«Жемчужина»

3079

Описание

В сборник средневековых английских поэм вошли «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь» — образец рыцарского романа, «Сэр Орфео» — популяризованная версия того же жанра и «Жемчужина» — философская поэма в жанре видения. Каждый перевод предваряется текстом оригинала. В виде приложения печатается перевод поэмы-проповеди «Терпение». Книга позволяет заполнить еще одно белое пятно в русских переводах средневековой английской словесности.



Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

Жемчужина

I

1.
Жемчужина как милость княжья, Была мила мне; я же о ней Скажу, что нет на востоке даже Златой оправы, чтобы ценней, Ни перла, чтобы светлей и глаже; И я, ценитель драгих камней, Вовек не видывал я в продаже Изящней, ярче и круглей! Увы! В слезах немало дней Носил я траур по утрате, По непорочной, по моей, Упавшей в травы в вертограде.
2.
В ограде мечтал я на миг, не доле, Увидеть то, что не видит зрак, Ту, что меня утешала в недоле, Даруя ко благу множество благ; И грудь моя разрывалась от боли, И на сердце пали унынье и мрак; Но в миг покоя, вдруг, ниотколе, Музыка в сердце втекала, да так Легко и сладко: мол, прах сопряг Сиянье с тлением в ограде. Ты, прах, жемчужину, будто злак, Истлил в зеленом вертограде!
3.
В ограде, где в златой оправе Мое сокровище истлевало, Там пряно пахло разнотравье Цвело — желто, сине и ало, Ибо взрастало не на отраве: Вскормила та, что в подземье пала, Зерно, оставленное в отаве, Семян цветочных тоже немало. От блага благо берет начало: Она, благая, истлела ради Травы — чтоб разнотравье стало И пряно пахло в вертограде.
4.
В тот раз к ограде, как всегда, я (Высоки серые врата), (Был август, время урожая, Серпам востреным маята), Опять пришел я, опять страдая; Там цвел пион в тени куста, Имбирь с гвоздикой — отцветая, Где в травы закатилась та, Бесценная, и неспроста Столь сладко пахло в палисаде, Где пребывала красота Моей жемчужины в вертограде.
5.
И вот в ограде стоял опять я, Но грудь сжималась в томленье новом: И вопрошания, и проклятья, И гнев, невыразимый словом; «Смирись!» — твердил мне ум, но внять я Не мог ему, и о Христовом Смиренье не имел понятья, Клял скорбь я, прировняв к оковам. И в травы, к запахам медовым, Прилег поближе к моей отраде, И сон — внезапный, как смерть, — покровом накрыл меня в том вертограде.

II

6.
В ограде тело легло ничком, Но ввысь взлетел дух бестелесный, По Божьей милости влеком В неведомый предел чудесный: Не знаю, где, в краю каком, Утес расколотый отвесный Увидел я и встал лицом К горе лесистой неизвестной, Что источала свет небесный, Невиданный и столь блескучий, Что ткач — заморский ли, наш ли местный, — Картины не соткал бы лучшей.
7.
Земли нет лучшей! Скалисты склоны, хрустальны скалы, а в долине, кущи лесные — зелены кроны, стволы, как индиго, иссиня сини, листы, изнанкою обращены, сверкают серебром, как иней, — чуть облак коснется вершины зеленой, звенит и мерцает листва на вершине. Не мелкие камни — осыпь по глине, — Восточного жемчуга россыпь по круче. И солнце земли, мне кажется ныне, Померкло в сравненье с землей наилучшей.
8.
В земле наилучшей, в тех долах и скалах, Где был я, скоро забылось горе, И духом плодов — хоть я не снедал их, — Как манной небесной, утешился вскоре. Летали стаи великих и малых Птах огнекрылых в лесах на взгорье; Певцы и цитры не пели в залах, Как птичьи хоры на том просторе: Сливались голоса в узоре Прекрасных, неземных созвучий, И кто их слышал в этом хоре, Тому не надо награды лучшей!
9.
Сколь дивен этот лучший лес, Его тропинки и растенья, Сказать — не хватит мне словес, Воспеть — не хватит мне уменья; Через холмы, среди древес Я шел, не зная утомленья; Все гуще гнутых веток свес И дух, достойный удивленья. Река! Брега ее — каменья, Поток — широкий и могучий, Песок — златые окаймленья! Мой Бог! Вот берег наилучший!
10.
На той, на лучшей стороне, Был кряж из чистого берилла; Вода текла; на быстрине Вода журчала, говорила; Сверкали камушки на дне, Как под стеклом, как в ночь — светила, Покуда ни в одном окне Свеча в долине не светила; Теченье камушки точило, Но не простые — дивный случай! — Там лалов и сапфиров было Не счесть! И каждый — наилучший.

III

11.
О, лучший край, где каждый лог, Река и лес, и холм, и луг, Даруя радость, мне помог — Я сбросил бремя бед и мук: По бережку, там, где песок, Покойно шел я вдоль излук, Чем дальше вел меня поток, Тем слаще в сердце счастья звук. Крылатая, свершая круг, Судьбина, ласково ли, сурово, На человека глянет вдруг: Поднимет вновь, низринет снова.
12.
Хоть дли, хоть снова повторяй Рассказ, а скажешь не о многом: Я полагаю, то был Рай, На берегу, на том, пологом, Река обозначала край — Межу, проложенную Богом, А этот берег, этот край, С лесами, с каменным отрогом, Служил преддверием, порогом Его владения основного, И хода нет, — к таким итогам Пришел я, все обдумав снова.
13.
И снова, снова думал я: Попасть бы за реку и дале! Где я — прекрасные края, Но обонпол прекрасней дали! И вот, желания не тая, Я шел, глядел, найти нельзя ли Хоть брод? Но ширилась струя, И вод пучины глубже стали. Дойду! и страхи ли, чудеса ли — Все одолею, дал я слово; Но то я встретил, о чем едва ли Не помышлял я вновь и снова.
14.
И снова диво! Вдруг из зева Водоворота, где быстрина, Утес, как ствол хрустального древа, Восстал, блистающий, со дна. Под тем утесом, вижу, дева, — Ум помрачился! — там, одна, Дитя, стоит, как королева, Вся в белом. Я узнал — она! Надрайте злато — новизна Не так сверкнет, как та обнова На ней; и вся обновлена; Глядел и узнавал я снова.
15.
И снова дева светлолица Передо мной, и столь велик Был радости прилив, что биться Забыло сердце в этот миг; Не диво было удивиться, Но страх иной меня проник И боль: откуда здесь юница, В краю, который пуст и дик. Она же, светлый чистый лик Подъяв, не молвила ни слова, И боль, от коей я отвык, Меня заполонила снова.

IV

16.
И снова страхом я объятый, И замер зов на языке, Глаза раскрыты, зубы сжаты — Я весь, как сокол на руке; Она — видение! и куда ты Пойдешь, коль сгинет вдалеке Или растает вдруг, пока ты К ней доберешься по реке. Она стояла на песке, Был стан ее изящно сужен, Дитя, невинность, налегке, Вся в обрамлении жемчужин.
17.
Жемчужин Бог, скажу подробно, Дал королевского ей роду: Гербовой лилии подобна, Она стояла, глядя в воду; Плащ белый облегал удобно, И красоте ее в угоду Расшит был жемчугами дробно, Каких не видывал я сроду, По рукавам и по исподу Двойными низками закружен — Украсила ее природу Краса природная жемчужин.
18.
На ней жемчужный был венец Увенчан маленьким букетом Жемчужным — ни один цветец Украшен не был самоцветом; Волос не сдерживал чепец, Они струились мягким светом, — Так герцогиня во дворец Должна входить в венце надетом! — Оплечь власа ложились цветом, Какой лишь золоту присужен, Невинность чистая при этом Цвела в сиянии жемчужин.
19.
Не счесть жемчужин — столько их И на груди, и на подоле, Горошин белых, не других, — Лишь белые на белом поле. Но ярче всех одна из них, Светла, как свет небесной воли, Неописуема — таких Нет даже слов в земной юдоли, А кто увидит — поневоле Впадет в беспамятство, недужен. Тот жемчуг просиял оттоле, Где сердцу место, средь жемчужин.
20.
Не блеск жемчужин в свете дня, Дитя — как чистый перл, пригоже, — Дороже мне, чем вся родня, А, стало быть, всего дороже. Людей, удачливей меня, Отсель до Греции нет, похоже: Венец свой сняв и стан склоня Благовоспитанно, — о Боже, Такая милость мне за что же? — Окликнула! И, как разбужен, Воззвал я чрез речное ложе К жемчужине среди жемчужин.

