный оратор на репетиции прикидывает, когда будет уместно пошутить. В среднем на каждый ключевой момент выступления стоит заготовить что-то веселое. Это разряжает атмосферу, снижает напряжение в зале, показывает оратора обычным человеком. Шутка – сильный инструмент, ее нужно использовать грамотно. Если аудитория и тема позволяют, то шутка раз в 3–5 минут помогает удерживать внимание. Пошутив, дайте людям посмеяться, передохнуть, сделайте паузу. Когда смех стихнет – продолжайте выступление.

45. Выньте руки из карманов и жестикулируйте

Руки помогают акцентировать внимание на определенных моментах выступления. Вспомните: многие ораторы с помощью жестов подчеркивают свои слова, привлекают внимание слушателей, управляют реакцией аудитории. Мы ранее говорили о невербальных процессных ключах, о том, как ими пользоваться. Но нельзя не отметить часто встречающуюся ошибку – засовывать руки в карманы, закладывать их за спину, держать обеими руками папку или крутить в руках маркер.

Чтобы отучиться совать руки в карманы, проще всего представить, что ваша аудитория может неправильно воспринять этот жест. Особенно если вы выступаете перед подростками – шуток не оберешься. Многие ораторы просто не знают, куда деть свои руки, поэтому держат в них какие-нибудь предметы. Кроме переключателя слайдов и маркеров, старайтесь не брать в руки больше ничего (эти предметы должны появляться в ваших руках только в тот момент, когда вы переключаете слайд или что-то пишете; закончили – положите переключатель на стоящий рядом столик или стул, а маркер – на флипчарт). Во время репетиции своего выступления можете проговаривать текст про себя, а внимание фокусировать только на жестах, которыми вы пользуетесь в ходе выступления.

Раздел III Тренировка ораторских навыков

46. Замедлите темп речи до дискомфортного

Есть одна шутка насчет теории относительности для выступающих публично. Она заключается в том, что на сцене время течет гораздо медленнее. По мнению многих ораторов, когда стоишь на сцене, кажется, что говоришь очень медленно, что аудитория скучает, что сложно подобрать точную фразу, что паузы тянутся невыносимо долго. Со стороны аудитории все наоборот: кажется, что оратор спешит, говорит очень быстро, не дает возможности обдумать сказанное, перескакивает с одной мысли на другую. Запишите свое выступление на видео и при просмотре отметьте, комфортно ли вам слушать самого себя.

Когда мы тараторим, этому есть простое объяснение: мы пытаемся речью успеть за собственными мыслями, а думаем мы в несколько раз быстрее, нежели говорим. Чтобы справиться с этой особенностью мышления и речи, попробуйте на репетиции своего выступления замедлить темп речи до дискомфортного. Произносите слова отчетливее и медленнее, чем вы говорите в обычной жизни, делайте небольшие паузы между словами, замедлите жесты и движения. Сделайте видеозапись репетиции, чтобы можно было корректировать скорость речи при следующем повторе выступления. Подберите такую скорость речи, при которой вам понравится слушать себя в записи.

47. Не бойтесь ошибок

«Не ошибается тот, кто ничего не делает». Отличное выражение, вот только страх публичных выступлений, или глоссофобия, занимает одно из первых мест в списке фобий. Возможно, это связано с боязнью быть высмеянным, потерять статус или уважение. Причиной служит еще и тот факт, что часто нам приходится выступать спонтанно, а учиться выступать публично не доводилось. Безусловно, самым эффективным способом избавиться от страха перед сценой являются занятия по ораторскому искусству, подготовка и репетиции выступления. Чем больше вы выступаете, тем меньше ошибок делаете, тем проще вам смотреть в глаза слушателей, тем легче отвечать даже на самые каверзные вопросы.

Позволять себе допускать ошибки, чтобы впоследствии на них научиться, – признак опытного оратора. Один мой коллега настолько боялся ошибиться на сцене, что практически не мог выступать. Обратившись за помощью к опытным ораторам, он получил задание: в течение года каждый раз при выступлении специально делать какую-то ошибку, причем всегда разную! Только представьте себе – 365 ошибок! Сначала было легко, а спустя пару месяцев пришлось креативить, придумывать новые ошибки. Он выходил в разных носках, разливал на слушателей воду из стакана, сбрасывал микрофон со сцены, а один раз даже провалился в оркестровую яму! Впрочем, это падение не было запланированным. В результате такого обучения за год он допустил ошибок больше, чем когда-либо смог сделать неосознанно, и теперь ему просто нечего было бояться!

