Анатолий Шендерович Диалог в ходе эксперимента
На облаке
— Тише ты!
— В чём дело?
— Стругаешь, как папа Карло…
— Где ты видишь стружку?
— Ну, не стружку… А как это называется?
— Никак. Я ещё не придумал…
— А меня как звать — тоже не придумал?
— Нет. Потом как-нибудь… Впрочем, люди сами придумают тебе имя. И не одно…
— Постой, чего это ты мне прилаживаешь?
— Хвостик… Такой… отросточек. С метёлкой на конце.
— Зачем он? У тебя его, кажется, нет.
— Мне он и не нужен… А тебе полагается почину.
— То есть?
— Ну, люди так тебя представляют…
— Ты уже второй раз повторяешь это слово — «люди». Что оно значит?
— Такие существа… Я тут задумал один эксперимент… Видишь, вон в той стороне большой красный шарик? И вокруг ещё несколько, помельче?
— Вижу.
— От большого третий по счёту… Это планета Земля…
— А люди где?
— Их ещё нет. Они возникнут…
— На этом шарике?
— Да. Но не сразу. Пока там ещё не всё пришло в норму. Но скоро он станет вполне сносным обиталищем для…
— Людей?
— До людей пока далеко. Сначала возникнет жизнь…
— Ты говоришь какими-то загадками! Что это?
— Не знаю, как тебе объяснить. Я вообще дефиниций терпеть не могу. Вот у людей это будет любимое занятие… Что такое жизнь? Что такое смерть? Что такое любовь?.. Так на чём мы остановились?
— Пожалуй, на людях.
— Нет, на эксперименте… Мне хочется попробовать создать такую саморазвивающуюся систему и посмотреть…
— Вот ты и создал дефиницию: жизнь есть саморазвивающаяся система, которая…
— Это обрубок какой-то, а не дефиниция. Впрочем, таковы они все — ни одна не способна охватить какое-либо явление во всей его… Тьфу, чёрт, куда меня занесло!
— Чёрт? Это ещё что?
— Не что, а кто… Чёрт — это ты.
— Ты, кажется, говорил, что имена нам будут давать люди…
— Да, говорил… Люди! Неизвестно, когда они появятся и появятся ли вообще… А нам же нужно как-то общаться…
— В таком случае, как мне тебя называть?
— Не имеет значения. Впрочем нет. Называй меня богом… Да… Не уверен, что получится что-то путное, но идея — заманчивая… Создать такие химические соединения, которые обладали бы способностью укрупняться и усложняться, а главное, передавать информацию и, таким образом, развиваться. Так сказать, эволюционным путём… Только куда он приведёт… Одному богу известно.
— То есть тебе!
— Это только так говориться… На самом деле ничего не известно… В смысле результата.
— Но хоть какая-то гипотеза у тебя есть?
— Гипотеза, пожалуй, есть… Саморазвитие живой системы до такой стадии, когда она получит возможность разумного собственного устройства и разумного объяснения возникновения жизни.
— То есть люди доберутся до тебя…
— До меня они доберутся гораздо раньше той точки развития, когда их можно будет назвать разумными.
— Не понимаю. Как они, ещё не будучи разумными, смогут узнать про тебя?
— Они ничего не узнают. Они будут строить разные гипотезы, создавать идолов, пока не придумают меня. Просто я буду их очередной гипотезой. И ты, кстати, тоже.
— А я при чём?
— Ты станешь моим антиподом. В и представлении, разумеется.
— И что я буду делать?
— Да ничего. Во-первых, запомни! — мы ни во что ни вмешиваемся. Это — принципиально. Са-мо-раз-ви-ти-е! Система развивается сама.
— А во-вторых?
— Во-вторых… Ты будешь олицетворять зло. Я — добро.
— Это несправедливо!
— Почему? Людям — если они будут — обязательно потребуется козёл отпущения…
— Козёл?!!
— Успокойся — У тебя будет куча других имён: Сатана, Люцифер, Дьявол… А поэты будут слагать о тебе стихи… «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»…
— Неслабо!
— Вот ещё что: никаких жаргонных словечек, никакого сленга — терпеть не могу. Это, пожалуй, в-третьих. Ты — моё создание и мой помощник. Понятно?
— Да. Только вот я не понял, когда мы начнём эксперимент.
— Мы?! Несла… Тьфу, чёрт! Неплохо… Как быстро всякая дрянь к языку прилипает… Эксперимент провожу я, а ты мне будешь помогать. Будешь наблюдателем.
— Понял. А когда эксперимент начнётся?
— Собственно говоря, он уже начат. Простейшие организмы там уже есть. Так что слетай-ка на этот шарик и посмотри обстановку: ну, там вода, воздух, температура, давление…
-.. пульс…
— Ты, небось, думаешь, пошутил. Понимаю. Но пульс у планеты и в самом деле есть. И не один: циклических процессов у неё полно…
— Например?
— Частота вращения вокруг собственной оси, частота вращения вокруг Солнца — вот того большого шарика… Будет чем заняться. Справишься?
— Надеюсь. Можно отправляться?
— Да. Пора.
— Полетел!
— Принято говорить: поехали!
— Не знал.
— Естественно! Ну, с богом…
Доклад
— Привет, голубчик. Ты весь в космической пыли…
— Уже ползают гады!
— Погоди, приведи себя в порядок.
— Ты же говорил — пройдёт чуть ли не миллиард лет, пока вслед за простейшими организмами появятся…. А прошло лишь несколько дней…
— Время у нас с тобой и на Земле идёт неодинаково. Концепция единого пространства-времени допускает…
— Чёрт с ней, с концепцией. Ты скажи лучше, почему такие отвратительные чудовища?
— Отвратительные? Однако ты эстет. Тебе, наверное, понравилась эта планета?
— Райский уголок!
— Я долго выбирал, и, видимо, не зря. А конкретнее?