V

21.
«Ты, перл в жемчужинах, — не та ли Жемчужина, которой ради Ночами плакал я в печали С тех пор, как ты легла в ограде? Там лишь цветы меня встречали — Был одинок я в вертограде, Тебя же счастием увенчали И поселили в Райском Саде. Какой судьбою ты в этой пади? Как я попал в твою обитель? Я в горе был, я был в досаде, Жемчужный мастер я и ценитель».
22.
Я оценил ее: юница, Венец надевши, была прекрасна — И сероглаза, и светлолица, И отвечала мне чинно и ясно: «Сэр! Ваше слово не годится! Перл не пропал, коль безопасно В чудесном ларчике он хранится — В саду, цветущем ежечасно, Где я играю и где невластно Людское горе — тать — грабитель. Воспели б вы сей ларчик страстно, Будь вы воистину ценитель.
23.
И вы, ценитель, неправы, Коль по жемчужине рыдали До помрачения головы, И оказались, где не ждали. Пусть роза смертна — что ж, увы, Всегда цветочки земные вяли, Но в этом ларчике, где ныне вы, Вам перлом милости воздали. Судьбу вы татем называли, Она ж — бесплатный ваш хранитель. Вы горе чтили, радость гнали. Вы, сэр, не истинный ценитель».
24.
Я оценил, сколь безупречна Жемчужина и перлы слога, И молвил: «Вновь душа беспечна, И рок суровый прочь с порога! Я полгал, жизнь быстротечна, — Прости и не суди столь строго, — Я думал, ты ушла навечно, Но вижу — ты, и вот дорога: Теперь любить я буду Бога — К тебе меня привел Спаситель, И счастлив буду я премного В Раю с тобою, твой ценитель».
25.
«Ценитель, склонны ли вы к проказам, Иль спит рассудок ваш под власами? Три мысли высказали разом, Все три запутав словесами — От слов освободился разум, И вот, летают под небесами. Сказали: вижу я! — но только глазом Вы зрите, только очесами. Еще сказали: мол, за лесами Я Рай нашел, я — райский житель; Еще: мол, перейдете сами Поток… Не рано ли, ценитель?

VI

26.
Плох тот ценитель, кто в расчет Берет лишь то, что увидеть можно, — Он неучтив и не учтет, Что слово Божие надежно: Сказал Всесильный, что плоть умрет, Но жизнь пребудет непреложно. Увидев то, что око ймет, Вы все истолковали ложно. Гордыня — зло, а зло безбожно: И тот не благ, кто словоблудит, Кто верит слишком осторожно, Кто истину рассудком судит!
27.
Судите сами, сколь вы учтивы И как вас может принять Господь. Твердите вы, что в Рай пришли вы! Без спросу? Постучались хоть? Пусть вы сильны и торопливы, Вам этих вод не обороть, Суровый путь пройти должны вы — Должна в могиле остынуть плоть. От прародителей и вплоть До дней последних так и будет: Кто умер, тот за эту водь Пройдет, коль Бог ему присудит».
28.
«Любовь моя, суди меня, Но не карай, коль виноват Что плакал я, перл оброня, И вот, вернул — и снова рад. Иль снова должен плакать я? Иль обретений нет без утрат? Иль смерть, сокровище храня, Когда умру, вернет стократ? Коль так, пусть дней моих закат Спешит и земь меня остудит, Коль перл — теперь не мой! — за взгляд Меня к изгнанию присудит».
29.
«Вы судите, взглянув на свет Сквозь слезы по своей утрате: О малости скорбя, в ответ Утратишь больше в результате. Перекреститесь — вот мой совет, — И Бога любите в друге и в тате. А в гневе толку вовсе нет: Кто статью горд — согнет Бог стати. Кричите вы — олень на рати Так в ярости ревет и будит Окрестный лес — и все некстати. Вам будет то, что Бог присудит.
30.
Судите Бога и обвиняйте! Но Божий путь вовеки прям. Отриньте радости, горе майте — За это не воздастся вам. Зря не яритесь, зря не пеняйте — Смиритесь; Бог же по трудам Простит вас — так же и вы прощайте! Любовь есть Бог и Божий храм! Коль Бог от боли врачует сам, Какой же боли не убудет? Вы вопиете к небесам, А Бог, Он волит и Он же судит».

VII

31.
Я рассудил и так ответил: «Бог да простит мне! Не со зла я Впал в гнев, но с горя я не заметил И слово молвил, сам не желая. Ему — Он милостив и светел! — Души моей вода живая. Я рад — жемчужину я встретил! Пусть я не прав, но ты, драгая, Дитя мое, меня ругая, Не будь жестока, и вспомни, как, Меня от бед оберегая, Ты мне была источник благ.
32.
Ты благо мне была и горе, Но больше — горе: столь нежданно Меня покинувшая вскоре, Куда ушла ты? зачем так рано? И вновь едины мы! Но в ссоре — Помилуй, Боже! — мы спорим бранно: Премудра ты и любезна в споре, Я — прах, и говорю пространнно. Теперь я счастлив; но сколь же странно Дороги наши Бог сопряг. Христа, Марию, Иоанна Я славлю — вот источник благ.
33.
Благая, ты же из райских дев, А я — земных скорбей сосуд, Но эту часть мою презрев, Ты мне не внемлешь, напрасный труд; Оставим спор — ни Божий гнев, Ни зло земное здесь не живут; Скажи мне, как среди дерев Ты день и ночь провождаешь тут? Освободясь от тленных пут, Ты, вижу, здрава: не пустяк Твое здоровье и приют, По мне — дороже вышних благ».
34.
«Всех благ вам и здоровья тож! — Мне отвечала краса украс. — Добро пожаловать! А все ж Угас ваш гнев и громкий глас. Так знайте: к нам гордец не вхож, Спесивых тоже нет у нас: Владыка мой не любит ложь, Лишь кротких он призвал и спас. В конце, когда придет ваш час Предстать пред Агнцем, будьте так Смиренны, чтобы принял вас Мой Господин — источник благ.
35.
Что значит благо? И ночь и день я Как провождаю? Вот вам ответ: Известно вам, со дня рожденья Я прожила немного лет, Но Агнец Божий, тем не менее, Дал мне супружества обет, Сан королевский и все владенья Свои в наследие — райский свет Которому скончанья нет. Я вся Его! Небесный брак, Его престол, Его привет И милость — вот источник благ».

