Москва
Издательство «Республика» 1993
Перевод, введение и комментарии доктора исторических наук И. Ш. Шифмана
Учение. Пятикнижие Моисеево / Пер., введение и коммент. И. Ш. Шифмана.- М.: Республика, 1993.
335 с.- (От Бытия до Откровения).
ISBN 5-250-00781-3
ВведениеСветлой вечной памяти
Галины Семеновны Шифман
IПятикнижие — в еврейской традиции «Учение» (tōrā) — представляет собой комплекс, состоящий из пяти ветхозаветных книт, объединенных единством сюжета и идейного замысла и представляющих собой краеугольный камень Библии как священного писания. В Пятикнижии изложены основные постулаты иудаизма; христианство также отталкивается от Пятикнижия как сердцевины Ветхого завета, и его догматы представляются дальнейшим развитием идей Пятикнижия. Именно поэтому в уста основателя христианства могло быть вложено утверждение, что он пришел не нарушить Закон (имеется в виду Учение), но его исполнить.
В Пятикнижие входят следующие книги:
Название согласно традиции Септуагинты / Название согласно Масоретскому изводу[1]«Бытие» (Гένεσιζ) / «В начале» (běrēʼšȋt)
«Исход» (Ἒξοδоζ) / «И вот имена» (wěʼellǟ šěmōṯ)
«Левит» (Λενϊτικόν) / «И воззвал» (wayyiqrāʼ)
«Числа» (Άριθμoι) / «В пустыне» (běmiḏbar)
«Второзаконие» (Δεντερoνόμιoν) / «Вот слова» (ʼellǟ hadděḇārȋm)
Различия заголовков объясняются тем, что имеются две различные традиции наименования книг: одна из них, представленная, в частности, в месопотамской литературе,- по начальным словам текста (как, например, в Масоретском изводе); другая, представленная, в частности, в угаритской словесности,- по сюжету книг или по их важнейшим и бросающимся в глаза особенностям (как в Септуагинте). В древнееврейской литературе оба способа сосуществовали. Следует заметить, что название «Бытие» не вполне точно; более близким к греч. Гένεσιζ следует считать, по-видимому, перевод «Происхождение»; греч. Δεντερoνόμιoν — Второзаконие — передает евр. mišnē tōrā, но последнее выражение означает, по-видимому, «повторение», «изложение» Учения.
Комментарии к книге «Учение. Пятикнижие Моисеево», Илья Шолеймович Шифман
Всего 0 комментариев