— Много воды. Суша почти сплошь покрыта зеленью. Горы, на вершинах — снег, в долинах — деревья, кустарник, трава. Реки… Воздух — чудо что такое!
— Я так и думал. Тишь, гладь и божья благодать…
— А вот этого как раз нет… Конечно, это райский уголок… когда Земля спокойна. Но планету время от времени трясёт. То раскалывается земля, то вздымаютмя воды так, что смыывают всё вокруг… Да, и ещё вулканы. Впечатляющее зрелище: пепел — слоб до неба, лава сжигает всё на своем пути.
— Вот те на… Я думал, что Земля почти успокоилась…
— Нет, жить там можно. Ну, смоет одних гадов, появятся другие…
— Кстати, чем питаются твои гады?
— Наши гады, ты хотел сказать… Кто чем. Кто травкой, а кто и себе подобными…
— Как?! Не может быть!
— Ещё как может! И едят с аппетитом.
— Это катастрофа!
— Не вижу никакой катастрофы. Ты же ставишь эксперимент, не так ли? На «что получится». Верно?
— Верно, но меня беспокоят люди. Они появятся в результате развития одного из существующих сейчас видов. И в их генетической программе…
— В чём?
— Это слишком сложно. Потом разберёшься… Да, в их генетической про грамме должен быть запрет на агрессию против себе подобных. Хотя есть другие угрозы, не связанные с агрессией… Как на этой несчастной Локанте…
— На Локанте?
— Да, есть такая планета — Локанта.
— Ты там тоже ставил эксперимент?
— Не хочется даже вспоминать.
— Расскажи. Там дошло дело до разумных существ?
— Не знаю, что тебе сказать. С одной стороны — безусловно. Они создали такие технологии… Казалось, ещё один шаг, и они познают тайну Вселенной…
— Но…
— Вот это проклятое «но»… Сначала локантяне — демонстрация торжества разума! — создали себе подобных. Искусственных. Эти гуманоиды выполняли роль обслуги. Потом они поселили их у себя в домах: гувернантки, садовники… Потом искусственные локи — так их назвали — стали выполнять другие функции. А потом началась какая-то вакханалия: локантяне и локи перестали различать друг друга, стали вместе жить и… Короче, в итоге они деградировали и вымерли. Всё…
— И ты опасаешься, что на Земле повторится эта история?
— Нет, не боюсь. История не повторяется до деталей. У неё в запасе тысячи и тысячи поворотов, и никто не может сказать, какой из них выберут идущие по её дорогам.
— Тогда вернёмся к нашим баранам.
— Ты опять?!
— Нормальная присказка… Ну пусть — к нашим гадам.
— Кстати: кого ты называешь гадами — всех нынешних обитателей Земли или только тех, кто ползает на брюхе?
— Всех!
— Вообще-то это неправильно. Но систематизация придёт потом, когда появятся люди… В воде какие-нибудь существа живут?
— В больших количествах. И по воздуху летают.
— Уже… Скажи, пожалуйста, вот ты упоминал их способ питания…
— Жрут друг друга, то есть, миль пардон, употребляют в пищу других…
— Ты не обратил внимания, пользуются ли они при добывании пищи какими-нибудь орудиями?
— А как же! В левой передней лапе — вилка, в правой — нож. Всё по этикету…
— Ты несносен! Мне нужен серьёзный ответ.
— А что ты называешь орудиями?
— Камень, палка в руке…
— Ни разу не видел… Хочешь, расскажу, как всё это происходит?
— Только без лишних деталей.
— Ничего лишнего в их действиях нет. Догнал, зубами — в глотку, когтями вспарывается брюхо… Или вот ещё: затаился, потом бросок — и жертва оказывается в раскрытой пасти.
— Так. Хорошо. То есть отвратительно! Я надеялся, что здесь возможен какой-то другой вариант…
— Любителей пощипать травку там тоже немало.
— Они все могли бы пользоваться растительной пищей.
— Не сложилось. Саморазвитие, не так ли?
— Смеёшься? Я смотрю, не зря я приладил тебе рожки и прочие атрибуты чёрта… Ты становишься самим собой. То есть чёртом.
— Вхожу в образ?
— Что-то в этом роде…
— А почему тебя интересовали всякие палки и камни?
— Потому что это первые орудия труда, а значит, первые признаки мыслительной деятельности.
— А сейчас что? Когда какой-нибудь гад ползучий лежит в воде, как бревно, а потом — хоп! — и бедная тварь оказывается у него в пасти. Он что, не притворяется бревном?
— Притворяется. Но это не мыслительная деятельность. Это инстинкт.
— Какой ещё инстинкт?
— В данном случае — пищевой, ощущение голода. Вообще-то их много, всяких инстинктов.
— Назови хотя бы парочку.
— Инстинкт страха… Инстинкт продолжения рода…
— А разум?
— Разум — это не инстинкт. Инстинктом можно назвать любопытство, любознательность, но не разум… О, если бы разум правил миром!
— Что-то подсказывает мне, что ты уже знаешь результат своего эксперимента…
— Нет, не знаю. Но некоторые предчувствия… Да-с… Предчувствия. Странная это штука, не могу её объяснить, но… Вот что, господин Чёрт, нам важно не пропустить этот момент эволюции…
— Ich bin ganz Ohr — я весь обратился в слух.
— Господи, где ты успел набраться? Впрочем, миль пардон, как ты уже сказал однажды, — говори на каком хочешь. Да, так на чём мы остановились?…
— Мы остановились на палках и камнях.
— Точнее — на орудиях труда, Этот момент пропустить было бы непростительной расхлябанностью.
— Да я готов хоть сейчас. Лечу!
— С богом!
Мешок
— Ба, кого я вижу! Рад, очень рад!
— Взаимно! Ты будешь смеяться — я даже соскучился.
— Почему я должен смеяться?