VIII

36.
«Благая, коли я спроста Скажу не то, прости глупца: Ты — королева, а значит, та, К кому взывают все сердца? Но та, мы знаем, мать Христа, Цвет девства, Сына для Отца Родившая. Кто ж столь чиста Чтобы ее лишить венца? Ее зовем: «Владычица» И «Феникс Аравийский», и — Как ни зови, в глазах Творца Она — Владычица Любви».
37.
«Любви, — жемчужина вскричала Пав на колени и длани воздев, — И всякой милости начало И веселейшая из дев!» — И встала вновь, и помолчала, Пресветлым ликом просветлев. — «Поймите, здесь добра немало, Но не живут корысть и гнев, И все подвластно — адский зев И высь небес, и тлен земли, Все — королеве королев, Все ей — Владычице Любви.
38.
Но и любой из Божьих слуг, Не на земле, но в Райском месте, Владея всем, что есть округ, — Король средь королей, — поместий Чужих не пожелает вдруг, Венцов же лучших, большей чести Они желают другу друг, — Однако честь превыше есть ли? — Но той, которой благовестье Творец послал, права свои Все уступают, славя вместе Ее, Владычицу Любви.
39.
В любви — Святого Павла речи — Все люди суть Христовой плоти. Глава вот, ноги, руки, плечи — Все приспособлено к работе. Вот так и души человечьи — Христова плоть, коль вы поймете. И кто же нанесет увечье Себе же по своей охоте? На пальцы в золотом оплёте Свои не гневаетесь вы. Вот так и мы в Его оплоте Живем в блаженстве и любви».
40.
«В любви, — вскричал я, — да, понятно, И в счастье… Только не серчай, Коль слово будет неприятно: Ты, чай, ошиблась невзначай. Ты — королева? Невероятно! Ведь ты младенцем попала в Рай. Живи ты дольше многократно, Живи ты, кайся и страдай, Смиряйся, твердость не теряй И в горе радостно живи — Кем стала б ты, войдя в сей край? Какой достигла бы любви?

IX

41.
Да, странны у любви манеры, Коль ты рекла мне все, как есть! Ни Отче наш, ни Символ Веры Ты не умела произнесть, Двух лет попавши в эти сферы. Ты — королева? Или несть У Бога правила и меры? Бог прав, да праведна ли весть? Графиня — да, большая честь И даже слишком, помилуй Бог! Но королевский титул несть? Ведь есть любви предел и срок!»
42.
«Предел и срок? Вся суть вещей, — Рекла жемчужина, — вся в том, Что нет конца, нет края ей, — Бог прав всегда, Он прав кругом! На мессе говорит Матфей По Библии: Господень дом Есть вертоград среди полей, А сам Господь — хозяин в нем. Вот эта притча: — Как — то днем Хозяин вышел на порог; Был близок года перелом И гроздие созрело в срок.
43.
И срок настал, и на рассвете Пошел хозяин вертограда Звать годных, бывших на примете, Людей для сбора винограда; Договорились люди эти, Какая будет им награда, Трудились, обрезая плети, А солнце спины жжет — и радо. К полудню вновь хозяин сада Пошел на рыночный припек «Эй, люди, или вам не надо Работы, иль пришли не в срок?»
44.
«Мы в самый срок пришли сюда, — Ответил кто — то из народа, — Но не попали никуда, А ждем от самого восхода». «Ступайте, там еще страда, В моем саду, где изгорода. В оплате ж вашего труда, Вам будет без стыда угода». И вот, людей такого рода Он всюду собирал, где мог, Почти до самого захода — Уже молитве близок срок.
45.
Молитве срок; все гуще тень, Уходит солнце на закат, И тех, кто зря прождал весь день, Как всех, спросил он: что стоят, Или работать было лень? «Никто не звал нас», — говорят. «Тогда в мою ступайте сень И собирайте виноград». Уже холмов зеленых ряд Буреет; выполнен урок, Хозяин вышел из палат, Чтоб расплатиться с ними в срок.

X

46.
И в срок, когда пришла пора, Сказал смотрителю работ: «Сэр, всех постройте средь двора, Пусть всяк получит в свой черед: Последним — тот, кто здесь с утра, А тот, последний, — поперед, И равной мерой серебра Платите всем, кто платы ждет». И вот, вперед выходит тот, Кто первым был: «Мала помога: Весь день он пил, а с нас пот льет. Ты должен нам еще немного.
47.
Толико много мы в саду Трудились в самый солнопек! Ты платишь нам не по труду — Ведь он лишь к вечеру прибёг». Хозяин молвил: «Не к стыду, Возьми, что должно, в должный срок; Ты знал, с другими наряду, И срок, и плату, и урок, — Откуда же теперь попрек? Свое я соблюдаю строго, И ты, назначив цену впрок, Напрасно просишь слишком много.
48.
Сколь много, по какой цене Я заплачу им, человече, В том волен я. В твоей вине Не виноват я, в злосердечье. Сказал Христос: «Прийдут ко Мне, Последний станет недалече, А первый станет в стороне». И вот еще Христовы речи: «Хоть много призванных на встрече, Да мало избранных». У Бога Убогость, бедность и увечье Получат милостей премного». —
49.
Да, много бóльшие щедроты Мне были в Небесах даны, Чем людям, жившим из охоты Добиться правильной цены. Когда пришла я на работы, Светили звезды с вышины, Но, чуть пришла, расчет и льготы Мне дал Господь за первины. А те, кто получить должны За все труды, те у порога Напрасно ждут — за их вины Им платы нет. Их очень много».
50.
Я много осмелел тотчас: «Дитя мое, ты вздор рекла! Или Писание — глупый сказ? Иль Божия правда — не скала? Псалтирь, понятная для нас, Слова такие нам дала: «Предвечный по заслугам вас Вознаградит за все дела!» За что же плату ты взяла, А те остались без итога? За больший спрос — разор дотла! Работы мало — платы много».

XI

51.
«Здесь «много», «мало» — суть одно Понятие, — рекла она. — Не много — мало, но равно Всем платит Божия казна, И больше, меньше ли дано, Его дарам одна цена — Текут, не обнажая дно, Как мельничная быстрина. Тем более, на ком вина, Его просите, коли больно, И Он отдаст вам все, до дна, — У Бога милостей довольно.
52.
Кричите вы довольно грозно, Мол, не права ты, ей — же — ей, Начав работу слишком поздно, Не заслужила мзды своей. А сколько — говорю серьезно, — По справедливости людей (Они молились много, слезно) Ждут мзды напрасно у дверей! О праве должно, чем старей, Тем меньше думать своевольно, И милость скажется скорей — У Бога милостей довольно.
53.
Невинных тож довольно! В теле Дитя рождается, потом Его крестят в святой купели — Пришел работник в Божий дом, Но тьма средь дня достигла цели, И Смерть убила кулаком Того, кто чист на самом деле. И если в вертограде том Довольный праведным трудом Хозяин платит всем сердобольно, Уж Он расплатится с дитём! У Бога милости предовольно.
54.
Довольно ведомо, что в свет И в благо сотворил нас Бог, Но праотец все свел на нет, Отъядши яблока кусок: Кровь почернела с этих ед, И смерть близка, и Бог далек, И темный Ад был разогрет, А в нем мучений на долгий срок. Но — грубый крест, и крови ток, И страшный час: так добровольно В ту ночь нам Бог спастись помог. У Бога милостей предовольно.
55.
Довольно крови с водой бежало Из ран глубоких, из родников, Чтобы у Смерти вырвать жало, А нас — из адовых оков; Вода крещения сокрушала Земную скорбь и грязь грехов, Что от Адама нас окружала, — И ныне мир уже не таков: Избавил нас от старых ков Господь, чтоб шли ко благу вольно, И будет так во век веков — У Бога милостей предовольно.