48. Вносите изменения в выступление только после его окончания

Приучите себя анализировать свои выступления. Это очень полезный навык, который позволяет каждый выход на сцену превратить в собственное обучение. В ходе выступления вы можете отмечать, что можно было бы сделать лучше: где изменить интонацию, где сформулировать мысль по-другому… Чтобы этот навык был вам на пользу, а не во вред, применяйте его следующим образом: корректируйте свое выступление после его окончания, а не тогда, когда вы на сцене.

Когда вы выступаете, не сомневайтесь в себе, говорите свободно – без внутреннего анализа и самооценки. И только после того, как вы завершили свою речь и покинули сцену, можете взять ручку и блокнот и записать для себя рекомендации, над чем стоит поработать на следующей репетиции.

Часто ораторы пытаются откорректировать свое выступление прямо на сцене. Это почти никогда толком не получается и создает у аудитории впечатление сомневающегося в своих словах человека. А вот если работать над ошибками во время репетиций, то спустя время вы сами не заметите, как станете выступать уверенно и вдохновенно.

49. Записывайте себя на видео и давайте себе обратную связь, словно постороннему

Сегодня сделать качественную видеозапись не представляет никакого труда: вы можете установить обычную бытовую видеокамеру на штатив или поставить мобильный телефон на треногу. Вам не требуется никаких специальных навыков видеооператора – выберите направление съемки и такое расстояние, чтобы камера уловила ваш голос.

Вернувшись в офис или домой, включите видео, возьмите ручку и блокнот и предоставьте самому себе обратную связь. Ответьте на следующие вопросы:

• что вам понравилось в выступлении оратора, что вы порекомендовали бы ему продолжать делать так, как он уже делает;

• что стоит подкорректировать и как именно.

Когда вы смотрите на себя со стороны, есть большой риск начать критиковать все подряд! Нам непривычен даже собственный голос, что уж говорить о манере поведения на сцене! Но постепенно ваша обратная связь с самим собой будет становиться точной и конструктивной. Постарайтесь предлагать себе конкретные изменения: расправить плечи шире, удерживать контакт глазами 2–3 секунды, говорить четче. На основании этих рекомендаций составьте план развития ораторских навыков и следуйте ему неукоснительно.

50. Иногда выключайте звук в видеозаписи и изменяйте невербалику и метапослание

При работе с видеозаписью есть один секрет. Он базируется на широко известном факте: мы извлекаем около 8-10 % информации из слов собеседника, а все остальное черпаем из невербального поведения. Осанка, жесты, мимика – все это создает у слушателей значительную часть впечатления о вашем выступлении. В теории коммуникации используется термин «метапослание». Он означает ваше отношение к тому, о чем вы говорите. Узнать свое отношение к теме доклада очень легко: включите видеозапись своего выступления и отключите звук. И спросите себя: «О чем говорит этот человек?»

Работа с беззвучной видеозаписью своего выступления и корректировка движений и мимики – это высший класс для оратора. Ему требуются определенная мыслительная работа, самоосознанность и готовность задуматься: а что вызвало то или иное выражение лица? Почему я говорю это слово с такой гримасой? Почему в этот момент тело подалось назад, а голова вжалась в плечи? Как именно такая невербальная коммуникация изменяет восприятие моего доклада слушателями?

Возможно, вам стоит подкорректировать мимику перед зеркалом, чтобы она соответствовала тому впечатлению, которое вы хотите создать у своих слушателей. Возможно, вам придется отрабатывать некоторые сочетания слов и жестов. Это тот уровень практики, которым занимаются считаные единицы среди сотен ораторов, зато они заслуженно становятся признанными докладчиками, лучшими из лучших!

51. Отработайте финальную фразу-призыв, связанную с темой выступления

Искусство подобрать хорошую финальную фразу (kicker) – это высший пилотаж публичных выступлений. В современном мире каждый из нас перегружен информацией. Поэтому вы можете быть практически уверены, что содержание вашего выступления не запомнит подавляющее большинство слушателей! Однако они должны запомнить финал. Поэтому особое внимание уделите подбору такой фразы, которая будет содержать суть выступления – как информационно, так и с точки зрения эмоций (которыми сопровождалось ваше выступление). Четкой формулы здесь нет – это своего рода искусство. Фраза должна привлечь внимание, запоминаться и красиво звучать.