— Ну, чёрт и сантименты — две вещи несовместные. Так, кажется, у Пушкина?
— Гений и злодейство, образованный ты мой… Постой, что ты держишь за спиной… Покажи! Мешок… Что за сокровища ты в нём прячешь, никак не развяжу… Уж не золото ли?
— Дороже! Смотри!
— Палка! Палка!.. А это что?.. Это не камень…
— Это костяной скребок!
— Ты шутишь! Уже?!
— А вот это ты видал?! Деревянный кругляш…
— Колесо!!! Боже мой, колесо!.. Постой… Ты никуда больше не залетал?
— Куда я мог залететь?
— Ну, на какую-нибудь другую планету…
— Ты шутишь?.. Погоди, я, кажется догадываюсь… Ты где-нибудь ещё свои эксперименты ставил? Кроме этой Локанты? Ставил?
— Было дело… И везде безуспешно… Прямо какое-то проклятие! Неужели и здесь?..
— Погоди, ну что ты так расстраиваешься?.. Может, на этот раз повезёт…
— Вот именно. Принцип должен быть сохранён: мы ни во что не вмешиваемся! Категорически. Люди сами должны… своим умом…
— «Весь мир забыл, не правил он ничем, и без него всё шло своим порядком». Это, видимо, про тебя…
— Да, я вижу, Пушкина ты знаешь…
— Я тебе колесо привёз!
— Колесо от кого?
— От приматов. Как и всё остальное. Только из разных частей планеты.
— Приматы. Так и должно быть. Чем они питаются?
— Кто чем. Охота, рыболовство… Некоторые… Только ты на меня не кидайся…
— Что?!
— Едят друг друга…
— Вот это — настоящая катастрофа! Каннибалы. Не понимаю, как это… Тут какая-то ошибка… Какая-нибудь нелепая мутация…
— Торжество разума!
— Нет, борьба за существование. Пищи не хватает. Но используя орудия труда…
— Ты имеешь в виду колесо?
— В том числе. Это уже не инстинкты, это вполне сознательная деятельность.
— Если хочешь, я могу привести при мер вполне сознательной деятельности, не связанной ни с какими орудиями труда…
— Кого ты имеешь в виду?
— Павианов.
— Но это тоже приматы, одна из их многочисленных тупиковых ветвей.
— И тем не менее. Такая картина: леопард залёг около тропы, по которой торопилось к своим пещерам стадо павианов. Верная добыча. От стада отделились два самца, взобрались на скалу над леопардом и разом прыгнули вниз. Один вцепился в горло леопарду, другой в спину. Задней лапой леопард вспорол брюхо первому и передними лапами переломил кости второму. Но за какие-то доли секунды до смерти клыки первого павиана сомкнулись на яремной вене леопарда, и на тот свет отправилась вся тройка. Конечно, оба павиана не могли не ощущать смертельной опасности. Но стадо они спасли. Скажешь — инстинкт?
— Безусловно. Но какой-то план действий у них в голове, возможно, был… Впрочем, этот случай только подтверждает: разумное поведение не возникает вдруг. Не будем торопиться… Посмотрим, что будет потом…
— Когда?
— Я думаю, ты можешь хорошенько выспаться, прежде чем отправляться в следующую командировку.
— Выспаться? Ты разве не знаешь закона: бес не дремлет?
— Та-ак! Где ты поднабрался этих словечек?
— Сами выскакивают бог весть откуда…
— Эти словечки — из следующей фазы развития! Фазы человека разумного. Ты не мог их слышать на Земле…
— Я ведь тоже твой эксперимент… И со мной ты тоже не знаешь, что может получиться?
— Нет, нет. Здесь никакого саморазвития. Ты будешь делать то, что надо.
— Конечно. Но разве твои… не совсем удачные, скажем так, эксперименты по созданию человека разумного путём саморазвития — разве они не натолкнули тебя на мысль, что это самообман? На самом деле ты всё время пытаешься скорректировать ход развития, хотя это ни к чему хорошему всё равно не приводит?
— Я ни во что не вмешиваюсь!
— Ты хочешь так думать, утопист. Но ты же стремишься к гармонии всего живого. Значит, ты каким-то образом…
— Интересно, каким?
— Этого я пока не знаю. Но думаю, что это не бог весть какая загадка.
— Уверяю тебя: никогда ни во что не вмешивался. В этом — суть эксперимента. Мне надо…
— Тебе надо!
— Да, именно так: чтобы люди выбрали такой путь, когда для них не останется никаких тайн природы…
— Торжество разума! И чтобы все были счастливы!
— Разумеется.
— Ха-ха!
— Мне надоели твои насмешки.
— Можно, я буду называть тебя — господин Утопист!
— Это не утопия. Не получится здесь — получится в другом месте. Я этого добьюсь!
— Добьюсь? А как же принцип невмешательства?
— Не цепляйся к словам. Добьюсь — в смысле не оставлю своих попыток, пока мне не улыбнётся удача.
— Я ошибся. Ты не Утопист. Ты — Игрок. И место тебе — в Лас-Вегасе.
— Не будет такого места!
— А принцип невмешательства?..
— Однако беседа наша что-то слишком затянулась… Отдыхать ты не захотел. Тогда собирайся-ка ты снова в дорогу.
Сундучок
— Ф-фу… Еле дотащил!
— Во-первых, здравствуй!
— Извини, не поздоровался… Привет!
— Я уж думал, ты скажешь: я пришёл к тебе с приветом, рассказать что…
— Я собирался это сказать, но позже.
— Ладно. Сначала — общее впечатление.
— Общее впечатление? Изволь: воюют, гады!
— О чём ты говоришь? Какие гады? Кто воюет? С кем?
— По порядку. Гады — это твои так называемые homo sapiens. Конечно, они не ползают на брюхе, ходят на двух ногах. Но всё равно они гады. Впрочем, и на брюхе, фигурально выражаясь, ползают тоже. Слабые — перед сильными, бедные — перед богатыми…
— А кто с кем воюет?
— Все — со всеми. И не пытайся изображать печаль. Вряд ли ты…
— Значит, это действительно ошибка, и роковая. Внутривидовой агрессии в их генетической программе не было. Теперь только одна надежда — на разум…
— Но ведь ты с самого начала ставил на разум!
— Да, но для созидательной деятельности. Об агрессии я и не помышлял… Кстати, много их там, сапиенсов?
— Немало. Может быть, сотни тысяч, может, больше. Внешне — очень большое разнообразие. Но главное различие — в образе жизни.
— Ты имеешь в виду — ступени развития.
— Да, если это можно назвать развитием.
— Можно. Я знаю — ты скептик, но это не отменяет общих законов.
— Общих законов? Так они есть?
— Да.
— Тогда о каком саморазвитии может идти речь?
— Есть свобода выбора…
— А-а… Тогда слушай. На нижних ступенях развития — каннибалы. Они только утоляют голод — вот и весь их каннибализм. На верхних ступенях — граждане великой империи, которые сами ничего не делают, только воюют. Воюют замечательно. С побеждёнными поступают просто: одних — убивают, других берут в плен, превращая в рабов. Рабы делают для них всё, в том числе добывают пищу и развлекают. Если рабы возмущаются, их распинают на крестах… Что ты прикрываешь глаза?.. Да, ещё эти, которые на высшей ступени, они к тому же пишут стихи и философские трактаты. Вопрос — кто находится на более высокой ступени развития: каннибалы, которые утоляют голод, употребляя в пищу себе подобных, или философы, распинающие рабов на крестах?
— Ложная дилемма, дорогой. Человечество должно пройти все ступени — исчезнут и каннибальщина, и распятия… Ну, ладно, открывай свой сундучок.
— Изволь. Вот, полюбуйся. Хороша, не правда ли?
— Голова Афродиты… Замечательно! Само совершенство!..
— Богиня любви и красоты! Дочь бога! А бог — один. И я догадываюсь, кто он…
— Не валяй дурака. Пенорождённая, ты прекрасно это знаешь…
— Знаю. А ты громы и молнии метать можешь? Ну, ну, не сердись, я пошутил. Это Зевс, он же Юпитер, пусть занимается такими пустяками. Наше дело — создавать прекрасные и дивные новые миры, где, вдоволь наевшись человечины, собратья съеденных высекают из мрамора божественно красивых богинь любви и красоты.
— Прекрасно сказано. Ты всё время провёл на Олимпе или повидал ещё что-нибудь?
— Повидал. Вот, посмотри-ка: наконечник копья. Того самого…
— Сколько их, «тех самых»? Десятки, сотни?
— Думаю, несколько десятков наберётся… Новая мощная религия пере вернула мир твоих сапиенсов. Богов стало значительно меньше, чем на Олимпе, но поводов для раздоров — куда больше. Вот, полюбуйся…
— Что это?
— Библия… Ветхий завет, Новый завет. Любопытные тексты. Кстати, ты говорил, что мы будем как бы их гипотезами.
— А что, разве не так?
— Не совсем. У них фантазия побогаче, ты уж извини.
— В чём же она выражается?
— В том хотя бы, что ты — един в трёх лицах!
— Это что-то новенькое…
— Вот и почитай. Всё-таки первоисточник. А скажи-ка лучше, кто такие Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой дух? Что такое Воскресение, Откровение, Спасение, Второе пришествие, Страшный суд…
— Постой, не тараторь… Наверное, какой-то смысл люди вкладывают в эти слова, но зачем нам разбираться в этом. Найдутся люди, которые объяснят верующим значения этих слов…
— Уже нашлись. Теологи… Только они не ищут истину, а занимаются схоластикой.
— Ну, не теологи, так другие, более любознательные…
— Более любознательных — они их называют еретиками — жгут на кострах.
— И что, не нашлось человека, сумевшего разобраться в загадках, которые люди сами себе загадали?
— Нашёлся один… мудрый философ по имени Тертуллиан. Он придумал формулу, которая разом снимает все вопросы: «Верую, ибо абсурдно».
— Не понимаю!
— Ха-ха-ха! В этом весь фокус! Не надо ничего понимать. Надо верить! Помнишь Тютчева?.. «В Россию можно только верить!»
— Погоди ты со своими цитатами! Что абсурдно? Во что верую?
— В триединство, в Вечное спасение, в Страшный суд…
— Абсурд какой-то…
— Тем более верую!
— Да-а, удивил ты меня… Постой, а тебе они какое-нибудь место в этом нашли?
— Разумеется. Но у меня — вполне конкретная работа. Я отвечаю за весь ад на Земле. Заведую пеклом, строю козни, совратил Адама и Еву… Короче — «во всём виноват Чубайс»!
— Так и должно было быть. А мне вот места не нашлось…
— Не унывай. Есть сообщества людей…
— Называй их народами.
— Изволь. Так вот некоторые народы предпочитают чистый монотеизм. Там только один Бог. Но таких тоже несколько. Впрочем, ты же ни во что не вмешиваешься, так что нечего казниться. То ли ещё будет…
— Не надо меня пугать. Эксперимент далеко не закончен… И вообще… Дай-ка мне эту книжицу… Попробую что-нибудь понять…
— Изволь. Бог в помощь!
Доспехи
— Это ты, Чёрт?
— Он самый!
— Что это ты так вырядился?
— Это — доспехи. Сейчас по-другому нельзя. Прежние войны — детские игры. Сейчас воюют не за какой-нибудь кусок хлеба или земли. Сейчас воюют за веру. Кстати, поздравляю.
— Спасибо. С чем же?
— С новым именем. Теперь к твоим именам прибавилось новое — Аллах.
— Аллах? Это кто придумал?
— Аллах — молодой бог Ближнего Востока.
— Погоди-ка, там же уже был один, и довольно давно…
— Ты имеешь в виду иудейского Иегову?
— Кажется, так ты его называл.
— Он теперь в изгнании. Бродит по Европе, как призрак коммунизма… Ну, а мы сейчас с неверными сражались…
— С какими неверными?
— Воины Саладина с неверными, с крестоносцами, во главе которых был такой светловолосый гигант, под два метра ростом… Ричард Львиное Сердце…
— Чего же он хотел, этот твой гигант?
— Освободить Гроб Господень. Это был Крестовый поход, кажется, третий по счёту…
— А кто такие неверные?
— Все неверные. Аля христиан — мусульмане, для мусульман — христиане… Похоже, эта история надолго…
— А эти… которые исповедуют Иегову?
— Эти неверные для всех. Им достаётся со всех сторон.
— Почему?
— Ты Новый завет уже освоил или ещё Ветхий мусолишь?
— Новый только начал. От Матфея.
— Ну вот. Прочитаешь Новый завет — поймёшь. Они же Христа распяли!
— Это сделали римляне!
— Это сделали иудеи руками римлян…
— Есть такая версия… Я читал об этом. У Булгакова, Михаила Афанасьевича.
— Ну, слава богу, хоть так!
— Между прочим, он тебя совсем другим именем величает. Воландом.
— Знаю, знаю. Хороший писатель. И заметь — никаких рожек, копыт и прочих нелепых выдумок.
— Да, пожалуй, я тут немного переборщил. Но мы отвлеклись. Что ты ещё видел кроме Крестового похода?
— Да. собственно, ничего другого. Везде один сплошной Крестовый поход. Это ведь не только освобождение Гроба Господня. Это и обращение в христианство язычников, и война с еретиками. Крестовый поход идёт по всей Европе и даже за её пределами.
— Получается, что верить заставляют насильно…
— Огнём и мечом.
— Насилие вместо убеждения! Хороши проповедники…
— Ты ждал другого?
— Да. Но я оптимист и верю в будущее.
— Веришь, ибо абсурдно?
— Не придирайся к словам… Скажи, но ведь кроме кровопролития люди чем-то заняты, что-то создают?
— Кое-что. Строят храмы… Уже создан первый университет.
— Вот видишь! Я думаю, у них ещё всё впереди.
— Ты имеешь в виду образование?
— Не только! Расцветут науки, искусства…
— Создадут новое оружие, усовершенствуют орудия пыток… Разве не интересно посмотреть, как будет корчиться человек, если его… Но наука не стоит на месте. Так что я даже и фантазировать не буду.
— Да ради бога. Наука тут ни при чём.
Наука — инструмент познания природы. Математика, философия, медицина…
— Да, ещё вспомнил! Про любознательность и изобретательность… Один сиракузский тиран попросил медника сделать из меди полую фигуру быка в натуральный рост. Потом приказал этому меднику залезть в его собственное творение…
— Зачем?
— Тиран был очень любознательный. Ему хотелось услышать, как будет мычать этот бык, когда под ним разведут огонь…
— Но там ведь был этот медник!
— Вот именно. На нём первом тиран удовлетворил своё любопытство.
— Однако ты циник.
— Ну-ну! Я просто Чёрт. А потом — столько времени провести среди твоих сапиенсов и не стать циником…
— Бедняга! Тебе скоро предстоит с ними новое свидание. Не надоело?
— Нет, о чём ты! Каждый раз столько нового…
— Кстати, университет, о котором ты говорил, он где?
— В Болонье, на севере Италии.
— У тебя нет какого-нибудь атласа? Я хочу посмотреть на карту.
— Атласов сапиенсы ещё не создали. Руки не дошли. Заняты оружием и орудиями пыток.
— Ладно тебе. А храмы кто строит?
— Ну, храмы — это святое. Вера без них не может. Правда, некоторые говорят, что верить можно и без храмов.
— Это кто такие?
— Еретики. Их много. Манихеяне, например. Говорят: «Кто работает, тот молится».
— Мудрые слова.
— Конечно, иначе их не посылали бы на костёр.
— Я смотрю, без костров они не могyт.
— На кого ты гневаешься? Саморазвитие ведь…
«Слепые»
— Ну, здравствуй! Долго же ты отсутствовал…
— «На полпути земного бытия, утратив след, вступил я в лес дремучий»…
— Очередная цитата, полагаю. Или ты и в самом деле заблудился?
— Нет, это из Данте. Божественная комедия. Часть 1. Ад. Большой поэт. Они с Вергилием — это его чичероне — бродили по аду…
— Что ты несёшь! Где ты видел ад?
— На Земле. То, что там творится, иначе, как адом, не назовёшь. Но Данте придумал свой, и они решили обойти его, посмотреть, как мучаются грешники. Ну, я к ним присоединился — мне же интересно, всё-таки это моя епархия.
— Интересно, что он придумал для грешников? Что-нибудь новенькое, до чего люди ещё не дошли на практике?
— Практически нет. Просто все мучения, какие он знал, он сделал вечными!
— Да, у них это страшилка такая — вечность…
— Осторожно — сленг.
— Виноват… Но всё-таки, что изменилось на Земле?
— Очень многое. Два ключевых слова: Ренессанс и инквизиция. Целое созвездие поэтов, художников, скульпторов. учёных. Один Леонардо чего cтоит! Рафаэль, Микельанджело… А рядом с ними — Торквемада, глава Святой инквизиции.
— Это ещё что?
— Это такое Министерство страха. Его создал один ревностный доминиканец, бывший духовник испанской королевы Изабеллы. Все в ужасе, даже монархи. У Торквемады — целая армия инквизиторов, написаны трактаты по систематизации разных прегрешений и способов искоренения ересей…
— А ты говоришь — Данте…
— Данте — поэт. Зато Торквемада…
— Ладно, чёрт с ним, С Торквемадой…
— Нет уж, я не с ним…
— Не придирайся к словам. Но всё же науки, искусства процветают, как я понял?
— Конечно. Вот выяснилось, что Земля имеет форму шара и вертится вокруг Солнца…
— Слава богу!
— В том-то и дело, что не слава богу! Напротив, это всё козни дьявола — шарообразная земля и гелиоцентрическая система. За эти открытия многие уже поплатились…
— Инквизиция?
— Она самая. Галилей посидел в темнице и отрёкся. А Джордано Бруно отрекаться не стал, и его сожгли…
— Ах ты, боже мой! Опять костёр.
— Но вообще-то учёные — не главная забота инквизиции. Их, учёных умников, не так уж и много. Так что в основном инквизиция сейчас занята охотой на ведьм.
— Кто они, эти ведьмы?
— Женщины.
— Что ты городишь?
— В принципе каждая женщина может стать ведьмой. Если она причинила кому-нибудь вред: порчу навела или что-нибудь этакое…
— Темнота и невежество! Какую ещё порчу?
— Например, у соседской коровы испортилось молоко. И хозяйка коровы доносит, что это дело рук её соседки, которая общается с демонами, которые её подучили…
— Ничего не понимаю! Как можно доказать, что виновата соседка?
— Если за дело берётся инквизиция, доказать можно всё. У неё такой арсенал пыток..
— Ты рассказываешь ужасные вещи. Это трудно понять.
— Ничего, есть учебное пособие, называется «Молот ведьм». Написали два инквизитора. Я тебе эту книжицу привёз. Ты почитай — там всё написано: и как ведьм распознавать, и как с ними бороться.
— И как же с ними борются?
— Сжигают. Сейчас вся Европа полыхает кострами.
— Вот этого нигде не было!
— Ты о чём?
— Ни на одной планете.
— Брось, ты сам говорил, что были планеты, где людей сжигали.
— Да, но масштабы! И потом — почему только женщины?
— Я ж тебе говорил: они — ведьмы. Вообще-то попадают на костёр и мужчины, колдуны. Но меньше. Женщины привлекают инквизиторов больше.
— Прямо по Фрейду…
— Я такого имени не слыхал.
— Ещё услышишь.
— За несколько веков сапиенсы успели сжечь десятки, если уже не сотни тысяч женщин, обвинённых в ведовстве и связях с демонами… Саморазвитие!
— Оставь это слово в покое. Лучше скажи: больше никакого позитива ты не принёс?
— Отчего же? Вот изобрели книгопечатание!
— Наконец — то!
— Погоди радоваться. Специальная комиссия рассмотрела изобретение Гуттенберга и нашла его совершенно бесполезным.
— Как это бесполезным?!
— Комиссия решила, что людей, умеющих читать, так мало, что им хватит и рукописных книг.
— Какая глупость! И ужасно недальновидно!
— Не волнуйся, комиссии — они все такие: туда отбирают самых тупых. Сейчас уже книги печатают повсюду. И не только тексты…
— А что же ещё?
— Картинки. Порой занятные. Если хочешь — покажу… Вот, смотри! Это тоже книгопечатание…
— Несла… То есть я хотел сказать — срамота! Интересно, кто до этого додумался?
— Художник Джулио Романо, а «Сладострастные сонеты» к рисункам написал Пьетро Аретино. Все шестнадцать позиций… — Хватило бы и одной.
— Для продолжения рода — да. Но люди хотят получать удовольствие чаще, чем этого требуют законы сохранения популяции.
— В общем, бес не дремлет, так ты говоришь?
— Я тут только наблюдатель.
— Не верю я тебе…
— Тоже мне Станиславский! Прости, ты стал вроде инквизиции — во всём видишь козни дьявола.
— И пришло же в голову печатать всё это…
— Это жизнь, дорогой. Никуда от этого не денешься. Это рисовали ещё в древних Помпеях.
— Не агитируй меня. Такие книги вредны, их следовало бы сжигать.
— О, да ты последователь Савонаролы!
— Кто такой, почему не знаю?
— Монах. Проповедовал нравственность и искоренение грехов.
— Так это же хорошо!
— Да, он проповедовал так убедительно, что люди стали сжигать всё подряд: игральные карты, карнавальные маски, украшения… А знаменитый Боттичелли так проникся словами Савонаролы, что бросил в огонь свои замечательные картины…
— Ну, это уж слишком!
— Сапиенсы тоже так подумали. И сожгли Саванаролу. Предварительно повесив.
— Зачем же так сложно?
— Наверно, повесив его, решили, что этого недостаточно, и для верности сожгли.
— Да-а… Но хоть с войнами они покончили?
— Это какая-то маниловщина. Покончить с войнами? Не в их правилах. Только теперь про Гроб Господень они подзабыли — он теперь под турками — и воюют затерритории. Ну, и военная добыча…
— Так они друг друга поубивают…
— Ничего! Как сказал один знаменитый маршал, бабы новых нарожают.
— Сказано, может, и неплохо, но только, я смотрю: чем дальше, тем страшнее. Куда идёт человечество?
— Питер Брейгель старший уже ответил на этот вопрос: в яму.
— Это кто такой? Философ?
— Художник. Хотя вообще-то жить на Земле и не быть философом трудно.
— А что за яма?
— Думаю, достаточно глубокая, чтобы оттуда не выбраться. Недавно он написал картину «Слепые». Это притча о слепцах, поводырь которых — тоже слепой. На картине он уже сваливается в яму, которая попалась на их пути. Нетрудно представить судьбу остальных: они идут гуськом, каждый держась за плечо впереди идущего…
— Ты думаешь, это пророчество?
— Скорее всего, господин Утопист.
— Чёрт побери! А так хотелось… Чего ты смеёшься?
— Один русский… философ, скажем так, заметил как-то: хотелось, как лучше, а получилось, как всегда…
— Это он про меня, что ли?
— Вряд ли, я думаю. Нет, эти слова у него вырвались спонтанно, но они, несомненно, выражают некий всеобщий закон, который подтверждается, в частности, и твоими экспериментами.
— Собирайся в дорогу! Уже пора. Я чувствую, что на Земле…
— Не продолжай. Лечу!
Царство справедливости
— Ты где это так изгваздался? Уж не в аду ли ты наконец побывал?
— Угольная пыль… Лучше скажи, зачем ты мне тело шерстью покрыл?
— Ну, во-первых, только нижнюю часть… А вообще-то так принято…
— Принято! Теперь не отмоешься… И, знаешь, пора кончать с этими чертовскими атрибутами…
— Ты имеешь в виду рога и копыта? Что же, я не возражаю. Можешь щеголять, как Воланд.
— И на том спасибо. Хвостик тоже не забудь.
— Не забуду… А ты не забудь рассказать мне, откуда уголь.
— Из-под земли. На Земле — промышленная революция. Нужны источники энергии. Пока главный — уголь. Чёрного такого цвета.
— Это я вижу.
— Но ты не знаешь, как его добывают. Это-ад.
— У тебя всюду ад,
— Миль пардон, господин Утопист, это не у меня. Но действительно — всюду. Под лозунгом «Свобода, равенство, братство»… Это лозунг Французской революции…
— Вот! Наконец — то люди нашли идею для установления справедливого порядка…
— Идея пришла вовремя: век Просвещения, век философов-энциклопедистов. Могущество разума проявилось во всём…
— Опять что-нибудь не так?
— Видишь ли… Королям рубили головы и раньше. Палач брал в руки секиру и…
— Не понимаю, ты о чём?
— Я о том, чем закончился век Просвещения. Гильотиной. Это такой серповидный нож, который под действием силы тяжести падает сверху и отсекает голову. Законы Ньютона пригодились и здесь.
— Наука не виновата. Это ты зря.
— Удобная точка зрения. Век Просвещения подготовил великую социальную революцию, во время которой королевские головы отсекались при помощи замечательного изобретения человеческого гения. Правда, после королевских в корзины гильотины полетели головы их ниспровергателей…
— А их кто казнил?
— Друг друга, по очереди. Дело в том,
что у всех были разные точки зрения на будущее устройство страны.
— Это называется плюрализм…
— Ты не путаешь? Это больше напоминает каннибализм…
— Ты не прав… Просто забываешь о логике развития развития. Какие-нибудь выводы они сделали?
— А как же? Появилась даже максима: революции готовят гении, делают романтики, а пользуются плодами — негодяи.
— Всё-таки век Просвещения прошёл не зря.
— Не зря! Сапиенсы поумнели и стали копить денежки. Пришёл век буржуазии — с колониальными войнами и новыми революциями.
— Ну хорошо, хорошо. Но ведь наука вряд ли стояла на месте?
— Не стояла. Всё время они чего-нибудь изобретали и открывали. Самые поворотливые промышленники хватали изобретения, как горячие пирожки, — и в деньги, в деньги.
— Какие они у тебя все меркантильные…
— У меня?! Это твой эксперимент, или я что-нибудь путаю? Правда, тут один августинский монах, Грегор Мендель…
— О монахах — потом. Меня сейчас интересует не религия, а наука. Чистая наука!
— Чище не бывает. Этот монах производил эксперименты по изучению механизма наследственности… Что ты вскочил?
— Вот! Я этого ждал! Познание природы и тайны возникновения жизни! Ещё немного…
— Да, прямо завтра же! Потерпи, до того, как люди доберутся до тайны возникновения жизни, ещё очень далеко. Пока есть только блюдечко с горохом, на примере которого Мендель сформулировал законы изменчивости и наследования признаков…
— Замечательно!
— Радоваться рано. Только немногие поняли, что стоит за его открытиями.
— Понимаю. Но уверен — его ждёт мировая слава.
— Может быть. Но прежде, чем она приходит, каждого Менделя ждёт свой Савонарола.
— Оставь! Средневековье человечество, слава богу, проскочило…
— Ты думаешь?
— Но ты сам рассказал, какие там произошли перемены.
— Перемены в технологии. Но сапиенсы ничуть не изменились. Они изобрели паровоз, радио и электрическую лампочку. Носят не шкуры, а фраки и роскошные платья. Но они остались теми же приматами. Любовь и голод по-прежнему правят миром. Плюс невежество.
— Ну, это всё-таки не инстинкт.
— Но почище инстинкта. Это «разум» тех, кто завидует разуму и ненавидит его… Могу добавить жадность, упрямство, амбиции, властолюбие…
— Да-а… Каких-то монстров мы с тобой вырастили.
— Предлагаешь мне разделить ответственность?
— Да нет… Я думаю, неужели на Земле не найдётся человека, который бы отыскал выход из этой ситуации?..
— Предложений много. И все — утопии. Самое кардинальное сделал Карл Маркс. Такой же утопист, как и ты. Только что не лысый, а с огромной шевелюрой.
— Оставим волосы в покое.
— Да дело не в них, а в том, что не успел он придумать, как устроить на Земле царство справедливости, как все его последователи передрались. Тогда он написал о них всё, что думает, и сказал, что умывает руки.
— Это ещё Понтий Пилат сказал.
— У Пилата была бездна последователей. Но если быть точным, Маркс выразился по-другому: «Dixi et salvavi animam mеаm» — «Я сказал и спас свою душу».
— Это не одно и то же. А что же дальше?
— Дальше были революции и войны — одна страшней другой. Они унесли десятки миллионов жизней…
— Кошмар какой-то…
— Ты говорил, что вмешиваться не будешь…
— Не буду. Ещё не всё потеряно. Теперь, после всех этих революций и войн, установится мир и сапиенсы…
— … наконец-то изобретут такие вещи и откроют такие тайны природы, после которых без особых усилий смогут уничтожить собственную цивилизацию.
— Бог с тобой, что за чушь ты несёшь?!
— Я даже придумал формулу: саморазвитие приводит к самоуничтожению.
— Бред какой-то…
— Нет, это просто наблюдение над поведением людей. Они всё могут, кроме одного: договориться между собой.
— Ну почему? Они всё-таки принадлежат к виду Homo sapiens.
— К виду Homo sapiens принадлежит каждый отдельный представитель вида. Но все вместе, как популяция, они образуют совсем другой вид: Homo imprudens — Человек недальновидный.
— Сам придумал?
— Увы. Как говорится, результат ума холодных наблюдений и сердца горестных замет…
— И всё-таки они должны найти выход!
— Я им передам. Так и скажу: сапиенсы, кончайте спорить между собой, вам предписано сесть за стол переговоров…
— Хорошо бы… Сесть за стол…
— Только вот как они сумеют сесть за общий стол — несколько миллиардов?
— Не знаю, не знаю. Новые средства коммуникации… Знаешь что, отправляйся-ка ты на Землю, может быть, ещё всё повернётся по-другому… Ты, наверно, сгущаешь краски …
— Обожаю оптимистов.
— Оптимизм необходим…
— … тем, кто что-то делает. А тем, кто только наблюдает и ни во что не вмешивается…
— Ну, это было условием эксперимента.
— Хорошо. Я отправляюсь.
— С богом!
Homo imprudens
— С возвращением! Рассказывай.
— Как предпочитаешь: сначала хорошие вести, потом дурные или наоборот?
— Сначала хорошие.
— Изволь: нескольким учёным присудили Нобелевскую премию за создание условий, при которых органические молекулы могли бы самоорганизовываться в структуры, которые будут воспроизводить самих себя.
— Вот! Вот об этом я и думал, когда начинал эксперимент! Блестящий результат! Это вершина человеческого разума!.. А… дурные вести… Они о чём?.
— Как тебе сказать?.. Лауреаты никак не могут добраться до Нобелевского плато.
— Какое ещё Нобелевское плато?
— На котором теперь заседает Нобелевский комитет. Несколько сотен квадратных километров суши — всё, что осталось от Скандинавии.
— Ничего не понимаю! О чём ты говоришь?
— Так, пустяки… Техногенная катастрофа — сапиенсы изменили на Земле климат, и все льды Мирового океана и все ледники растаяли…
— Ты шутишь! Как это можно сделать?!
— Оказалось — можно. Правда, они трудились почти двести лет, со времени промышленной революции, когда сапиенсы однажды поняли, что жизнь стала лучше, жить стало веселее. Не для всех, конечно. Выяснилось, что при достаточном количестве энергии можно понаделать столько замечательных вещей…
— Погоди, но они что, не понимали…
— Ну, так получилось. Они этого не хотели. Они хотели как лучше…
— Перестань, мне надоело это изречение!
— Вот тебе другое: цивилизация создаёт потребности, в которых нет потребности. Ну, это для интеллектуалов. А в среде обывателей появилась фраза: красиво жить не запретишь! В погоню за красивой жизнью бросились все, кто умел поворачиваться. Нравственность стала предрассудком. Климат стал меняться на глазах. Исчезли цельте виды животных, иммунитет сапиенсов к болезням таял, как лёд на солнцепеке… Ты этого хотел, Жорж Данден?
— Если бы знать! Если бы знать!…
— Какой смысл говорить это, ты всё равно ничего не смог бы сделать.
— Смог! Смог бы!
— Ты же говорил, что ни во что вмешиваться не будешь, не так ли?
— Знаешь, я всё время думаю о том, что происходит на Земле. И пришёл к выводу: это была ошибка. Ошибка эволюции. Не в смысле условий для саморазвивающихся структур — их смогли создать сами сапиенсы. Но вот эволюция от Homo sapiens к Hоmo imprudens… Получается, что это неизбежно. Неудача настигала меня на всех планетах, где я делал эксперимент… Почему, как только появляются разумные существа…
— Может быть, все животные должны были только щипать травку?
— Ерунда! В конце концов вегетарианцы тоже захотели бы кататься на «бентли» или «майбахе»! Как ты сказал: цивилизация создаёт потребности…
— … в которых нет потребности. Это не я, это Марк Твен. А может быть, эти сверхпотребности — тоже какая — нибудь маленькая ошибка в генетической программе?
— Не будет потребностей, не будет и развития.
— А кому нужно это развитие? Крокодил схватит какую-нибудь антилопу, сожрёт… прости… съест её и лежит себе дальше, переваривает пищу. И никуда не развивается… И все довольны.
— Кроме антилопы.
— Ну, это вариант хищника. А если бы все щипали травку, кому были бы нужны все эти «бентлb» и «маqбахb»?. Что ты молчишь?
— Не знаю. Мне всё-таки привлекательней разумное существо…
— … которое сжигает на костре другое разумное существо.
— Ты сущий дьявол.
— Но так и было задумано, не так ли?.
— Вот что. Посмотри, что там сейчас на Земле. Это — в последний раз.
— В последней просьбе отказывать не принято.
— Спасибо. Меня всё-таки интересует это Нобелевское плато. Раз оно осталось…
— Напрасные надежды. Просто льда не хватило…
— Какого льда?
— Который был на полюсах, в горах…
— Значит, ещё не всё потеряно!
— Смешной ты. А если я вернусь с пустыми руками? Что ты будешь делать тогда? Переселишься в другую галактику?
— Знаешь, что я тебе скажу: давай переживать неприятности по мере их поступления…
— Они уже поступили, если только эту катастрофу можно назвать неприятностями.
— Я уже видел несколько подобных…
— Ну-ну. Я полетел. Но это — в последний раз…
Комментарии к книге «Диалог в ходе эксперимента», Анатолий Семенович Шендерович
Всего 0 комментариев