XII

56.
Довольно их тому, кто грешен И грех сознал. Да будет он В раскаянии безутешен, Смирен, но горем не сражен, И будет он благоуспешен, Коль Богом в битву снаряжен, Ведь тот, кто Господом утешен, Стыдом не сломлен, но силен. Пусть падшим нанесен урон, Но им Господь дарует славу. Лишь кто безгрешен испокон, Невинен кто — спасен по праву.
57.
Итак, по праву Он двоих Спасает, не по снисхожденью: Того, кто прав в делах своих, И непорочных по рожденью. Псалтирь нам говорит о них: «Кто, Боже, под Твоею сенью Обрящет мир высот Твоих?» Господь ответил ко спасенью: «Чье сердце не мрачилось тенью, Кто злую не творил расправу, Да не споткнется». Вразумленью Кто внемлет, тот спасен по праву.
58.
Живи по праву безопасно В сем Граде за его стеной, Кто не растратил сил напрасно, Не крал, не грабил стороной. Премудрый молвил велегласно Царь Соломон: мол, Град иной Устроен прямо и прекрасно И весь сверкает белизной, — Сказав: сей город островной, Коль ты ни к леву и ни к праву Не поворотишь, будет твой. Кто чист, тот и спасен по праву.
59.
Псалтирь права! читай: «О Боже Прости раба, коль прогневит: Кто в людях праведен? — никто же!» — Так молвил праведный Давид. И на Суде, коль вы, ничтоже Сумняшись, сотворите вид, Что праведны, — вам скажут то же, Что я; и Тот, кто был прибит К кресту гвоздьём, чья кровь горит, Струясь по каждому суставу, Он со креста вам возопит: «По чистоте, а не по праву».
60.
И, право, всякий грамотей, Прочтет в Писании стих известный, Как шел Христос среди людей, Они ж с детьми толпою тесной Его обстали без затей, Ибо рукою благовестной Благословив, целил детей. «Отстаньте!» — рек Апостол честный. Они отстали. Но молвил Крестный: «Прийдите! Дети имут славу, Для таковых же Град Небесный». И кто невинен — спасен по праву.

ХIII

61.
Он, Правый, речь к ним обратя, Учил их вновь: кто же сполна Не станет сам как бы дитя, Для тех пуста Его казна. Но тот, кто чистого житья, На ком греха нет ни пятна, Гряди ко Граду, век спустя, Стучи — раздвинется стена, Там — радость! Столь ценна она, Что все отдаст ценитель истый, Всю шерсть и все запасы льна, Ради жемчужины пречистой.
62.
За перл пречистый полной мерой Отдаст ценитель, за жемчуг тот, Что дивно схож с Небесной Сферой, — Сказал Отец полей и вод. — Перл яркий, белый, а не серый, Перл круглый, словно небосвод, Исполнен радостью и верой, Он — символ их, и к тем идет, Кто ищет мира! Гляньте, вот — Христос вручил мне перл лучистый. Отдайте груз земных забот Ради жемчужины пречистой».
63.
«Пречистая! ты перлом оным Украшена? Скажи сейчас, Отколь ты в теле сотворенном, И в платье радующем глаз? Не ваяна Пигмалионом, И от Природы не родилась, И Аристотелевым законам Краса твоя не поддалась. Что королевских лилий вязь? Они суть ирис стрелолистый. С каким гербом поставить в связь Тебя, скажи мне, перл пречистый?»
64.
«Пречистый Агнец, власть имущий Все возвышать, — вот мой удел! — Меня нарек Он Невестой сущей. И что Господь во мне узрел? Из слезной тьмы пришла я в кущи, Где Он, возлюбленный, сидел: «Не бойся, — молвил Всемогущий, Я вижу, дух твой чист и бел». И платье дал и в плоть одел, Омыв в крови своей огнистой, Сан королевский и удел, На грудь же — этот перл пречистый».
65.
«Скажи, пречистая невеста, Вот ты богата и разодета, Но кто ж он, Агнец, честь и место Тебе отдавший в твои — то лета? Ты получила королевство, Ты стала первой леди света, Но скольких дев, хранивших девство, Тьма погубила, сжив со света. А может быть, борясь за это, Была ты дерзко норовистой И оттеснила всех от Света, Став первой по любви пречистой?»

XIV

66.
«Пречистой, да, отвечу честно, И непорочной, и без изъяна. Но «первой» — слово неуместно! Из Откровения Иоанна, Число должно быть вам известно: В невесты, поздно или рано, — Ведь то видение провозвестно, — Считай по тысячам, избранно Двенадцать дюжин. Втекут пространно Их сонмы на Сион, и с Ним Войдут для свадьбы столь долгожданной В град Новый Иерусалим.
67.
А в Новом Иерусалиме Мой Агнец, мой Господь, Жених, Мой Перл Бесценный, мой Бог, чье имя Любовь, царит в стенах Своих Вовеки над людьми Своими. О Нем же есть Исаии стих: «Безгрешный, Он убит был ими Бессудно, без свидетельств лих; Под нож, как агнец, Он шел, и, тих, Как в óстриге овца, Он им Не отвечал на злобы их,» — Но шел на крест в Иерусалим.
68.
В Иерусалиме был Христос С ворами наравне распят: Весь груз грехов, скорбей и слез, Все муки и предсмертный хлад, — О, лик любимый! вместо роз Тебя шипами украсил кат, — Всю нашу боль за нас понес Тот, кто ни в чем не виноват. Смирен, как агнец, чист и свят, Он, жертвуя Собой самим, Своею волей в этот град Пришел на крест, в Иерусалим.
69.
В Иерусалиме, на Иордане Крестил Креститель. Пришел к Предтече Господь: «Меня же, Иоанне, Крести». Крестителя же речи Исаия прорек заране: «Се Агнец Божий, камня крепче, Людских грехов земные дани Возьмет беременем на плечи: Сам без греха, но человечьи Искупит все Он». Творцом любим, Агнец, пребывший в вековечье, К кресту пришел в Иерусалим.
70.
Христа Иерусалим приветил Как Агнца дважды, и пророк Пророку вторил, сколь Он светел, Сколь кроток Он, но третий срок В видении Апостол встретил И в Откровении прорек: Престол он средь святых заметил, Где Агнец жертвенный возлег, И Книгу, с коей Тот совлек Все семь печатей, — и пред Ним Тогда весь Ад от страха дрог, Земля и Иерусалим.

XV

71.
А здесь, в Иерусалиме Новом, Сверкает Агнец белизной И незапятнанным покровом, Весь белый, белый — не иной. Здесь обручается Он словом С душой пречистой как с женой; И каждый день под Божьим кровом Всё больше нас, но здесь земной Нет зависти: Господь со мной! — Мы все ликуем. — Нас больше стало! К нам прибывает по одной Любовь, и этого нам мало.
72.
Нимало не страшатся девы, Отмеченные перлом Божьим, Коль здесь другие королевы Красуются отличьем схожим. Зерно не отделить от плевы, Покуда смертный страхом гложим, Но смерть попрала все страхи и гневы, И зреть незримое мы можем. И радость пред Господним ложем На пиршестве нам воссияла, И всяк здесь светел и нетревожим, И чести не лишен нимало.
73.
Коль мало веры мне — в Писанье Читайте Иоанна, он Сказал: «И я узрел сиянье На высотах горы Сион — Там Агнец был, а в предстоянье Сто сорок тысяч чистых жен, Четыре тож, и начертанье Я зрел на их челах имен Отца и Агнца. И вдруг, как стон И рев воды поверх завала, Как грома гром со всех сторон, — Глас с Неба. Все Ему внимало.
74.
Ему внимало все вокруг, Но из — под спуда в гул могучий Втекал, я слышал, новый звук Благоговейный и певучий: Я зрел в руках у Божьих слуг Златые арфы, и созвучий Узоры восхищали слух Новейшей песней наилучшей; Сидел на троне Всемогущий, И четверо зверей стояло Округ, и старцы, там, на круче, И ангелы. И все внимало.
75.
Немало певчих, до конца В искусстве пения умудренных, Но славить Агнца и Отца Не смогут так, как сонмы оных; Они же, первины Творца, Сто сорок тысяч искупленных, Четыре тож, Ему с лица Подобных и Христом спасенных, Из уст, хулой не оскверненных, Хвалу они рекли, звучала Песнь праведных, и слушал Он их; Быть им вовек; им все внимало»”.
76.
«Нимало не желая спора, Задам еще один вопрос, Ибо премудра ты, коль скоро Тебя, мой перл, избрал Христос. Я прах, я тлен, я куча сора, А ты из королевских роз, Ты здесь живешь, твоя опора — Любовь и бытие без слез, А я — бездомный дикий пес. И все же я начну сначала: Пусть леди кроткая на спрос Ответит, не таясь нимало.

XVI

77.
Немалое во мне горит Желание, узнать о том, Где город твой, каков на вид (Коль милосердная о нем Сказать мне соблаговолит), И в граде том каков твой дом? В Иерусалиме был Давид Царем, — но это все в былом, Не здесь, а там, в краю земном, В стране еврейской, — во сто крат Вы чище под луной во всем; Так сколь же, чаю, чист ваш град!
78.
Ваш град при вашем населенье, При этих тысячах и тьмах, Чай, преобширное строенье? Но где же домы на холмах? Иль драгоценные каменья Живут здесь вовсе не в домах? Иль он за лесом, в отдаленье? А может статься, он в двух шагах, И ты на этих берегах Гулять привыкла? Я буду рад Узнать о нем не на словах, Коль ты покажешь мне этот град».
79.
«Град иудейский, о каком Известно вам, он был недаром От века Господом иском — Невинный в нем подвергся карам; Иерусалимом град реком; Но Иоанн рек не о Старом, Он рек о Новом, о другом, Который стал нам Божьим даром. Как Агнец, не замаран варом, Так и овечки Его стад, Таков же и загон отарам, А стало быть, пречист и град.
80.
Есть град и град, названьем схож — Иерусалим, но перевод Различен: «Божий Дом», и то ж — «Мир Зримый». Из одних ворот (Тот град был избран и хорош) Шел Агнец в мир: спасая род Людской, Он кротко стал под нож. Из врат других, наоборот, К нам беспредельный мир грядет: Обречена плоть на распад, Но радость вечная цветет Для всех, вошедших в этот град».
81.
«Коль близок град, — мою отраду Молил я, — нежный мой цветок, Ты проводи меня ко граду На дом твой поглядеть разок!» Она же строго: «За ограду Вас пропускать не волит Бог. Молила я, и вам награду Господь послал: на краткий срок Издалека, через порог, Узрите вы поверх оград Наш град; не чистого поток, Всех сил лишив, не пустит в град.

XVII

82.
Град Божий — выше, у истока, С холма узрится вся столица; Я с вами обонпол потока Пойду», — так прорекла юница. Там было, вправду, недалеко; Легко шагал я вдоль границы И вдруг застыл — узрело око С того холма у той криницы Ограды, башни и бойницы — Все словно солнцем осияно, Как будто предо мной страницы Из Откровения Иоанна.
83.
Что Иоанн зрел вдохновенный, То видели глаза мои: Иерусалим, град обновленный, Стоял в сиянии зари, Златые зубчатые стены Сверкали, будто хрустали; И основания драгоценны: Всего двенадцать от земли Их было, все двенадцать шли Уступами вдоль стен, пространно, — И все, что видел я вдали, Есть в Откровении Иоанна.
84.
Как Иоанн дал самоцветам Число и место в Откровенье, То я узнал их по приметам: Был первый зелен, но из тени Сиял голубизной при этом, То — яшма; на второй ступени Сапфир, на третьей бледен цветом Бел халкидон; еще каменье — Смарагд — для глаз отдохновенье; Сардоникс — пятый, и, как рана, Рубин — шестой (перечисленье По Откровению Иоанна).
85.
По Иоанну был седьмым В тех основаниях хризолит, Берилл белейший был осьмым, Топаз, в котором цвет двоит, Девятым; хризопраз над ним — Десятым; гиацинт стоит Одиннадцатым; остальным, Последним, аметист — на вид Пурпур с индиго — он хранит От бед. Над ним же первозданна Стена из яшмы — монолит. Так скаазано у Иоанна.
86.
Двенадцать Иоанн прорек Основ, на коих град возник, Что ввысь, что вдоль, что поперек, Равно прекрасен и велик. Сверкала яшма, как белок, И, как стекло, был улиц лик, Янтарь на мостовые лег, Игра камений — блеск и блик. Стена же, яшмовый целик, В своих размерах постоянна — Двенадцать тысяч напрямик Мер, сказаных у Иоанна.

XVIII

87.
По Иоанну град квадратом Стоял; в стене по трое врат — Тот град двенадцати был вратым, И был украшен их фасад Резьбой — узорочьем богатым; Жемчужина, какой навряд Поблекнет блеск, укреплена там Над каждым сводом, и горят Князей Израиля подряд Начертанные имена; Но нет ни светочей, ни лампад, Не светит солнце, ни луна.
88.
Ни солнца, ни луны не надо: Там сам Творец есть светоч Божий, Там Агнец — вечная лампада; Весь град сиял, как в день погожий, И проницаем был для взгляда, По чистоте с кристаллом схожий, И я прозрел сквозь стены града (Что видел Иоанн, я — тоже): Вот Бог сидит, а от подножий Его престола бьет волна (Весь мир под ней — речное ложе!) Светлей, чем солнце и луна.
89.
И солнца, и луны светлей Вода стремящейся волны, И нет ни грана грязи в ней, Бурленьем улицы полны. И нет ни храмов, ни церквей, Кресты на шпилях не видны: Здесь Бог Превышний иерей, Здесь Агнцем все обновлены. И все врата отворены — Для всех распахнута стена, Но в ней не скрыться от вины Тем, кто ущербен, как луна.
90.
Луна там не имеет власти — Ущербен свет ее и сед; К тому же, сутки там на части Не делятся, и ночи нет, А посему ее участье Бессмысленно, и лик планет От века исказили страсти, И солнца свет там тоже блед. На древах жизни зреет цвет Двенадцати плодов сполна Двенадцать раз в двенадцать лет: Там — год, у нас — одна луна.
91.
Земное сердце под луной, Узревши этих стен размах, Весь этот город неземной, Оно рассыпалось бы в прах. Когда он встал передо мной, Меня, как перепелку страх, Сковал восторг. Я был одной Душой бессмертной в тех горах, А то бы телом и зачах Так, что травница ни одна Свет не зажгла б в моих очах, — Навек померкла бы луна.

XIX

92.
И вдруг (луна на небосклон Вот так восходит, и ночь светла) Увидел я: со всех сторон Толпа — о дивные дела! Не звал их колокольный звон! — Толпа юниц во град втекла В сиянье царственных корон Жемчужных — каждая бела, Как у жемчужины была, И на груди сверх одеянья, Одна жемчужина цвела — Перл радости и ликованья.
93.
И ликование текло По улицам — их берега, Как золоченое стекло, А королевы, как снега, — Сто тысяч их, не мене, шло. Шел Агнец! Все Его рога Из злата — им же семь число, Руно на Нем, как жемчуга. Шли, не толкались, — дорога Любая Богу в предстоянье! — Шли, как к обедне. Недолга Дорога к трону в ликованье.
94.
О ликовании толиком Сказать — нет слов. Господь идет! Все старцы пред Господним ликом Ниц пали; под высокий свод Курения в числе великом Сонм ангелов вознес. И вот, Воссел Творец! Нет меры кликам И радости, и все поет. Сквозь землю даже под испод Небесных Сил течет звучанье: Творца поет Его народ — И я, тихонько, — в ликованье.
95.
О ликовании моем Тож не сказать. Впервой сознав, Я понял: Тот, Кого поем, Он выше всех похвал и слав! Всевышний светел был челом, Был Он спокоен, величав, Под сердцем же, где острием Копье вонзилось, плоть прорвав, От раны был весь бок кровав. Мой Боже, кто ж Тебя? Страданье Сожгло бы грудь и весь состав, Когда б не Божие ликованье.
96.
Ликует Он! Как нам понять? Христовы раны столь кровавы, Но светел лик Его и стать В сиянье радости и славы! Ликуют сонмы — Божия рать, Его жемчужные оправы; Моя жемчужина — я, глядь, А он уж пуст, тот берег, правый, — Моя средь них, — О, Боже правый! — Ее я вижу там, в сиянье! Ждать я не стану переправы, — Решил я сглупу в ликованье.

XX

97.
От ликования мой разум Ослаб, а также слух и зренье. Коль я жемчужину зрю глазом, Зачем стою здесь, в отдаленье? Мой дух, не покорясь приказам, — Так я помыслил в исступленье, — Ручей преодолеет разом, А плоть и кровь оставлю в тленье. Гордыня это и преступленье! Господь не счел монету гожей, И за свое неразуменье Я милости лишился Божьей.
98.
Немилость Божия — мне награда, За то что мысль была дурна; Неширока была преграда, Да велика моя вина: Я с места ринулся, как надо, Нырнул, и тут меня из сна Изгнали. Спал я средь вертограда, На той могилке, где она Лежит, моя жемчужина. И вновь я плачу в огороже, Молюсь, молитва же одна: «Я милость заслужу, о Боже!»
99.
Немилостию Божьей был Я изгнан из земли священной, Где живы те, кто прежде жил. И вот, к могиле приткновенный, В отчаянье я возопил: «Жемчужина, во всей вселенной Прославленная, я о ценил То, что увидел аз презренный: Коль вправду там ты, в благословенной Толпе жемчужин, с оправой схожей, Я счастлив здесь, в темнице бренной, Коль там ты милостию Божьей.
100.
Сверх Божьей милости никогда Не стал бы требовать я платы За дни упорного труда; Тож мне, жемчужина, рекла ты, Дорогу указав туда, К тем таинствам, в Его палаты. Но жаден человек — беда! — Коль повезло, давай стократы! Я изгнан был за грех проклятый Из царства Дня в день непогожий. Безумен человек, когда ты Зря споришь с милостию Божьей!
101.
За милость Божию плати Смиреньем радостным — оно Христу угодно. На пути Господь мне Бог и друг равно. Здесь, на могиле, мне во плоти Виденье это было дано — Господь жемчужину святи, Меня же с нею заодно. Мы плоть и кровь — хлеб и вино — Вкушаем в храмах: у подножья Господнего мы все — зерно Жемчужное, как милость Божья.
Аминь.

Комментарий к «Жемчужине»

Об авторе Жемчужины нам ничего не известно, кроме одного: возможно, у него была дочь, умершая в возрасте трех лет; и звали ее, возможно, Марджери[1] — впервые такое предположение сделал Израэль Голланц в предисловии к своему знаменитому изданию поэмы. И долгое время после первой публикации принято было считать, чтоЖемчужина представляет собой элегию на смерть дочери. Только в 1904 года Уильям Генри Скофилд[2] восстал против общего мнения — с тех пор полемика о жанровой принадлежности поэмы не утихают. Одни исследователи по — прежнему полагают ее элегией, другие видят в ней богословский трактат, уснащенный аллегориями, третьи относят к жанру «видений» и т. д.

Сам этот неутихающий ученый спор свидетельствует о том, что неизвестный автор Жемчужины был поэтом незаурядным, сумевшим слить воедино живую душевную скорбь и схоластику, аллегорию и высокий экстаз видения, придав всему математически точную, изящную и вместе с тем мощную форму, сравнимую по сложности разве что с венком сонетов. Искусство этого поэта особенно впечатляет на фоне заскорузлых аллитерационных стихов Терпения и Чистоты, находящихся с Жемчужиной в одном манускрипте.

А был ли ребенок? Была ли Марджери — Жемчужина дочерью автора или только дочерью «лирического героя» поэмы — какое это имеет значение? Перед нами реальность текста, которая равна реальности наших переживаний при чтении его. Было ли видение дано автору во сне или он измыслил его, сообразуясь со своими знаниями и понятиями? Это тоже не имеет значения — перед нами реальность описания, которую каждый из нас волен принимать или не принимать за реальность. Богословский же пласт поэмы замечателен проповедью, необычайно емкой, прозрачной и, видимо, вполне актуальной в наши дни.

Vetus poema Anglicanum, in quo sub insomnii figmento, multa ad religionem et mores spectantia explicantur[3] (древнеанглийская поэма, в которой под видом сновидений объясняются многие положения религии и морали) — так четкой латынью еще в восемнадцатом веке определил содержание Жемчужины Ричард Джеймсон, смотритель библиотеки сэра Роберта Коттона.

Это определение можно дополнить словами Дж. Р. Р. Толкина, переведшего поэму на современный английский:

«Без элегической основы и чувства личной утраты, пронизывающего ее, Жемчужина действительно была бы, как полагают некоторые критики, теологическим трактатом на заданную тему. Но без теологического спора, скорбь никогда не поднялась бы выше могильного холма.»[4]

Данный комментарий представляет собой далеко не полный, местами, вероятно, субъективный, но все — таки необходимый «путеводитель» по Жемчужине.

Строфа 1

Жемчужина как милость княжья… — здесь, как и положено в начале проповеди, богословского диспута или трактата, объявляется тема в самом узком и прямом ее значении: обретение и потеря драгоценной жемчужины. Весь остальной текст представляет собой развернутую метафору этой темы и ее метаморфозы (жемчужина — дочь, жизнь, душа, Царство Небесное), а завершается парафразомпервой строки: […зерно] Жемчужное, как милость Божья, — что замыкает круг поэмы на высочайшей ноте. Замыкание это знаменательно. См. комментарий к стрф. 11

ценитель драгих камней — в оригиналеювелир

вертоград — в оригинале erbere в том же значении — «сад». Однако уже со второй строфы ясно, что речь идет о кладбище, где похоронена Жемчужина.

Строфа 2

Начало элегии и первый поворот темы: жемчужина — умершая дочь. При этом дан удивительно точный эмоциональный портрет человека в горе: мотив посещения могилы — увидеть то, что не видит зрак, взрыв скорби, а дальше миг покоя, во время которого смутно постигается нечто важное — …прах сопряг сиянье с тлением в ограде…, и снова скорбь. На протяжении всей поэмы герой приходит к постижениям через такие эмоциональные взлеты и падения. (См. комментарий к стрф. 11, 101)

Строфа 3

Зерно — ключевое слово. Оно неизбежно должно вызвать в памяти христианина евангельские слова: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоанн. 12. 24). Между тем герой уклоняется от этой ассоциации и находит утешение в пантеистически прекрасной, но далеко не христианской идее: истлела ради травы.

Строфа 4

Высоки серые врата — замечательная деталь, благодаря который место, где похоронена Жемчужина, становится почти зримым: высокие каменные стены и в них врата — аббатство либо монастырь. Вхождение в эти врата означает первый шаг на пути удаления от мира. (См. комментарий к стрф. 6)

Был август, время урожая, / Серпам востреным маята — строка ведет к тому же ассоциативному ряду, что и зерно: праздник урожая (1 августа) связан с идеей смерти и воскресения из мертвых. Нельзя не отметить зримость и этой детали: аббатство стоит среди хлебных полей и страдной суеты.

Строфа 5

Строфа столь яркая, что не требует комментария. Скорбь героя вылилась, если не в богоборческий бунт, то по крайней в мере в полное забвенье смирения. Взлет эмоций завершается падением наземь и сном (ср. стрф, 2, 11).

И сон — внезапный, как смерть — в данном случае сон подобен смерти в прямом смысле, ибо герой отправляется в путь по загробному миру.

Так завершается первый из двадцати циклов, составляющих поэму. Надо заметить, что деление на пятистрофные циклы ни в коем случае не условно: кроме формальных признаков (использование определенного ключевого слова, открывающего и закрывающего каждую из пяти строф) цикл отмечен, как правило, сюжетной и композиционной завершенностью. По существу это главки или песни, которым легко было бы дать заглавия (что и делается в некоторых переводах). Однако при этом циклы формально и сюжетно так связаны друг с другом, так перетекают один в другой, что разделять их жесткими границами представляется невозможным. (См. комментарий к стрф. 20.)

Строфа 6

утес расколотый — вход в загробный, нижний, мир мифологическое сознание естественно помещало в пещеры или расселины (напр. вход в античный Аид). Автор же обозначил скальной расселиной выход из нашего мира в вышний. Таким образом это уже вторые после монастырских врата, которую преодолевает герой в своем путешествии по концентрическим кругам духовного мира. (См. комментарий к стрф. 4, 89)

ткач — заморский ли, наш ли местный — пейзажи, изображенные Автором Жемчужиныво втором и третьем циклах, действительно скорее тканые и шитые, чем писаные кистью, — скорее гобелены, чем книжные миниатюры. Плотность и зримость описаний заставляет почти мгновенно забыть, что герой попал в реальность сновидения.

Строфа 7

Восточного жемчуга россыпь — дальше будет перечислено множество драгоценных камней, но первым в этом списке как напоминание о теме поэмы стоит жемчуг.

Строфа 8

И духом плодов — хоть я не снедал их,…утешился — замечательная деталь: даже плоды в этом духовном саду насыщают не утробу, как библейская манна небесная, но утешают душу ароматами.

Строфа 10

Сверкали камушки на дне — чудесная река, дно которой усыпано драгоценными камнями, встречается, и в рыцарских романах (Флорис и Бланшефлер), и в жанре путевых заметок. Описана таковая у Данте (Рай XXX.61–9). См. комментарий к стрф. 12.

Строфа 11

Крылатая, свершая круг / Судьба…/ Поднимет вновь, низринет снова. — первая строфа третьего цикла завершается знаменательным пассажем, открывающим еще одну тему — тему судьбы, фатума, колеса фортуны, поднимающего героя на вершины духовные и вновь низвергающего на землю. См. комментарий к стрф. 1, 2, 23.

Строфа 12

Река обозначала край — река всегда воспринималась как естественная граница не только между земными владениями, но и между мирами. Разница в том, что граница между мирами (к примеру, Стикс) не может быть преодолена человеком во плоти (Орфей или Геракл — исключения, лишь подтверждающие этот закон). Путь героя Жемчужины по существу есть зеркальное отражение пути Орфея. Однако здесь есть и существенные различия — см. комментарий к стрф. 27

Строфа 13

обонпол — на той стороне, по ту сторону

страхи ли, чудеса ли — все одолею… — решимость воистину рыцарская! Здесь герой напоминает не только Орфея, но и сэра Орфео, бесстрашно входящего в подземное царство фэйери (см. «Сэр Орфео»). Однако рыцарство это в контексте всей Жемчужины и даже последующих трех строф выглядит несколько комично. Такая же ситуация возникает а конце поэмы. См. стрф. 97.

Строфы 14–15 — 16

Вот он, поворот колеса Фортуны, — герой встретил Жемчужину и испытывает новый эмоциональный перепад — от ребяческого все одолею до снова страхом я объятый — со всей гаммой чувств, причем написанной так, как может написать только великий мастер.

Строфа 17–18

Описание традиционного платья молодой аристократки XIV века. (см. комментарий кСэру Гавейну)

Гербовой лилии подобна — имеется ввиду геральдическая лилия (ирис) на королевском гербе, но за этим просматривается и евангельское «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей своей славе не одевался так, как всякая из них…» (Мат. 6:28–29).

Строфа 19

Но ярче всех одна из них… — пока что эта жемчужина воспринимается как украшение, однако далее (см. стрф. 62 и 92) становится ясно, что она соответствует жемчужине из евангельской притчи: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, Который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.» (Матф. 13:45–46).

Строфа 20

Отсель до Греции — в ирландском фольклоре Греция обозначает далекую чудесную страну («тридевятое царство»). А если учесть, что совпадение первой и последней строки (или слова) в стихотворении характерны именно для ирландского стихосложения, то можно предположить, что Автор Жемчужины по меньшей мере был знаком с ирландской поэзией. См. комментарий к стрф. 5.

Венец свой сняв и стан склоня — это жест смирения и почтенья перед старшим. Однако, готовясь попенять отцу за его заблуждения, дочь вновь надевает жемчужную корону (стрф. 22)

Строфа 21

С пятого цикла начинается собственно богословская часть поэмы. Но пока еще это не диспут, требующий от участников смирения, и даже не проповедь, а скорее отповедь: дочь отчитывает отца, который по закону жанра должен играть роль простеца, профана (то же, что доктор Ватсон при Холмсе). Однако Автор наделил его таким живым характером, что впечатления ходульности, обычной для такого персонажа, вовсе не возникает.

Я в горе был, я был в досаде, / Жемчужный мастер я и ценитель — т. е. ювелир (см. комментарий к стрф. 1). Эти слова обозначают всю глубину духовного невежества, с которой герой начинает свое восхождение — он представляет себя единственным творцом и владельцем своей дочери.

Когда лейтмотив «ценителя» появляется в поэме в третий раз, ювелир отождествляется с купцом из притчи о драгоценной жемчужине — Мат. 13: 45–46. (См. комментарий к стрф. 19, 61.)

Строфа 22

И сероглаза, и светлолица… — см. комментарий к Сэру Гавейну, строка 82.

Строфа 23

Пусть роза смертна — что ж, увы… — роза из символа бренности всего земного, каковым предстает в данной строке, дальше становится символом небесного совершенства — Я прах, я тлен, я куча сора, А ты из королевских роз (стрф.).

Судьбу вы татем называли, Она ж — бесплатный ваш хранитель — мотив судьбы в репликах отца и дочери звучит по — разному. Для сновидца это слепой рок, который, как вор, уносит самое дорогое, а для Жемчужины — Провидение.

Вы горе чтили, радость гнали — Вы, сэр, не истинный ценитель — этот упрек дальше будет повторяться в различных вариациях как одна из основных тем. (См. комментарий кстрф. 29, 30). Вторая тема — милость (см. стрф. 52).

Строфа 24.

Я думал, ты ушла навечно… и т. д. — тирада, изобличающая «потребительское» отношение героя к Богу, служит отправной точкой для дискуссии еще на одну тему: осправедливости и милости (См. комментарий кстрф.)

Строфа 25–26

Дочь отвечает не без язвительности, противопоставляя словеса отца Слову Божию, физическое зрение духовному видению, и завершает эту часть своей речи формулой:

И тот не благ, кто словоблудит, / Кто верит слишком осторожно, / Кто истину рассудком судит! Очевидно Жемчужина опирается на слова Христа, обращенные к Апостолу Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». Иоанн 20:29

Следует заметить, что ссора была нешуточная — здесь и дальше Жемчужина не слишком стесняется в выражениях, обличая отца. Недаром при примирении он говорит: Помилуй, Боже! — мы спорим бранно (стрф. 32), она же отвечает: Угас ваш гнев и громкий глас. (стрф. 34).

Строфа 27

Кто умер, тот за эту водь / Пройдет, коль Бог ему присудит — эта река отличается от всех прочих пограничных рек типа Стикса тем, что не только плоть, но и не всякая душа может ее преодолеть (см. комментарий к стрф. 12).

Строфа 28

Бедный простец! Он не может понять, почему ему вменяются в вину и слезы утраты, и радость обретения. По существу он повторяет то же самое, что говорил в стрф 21 (см. комментарий), только на этот раз с гневом и отчаянием.

Строфа 29

О малости скорбя, в ответ /Утратишь больше в результате — см. стрф 23.