Иногда можно закончить выступление той же фразой, с которой вы начали свою речь. I have a dream! («У меня есть мечта!») – знаменитая фраза Мартина Лютера Кинга, одна из самых сильных в истории публичных выступлений. Она отлично связана с сутью его выступления – мечта о равенстве разных народов на территории как минимум одной страны – и с эмоциями, сопровождавшими выступление (напряжение, ожидание, готовность бороться и делать все, что необходимо, чтобы реализовать эту мечту). Его слова «У меня есть мечта» резонировали с мечтаниями огромного количества человек. И эти слова привели к одному из самых значительных изменений в истории огромной страны, да и всего мира. И все это – в результате прекрасной речи с великолепно подобранным финалом!

Оглавление

  • Введение
  • Раздел I Подготовка выступления
  •   1. Определите цель своего выступления
  •   2. Определите общие с аудиторией точки и их ключевые ценности
  •   3. Определите болевые точки аудитории
  •   4. Узнайте, кто будет вас слушать – однородная аудитория или несколько разных групп
  •   5. Определите, какие вопросы являются спорными для слушателей
  •   6. Выберите тип речи: простая/академическая (высокопарная)/ смешанная
  •   7. Знайте основные термины/понятия аудитории
  •   8. Заучите наизусть ключевые цифры/ факты своего выступления
  •   9. Определите философскую линию своего выступления
  •   10. Создайте образ того, что хотите донести до людей, и подберите метафоры
  •   11. Создайте образ того, чего хотите избежать
  •   12. Создайте первую фразу – «цеплялку»
  •   13. Ответьте на вопрос: «Зачем людям меня слушать?» (Как тема выступления созвучна их проблемам)
  •   14. Как изменится будущее слушателей в положительную сторону?
  •   15. С какими трудностями столкнутся слушатели в процессе изменений, о которых вы говорите в своем выступлении?
  •   16. Какие три действия слушатели должны выполнить после вашего выступления?
  •   17. Посетите зал, где будете выступать, заранее
  •   18. Проверьте технику: таймер, видеооборудование, звук, кондиционеры
  •   19. Пользуйтесь структурой выступления при создании доклада
  •   20. Создайте презентацию в формате «10-20-30»
  •   21. Внесите свои контакты в презентацию, в распечатки, напишите на флипчарте, проверьте визитки
  •   22. Отрепетируйте выступление
  • Раздел II Выступление на сцене
  •   23. Выполните упражнения для голоса перед началом выступления
  •   24. Сделайте паузу перед началом доклада, чтобы притянуть к севе внимание публики
  •   25. Произнесите первую фразу с соответствующими эмоциями и дайте им созреть
  •   26. Меняйте темп, интонацию и громкость голоса
  •   27. Делайте интонационные акценты на важных моментах выступления
  •   28. Говорите со слушателями с дальних рядов
  •   29. Удерживайте контакт глазами в течение двух-трех секунд
  •   30. Ловите момент «Ага!» и подкрепляйте его
  •   31. Переключайтесь между четырьмя стилями коммуникации (визуальный, кинестетический, аудиальный, дискретный)
  •   32. Используйте позитивные ключевые слова и выделяйте их интонационно
  •   33. Вовлекайте слушателей в свой рассказ
  •   34. Задав вопрос, дождитесь реакции
  •   35. Используйте невербальные процессные ключи
  •   36. Не стойте на месте: двигайтесь в паузах между фразами
  •   37. Делайте паузы в речи
  •   38. Высказав аргумент, усильте его, ответив на вопрос: «Почему я должен этот аргумент принять во внимание?»
  •   39. Подстраховывайте свои аргументы
  •   40. Используя метафоры, рассказывайте о других людях, а не только о себе
  •   41. Если вам нужны тезисы, используйте их, убирая в сторону во время выступления
  •   42. Распределите время выступления
  •   43. Уберите препятствия между собой и залом
  •   44. Подготовьте несколько шуток на тему выступления
  •   45. Выньте руки из карманов и жестикулируйте
  • Раздел III Тренировка ораторских навыков
  •   46. Замедлите темп речи до дискомфортного
  •   47. Не бойтесь ошибок
  •   48. Вносите изменения в выступление только после его окончания
  •   49. Записывайте себя на видео и давайте себе обратную связь, словно постороннему
  •   50. Иногда выключайте звук в видеозаписи и изменяйте невербалику и метапослание
  •   51. Отработайте финальную фразу-призыв, связанную с темой выступления Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg

    Комментарии к книге «Впечатляющая речь», Александр Александрович Сударкин

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства