"Не знаю имени.
Но напишу на шёлке: Дао.
Своевольно назову — великое"
ОДИН Сказал Дао — не сказал ничего.Промолчал о Дао — выразил пустоту.Назвал имя — обрёк имя на смерть.Безымянное есть начало неба и земли.Имя расторгает чашу ЕдиногоНа тьму скучных вещей.Страсть видит причудливый хаос осколков.Бесстрастный в каждом видит тайну начала.Две разные реки из одного источника.Слитые вместе становятся глубочайшей.Путь от одной к другой — путь к истоку. ДВА Познаешь прекрасное — посеешь безобразное.Постигнешь добро — породишь зло.Иметь против не иметь.Быть, чтобы скоро перестать.Труд порождает лень.Короткое станет длинным, когда найдётся короче.Низкое — только не слишком высокое.Звук и голос диктуютуху послушание.Начало — предвестник конца.Конец — только сон начала.Вот почему совершаешь бездействие и учишь без слов.Художник равнодушен к творению.Завершив труд, не видит заслуги.Значит, заслугу бессмысленно отрицать.Вот почему его творение бессмертно. ТРИ Уйдут кумиры — народ забудет ссоры.Пропадут деньги — вор утратит искусство.И кумир не воскреснет, потому что цена умерла.Тогда погаснет зависть — ремесло души.По этой причине заботливый государьнаполняет желудки, опустошает сердца,гасит трепет желаний, укрепляет плоть.Потому говорю:наука — дитя страсти и перемени не имеет потомства.Странствие не знает науки.Странник не знает открытий,спокоен и светел. ЧЕТЫРЕ Дао пусто, как чаша.Пока чаша пуста — глубина её бесполезна.Наполни — польза её исчерпана.О загадка, родившая тысячу тысяч!Притупи остриё,разруби узел,умерь блеск,смешай с прахом —тайна глубины померкнет в пустоте.Не знаю, откуда происходит,но знаю — предшествует богам. ПЯТЬ Земля и небо совершенны,оттого безразличны к человеку.Мудрый равнодушен к людям — живите, как хочется.Меж небом и землёй —пустота кузнечного меха:чем шире размах,тем долговечнее дыхание,тем больше родится пустоты.Сомкни уста —познаешь меру. ШЕСТЬ Приметы невидимого неисчислимы,рождение его беспричинно.Не имеет причины — не обладает именем.Называю глубочайшимкорнем неба и земли.Подобно прозрачной вуали:поверхность её бездонна,глубина её имеет облик.И так без конца. СЕМЬ Земля и небо бессмертны:ничего не ищут для себя.Поэтому нет приближения к концу.
Комментарии к книге «Дао Дэ Цзин», Лао-цзы
Всего 0 комментариев