Строфа 30

Отриньте радости, горе майте — / За это не воздастся вам — см. стрф 23

Любовь есть Бог и Божий храм! — «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». 1 Иоанна. 8

Строфа 31

…вода живая — т. е. родниковая (см. Словарь Даля). См. также Иоанн 4:10–18

Строфа 31–35

Наступает примирение, отец укрощен и готов принять поучения от дочери, хотя и не безропотно. Замечательно, что серьезное богословие начинается с вопроса естественного для родителя: «Как ты тут поживаешь, дочка? Как здоровье?»

Строфа 36

Герой входит в роль простеца, однако вопрос его только выглядит глуповатым — на самом деле он поднимает проблему равенствав Царстве Небесном.

«Феникс Аравийский»… — Феникс, бесконечно возрождающийся из пепла, в христианской символике связан с бессмертием души и воскресением.

Строфа 39

Христова плоть, коль вы поймете — «Разве не знаете, что тела ваши — члены Христовы?» 1 Кор. 6:15

На пальцы в золотом оплете / Свои не гневаетесь вы… — дословно «голова ваша не злится и не завидует, если на руке надет браслет или палец украшен кольцом.» Притча о раздоре между частями одного тела как параллель раздорам в человеческом обществе всегда была популярна в литературе. Ср. Шекспир Кориолан, I.i.94 ff.:

«Однажды возмутились против чрева Все части человеческого тела, Виня за то, что, словно омут, Всю пищу поглощает он, а время Проводит в лени и безделье праздном, Тогда как остальные члены ходят, Глядят и слышат, чувствуют и мыслят, Друг другу помогая и служа…» (пер. Ю.Корнеева)

Строфа 40–41

Простецу так же, как и нам, трудно постичь идею равенства, основанного не на социальной справедливости, а на любви.

Строфа 42–48

Притча о виноградарях (Мат. 20:1–16)

На мессе говорит Матфей… — под «мессой» в средневековых текстах часто подразумевалось Евангелие.

Строфа 49

Чем людям, жившим из охоты / Добиться правильной цены… Напрасно ждут — за их вины… — главная вина, похоже, и есть требование справедливости.

Строфа 50

Справедливость — вечно больной вопрос, и простец отстаивает ее со всем жаром, ссылаясь при этом на «понятную» (sic!) Псалтирь:

«Предвечный по заслугам вас / Вознаградит за все дела!» — «И у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздашь каждому по делам его». (Пс. 61:13)

Строфа 51–60

Одиннадцатый и двенадцатый циклы ознаменованы рефренами с вариациями: У Бога милостей довольно (ХI) и Невинен кто — спасен по праву (ХП) и трактуют о противоположениисправедливости и милости, а также о происхождении последней. См. формулу встрф 52: О праве должно, чем старей, / Тем меньше думать своевольно, / И милость скажется скорей…

Строфа 57

Кто, Боже, под Твоею сенью… Ктовнемлет, тот спасен по праву — Псалом 23

Строфа 58

Имеется ввиду Книга Притч Соломоновых.

Строфа 59

Так молвил праведный Давид — «И не ходи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.» (Пс. 142:2)

Строфа 60

Как шел Христос среди людей — сюжет в основном известен по Евангелию от Луки (Лк. 18:15–17), но упоминание о нем находим и в других текстах (Мат. 19:13–15, Мар.10:13–16).

Строфа 61–62

Строфы подводят как бы промежуточный итог разговору — в ней собраны многие ключевые понятия: Стена (врата), радость, ценитель, жемчужина.

Раздвинется стена — т. е. врата в Царство Небесное, в Новый Иерусалим (см. строфы:

все отдаст ценитель истый — здесь в оригинале все то же слово «ювелир», однакошерсть и запасы льна прямо указывают на притчу о купце. (См. комментарий к стрф. 19, 21)

Что дивно схож с Небесной Сферой… — замечательно, что и на этот раз жемчужина уподобляется вполне материальному объекту — небесной сфере и только затем дается ее символическое значение.

Отец полей и вод — очевидно, имеется ввиду Бог — Отец.

Строфа 63

Пигмалион — герой античной легенды, ваятель, ожививший свою статую.

Аристотель — древнегреческий философ, учение которого было воспринято христианской средневековой наукой.

Вопрос простеца можно перефразировать следующим образом: какова природа духовной плоти?

Строфа 64

«Не бойся, — молвил Всемогущий, — Я вижу, дух твой чист и бел… — ср.: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе.». Песн. П. 4:7.

Строфа 65

Реплика простеца доказывает, что идея небесного равенства так и осталась им не воспринята.

Строфа 66

Начиная с четырнадцатого цикла АвторЖемчужины опирается в основном на текст Откровение Иоанна.

Строфа 67

О Нем же есть Исаии стих — Исаия 53:7–9

Строфа 69

В Иерусалиме, на Иордане… — эта и следующая строфа основаны на библейском тексте: Иоан. 1:29; Ис. 53:6, 7; Отк. 5:1, 3, 6–8.

Строфа 72

Нимало не страшатся девы… — пятнадцатый цикл поэмы выделяется среди прочих тем, что в нем вместо пяти строф содержится шесть. Многие исследователи полагают, что одна строфа была включена по какой — то ошибке, и все сходятся на том, чтоесли какой — либо стих следует исключить из поэмы, то именно 72. Против этого можно возразить, что трудно представить себе подобную случайность в поэме, где столь большое значение придается форме, несущей символическим значением. Кроме того, вместе с этим «лишним» стихом текст поэмы укладывается ровно в 101 строфу, и ровно столько же строф содержится в Сэре Гавейне.(См. примечание к стрф. 101)

Строфа 73

Читайте Иоанна — Отк. 14:1–5.

Строфа 76

Я прах, я тлен, я куча сора — тон реплик героя разительно меняется, из оспаривающего ивозмущенного становится смиренным и уничиженным.

Строфа 80

«Божий Дом», и то ж — «Мир Зримый» — слово Иерусалим значит — «жилище мира»

Строфа 88

…от подножий / Его престола бьет волна — излияние божественного духа в отличии от предыдущих вод не пограничное, но всеобъемлющее. (ср. стрф. 51: Его дарам одна цена — Текут, не обнажая дно).

Строфа 89

И все врата отворены — sic!

Тем, кто ущербен, как луна — дословно в тексте сказано: «под луной ни один, отмеченный каким — либо пятном не укроется там», см. Отк. 21:27.

Строфа 90

На древах жизни зреет цвет — см. Отк. 22:2.

Строфа 95

Герой достигнув наивысшего духовного прозрения,…

Строфа 96

…вновь забывает увещевания дочери и следует только своей охоте: Ждать я не стану переправы, — Решил я сглупу в ликованье —

Строфа 98

«Я милость заслужу, о Боже!» — замечательная фраза, доказывающая, что герой (а может быть, и автор) так и не постиг главного — не по праву, а по милости!

Строфа 101

Поэма завершается парафразом первой строки. Это замыкание знаменательно — герой возвращается на круги своей человеческой земной жизни и сознания. С этим же, вероятно, связано добавление «лишней» строфы сверх ста — она размыкает круг поэмы, 101 строфа становится первой строфой повтора. (См. комментарий к стрф. 1, 11).

(обратно)

Примечания

1

Марджери — от латинского margarita — жемчужина.

(обратно)

2

Речь идет об эссе Скофилда: The Nature and Fabric of the Perl.

(обратно)

3

См.:The Middle English Pearl. Critical Essays, ed. by John Conley. London, 1970, vii.

(обратно)

4

J.R.R.Tolkien Perl translation. Introduction., p.15.

(обратно)

Оглавление

  • I
  • II
  • III
  • IV
  • V
  • VI
  • VII
  • VIII
  • IX
  • X
  • XI
  • XII
  • ХIII
  • XIV
  • XV
  • XVI
  • XVII
  • XVIII
  • XIX
  • XX
  • Комментарий к «Жемчужине» . . . . .
  • Реклама на сайте

    Комментарии к книге «Жемчужина», Автор неизвестен -- Европейская старинная литература

    Всего 0 комментариев

    Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

    Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства